Специфика психологических защит у родителей, применяющих к детям физические наказания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева Е. Е., Горбанева А. А. Специфика психологических защит у родителей, применяющих к детям физические наказания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2096–2100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54683.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ психологических защит родителей, применяющих к детям физические наказания. Показано, что родителей, физически наказывающих детей, характеризует психологическая защита реактивное образование.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеева Елена Евгеньевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. СанктПетербургAlekseevaEE28@yandex.ru

Горбанева Алина Александровна,воспитатель, ГБДОУ детский сад №6, г. СанктПетербургlevapv8@mail.ru

Специфика психологических защит у родителей, применяющих к детям

физические наказания

Аннотация.Встатье представлен анализ психологических защит родителей, применяющих к детям физические наказания. Показано, что родителей, физически наказывающих детей, характеризует психологическая защита реактивное образование. Ключевые слова:психологические защиты, физические наказания, реактивное образование.

В настоящее время одним из наиболее распространенных событий в жизни ребенка является домашнее насилие в семье, при этом часть современных родителей применение физических наказаний рассматривает как эффективный метод воздействия на детей[1,2,3,4]. Физические наказания до сих пор являются наиболее распространенным видом наказания у многих родителей. Большинство родителей полагают, что самый эффективный способ наказания детей это физическое наказание. Физическое насилие, независимо от степени его тяжести, всегда связано с причинением боли ребенку, навязыванием чужого мнения, ограничением свободы, то есть имеет черты психического насилия. Под физическими наказаниями вслед за И.А. Фурмановым мы понимаем применение физической силы с целью воздействия на ребенка, без нанесения тяжкого ущерба, для контроля и исправления его поведения [5].Применяя физические наказания, родители пытаются оправдать свои поступки с помощью психологических защит. Психологические защиты нужны человекудля того, чтобы он смог сохранить представление о себе как о хорошем человеке, несмотря на неблаговидные поступки, которые он совершает.Некоторые родители расстраиваются, когда наказывают своего ребенка, но всёравно продолжают этим пользоваться, так как полагают, что делают это радиребёнка. При наказании только единицы родителей называли в качестве основного своего переживания в этот момент любовь, большая часть родителей назвала в качестве основной эмоции жалость и примерно 20% родителей ощущали беспомощность и вину [7]. Вслед за Р. Р Набиуллиной и И.В.Тухтаровой под психологической защитой мы понимаем специальнуюсистему, которая стабилизирует состояние личности, ограждает сознание человека от травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами [6]. Необходимость изучения особенностей психологических защит у родителей, применяющих к детям физические наказания, связана с потребностью практики в оказании психологической помощи по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми без применения физических наказаний в отношении детей, что и составило актуальность нашегоисследования.

Целью настоящего исследованияявлялось изучение особенностей психологическихзащит у родителей,применяющихк детям физические наказания.Объект исследования:психологические защиты родителей.Предмет исследования: специфика психологических защит у родителей, применяющих к детям физические наказания.Задачи исследования:1. Определить структуру психологических защит родителей, применяющих к детям физические наказания.2.Провести сравнительный анализ психологических защит родителей, применяющих физические наказания по сравнению с психологическими защитами родителей, не применяющими физические наказания.Участники исследования: исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад №6, Калининского района города СанктПетербурга. Висследовании приняли участие 45 человек: 15 детей57 лет, 15 матерей и 15 отцов.

Методики исследования: для выявления родителей, использующих физические наказания по отношению к детям, использовались три методики: вопросник «Осознанность использования родителями наказания и поощрения. Выявление искажения восприятия эмоциональной информации у детей» (Николаева Е.И.),проективная методика«Рисунок семьи» (Макеева Т.Г.),опросник «Семейное интервью» (А.И. Захаров).Для определения специфики психологическихзащит у родителей, применяющих к детям физические наказания, использовался опросник ИЖС индекс жизненного стиля (LSI) (Х. Келлерман, Р. Плутчик).Статистическая обработка данных проводилась при помощи компьютерной программы SPSS (статистический пакет для социальных наук) (версия 11.5 пакета SPSS for Windows).Был применён вариант tкритерия: Independed Samples T Test (tкритерий для зависимых выборок) для сравнения средних значений двух выборок и определения статистической значимости их различия [8].РЕЗУЛЬТАТЫНа первом этапебыли выявлены родители, использующие по отношению к детям физические наказания. Каждый третий отец подтвердил, что применяет физические наказания и считает, что они необходимы при воспитании детей. Каждая четвёртая мать тоже выбралаэтот способ наказания, считая, что он приемлем для воспитания ребёнка. Вместе с тем, по мнению детей, значительная часть родителей (40%) используют по отношению к детям физические наказания. Чаще всего встречались ответы о том, что родители пользуются ремнем для наказания. Незначительная часть детей (13%)ответили утвердительно,на вопрос о том,что к ним применяют физическую силу, хотя родители отрицали это. При этом благоприятная эмоциональнаясвязь с родителями наблюдаласьпрактически у всех опрошенных детей, однако каждый второй ребёнок боялся наказания родителей. Больше всего детей(41%) ответили, что родителиих ставят в угол, незначительная часть детей (7%) отметили, что их лишают телевизора и прогулок, 13% детей сказали, чтородителиих не наказывают. Большинство родителей (73%) дали ответ, что они ставят детей в угол или наказывают словесно, а 20% родителей воздержались от ответа. На втором этапедля выявления особенностей психологических защит уродителей, применяющих физические наказания к детям, вся выборка была разделена на две группы. В первую группу (экспериментальную)вошли родители, применяющие физическиенаказания к детям: 5 матерей, 5 отцов. Во вторую (контрольную)группу были включены родители, не применяющие физические наказанияк детям: 10 матерей, 10 отцов. На третьем этапебыло проведено изучение структуры психологических защит у родителей двух групп. Приведём анализ структуры психологических защит родителей (матерей и отцов), использующих к детям физические наказания (контрольная группа).Наиболее часто используемыепсихологические защитыродителями, применяющимик детям физические наказания,оказались отрицание (14% у матерей, 17% уотцов) и проекция (19% у матерей и 22% уотцов) (см. рисунок 1, 2).

