Проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления личности по неопознанным трупам с использованием геномной информации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакланов Л. А. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления личности по неопознанным трупам с использованием геномной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2436–2440. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54751.htm.
Аннотация. Рассматриваются проблемы получения образцов биологических материалов и последующее их исследование в отсутствии возможности проведения следственных действий. Предлагается проведение оперативно-розыскных мероприятий. Подробно рассматривается сбор образцов для сравнительного исследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакланов Леонид Анатольевич,преподаватель кафедры оперативнорозыскнойдеятельности и оперативнотехнических мероприятийорганов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьkubkaz@rambler.ru

Проведение оперативнорозыскных мероприятий в целях установления личностипо неопознанным трупам с использованием геномной информации

Аннотация.Рассматриваются проблемы получения образцов биологических материалов и последующее их исследование в отсутствии возможности проведения следственных действий. Предлагается проведение оперативнорозыскных мероприятий. Подробно рассматривается мероприятие сбор образцов для сравнительного исследования.Ключевые слова:оперативнорозыскное мероприятие, сбор образцов для сравнительного исследования, установление личности по неопознанным трупам, геномная информация, изъятие.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»,на полицию возложена обязанность –принимать меры поидентификации неопознанных трупов [1, с. 559]. Идентифицировать неопознанный труп можно в рамках уголовнопроцессуальной деятельности, однако на практике часто возникает необходимость проведения идентификационных исследований при отсутствии возможности проведения следственных действий. Такие ситуации возникают в следующих случаях: после отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения; отсутствия данных, достаточных для возобновления предварительного расследования; при приостановлении уголовного дела в связи с розыском подсудимого; после вынесения приговора.В условиях отсутствия возможности проведения следственных действий обязанность по идентификации личности неопознанных трупов может выполняться путем проведения оперативнорозыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативнорозыскной деятельности» (далее –Закон об ОРД). В идентификации неопознанных трупов может использоваться геномная информация.Действующая нормативная правовая база не дает четкого понимания порядка проведения оперативнорозыскных мероприятий (далее –ОРМ), направленных на получение биологических материалов, содержащих геномную информацию и их последующее использование. Как следствие, возникают трудности правового и организационного характера.В настоящей статье автором предпринята попытка решения проблем, возникающих в процессе идентификации личности по неопознанным трупам с использованием геномной информации при отсутствии возможности проведения следственных действий.Для проведения генетических исследований орган, осуществляющий оперативнорозыскную деятельность, должен располагать соответствующими биологическими материалами. Анализ содержащейся в таких материалах геномной информации позволяет идентифицировать неопознанный труп.Геномная информация –это персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, позволяющие идентифицировать личность [2, с. 6165]. Носителями геномной информации являются различные биологические материалы, которыми необходимо располагать для проведения идентификационных исследований.