Влияние социальных факторов на состояние системы ценностей современной российской молодежи
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бормотов
И.
В. Влияние социальных факторов на состояние системы ценностей современной российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2386–2390. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54741.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу влияния социальных факторов на состояние системы ценностей современной российской молодежи. Автор предлагает рассмотрение экономического, социального, информационного и духовного факторов, которые адаптируют ценности молодежи к быстро изменяющимся условиям общественной среды.
Похожие статьи
Текст статьи
Бормотов Игорь Владимирович,кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и права Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г.Тулаbenaris1954@yandex.ru
Влияние социальных факторов на состояние системы ценностей современной российской молодежи
Аннотация.Статья посвящена анализу влияния социальных факторов на состояние системы ценностей современной российской молодежи.Автор предлагают рассмотрениеэкономического, социального, информационного и духовного факторов, которые адаптируют ценности молодежи к быстро изменяющимся условиям общественной среды.Ключевые слова: фактор, система, ценность, молодежь.
Системаценностей современной российской молодежииспытываетвлияние разныхпо силесвоего воздействия социальныхфакторов.Понятие «фактор» выражает движущую силу, причину какоголибо процесса или явления. Можно выделить следующие его характеристики:
факторы по своей природе неоднолинейны, многозначны и динамичны;
в своем воздействии на социальные объекты они обладают активной прямой и обратной связью;
в понятие «фактор» вкладывается, главным образом, смысл активной побудительной силы.Выделяютдве основные формыпроявления факторов объективную и субъективную.Объективная сторонафакторного процессавыражается вприроднойи целесообразнойдеятельностилюдей.Субъективизмфакторного анализапроявляется в рассмотренииценностейкакидеальной нормы общественного и индивидуального сознания,котораяпредставляет собой внутреннее богатство индивида.Изменение исторических условий жизнедеятельности людей всегда приводит к смене ценностного и нормативного, сущего и должного, духовного и нравственного. В этой ситуации воспроизводство жизненных средств (условий жизни), физических и духовных сил молодого человека приобретает не социально обусловленный, а преимущественно случайный, вероятностный характер. Это положение нуждается в некотором методологическом обосновании.Вопервых, формирование системы ценностей современной российской молодежи совершается не всегда в комфортных условиях. Это связано с тем, что радикальным социальным изменениям свойственны кризисы, стагнации, ухудшение материальноэкономической ситуации. Данные катаклизмыприводят кразрушениям промышленного и научнотехнического потенциалаи как следствие влияния этих процессоврезкое падение жизненного уровня населения, включая молодежь. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что молодые люди и их родители начинают потреблять и копить впрок. В результате происходит смещение ценностей от производства к потреблению.Однако за спадом всегда происходитподъем, которыйдают возможность обрести обществу устойчивость и стабильность. В качестве точек роста может использоваться система ценностей и обновленные нормы права, которые позволят создать условиядля реализации целей и средств социальной деятельности молодых людей.Вовторых, использование ценностей, потребностей и интересов молодежи в качестве менталитета, который, в свою очередь,оказываетвлияниена стабилизацию и дестабилизацию развития российского общества. Это приводит к возникновению специфическихотношениймежду молодыми людьми и другими группами населения, которые подразумеваютих гармоничность или конфликтностьв оказаниивоздействияна менталитет молодого поколения. Можно обозначитьследующие характеристикименталитета современной российской молодежи:
формирование у молодого поколениягордости за свою страну, приверженностик российскойкультуре;
реализация потребностейсоциальной практики сучетомособенностейформированияменталитетароссийскоймолодежи;
сохранениементальности умолодых людейирасширениевозможностейкоммуникативного воздействия друг на друга.Следующим элементом является традиция, в качестве которой выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и др.Преломляя понятие «традиция» через призму понятия «молодежь», можно выделить следующие положения:
