Маркетинг как философия преобразования бизнеса
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зозуля
Д.
М. Маркетинг как философия преобразования бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2106–2110. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54685.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к пониманию маркетинга, предлагается концептуальное представление маркетинга как совокупности четырех элементов, а также как философии современного бизнеса и его изменений. Представлены концепция маркетингового преобразования бизнеса и эволюция взглядов на роль маркетинга в управлении предприятием.
Ключевые слова:
маркетинг, концепция маркетинга, философия бизнеса, маркетинг-менеджмент, реструктуризация бизнеса
Текст статьи
Зозуля Дарья Михайловна,кандидат экономических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. РостовнаДонуdaria_zozulya@mail.ru
Маркетинг как философия преобразования бизнеса
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к пониманию маркетинга, предлагается концептуальное представление маркетинга как совокупности четырех элементов, а такжекак философии современного бизнеса и его изменений.Представлена концепция маркетингового преобразования бизнеса и эволюция взглядов на роль маркетинга в управлении предприятием.Ключевые слова: маркетинг, концепция маркетинга, философия бизнеса, маркетингменеджмент, реструктуризациябизнеса.
Как известно, в основе маркетинга любого предприятия должна бытьтакая его деятельность, которая превращает рыночные потребности в доходы. В этом аспекте правильно определено ученымимаркетологами, что маркетинг начинается задолго до старта производства продукции, и продолжается еще долго после того, как продукция уже произведена. С данной позиции большое значение также имеет то, что деятельность всех работников предприятия должна быть пронизана маркетинговыми идеями.Если сделать небольшой экскурс в историю становления и развития маркетинга в разных странах, можно убедиться в многообразии подходов. Интересен японский маркетинг, становление которого связано с крупными торговыми фирмами «согосеся». Суть в том, что изначально десять «согосеся» распределили по сферам влияния все японские предприятия и предлагали фирмам проводить маркетинговые исследованияза них. Это были дорогостоящие услуги, но при этом одна «согосеся» могла одновременно связаться со 130 базами, разбросанными по всему миру, что равнялось четырем кругосветным путешествиям. При этом следует иметь в виду, что одна «согосеся» получала 20 тысяч сообщений ежедневно. «Согосеся» имела только двух достойных соперников –это Пентагон и Ватикан. В результате Япония заполонила мир своими дешевыми изделиями, отслеживая наиболеедешевые комплектующие благодаря своему маркетинговому подходу.Ученые Ф. Котлер и Дж. Траут на семинаре в России «Современное видение проблем и направлений развития маркетинга» отмечали, что маркетинг –это удовлетворение потребностей потребителей с выгодой для себя и динамично развивающаяся дисциплина. Также они упоминали, что как для разных стран со своей экономикой, политикой и культурой, так и для разных предприятий должны использоваться различные подходы к маркетингу. По моемумнению, эффективный маркетинг на предприятии может включать следующие элементы:ориентация на целевой рынок на основе конкурентных преимуществ; маркетинговая идеология предприятия;эффективные коммуникации внутри предприятия: между маркетинговым, научноисследовательским, производственным, финансовым и другими отделами;управление системой предоставления ценностей в партнерстве с поставщиками и посредниками;стратегия и тактика предприятия, основанные на знании сильных и слабых сторон предприятия и конкурентов.К признакам неэффективного маркетинга на предприятии можно отнести:отсутствие обратной связи между потребителями и производителями;неверную сегментацию;отсутствие связей между целями предприятия и деятельностью маркетинговой службы;отсутствие системы маркетингового планирования;подход к маркетингу как к сбыту;несбалансированную товарную и производственную политику;отсутствие координирующей и интегрирующей роли маркетинга;неэффективную инновационную и инвестиционную политику.Рассматривая сущность маркетинга, его координирующую и интегрирующую роль в развитии бизнеса предприятия, представляется возможным выделение указанныхв таблице 1 подходов и соответствующих им задач[1].
