Влияние слухов и мифов на психологию крестьян Адыгеи в период проведения сплошной коллективизации в конце 1920-х начале 1930-х гг.: социально-психологический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ващенко И. И. Влияние слухов и мифов на психологию крестьян Адыгеи в период проведения сплошной коллективизации в конце 1920-х начале 1930-х гг.: социально-психологический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2101–2105. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54684.htm.
Аннотация. В данной статье автор делает попытку осветить влияние слухов и мифов на психологию крестьянства Адыгеи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ващенко Илья Игоревич,учитель истории МБОУ СОШ №14, посёлок Подгорныйilyavashenko@mail.ru

Влияние слухов и мифов на психологию крестьян Адыгеи в период проведения сплошной коллективизации в конце 1920х начале 1930х гг.: социальнопсихологический аспект

Аннотация. В данной статье автор делает попытку осветить влияние слухов и мифов на психологию крестьянства Адыгеи.Ключевые слова: слухи, мифы, психология, бедняк, кулак, Адыгея, НЭП.

В современных исследованиях, посвящённых аграрным преобразованиям всё большее место учёные отводят изучению социальнопсихологических аспектов этих явлений. Одним из важных явлений общественной жизни во время проведения сплошной коллективизации являлись ©слухи и мифыª, которые влияли на образ жизни, поведение и взаимоотношение с властью. Наиболее явственно проследить эволюциюслухов и мифов на психологию крестьян можно на региональном уровне, где наряду со схожими чертами присущими в целом классу крестьян, можно выделить и особенности, которые были присущи крестьянству Адыгеи. Переходя к изучению слухов и мифов крестьян, необходимо вкратце охарактеризовать природногеографическое положение Адыгеи. Адыгейская автономная область (далее Адыгея) была образована 27 июля 1922 г. Ее создание в составе РСФСР явилось выражением национального суверенитета адыгейского народа, обеспечило благоприятные условия для ликвидации его экономической и культурной отсталости [1]. Территория ААО на 1929 г. составляла 3022 км2, а население 121,3 тыс. человек [2]. Рассматривая природногеографическое положение Адыгейской области и Майкопского округа, необходимо подчеркнуть, что оно было выгодным как для занятия сельскохозяйственным производством, так и торговлей. Непосредственная близость Адыгеи от Чёрного моря и реки Кубань позволяло крестьянам сбывать свои продукты сельского хозяйства на рынках Анапы, Новороссийска, Туапсе и других городов побережья. Адыгея являлась анклавом Краснодарского края, в которую входили Джиджихабльский, Натырбовский, Преображенский, Тахтамукайский, Хакуриновский округа. Несмотря на сравнительно небольшую территорию, Адыгея имела значительные различия в природных условиях сельскохозяйственного производства. По рельефу область делилась на три неравные части: низменная, предгорная и горная. Сельскохозяйственное производство велось только в низменной и предгорной частях. Большие различия также проявлялись в качестве почв: плавневые, луговые, луговоболотные и слитые чернозёмы ‬на западе. В предгорьях имелись высокогорные луга и пастбища, в центральной части почти не было природных кормовых угодий, а на западе ‬большие площади закустаренных и заболоченных малопродуктивных земель[3]. Слухи и мифы всегда возникают во время переломных моментов в судьбе страны. Государственная машина в лице советских органов безопасности чутко реагировала на изменения настроений, поведения крестьян и старалась предотвращать массовые выступления. В крестьянской среде слухи и мифы пронизывали крестьян с самого детства и носили зачастую регулятивный характер. Условно слухи и мифы крестьянстваможно разделить на три периода: первый 19211923 гг.; второй 19241927 гг.; третий 19281931гг.

