Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения прав гражданина

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сыпачев А. Ю. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения прав гражданина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2696–2700. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54803.htm.
Аннотация. В статье рассматривается совокупность юридических норм, которые регулируют обеспечение прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сыпачев Андрей Юрьевич,Кандидат юридическихнаук, старший преподаватель кафедры оперативнорозыскной деятельности и оперативнотехнических мероприятий органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, г.Тюменьbrig094@mail.ru

Правовое регулирование оперативнорозыскной деятельности как гарантия обеспечения прав гражданина

Аннотация.В статье рассматривается совокупность юридических норм, которые регулируют обеспечение прав и свобод граждан при проведении оперативнорозыскных мероприятий.Ключевые слова:оперативнорозыскная деятельность, права и свободы граждан.

Существенным фактором демократизации российского общества служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Вопросы и проблемы прав и свобод человека и гражданина были, есть и в обозримом будущем останутся исключительно актуальными и общественно значимыми. Эти права служат важнейшим условием осуществления цивилизованной жизнедеятельности людей, удовлетворения их важнейших интересов и потребностей.В целях защиты интересов законопослушных граждан, общества и государства необходимо принимать соответствующие меры, позволяющие выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности совершивших их лиц. Именно этому служит оперативнорозыскная деятельность, которая позволяет эффективно отслеживать и ликвидировать криминальные процессы на самых ранних стадиях, в тайне от проверяемых лиц контролировать их поведение, предупреждая возможность совершения ими противоправных деяний или получая информацию для раскрытия преступления. «Без оперативнорозыскных мероприятий невозможно организовать получение достоверной информации о тайных планах, намерениях и устремлениях подозреваемых в противоправной деятельности, заблаговременно создать надежные позиции по предупреждению и раскрытию преступлений. Практика показывает, что в таких ситуациях оперативнорозыскные мероприятия могут оказаться единственным способом получения положительного результата. Учитывая, что значительная часть тяжких преступлений раскрывается исключительно благодаря оперативнорозыскным мероприятиям, такая деятельность является эффективным средством борьбы с преступностью» [1].Однако нельзя не видеть, что достижение благородных целей связано с использованием средств, носящих негативный оттенок. В ходе оперативнорозыскной деятельности приходится применять конспиративные меры, использовать легендирование, дезинформацию, устанавливать конфиденциальные отношения, вторгаться в частную жизнь людей. При этом допускаются тайное проникновение в жилище, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи.Возникает вопрос, требующий адекватного ответа: в какой мере допустимы эти средства, какова обоснованность их применения в каждом конкретном случае?Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, является ведущим принципом российского права. Часть 1 статьи 17 Конституции РФ гласит, что признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ[2].

Статье 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод соответствует положение части 2 статьи 55 Конституции РФ, устанавливающей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.Во всех случаях сохраняются гарантии права на судебную защиту. Конституционный Суд РФ указывал в своих решениях, чтозакрепленное в статье 46 Конституции РФ право на судебную защиту относится к числу основных, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Оно должно быть предоставлено всем гражданам РФ, иностранцам, лицам без гражданства. Оно действует во всех видах судопроизводства и на всех его стадиях, включая кассационное и надзорное судопроизводство. Оно выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод.В целях защиты интересов законопослушных граждан, общества и государстванеобходимо принимать соответствующие меры, позволяющие выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности совершивших их лиц.Борьба с преступностью может быть успешной лишь тогда, когда она проводится в соответствии с требованиями закона. Только правовые нормы устанавливают права и обязанности различных звеньев органов внутренних дел и должностных лиц, поэтому их деятельность должна протекать исключительно в порядке и формах, предусмотренных законом, а также в пределах компетенции, очерченной законом.Функционирование государственноправового механизма предполагает различные формы реализации охранительных функций. Одна из таких форм оперативнорозыскная деятельность.Оперативнорозыскная деятельность –«по существу, единственныйвид государственной правоохранительной деятельности, позволяющей на самых ранних этапах развития тщательно замаскированной преступной деятельности выявить ее, предупредить наступление вредных последствий и пресечь преступление. Кроме того, не следует забывать, что оперативнорозыскная деятельность достаточно эффективный инструмент проверки сообщений о преступлении, так как зачастую, даже при наличии повода к возбуждению уголовного дела, установить и зафиксировать признаки преступления только уголовнопроцессуальными мерами не представляется возможным»[3].Все это предопределяет существенное вторжение оперативнорозыскных органов в частную жизнь граждан.В связи с этим формирование законодательной процедуры ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативнорозыскной деятельности, нормативное определение судебного порядка рассмотрения оперативнорозыскных материалов об их ограничении подчинены цели обеспечения максимальной защиты прав личности от необоснованного вмешательства государственных органов. Однако полностью исключить нарушения этих прав и свобод в процессе оперативнорозыскной деятельности практически невозможно, тем более исключить споры о наличии или отсутствии фактов таких нарушений.Именно поэтому в оперативнорозыскном законодательстве предусмотрено право человека обжаловать действия органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, как средство реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативнорозыскной деятельности. Так, в соответствии с частью 3 статьи 5Федерального Закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативнорозыскной деятельности» «лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативнорозыскную деятельность, прокурору илив суд»[4].