Таблица 1–Подходы к сущности маркетинга на предприятииПодходСуть Задачи1. ФилософскийМаркетинг как философия современного бизнесаПоиск путей создания ценностей у потребителя, формирование мышления и образа действия производителя2. СбытовойМаркетинг как концепция сбытаМаксимизацияприбыли предприятия за счет увеличения объема продаж3. УправленческийМаркетингменеджмент –рыночная концепция управленияУправление предприятием на основе принципов маркетинга. Обеспечение координирующей и интегрирующей роли маркетинга4. ПроизводственносбытовойМаркетинг в области производства и сбытаОбеспечение рыночной ориентации в производственной и сбытовой деятельности 5. ПредпринимательскийМаркетинг как предпринимательская деятельность Развитие предпринимательского мышления6. Социальный
Маркетинг как социальная ориентация бизнесаОбеспечение высоких жизненных стандартов7. КоммуникативныйМаркетинговые коммуникации во внешней и внутренней средеНалаживание эффективных долговременных связей с потребителями, партнерами, поставщиками, конкурентами и т.д.8. ИдеологическийМаркетинговая ориентация промышленнопроизводственного персонала предприятияРазвитие у промышленнопроизводственного персонала маркетингового мышления9. КреативныйМаркетинг как постоянный творческий процессПроведение тренингов в процессе решения маркетинговых задач
Проведенный автором анализ сущности маркетинга позволяет сделать вывод, что современный маркетинг можно концептуально представить следующим образом: в узком смысле маркетинг предстает как возможность повышения эффективности работы организации и достижения конкурентных преимуществ и как способ поиска решений задач; в широком смысле маркетинг –это философия бизнеса и управление предприятиемна основе принципови функциймаркетинга, т.е. все то, что ряд ученыхназывают маркетингменеджментом (рисунок 1).
Рисунок 1–Маркетинг как совокупность многих элементов
Маркетинг –это, прежде всего, система инструментов, с помощью которых можно изменить (усовершенствовать, преобразовать) деятельность предприятия, его структуру, процессы с целью расширения круга потребителей, увеличения объемов продаж, и, в конечном итоге, повышения эффективности бизнеса. Маркетинг рассматривают как философию и одновременно как стратегию и практику преобразований. Как позволяет утверждать положительныйопыт лучших предприятий, всемерное применение маркетинга в организации ведет к укреплению ее позиций на рынке. Маркетинг включает большое количество инструментов, которые могут коренным образом преобразовать производственнохозяйственную деятельность предприятия, в частности, используя теорию изменений[1].
Преобразование бизнеса является сегодня основной проблемой управленческих структур предприятия и одной из его важнейших задач. В этом аспекте маркетинговая модель преобразования бизнеса может быть представлена в виде четырех этапов –4MR(рисунок2).
Рассматривая предприятиекак живой организм, биологическуюорганизацию, можно предположить, что его долгая жизнь возможна при соответствующем маркетинговом управлении процессами преобразования его деятельности в стремлении к достижению общих целей. Элементы преобразования бизнеса 4MRвключают:marketingreframe(маркетинговый рефрейминг) –маркетинговая идеология руководства в сфере текущего и будущего положения организации; marketingrestructure(маркетинговая реструктуризация)–этап преобразования бизнеса по всем направлениям деятельности с помощью маркетинговых инструментов, позволяющий предприятию достичь соответствующего уровня эффективности, обеспечивающего его конкурентоспособность; marketingrevitalise(маркетинговое оживление)–стимулирование роста с использованием маркетинговых методов и моделей; МаркетингФилософия бизнесаФункция управления предприятием, выполняющая координирующую и интегрирующую рольКонкурентное преимуществоСпособ поиска эффективных решенийmarketingrenew(маркетинговое обновление)–процесс, связанный с маркетинговой идеологией всего промышленнопроизводственного персонала, которая позволит предприятию регенерироваться.