молодежь является традиционным элементом общества на различных стадиях ее развития;
молодежь это традиционное социокультурное явление.С позицийсоциальнофилософского знания, традиция представляетуниверсальнуюформуфиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социальногоопыта, а также универсальный механизм передачи, обеспечивающий устойчивую историкогенетическую преемственность в социокультурных процессах. Онаобеспечивает воспроизводство в системах ценностейжизнеспособных образцовпрошлой, настоящей и будущейдеятельности.Втретьих, система ценностей современной российской молодежинаходит свое отражениев различных сферах общественной жизни. Ее структурные элементы функционируют на рациональном и эмоциональном уровнях. Такоеихсочетание способствует внедрению аксиологического сознания в практическую деятельность молодежи.Это накладывает определенный отпечаток на формирование различных сфер социума. Так, например, экономическое развитие общества, требует от молодых людей эффективности и ответственности при выполнении задач профессиональной деятельности, с другой стороны, правовая система отчуждает человека от собственности, то есть возникает парадокс между двумя сферами общества, которые декларирует разные требования. В результате чего в сознании возникает противоречие между сущим и должным, возможным и действительным, которое приводит к разбалансированию ценностного мира молодого человека.Вчетвертых, система ценностей современной российской молодежи функционирует исходя из объективных условий, в качестве которых могут выступать социальные нормы и законы, позволяющие критически осмысливать ее развитие. «Освоение мира может быть разным рациональным и чувственным, это подтверждает использование данного способа социального познания или отбрасывает его как непригодный»[1, с. 145].Это позволяетрассматривать ценность не как цель или средство, а как путь молодого человека к самому себе. Поэтому чем раньше юноша вступает на этот путь, тем он будет для него короче. В форме метафоры эту мысль выразил К. Кастанеда: «Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут никуда, но у одного есть сердце, а у другого нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой уничтожает тебя»[3, с. 90].Представленное обоснование является основанием для выделения социальных факторов оказывающих влияние на состояние системы ценностей современной российской молодежи.Экономический факторсопровождается формированием новых приоритетов, таких как собственность, материальнообеспеченная жизнь, богатство, экономическая инициатива. Онактуализирует индивидуализированную направленностьмолодого человекана личные интересы и субъектные ориентации, удовлетворение которых связано с другими людьми.Труд как таковой, его результат для большинства не является ценностью. Гораздо важнее ценность заработка, удобного режима труда и отдыха, относительной автономии (начальник не стоит над душой).Под воздействием экономического фактора существенные изменения, претерпеваюттакиекачествакактвердая воля, самоконтроль, предприимчивость, независимость. Они характеризуют общую направленностьдеятельностимолодых людей способность выстоять, не отступитьперед трудностями, действовать самостоятельно и решительно в сложных социальных и экономических ситуациях.На деятельность молодых людей оказывают влияниеобъективныеи субъективныеусловия:1) к объективным условиям относятся: характер и содержание труда, условия и организация труда, система стимулирования труда, права, обязанности и ответственность по социальному статусу, возможность творческого подхода к работе, организационноправовые формы собственности. 2) к субъективным условиям относятся: квалификация, образование, отношение к своей профессиональной деятельности, оценка своей деятельности, ее эффективности.По мнению Е.Г. Ясина «если российская экономика шаг за шагом будет меняться вместе с системой ценностей, то тогда удастся изжить такие социальные язвы, как коррупция, злоупотребление властью, теневая экономика, и, стало быть, построить эффективную постиндустриальную экономику. На IIIэтапе российской трансформации, который уже «маячит» на горизонте, ценности действительно приобретают важнейшее значение»[4, с.34].Вопервых, осуществлениеценностей развития экономики и общества,отражается на потребностях и мотивахмолодых людей.Вовторых, проявление аксиологических сущностей в видеценностейиантиценностейспособствует образованию шкалы,на которой осуществляется ранжирование от самых значимых ценностей для деятельности молодых людей до проявленияантиценностей.Втретьих, изменение влиянияценностей на реальное поведениемолодыхлюдей.