Структура личности с позиции теории функциональных систем
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малкова
Е.
Е.,
Гурьев
В.
С. Структура личности с позиции теории функциональных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2331–2335. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54730.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения этапа развития личности в период подросткового кризиса в аспекте становления структуры личности как системы взаимосвязанных Я-функций (агрессии, тревоги, нарциссизма, внешнего и внутреннего Я-отграничения). Проведён анализ проявлений структуры личности в свете теории функциональных систем.
Ключевые слова:
идентичность, структура личности, системная психофизиология, динамическая психиатрия
Текст статьи
Малкова Елена Евгеньевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи ФГБУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. СанктПетербургHelen_malkova@herzen.spb.ru
Гурьев Василий Сергеевич,студент 3 курса психологопедагогического факультета ФГБУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г.СанктПетербургvasilij.gurjew@mail.ru
Структура личностис позиции теориифункциональныхсистем
Аннотация.В статьепредпринята попытка рассмотрения этапа развития личности в период подросткового кризиса в аспекте становления структуры личности, как системы взаимосвязанных Яфункций(агрессии, тревоги, нарциссизма, внешнего и внутреннего Яотграничения). Проведён анализ проявлений структуры личности в свете теории функциональных систем.Ключевые слова:идентичность, структура личности, системная психофизиология, динамическая психиатрия
Многими современными авторами отмечаются изменения внутриличностной составляющей поведения подростков и его внешних проявлений на фоне различного рода перемен, происходящих в обществе (экономических кризисов, миграционных процессов, технического прогресса, всеобщей компьютеризации и др.). В то же время, неопределенность трактовок внутренних мотивов и внешних проявлений поведения, складывающаясяв профессиональнойсреде психологов, отсутствие единых и методологически выверенных подходов в разного рода психологических исследованиях, направленных на изучение современных подростковопределяет актуальность теоретически обоснованных подходов к пониманию структурных особенностей личности в сензитивный период ее формирования.Теоретической базой исследования послужили положения двух направлений: динамическойпсихиатрииГюнтера Аммона[1], основателя «Немецкой академии психоанализа», и системной психофизиологии разрабатываемойЮ.И. Александровым [2]на основе теории функциональных систем (ТФС)П.К. Анохина[3]. С нашей точки зрения эти теории обладают рядом общих черт. Обе они построены с опоройна активностную парадигму, системность, и так и там отчетливо выражен акцент на динамике развития. Если Г.Аммонрассматривает в основном роль групповой динамики в развитии структуры Я как взаимосвязанных Яфункций[4], то ТФС даёт возможность раскрыть системный характер этой структуры[5], что даёт более точное понимание механизмов функционирования психики, а следовательно, и возможность разработки более эффективных и безопасных методов коррекции.Модель личности динамической психиатриипредоставляет нам собственно предмет психологического исследования (представление о структуре Я как о динамически взаимодействующих Яфункциях).Так, согласнотеории структуры личности Г.Аммона, психические процессы основываются на отношениях, а структура личности является отображением этой совокупности отношений[6]. Структура личности и психики определяется набором выраженных в той или иной степени «Яфункций», вместе составляющих идентичность[7]. Поэтому, по Г.Аммону, «психические расстройства по сути являются болезнями идентичности»[1]. При этом центральные, стержневые структуры «Я» не осознаются, они представляют собой сложные элементы, находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом и окружающей средой[8]. Из этого следует, что изменение одной Яфункции всегда влечёт за собой изменение другой Яфункции.По Аммону, каждый человек имеет конструктивные, деструктивные (разрушающие) и дефицитарные (неразвитые) личностные задатки агрессивности, страха(тревоги), внешнего и внутреннего Яотграничения, нарциссизма, и сексуальности, которые имеют строго индивидуальную выраженность и в общем составляют целую структуру личности.