Знания и представления детей старшего дошкольного возраста о космических объектах и явлениях: аспект исследования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волобуева Н. Г., Копкова Е. Е. Знания и представления детей старшего дошкольного возраста о космических объектах и явлениях: аспект исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2456–2460. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54755.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются подходы и опыт формирования знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о космических объектах и явлениях и жизни людей, связанной с ними.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волобуева Надежда Григорьевна,кандидат биологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания ФГБОУ ВПО «СевероВосточный государственный университет», г. Магадан.nadezdasvet@mail.ru

Копкова Елена Евгеньевна,учитель ИЗО МАОУ «СО (РК) Ш № 2», г. Магаданkopkova.elena@mail.ru

Знания и представления детей старшего дошкольного возраста о космических объектах и явлениях: аспект исследования

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и представлен опыт формирования знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о космических объектах и явлениях,и жизни людей, связанной с ними. Ключевые слова: дошкольноеобразование, космические объекты и явления в дошкольном образовании, знания и представления детей о космосе, экологическое воспитание.

Интерес к космосу пробуждается у человека рано, с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. В ходе овладения астрономическим материалом, по мнению Левитана Е. П., известного специалиста в области дошкольного астрономического образования, в сознании ребенка формируется «расширенная» картина мира (Вселенной), его представления о мире не замыкаются на доступных ему масштабах Земли как планеты. Мир открывается ребенку как бескрайний Космос, в котором Земля согрета теплом Солнца –одной из миллионов звезд нашей Галактики. Начало научного миропонимания закладывается уже на самыхранних этапах обучения с формирования соответствующего отношения к миру через противопоставление «Я –человек», «Я –часть моей Земли», «Наш дом –природа». «Мы –Земляне», «Земля –часть Вселенной»[1, с. 76].Первый шаг на пути собственного познания Вселенной –наблюдение звездного неба –каждый может сделать самостоятельно. Надо только захотеть! Кто–то из астрономов заметил, что шейный отдел позвоночника здорового человека устроен так, что он может легко поднять голову и полюбоваться красотой звездного неба. Однако большинству людей это ни к чему. Вероятно, когда они были детьми, никто из взрослых не пытался развить у них интерес к познанию окружающего мира. А делать это необходимо своевременно, когда закладывается фундамент личности человека [2, с. 14].«Вселенная» не есть некая добавка к и без того перегруженному содержанию обучения малышей. Правильнее иное: ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе –своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе [3, с. 18].Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. При усвоении новых знаний ребенок задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир. Первенство в разработки развернутой системы обучения и воспитания человека принадлежит чешскому педагогу XVIIв. Коменскому Я.А. Начиная с Коменского Я.А., официальный статус приобретает принцип природосообразности. Наиболее ценным в этой идее является требование, чтобы воспитание и обучение соответствовали возрастным особенностям ребенка и ступеням его развития [4, с. 92]. Мы не ставим целью представить в настоящей статье исторический анализ вопросов о значимости формирования знаний и представлений детей дошкольного возраста с космическими объектами и явлениями природы, но при этом не можем ни отметить деятельность ведущих исследователей в данном направлении. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, в том числе, и западные (Коменский Я. А.,Песталоцци И. Г., Руссо Ж.Ж., Фребель Ф. и др.) и отечественные (Одоевский В. Ф., Ушинский К. Д., Симонович А. С., Водовозова Е. Н., Тихеева Е. И.,Макаренко А. С., Шацкий С. Т., Сухомлинский В. А. и другие) придавали важноезначение природе как средству обучения и воспитания детей. По их мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений природы, знакомство с космическими объектами и явлениямиявляются важными факторами для всестороннего развития ребенка. Исследователи считали, что детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы и не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.Идеи ознакомления в детей с природой получили дальнейшее широкое развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.Попытки построить содержание образования, в т.