На состояние экономических предпочтений молодежи в современном российском обществе влияет целый комплекс разнообразных причин и обстоятельств, среди которых можновыделить следующие:отсутствие гарантий работы после получения профессионального образования;повышение цен на товары и услуги;жилищная проблема;необъяснимый рост всех коммунальных платежей;низкий уровень жизни;заработная плата;безработица; переход на новую высокооплачиваемую работу;рост инфляции;получение хорошее образование;родители уже не могут помогать так, как раньше.Арифметическое сложение причин, которые направлены на улучшение и ухудшение экономического состояниямолодежипоказывает, что за последниевремя оноизменилось в худшую сторону.Социальный факторнаходит свое воплощение впроизводстве общественных отношений, рассматриваемых в качестве изменений социальной структуры общества, которая трансформируется в совокупность социальных слоев, отличающихся друг от друга такими критериями как доход, власть, престиж. Выделенные критерии устанавливают иерархическую зависимость между богатыми и бедными, котораяхарактеризуется тем, что одни обладают несравненно большими возможностями, чем другие. Такое социальное разграничение оказывает прямое и обратное влияние на современную российскую молодежь, которая стремится к тому, чтобы занять в обществе достойное место.Эти методологические размышления можно положить в основу изучения влияния социального фактора на состояние системы ценностей современной российской молодежи:
влияние социального фактора может проявляться в трехмерном единстве «свободысправедливостисолидарности», благодаря которому формирующееся общество может принимать различные очертания. Скажем, быть обществом автономных индивидов, обществом свободного, но отчужденного человека,обществом, базирующемся на началах социальной солидарности людей, спаянных идеями социальной справедливости и равенства. Перспективы дальнейшего существования и развития России во многом обусловлены идеей построения новой системы ценностей, которая бы сплотила общество и была адекватной современным реалиям его развития;
воздействие социального факторареализуется путемформированияотношения между слоями и группами населения, которые создавая свой социальный мир, руководствуются ценностями и ценностными ориентациями не в меньшей степени, чем законами биологического выживания. Собранные волей случая, люди начинают строить ассоциации, устанавливать правила общения, обмена и подчинения. Эта неуловимая ткань социального пространства –групповых взаимодействий, отношений, общений в своей основе имеет общие ценностнонормативные механизмы, которые создают необходимые условия для функционирования системы ценностей молодежи;
изучение влияния социального фактора на развитие системы ценностей современной российской молодежи проявляется в обобщенных характеристиках, среди которых можно назвать:вопервых, развитиеценностеймолодежиобусловлено выборомтех или иных способов реализации мотивациимолодых людей;вовторых, существованием на групповом уровне ценностейи антиценностей, расстояние между которыми измеряется личностным или групповым восприятиям молодых людей;втретьих, рассмотрение внутреннегомирамолодого человека его потребностей, мотивов, предпочтений, желаний, установоки др.[2, с. 11].Информационный фактор.Представляет собой не только применение новых технологий, сколько качественно новую функцию и роль информации, в основе которой лежит особая невещественная субстанция, выражаемая исключительно в знаках и символах.Его изучениепредусматривает получение знанияо человеке и обществе, на основе организацииихсовместной деятельности и ценностного отношения.При анализе информационного фактора наблюдается ярко выраженный дисбаланс между материальными и нематериальными ценностями. Подавляющее большинство явлений, которым информационнаясреда приписывает положительную значимость, носит материальный, даже утилитарный характер. Культ материальных благ, формируемый информационной средой, делает человеческое поведение более предсказуемым и, как следствие, более управляемым. Это наводит на мысль о потенциальной опасности возникновения принципиально новых форм авторитаризма в обществе. Такие ценности как свобода, самовыражение, сопричастность, в отличие от материальных ценностей, не имеют строгого количественного эквивалента и отходят на второйплан в «ценностном содержании» современного информационного пространства.