Тифлокомментирование как териоморфное проявление социокультурного феномена XXI века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гробер Е. М. Тифлокомментирование как териоморфное проявление социокультурного феномена XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2126–2130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54689.htm.
Аннотация. В статье рассматривается такое териоморфное проявление социокультурного феномена XXI века, как тифлокомментирование. Выделяются и анализируются способы его реализации в аспекте познания окружающей действительности инвалидами по зрению. Актуализируется проблема формирования доступной среды для максимально возможной приспособленности в обществе человека с ограниченными возможностями здоровья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гробер Ева Михайловна,студент, 1 курс, НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараevagroel@yandex.ru

Тифлокомментирование как териоморфное проявление социокультурного феномена XXIвека

Аннотация.В статье рассматривается такое териоморфное проявление социокультурного феномена XXI века как тифлокомментирование. Выделяются и анализируются способы егореализации в аспекте познания окружающей действительности инвалидами по зрению. Актуализируется проблема формирования доступной среды для максимально возможной приспособленности в обществе человека с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова:тифлокомментирование, ТКН, феномен, доступная среда, сознание, общество.

В XXI веке, на почве перехода от постиндустриальной эпохи к виртуальной, происходит чрезмерное распространение новых возможностей проявления социокультурной ориентации общества. Современные ученые в области социальной философии так и не смогли дать адекватные ответы на вызовы современности. Объем доступной информации резким скачком вперед превышает человеческие способности на пути к восприятию и использованию окружающего пространства. Наравне с развитием технологий, интеграции новейших форм обучения в сферу образования и науки, а с этим и появляющихся возможностей для проведения крупномасштабных культурных мероприятий, выявляется феномен неуклонного роста заинтересованности людьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Подобное повышенное внимание обретает свою форму в области взаимодействия таких факторов существования данной группы лиц, с помощью которых их сознание будет максимально адаптировано к окружающим внешним условиям и поспособствует становлению личности, хорошо ориентирующейся в обществе. Метод тифлокомментирования (от греч. typhlos –слепой, от лат. commentarius –заметки, толкование) служит снятию хотя бы части информационных барьеров для лиц с нарушением зрения. [3]Доступная среда носит не только реальный характер проявления, но и виртуальный. В современном мире виртуальная реальность стала основополагающим аспектом субъектнообъектных отношений и мировосприятия. [4] Тем не менее, все условия, создаваемые в действительности, переносятся, так сказать, в мнимую действительность, давая основание утверждать, что субстанциональная основа общественной жизни инвалида придает социетальные свойства всяческим организационным проявлениям структуры «мирчеловек», обуславливая их внутреннюю системную целостность. С образованием полноценного члена общества, его посюстороннее сознание способно подвергнуться процессу объективизации смыслов с их последующей социализацией.В вышеизложенной структуре, представляющей собой социокультурный феномен XXI века, тифлокомментирование (ТКН), ориентированное на лаконичное описание предмета, окружающего пространства или происходящего действия, непонятного для слабовидящего человека, привносится на арену социальной философии как нечто неизведанное и подозрительное. Выработав и разработав систему концептуальной оценкиобразов, ценностей и норм человека с ограниченными возможностями здоровьяпо зрению, предстоит раскрыть те аспекты сознания, в которых информационновиртуальный механизм реальной действительности обеспечивает целенаправленное и основополагающее переустройство природной и социальной среды.Надындивидуальные стереотипы культуры, такие как одномерные шаблоны чувствования и мышления, позволяют говорить о тифлокомментировании как неестественной составляющей реорганизации инвалидов по зрению в социальной структуре общества. Однако, уникальность представленного явления сопровождается рядом особенностей, благодаря которым формируется идеальнорегулятивная подсистема деятельности. В качестве совокупности ее целей и предполагаемых мотивов сознание индивидов обуславливается процессом целереализации, диверсифицируя результаты в соответствии со«свободой воли» присущей субъекту.Несмотря на специфические особенности положения лицс ограниченными возможностями здоровьяпо зрению, учитываются как изменения в имманентном, так и в трансцендентном восприятииокружающейдействительности, свобода не будет являться абсолютной, так как содержание и форма желаний, пристрастий инвалидов обусловлены определенной системностью материальных факторов деятельности, которые не могут являться ни разновидностьюсознания, ни формой егопредметной объективизации.Остановимся подробнее на одной из самых сложных форм культурной интеграции лиц с нарушениями зрения –тифлокомментирование в сфере индустрии искусства. «Немое» кино до определенного момента было вообще недоступно слепым. Спектакль, как мировоззрение, ставшее действенным и выраженным материально, оказывает сильнейшее формирующее влияние на индивидов. Вместе с тем, оно может быть настолько сильно выраженным, что желание «субъективировать»основные положения социального взаимодействия у некоторых философов (Э. Дюркгейм и др.) возникаетпутемпреобразованияобществав самостоятельно интегративного субъекта с той системой потребностейиинтересов, которые были бы отличны от потребностей и целей индивида.

