Основные недостатки в преподавании инженерно-графических дисциплин в техническом вузе и методы их устранения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чопова Н. В. Основные недостатки в преподавании инженерно-графических дисциплин в техническом вузе и методы их устранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2691–2695. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54802.htm.
Аннотация. Внедрение новых методов в работе преподавателя – важное условие совершенствования процесса обучения, создания благоприятной развивающей среды для развития профессионально значимых умений будущего специалиста. Существенным недостатком в области применения методов преподавания является недооценка преимуществ применения компьютерных технологий в преподавании инженерной графики, однообразие применяемых методов и средств обучения. Анализируя этот недостаток, с каждым годом мы повышаем качество преподавания графических дисциплин и совершенствуем процесс обучения студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чопова Наталья Валерьевна,Старший преподаватель, Сахалинский Институт Железнодорожного Транспорта –филиал ФГБОУ ВПО Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения, г. ЮжноСахалинскaglich@mail.ru

Основные недостатки в преподавании инженернографических дисциплин в техническом вузе и методы их устранения

Аннотация. Внедрение новых методов в работе преподавателя –важное условие совершенствования процесса обучения, создания благоприятной развивающей среды дли развития профессиональнозначимых умений будущего специалиста. Существенным недостатком в области применения методов преподавания является недооценка преимуществ применения компьютерных технологий в преподавании инженерной графики, однообразие применяемых методов и средств обучения. Анализируя этот недостаток, с каждым годом мы повышаем качество преподавания графических дисциплин и совершенствуем процесс обучения студентов.

Ключевые слова:процесс обучения, инженерная графика, начертательная геометрия, недостаток.

Переход на уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавр, магистр, специалист) и принятые сегодня новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют решения многих организационных и методических проблем. Необходима масштабная технологическая модернизация профессионального образования и в первую очередь самого образовательного процесса. Необходим перевод его на активные и интерактивные методы обучения [1, с.41].

Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития профессиональной личности являются предметнопрактическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если: учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности; могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки [2, с. 3].

Существенным недостатком в области применения методов преподавания является недооценка теории в курсе инженерной графики и начертательной геометрии, однообразие применяемых методов. В первый год своей преподавательской деятельности мы считали курс инженерной графики исключительно «практическим» предметом, не излагали систематически материал курса, не сообщали учащимся необходимых сведений, нужных для решения разнообразных задач какоголибо раздела, не обосновывали принятых условностей при изображении тех или иных деталей машин. Анализируя эти и другие ошибки, с каждым годом мы повышаем качество преподавания графических дисциплин и совершенствуем процесс обучения студентов.В организации и проведении практических занятий большим недостатком является формализм в подборе упражнений и заданий. Например, учащимся предлагается перечертить с учебника, учебного пособия полностью законченный и оформленный чертеж детали. К таким же формалистическим упражнениям относится перечерчивание готовых кинематических схем. Перечерчивание таких чертежей отнимает массу времени, исключает творческую деятельность студентов, на которую должно быть направлено каждое занятие по инженерной графике. Кроме этого, недостатком при выдаче заданий является неполное обеспечение учащихся индивидуальными заданиями, что в корне противоречит установке, данной в программе и принятой в большинстве высших учебных заведений. Выдача индивидуальных заданий имеет большое воспитательное значение. Студентыпочувствуют требовательность и личную ответственность к работе над чертежом, и забудут свою привычку копировать чужие работы.Основным недостатком в преподавании инженерной графики является перегрузка студентов. Эта перегрузка возникает вследствие разных причин, основной из которых является долгая адаптация студентов первого курса в новых условиях обучения. Преподаватель обязан учитывать этот фактор, создавая благоприятную обстановку для развития каждого студента, как творческиактивной личности. При разработке и выдаче заданий четко указываем цель выполнения задания, определяем содержание индивидуального задания, срок выполнения. Также согласуем трудоемкость работ с бюджетом времени учащихся.В процессе обучения, на всех этапах этого процесса, особое значение уделяем самостоятельной работе студентов, игровым формам обучения, исследовательской работе студентов, использованию современных компьютерных технологий. Отсутствие этих форм работы со студентами отрицательно влияет на их интерес к процессу обучения и предмету инженерной графики. Самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, т.к. предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий [3, с. 125].

