Юридические коллизии в свете государственного строительства на современном этапе (на примере Республики Тыва)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бурукей А. В., Ондар Н. А. Юридические коллизии в свете государственного строительства на современном этапе (на примере Республики Тыва) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2166–2170. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54697.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса возникновения юридических коллизий в законодательстве субъектов Российской Федерации в период 1990-х годов XX века на примере Республики Тыва.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бурукей Азияна Вячеславовна,аспирант ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл lliphjur@inbox.ru

Ондар Николай Алдыноолович,доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального праваФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл

Юридические коллизии в светегосударственного строительствана современном этапе (на примере Республики Тыва)

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению вопроса возникновения юридических коллизий в законодательстве субъектов Российской Федерации в период 1990х годов XXвека на примере Республики Тыва. Ключевые слова:юридические коллизии, государственное строительство, федерализм, конституция.

Отношения, складывающиеся в области государственного устройства Российской Федерации, развития федеративных начал, исторического и конституционноправового становления государственности народов России представляют важнейшую часть государственного строительства.Появление в истории человечества такой формы государственного обустройства, как федерализм, это, с одной стороны, естественное стремление народов к организации единого сообщества для своей защиты от внешних врагов, а с другой –разумная политика могущественных государств, которые включили в свой состав другие народы и государства.Российский федерализм имеет богатую и своеобразную историческую традицию.Среди основных факторов, которые влияли и продолжают влиять на создание уникальной системы государственного устройства, можно выделить следующие факторы.Вопервых,географический и демографический факторы,т.е. огромные масштабы и расстояния; большие площади с малонаселенными территориями при перенаселенности центров, различия, которые определяются климатическими и ресурсносырьевыми факторами.Вовторых, геополитический фактор, т.е. положение России между сложившимися европейскими и азиатскими цивилизациями.Втретьих, полиэтнический фактор, т.е. традиционная многонациональность населения, ассимиляция этносов, исторически сложившиеся миграционные потоки необходимо выделить такой фактор, как экономический, т.е. существование различных экономических укладов в жизни различных народов и районов.Исследования показывают, что субъекты Российской Федерации имеют свои объективные отличия и особенности. Некоторые субъекты имеют длительную историю становления и развития своей государственности, национальные традиции и самобытную культуру.Современная конституционная модель российского федерализма объединяет национальные и административнотерриториальные аспекты. С учетом этого исследование юридической природы республик –субъектов Российской Федерации в контексте формируемой конституционноправовой доктрины Российской Федерации приобретает особое значение. Оно предопределено тем обстоятельством, что российский федерализм сформировался и продолжает развитие в условиях преодоления многочисленных противоречий и разногласий между тенденцией повышения самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и объективными процессами интеграции российского общества. Рассматриваемые проблемы взаимоотношений федеральных органов государственной власти с органами власти субъектов Российской Федерации, вопросы законотворческой и управленческой деятельности на примере процессов, происходящихв Республике Тыва, свидетельствуют об основных тенденциях российской государственности. Без реформирования организации государственной власти, качественного улучшения законотворческого процесса в субъектах Российской Федерацииневозможно достичь стабильного и эффективного развития всей страны.Актуализация рассматриваемых проблем современной государственности Тувы, ее нынешнего положения в российской федеративной системе получает своего рода дополнительный импульс в ходе исследования истоков, своеобразия иопыта политической истории тувинского народа. Обращение к историческому материалу отражает принципиальное убеждение в том, что исторический опыт народа в устройстве своей политической жизни, обусловленный его национальным менталитетом и традициями, является активным фактором государственного строительства в республиках, образованных по национальному признаку.