Подобноестремление вызывает резкую критику со стороны «методологического индивидуализма». Его представители(М.Вебер, К.Поппер, Г.Гадамер, М.Фуко) отвергалиидею коллективного субъекта.[2]Подобный«индивидуализм» неспособенотрицатьналичие тех социокультурных структур, которые не являлись бы нередуцируемыми по отношениюк индивиду и имеющими влияниена его поведение, однакоон настаивает на неспособности к самостоятельной деятельности этих структур, обосновывая это способностьюк целенаправленной деятельности, которая может бытьпредоставленаисключительнолюдям, а вовсе не обществу или же государству.В связи с этим возникает парадокс проявления непрофессионального тифлокомментирования как инициативы, во многом исходящей от общественных организацийили волонтеров, что прямым образом влияет на качество тифлокомментария, а как следствие на мировосприятие происходящих действий слабовидящими.Актуализируявысокуюпотребность человечества в наличии широкого спектра возможностей познания, замечаем тенденцию роста информационнойактивности, в которой способность к самостоятельному прогностическому моделированию виртуальных состояний окружающей среды поднимает вопрос об особенностях причинноследственных зависимостей. Творимые субстанциально свободной человеческой волей пути становления людей с ограниченными возможностями здоровьяпо зрению, позволяют стать им полноценными членами общества, живущими по его законам.Глубокий анализ социальной реальности как подсистемы окружающего мира индивидуума представляет возможным оценивать единство сущности и существования. Общество в таком случае есть ни что иное как необходимая организационная форма воспроизводства социальности.Осуществляя такой подход, стоит особо отметить положительные стороны проявления тифлокомментированияв парадигме изменения направленности деятельности учреждений культуры. В качестве примера здесь можно было бы привести 1978 год, где в СССР тифлокомментирование впервые нашло свое применение. В тоже самое время, независимо друг от друга, на Западе сформировалась данная технология, носящая название аудиодескрипции. Однако тифлокомментирование, как понятие, введенное в оборот лишь в 2002 году, является намного шире его зарубежного аналога. Следует упомянуть, что наступившиеизменениясоциокультурныхусловийв связи сперестройкой и другими факторамипрервали развитие технологии тифлокомментированияв России. Лишь спустя полтора десятилетия эта работасмогла возобновиться.Обратившись к истории периодаконца 70х иначала 80х годов нетрудно заметить, что они ознаменовалисьвеличайшем событием, позволяющим всем слепым, сидящим в кинозалах, с помощьюнаушников«увидеть»пояснения происходящихна экранедействий. И лишь в сентябре 2013 года в нашей стране впервые появился спектакль с использованием технологии тифлокомментирования. Согласно принципиальному равноправию между всевозможными типами человеческой деятельности и социальными институтами, представляется не менее интересной точка зрения сторонниковплюралистического подхода,которые исходятиз координационной природы функциональных связей. Представленное проявление общественной жизнирассматривается в областидуховных значений изменения ее импульсов,считая изменение систем практического взаимодействия, то естьсоциальных систем,следствием имманентного изменения в культурной структуре. Перцепционное слияние средства и содержания (Ж. Бодрайар), разрушает классические стереотипы восприятия, позволяя говорить о взаимосоотнесенных символических программах.