Являясь одним из основных средств массовой коммуникации и оказывая огромное влияние на формирование ценностных предпочтений молодежи, информация в настоящее время фактически контролирует культуру, является основой нашего бытия. Однако информированность привела к тому, что человек предпочитает нечто поверхностное, не предполагающее работу мысли, глубину восприятия и поиск причинноследственных связей. Это проявляется в том, что главными преимуществами информации являются: общедоступность и демократичность, расширение границ межличностного общения, упрощение познавательных процессов, формирование нового типа мышления. Что касается ее негативного влияния на современного человека, то можно назвать следующие: практически безграничные возможности манипулирования сознанием и поведением людей в коммерческих и политических целях, формирование моделей агрессивного, девиантного поведения, опасность тотального контроля со стороны государства, стандартизация и усреднение личности и т.д.Можно выделить две разновидности воздействия информационного фактора на молодежь –непосредственное или опосредованное. Непосредственное, прямое влияние основывается на механизмах эмоционального заражения. Другая форма влияния опосредуется индивидуальноличностными и социальноличностными условиями.Изучая взаимосвязь личностных особенностей и информационных предпочтений современной молодежиможно констатировать, что самыми востребованными Интернетресурсами вне зависимости от типа личности оказались социальные сети и информационные сайты. Вероятно, эти два ресурса в наибольшей степени отвечают ведущим возрастным потребностям молодых людей: познавательной и коммуникативной, а виртуальность и интерактивность как главныеспецифические особенности информации создают наиболее комфортные формы реализации этих потребностей.Проявление духовного факторав формировании и развитии системы ценностей молодежи осуществляется на уровне целостной совокупности форм духовного освоения мира, которыеоказываютвлияниена выбор ценностных ориентаций и предпочтений молодыми людьми. Он, наряду с другими факторами (экономическим, социальным, информационным), способствует появлению у молодого человека целого комплекса различных качеств. Средиосновныхэлементовдуховного фактора, влияющихна формирование и развитие личностимолодого человекаможно выделитьязыческую мифологию, православную религию, классическую литературу, идеологию и др.Духовный факторраскрывается в контексте рассмотрения социокультурнойи аксиологическойдинамики общества и различных возрастных группнаселения. Трансформация мировоззрения и эволюция взглядов,ценностей протекает, на всех этапах развития человека.Тем не менее, именно молодежьявляется той социальной группой,которая выступаетиндикатором новых веяний в культуре, экономике, политике, социуме.В современном обществеценностная и духовная доминанта назревших перемен является основной, потому чтоодной из наиболее явных причин недовольства молодежи старым общественным устройством, было непонимание и нежелание следовать устаревшим идеологическим принципами установкам. Именно культурное несоответствие приводитобщество к пониманию необходимости системных перемен в стране.Становлениерыночной экономикив целомнегативно влияет наразвитиедуховного факторакакэлемента либеральнойидеологии, котораяориентирует молодых людей на преимущественно потребительское отношение к обществу в целомик другим людямв частности. Это приводит к формированиюу молодого поколения россиян упрощенногомировосприятия, стремленияк развлечениям, пробуждениясексуальных, садистских инстинктов и т.д. Духовное развитие молодежи отходитна второй план, нарастаетеебездуховность, понижаться образовательный и культурный уровень. В связи с активной пропагандой такого типа жизни, молодые люди стали, прежде всего, ориентироваться на материальное обогащение любой ценой, на зарабатывание большого количества денег, которые в значительной степени стали мерилом личностного успеха человека в обществе.Таким образом, экономический, социальный, информационныйифакторы становятся определяющими в развитии системы ценностей современной российской молодежи. В сложных самоорганизующихся системах именно данная группа факторов является той организующей силой,которая в состоянии адаптировать систему ценностей молодежи к быстро изменяющимся условиям.
Ссылки на источники1. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. 192с.2. БормотовИ.В. Обоснование формирования механизма ценностей современной российской молодежи//Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Издво ТулГУ. 2013. С. 913;3. Кастанеда К. Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки. М., 1991. 187 с.4. Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. М.: ГУ ВШЭ, 2003.83 с.