Рисунок 2–Маркетинговое преобразование бизнеса предприятия –4MR
Таким образом, преобразования 4MRпредполагают маркетинговую ориентацию и при выработке стратегии, и на этапе реструктуризации, и при стимулировании роста, и при обновлении, ориентируясь на рыночные потребности в целях удовлетворения потребителя и получения максимальной прибыли.В данном контексте можно проследить эволюцию взглядов на роль маркетинга у производителя(рисунок 3) [2]. На рисунке 3 представлена эволюция взглядов на маркетинг с позиции его роли и значимости среди других функций предприятия. Условно можно выделить следующие основные функции в управлении предприятием: научноисследовательские и опытноконструкторские разработки(НИОКР), производство, кадры, финансы и маркетинг. На рисунке 3а маркетинг рассматривается,как часть сбыта, что противоречит сущности маркетинга. Это подтверждают концепция маркетинга и концепция сбыта. В концепции маркетингаисходная позиция –потребитель, нужды которого необходимо удовлетворить, и конечная цель –прибыль, получаемая предприятием за счет удовлетворения возможно большего числа потребителей, а в концепции 4MR1. Осознание необходимости изменений –marketingreframe(маркетинговая идеология руководства)2. Проведение преобразований на предприятии с использованием маркетинговых инструментов –marketingrestructure3. Оживление, гибкая реакция на процессы внутренней и внешней среды через маркетинговые методы и модели –marketingrevitalize4. Обновление, выработка новой корпоративной
культуры –marketingrenew(маркетинговая идеологияпромышленнопроизводственного персонала)сбытаисходная позиция –товар, который надо продать, и конечная цель –прибыль, получаемая предприятием за счет увеличения объема продаж.
Рисунок 3–Адаптированная схема эволюции взглядов на роль маркетинга в управлении организацией (по В. Благоеву)
На рисунке 3б маркетинг понимается как функция, равнозначная другим (производству, финансам, научноисследовательским и опытноконструкторским разработкам и кадрам). Рисунок 3в представляет маркетинг, как одну из наиболее важных функций, когда отделу маркетингу отдается предпочтение, например, при планировании ресурсов. Рисунок 3г рассматривает маркетинг как основную функцию, превалирующую над остальными, которая хотя и дает им целевые указания на основании исследований рынка, но каждое подразделение при этом пытается играть главную роль в деятельности предприятия. На рисунке 3д в центре 14М235а. Маркетинг как часть сбыта.1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5сбыт, Ммаркетинг.14523б. Маркетинг как равнозначная функция. 1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.14523в. Маркетинг как важнейшая функция.1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.г. Маркетинг как центральная функция.1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.142351423П5412П53д. Потребитель, как центральное звено.Ппотребитель, 1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.е. Потребитель, как центральное звено, а маркетинг как координирующая и интегрирующая функция.Ппотребитель, 1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.ставится потребитель при равнозначности маркетинга и других функций, при этом каждое подразделение считает достаточным свою связь с потребителем, однако они не действуют в едином ключе. На рисунке 3е потребитель такженаходитсяв центре, а служба маркетинга играет интегрирующую икоординирующую роль, обеспечиваяцелевые установки всем подразделениям предприятия при изменениях на рынке, исходя из целей и задач всего предприятия. Таким образом, маркетинг, эволюционируя, перерастает рамки равнозначной функции управления предприятиеми выполняет координирующую и интегрирующую роль, задающую рыночные ориентиры развития остальным подразделениям и обеспечивая предприятию устойчивое положение на рынке.В целом, анализ различных определений понятия «маркетинг», его концепций и подходовпоказал, что не существуетединого определения его сущности. Маркетинг понимают как вид предпринимательской деятельности, стильмышления, рыночную ориентацию, философию бизнеса, социальный процесс, коммуникации, управленческий процесс и т.д. Терминология маркетинга постоянно обновляется; феномен маркетинга заключается в его открытости и адаптивности к реалиям трансрыночной системы хозяйствования. По итогам проведенной автором работы и ее результатов, указанных в данной статье, предлагается видение маркетинга как соответствующей философии бизнеса и его изменений (преобразований), без которой предприятиям будет особенно сложно эффективно функционировать в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Ссылки на источники1.Любанова Т.П., Зозуля Д.М.Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: монография/ Т.П. Любанова., Д.М. Зозуляи др. –Ростов н/Д: издательский центр ДГТУ, 2011.2.Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах. –София: издательство Др Петр Берон, 1989.