Первый период характеризуется восстановительными процессами в сельском хозяйстве, борьбой с бандитизмом. Одним из ключевых вопросов волновавших крестьян, был вопрос о земле. После провозглашения Советской власти в Адыгее, большая часть помещичьей земли была передана крестьянам, но имелись районы, где значительная часть земли попала к кулацким слоям деревни. Одним из отличительных черт Адыгеи являлось малоземелье крестьян, которое вкупе с многонациональным составом населения создавало многочисленные споры и конфликты на этой почве. Поэтому неуверенность в завтрашнем дне у крестьян порождала слухи, которые как им казалось могли решить их проблемы. В частности наиболее распространёнными были слухи о скором свержении Советской власти, о приезде Врангеля изза границы и другом[4]. Второй этап это чистый НЭП без принудительных заготовок. Крестьяне постепенно расширяли севооборот, увеличивалась доля середняцких хозяйств, в деревне развивались различные виды кооперативов. Естественным желанием крестьянства на этом этапе было создание, ©союза хлеборобовª, который бы отражал их интересы. Пик таких настроений приходится на 1927г. За этот год на Северном Кавказе было зарегистрировано 274 ©союза хлеборобовª. Наиболее активно в этом процессе проявляли себя торговцы, ведущие агитацию на электричках МайкопАрмавир. Массовые настроения за крестьянские союзы в это время обнаруживались в Майкопском округе. Так в частности в станице Келермесской кулаки предлагали создать ©союз хлеборобовª с целью установить такое количество налога на каждого члена союза, которое бы отражало реальное количество обрабатываемой земли[5]. Между тем возникающие кооперативы требовали от крестьянства или вступать в них или продолжать оставаться единоличниками. Крестьянам психологически было тяжело перестроиться с ведения собственного единоличного хозяйства на ведение общего коллективного. Оно помнило своё батрачество на помещиков, и когда наступила колхозная жизнь, многие вспомнили ©тяжёлое царское прошлоеª, ища в нем аналогии с советской действительностью: аббревиатуру ©ВКП (б)ª расшифровывали как ©второе крепостное право (большевиков)ª. Подоплека же приведенного выше рассуждения была другой: власти нужно было в кратчайшие сроки изменить психологию вчерашних единоличников и дать им новые ориентиры на построение нового коллективного будущего. В этой связи память должна была стать основой новой идентичности. Не случайно предисловие к книге ©Крестьяне о советской властиª написанной известным писателем М.Горьким,завершалось следующей фразой: ©Он (крестьянин) твердо убедился в том, что советская власть ‬родная ему власть. Он забывает прошлое, но твердо знает, откуда ушел, куда ушел и насколько ушел, знает, что пройденный путь только значительная часть того, что осталось пройти, и он смело шагает впередª[6]. Изучая психологию адыгского крестьянства необходимо понимать, что она фактически носила замкнутый, патриархальный характер, многие завоевания советской власти были долгое время не доступны адыгскому крестьянству. Таким образом, попытки перестройки и вовлечения крестьян в колхозы было делом времени. Официальная пропаганда использовала разные методы: от влияния на память людей до формирования нового отношения к труду. В деревне циркулировали слухи о том, что ©Советская власть обобществит не только скот и инвентарь, но и жен, и детей колхозниковª, ©что через несколько лет все будут прикреплены к колхозам и совхозам, как некогда крепостные, что колхозы ‬это возрождение барщиныª,

©что в них будут морить голодом, что у всех будут стричь волосы на головах, оставляя только пятиконечную звезду из волос на макушке это антихристов знак такой, остриженные же волосы будутотправляться за границу в обмен на трактораª[7].

Летом 1927 года вследствие напряжённого международного положения возникли слухи о готовившейся войне против СССР. Молодёжь Адыгеи стала выходить из комсомольских ячеек объясняя это тем, что ©комсомольцы будут уничтожены в первую очередьª[8].В станице Дондуковской бывший красный партизан распространял слух о том, что ©скоропогибнет крестьянство, во власть прийдут буржуи и приведут народ к гибели, поэтому надо организоваться и бороться с нимиª[9]. Третий этап это свёртывание НЭПа, применение чрезвычайных мер над крестьянством, лишение избирательх прав и т.д. В это время большого апогея достигают межклассовые противоречия.