Что же касаетсясистемной психофизиологии, то для оценки структурных характеристик личностного функционированиянаиболее важными для нас представляются следующие экспериментально подтверждённые положения.1.Впроцессе формирования индивидуального опыта,вновь сформированные системы не сменяют предсуществующие, а«наслаиваются»на них, образуя новые системные изоморфные друг другу уровни.2.Процесс развития есть переход от одного уровня интегрированности к другому[9]; причём, формирование новых уровней в процессе развития не отменяет предыдущих и первые не вступают со вторыми в отношения доминированияподчинения (управленияисполнения)[10].3.Формирование нового поведенческого акта есть формирование новой системы.4.Во время научения происходит «реювенилизация» или «реактивация процессов созревания», имеющих место в раннем онтогенезе[11].5.Осуществление поведения обеспечивается реализацией не только новых систем, сформированных при обучении актам, составляющим это поведение, но и одновременной реализацией множества более старых систем, сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития[12].6.Поскольку структура индивидуального опыта, актуализируемого при реализации поведения, зависит от истории его формирования, постольку системная организация поведения, которое при внешнем наблюдении выглядиткак одно и то же, различается в том случае, если это поведение имеет разную историю формирования[13].7.Специализация нейронов относительно элементов индивидуального опыта означает, что в их активности отражается не внешний мир как таковой, а соотношение сним индивида. Именно поэтому изучение системных специализаций нейронов метод адекватный для описания субъективного мира.В рамках такого описания субъективный мир предстаёт как структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе индивидуального развития системами[14]. При этомзакономерности сложнейших отношений между ними межсистемные отношения могут быть описаны качественно и количественно, упрощаяисводя ихк отношениям синергии и оппонентности. Исходя из такого представления,субъектповедения этовесь набор функциональных систем, из которых состоит видовая и индивидуальная память. При этом состояние субъекта поведения определяется через его системную структуру как совокупность систем разного филои онтогенетического возраста, одновременно активированных во время осуществления конкретного акта.Данные выводы вполне соотносятся стеоретически и экспериментально обоснованнымиположениямиВ.Б. Швыркова[15]о соответствии компонентов ЭЭГпотенциалов разрядам нейронов и динамике системных процессов на последовательных этапах реализации поведения, в том числе переходным процессам, и о неправомерности классификации потенциалов как сенсорных, моторных, когнитивных и т.д.
Сопоставив данные, полученные в этих направлениях можно сделать следующие выводы.
Ранние взаимоотношения с первичной группойформируют функциональные системы, психический аспект которых понимается как объектные отношения. Эти системы, сформированные в раннем онтогенезе,реализуются затем вместе с более позднимисистемами («наслоённым» на нихв ходе научения)при осуществлении поведения связанногос межличностнымвзаимодействием, тем самым оказывая влияние на параметры этого поведения.Регресс к более ранним формам поведения, отмечаемый в подростковом возрасте, связан не столько с перестройкой организма, сколько с «реювинилизацией», сопровождающей интенсивный процесс научения новым межличностным отношениям.В то же время, нельзя не отметить некоторые параллели системы функционирования с выделеннымиГ.Аммоном [1]центральнымиЯфункциямив психической сфере, поскольку в период своего наиболее активного формирования(в период подросткового криза) они оказываются изоморфны функциям присущим всем сферам проявления жизни и в той или иной степени всем биологическим единицам, включая клеточный уровень.К примеру, биологический смысл агрессии –активность. Также всем живым организмам свойственны функция избегания опасности (функция тревоги), наличие границ с избирательной проницаемостью (внешнее отграничение) и упорядоченность внутренних процессов (внутреннее отграничение), обеспечивающие гомеостаз. Нарциссизм при этом изоморфен потребности особи взаимодействовать с другими особями своего сообщества, то есть нуждаться в других и быть нужным другим, что можно назвать «социальным инстинктом», а биологическая функция сексуальности, в конечном счёте, заключается в воспроизведении способного к размножению потомства.