Рисунок 1 –Психологические защиты родителей (матерей), применяющих физические наказания

Рисунок 2 –Психологические защиты родителей (отцов), применяющих физические наказания

При отрицании родители, наказывая детей, отказываются принять существование какихто проблем у ребенка, наказывая, они не пытаются разобраться в самой ситуации. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении. Скорее всего, наказание происходит спонтанно. Возникающие проблемы родители не хотят рассматривать и решать, они не считают их серьезными или не верят, что в их семье могут быть какиелибо сложности.

Родители, используя проекцию,приписывают детям те негативные черты и поступки, которые присущи самим родителям. Происходит бессознательный перенос на ребенка собственных чувств, желаний и влечений, в которых родитель не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Родители пытаются свои желания реализовать в ребенке, хотя ему этоможет быть совершенно не нужно. Если родителисталкиваются с тем, что ребенок не желает делать, так как они хотят, то могут возникать наказания. Один из опрашиваемых детей, отвечая на вопросы, сказал, что родители его хвалят за то, что он занимается, музыкой и сильно ругают, когда он не делает этого. Вероятно, родители хотели бы с помощью ребенка воплотить свою мечтуо получении музыкального образования. Ведь проецироваться могут не только негативные, но и позитивные эмоции, люди используют проекцию, так как пытаются найти похожие чувства в себе.На третьем месте оказалась психологическая защита интеллектуализация (13% у матерейи 15% у отцов)(см. рисунок 1, 2). Чаще всего, этот механизм используется для того, чтобы предотвратить переживание вины и стыда. Большинство родителей, наказывающих своих детей, испытывают жалость и сострадание к ребенку. Они пытаются сами себе объяснить, что поступают правильно,наказываяребёнка. Ищут благородные мотивы к своим действиям, пытаются оправдаться.Подобные попытки могут восприниматься как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. Переживая какуюлибо проблему, родитель защищает себя тем, что переоценивает или обесценивает значимость своих неблагоприятных поступков в сторону его снижения. Психологическая защитарегрессия в структуре психологических защит матерей получила 10%. При регрессии материповторяют поведение детей, вместо того, чтобы разобраться с проблемой, могутобижаться, неразговаривать с ребенком. У отцовтакая защита получила 8%в структуре психологических защит. У родителей при такой защите возникает чувство тревоги, страх совершить ошибку, неправильно объяснить ребенкуто, в чем он не прав. Родитель в сложных для него ситуациях стремится избежать внутренней тревоги, боится потерять чувство самоуважения.Реактивное образование (14% для матерейи 8% для отцов)является однойиз наиболее частых психологических защит для матерей, применяющих физические наказания(см. рисунок 1, 2). Родители, переживая внутренний конфликт, дискомфорт, не погружаются в какуюлибо деятельность. Реактивное образование не только меняет эмоции на противоположные, но также служит для устранения двойственности переживания: родители могут обидеть ребенка, наказать его, даже не смотря на то, что любят его. Психологическая защита замещение составляет 11% у матерей и отцов (см. рисунок 1, 2). При замещении чувств и действий, которые должны были быть направлены на ребенка, вызвавшего тревогу, переносятся на иной объект. Родители вымещают свой гнев и отрицательные эмоции на чёмто, не относящемся к ребенку. При этом родители могут спокойно обсудитьс ребёнкомвозникшую проблему, не применяя наказаний, не ругаясь с ним. Психологическая защита компенсация (10% у матерей и 6% у отцов) (см. рисунок 1, 2). Это означает, что родителив меньшей степени подвержены подмену собственных чувств на противоположные чувства. Этапсихологическая защита помогает родителям снижать чувства печали, огорчения своим ребенком. Они стараются заменить в своем сознании плохие качества и навыки детей на хорошие, надеясьна то, что в будущем все изменится. Наименее значимой для матерейоказалась психологическая защита подавление (7%)(см. рисунок 1). Это защита, при которой человек забывает о плохом поступке, которыйон совершил. Родители вытесняют те эмоции, которые они испытывают при наказании детей. Вытесняют и снова повторяют те же действия.У отцов эта психологическая защита составила 12% (см. рисунок 2).Структуры психологических защит родителей, применяющих физические наказания и не применяющихихможно увидеть на рисунках 3 и 4.