Необходимо также помнить о поддержании взаимосвязимежду графическими дисциплинами и другими предметами.В процессе обучения намечаем следующие пути установления связи графических дисциплин с другими дисциплинами и практикой:

связь с изученными в средней школе дисциплинами: геометрией, черчением, физикой, а также с дисциплинами, изученн6ыми на первом и втором курсах технического вуза: геодезией, теоретической механикой, материаловедением, технологией металлов, сопротивлением материалов;

привлечение личного опыта учащихся;

сообщение нового материала из области общетехнических и специальных дисциплин;

привлечение примеров из практики и будущей специальности учащихся;

поддержание связи с графическими дисциплинами преподавателями смежных дисциплин.Так, например, большое количество разнообразных примеров из практики следует использовать при изучении темы о сопряжениях линий. Такими примерами могут служить: архитектурные обломы(рис. 1), щит светофора, рельс, очертание шатуна, профили проката, контуры различных технических деталей (прокладок, корпусов, гитар, крышек, подшипников). Преподаватель должен дать возможность учащимся самостоятельно подобрать какойлибо жизненный пример по определенной теме. При этом хорошие жизненные примеры должны поощряться, что содействует развитию у студентов наблюдательности.

Рис. 1 Пример Расчетнографической работы на тему: «Архитектурные обломы»

При проведении занятий любым методом соблюдаем строгую научную терминологию, принятую в графических и смежных дисциплинах. Ставим для себя основные задачи: хорошо владеть излагаемым материалом;

постоянно следить за своей речью;

не отставать от жизни, вовремя улавливать те изменения, которые происходят в языке, своевременно знакомить с ними учащихся;

следить, чтобы на занятиях студенты грамотно оперировали терминами.Применение неправильной терминологии способствует затруднениям в работе, мешает успеху дела, приводит к слабому развитию профессиональных качеств. Очень часто учащиеся, не зная названия деталей, называют их «штуками», или, например, говорят «значок фи» и неправильно выполняют знак диаметра (Ø). Любые ошибки в технической терминологии недопустимы, поэтому необходимо немедленно обращать на них внимание учащихся, поправлять их. Эти действия формируют организованность, позволяют совершенствовать собственную речь студента.В процессе преподавания графических дисциплин в техническом вузе мы выявили особенности, которые отрицательно влияют на учебную успеваемость студентов. К этим особенностям относим:

низкий уровень школьной подготовки поступившихв технический вуз, который требует дополнительных усилий и подготовки в учебном процессе, это объясняется слабым уровнем преподавания предмета «Черчение» в школе или его отсутствием;

отсутствие психологической готовности студента к изучению графическихдисциплин, по причине несерьезного отношения к учебному предмету, и процессу обучения в вузе, а также резкого отличия вузовской жизни от школьной;

графические дисциплины, а именно «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика», являются для студентов необычными и совершенно новыми для их восприятия и понимания, и требуют от студентов специальных способностей и навыков (пространственного воображения и представления, творческого подхода к решению задач, навыков самостоятельной работы, умения анализировать и т.д.) отсутствие которых требует дополнительных затрат времени и сил на первоначальное развитие, а затем и овладение элементарными приемами черчения. На наш взгляд, для устранения вышеизложенных причин, необходимо предпринять следующие меры:

часы графических дисциплин (черчения и компьютерной графики) в распределении школьной нагрузки по времени должны быть увеличены, и в большей степени направлены на развитие отсутствующих навыков и способностей;

предмет «Черчение» должен изучаться непрерывно, начиная с начальной школы;

на уроках геометрии или черчения необходимо ввести разделы начертательной геометрии, для быстрого включения студентов в процесс изучения сложной для них дисциплины.Наряду с развитием отсутствующих способностей, процесс изученияграфических дисциплин направляется на изначальное формирование у студентов профессиональнозначимых качеств личности будущего специалиста, которые развиваются и совершенствуются с каждым годом обучения в вузе. Обучение в техническом вузе дает основу для дальнейшего развития профессиональных качеств на производстве. Грамотное (последовательное, систематичное) изучение графических дисциплин может повлиять на начальное формирование признаков профессиональнозначимых качеств личности, а не выработать их полностью.Использование современных компьютерных технологий в процессе преподавания инженернографических дисциплин позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки студентов, систематизировать знания, в значительной мере индивидуализировать обучение, оно дает толчок к развитию навыков самообучения, овладения высокими технологиями и современным инструментарием, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста выпускника вуза[4, с. 45].

