Социологические зарисовки гендерной стратификации: реальность и имитация

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ильиных С. А. Социологические зарисовки гендерной стратификации: реальность и имитация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2221–2225. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54708.htm.
Аннотация. В статье анализируется гендерная стратификация как реальное явление жизни. Показывается, что она связана с хабитуализацией жизненной практики бедности. Бедность рассматривается с социологической позиции. Приводятся результаты глубинного интервью, подтверждающие особенности процесса хабитуализации бедности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ильиных Светлана Анатольевна,доктор социологических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирского государственного университета экономики и управления, г.Новосибирскili.sa@mail.ru

Социологические зарисовкигендерной стратификации: реальность и имитация

Аннотация.В статье анализируется гендерная стратификация как реальное явление жизни. Показывается, что она связана с хабитуализацией жизненной практики бедности.Бедностьрассматривается с социологическойпозиции. Приводятся результаты глубинного интервью, подтверждающие особенности процесса хабитуализации бедности.

Ключевые слова:гендерная стратификация, бедность, хабитуализация бедности.

Проблема гендернойстратификации актуальна во все времена. Ее острота предопределяется совокупностью факторов, среди которых наиболее значительными являются культурные и социальные.Гендернаястратификация выступает и как реальное явление жизни, и как метод выделения социальных страт, и как ©портретª общества. Она процесс и состояние. Гендернаястратификация показывает ©расположениеª социальных группи индивидов в социальном пространстве, причем положение неодинаковое и неравное.Поскольку гендерная стратификация является одной из разновидностей социальной стратификации, то важно кратко рассмотреть подходы к стратификации в социологической науке. Так, одним из первых создателей теории социальной стратификации является российский социолог П.А. Сорокин[7]. В своей работе ©Социальная стратификация и социальная мобильностьª он назвал четыре группы основных факторов социального неравенства: права и привилегии, обязанности и ответственность, богатство и нужда, власть и влияние. Указанные факторы являются основой для выделения базовых типов социальной стратификации в современном обществе.К таковым относятся экономический, политический, профессиональный.Т.Парсонс, который также относится к основателям теории стратификации, выделяет три группы признаков, дифференцирующих социальные слои и группыв обществе. К первой группе относятся признаки, приобретенные людьми от рождения. К их числу относятся этническая принадлежность, пол, социальное положение родителей, физические и интеллектуальны особенности и т.п. Вторая группа включает признаки, которыесвязаны с выполнением человеком определенных социальных ролей. Здесь определяющими являютсяпрофессия, образование, роль отца и матери в семье. К третьей группе относятся ©элементы обладанияª человека, а именноспособности, материальные и духовные ценности, привилегии и товары.М.Вебер в качестве первого компонента неравенства рассматривал имущественное неравенство, но, считал, что кроме богатства имеет важное значение престиж и карьера, которых человек добивается на рынке труда. Кроме богатстваи престижа, Вебер отметил и третий фактор стратификации ‬политическую власть, авторитет и влияние. Таким образом, М.Вебер предложил многомерный подход к стратификации, выделив три ее измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть)[5].Итак, ученые,так или иначе,называют пол в качестве одного из дифференцирующих признаков.Это позволяет нам говорить о том, что гендерная стратификация ‬это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации. В данном случае пол, наряду с классом, расой и возрастом, является фундаментальной стратификационной переменной, которая влияет на всю гендерную систему. Стоит сказать, что гендернаястратификациятесно связана с хабитуализациейжизненных практик, и в частности, с жизненной практикой бедности.Бедность представляет собой комплексное явление, в котором оказываются задействованными множество эксплицитных и имплицитных факторов. В рамках данной статьи нам хотелось бы сосредоточить внимание на бедности как на явлении, которое сами индивиды стремятся не воспринимать как критическое. Они относятся к своему состоянию с позиции сглаживания негативизма, ухода от реальности. Объяснить такой подход можно с психологической и социологической точек зрения.Понять интерпретацию ©бедностиª как явления с психологической точки зрения можно с помощью теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно этой теории, кроме финансового, морального, физического бремени, представители страты ©бедныхª испытывают, еще и состояние когнитивного диссонанса. Чтобы его уменьшить, люди изменяют свою установку в отношении бедности. Они начинают рассматривать ее не как несправедливость и ущербность, а как некоторую временную данность, при которой ©в принципе можно житьª.С социологической точки зрения состояние ©бедностиª как некой данности можно объяснить с помощью теории П.