Биологический материал может получаться в ходе проведения следственных действий (осмотр места происшествия и др.), проводимых в рамках доследственной проверки или расследования по уголовному делу. После принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела полученный биологический материал может направляться в оперативное подразделение вместе с документами, необходимыми для заведения дела по установлению личности.Если в ходе проведения следственных действий материалы, содержащие геномную информацию, не получены, необходимо руководствоваться ст. 15 Закона об ОРД. Указанная правовая норма предоставляет право органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, производить изъятие предметов и материалов при проведении оперативнорозыскных мероприятий.В.А. Гусев подчеркивает, что изъятие может осуществляться только при проведении ОРМ или являться неотъемлемой частью оперативнорозыскного мероприятия [3, с. 192]. Соглашаясь с указанным мнением, полагаем, что получение образцов биологического материала –это часть проводимого ОРМ. А поскольку ОРМ проводится с целью получения таких материалов, изъятие является основной (ключевой) его частью.Следующим этапом наших рассуждений является определение конкретных ОРМ, в ходе которых могут изыматься образцы биологического материала,необходимые для геномной идентификации неопознанных трупов.Закон об ОРД не содержит предписаний,определяющих конкретныеоперативнорозыскные мероприятия, в ходеосуществления которых право на изъятие может реализовываться. А.В. Гусев полагает, что Федеральный закон позволяет проводить изъятие при проведении любых оперативнорозыскных мероприятий [3,с. 193]. Такой вывод действительно вытекает из ст. 15 рассматриваемого закона. Однако комплексный анализ норм Закона об ОРД позволяет в нем усомниться. Возьмем, например,такие ОРМкак «прослушивание телефонных переговоров», которое заключается в полученииинформации, передаваемой по абонентским телефонным линиям [4, с. 175],или «снятие информации с технических каналов связи», состоящее в получении и фиксации информации, передаваемой по техническим каналам связи [5, с. 116]. Полагаем, что порядок проведения и цель указанных мероприятий не предполагают возможность изъятия предметов материального мира, в том числе и образцов биологических материалов, содержащих геномную информацию.Таким образом, приходим к выводу, что право на изъятие может реализовываться при осуществлении тех ОРМ, цель и порядок проведения которыхлибо предполагает изъятие, то есть они проводятся в целях изъятия, либо допускают его возможность, то есть изъятие заранее не планируется, но оно может иметь место.На наш взгляд наиболее приемлемым для изъятия материалов, содержащих геномную информацию, является ОРМ предусмотренное п. 3 ст. 6 Закона об ОРД «сбор образцов для сравнительного исследования». М.Д.Сайфиев указывает, что это мероприятие заключается в получении материальных объектов, являющихся носителями информации, необходимой для последующего криминалистического, научнотехнического и иного исследования в целях решения задач ОРД [6, с. 90].Анализ правоприменительной практики позволяет нам предположить, что в идентификации неопознанных трупов в ходе проведения ОРМ наиболее целесообразно использовать следующие биологические материалы: буккальный эпителий (биологические клетки, находящиеся в полости рта человека, которые сконцентрированы на внутренней поверхности щеки); кровь; фрагменты костей.Изъятие указанных материалов в ходе ОРМ может осуществляться как у живых лиц, так и у трупов людей. В первом и втором случаях проведение указанного мероприятия будет иметь общие и особенные элементы.К общим относим:

цель проведения мероприятия;

добровольность участия в мероприятии граждан;

обязательность участия в изъятии не менее двух не заинтересованных граждан;

обязательность разъяснения прав участвующим лицам;

обязательность документального оформления изъятия.

К особенным относим:порядок получения, упаковки и консервации биологических материалов;

особенности изъятия из официальных захоронений.Общей целью мероприятия является получение в распоряжение оперативного подразделениябиологических материалов, необходимых для последующих генетических исследований.Добровольность заключается в наличии желания у гражданина оказать помощь полиции в решении задачи по идентификации неопознанного трупа. Такое желание может формироваться с участием сотрудника оперативного подразделения, который разъяснит гражданину необходимость и заинтересованность участия в ОРМ.Обязательность участия не менее двух не заинтересованных граждан обуславливается положениями ст. 15 Закона об ОРД, указывающей, что в случае изъятия документов, предметов и материалов при проведении гласных ОРМ составляется протокол в соответствии с требованиями уголовнопроцессуального законодательства Российской Федерации. Анализ ст. ст. 115, 170, 177, 178, 181184, а также ч. 5 ст. 185 и ч. 7 ст. 186 УПК РФ позволил сделать вывод об обязательности участия в изъятии не менее двух незаинтересованных граждан. Правовую основу участия граждан составляет ст.17 Закона об ОРД,согласно которойотдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД. При сборе образцов для сравнительного исследования нет необходимости сохранения в тайне оказываемого содействия. Участие граждан в проведении ОРМ, как правило, носит безвозмездный характер. Привлечение осуществляется путем устной договоренности. Вместе с тем подобное участие может происходить и на договорной письменной основе с выплатой денежного вознаграждения. В основном возмездная форма участия характерна для специалистов или лиц, фактически извлекающих гроб из официального захоронения. Правовой основой для выплаты денежного вознаграждения указанным лицам выступают ст. 19 Закона об ОРД и ведомственные нормативные правовые акты.Участвующим в мероприятии лицамперед его началом должны разъясняться следующие права: отказаться от участия в мероприятии, пользоваться (за счет собственных средств) квалифицированной юридической помощью; знакомиться с протоколом сбора образцов, делать замечания и заявления, удостоверять ход и результаты мероприятия. Если образцы изымаются у гражданина, то ему дополнительно необходимо разъяснить его права на получение копиипротокола сбора образцов и на информирование о результатах проведенного исследования.Обязательность документального оформления заключается в составлении письменного документа по результатам осуществленных действий. А.Е.Чечетин считает документальное оформление полученных результатов обязательным элементом ОРМ, поскольку без подготовки соответствующих оперативнослужебных документов мероприятие нельзясчитать завершенным [7, с. 54]. Закон об ОРД не предъявляет никаких требований к оформлению результатов ОРМ. В юридической литературе [3, с. 67; 5, с. 93] можно встретить различные документы, оформляемые по результатам сбора образцов для сравнительного исследования: рапорта, акты и другие документы.С внесением изменений в ст. 15 Закона об ОРД, предусмотревших возможность изъятия при гласных ОРМ, термин «протокол» впервые в тексте федерального закона рассматривается как документ, оформляемый по результатамдеятельности оперативных подразделений. До этого такие документы регулировались исключительно подзаконными актами. С учетом того, что каждый из перечисленных в ст. 13 Закона об ОРД органов, осуществляющих ОРД, имеет право на свое нормативное регулирование, варианты названий документов могут быть самыми разнообразными, что в конечном итоге не будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики. Полагаем, что введение в Закон об ОРД термина «протокол» и ориентирование его оформления по правилам, применяемым в уголовнопроцессуальном законодательстве, должно постепенно вытеснить из ОРД документы, названия которых не используются в уголовнопроцессуальной деятельности. По нашему мнению, документ, составляемый по результатам сбора образцов для сравнительного исследования,необходимо именовать протоколом,и в значительной мере он должен соответствовать используемому в уголовнопроцессуальной деятельности протоколу получения образцов для сравнительного исследования.Изъятые образцы биологического материала перед упаковкой должны быть обязательно высушены при комнатной температуре. Изымаемые объекты упаковываются по отдельности в картонные коробки, бумажные пакеты, бумажные свертки, стеклянные емкости. Универсальной упаковкой для большинства биологических объектов является чистая плотная бумага. Упаковка объектов биологического происхождения в полиэтиленовые пакеты недопустима [8, с. 23]. Каждая упаковка снабжается пояснительной надписью, подписями лица, производившего изъятие, и участвующих лиц.Наиболее удобным для сбора и последующего исследования является буккальный эпителий. Лицу, предоставляющему биологический материал, необходимо воздержаться от приема пищи и курения в течение полутора часов до начала получения образцов. Непосредственно перед взятием образцов следует прополоскать рот теплой водой. Для отбора образцов биологического материала необходимо заранее приобрести в аптеке специально предназначенный для отбора подобных образцов «Зонд с тампоном в пробирке стерильный». Гражданину необходимо приоткрыть рот и аккуратно с легким надавливанием потереть тампоном внутреннюю сторону каждой щеки. Зонд при этом необходимо поворачивать и совершать им не менее 1015 движений [9]. Далее при комнатной температуре следует дождаться высыхания тампона (примерно 10 минут), после чего поместить зонд с тампоном обратно в пробирку. В случае,если тампон не полностью высох, негерметичная конструкция пробирки позволяет отобранному материалу полностью высохнуть.