Bormotov Igor Vladimirovichcandidate in philosophy, dotsent of the chair of philosophy, history and law of the Tula branch of the Finance University under the Government of the Russian Federationbenaris1954@yandex.ruThe social factors influence on the modern Russian youth values system stateAbstract.The article dwells on the analysis of the influence of social factors on the modern Russian youth values system state. The anchor proposes to study economic, social, informational and spiritual factors, which adjust youth values to fast changing conditions in social contexts.Key words:factor, system, value, youth
Влияние социальных факторов на состояние системы ценностей современной российской молодежи
Аннотация.Статья посвящена анализу влияния социальных факторов на состояние системы ценностей современной российской молодежи.Автор предлагают рассмотрениеэкономического, социального, информационного и духовного факторов, которые адаптируют ценности молодежи к быстро изменяющимся условиям общественной среды.Ключевые слова: фактор, система, ценность, молодежь.
Системаценностей современной российской молодежииспытываетвлияние разныхпо силесвоего воздействия социальныхфакторов.Понятие «фактор» выражает движущую силу, причину какоголибо процесса или явления. Можно выделить следующие его характеристики:
факторы по своей природе неоднолинейны, многозначны и динамичны;
в своем воздействии на социальные объекты они обладают активной прямой и обратной связью;
в понятие «фактор» вкладывается, главным образом, смысл активной побудительной силы.Выделяютдве основные формыпроявления факторов объективную и субъективную.Объективная сторонафакторного процессавыражается вприроднойи целесообразнойдеятельностилюдей.Субъективизмфакторного анализапроявляется в рассмотренииценностейкакидеальной нормы общественного и индивидуального сознания,котораяпредставляет собой внутреннее богатство индивида.Изменение исторических условий жизнедеятельности людей всегда приводит к смене ценностного и нормативного, сущего и должного, духовного и нравственного. В этой ситуации воспроизводство жизненных средств (условий жизни), физических и духовных сил молодого человека приобретает не социально обусловленный, а преимущественно случайный, вероятностный характер. Это положение нуждается в некотором методологическом обосновании.Вопервых, формирование системы ценностей современной российской молодежи совершается не всегда в комфортных условиях. Это связано с тем, что радикальным социальным изменениям свойственны кризисы, стагнации, ухудшение материальноэкономической ситуации. Данные катаклизмыприводят кразрушениям промышленного и научнотехнического потенциалаи как следствие влияния этих процессоврезкое падение жизненного уровня населения, включая молодежь. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что молодые люди и их родители начинают потреблять и копить впрок. В результате происходит смещение ценностей от производства к потреблению.Однако за спадом всегда происходитподъем, которыйдают возможность обрести обществу устойчивость и стабильность. В качестве точек роста может использоваться система ценностей и обновленные нормы права, которые позволят создать условиядля реализации целей и средств социальной деятельности молодых людей.Вовторых, использование ценностей, потребностей и интересов молодежи в качестве менталитета, который, в свою очередь,оказываетвлияниена стабилизацию и дестабилизацию развития российского общества. Это приводит к возникновению специфическихотношениймежду молодыми людьми и другими группами населения, которые подразумеваютих гармоничность или конфликтностьв оказаниивоздействияна менталитет молодого поколения. Можно обозначитьследующие характеристикименталитета современной российской молодежи:
формирование у молодого поколениягордости за свою страну, приверженностик российскойкультуре;
реализация потребностейсоциальной практики сучетомособенностейформированияменталитетароссийскоймолодежи;
сохранениементальности умолодых людейирасширениевозможностейкоммуникативного воздействия друг на друга.Следующим элементом является традиция, в качестве которой выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и др.Преломляя понятие «традиция» через призму понятия «молодежь», можно выделить следующие положения:
молодежь является традиционным элементом общества на различных стадиях ее развития;