Однако стоит отметить, что ни одна из перечисленных Яфункций не направлена на достижение определённого результата, а скорее обеспечивает достижение любого полезного результата, то есть –успешную реализацию каждой функциональной системы.В связи с этим можно сделать следующее предположение. Яфункции представляют собой не функциональные системы,а являются «метафункциями», определяющими их работу, и соответствующие блокам функциональной системы. Деструктивные и дефицитарные составляющие Яфункций, таким образом, вызываются нарушениями работы этих блоков или связей между ними.Исходя из всего вышесказанного, функциональный смысл центральных Яфункций может быть представлен следующим образом.Яфункция конструктивнойагрессии заключается в способности ставить перед собой цели и реализовывать их. Решающим звеном,обеспечивающим эту функцию,является способность моделировать предполагаемый результат, реализуемая акцептором результатов действия (АРД), так как именно опережающее отражение является источником активности.Яфункция тревоги соответствует блокупринятиярешения (БПР), в психическом плане обусловливая необходимость действия и выбор наиболее безопасной стратегии.Внешнему Яотграничению соответствует блок, включающий в себя афферентный синтез (обеспечениегибкостиграницы), обстановочную афферентацию (оценка параметров фона, дифференциация окружающего мира) и мотивацию (определение соотношения организма и окружающей среды).Внутреннему Яотграничению соответствует блок программы действия (эфферентный синтез), который обеспечивает временное развёртывание действия и определяет набор средств для его выполнения.Функции нарциссизма соответствует блок результата, который определяет само существование системы («энергетический потенциал» системы), для чего его параметры должны максимально отвечать не только собственной предполагаемой модели, но и «потребностям» других систем, образующих системы более высокого уровня, осуществляя роль «пусковой афферентации» для их реализации.Функции сексуальности и креативности, как и функция нарциссизма, связаны смежсистемнымвзаимодействием, и вероятно обеспечивают системные возможности достижения, соответственно, совместных (симбиотических) и принципиально новых (творческих) результатов.
Ссылки на источники1.Аммон Г. Динамическая психиатрия / Г.Аммон. СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева,1995. –200 с.2.Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию / Ю.И.Александров // Психология XXI века. М.:Пер Се, 2003. –С.3985.3.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электронный ресурс] / П.К.Анохин // Библиотека учебной и научной литературы. –2006. –URL: http:// http://sbiblio.com (дата обращения: 01.05.2013).4.Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. –СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева,2003. —438 с.5.Александров Ю.И. Методологические проблемы системного анализа. Закономерности актуализации индивидуального опыта и реорганизации его системной структуры: комплексное исследование / Ю.И. Александров // Труды ИСА РАН. –Том 61. –2011. –№3. –С. 324.6.Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход/ Р.Столороу, Б. Брандшафт, Дж. Атвуд. –М.: «КогитоЦентр»,2011. –256 с.7.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. –М.: Издательская группа «Прогресс»,1996. –344 с.8.Немировский К. Винникот и Кохут: Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии: Интерсубъективность и сложные психические расстройства / К.Немировский. –М.: «КогитоЦентр», 2010. –217 с.9.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. –М.: Эксмо, 2006. –1136 с.10.Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем / А.В,Савельев // Журнал проблем эволюции открытых систем. Казахстан, Алматы, 2005. № 2(7). С. 10111011.Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация / М.С.Малер, Ф.Пайн, А.Бергман. –М.: КогитоЦентр, 2011. –413 с.12.Судаков К.В. Функциональные системы/ К.В.Судаков. —Москва: «Издательство РАМН», 2011. —320 с.13.Бурман Э. Деконструктивная психология развития / Э.Бурман. –Ижевск: ИД «Удмуртский университет», ИД «ERGO», 2006. –284 с.14.Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю.Агафонов. СПб.: Издательство «Речь»,2003. –296 с.15.Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики: Избранные труды / В.Б.Швырков. М.: Издво «Институт психологии РАН»,2006. –592 с.
