Психические феномены, открытые наукой и литературой

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Романова Е. В. Психические феномены, открытые наукой и литературой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2421–2425. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54748.htm.
Аннотация. В статье сопоставляются результаты художественного и научного познания психических феноменов на примере типов непродуктивной ориентации характера Э. Фромма и стопроцентно соответствующих им образов художественной литературы. Анализ показывает целесообразность взаимного обогащения художественного и научного познания мира, сопоставления их результатов, позволяющего соединить сильные стороны образного и абстрактно-логического мышления и преодолеть их ограниченность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Романова Елена Владимировна,кандидат педагогическихнаук, проф. кафедры общенаучных и гуманитарных дисциплин Владимирского института туризма и гостеприимства, г. Владимирromanova.elena.vladimirovna@gmail.com

Психические феномены, открытые наукой и литературой

Аннотация.В статье сопоставляются результаты художественного и научного познания психических феноменов на примере типов непродуктивной ориентации характера Э.Фромма и стопроцентно соответствующих им образов художественной литературы.Анализ показывает целесообразность взаимного обогащения художественного и научного познания мира, сопоставления их результатов,позволяющего соединить сильные стороны образного и абстрактнологического мышления и преодолеть их ограниченность. Ключевые слова: эйдетическое, абстрактнологическое мышление, психический феномен, продуктивная ‬непродуктивная ориентация характера, рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный типы ориентации характера.

Актуальность. Познание мира человеком происходит на основе абстрактнологического и образного мышления, за первое отвечает левое, за второе ‬правое полушарие головного мозга.Каждый из способов познания имеет свои сильные и слабые стороны. Художественное познание более субъективно, эмоционально, оно оперирует образами. Научное познание мира системно, оно опирается на понятия и стремится к объективности в исследованиях. Часто образ сравнивают с голограммой, которая как бы копирует реальность. Такое отображение явлений более объемно, оно вбирает огромное множество связей изучаемого объекта. Научное познание сосредотачивается на отдельных аспектах реальности, оно представляет ее срез, ограничивающий системные связи, в которые включено изучаемое явление. И.П.Павлов выделял мыслительный и художественный типысреди людей, однако для человека было бы гораздо полезней совмещение обоих способов познания мира и типов личности. Развитость эйдетического (образного) мышления дает огромные преимущества пытливому исследователю, именно это качество лежит в основе гениальности, подарившей человечеству Н.Тесла, А.Эйнштейна, Л.Ампера, Д.И.Менделеева… Интуиция и разум, объединившись, многократно усилили друг друга, породили новое качество, приведшее к проникновению в законы мироздания.Художественное и научное исследования подчиняютсяразным законам, однако эти способы познания мира могут обогатить друг друга, когда изучаются одни и те же феномены.Сопоставление результатов такого поиска, представленных, например, в литературныхобразах и научных психологических теориях, считаем актуальным как для литературоведения, так и для психологии. Цель исследования. Поиск параллелей в исследовании психических феноменов при сопоставлении результатов научного и художественного творчества.

