Влияние логистических издержек на себестоимость продукции предприятий по производству промышленного оборудования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Братухина Е. А. Влияние логистических издержек на себестоимость продукции предприятий по производству промышленного оборудования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2201–2205. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54704.htm.
Аннотация. Автором рассматривается влияние логистических издержек на себестоимость готовой продукции, проведена структуризация логистических затрат на примере отечественных предприятий, полученные результаты сравниваются с зарубежным опытом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Братухина Елена Александровна,преподаватель кафедры экономики и управления Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г.Сызраньly79@yandex.ru

Влияние логистических издержек на себестоимость продукции предприятий по производству промышленного оборудования

Аннотация.Автором рассматривается влияние логистических издержек на себестоимость готовой продукции, проведена структуризация логистическихзатратна примере отечественных предприятий, полученные результаты сравниваются с зарубежным опытом. Ключевые слова: логистические издержки, себестоимость продукции, закупочная деятельность.

Планирование логистической системы предприятий, производящих промышленное оборудование основывается на анализе логистических затрат и проведении мероприятий по их оптимизации. Поэтому необходимо провести структуризацию логистических издержексвязанных с закупочной деятельностью предприятий по производству промышленного оборудования. А так же необходимо определить влияние этих издержек на себестоимость готовой продукции и в целом на финансовые результаты работы предприятия.В коммерческой деятельности промышленных предприятий по производству оборудования большая доля затрат связана с логистическими издержками. Эти затраты связаны с транспортировкой, складированием материальных запасов и готовой продукции, формированием оптимальных партий заказа, а так же с затратами на обеспечение информационных систем. Большие перспективы для успешного развития и получения максимально возможной прибыли предприятия, связаны с оптимизацией логистических издержек. Для определения структуры логистических издержек в закупочной деятельности необходимо определиться с терминологией «логистические расходы» и «логистические издержки». С этой целью рассмотрим основные теоретические понятия логистических издержек, сформулированные заслуженными отечественными и зарубежными экономистами.В зависимости от изменения объема логистических работ логистические издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные логистические издержки не изменяются вместе с сезонными колебаниями объемов производственной деятельности предприятия. Переменные логистические издержки изменяются пропорционально изменению объема логистической деятельности.Согласнотеории в зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные логичтические издержки. Прямые (или операционные) логистические издержки –логистические расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно анализировать издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно анализировать из традиционных расходных счетов.Косвенные логистические издержки (непрямые) не связаны непосредственно с объектом затрат содержание складского оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы промышленного предприятия.В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию логистические издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые логистические издержки издержки, которыми можно управлять на уровне центра функциональной ответственности.Нерегулируемые логистические издержки издержки, на которые повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки необходимо регулировать на уровне предприятия в целом. К нерегулируемым логистическим издержкам можно отнести логистические издержки связанные с закупочной деятельностью промышленного предприятия.Консультант в области логистики, бизнестренер консалтинговой группы И. Лысенкова в журнале «Финансовый директор» приводит следующую классификацию логистических затрат предприятий, рисунок 1.























Рисунок 1.Логистические затраты промышленного предприятия[1]

В зависимости от вида логистической функции издержки принято подразделять:на закупочные;

транспортные;