Malkova ElenaCandidate of Psychological Sciences, docent of the Department Clinical Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. PetersburgHelen_malkova@herzen.spb.ruGuriev VasilyStudent of the Faculty of Psychology and Education,Herzen State Pedagogical University of Russia, St. PetersburgVasilij.gurjew@mail.ruPersonality structure in the light of the theory of functional systemsAbstract. The paper attempts to review stages of personality development during the adolescent crisis in terms of the formation of personality structure, as a system of interrelated selffunctions (aggression, anxiety, narcissism, external and internal selfdelimiting). Manifestationsof personality structure are analyzedin light of the theory of functional systems. Keywords:identity, personality structure, systemic psychophysiology, dynamic psychiatryъ
Гурьев Василий Сергеевич,студент 3 курса психологопедагогического факультета ФГБУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г.СанктПетербургvasilij.gurjew@mail.ru
Структура личностис позиции теориифункциональныхсистем
Аннотация.В статьепредпринята попытка рассмотрения этапа развития личности в период подросткового кризиса в аспекте становления структуры личности, как системы взаимосвязанных Яфункций(агрессии, тревоги, нарциссизма, внешнего и внутреннего Яотграничения). Проведён анализ проявлений структуры личности в свете теории функциональных систем.Ключевые слова:идентичность, структура личности, системная психофизиология, динамическая психиатрия
Многими современными авторами отмечаются изменения внутриличностной составляющей поведения подростков и его внешних проявлений на фоне различного рода перемен, происходящих в обществе (экономических кризисов, миграционных процессов, технического прогресса, всеобщей компьютеризации и др.). В то же время, неопределенность трактовок внутренних мотивов и внешних проявлений поведения, складывающаясяв профессиональнойсреде психологов, отсутствие единых и методологически выверенных подходов в разного рода психологических исследованиях, направленных на изучение современных подростковопределяет актуальность теоретически обоснованных подходов к пониманию структурных особенностей личности в сензитивный период ее формирования.Теоретической базой исследования послужили положения двух направлений: динамическойпсихиатрииГюнтера Аммона[1], основателя «Немецкой академии психоанализа», и системной психофизиологии разрабатываемойЮ.И. Александровым [2]на основе теории функциональных систем (ТФС)П.К. Анохина[3]. С нашей точки зрения эти теории обладают рядом общих черт. Обе они построены с опоройна активностную парадигму, системность, и так и там отчетливо выражен акцент на динамике развития. Если Г.Аммонрассматривает в основном роль групповой динамики в развитии структуры Я как взаимосвязанных Яфункций[4], то ТФС даёт возможность раскрыть системный характер этой структуры[5], что даёт более точное понимание механизмов функционирования психики, а следовательно, и возможность разработки более эффективных и безопасных методов коррекции.Модель личности динамической психиатриипредоставляет нам собственно предмет психологического исследования (представление о структуре Я как о динамически взаимодействующих Яфункциях).Так, согласнотеории структуры личности Г.Аммона, психические процессы основываются на отношениях, а структура личности является отображением этой совокупности отношений[6]. Структура личности и психики определяется набором выраженных в той или иной степени «Яфункций», вместе составляющих идентичность[7]. Поэтому, по Г.Аммону, «психические расстройства по сути являются болезнями идентичности»[1]. При этом центральные, стержневые структуры «Я» не осознаются, они представляют собой сложные элементы, находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом и окружающей средой[8]. Из этого следует, что изменение одной Яфункции всегда влечёт за собой изменение другой Яфункции.По Аммону, каждый человек имеет конструктивные, деструктивные (разрушающие) и дефицитарные (неразвитые) личностные задатки агрессивности, страха(тревоги), внешнего и внутреннего Яотграничения, нарциссизма, и сексуальности, которые имеют строго индивидуальную выраженность и в общем составляют целую структуру личности.Что же касаетсясистемной психофизиологии, то для оценки структурных характеристик личностного функционированиянаиболее важными для нас представляются следующие экспериментально подтверждённые положения.1.Впроцессе формирования индивидуального опыта,вновь сформированные системы не сменяют предсуществующие, а«наслаиваются»на них, образуя новые системные изоморфные друг другу уровни.2.