Метод. Метод, которым проводилось исследование, сопоставительный. Вычленяя параллели в результатах художественного (литературного) и научного (психологического) исследований, сопоставимих содержание и логику развития. Результаты исследования. Выдающийся психотерапевт и философ XX в. Э.Фромм является первооткрывателем многих психических феноменов, значимых для гуманитарных наук: философии, культурологии, антропологии, психологии, социологии, политологии, а также для лечебнопрофилактической и коррекционной психологической практики. Одним из таких феноменов является типология социальных характеров. Продуктивная и непродуктивная ориентация характерапредставленаим в монографии «Психоанализ и этикаª, а разрабатывалась эта теория в 6070е гг. XXв.В соответствии с этой теорией, психической норме, здоровью соответствует лишь один тип характера ‬продуктивно ориентированный. Продуктивность личности Э.Фромм рассматривает как реализацию человеком его потенциальных возможностей, его сил, проживание своей, не похожей на другие, жизни, наполненной индивидуальным смыслом и содержанием[1; с.5699]. Человек проявляет себя в процессах ассимиляции(приобретениевещей, освоениематериального мира) и социализации (отношения с людьми). Продуктивно ориентированная личность способна создавать материальные и духовные ценности, прикладывая свои силы к веществу, материи, чувственно и интеллектуально постигая мир. Такой человек способенна истинную любовь (которую Э.Фромм отличает от страсти, какойлибо формы зависимости),готовность к «даяниюª, «деяниюª, стремление не брать, а отдавать, уважение к другому человеку, безусловное его принятие, нежность. Высшая форма такой продуктивной любви ‬любовь материнская. Любовь, труд, творчество ‬главное содержание жизни продуктивной личности. Норме соответствует лишь один тип характера и поведения, и это продуктивная ориентация характера. Отклонений от нее гораздо больше. Они представлены в теории Э.Фромма комбинациями четырех типов непродуктивной ориентации характера. Первый тип Э.Фромм называет рецептивным, с позиции ассимиляции, и мазохистским, если иметь в виду социализацию, то есть отношения с людьми.Такая личность отличается крайней несамостоятельностью в мышлении, самоопределении, жизненных выборах. Люди такого типа полностью зависят от других, которым доверяют свой выбор. Они любят тех, от кого зависят, живут их мнениями, идеями, интересами. В случае разрыва с авторитетным лицом, которому подчиняли свою жизнь, становятся беспомощными и пустыми. Такая жизненная позиция ведет к потере индивидуальности, а готовность полностью подчинить себя другому, с точки зрения Э.Фромма, психологический мазохизм. Рецептивныйтип ориентации характера отличает часто жен выдающихся людей, подчинившихсвою жизнь мужьям, живущихих мыслями и целями.Трудно представить подобного человека во всей полноте, однако в художественной литературе соответствующий образ уже запечатлен. Личность такого типа, к осознанию и теоретическому осмыслению которого Э.Фромм приходит к 70м годам XX века, подробно описана А.П.Чеховым в рассказе «Душечкаª, напечатанном еще в 1899 г. Этот рассказ высоко оценивали такие гениальные современники писателя, как В.И.НемировичДанченко иЛ.Н.Толстой (знавший рассказ практически наизусть). Они поняли, что главная героиня произведения воплощает широко представленный человеческий тип(Л.Н.Толстой ставил его в один ряд с Дон Кихотоми Санчо Панса), писатель точно описывает его психологические особенностии логику развития. Перечитывая рассказ, поражаешься силе интуиции А.П.Чехова и точности художественного отображения одного из вариантов непродуктивного типа личности(по Э.Фромму). Два способа рефлексии ‬научное и художественное творчество ‬привели к ошеломляющему единству в постановке диагноза человеческой ограниченности и несостоятельности! «Душечкаª Ольга Семеновна «постоянно любила когонибудь и не моглабез этогоª[2; с. 281]: в молодости она любила папашу, тётеньку из Брянска, учителя французского языка. Выйдя замуж за антрепренера Кукина, она живет его интересами, помогаетмужу заниматься театром.Она буквально растворена в этой деятельности, говорит только о театре и постоянно повторяет слова мужа. Супруги живут хорошо. Когда муж находится в отъезде, Оленька не может спать и сравнивает себя с курами, которые тоже испытывают беспокойство при отсутствии петуха… После скоропостижной смерти мужа Оленька утешается неожиданно быстро: она встречает лесопромышленника Пустовалова, к которому сразу же привязывается. И в этом браке супруги живут хорошо. Теперь содержание ее жизни диктуется интересами и делом мужа. «Какие мысли были у мужа, такие и у нее. Если он думал, что в комнате жарко или что дела теперь стали тихие, то так думала и она. Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже [2; c.285]ª.Теперь ее не интересует даже театр. Во сне она видит горы досок и теса, подводы, везущиелес…

После смерти второго мужа новой привязанностью Ольги Семеновны становится квартировавший у нее полковой ветеринар. Мысли ветеринара стали ее мыслями. Соседи не осуждали ее, понимая, что без привязанности она просто не могла жить.Отъезд ветеринара приводит ее к состоянию опустошенности: ни мыслей, ни чувств, «никаких мненийª. Следующим объектом, которыйнаполняет смыслом и содержанием ее жизнь,становится гимназист Саша, сын ветеринара, неожиданно вернувшегося со своей семьей и снявшегоу Оленьки квартиру.Обучение в гимназии, будущее этого чужого ребенка полностью поглощают Ольгу Семеновну. Самый большой страх героини ‬потерять этого мальчика! Героиняуже теряла близких людей, она боитсяпустоты и бессмысленностижизни, которую испытывает, существуя без какойлибо привязанности. Образно, метафорически в рассказе А.П.Чехова поставлен диагноз пусть ориентированной на помощь и поддержку других людей, но все же лишенной поиска, собственного смысла и содержания жизни. Пустота, зависимость, духовный паразитизм «Душечкиª со стопроцентным попаданием иллюстрирует непродуктивную ориентациюличности рецептивного типа из теории Э.Фромма.Гениальность ученого подтверждается гениальным прозрением великого писателя! Научный феномен обретает «плоть и кровьª,становится более убедительным при сопоставлении с образом рассказа А.П.Чехова. Второй тип непродуктивной ориентации характерапо Э.Фромму‬эксплуататорский(в аспекте ассимиляции) исадистический (в плане социализации).Если рецептивно ориентированные люди часто добродушны и доверчивы, то эксплуататорский тип отличается подозрительностью, цинизмом и недоброжелательностью. Эти два типа нужны друг другу, поэтому часто вступают в симбиотические отношения.