[1] Врамках такой парадигмы становлениечетко выраженной концепции, направленной на интегрированность в общество лиц с нарушениями зрения,понимается как результат изменения философскихвзглядовна характер окружающей нас действительности (П. А. Сорокин). Между темальтернативная точка зренияпредрасполагает считать источником социальной динамикиничто иное как самовозрастание человеческих потребностей, в то время какмеханизмом изменения будет являтьсясвоеобразное противоречие между производительными силами общества и его производственными отношениями. Позиция философов, основывающих типологию исторически конкретных форм общественной организации на факторах культуры (вновь обращаясь к социокультурнымсуперсистемамСорокина), не совпадает с точкой зрения тех,кто связываетприведенную типологию с производственнотехнологическими (У. Ростоу, Д. Белл) факторами. И по сей день особые споры вызывает проблема общественного прогресса. Некоторые специалисты настаивают на исключении идеи восходящего развития человечества из предметного поля рефлективной теории. Применительно к данному случаю, следует идти по более осторожному пути, считаясубстанциальные, самоцельные явления, не подлежащие верифицируемым оценочным измерениям (прежде всего, сам человек), и функциональные институты, степень совершенства или несовершенства которых может быть объективно оцененной(относительно их соответствия собственному назначению). Необходимо учитывать, что духовная жизнь каждого человека весьма чувствительна ко всяким формам проявления информационного воздействия и культурной экспансии. Для человека слабовидящего крайне важны условия адаптации в обществе, будь то цирк, театр или же кинотеатр, либо музеи, выставки и прочее. Принципиальная эстетическая новизна проявляется здесь открывшейся для воспринимающего индивида возможностей ощутить мир искусства, благодаря тактильным эффектам погрузиться в него, превратившись из стороннего слушателя в протагониста. Такой подход позволяет усилить личностную, волевую доминанту художественных образов.Следует обратить особое внимание при рассмотренииданного способа восприятия действительности людьми с ограниченными возможностями здоровья на допустимость экстенсивного развития эстетического сознания. По этой причине возникает потребность в повышенной заботе о поддержании чистоты каналов эстетического восприятия, в рассматриваемом случае, в качестве использования тифлокомментирования. В начале XXIвека появились не только новые потребности, но и новые технические возможности на пути преодоления информационных барьеров в интересах инвалидов по зрению.Интегрированность лиц с нарушениемизрения в современные социокультурныесистемыявляется их определяющей характеристикой, по которой они отделяются от простых скоплений и эклектических систем. Более того, «интеграция становится ключом к автономии системы, обеспечивая ей определенную свободу (margin) самодетерминации». На пути становления инвалидов как непосредственного звена целостной структуры, плодотворноопределяется, по мысли Сорокина, развитие общества в долговременной исторической перспективе.Расфокусированный, диффузный режим восприятия реальности инвалидами по зрению во многом трансформирует общепринятую и ставшую привычной для полноценного человека классическую картину мира, делая ее более ограниченной и имеющей свою определенно сложившуюся направленность. Зачастую это препятствует личностной самоидентификации, что в свою очередь, прямым образом влияет на его социальную идентификацию. Как следствие, в серьезной мере затрудняется ориентация и адаптация в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья.Возможно, аномального восприятия поставленной проблемы и не наблюдалось бы, в случае большей заинтересованности инвалидами по зрению со стороны не только общественных структур, но и отдельных субъектов. Однако невозможно оставить без внимания тот факт, что на данный момент профессиональных тифлокомментаторов в стране не более 16 человек. Оттого, что впорядке эксперимента было произведено пробное тифлокомментирование кинокартинылишь в конце 2011 года, необходимо анализировать данное явление с помощью искусственного различения неразделимых элементов познания. Восновном такаяработанынчеорганизуется и проводится на «клубной основе», без соответствующей подготовки и без привлечения профессиональных тифлокомментаторов, что, безусловно, сказывается на качестве тифлокомментирования.