молодежь это традиционное социокультурное явление.С позицийсоциальнофилософского знания, традиция представляетуниверсальнуюформуфиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социальногоопыта, а также универсальный механизм передачи, обеспечивающий устойчивую историкогенетическую преемственность в социокультурных процессах. Онаобеспечивает воспроизводство в системах ценностейжизнеспособных образцовпрошлой, настоящей и будущейдеятельности.Втретьих, система ценностей современной российской молодежинаходит свое отражениев различных сферах общественной жизни. Ее структурные элементы функционируют на рациональном и эмоциональном уровнях. Такоеихсочетание способствует внедрению аксиологического сознания в практическую деятельность молодежи.Это накладывает определенный отпечаток на формирование различных сфер социума. Так, например, экономическое развитие общества, требует от молодых людей эффективности и ответственности при выполнении задач профессиональной деятельности, с другой стороны, правовая система отчуждает человека от собственности, то есть возникает парадокс между двумя сферами общества, которые декларирует разные требования. В результате чего в сознании возникает противоречие между сущим и должным, возможным и действительным, которое приводит к разбалансированию ценностного мира молодого человека.Вчетвертых, система ценностей современной российской молодежи функционирует исходя из объективных условий, в качестве которых могут выступать социальные нормы и законы, позволяющие критически осмысливать ее развитие. «Освоение мира может быть разным рациональным и чувственным, это подтверждает использование данного способа социального познания или отбрасывает его как непригодный»[1, с. 145].Это позволяетрассматривать ценность не как цель или средство, а как путь молодого человека к самому себе. Поэтому чем раньше юноша вступает на этот путь, тем он будет для него короче. В форме метафоры эту мысль выразил К. Кастанеда: «Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут никуда, но у одного есть сердце, а у другого нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой уничтожает тебя»[3, с. 90].Представленное обоснование является основанием для выделения социальных факторов оказывающих влияние на состояние системы ценностей современной российской молодежи.Экономический факторсопровождается формированием новых приоритетов, таких как собственность, материальнообеспеченная жизнь, богатство, экономическая инициатива. Онактуализирует индивидуализированную направленностьмолодого человекана личные интересы и субъектные ориентации, удовлетворение которых связано с другими людьми.Труд как таковой, его результат для большинства не является ценностью. Гораздо важнее ценность заработка, удобного режима труда и отдыха, относительной автономии (начальник не стоит над душой).Под воздействием экономического фактора существенные изменения, претерпеваюттакиекачествакактвердая воля, самоконтроль, предприимчивость, независимость. Они характеризуют общую направленностьдеятельностимолодых людей способность выстоять, не отступитьперед трудностями, действовать самостоятельно и решительно в сложных социальных и экономических ситуациях.На деятельность молодых людей оказывают влияниеобъективныеи субъективныеусловия:1) к объективным условиям относятся: характер и содержание труда, условия и организация труда, система стимулирования труда, права, обязанности и ответственность по социальному статусу, возможность творческого подхода к работе, организационноправовые формы собственности. 2) к субъективным условиям относятся: квалификация, образование, отношение к своей профессиональной деятельности, оценка своей деятельности, ее эффективности.По мнению Е.Г. Ясина «если российская экономика шаг за шагом будет меняться вместе с системой ценностей, то тогда удастся изжить такие социальные язвы, как коррупция, злоупотребление властью, теневая экономика, и, стало быть, построить эффективную постиндустриальную экономику. На IIIэтапе российской трансформации, который уже «маячит» на горизонте, ценности действительно приобретают важнейшее значение»[4, с.34].Вопервых, осуществлениеценностей развития экономики и общества,отражается на потребностях и мотивахмолодых людей.Вовторых, проявление аксиологических сущностей в видеценностейиантиценностейспособствует образованию шкалы,на которой осуществляется ранжирование от самых значимых ценностей для деятельности молодых людей до проявленияантиценностей.Втретьих, изменение влиянияценностей на реальное поведениемолодыхлюдей.На состояние экономических предпочтений молодежи в современном российском обществе влияет целый комплекс разнообразных причин и обстоятельств, среди которых можновыделить следующие:отсутствие гарантий работы после получения профессионального образования;повышение цен на товары и услуги;жилищная проблема;необъяснимый рост всех коммунальных платежей;низкий уровень жизни;заработная плата;безработица; переход на новую высокооплачиваемую работу;рост инфляции;получение хорошее образование;родители уже не могут помогать так, как раньше.