Процесс развития есть переход от одного уровня интегрированности к другому[9]; причём, формирование новых уровней в процессе развития не отменяет предыдущих и первые не вступают со вторыми в отношения доминированияподчинения (управленияисполнения)[10].3.Формирование нового поведенческого акта есть формирование новой системы.4.Во время научения происходит «реювенилизация» или «реактивация процессов созревания», имеющих место в раннем онтогенезе[11].5.Осуществление поведения обеспечивается реализацией не только новых систем, сформированных при обучении актам, составляющим это поведение, но и одновременной реализацией множества более старых систем, сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития[12].6.Поскольку структура индивидуального опыта, актуализируемого при реализации поведения, зависит от истории его формирования, постольку системная организация поведения, которое при внешнем наблюдении выглядиткак одно и то же, различается в том случае, если это поведение имеет разную историю формирования[13].7.Специализация нейронов относительно элементов индивидуального опыта означает, что в их активности отражается не внешний мир как таковой, а соотношение сним индивида. Именно поэтому изучение системных специализаций нейронов метод адекватный для описания субъективного мира.В рамках такого описания субъективный мир предстаёт как структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе индивидуального развития системами[14]. При этомзакономерности сложнейших отношений между ними межсистемные отношения могут быть описаны качественно и количественно, упрощаяисводя ихк отношениям синергии и оппонентности. Исходя из такого представления,субъектповедения этовесь набор функциональных систем, из которых состоит видовая и индивидуальная память. При этом состояние субъекта поведения определяется через его системную структуру как совокупность систем разного филои онтогенетического возраста, одновременно активированных во время осуществления конкретного акта.Данные выводы вполне соотносятся стеоретически и экспериментально обоснованнымиположениямиВ.Б. Швыркова[15]о соответствии компонентов ЭЭГпотенциалов разрядам нейронов и динамике системных процессов на последовательных этапах реализации поведения, в том числе переходным процессам, и о неправомерности классификации потенциалов как сенсорных, моторных, когнитивных и т.д.
Сопоставив данные, полученные в этих направлениях можно сделать следующие выводы.
Ранние взаимоотношения с первичной группойформируют функциональные системы, психический аспект которых понимается как объектные отношения. Эти системы, сформированные в раннем онтогенезе,реализуются затем вместе с более позднимисистемами («наслоённым» на нихв ходе научения)при осуществлении поведения связанногос межличностнымвзаимодействием, тем самым оказывая влияние на параметры этого поведения.Регресс к более ранним формам поведения, отмечаемый в подростковом возрасте, связан не столько с перестройкой организма, сколько с «реювинилизацией», сопровождающей интенсивный процесс научения новым межличностным отношениям.В то же время, нельзя не отметить некоторые параллели системы функционирования с выделеннымиГ.Аммоном [1]центральнымиЯфункциямив психической сфере, поскольку в период своего наиболее активного формирования(в период подросткового криза) они оказываются изоморфны функциям присущим всем сферам проявления жизни и в той или иной степени всем биологическим единицам, включая клеточный уровень.К примеру, биологический смысл агрессии –активность. Также всем живым организмам свойственны функция избегания опасности (функция тревоги), наличие границ с избирательной проницаемостью (внешнее отграничение) и упорядоченность внутренних процессов (внутреннее отграничение), обеспечивающие гомеостаз. Нарциссизм при этом изоморфен потребности особи взаимодействовать с другими особями своего сообщества, то есть нуждаться в других и быть нужным другим, что можно назвать «социальным инстинктом», а биологическая функция сексуальности, в конечном счёте, заключается в воспроизведении способного к размножению потомства.Однако стоит отметить, что ни одна из перечисленных Яфункций не направлена на достижение определённого результата, а скорее обеспечивает достижение любого полезного результата, то есть –успешную реализацию каждой функциональной системы.В связи с этим можно сделать следующее предположение. Яфункции представляют собой не функциональные системы,а являются «метафункциями», определяющими их работу, и соответствующие блокам функциональной системы. Деструктивные и дефицитарные составляющие Яфункций, таким образом, вызываются нарушениями работы этих блоков или связей между ними.