издержки хранения и т.п. Логистические затратыпо связи с объемом производствапо механизму отнесения на конкретный носитетельпо степени создания добавленной стоимостипродуктивныезатраты на контрольубыточные затратызатраты на поддержку бизнесакосвенныетрансакционныепрямыезатраты упущенных возможностейплановыенормальныефактическиечастичныепостоянныепеременныеПри этом основными видами логистических издержек, которыми возможно управлять на уровнеответственности служб снабжения, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции.Функциональные затраты требуют значительных объемов капитала на приобретение технических средств и товарноматериальных ресурсов, а так же эти затраты тесно связаны с логистическим администрированием которое включает в себя, обработку и оформление заказа, закупку, поставку, складирование, хранение сырья, производство и сбыт готовой продукции, а так же доставку её конечному потребителю. В научных исследованиях зарубежных и отечественных авторов отмечается, что логистические издержки при производстве промышленного оборудования составляют 30 % и более от стоимости выпускаемой промышленной продукции. Их сокращение, за счет анализа и структурирования, значительно повышает конкурентоспособность промышленного предприятия.Логистические издержки связанны с выполнением основных логистических операций по поиску и выбору оптимального поставщика, заключение договоров с размещением заказов на поставку продукции, с закупкой, складированием поступающего сырья, с внутрипроизводственной транспортировкой продукции, с внутрипроизводственным хранением в незавершенном производстве, с хранением готовой продукции, с внешней транспортировкой и др.Планирование и необходимое структурирование логистических издержек логистической системы подчиняется принципу общих затрат, возникающих в связи с материальным и информационным потоками по всей логистической цепи закупочного процесса. Анализ затрат позволяет определить эффективность или не эффективность логистической системы. Для этого на практике ведущих промышленных зарубежных предприятиях сравниваются: внутренние и внешние логистические затраты; выполнение логистических операций поставки разными производителями; сравнение исследуемого предприятия структур затрат в микрологистической системе и его основных конкурентов.Специфика анализа издержек в логистике заключается в группировке расходов не по структурным подразделениям промышленного предприятия, а по виду работ и производимых логистических операций. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

Анализ логистических затрат является важным элементом управления логистической системой с целью подготовки информации для обоснованного планирования необходимых логистических затрат. В теории логистики затраты подвергаются анализу как в целом по логистической системе, так и по ее структурным подразделениям, экономическим элементам затрат и статьям калькуляции, видам деятельности, единицам работ, услуг, стадиям производственного процесса и другим объектам учета. В таблице 1представлена смета затрат на производство промышленного оборудования двух конкурирующих предприятий:1.ОАО «Тяжмаш»г. Сызрань, Самарская область;

2.ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»г. Киров. На предприятиях ОАО «Тяжмаш» и ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» практикуют традиционный подход к учету затрат на производство промышленного оборудования, который не позволяет выделить логистические издержки по отдельным звеньям логистический цепи, а так же в том числе затраты, связанные с закупочной деятельностью предприятия. Отметим, что использование традиционной калькуляции для контроля логистических затрат имеетследующие недостатки, связанные с тем, что используются усредненные данные о себестоимости, предоставленные подразделениями по обслуживанию производственного процесса, не отражающие всех источников формирования затрат на производство и реализацию готовой продукции, она не дает полную информацию, что затрудняет процесс принятия решения по их оптимизации.логистическое оперативное управленческое решение.Таблица 1Плановая калькуляция производственных изделия на 2014 г., тыс. руб.

Статьи калькуляцииОАО «Тяжмаш»ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»Кран мостовойЭлектромагнит грузоподъемныйКран КЖ 462Электромагнит грузоподъемныйСырье и материалы17733,71040,8761035,8620,000Покупные и комплектующие 41235,8802,1732038,131106,486Топливо на технологические цели1381,421,01460,5000,000Транспортнозаготовительные расходы2949,1703,084228,8180,000Возвратные отходы0,0000,0002,6000,000Итого материальных затрат63300,1847,1473360,711106,486Основная заработная плата38041,52012,180418,3461,500Дополнительная заработная плата3853,9011,82762,7520,225Единый социальный налог37989,2804,216144,8100,519Накладные расходы0,00036,5391324,1584,500Производственная себестоимость143184,881101,9095310,778113,136Внепроизводственные расходы14553,3810,81544,0790,906Полная себестоимость128631,500102,7245354,857114,136

В экономической литературепо логистикеимеются различные предложения по использованию в учете и планировании: 1.ограничиться поэлементным или только постатейным подразделением;2.осуществлять группировку по элементам и по статьям;3.выделять статьи затрат, а внутри их элементы.В управлении логистическими затратами необходимо использовать рекомендованные автором группировки, так как группировки по элементам и статьям затрат имеют различное назначение и недостатки учета, и могут поразному использоваться.В теории закупочной логистики, издержки рассматриваются с позиций их нарастания или уменьшения как трансформация общих затрат вследствие преобразования логистической системы. Издержки функционирования логистической системы оцениваются с помощью следующих показателей:1.величина административноуправленческих расходов;2.стоимость обслуживаниялогистических цепей;3.расходы, связанные с гарантийным обслуживанием и возвратом товаров потребителем.В научной и экономической литературе имеются различные подходы к группировке логистических затрат по основным элементам, связанных с целевым назначением и статьями расходов. В работах отечественных авторов указано, что если принять затраты на логистику за 100 %, тогда удельный вес отдельных составляющих распределится следующим образом: перевозка на магистральном транспорте –28–40 %; складские, перегрузочные операции и хранение грузов –25–46%; упаковка до 15–25%; затраты на управление –5–15%; прочие (включая обработку заказов) –517 %. Висследованиях ученых развитых стран отмечается, что анализ структуры логистических затрат показывает, что наибольший удельный вес в них занимают затраты: на управление запасами –20