DariaM. ZozulyaPh.D. in Economics, associate professor, Don State Technical University, RostovonDondaria_zozulya@mail.ruMarketing as business restructuring philosophyAbstract. Thearticledescribes basic approaches of marketing definition; marketing conception as a complex of four main elements and as a philosophy of presentday business and its changes is suggested. The conception of marketing business restructuring and evolution of views on marketing role in enterprise management are considered.Keywords: marketing, marketing conceptions, business philosophy, marketingmanagement, business restructuring.
Маркетинг как философия преобразования бизнеса
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к пониманию маркетинга, предлагается концептуальное представление маркетинга как совокупности четырех элементов, а такжекак философии современного бизнеса и его изменений.Представлена концепция маркетингового преобразования бизнеса и эволюция взглядов на роль маркетинга в управлении предприятием.Ключевые слова: маркетинг, концепция маркетинга, философия бизнеса, маркетингменеджмент, реструктуризациябизнеса.
Как известно, в основе маркетинга любого предприятия должна бытьтакая его деятельность, которая превращает рыночные потребности в доходы. В этом аспекте правильно определено ученымимаркетологами, что маркетинг начинается задолго до старта производства продукции, и продолжается еще долго после того, как продукция уже произведена. С данной позиции большое значение также имеет то, что деятельность всех работников предприятия должна быть пронизана маркетинговыми идеями.Если сделать небольшой экскурс в историю становления и развития маркетинга в разных странах, можно убедиться в многообразии подходов. Интересен японский маркетинг, становление которого связано с крупными торговыми фирмами «согосеся». Суть в том, что изначально десять «согосеся» распределили по сферам влияния все японские предприятия и предлагали фирмам проводить маркетинговые исследованияза них. Это были дорогостоящие услуги, но при этом одна «согосеся» могла одновременно связаться со 130 базами, разбросанными по всему миру, что равнялось четырем кругосветным путешествиям. При этом следует иметь в виду, что одна «согосеся» получала 20 тысяч сообщений ежедневно. «Согосеся» имела только двух достойных соперников –это Пентагон и Ватикан. В результате Япония заполонила мир своими дешевыми изделиями, отслеживая наиболеедешевые комплектующие благодаря своему маркетинговому подходу.Ученые Ф. Котлер и Дж. Траут на семинаре в России «Современное видение проблем и направлений развития маркетинга» отмечали, что маркетинг –это удовлетворение потребностей потребителей с выгодой для себя и динамично развивающаяся дисциплина. Также они упоминали, что как для разных стран со своей экономикой, политикой и культурой, так и для разных предприятий должны использоваться различные подходы к маркетингу. По моемумнению, эффективный маркетинг на предприятии может включать следующие элементы:ориентация на целевой рынок на основе конкурентных преимуществ; маркетинговая идеология предприятия;эффективные коммуникации внутри предприятия: между маркетинговым, научноисследовательским, производственным, финансовым и другими отделами;управление системой предоставления ценностей в партнерстве с поставщиками и посредниками;стратегия и тактика предприятия, основанные на знании сильных и слабых сторон предприятия и конкурентов.К признакам неэффективного маркетинга на предприятии можно отнести:отсутствие обратной связи между потребителями и производителями;неверную сегментацию;отсутствие связей между целями предприятия и деятельностью маркетинговой службы;отсутствие системы маркетингового планирования;подход к маркетингу как к сбыту;несбалансированную товарную и производственную политику;отсутствие координирующей и интегрирующей роли маркетинга;неэффективную инновационную и инвестиционную политику.Рассматривая сущность маркетинга, его координирующую и интегрирующую роль в развитии бизнеса предприятия, представляется возможным выделение указанныхв таблице 1 подходов и соответствующих им задач[1].