Стремление брать, а не отдаватьявляется главной движущей силой поступков личности эксплуататорского типа. Своётаким людям быстро надоедает, для нихвсегда привлекательно и желанно чужое, пусть худшего качества, чем его собственное. Это касается не только вещей(дело доходит до клептомании), но и идей (плагиат), и любовных отношений (привлекательна лишь чужая жена и до тех пор, пока она не будетсвоей). К людям отношение как к средствам для получения удовольствий, благ, достижения цели. Представители эксплуататорского типа всегда не удовлетворены, недооценивая то, чем сами обладают, и, переоценивая то, что принадлежит другим. Их стремление обладать другимчеловеком, превратить в объект своей волиЭ.Фромм характеризует как психологическийсадизм.Серьезные обвинения в адрес типа сформулированы ученым, настолько серьезные, что слабо верится в столь большую опасность эксплуататорского типа ориентации характерадля других людейи для себя самого, вернее, в возможность его реального существования. Однако соответствию данного феномена реальной действительности есть документальное подтверждение:образ его запечатлен гением русской классической литературыболее чем за 100 лет до Э.Фромма. Литературной калькой эксплуататорского типаориентации характера, зафиксированногоЭ.Фроммом,можно считать образ Печорина из «Героя нашего времениª М.В.Лермонтова.Произведение создавалось писателем с 1837 по 1840 гг.Образ главного героя до сих пор вызывает множество противоречивых литературоведческих и философских суждений, притягивая критиков, как магнит. Привлекая окружающих людей образованностью, умом, обаянием, Печорин, однако,приносит всем несчастье. Женщины интересуют его, пока они недосягаемы, либо в качестве средства манипуляции, он же не испытывает ни к кому серьезных и продолжительных привязанностей. Печорин «влюбляетª в себя княжну Мери для того, чтобы разозлить презираемого им Грушницкого, затем убивает его на дуэли; крадет черкешенку Беллу, настойчиво ухаживает за ней, а, когда добивается ее любви, тут же охладевает, по сути,является причиной ее смерти. Онприносит одни страдания Вере, женщине, которая любит и понимает его; на искреннюю дружбу Максима Максимовича отвечает циничным равнодушием; разрушает жизненный уклад «честных контрабандистовª («Таманьª). Поистине садистическое, авторитарное, отношение к людям, как к объектам манипуляций!Сам он признает это в своем дневнике, говоря, что смотрит на страдания и радости других людей как на пищу, поддерживающую его душевные силы.Имея все жизненные блага для счастья: молодость, здоровье, аристократическое происхождение и воспитание, материальные ресурсы, неординарные интеллектуальные способности и обаяние,‬он глубоко несчастлив. Без веры, без цели, без смысла, без труда, без любвижизнь человека становится пустой. Именно это опустошение происходит и с Печориным, не знающим, чем заняться. Он умеет брать у других то, что становится интересным и привлекательным для него, но, не являясь плодом его собственных усилий, эти ценности не приносят ему подлинной радости. При встрече сМаксимом Максимовичем, некогда сослуживцем и приятелем,он не способен даже изобразить проявлениедружеских чувств! Душевное очерствение, опустошение и духовная смерть ‬логический конец в развитии образа. Печорин ищет смерти: автор приводит слова встретившего его по дороге в Персию человека, Печорин едет туда, надеясьна случайную пулю в пути.

Оказывается, Э.Фромм не преувеличивал, описывая симптомокомплекс, что полностью подтверждается логикой развития образа, созданного М.Ю.Лермонтовым. Эксплуататорский тип личности, сея несчастья вокруг,обрекает и себя на духовную деградациюипреждевременную смерть.Жизнь «душечкиª пуста, потому что в ней нет собственного содержания и смысла, Ольга Семеновна берет их от других людей, впадаяпо отношению к ним в полную зависимость, которую считает любовью. Жизнь Печорина пуста, потому что то, что он силой берет удругих людей, привносит на время разнообразие, но не дает подлинного содержания и смысла ему самому. Любить и дружить он не способен, так как не умеет отдавать себя другим (ориентирован брать).