Бурдье о хабитуализации [1]. Согласно его теории, хабитус (habitus) ‬это системы прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления. Иными словами, хабитус‬это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику человека и его представления. В основе хабитуса лежит специфика социального положения. Будучи продуктом некоторого типа объективной регулярности, habitus склонен порождать ©резонныеª, ©общепринятыеª манеры поведения, которые с наибольшей вероятностью будут положительно санкционированы, поскольку они объективно приспособлены к логике, характерной для определенного поля деятельности, объективное будущее которого они предвосхищают. Habitus имеет тенденцию к постоянству и защищен от изменений отбором новой информации, отрицанием информации, способной поставить под сомнение уже накопленную информацию. Гомогенность habitus`a, которая наблюдается в пределах какогото класса условий существования и социальной среды, обусловливает то, что практики и действия непосредственно понятны и предсказуемы и, таким образом, воспринимаются как само собой разумеющиеся (taken for granted).Преломляя теорию хабитуализации к рассматриваемому нами явлению бедности можно отметить, что у представителей страты ©бедныхª формируется соответствующий хабитус как результат их деятельности в этом статусе. Всоответствии с этим хабитусом объективно классифицируется вся практика, продуцируется определенный вид практики (практика ©бедныхª) и классифицируются окружающие предметы, факты, оцениваются различные продукты практики. Нabitus ©бедныхª защищает себя от кризисов и критических нападок, обеспечивая себе настолько, насколько это возможно, среду, к которой он уже приспособлен, т.е. относительно постоянный круг ситуаций, усиливающий его предрасположенности, обеспечивая рынок, наиболее подходящий для его продуктов. Самое парадоксальное качество habitus'a это то, что отбирается информация, необходимая для того, чтобы уклониться от информации. Это качество habitus'a и объясняет то, что представители страты ©бедныхª уклоняются от рефлексии своего положения. Стоит сказать, что теория хабитуализации П.Бурдье позволяет увидеть еще один скрытый аспект, а именно механизм воспроизводства социального неравенства. В основе хабитуса лежит специфика социального положения. Акторы, характеризуемые общностью социального положения, стремятся воспринимать социальные ситуации и действовать сходным образом, поскольку корреспондирующий с их социальным положением хабитус выступает ©матрицей действия, восприятия и мышленияª [2, р. 169]. Преломляя идеи П.Бурдье в отношении бедности, можно говорить о том, что социальному положению бедных свойственен хабитус бедности. А это в свою очередь означает, что осуществляемая через него социальная ориентация означает одновременно и социальную дифференциацию. Хабитуализация бедности приводит к тому,что у индивидов происходит опривычивание своего положения и восприятие его как адекватного своему времени, ситуации, жизненным принципам. В результате они перестают испытывать душевные переживания и переключаются на другие, не относящиеся к бедности, более яркие события, явления. Итак, хабитуализация бедности в совокупности с когнитивным диссонансом, переживаемым представителями этой страты, вызывает наличие в сознании двух плоскостей ‬реальной и воображаемой. Стоит сказать, что воображаемая жизнь ‬это особая сконструированная реальность, в которой люди не оценивают себя в категориях бедности. Эта некая размытая реальность, в которой представитель страты ©бедныхª как бы небеден, он просто живет небогато.Выявить выявленные особенности сознания представителей ©бедныхª в массовых опросах, на наш взгляд, не представляется возможным. А вот биографическое глубинное интервью дает возможность отследить индивидуальные процессы на анализе нарративно зафиксированных интеракций, отражающих события автобиографическогорассказа. Описание социальных интеракций и манифестирующих в нем жизненных практик, конечно, не будет представлять репрезентативность данного типа поведения, но позволит воссоздать в темпоральном наслоении сменяющие друг друга траектории жизненного пути, контекстуализировать их и связать конфигурацию жизненных практик с хабитусом бедности.В качестве примера рассмотрим несколько биографических описаний, полученных в результате глубинного интервью, проведенного автором в 20112014году с женщинами, проживающими в г.Новосибирске. Укажем, что это интервью было связано не с исследованием бедности, а с изучением моделей маскулинности и фемининности (см. работы [3], [4]). Однако результаты исследования оказались полезными для изучения хабитуализации бедности. Рассмотрим результаты глубинного интервьюс одной из респонденток ‬Ольгой. Ей 34 года, она работает медицинской сестрой, не замужем, имеет дочь 10 лет. Показательно, что Ольга не говорит прямо о бедности, указывая, что ©выросла в небогатой семье. Воспитывалас братом одна мама, так как папа рано умер. У мамы не было образования, поэтому она работала на самых низовых должностях. Зарабатывала малоª. Слово ©бедныйª заменяется на ©небогатыйª, что создает некоторый другой статус. У ©небогатогоª уже больше разного рода возможностей (хотя бы и воображаемых), разнообразнее жизненные практики. Мы можем говорить о том, что происходит подмена одного стиля и образа жизни на другой. Но при этом сознание не фиксирует это как фальсификацию.На представления человека о самом себе, безусловно, влияет его род занятий. Что касается нашей интервьюируемой, то здесь имеет место своего рода перекрывание одного статуса другим. Поясним этот вывод. Ольга по всем показателям относится к страте ©бедныхª. Однако ее не беспокоит принадлежность к этой страте по той причине, что она себя относит к другой системе стратификации, в основе которой показатель интеллигентности. В соответствии с данной системой стратификации Ольга относится к полуинтеллигенции. На такую страту российской интеллигенции, которая сложилась в конце ХХ столетия,указывает Г.Г.Силласте в своей статье ©Стратификация российского общества ‬вызов времениª [6]. Автор выделяет три страты: ©высшую интеллигенциюª(©мозг нацииª) люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины; ©массовую интеллигенциюª

врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и др. специалисты; ©полуинтеллигенциюª

техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.О том, что Ольга считает себя принадлежащей именно к этой страте, а не страте бедных свидетельствует ее повествование: ©Я совсем не хотела иметь то, что имела моя мама. Поэтому пошла получать образование. Сейчас ведь у меня что…разбираюсь в болезнях лучше старшей (медсестры ‬И.С)., а иногда и некоторых врачей. Постоянно сама прошу на курсы повышения (квалификации ‬И.С.) отправлять…. Я ведь изза дочери многие учебники и справочники по медицине знаю лучше многих врачей. (Дочь имеет травмы, полученные при рождении. ‬И.С.) Особенно, конечно, то, что связано с болезнью дочери. Смотрю анализы и смотрю, что врач написал и думаю, да что же ты написал….ª. Полученное образование и самообразование, безусловно, повлияли на профессиональное самоутверждение Ольги. Она воспринимает себя почти на равных с врачами. Мы видим сравнение ею своих профессиональных знаний как медицинской сестры и знаний врачей. В этом сравнении просматривается стремление принадлежности к страте интеллигенции при всем том, что реальных шансов быть интеллигенцией у нее пока не достаточно. Здесь в скрытой форме существует уже выявленная нами закономерность: индивид реально принадлежит к одной страте (©бедныхª или полуинтеллигенции), но переключается на другую страту (©небедныхª или интеллигенции). Такое переключение отражает наличие в сознании двух миров ‬реального и воображаемого. (… разбираюсь в болезнях лучше …..некоторых врачей). Воображаемый мир помогает пережить будни реального мира.Одним из важных экономических показателей бедности является доход. И в этом вопросе Ольга пытается некоторыми ©хитросплетениямиª доказать самой себе, что она не бедный человек, хотя по сути им является. ©Отец дочери денег не платит совсем. Зарплата у меня, конечно, небольшая. Но ничего…я постоянно беру дежурства. Да еще доплачивают за вредность (вредные условия производства. Ольга работает в инфекционном отделе больницы ‬И.С). Я сюда сразу специально пошла изза этого (доплат ‬И.С.)Да ….что еще хорошо, здесь всегда можно поесть. Так что на еду трачу уже меньше…Дочь тоже здесь иногда перехватит (поест‬И.С.).ª. Отсутствие алиментов, невысокая зарплата как бы перекрываются доплатами за вредные условия работы и возможностью бесплатно пообедать. Стоит сказать, что в дальнейшем разговоре выяснилось, размеры доплат совсем невелики и величина их значительно варьирует. В таком случае социально значимым остается лишь бесплатное питание во время дежурства. Парадоксально, что именно это и создает у интервьюируемой ощущение человека не ©бедногоª, а ©небогатогоª. Как нам представляется, этот пример лишний раз подтверждает особенности сознания бедного человека. Для них на первом месте стоит не возможность удовлетворения покупательских потребностей (покупки вещей, бытовой техники, поездок по стране или за границу), а возможность питания, причем по возможности бесплатного. Такое положение дел с точки зрения теории А.Маслоу есть не что иное как удовлетворение низших потребностей.