40 %; транспортные затраты –15–35 %; затраты на административноуправленческие функции –9–14 %. Приведенные данные о структуре затрат на логистику указывают на огромные резервы улучшения экономических показателей деятельности промышленных предприятий за счет внедрения концепции логистики, направленной на оптимизацию логистических операций транспортировки, складирования, хранения грузов и др.. Специалисты в области логистики обоснованно утверждают, что логистические затраты зависят от вида отрасли. Предприятия по производству промышленного оборудования требуют очень значительных логистических издержек, по сравнению, например, с фармацевтическими или косметическими товарами. Современные логистические концепции утверждают, что структуризация логистических затрат позволит повысить плановые показатели производства и улучшить систему управления и контроля за их состоянием.Основными составляющими логистических издержек крупных промышленных предприятий являются:1.транспортнозаготовительные расходы;2.затраты на содержание запасов.Значимость анализа и сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяется той долей, которую они занимают в общем объеме издержек производства.В пределах промышленного предприятия логистические издержки рассчитывают:1.в процентах от суммы продаж;2.в процентах от стоимости чистой продукции;3.в денежном выражении в расчете на единицу готовой продукции.Специфика учета логистических издержек заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией логистического процесса.Традиционные методы учета логистических затрат зачастую не обеспечивают возможности точной идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным логистическим процессом. Основная причина специфики учета логистических затрат заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям логистики, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с различными подразделениями предприятия.

Для анализа логистических процессов на предприятии используются методы:1.предварительный (основанный на изучении и сравнении), структурный и динамический анализ явлений;2.причинноследственный анализ, позволяющий определять влияние конкретных факторов на возникающие отклонения и характер влияния каждого из этих факторов;3.управленческий анализ, позволяющий оценивать эффективность намечаемых мероприятий в сфере логистики.При проведении анализа необходимо фактический уровень затрат отчетного периода сравнить с достигнутым за предыдущий период или установленным планом, выявить объем и причины изменения затрат по составу и структуре, с целью установить факторы, обусловившие рост или сокращение затрат, с целью выявлениярезерва или их возможного снижения. Структура логистических затрат представленная автором в таблицах, позволяет сделать вывод о её существенной доле в себестоимости выпускаемой промышленной продукции, в том числе существенные затраты на управление закупочной деятельностью.Нагляднее структуризация логистических издержек закупочной деятельности предприятий по производству промышленного оборудования представлена в таблицах 2 и 3. Таблица 2Анализ затрат на закупочную деятельность предприятия ОАО «Тяжмаш» г. Сызрань[2]Показатель201120122013Себестоимость продукции, тыс. руб., в том числе:

581224,64

542456,92

626044,42Сырье, материалы, комплектующие, тыс. руб.308049,06298351,31338063,99Расходы на управление закупочной деятельностью,всего (тыс. руб.)69746,9665094,8375125,33В том числе в %:

Доля заработной платы персоналу задействованных в сфере управления закупками48,661,167,5Доля командировочных затрат 33,322,014,20Доля альтернативных издержек 18,116,918,3Логистические затраты, всего (тыс. руб.)203428,62173586,21212855,10В том числе, тыс.руб.:

тара29061,236509,4821911,5транспортные расходы94739,6292247,68113940,08складирование и грузопереработка55216,3447193,7546327,29хранение24411,4327665,3030676,18Доля расходов на управление закупочной деятельностью в структуре себестоимости, в %11,111,710,5Доля трансакционных издержек в структуре логистических затрат, %0,91,31,5Доля логистических затрат в структуре себестоимости,%35,032,034,0Анализ предполагает исследование затрат на производство и реализацию услуг в разрезе экономических элементов, что позволяет выявить изменения материало, фондо и зарплатоемкости (трудоемкости) логистических услуг.Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Таблица 3Анализ затрат на закупочную деятельность предприятия ОАО «Кировский машзавод «1 Мая» г. Киров[3]Показатель201120122013Себестоимость продукции, руб., в том числе:

723990480,07

833341529,42

1281151999,17Сырье, материалы, комплектующие, руб.419914478,44500004917,66743068159,52Расходы на управление закупочной деятельностью, тыс. руб.86878857,61100000983,53153738239,90В том числе в %:

Доля заработной платы персоналу задействованных в сфереуправления закупками58,4062,6059,8Доля командировочных затрат 15,910,116,4Доля альтернативных издержек 25,727,323,8Логистические затраты, всего (руб.)217197144,02240002360,47384345599,75В том числе, руб.:

тара57919238,4183334152,94128115199,92транспортные расходы115838476,8183334152,94153738239,90складирование и грузопереработка36199524,050000491,7776869119,95хранение72399004,8023333562,8225623039,98Доля расходов на управление закупочной деятельностью в структуре себестоимости, в %11,09,9010,50

Доля трансакционных издержек в структуре логистических затрат, %1,01,31,5Доля логистических затрат в структуре себестоимости,%30,028,830,0

Расчет логистических затрат осуществлен на примере работы отечественных предприятий по производству промышленного оборудования. В отечественной промышленности доля логистических затрат может достигать порядка 40%. В Европе затраты связанные с доставкой, хранением и складированием, составляют в среднем 2025%. Причиной такой разницы процентного соотношения в структуре логистических издержек, является завышение цен отечественных производителей на осуществление транспортноскладских операций.Как видно по данным показателям большая часть в структуре логистических затрат относится к транспортным и складским расходам и содержанию запасов.В работе автора [4]со ссылкой на зарубежные источникиуказывается, что на практике допустимызначения логистических издержек в пределах от 15 до 35% от цены выпускаемого изделия. Поэтому на основании произведенных расчетов, уровень логистических издержек находиться в данном диапазоне. Как видно в структуре логистических затрат выделяется доля издержек связанная с закупочной деятельностью предприятия, а именно включают расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтовотелеграфные издержки, представительские и командировочные и другие расходы совершением сделок и т.д.Подводя итог структурирования логитстических издержек, выявлено, что:высока доля затрат на логистические операции, связанные с продвижением различных товарных и материальных ресурсов в сферах производства и обращения. высока степень логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в функциональных областях предприятия.отсутствует методика анализа логистических издержек и критериев принятия решений по оптимизации закупочной деятельности предприятия по производству промышленного оборудования. Таким образом, структуризация логистических издержек способствует оптимизации закупочной деятельности при производстве промышленного оборудования, а так же координации, интеграции отдельных видов логистических издержек, которые носят скрытый характер и не имеют четкой методики учета и измерения. Проанализировав закупочную деятельность анализируемых предприятий, можно сделать вывод о назревшей необходимости разработки на основе экономикоматематических методов и моделирования стратегии,что позволит предприятиям гибко управлять процессами организации, планирования и управления закупочной деятельностью предприятия.

Ссылки на источники1.http://www.profmedia.by/pub/fin //Официальный сайт журнала «Финансовый директор» №8 / 20132.http://www.tyazhmash.com //Официальный сайт ОАО «Тяжмаш»3.http://cranekirov.ru/ru //Официальный сайт ОАО «Кировский машзавод 1Мая»4.Братухина Е.А.Структурирование логистических издержек закупочной деятельности предприятия по производству промышленного оборудования // Вестник Института дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". 2012. Т. 2. № 22. С. 8386.

BratukhinaElenaAleksandrovna, Teacher of chair of economy and FGBOU VPO Syzran branch "Samara State Economic University" management, SyzranINFLUENCE OF LOGISTIC EXPENSES ON COST OF PRODUCTS OF THE ENTERPRISES FOR PRODUCTION OF THE INDUSTRIAL EQUIPMENTSummary.The author considers influence of logistic expenses on prime cost of finished goods, structurization of logistic expenses on the example of the domestic enterprises is carried out, the received results are compared to foreign experience. Keywords:logistic expenses, product cost, purchasing activity.