Исходя из всего вышесказанного, функциональный смысл центральных Яфункций может быть представлен следующим образом.Яфункция конструктивнойагрессии заключается в способности ставить перед собой цели и реализовывать их. Решающим звеном,обеспечивающим эту функцию,является способность моделировать предполагаемый результат, реализуемая акцептором результатов действия (АРД), так как именно опережающее отражение является источником активности.Яфункция тревоги соответствует блокупринятиярешения (БПР), в психическом плане обусловливая необходимость действия и выбор наиболее безопасной стратегии.Внешнему Яотграничению соответствует блок, включающий в себя афферентный синтез (обеспечениегибкостиграницы), обстановочную афферентацию (оценка параметров фона, дифференциация окружающего мира) и мотивацию (определение соотношения организма и окружающей среды).Внутреннему Яотграничению соответствует блок программы действия (эфферентный синтез), который обеспечивает временное развёртывание действия и определяет набор средств для его выполнения.Функции нарциссизма соответствует блок результата, который определяет само существование системы («энергетический потенциал» системы), для чего его параметры должны максимально отвечать не только собственной предполагаемой модели, но и «потребностям» других систем, образующих системы более высокого уровня, осуществляя роль «пусковой афферентации» для их реализации.Функции сексуальности и креативности, как и функция нарциссизма, связаны смежсистемнымвзаимодействием, и вероятно обеспечивают системные возможности достижения, соответственно, совместных (симбиотических) и принципиально новых (творческих) результатов.
Ссылки на источники1.Аммон Г. Динамическая психиатрия / Г.Аммон. СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева,1995. –200 с.2.Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию / Ю.И.Александров // Психология XXI века. М.:Пер Се, 2003. –С.3985.3.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электронный ресурс] / П.К.Анохин // Библиотека учебной и научной литературы. –2006. –URL: http:// http://sbiblio.com (дата обращения: 01.05.2013).4.Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. –СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева,2003. —438 с.5.Александров Ю.И. Методологические проблемы системного анализа. Закономерности актуализации индивидуального опыта и реорганизации его системной структуры: комплексное исследование / Ю.И. Александров // Труды ИСА РАН. –Том 61. –2011. –№3. –С. 324.6.Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход/ Р.Столороу, Б. Брандшафт, Дж. Атвуд. –М.: «КогитоЦентр»,2011. –256 с.7.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. –М.: Издательская группа «Прогресс»,1996. –344 с.8.Немировский К. Винникот и Кохут: Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии: Интерсубъективность и сложные психические расстройства / К.Немировский. –М.: «КогитоЦентр», 2010. –217 с.9.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. –М.: Эксмо, 2006. –1136 с.10.Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем / А.В,Савельев // Журнал проблем эволюции открытых систем. Казахстан, Алматы, 2005. № 2(7). С. 10111011.Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация / М.С.Малер, Ф.Пайн, А.Бергман. –М.: КогитоЦентр, 2011. –413 с.12.Судаков К.В. Функциональные системы/ К.В.Судаков. —Москва: «Издательство РАМН», 2011. —320 с.13.Бурман Э. Деконструктивная психология развития / Э.Бурман. –Ижевск: ИД «Удмуртский университет», ИД «ERGO», 2006. –284 с.14.Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю.Агафонов. СПб.: Издательство «Речь»,2003. –296 с.15.Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики: Избранные труды / В.Б.Швырков. М.: Издво «Институт психологии РАН»,2006. –592 с.
Malkova ElenaCandidate of Psychological Sciences, docent of the Department Clinical Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. PetersburgHelen_malkova@herzen.spb.ruGuriev VasilyStudent of the Faculty of Psychology and Education,Herzen State Pedagogical University of Russia, St. PetersburgVasilij.gurjew@mail.ruPersonality structure in the light of the theory of functional systemsAbstract. The paper attempts to review stages of personality development during the adolescent crisis in terms of the formation of personality structure, as a system of interrelated selffunctions (aggression, anxiety, narcissism, external and internal selfdelimiting). Manifestationsof personality structure are analyzedin light of the theory of functional systems. Keywords:identity, personality structure, systemic psychophysiology, dynamic psychiatryъ