Таблица 1–Подходы к сущности маркетинга на предприятииПодходСуть Задачи1. ФилософскийМаркетинг как философия современного бизнесаПоиск путей создания ценностей у потребителя, формирование мышления и образа действия производителя2. СбытовойМаркетинг как концепция сбытаМаксимизацияприбыли предприятия за счет увеличения объема продаж3. УправленческийМаркетингменеджмент –рыночная концепция управленияУправление предприятием на основе принципов маркетинга. Обеспечение координирующей и интегрирующей роли маркетинга4. ПроизводственносбытовойМаркетинг в области производства и сбытаОбеспечение рыночной ориентации в производственной и сбытовой деятельности 5. ПредпринимательскийМаркетинг как предпринимательская деятельность Развитие предпринимательского мышления6. Социальный
Маркетинг как социальная ориентация бизнесаОбеспечение высоких жизненных стандартов7. КоммуникативныйМаркетинговые коммуникации во внешней и внутренней средеНалаживание эффективных долговременных связей с потребителями, партнерами, поставщиками, конкурентами и т.д.8. ИдеологическийМаркетинговая ориентация промышленнопроизводственного персонала предприятияРазвитие у промышленнопроизводственного персонала маркетингового мышления9. КреативныйМаркетинг как постоянный творческий процессПроведение тренингов в процессе решения маркетинговых задач
Проведенный автором анализ сущности маркетинга позволяет сделать вывод, что современный маркетинг можно концептуально представить следующим образом: в узком смысле маркетинг предстает как возможность повышения эффективности работы организации и достижения конкурентных преимуществ и как способ поиска решений задач; в широком смысле маркетинг –это философия бизнеса и управление предприятиемна основе принципови функциймаркетинга, т.е. все то, что ряд ученыхназывают маркетингменеджментом (рисунок 1).
Рисунок 1–Маркетинг как совокупность многих элементов
Маркетинг –это, прежде всего, система инструментов, с помощью которых можно изменить (усовершенствовать, преобразовать) деятельность предприятия, его структуру, процессы с целью расширения круга потребителей, увеличения объемов продаж, и, в конечном итоге, повышения эффективности бизнеса. Маркетинг рассматривают как философию и одновременно как стратегию и практику преобразований. Как позволяет утверждать положительныйопыт лучших предприятий, всемерное применение маркетинга в организации ведет к укреплению ее позиций на рынке. Маркетинг включает большое количество инструментов, которые могут коренным образом преобразовать производственнохозяйственную деятельность предприятия, в частности, используя теорию изменений[1].
Преобразование бизнеса является сегодня основной проблемой управленческих структур предприятия и одной из его важнейших задач. В этом аспекте маркетинговая модель преобразования бизнеса может быть представлена в виде четырех этапов –4MR(рисунок2).
Рассматривая предприятиекак живой организм, биологическуюорганизацию, можно предположить, что его долгая жизнь возможна при соответствующем маркетинговом управлении процессами преобразования его деятельности в стремлении к достижению общих целей. Элементы преобразования бизнеса 4MRвключают:marketingreframe(маркетинговый рефрейминг) –маркетинговая идеология руководства в сфере текущего и будущего положения организации; marketingrestructure(маркетинговая реструктуризация)–этап преобразования бизнеса по всем направлениям деятельности с помощью маркетинговых инструментов, позволяющий предприятию достичь соответствующего уровня эффективности, обеспечивающего его конкурентоспособность; marketingrevitalise(маркетинговое оживление)–стимулирование роста с использованием маркетинговых методов и моделей; МаркетингФилософия бизнесаФункция управления предприятием, выполняющая координирующую и интегрирующую рольКонкурентное преимуществоСпособ поиска эффективных решенийmarketingrenew(маркетинговое обновление)–процесс, связанный с маркетинговой идеологией всего промышленнопроизводственного персонала, которая позволит предприятию регенерироваться.
Рисунок 2–Маркетинговое преобразование бизнеса предприятия –4MR
Таким образом, преобразования 4MRпредполагают маркетинговую ориентацию и при выработке стратегии, и на этапе реструктуризации, и при стимулировании роста, и при обновлении, ориентируясь на рыночные потребности в целях удовлетворения потребителя и получения максимальной прибыли.В данном контексте можно проследить эволюцию взглядов на роль маркетинга у производителя(рисунок 3) [2]. На рисунке 3 представлена эволюция взглядов на маркетинг с позиции его роли и значимости среди других функций предприятия. Условно можно выделить следующие основные функции в управлении предприятием: научноисследовательские и опытноконструкторские разработки(НИОКР), производство, кадры, финансы и маркетинг. На рисунке 3а маркетинг рассматривается,как часть сбыта, что противоречит сущности маркетинга. Это подтверждают концепция маркетинга и концепция сбыта. В концепции маркетингаисходная позиция –потребитель, нужды которого необходимо удовлетворить, и конечная цель –прибыль, получаемая предприятием за счет удовлетворения возможно большего числа потребителей, а в концепции 4MR1. Осознание необходимости изменений –marketingreframe(маркетинговая идеология руководства)2. Проведение преобразований на предприятии с использованием маркетинговых инструментов –marketingrestructure3. Оживление, гибкая реакция на процессы внутренней и внешней среды через маркетинговые методы и модели –marketingrevitalize4. Обновление, выработка новой корпоративной
культуры –marketingrenew(маркетинговая идеологияпромышленнопроизводственного персонала)сбытаисходная позиция –товар, который надо продать, и конечная цель –прибыль, получаемая предприятием за счет увеличения объема продаж.