ч. и дошкольного, с позиции космоземного всеединства (единство человека, Земли, космоса) предпринимались в 20х годах прошлого столетия. Вентцель К.Н. обосновал необходимость разработки «космической» педагогики: основой космического воспитания выступало естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель –воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной [5, с.78]. На современном этапе значение первоначальных знаний и представлений о космических объектах и явлениях в формировании целостной картины мира у дошкольников и вариативный подход в экологическом образовании детей при ознакомлении с космосом представлены в работах педагогов Левитана Е. П. [13], Дыбиной О. В. [6], Зубковой Т. В. [7], Дониной О. И. [8 ], программах экологической направленности Вересова Н. Н. «Мы –земляне» [ 9 ], Рыжовой Н. А. «Наш –дом природа» [ 10 ],Ашикова В. И., Ашиковой С. Г. «Семицветик» [ 11 ], Николаевой С. Н. «Юный эколог» [ 12 ] и многих других. Современные дошкольники шестисеми лет готовы к усвоению элементарных астрономических знаний, воспринимают их с огромным интересом и эмоциональным откликом. Николаева С. Н. отмечает, что это не должно удивлять взрослых: наша действительность пропитана космическими явлениями, а человечество, как нам представляется, выходит на уровень космического сознания [7, с.106].Но, с другойстороны, известные популяризаторы астрономических знаний среди дошкольников Левитан Е.П. [3], Зубкова Т.В. [7], Донина О.И. [8] считают, что в настоящее время вопрос о распространении астрономических знаний находится в критическом состоянии. По их мнению, в последние годы резко сократилось издание научной и популярной астрономической литературы, в том числе и литературы для детей. Составители программ дошкольного обучения, считая, что детям интересен окружающий их мир, забывают, что это касается не только того мира, который вокруг них, но и над ними.Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью экологического образования и расширения кругозора знаний старших дошкольников о космических объектах и явлениях природы.Цель работы–рассмотреть значение формирования первоначальных знаний и представлений о космических объектах и явлениях в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста; объект–экологическое воспитание детей дошкольного возраста; предмет–процесс формирования знаний и представлений о неживой природе (на примере космических объектах и явлениях). Гипотеза–предполагаем, что экологическое обучение и воспитание старших дошкольников будет проходить наиболее эффективно при создании условий и целенаправленной педагогической работы по формированию знаний и представлений о космических объектах и явлениях и способствовать положительноэмоциональному отношению детей к природному окружению.При решении поставленных задач нами теоретически обосновывается влияние природы на развитие личности дошкольника, в том числе при ознакомлении детей с космическими объектами и явлениями, через анализ педагогической, философской, психологической литературы по проблеме исследования. Раскрываются сущность, содержание, понятия и анализируются основные направления экологического воспитания при ознакомлении с космическими объектами и явлениями детей старшего дошкольного возраста и на современном этапе. Рассматриваются психолого–педагогические основы формирования системы знаний о неживой природе в дошкольном возрасте. А также представлены и охарактеризованы основные понятия неживой природы на примере космоса и планеты Земля.Научно–теоретическое обоснование проблемы позволило определить цели и задачи опытноэкспериментальной части работы. И затем поэтапно провести педагогический эксперимент в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (МДОУ) г. Магадана: № 46 (экспериментальная группа) и №15 (контрольная) с 2011/2012 учебного года по 2013 г. В нем принимали участие дети старшего дошкольного возраста. В одну из задач констатирующего этапа исследований входило уточнение средств и условий в дошкольных учреждениях, способствующих ознакомлению детей с космическими объектами и явлениями природы, так как в этом направлении особое внимание должно уделяться продумыванию и организации экологоразвивающей среды в дошкольном учреждении.Для выявления знаний и представлений о космических явлениях, объектах детей старшего дошкольного возраста проведен отбор диагностических методик. На основе одной из них [13]., составлен опросник, с учетом программных требований, по блокам: «Планета Земля», «Космические объекты», «Космические явления», «Человек и космос». Исследование проводили с детьми индивидуально, в виде устного опроса. Результаты обработаны, оформлены в таблицах, графиках.