Рисунок3–Психологические защиты родителей, применяющих физические наказания

Рисунок 4–Психологические защиты родителей, не применяющих физические наказанияРодители (как матери, так и отцы), не применяющие физические наказания, так же используют в большинстве своем психологические защиты отрицание и проекцию. Родители, применяющие физические наказания, психологическую защиту отрицание используют больше, чем проекцию. Различияв использовании психологических защит у матерей двух групп выражаются в том, что матери второй (контрольной)группы меньше всего используют защиту реактивное образование, в то время как у первой группы(экспериментальной)она одна из ведущих. Так же у матерей второй группы одна из главных защит интеллектуализация. Она помогает им снижать зависимость собственного поведения от переживаемых эмоций. Материстараются подавить свои эмоции, это помогает им не применять физическиенаказания. Таким образом, ведущими психологическими защитами у родителей, применяющих к детям физические наказания, являются: отрицание и проекция (как для матерей, так и для отцов). Наиболее часто используемые психологические защиты у родителей обеих групп –отрицание, проекция и интеллектуализация. При этом в структуре психологических защит родителей, использующих при воспитании детей физические наказания, выделяется реактивное образование.У отцов обеих групп выявлены практически идентичные процентные соотношенияпсихологических защит. На последнем месте у отцов стоит психологическая защита компенсация и реактивное образование. На четвёртом этапебыло выявлено отличие в структурах психологических защитах родителей экспериментальной и контрольной группы. Оказалось, что психологическая защита реактивное образованиестатистически достоверно более выражена у родителей применяющих наказания по сравнению с контрольной группой (уровень значимости р=0,027).На пятом этапебыла определена специфика психологических защит отдельно у матерей и отдельно у отцов, применяющих к детям физические наказания. Анализируя показатели матерей двух групп было выявлено, что у матерей, применяющих к детям физические наказания, психологическая защита реактивное образование статистически достоверно более выражена по сравнению с контрольной группой (уровень значимости р=0,017). Среднее значение очень различно (2,9 у матерей, не применяющих физические наказания и 5,6 у матерей, применяющихфизические наказания). В группах отцов значимых различий выявлено не было. Выводы:1.Значительная часть родителей склоняется к тому, чтобы при воспитании детей применять наказания. Для большинства детей в семье наибольшим авторитетом является мать, вместе с тем каждая четвёртая мать склонна применятьфизические наказанияв отношении детей.

2.Наиболее распространенные психологические защиты у родителей, применяющих к детям физические наказания: отрицание, проекция, интеллектуализация и реактивное образование. 3.Получены статистически достоверные данные о том, что у родителей (матерей) применяющих к детям физические наказания, более выражена психологическая защита реактивное образование по сравнению с родителями (матерями), не применяющими к детям физические наказания.

Ссылки на источники1.Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебнометодическое пособие. –2е изд. –СПб.: Речь, 2012. –1371502.Кон И. С. Бить или не бить? Время. 2012. –С. 4483.LarzelereR. E. Should the Use of Corporal Punishment by Parents be Considered Child Abuse. 1994. –P. 2042094.Zolotor A.J., Theodore A.D., Chang J.J., Berkoff M.C., Runyan D.K. (October 2008). «Speak softly-and forget the stick. Corporal punishment and child physical abuse». Am J Prev Med 35 (4): 364369 5.Фурманов И. А. Физические наказания в семье и их последствия, «Психология для нас». –№ 11 / 12 (24 / 25), 2005. –С. 52576.Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие, Казань, 2003. –С. 987.Николаева Е. И. «Кнут и пряник» СПб.: Речь. 2009. –С.1558.Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. –С. 145 153

Elena AlexeevaCandidate of Psychological Science Degree, Associate Professor of the Department of age Psychology and Family Education, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. PetersburgAlekseevaEE28@yandex.ruAlina GorbanevaEducator, kindergarten GBDOU number 6, St. Petersburglevapv8@mail.ruSpecificity of psychological defenses parents applying physical punishment of childrenAbstract:The paper presents an analysis of the psychological defenses of parents who use corporal punishment to children. Shown, that parents, who physically punish children, are characterized by psychological defense reactive education.Keywords:psychological protection, physical punishment, reactive education.