Рисунок 3–Адаптированная схема эволюции взглядов на роль маркетинга в управлении организацией (по В. Благоеву)
На рисунке 3б маркетинг понимается как функция, равнозначная другим (производству, финансам, научноисследовательским и опытноконструкторским разработкам и кадрам). Рисунок 3в представляет маркетинг, как одну из наиболее важных функций, когда отделу маркетингу отдается предпочтение, например, при планировании ресурсов. Рисунок 3г рассматривает маркетинг как основную функцию, превалирующую над остальными, которая хотя и дает им целевые указания на основании исследований рынка, но каждое подразделение при этом пытается играть главную роль в деятельности предприятия. На рисунке 3д в центре 14М235а. Маркетинг как часть сбыта.1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5сбыт, Ммаркетинг.14523б. Маркетинг как равнозначная функция. 1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.14523в. Маркетинг как важнейшая функция.1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.г. Маркетинг как центральная функция.1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.142351423П5412П53д. Потребитель, как центральное звено.Ппотребитель, 1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.е. Потребитель, как центральное звено, а маркетинг как координирующая и интегрирующая функция.Ппотребитель, 1НИОКР, 2производство, 3кадры, 4финансы, 5маркетинг.ставится потребитель при равнозначности маркетинга и других функций, при этом каждое подразделение считает достаточным свою связь с потребителем, однако они не действуют в едином ключе. На рисунке 3е потребитель такженаходитсяв центре, а служба маркетинга играет интегрирующую икоординирующую роль, обеспечиваяцелевые установки всем подразделениям предприятия при изменениях на рынке, исходя из целей и задач всего предприятия. Таким образом, маркетинг, эволюционируя, перерастает рамки равнозначной функции управления предприятиеми выполняет координирующую и интегрирующую роль, задающую рыночные ориентиры развития остальным подразделениям и обеспечивая предприятию устойчивое положение на рынке.В целом, анализ различных определений понятия «маркетинг», его концепций и подходовпоказал, что не существуетединого определения его сущности. Маркетинг понимают как вид предпринимательской деятельности, стильмышления, рыночную ориентацию, философию бизнеса, социальный процесс, коммуникации, управленческий процесс и т.д. Терминология маркетинга постоянно обновляется; феномен маркетинга заключается в его открытости и адаптивности к реалиям трансрыночной системы хозяйствования. По итогам проведенной автором работы и ее результатов, указанных в данной статье, предлагается видение маркетинга как соответствующей философии бизнеса и его изменений (преобразований), без которой предприятиям будет особенно сложно эффективно функционировать в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Ссылки на источники1.Любанова Т.П., Зозуля Д.М.Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: монография/ Т.П. Любанова., Д.М. Зозуляи др. –Ростов н/Д: издательский центр ДГТУ, 2011.2.Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах. –София: издательство Др Петр Берон, 1989.
DariaM. ZozulyaPh.D. in Economics, associate professor, Don State Technical University, RostovonDondaria_zozulya@mail.ruMarketing as business restructuring philosophyAbstract. Thearticledescribes basic approaches of marketing definition; marketing conception as a complex of four main elements and as a philosophy of presentday business and its changes is suggested. The conception of marketing business restructuring and evolution of views on marketing role in enterprise management are considered.Keywords: marketing, marketing conceptions, business philosophy, marketingmanagement, business restructuring.