©Бедныйª человек не в состоянии себе позволить многие вещи. Например, Ольга практически не в состоянии обеспечить себя и дочь одеждой, предметами быта, путешествиями. ©Одеваться помогает мама. А что ей…Она уже пенсионерка, ничего не нужно. …Живем мы с дочерью, конечно, так…Ремонта давно не делали, коегде в полу дыры. Но я их закрыла досками и нормально. Главное ‬есть где жить…. Куда поехать, тоже у нее денег берем. Да и не ездим почти Дочери, правда, дают иногда бесплатные путевки…Ято ведь в детстве вообще никуда не ездила. В основном мы дома. Телевизор смотрим...Где только уже не побывали… и поездок не надо. Как посмотришь, как люди живут, да что там творится, так мы еще и лучше их живемª. Однако Ольгу не смущает это обстоятельство. Онавоспринимает себя как ©небогатыйª человек, будучи фактически ©беднымª человеком. Возникают парадоксы. Ольга осталась в страте ©бедныхª, в которой пребывала в детстве и юности. Для нее остались малодоступными еда, одежда, отдых. Несмотря на это, воображаемый мир уводит ее в другую реальность, на другие уровни жизни, что в целом придает хабитуснуюуверенность человека (….мы еще и лучше их живем).Следующая респондентка