Приведенные литературные примеры убеждают: только создавая интеллектуальные, материальные, духовные ценности, будучи способным к творчеству и любви, человек реализует и обретает себя самого. Эту закономерность, заложенную Э.Фроммом в типологию социальных характеров, критики русской классической литературыне до конца осознали, больше увлекаясь дискуссией по поводу «лишних людейª. В этом случае психологический анализ может подсказать нечто новое литературоведам и быть полезным при изучении литературы в школе.Еще один вариант непродуктивнойориентации характера представлен Э.Фроммом в накопительском (ассимиляция) деструктивном (социализация) типе.Это консерватор, для которого все новое связано с опасностью и угрозой. Его скупость одинаково распространяется как на деньги, так на чувства и мысли. Такие люди не могут любить, хотят лишь обладать чьейто любовью. Порой много знают, но не способны к продуктивному мышлению. Они боятся растратить свой запас сил, энергии, знаний, полагая, что он ограничен, не зная, что чем больше тратишь, тем большек тебе возвращается, чем больше сил расходуешь, тем более сильным становишься. Педантизм, чопорность, болезненная чистоплотность, навязчивая пунктуальность, стремление оградить себя от лишних контактов с внешним миром ‬отличительные особенностиэтих людей. Отношение к другим людям отчужденное; в них они видят угрозу своей стабильности, что может привестик уничтожению другойличности. Художественной иллюстрацией данного типа личности может служить образ Баронав «Скупом рыцареª из «Маленьких трагедийª А.С.Пушкина(1830г.).Барон накопил несметные богатства, занимаясь ростовщичеством, обирая бедняков, однако не тратит их, наслаждаясь благами, которые может приобрести, только в воображении. Самым страшным врагом он считает собственного сына ‬наследника тех сокровищ, которые всю жизнь прячет в подвале, живя как последний нищий. Дело доходит до дуэли отцас сыном, во время которой старик погибает от сердечного приступа. Снова стопроцентное совпадение художественного образа с феноменом, описанным в научной теории!Накопительство, становясь самоцелью, ограничивает человека, делает его зависимым, мешая развиваться. Оно отчуждает его от других людей. На примере Барона мы видим готовность уничтожить любого человека, который посягнет на то, что стало для него сверхценностью. Такой вариант поведения человека не кажется вполне убедительным, когда знакомишься с научной теорией Э.Фромма о накопительской ориентации характера, однако сопоставление с художественным образом, воплощающим данный тип во всей его полноте, показывает верность формулировок и умозаключений великого психотерапевта и философа.Если в «Скупом рыцареª конфликт разворачивается за материальные ресурсы, то в «Моцарте и СальериªСальери стремится утвердить любой ценой (даже ценой убийства друга) свои представления о высшей справедливости, видя в человеке, живущем по другим законам, угрозу тому миру, который построил в своем воображении и который считает единственно правильным.Еще одна литературная иллюстрация накопительского типа, консерватора, который врагом считает всякого инакомыслящего и живущего по другим законам человека.Рыночный тип личности ‬четвертый вариант непродуктивной ориентации характера в теории Э.Фромма, который он считает порождением капитализма.Это личность, воспринимающая свои способности как товар, который стремится выгоднее продать. В зависимости от конъюнктуры рынка личность этого типа меняет маски и принципы жизни, становясь такой, какой выгодно быть в данный момент. Это человек без личных духовных ценностей, без принципов, без совести, без индивидуальности. В рыночной борьбе каждый сам за себя. Отношение к другим ‬равнодушное, однако внешне соблюдаются правила светских приличий.