Новое социокультурное пространство влечет за собой и новые проблемы. Тифлокомментирование в одном случае может обезличивать коммуникацию, в то время как в другом, усиливать ее позиционность. Именно тогда начинают возникать проблески кардинально другого типа коммуникативного взаимодействия, при котором мышление человека с ограниченными возможностями здоровья в процессе восприятия спектакля или кинокартины, не только не стирается, но, наоборот, усиливается. В сложившихся условиях человек способен,возможно впервые для себя,не только услышать, но и «увидеть»происходящее на сцене или экране. Виртуализация общественной жизни становится уделом не только для лиц с полноценными возможностями здоровья, но и для слабовидящих людей. Под конгломератом териоморфного тифлокомментирования в контексте социокультурного феномена XXIвека понимается его способность к шейпшифтингу, то есть изменению сущности в процессе его совершенствования. Подобное развитие ТКН может быть связано с глубокой стадией духовной трансформации индивида, при которой возникает большая вероятность утверждать, что меняется,и сама сущностносмысловая форма его проявления. Вышеизложенное утверждение раскрывает двойственную природу духовного архетипа, хотя, с другой стороны, оно разоблачает заводящее в тупик действие антиномий, стремящееся к великой цели достижения более высокого уровня сознательности.Но что сейчас представляет собой тифлокомментирование для общественной значимости? Какова роль и направленность гносеологического развития мышления человека с ограниченными возможностями здоровьяпо зрениюв сложившихся социокультурных условиях? И что ожидает так называемую индустрию тифлокомментирования в будущем? На эти и другие вопросы пока невозможно дать конструктивногои однозначного ответа. Станет ли это своего рода ожившей маской арлекина, насмехающейся над действительностью или же предстанет перед восприятием человека с ограниченными возможностями здоровьяновым способом познания мира –в любом случае невозможно отрицать повышенную заинтересованность инвалидами по зрению и особое внимание к более доступным условиям их существования в современном обществе.Помимо прочего имеются основания заключить, что грани системы социокультурного неравенства на данном этапе его проявления постепенно стираются. В эпоху культуры образов и образов культуры, становится все труднее определить значимость такого способа представления окружающего мира слабовидящему или незрячему человеку, как тифлокомментирование.

Ссылки на источники1.Акчурин И. А. "Новая фундаментальная онтология" и виртуалистика // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты / отв. ред. И.А. Акчурин. М.: ПрогрессТрадиция, 2004.2.Березин Т.Н. Созидающее сознание и сверхъестественные способности человека // XXIвек: будущее России в философском измерении: Материалы IIРоссийского философского конгресса. Т.3. Ч.1. Онтология, гносеология и методология науки, логика. –Екатеринбург. 1999.3.Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых: Инструктивнометодическое пособ. / Под общ. ред. вицепрезидентаВОС В.С. Степанова, канд. пед. наук С.Н. Ваньшина. –М.: ИПТК «Логосвос», 2011. 4.Стерледева Т.Д. Мир человека в виртуальной реальности. Пермь: Издво Перм. унта, 2003.

Eva Grober,Student, 1st year, "International Market Institute", SamaraAudio description as a zoomorphic manifestation of social and cultural phenomenon of the XXI centuryAbstract.The article discusses such zoomorphic manifestation of social and cultural phenomenon manifestation of the XXI century as audio description. There are isolated and analyzed ways of its realization in terms of knowledge of reality visually impaired. Actualized the problem of creating an accessible environment for the maximum possible fitness in the company of human with disabilities.Keywords: Audio description, audio description, phenomenon, accessible environment, consciousness, society.