Изучение истории связей и взаимоотношений тувинцев с другими этносами, проживающими на территории Российской Федерации, позволяет выявить общее и представить особенное в процессах нынешних федеративных взаимоотношений. Именно следование принципам взаимопонимания и взаимоуважения позволило тувинскому народу с древних времен до настоящего времени развивать свою государственность. Этот аспект дополнительно обусловливает необходимость внимательного изучения исторического материала и современной практики сотрудничества между государством, образующим федерацию в целом, и государством –субъектом, являющимся членом федерации, каковой является Республика Тыва. Республика Тыва в отличие от других субъектов России имеет более богатый опыт государственного строительства. Так, после длительного нахождения более двух столетий под порабощением Цинской династии Китая, 1914 году Тува под названием Урянхайского края вошла состав Российской империи в качестве протектората. До добровольного вхождения в состав СССР и РСФСР (до 1944 г.), Тува была самостоятельным суверенным государством. И по мере развития общественных отношений, совершенствования института государственной власти, Тувинская Народная Республика принимала несколько Конституций (1921, 1924, 1926, 1930 и 1941 гг.), а период нахождения в составе Союза ССР и РСФСР Тувинская АССР в 1978 году приняла первую советскую конституцию, в период современного конституционного развития Российской Федерации республика уже успела принять две Конституции (1993 и 2001 гг.).Принятие новой Конституции республики на референдуме 6 мая 2001 года явилось важным этапом в развитии законодательства Тувы, правовой базы нормотворческой работы во всех сферах жизни общества и законодательно оформило не только новый этап в развитии национальной государственности, системы органов государственной власти Тувы, но и новый этап в развитии федеративных отношений в Российской Федерации. Значение Конституции Республики Тыва состоит в том, что, опираясь на основные принципы Конституции Российской Федерации, она определяет правовой статус Республики Тыва, органично вписывается в единое конституционное законодательство Российской Федерации. Конституционноправовой статус Республики Тыва характеризуется,прежде всего тем, что республика является государствомв составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Наряду с вопросом четкого определения механизмов реализации предметов совместного ведения,не решен и ряд вопросов, относящихся к исключительному ведению республик и других субъектов Федерации. Исключительные полномочия республик в составе Российской Федерации определены их конституциями на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора и осуществляются республиканскими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Например, предмет исключительного ведения Республики Тыва закреплены в статье 62 Конституции Республики Тыва 2001 года: принятие Конституции республики, внесение в нее изменений и дополнений; контроль за соблюдением законодательства республики, определение административнотерриториального устройства; установление системы органов государственной власти, порядок их формирования и деятельности; государственная служба и вопросы организации муниципальной службы; подбор, подготовка и расстановка кадров; управление объектами государственной собственностиреспублики; бюджет республики, республиканские налоги и сборы, внебюджетные фонды; определение региональной политики и принятие республиканских программ в сфере экономического, экологического и социального развития и иные вопросы, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения.Следует отметить, что отступлениеот принципа единого правового пространства в субъектах Российской Федерации было во многом результатом реализации разных мировоззренческих подходов к обустройству новой демократической России и поиска компромиссов по этому вопросу, различного видения субъектами Федерации своего места в ее составе. Исследуя проблему обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, обеспечениясоответствия ей конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, обращаем внимание на юридические коллизии, содержащиеся в Конституции Республики Тыва, действовавшей до референдума 2001года. Это касается таких положений, как закрепление суверенитета республики, ее право выхода из состава Российской Федерации, решение вопросов войны и мира, принятие законов о воинской обязанности и введение чрезвычайного положения и др.Когда конституционный кризис отвлек внимание федеральных органов государственной власти от решения проблем в субъектах Российской Федерации и регионам было предоставлено право фактически изолированно от общегосударственного конституционного процесса решать вопросы правового строительства, –это не могло не отразиться на качестве конституционного процесса в республиках и других субъектахРоссийской Федерации, где деятельностьпо разработке и принятию конституций (уставов) зачастую опередила аналогичныйпроцесс на федеральном уровне. Отсутствие должной координации вопросов конституционного строительства на федеральном и региональном уровнях не могло не привести к возникновению юридических коллизиймежду Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и прежде всего республик[1].На наш взгляд, противоречия положений конституций (уставов) субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации являются отражением реального состояния российского общества в анализируемый период, когда возможности федеральных органов государственной власти по координации конституционных процессов в субъектах Российской Федерации, по обеспечению общефедеральных интересов были крайне ограничены. Политика на восстановление единства правового пространства Российской Федерации обусловила необходимость приведения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской ФедерацииДля Республики Тыва это означало начало нового этапа конституционного развития. В 25 статьях Конституции Республики Тыва следовало устранить 59 коллизийс Конституцией Российской Федерации. Образованная Конституционная комиссия республики приняла решение о разработке нового проекта Конституции республики.6 мая 2001 годановый разработанный проект Конституции республики был принят на референдуме.