Отбор крови производится только с участием специалиста (медицинского работника) в медицинском учреждении. Кровь отбирается из пальца или вены в объеме 23 мл. При наличии возможности незамедлительного представления крови эксперту, кровь может помещаться в пробирку. Если отсутствует возможность незамедлительного представления крови эксперту,кровь необходимо высушить. Для этого используют стерильный бинт (марлю), который складывают в 56 слоев и пропитывают кровью из пипетки или шприца на участке диаметром 5,06,0 см.Кровь необходимо полностью высушить (определяется визуально).Для идентификации неопознанных трупов в качестве биологических образцов производят отбор крови. При невозможности отбора крови (скелетированный, гнилостноизмененный, мумифицированный труп) отбирают образцыиз областей с наименьшей степенью выраженности гнилостных изменений. В качестве биологических образцов необходимо отбирать 23 фрагмента костей, имеющих губчатое вещество (например: ребра, бедерную кость) общей массой 2050 г. Возможно изъятие целого ребра или бедерной кости [8, с. 26].Определенные трудности может вызывать получение образцов биологического материала официально захороненного трупа. Прежде всего, речь идет о правовой основе извлечения останков трупа из могилы после его официального захоронения. Уголовнопроцессуальный кодекс РФ в части 3 статьи 178 (осмотр трупа, эксгумация) содержит норму: «При необходимости извлечения трупа из места захоронения, следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. В случае,если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом».Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что без судебного решения вскрыть могилу можно только после того, как должностное лицо, принимающее соответствующее решение, убедится в отсутствии возражений родственников. В случаекогда труп не опознан, убедиться в отсутствии возражений со стороны родственников невозможно.В связи с этим необходимо получить судебное решение на проведение оперативнорозыскного мероприятия –сбор образцов для сравнительного исследования. Порядок получения судебного разрешения на проведение ОРМ регламентируется ст. 9 Закона об ОРД.Приняв решение о необходимости получения образцов биологического материала захороненного трупа, сотрудник оперативного подразделения готовит проект постановления руководителя о получении судебного разрешения. Проект постановления представляется руководителю, уполномоченному на его подписание. Из ч. 2 ст. 9 Закона об ОРД следует, что такими руководителями являются начальник органа внутренних дел по муниципальному образованию (району, городу), субъекту Российской Федерации и его заместитель –начальник полиции.Придя к выводу о законности и целесообразности сбора образцов для сравнительного исследования, руководитель подписывает постановление. На постановлении ставится гербовая печать органа внутренних дел. Постановление регистрируется в журнале учета документов внутреннего обращения.Материалы представляются в суд по месту нахождения ходатайствующего органа или по месту проведения ОРМ. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и25 Конституции Российской Федерации» районным судам запрещено отказывать в рассмотрении таких материалов в случае их поступления [10].Должностному лицу, представившему материалы в суд, рекомендуется лично присутствовать при их рассмотрении. С разрешения судьи устно могут сообщаться сведения по существу рассматриваемого вопроса. Судья может потребовать представления дополнительных материалов, в связи с этимнеобходимо заранее подготовить и иметь с собой документы, содержащие сведения об основаниях и условия проведения ОРМ [11, с. 3536].По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. По согласованию с судом лицо, представившее постановление о получении судебного разрешения, может заранее подготовить проект разрешающего постановления суда и в случае положительного решения представить его судье на подпись.Таким образом, сбор образцов для сравнительного исследования является мероприятием, заранее предполагающим получение (изъятие) образцов биологического материала. Другим ОРМ, также предполагающим изъятие таких материалов, является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Отличие заключается в том, что при первом имеется информация о точном местонахождении материалов подлежащих изъятию. Обследование предполагает проведение поисковых действий по их обнаружению.Остальные ОРМ мы относим к мероприятиям, допускающим возможность изъятия. В ходе их проведениязаранее не предполагаемое изъятие может иметь место.Проведя ОРМ и получив в свое распоряжение образцы биологического материала, орган, осуществляющий оперативнорозыскную деятельность, направляет их для проведения исследования и идентификации.Осуществляемое экспертами экспертнокриминалистических организаций исследование и идентификация по своей юридической природе представляет собой комплекс действий по проведению оперативнорозыскных мероприятий, предусмотренных Законом об ОРД. Органы, осуществляющие ОРД, привлекают экспертов к проведению оперативнорозыскных мероприятий, предусмотренных п. 5 «Исследование предметов и документов» и п. 7 «Отождествление личности» части 1, статьи 6 Закона об ОРД.Для организации проведения этих мероприятий сотрудником оперативного подразделения готовится поручение. Составляемый документ выполняет следующие основные функции:

служит правовым основанием для проведения экспертнокриминалистического исследования и отождествления;

при его помощи образцы биологического материала направляются в экспертнокриминалистическое подразделение;

содержит сведения о сотрудниках оперативного подразделения, у которых эксперт по необходимости может получать дополнительную информацию или запрашивать дополнительные образцы биологических материалов.В поручении обязательно должна быть ссылка на ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73ФЗ «О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации» [12, с. 6165], предоставляющая право эксперту, проводящему исследование, повреждать объект исследования, то есть изменять свойства и состояния направляемых объектов в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.Задачей экспертного исследования является сравнительный анализ с целью установления генетической идентичности (тождества происхождения), а в случаях отрицательного результата идентификации генетического различия объектов, участвующих в идентификационном процессе. Результаты сравнительного исследования (совпадениенесовпадение) геномных профилей идентифицирующего объекта (биологические образцы) и идентифицируемого лица отражаются в выводах о вероятной генетической идентичности этих индивидуально определенных объектов исследования или об их отличии [13].Таким образом, отсутствие возможности проведения следственных действий не является препятствием в идентификации неопознанных трупов с использованием геномной информации. Обязанность полиции идентифицировать неопознанные трупы может выполняться путем проведения оперативнорозыскных мероприятий. Закон об ОРД позволяет получать (изымать) необходимые образцы и исследовать их в целях идентификации. Изымать биологические объекты наиболее целесообразно при проведении ОРМ –сбор образцов для сравнительного исследования. Для получения материалов из официального захоронения необходимо судебное разрешение. Результаты такого мероприятия необходимо оформлять протоколом.

Ссылки на источники1. Собр. законодательства Рос. Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 900; 2014г. № 6.2. О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2001 г. № 73ФЗ: в ред. от 25 ноября 2013г. // Собр. законодательства Рос. Федерации от 4 июня 2001 г. № 23 ст. 2291; 2013 г. № 48.3. Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности»: науч. практ. комментарий / под ред. дра юрид. наук А.С. Вахты. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД РФ, 2013. 240 с.4. Дубоносов Е.С. Основы оперативнорозыскной деятельности: учеб. пособие / под ред. проф. Г.К. Синилова. 2е изд., доп. и перераб. М.: Юраит, 2010. 350 с.5. Пронин К.В. Краткий курс по оперативнорозыскной деятельности: учеб. пособие. М.: Изд. дом «ОкейКнига», 2009. 128 с.6. Правовые основы оперативнорозыскной деятельности: курс лекций. Тюмень. ТИПК МВД России, 2012. 151 с.7. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативнорозыскной деятельности: монография. М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2006. 180 с.8. Афанасьев А.А. Биологическая судебная экспертиза. Тюмень, 2012. 32 с.9. Инструкция по самостоятельному взятию образцов биологического материала в домашних условиях для последующего проведения анализа ДНК. URL: http://www.biopapa.ru/dna/instruction/. [Дата обращения: 12.02.2014].10. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994 № 3; 2007. № 5.11. Бакланов Л.А. Субъекты правоотношений, возникающих в связи с проведением гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств // Оперативник (сыщик). 2012. № 2. С. 3337.12. Собр. законодательстваРос. Федерации от 4 июня 2001 г. № 23 ст. 2291; 2013 г. № 48 ст. 6165.13. Об утверждении Порядка организации и производства судебномедицинских экспертиз в государственных судебноэкспертных учреждениях Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2010 г. № 346н // Рос. газ. 2010 г. № 186.

Baklanov Leonid Anatol'evichAbstract:We consider the problem of obtaining samples of biological materials and their subsequent study in the absence of the possibility of the investigation. It is proposed to conduct operational search activities. Detail the event collection of samples for comparative study.Keywords:operationalsearch activities, collection of samples for comparative studies on the identification of unidentified corpses, genomic information, withdrawal.