Подобная жизненная позиция заложена в основание конфликта, представленного еще в комедии А.С.Грибоедова «Горе от умаª (1825 г.). Принципы жизни светского общества, разоблаченные писателем, ‬готовность унижаться,«прислуживатьсяª ради получения материальных благ и выгод (чинов, регалий, званий). Более тонко они представлены философией Молчалина, который лицемерно изображает нежного и робкого влюбленного ради возможной выгодной партии с Софьей, дочерью хозяина дома, у которого он служитсекретарем.Русская классическая литератураможет предоставить и другие яркие примеры рыночной ориентации характера, однако наиболее убедительно данный тип предстает в романе С.Моэма «Театрª(1937 г.). Главная героиня романа Джулия Ламберт сделала принципом жизниактерскую игрув отношениях со значимыми для нее людьми: она играла ту роль, которой от нее ждали, и добивалась благ, на которые рассчитывала (мужааристократа завоевала комплиментами; будущую свекровь покорила, играя скромность и обожание жениха, ее сына,и т.д.). В итоге она, как неповторимая личность, перестала существовать, воспринимая каждую жизненную ситуацию как мизансцену и играя соответствующую роль. Её секрет разгадал сын, онговорит о своейбоязнивходить в комнату, куда вошла она: вдруг ее там не окажется. В глазах самого близкого человека авторитет матери навсегда развенчан. Вместо личности ‬множество масок. Это порождение эпохи рыночных отношений, где способности и качества человека становятся товаром.Опасность такой ситуации в потере индивидуальности, моральных ценностей и принципов, себя как личности.И Э.Фромм, и С.Моэм доказали это посвоему: один логически, другой ‬на основе развития художественного образа.Все перечисленные типы непродуктивной ориентации характера своим образом жизни отрицают самих себя, не стремясь к реализации заложенных в них потенциальных возможностей, не созидая материальных и духовных ценностей, не будучи способными к любви и творчеству. «Энергия непрожитой жизни переходит в разрушение действительной жизниª (Э.Фромм) своей собственной или других людей. Деградация личности, разрыв связей с миром ‬результат такой жизненной позиции, не совместимой с психическим здоровьем и самореализацией.В опасности непродуктивной ориентации характера убеждает и логика развития художественных образов в произведениях литературы, запечатлевших этот психический феномен.

Итак, сопоставление результатов литературного художественного творчества с психическими феноменами теории о типах социальных характеров выдающегося психотерапевта и философа XX в. Э.Фромма позволяет сделатьвыводы:











1. Совпадение найденных параллелей в отражении психических феноменов в литературных образах и в теории выдающегося психотерапевта и философа XX в. усиливает значимость друг друга, свидетельствует о гениальности их создателей, о соответствии данных феноменов реальной действительности, об их распространенности. 2. Логика развития литературных образов, воплощающих различные типы непродуктивной ориентации личности, подтверждает опасность отступления ориентации характера от единственного варианта, соответствующего норме, продуктивной ориентации. Только любовь, самоотдача, труд, творчество делают человека полноценным, здоровым, счастливым ‬в этом убеждают как художественные образы, так и соответствующие им аргументыЭ.Фромма. 3. Художественное постижение мира оказалось опережающим по времени по сравнению с научным: почти все названные произведения литературы написаны в XIX в., а работа Э.Фромма ‬в 6070е гг. XXв., что приводит к выводу о преимуществах образного мышления всравнении с абстрактнологическим: оно более гибко и пластично реагирует на происходящее и быстрее его отражает по сравнению с психологией, которая обрела статус самостоятельной науки довольно поздно, к концу XIX века.4. Теория Э.Фромма в более сжатой форме содержит результаты, для иллюстрации которых сделаны ссылкина несколько художественных произведений, созданных разными авторами в разноевремя. Преимущество научного дискурса сказалось в информационной ёмкости и уровне обобщения исследуемой информации: на одном основании в одной теории объединены типы, которые обычно не сопоставляются в литературоведении и не рассматриваются под таким углом зрения, как в теории Э.Фромма. Такого угла зрения не предполагали и сами гениальные писатели, образы которых явились параллелями психическим феноменам, открытым ученым.5. Оценка значения произведения художественной литературы и созданных автором образов может быть приведена в соответствие с научными знаниями, в частности, по психологиии наоборот. Сопоставление результатов художественного и научного исследований может обогатить как литературоведение, так и психологические науки, позволяя соединить сильные стороны образного и абстрактнологического мышления, преодолеть их ограниченность, показать исследуемый психический феномен во всей его полноте и в развитии.

Ссылки на источники1. Фромм Э. Психоанализ и этика. ‬М.: Республика, 1993. ‬415 с.2.А.П.Чехов Собрание сочинений в двенадцати томах. Том IX. М.: Правда, 1985 г. С.281292.

Romanova Elena VladimirovnaCandidate of Pedagogical sciences, professor in the chair of

General and Human sciences

at the Institute for Tourism and Hospitality, Vladimir, Russiaromanova.elena.vladimirovna@gmail.com

PSYCHIC PHENOMENA DISCOVERED IN SCIENCE AND LITERATURESummary.Examples of imaginative and scientific perception of psychic phenomena are analyzedbased on Fromm's nonproductive orientations and one hundred percent corresponding images in literature. The findings show the point of synergistic action between imaginative and scientific cognition of the world, of their juxtaposition with respect to joining the strong points of image and abstractlogical thinking as well as overcoming their limitation.Keywords: eidetic, abstractlogical thinking, psychic phenomenon, productive and nonproductive orientation, receptive orientation, exploitative orientation, hoarding orientation, marketing orientation.