Основные принципы и положения Конституции Республики Тыва совпадают с принципами Конституции Российской Федерации. Однако есть и существенные национальные особенности, свойственные Конституции Республики Тыва. Структура и содержание Конституции Республики Тыва в достаточной степени учитывают национальный фактор, особенности исторического развития, уклад жизни, традиции, быт и культуру тувинского народа. В частности, Конституция республики ввела традиционную структуру местного самоуправления кожуунов, городов. В Конституции Республики Тыва утвержден принцип разделения властей, означающий не только рассредоточение и функциональное распределение власти между различными органами государства, но и их взаимное уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не сможет подчинить себе другие и тем самым будет вынуждена действовать в условиях взаимного контроля. Конституцией республики в соответствии с общими принципами организации органов государственной власти установлена следующая система органов государственной власти Тувы. Обращаясь к рассмотрению перспектив формирования правовой системы Республики Тыва, прежде всего, отмечаем необходимость утверждения единой, целостной, но внутренне дифференцированной федеральной правовой системы, органичными составными частями которой стали бы правовые системы субъектов Российской Федерации. Единое правовое пространство Российской Федерации формируется не только из федеральной правовой системы, нои нарождающимися правовыми системами субъектов Российской Федерации, проблемы которых должны занять свое место в ходе осуществления правовой реформы.Конституция Российской Федерации установила право каждого субъекта Федерации осуществлять в пределах своего ведения собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных актов, а также возможность иметь свою Конституцию (Устав) и законодательство. Это позволяет говорить о формировании правовых систем субъектов Российской Федерации.В то же время соответствующие проблемы не получили должного теоретического осмысления, а практическое их решение идет чрезвычайно трудно. В качестве доказательства права на существование самого понятия «правовая система субъекта Российской Федерации» мы приводим следующие положения: вопервых, правовые нормы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации, регулируют достаточно широкую область общественных отношений, ограниченную предметами ведения Российской Федерации и полномочиями Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; вовторых, сфера правового регулирования и характер регулируемых отношений уже сегодня позволяют (а в будущем потребуют) формирование отдельных отраслей законодательства в субъектах Российской Федерации; втретьих, правовая система субъекта Российской Федерации обладает всеми признаками, позволяющими охарактеризовать ее таким образом: собственные субъекты правотворчества, обладающие юридически закрепленными законодательными и иными нормотворческими функциями, набор правовых форм, источников права, наличие коллизионных норм и правил, организация контроля (надзора) за исполнением правовых норм и т.п. С наполнением и ростом объема нормативного материала в субъектах Российской Федерации, безусловно, развернется работа по систематизации законодательства как в форме его инкорпорирования, так и путем создания сборника законов субъектов Российской Федерации. В результате изучения работ многих ученых можно прийти к выводам, что перечень форм права, образующих правовую систему субъектов Российской Федерации состоит из: а) Конституции республики или Устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; б) решения, принятого на референдумахсубъекта Российской Федерации; в) законов субъекта Российской Федерации; г) подзаконных нормативноправовых договоров субъекта Российской Федерации с Российской Федерацией, другими субъектами Российской Федерации, договорах и соглашений органов власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами государственной власти или органами государственной власти других субъектов Российской Федерации; д) нормативных правовых актов органов местного самоуправления кожуунов (сельских районов) и городов Республики Тыва; е)норм обычаев и традиций; ж) судебных решений.Создавая собственную правовую систему, субъекты Российской Федерации должны учитывать опыт развития федеральной правовой системы, опираться на поддержку федеральных органов государственной власти и постоянно сотрудничать с ними, прежде всего с Федеральным Собранием Российской Федерации. Формирование правовой системы сегодня –процесс творческий и сложный. В одиночку и в изоляции субъекты Российской Федерации не могут выполнять эту задачу. И следует развивать самые разные формы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти в сфере права на разных уровнях.

Ссылки на источники1.Ондар Н. А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Монография. –Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009.

Aziana Burukey,the Graduate Tuvan state university, KyzylNikolai Ondar,Doctor of Law Sciences, Professor at the chair of constitutional and municipal law Tuvan state university, KyzylLaw collisionsatthe light of statebuilding at the present stage (the example oftheRepublicofTyva)Abstract. The article discusses the issue of law collisionsin theregionallegislation of the Russian Federation during the 1990s of the XX century atthe example of the Republic of Tyva.Keywords: law collisions, statebuilding, federalism, the constitution.