Правовой механизм регулирования оперативнорозыскных мероприятий по своей природе такой же, как и других средств и методов оперативнорозыскной деятельности: законодательные нормы определяют общие основы проведения мероприятий, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих порядок их проведения.Законодательством Российской Федерации четко определено проведение оперативнорозыскных мероприятий, ограничивающих права человека в сфере частной жизни.Так, в главе 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 17

64), составляющие основу правового статуса личности в России. В частности, согласно части 2 статьи 23каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В статье 25Конституции России изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к оперативнорозыскной деятельности). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[2].Вместе с тем Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.Аналогичные нормы содержатся в Конвенциио защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 г. (вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Согласно статье 8 Конвенции каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайны корреспонденции[5].Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц[5].В статье 1Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» определено, что оперативнорозыскная деятельность вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом«Об оперативнорозыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[5].Оперативнорозыскная деятельность узаконена, имеет определенный правовой статус. Она основана на КонституцииРоссийской Федерации, Федеральном законе«Об оперативнорозыскной деятельности», других федеральных законах иных органов государственной власти, подзаконных нормативных актах и осуществляется в строгом соответствии с нормативно установленными правилами и процедурами. Следовательно, это деятельность правовая.Федеральным закономот 12 августа 1995 г. N 144ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности», принятым Государственной Думой РФ 5 июля 1995 г., были регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативнорозыскных

мероприятий. В частности, статья 9устранила имевшийся в этой части пробел в законодательстве и установила, что подобные документы рассматриваютсясудьей по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органов, ходатайствующих об их проведении.Проведение оперативнорозыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения[4].Право на тайну корреспонденции в смысле части 1 статьи 5Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» означает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное вчасти 2 статьи 23Конституции РФ. Это право ограничивается при проведении таких оперативнорозыскных мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Для проведения этих мероприятий в соответствии со статьей 8Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» необходимо судебное решение.Частью 2 статьи 9«Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативнорозыскных мероприятий» Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» установлено, что «основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативнорозыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность...», в части 3 статьи 9Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» говорится, что «по требованию судьи ему могут предоставляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативнорозыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативнорозыскных мероприятий».Мотивированность постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, напроведение оперативнорозыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, означает, что в нем должны быть приведены достаточно основательные доводы, подтверждающие необходимость и целесообразность проведения оперативнорозыскных мероприятий.Таким образом для построения в Российской Федерации правового государства необходима четкая и слаженная работа всех ветвей власти. Особая роль в данном процессе отводится правоохранительным органам, и в первую очередь это охрана прав и свобод человека как высшей ценности.Защита прав и свобод человека и гражданина должна пониматься не только как пассивное ограждение личности от противоправных посягательств, но и как активное их недопущение, а также восстановление нарушенных прав.Признание в оперативнорозыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина предполагает, что перечень этих прав, а также стандарты их соблюдения и защиты должны соответствовать требованиям Конституции РФ и международного права.Конечной целью этой совместной общей и специальной деятельности как самих органов, наделенных правом осуществлять оперативнорозыскную деятельность, так и других компетентных государственных органов, является выработка своего рода иммунитета к нарушениям прав и свобод у оперативных работников. Они должны их соблюдать не из страха перед наказанием за содеянное, авследствие осознания невозможности и недопустимости действовать иначе, основанного на объективных

условиях профессиональной деятельности и высоком уровне личной правовой культуры и правового сознания каждого конкретного оперативного работника.На основании вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина в оперативнорозыскной деятельности есть деятельность соответствующих органов, направленная насоздание условий (гарантий) по защите, охране и восстановлению нарушенных прав и свобод личности в условиях применения специальных сил и средств для решения задач борьбы с преступностью, добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.В связи с этим формирование законодательной процедуры ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативнорозыскной деятельности, нормативное определение судебного порядка рассмотрения оперативнорозыскных материалов об их ограничении подчинены цели обеспечения максимальной защиты прав личности от необоснованного вмешательства государственных органов.

Ссылки на источники1. Табаков А. Р. Некоторые вопросы правового регулирования оперативнорозыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина // Рос. следователь. 2008. № 2. С. 2729.2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. газ. 2009. 21 янв. 3. Гусев В. Обжалование действий органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность // Законность. М., 2012, № 1. С. 4044. 4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 404ФЗ)//Рос. газ. 1995. 18 авг.; 2010. 30 дек.5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст.163.

Sypachev Andrew Yuryevich.Candidate of Juridical Sciences, senior lecturer at the Chair of Investigative and Special Technical Action Tumen Advanced Training Institute of Ministry of the Interior of Russian Federation, TumenLegal regulation of operativelysearch activity as a guarantee of the rights of the citizen.Abstract.The article deals with a set of legal rules governing the rights and freedoms of citizens during search operations.Keywords:operationalsearch activity, the rights and freedoms of citizens.