В кулацкой агитации этого времени, значительное место занял миф о ©беднякахтунеядцахª, ставший тем психологическим барьером, который на первых порах нередко препятствовал вступлению сомневающегося середняка в колхоз, образованный беднотой. Этот миф, по мнению исследователей, опирался на традиционные представления части крестьян о том, что труженик никогда не станет бедняком, а причина бедности ‬лень. Именно на такое предубеждениебыла рассчитана кулацкая агитация против бедняковактивистов, демагогические рассуждения о том, что классовая линия в политике Советской власти есть ©зажимª хозяйственного мужика в пользу ©лодыряªбедняка[10].Так в станице Гиагинской на собрании бедноты крестьянинбедняк говорил: ©Наконец советская властьзаберёт хлеб у кулака. Я первый пойду бить кулака.. Хватит, поиздевался он над нами…ª[11]. Относительно легко принимали идеи Коммунистической партии по поводу коллективного труда, те маломощные середняки и бедняки, которые уже не могли единоличным путём поднять своё хозяйство и оказать сопротивление кулакам. Мироощущение этих энтузиастов колхозного движения емко выразил один из делегатов I Всесоюзного съезда колхозов (июнь 1928 г.): ©Говорят, что крестьяне не хотят идти в колхозы или коммуны, потому что боятся потерять свои преимущества. Ничего подобного. В коммуны и артели не идут кулаки или их единомышленники, а нашим пролетариямкрестьянам нечего терять, кроме рабства и цепей, как сказал великий Марксª[12].Именно такие люди, уже созревшие для коллективизации, увлекали других людей и обеспечивали прилив в колхозы. На IV Областной Партийной Конференции Адыгейского Областного Комитета ВКП (б), состоявшейся в ноябре 1928 г., поднимались вопросы готовности вступления крестьян в колхозы и их психологическое состояние. В частности, отмечалось, ©что классовая сознательность бедноты и батрачества за последний год, несомненно, выросла, этому способствовали мероприятия Адыгейского обкома ВКП (б)по поднятию материального уровня беднотыª. Вместе с тем, необходимо отметить и нерешённые проблемы: ©Беднота и батрачество имели много оснований длянедовольства советской властьюª, как гласят архивные данные, далеко не все было сделано в привитие ей психологииколлективиста,в направлении поднятия образовательногоуровня аульской бедноты. Перебои в снабжении продовольствием заставляли некоторых бедняков разочароваться в советской властиª[13]. Одной из отличительных черт начавшейся сплошной коллективизации стало насильственное закрытие церквей. В станице Засовской среди крестьян распространялся слух о снятии колоколов с церкви. Толпа в количестве 500 человек, преимущественно женщин, попыталась воспрепятствовать этой акции[14]. По мере развёртывания сплошной коллективизации и насильственных хлебозаготовок в 1929 г., среди крестьянства начинают распространяться тревожные слухи, особенно среди бедняцких слоев деревни, которая оказалась под перекрёстным огнём двух мировгосударства и зажиточных слоёв деревни. Так, на общем собрании бедноты в ст. Ходыженской по вопросу об усилении хлебозаготовок выступивший бедняк, бывший красный партизан, заявил: ©Благодаряхлебозаготовкам мы оказались в двойственном положениинужно и власти помогать, но и против кулака мы выступать боимся, ибо он тогда нам хлеба не дастª[15]. Таким образом, слухи и мифы оказывали значительное влияние на психологию крестьянства Адыгеи. Благодаря им у крестьян происходили изменения в поведении, настроениях, менталитете. Ссылки на источники1. Кубов Ч.И. Адыгейская партийная организация в период восстановления и развития сельского хозяйства в области (19211925). Краснодар., 1967. C. 39.2. Национальный архив Республики Адыгея (далее ГУНА РА). Ф.Р.5. Оп.1. Д191. Л83.3. Хут М.С. Размещение и специализация сельского хозяйства Адыгеи. Краснодар., 1965. С. 24.

4. Советская деревня глазами ВЧКОГПУНКВД. 19181939. В 4 т. Т.2. 19231929. / под ред.А. Береловича, В. Данилова. М., 2000. С. 118.5. Там же. С. 502.6. Крестьяне о советской власти // Сост. Я. Селихи, И. Гриневский. Предисловие М. Горького. М., Л. 1929. С. 38.7. Антирелигиозник. 1930. №89. С. 26.8. Советская деревня… С. 570.9. Там же. С. 890.10.Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. М., 1988. С.180.11. Советская деревня… С. 890.12. Советское крестьянство. Краткий очерк истории. 19171969 г.г. М., 1970. С. 201.13.Центр Хранения Документации Новейшей Истории Республики Адыгея (далее ЦХДНИ РА). Ф.Р.1. Оп. 1. Д. 230. Л. 23.14. Советская деревня… С. 914.15. Трагедия Советской деревни. Коллективизация и раскулачивание в 5 т. Т.1.19271929. Документы и материалы. / под ред. В. Данилова, Р. Маннинг, Л. Виолы. М., 1999. С. 554.

Vashenko Ilya Igorevich,Аteacher of history at the municipal comprehensive school secondary school №14, Podgorniy settlement, Adygea Republic.The influence of rumours and myths on psychology of peasants in Adygea in period conducting continuouscollectivization at the end of 1920 th at the beginning of 1930 th: socialpsychological aspect.Abstract.In this article, the author makes attempt to light up the influence of rumours and myths on the psychology of peasantry of Adygea.Keywords: rumours, myths, psychology, poor peasant, the kulak, Adygea, New Economic Policy.