Анализ результатов исследования позволил выявить общий средний (по 4 направлениям) уровень знаний и представлений детей о космических объектах и явлениях: 62 % –экспериментальная и 63 % –контрольная группы. Знания дети имеют лишь по блокам вопросов "Планета Земля" до 72 %. Название нашей планеты и её форму знают 100% воспитанников, 80% –вокруг какой звезды вращается наша планета. С неподдельным интересом они рассказывают о том, что находится на поверхности Земли (100%). Не все дети понимают значение солнечного света, воды, воздуха, растений для жизнедеятельности людей и животных.По остальным блокам знания и представления (в среднем по группам) недостаточны. Блок –"Космические явления" –51%. Здесь в смене дня и ночи ориентируются –45%, охотно перечисляют, что можно увидеть днём и ночью на небе –100%, самые распространённые ответы среди детей: солнце, звезды, луна, облака. Хорошо дошкольники осведомлены и об атмосферных осадках –75%. Но, живя на Севере, о таком явлении как северное сияние смогли рассказать лишь 20% опрошенных ребят, а о радуге –15%.В блоке "Космические объекты» средний уровень знаний и представлений детей –низкий и составил –38%. На вопрос о солнечной система смогли ответить 15%, назвать некоторые планеты солнечной системы –30% опрошенных. Из них ответили: «Земля» –65%. «Марс» –25%, «Сатурн» –5%, лишь один ребенок смог назвать «Венеру» и «Нептун». Остальные планеты не были названы. Ошибочно считают Солнце планетой –15 % воспитанников. Затруднение вызвал вопрос о «хвостатом» космическом объекте –20%.Не все ребята знают, что Луна –это естественный спутник Земли (55%), представление о созвездиях имеют 20%, а вспомнили название созвездий 15 % детей.Знаниями об объектах в космическом пространстве дети владеют в той или иной степени, наиболее распространенные ответы: звезды –75%, Солнце –70%, Луна –50%, реже комета и метеорит –по 5%.По вопросам блока «Человек и космос» средний уровень знаний и представлений всего –42%. Дети почти не знают, кто был первым космонавтом Земли (85%). Очень сложными оказались вопросыо костюме космонавта, и о животных летавших в космос (15% опрошенных ребят смогли ответить). К сожалению, у современных детей, совсем не популярной оказалась профессия космонавта. Только 35% воспитанников хотели бы стать космонавтами, 65 % ответили отрицательно. И никто из ребят не вспомнил нашего земляка, космонавта Павла Виноградова.Результаты констатирующего этапа исследований дали основание подойти к постановке и реализации цели и задач формирующего этапа по изучению литературы, отбору материала, подготовки и апробации комплекса психологопедагогических мероприятий для целенаправленного ознакомления и усвоения детьми первоначальных знаний и представлений о космических объектах и явлениях для формирования целостной картины мира у старших дошкольников.В ходе формирующего эксперимента использовали интегрированный подход. Использовали взаимосвязь разнообразных методов, форм организации различных видов деятельности ребенка, включая, непосредственно образовательную, исследовательскую, музыкальную, изобразительную, игровую, театральную, художественнолитературную и другие виды, а также организацию самостоятельной деятельности детей. Наша работа с воспитанниками предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои предположения, не боясь, сделать ошибку. Материалы к формирующему эксперименту отбирались с учетом нагляднодейственного и наглядно–образного восприятия ребенком окружающего мира, большое значение придавалось исследовательской деятельности детей –проведению опытов, наблюдений, а также, ведущей форме деятельности дошкольников –игре (сюжетно–ролевые,подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).Для дальнейшего использования в работе подготовили методический и наглядноиллюстративный материалы: конкурсы, утренники,дидактические пособия: "Круглый год","Звездная карта"; "Звездное небо», "Картотека созвездий", "Собери созвездие", "Изучаем созвездия", "Планеты и Солнце" и другие. Подобрали стихи, загадки о космосе, пословицы и поговорки о космических объектах и явлениях; стихивизитки для представления карнавальных костюмов; песню "Наш звездолет"про космос; красочно оформили маски на новогодний концерт, маскарад и т.д.Проводимые мероприятиявключали непосредственно образовательную деятельность в форме: занятий; занятий –диалогов, –рассуждений на темы: «Космический полет ракеты «Восток» (2 занятия); «Где ночует Солнце?»; «Почему бывает зима и лето?»; «Что за невидимка, который нам нужен?»; «Почему Луна не падает на Землю?»; занятий –игр «Космическое путешествие», праздника "Астрономический досуг" и других видов. Работаяс воспитателями, проводили: консультации по подбору нагляднодидактических и других материалов для ознакомления с космическими объектами и явлениями детей старшего дошкольного возраста; методические рекомендации по изготовлению дидактических пособий «Круглый год», «Звездное небо», «Звездная карта», «Картотека созвездий», «Собери созвездия», «Изучаем созвездие», «Планеты и Солнце».