Арифметическое сложение причин, которые направлены на улучшение и ухудшение экономического состояниямолодежипоказывает, что за последниевремя оноизменилось в худшую сторону.Социальный факторнаходит свое воплощение впроизводстве общественных отношений, рассматриваемых в качестве изменений социальной структуры общества, которая трансформируется в совокупность социальных слоев, отличающихся друг от друга такими критериями как доход, власть, престиж. Выделенные критерии устанавливают иерархическую зависимость между богатыми и бедными, котораяхарактеризуется тем, что одни обладают несравненно большими возможностями, чем другие. Такое социальное разграничение оказывает прямое и обратное влияние на современную российскую молодежь, которая стремится к тому, чтобы занять в обществе достойное место.Эти методологические размышления можно положить в основу изучения влияния социального фактора на состояние системы ценностей современной российской молодежи:
влияние социального фактора может проявляться в трехмерном единстве «свободысправедливостисолидарности», благодаря которому формирующееся общество может принимать различные очертания. Скажем, быть обществом автономных индивидов, обществом свободного, но отчужденного человека,обществом, базирующемся на началах социальной солидарности людей, спаянных идеями социальной справедливости и равенства. Перспективы дальнейшего существования и развития России во многом обусловлены идеей построения новой системы ценностей, которая бы сплотила общество и была адекватной современным реалиям его развития;
воздействие социального факторареализуется путемформированияотношения между слоями и группами населения, которые создавая свой социальный мир, руководствуются ценностями и ценностными ориентациями не в меньшей степени, чем законами биологического выживания. Собранные волей случая, люди начинают строить ассоциации, устанавливать правила общения, обмена и подчинения. Эта неуловимая ткань социального пространства –групповых взаимодействий, отношений, общений в своей основе имеет общие ценностнонормативные механизмы, которые создают необходимые условия для функционирования системы ценностей молодежи;
изучение влияния социального фактора на развитие системы ценностей современной российской молодежи проявляется в обобщенных характеристиках, среди которых можно назвать:вопервых, развитиеценностеймолодежиобусловлено выборомтех или иных способов реализации мотивациимолодых людей;вовторых, существованием на групповом уровне ценностейи антиценностей, расстояние между которыми измеряется личностным или групповым восприятиям молодых людей;втретьих, рассмотрение внутреннегомирамолодого человека его потребностей, мотивов, предпочтений, желаний, установоки др.[2, с. 11].Информационный фактор.Представляет собой не только применение новых технологий, сколько качественно новую функцию и роль информации, в основе которой лежит особая невещественная субстанция, выражаемая исключительно в знаках и символах.Его изучениепредусматривает получение знанияо человеке и обществе, на основе организацииихсовместной деятельности и ценностного отношения.При анализе информационного фактора наблюдается ярко выраженный дисбаланс между материальными и нематериальными ценностями. Подавляющее большинство явлений, которым информационнаясреда приписывает положительную значимость, носит материальный, даже утилитарный характер. Культ материальных благ, формируемый информационной средой, делает человеческое поведение более предсказуемым и, как следствие, более управляемым. Это наводит на мысль о потенциальной опасности возникновения принципиально новых форм авторитаризма в обществе. Такие ценности как свобода, самовыражение, сопричастность, в отличие от материальных ценностей, не имеют строгого количественного эквивалента и отходят на второйплан в «ценностном содержании» современного информационного пространства.Являясь одним из основных средств массовой коммуникации и оказывая огромное влияние на формирование ценностных предпочтений молодежи, информация в настоящее время фактически контролирует культуру, является основой нашего бытия. Однако информированность привела к тому, что человек предпочитает нечто поверхностное, не предполагающее работу мысли, глубину восприятия и поиск причинноследственных связей. Это проявляется в том, что главными преимуществами информации являются: общедоступность и демократичность, расширение границ межличностного общения, упрощение познавательных процессов, формирование нового типа мышления. Что касается ее негативного влияния на современного человека, то можно назвать следующие: практически безграничные возможности манипулирования сознанием и поведением людей в коммерческих и политических целях, формирование моделей агрессивного, девиантного поведения, опасность тотального контроля со стороны государства, стандартизация и усреднение личности и т.