Фаина Г. (52 г.). Разведена, имеет двоих сыновей и дочь. Работает медицинской сестрой в диспансере. Заработная плата чуть выше, чем у других медицинских работников среднего звена, за счет доплаты за неблагоприятные условия труда. Фаина также относится к полуинтеллигенции, но стремится повысить свой статус иными способами, по сравнению с предыдущей респонденткой. Не имея достаточных личных финансов для того, чтобы приобретать дорогиепредметы потребления, она постоянно использует банковские кредиты. При этом ей иногда приходится брать кредит в одном банке, чтобы погасить проценты по кредиту в другом банке. ©Ну да живу в постоянных долгах, зато у меня есть все, что и у других (имеет в виду состоятельных ‬С.И.). Но иначе ведь не проживешь. Да и кому интересно знать, что денег у меня фактически нет. Как раз наоборот, я хочу показать, что живу на уровнеª. Будучи фактически ©беднойª,Фаина пытается произвести иное впечатление за счет имитации. Для этого она использует разные способы: имитация высоких доходов, имитация состоятельной родительницы. Для имитации больших финансов респондентка занимается распространением косметики ©Орифлеймª и стремится доказать другим, что занимается доходным бизнесом. ©Было собрание представителей Орифлейма в Москве. Я, конечно, поехала, взяла кредит и поехала. Конечно, там было все за мой счет. Дорога, проживание. Но не могла же я не поехать. Конечно, потом год расплачивалась, но я не жалею. Никто же не знал, что я в кредит ездила, зато многие говорили мне, что молодецª. Для того, чтобы произвести впечатление состоятельной родительницы, Фаина купила дочери на выпускной вечер достаточно дорогое платье: ©Я сказала Лене(дочери С.И.): ©То, что у тебя нет отца, не означает, что ты будешь выглядеть беднее всех. Как раз наоборот, я все сделаю, чтобы ты выглядела богаче всехª. Так и получилось. У нее было самое дорогое платье. Даже дороже тех, кто из полных семей. У меня, конечно, долги после этого. Ну и что…ª. Затем, когда дочь выходила замуж, Фаина заказала свадебный лимузин на несколько часов, вновь беря кредит. ©Зато все видели, что у нас, как у всех…ªИмитация состоятельности отрицательно сказывается на здоровье респондентки (©Букет, но главное ‬давление зашкаливаетª), но она уже не может отказаться от такого образа жизни и мышления.Главное ‬абсолютное нежелание признать себя ©беднойª и жить в соответствии с доходами.Подведем итоги. Гендерная стратификация представляет собой и процесс, и состояние. Она связанас хабитуализацией такой жизненной практики, как бедность. Проведенные глубинные интервью позволили увидеть некоторые особенности хабитуализации бедности тех, кто не имеет достаточно высокого уровня образования и относитсяк полуинтеллигенции. В одном случае, рекрутируясь из страты ©бедныхª, индивид сравнивает свою жизнь с прежней жизнью ©бедногоª детства. Находит явные преимущества.На самом же деле полученные преимущества не позволяют ему перейти в другую страту. Человек, по сути, остается ©беднымª и в сознании, и на уровне жизненной практики. Вместе с тем, он воспринимает себя не как ©беднымª, а как ©небогатымª.В другом случае индивид отказывается признать себя ©беднымª и всеми способами имитируетсвою принадлежность к другой страте.Эти усилия, тем не менее, не приводят к принципиальным переменам.И в первом, и во втором случае проблема хабитуализации бедности связана с двумя плоскостями сознания человека: реальной и воображаемойили имитационной. В реальной плоскости сознания человек стремится не рефлексировать по поводу бедности и вообще избегать тревожной информации о бедности. А жизнь в воображаемом, имитационноммире отсрочивает фактическийвыход из страты ©бедныхª. В данном случае можно говорить о замкнутом круге хабитуализированнойжизни©бедногоª человека.

Ссылки на источники1. Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. С. 1639.2. Bourdieu P.Entwurf einer Theorie der Praxis auf der ethnologischen Grundlage dcr kabylischen Gesellschaft. Frankfurt a.M., 1979.3. Ильиных С.А. Множественная маскулинность // Социологические исследования. 2011. №7. С.101109.4. Ильиных С.А. Концепты маскулинности и фемининности в русле гендерного подхода // Идеи и идеалы. Научныйжурнал. 2011. №4. Т.1. С.131144.5. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов / А.И.Кравченко. М.:Академический проспект;Фонд ©Мирª, 2004. С.327340.6. Силласте Г.Г. Стратификация российского общества ‬вызов времени // Обозреватель‬URL: http://www.rau.su/observer/N12_01/12_14.HTM

7. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / П.А.Сорокин. М., 1992. ‬С.297424.

S.A. IlynykhDoktor of sociolocal sciences, professor of department of social communikations and sociology of management, Novosibirsk State University of Economics and Management, NovosibirskSociological sketches of gender stratification: reality and imitationAbstract: In this article the author analyzes the gender stratification as a real phenomenon of life. Author shows that it is associated with poverty habitualization life practice. Poverty is considered from the sociological position. The author presents the results of indepth interviews, supporting features of the process habitualization poverty.Keywords: gender stratification, poverty, poverty habitualization.