Сотрудничали с семьямивоспитанников на тематических встречах: «Азбука юного звездочета. Изучаем астрономию», «Таинственная Луна», «Звездные загадки», «Выбираем телескоп». Представляли работы детей (рисунки, аппликации, лепку, конструирование) для обзора на выставках «Космос глазами детей», фотографии проводимых занятий.Эффективность проводимой нами работы подтверждена результатами контрольного этапа эксперимента, с применением тех же диагностических методик, что и в констатирующем.Средний уровень знаний и представлений детей о космических объектах и явленияприроды(по вопросам 4х блоков) вырос более чем на 20% в экспериментальнойи на 5–6% в контрольной группе, по сравнению с первоначальными данными. По каждому из 4х направлений динамика роста знаний и представлений о космических объектах и явлениях былизначительными у детей экспериментальной группы, включая и знаниям по блоку «Человек и космос». Теперь все ребята знают, кто такой космонавт, какими качествами он должен обладать (100%), смогли назвать первого космонавта Земли (60%), нашего земляка космонавта Павла Виноградова (30%), рассказывают о животных,побывавших в космосе (100%), вырос интерес к профессии космонавта (80%). В контрольной группе знания детей не претерпел особых изменений.Результаты исследования свидетельствуют, что создание условий для целенаправленной планируемой педагогической работы с использованием комплекса психологопедагогических мероприятий способствует эффективному формированию первоначальных знаний и представлений о космических объектах и явлениях в формировании целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста.Материалы исследования прошли апробацию, были представлены на научнопрактических конференциях СВГУ «Педагогика и психология детства» (2012г.), "Актуальные экологические проблемы на современном этапе" (2013г.).Полагаем, что научно–теоретическое обоснование проблемы, результатыопытноэкспериментального исследования позволятпровести дальнейшую разработку и подготовку методических рекомендаций по данному направлению. Они могут включать теоретическое обоснование проблемы, комплекс материалов наглядно–дидактического, методическогохарактера, непосредственной образовательной деятельности с возможностью практического их применения в воспитательнообразовательном процессе дошкольных образовательных учреждений по формированию знаний и представлений детей дошкольного возраста о космических объектах и явлениях, как одного из звеньев экологического образования старших дошкольников.

Ссылки на источники1.Левитан Е.П. Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной // Земля и Вселенная. –2006, № 3, С. 76–81. 2.Левитан Е.П. Международный год астрономии // Наука и Жизнь. –2009. №1, С. 10–14.3.Левитан Е.П. Вселенная дошкольника // Дети, техника, творчество. –2005, № 5. С. 16–19.4.Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. –М.: Педагогика, 1970, 440 с.5.Богуславский М.В. Константин Николаевич Вентцель / М.В. Богуславский // Вестник образования. –2004. № 21. С. 73–78.6.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением : система работы в ст. группе детского сада.–М.: МозаикаСинтез, 2012, 83 с.7.Зубкова Т. Познавательно –игровой проект "Кто тебя выдумал звездная страна?" // Детский сад от А до Я. –2008, № 3, С.104–117.8.Донина О.И. Путешествия по Вселенной: занятия по формированию у дошкольников естественно–научной картины мира –М.: Аркти, 2009, 80 с.9.Вересов Н.Н. «Мы –Земляне» программа по экологическому воспитанию дошкольников // Дошк. воспитание.–1994. –№12. –С. 23–32; 1995.–№1.–С.19 –26.10.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом –природа». –М.: Карапуз.–2005.–192 с.11.Николаева С.Н. Юный эколог. –М.: Мозаика. –Синтез. –2005. –128 с.12.Ашиков В.И., Ашикова С.Г. "Семицветик". Программа и руководство по культурно–экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. –М.: Педагогическое Общество России, 2000.–172 с.13.Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошк. воспитание. –2004, № 7, С. 21–27.

VolobuevaNadezhdaGrigorievnaPh.D.in Biology, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology of primary education and preschool training of FSBEI HPE “NorthEastern State University” (Magadan)nadezdasvet@mail.ruKopkova Elena EvgenievnaTeacher of drawing of MAEI “ SE (RC) School # 2”, the city of Magadankopkova.elena@mail.ruKnowledge and ideas of elder preschool children about space objects and notions: aspect of studiesAbstract: approaches and experience of elder preschool children knowledge and ideas’ formation concerning space objects, natural phenomena and human life connected with them are viewed in the article.Keywords: preschool education, space objects and notions in preschool education, children’s knowledge and ideas about space, ecological education.