д.Можно выделить две разновидности воздействия информационного фактора на молодежь –непосредственное или опосредованное. Непосредственное, прямое влияние основывается на механизмах эмоционального заражения. Другая форма влияния опосредуется индивидуальноличностными и социальноличностными условиями.Изучая взаимосвязь личностных особенностей и информационных предпочтений современной молодежиможно констатировать, что самыми востребованными Интернетресурсами вне зависимости от типа личности оказались социальные сети и информационные сайты. Вероятно, эти два ресурса в наибольшей степени отвечают ведущим возрастным потребностям молодых людей: познавательной и коммуникативной, а виртуальность и интерактивность как главныеспецифические особенности информации создают наиболее комфортные формы реализации этих потребностей.Проявление духовного факторав формировании и развитии системы ценностей молодежи осуществляется на уровне целостной совокупности форм духовного освоения мира, которыеоказываютвлияниена выбор ценностных ориентаций и предпочтений молодыми людьми. Он, наряду с другими факторами (экономическим, социальным, информационным), способствует появлению у молодого человека целого комплекса различных качеств. Средиосновныхэлементовдуховного фактора, влияющихна формирование и развитие личностимолодого человекаможно выделитьязыческую мифологию, православную религию, классическую литературу, идеологию и др.Духовный факторраскрывается в контексте рассмотрения социокультурнойи аксиологическойдинамики общества и различных возрастных группнаселения. Трансформация мировоззрения и эволюция взглядов,ценностей протекает, на всех этапах развития человека.Тем не менее, именно молодежьявляется той социальной группой,которая выступаетиндикатором новых веяний в культуре, экономике, политике, социуме.В современном обществеценностная и духовная доминанта назревших перемен является основной, потому чтоодной из наиболее явных причин недовольства молодежи старым общественным устройством, было непонимание и нежелание следовать устаревшим идеологическим принципами установкам. Именно культурное несоответствие приводитобщество к пониманию необходимости системных перемен в стране.Становлениерыночной экономикив целомнегативно влияет наразвитиедуховного факторакакэлемента либеральнойидеологии, котораяориентирует молодых людей на преимущественно потребительское отношение к обществу в целомик другим людямв частности. Это приводит к формированиюу молодого поколения россиян упрощенногомировосприятия, стремленияк развлечениям, пробуждениясексуальных, садистских инстинктов и т.д. Духовное развитие молодежи отходитна второй план, нарастаетеебездуховность, понижаться образовательный и культурный уровень. В связи с активной пропагандой такого типа жизни, молодые люди стали, прежде всего, ориентироваться на материальное обогащение любой ценой, на зарабатывание большого количества денег, которые в значительной степени стали мерилом личностного успеха человека в обществе.Таким образом, экономический, социальный, информационныйифакторы становятся определяющими в развитии системы ценностей современной российской молодежи. В сложных самоорганизующихся системах именно данная группа факторов является той организующей силой,которая в состоянии адаптировать систему ценностей молодежи к быстро изменяющимся условиям.
Ссылки на источники1. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. 192с.2. БормотовИ.В. Обоснование формирования механизма ценностей современной российской молодежи//Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Издво ТулГУ. 2013. С. 913;3. Кастанеда К. Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки. М., 1991. 187 с.4. Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. М.: ГУ ВШЭ, 2003.83 с.
Bormotov Igor Vladimirovichcandidate in philosophy, dotsent of the chair of philosophy, history and law of the Tula branch of the Finance University under the Government of the Russian Federationbenaris1954@yandex.ruThe social factors influence on the modern Russian youth values system stateAbstract.The article dwells on the analysis of the influence of social factors on the modern Russian youth values system state. The anchor proposes to study economic, social, informational and spiritual factors, which adjust youth values to fast changing conditions in social contexts.Key words:factor, system, value, youth