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько преподаватель ориентирует себя не только на формирование у обучаемых определенного багажа знаний, но и на раскрытие ихпотенциальных способностей к самостоятельной деятельности, их умений находить решения в сложных жизненных ситуациях. Обучаемый становится при этом субъектом познавательной деятельности совместно с преподавателем; преподаватель не доминирует, а сопровождает эту деятельность, способствуя развитию у обучаемого навыков исследования, умений творчески пользоваться и усваивать учебную информацию, анализировать проблемы, ставить и решать задачи [5, с. 3].

Применение компьютерных программ, а именно КОМПАС3D при изучении инженерной графики, позволяет формировать пространственное воображение (психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки предшествующего познавательного процесса восприятия, которое способствует свободному манипулированию закрепленных в памяти представлений об объектах) и творческое воображение (процесс самостоятельного создания новых образов, совокупность способностей, позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью).Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом [6, с. 32].

В процессе обучения целесообразно применять задания с элементами теоретических выкладок, геометрического моделирования, проблемных решений, в результате выполнения которого студенты могут проявить творческие способности, фантазию, знания и умения. Ярким примером может служить следующее творческое задание по теме «Пересечение поверхностей»: студенту необходимо выполнить избумаги (картона) модели двух поверхностей (например, конической и цилиндрической). Затем эти модели подвергнуть пересечению, то есть выполнить макет пересечения двух поверхностей. После чего разработать чертеж, по данной теме, то есть выполнить пересечение этих поверхностей в трех проекциях и изобразить аксонометрическую проекцию модели. В какойто степени такого рода задания можно назвать проектными. Они развивают пространственное мышление и воображение, а также творческое усилие учащихся, способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине, проявлению индивидуальности каждого студента, позволяют повысить мотивационную направленность процесса обучения, содействую становлению профессиональной компетенции студента и преподавателя, формирует у студентов потребность в самообразовании.Такие задания можно применять и при обучении «Компьютерной графике». Тот же чертеж по теме «Пересечение поверхностей» и модель в аксонометрической проекции целесообразно создать в программе Компас3D(рис. 2)или разработать мультимедийные презентации для оформления данного проекта. Тем более применение в учебной деятельности современных информационных графических технологий способствует формированию профессиональнозначимых качеств студентов технического вуза.

Рис. 2Пример Расчетнографической работы на тему: «Пересечение поверхностей».

На практических занятиях по инженерной графике целесообразно использовать частичнопоисковый путь, который предполагает, что обучающийся под руководством преподавателя по выполнению чертежа осуществляет самостоятельную деятельность. При этом выдвигаем проблему и вместе со студентами намечаем путь ее решения. Например, студентам необходимо выполнить чертеж детали в трех видах по ее наглядному изображению(рис. 3).Решение такой проблемы по построению видов требует творческого мышления и пространственного представления, особенно когда деталь имеет более сложную, малознакомую форму. В этот момент студент должен подумать, что необходимо для выявления всех частей детали, может это разрезы и сечения.

Рис. 3Чертеж детали в трех видах

Кроме этого, для выполнения такого рода заданий, целесообразно направлять студентов к использованию средств компьютерной графики. Например, перед выполнением чертежа заданной детали, построить ее наглядное изображение в программе Kompas 3D (рис. 4).Интерфейс этой программы предусматривает, что полученное изображение можно повернуть с любой стороны, рассечь плоскостью любого положения, тем самым облегчить себе представление форм и элементов детали. Кроме этого модель детали в наглядном изображении целесообразно перенести на чертеж детали в формате А3. Получится полный чертеж детали, содержащий три ее вида и аксонометрическую проекцию (рис. 5).

Рис. 4Модель заданной детали в программе Kompas 3D

Такого рода расчетнографические работы актуально организовывать в качестве самообучающего режима студентов, в целях проблемного обучения, когда ставится задача в виде определенной проблемы и необходимо найти оптимальное ее решение.

Рис. 4 Пример Расчетнографической работы на тему: «Проекционное черчение»

Современная методика обучения студентов механическим специальностям в ДВГУПС строится на новых технологиях конструирования, в которых центральное место занимает компьютерная графика. Использование компьютерных технологий является обязательным условием современного процесса обучения. Наиболее удобной для использования в преподавании азов компьютерной графики является программа «КОМПАС», предназначенная для прямого проектирования в машиностроении. Опыт преподавания программы «КОМПАС» показал, что она быстро и легко осваивается студентами, значительно ускоряет процесс разработки чертежной документации и заметно повышает ее качество.

Работая в редакторе «КОМПАС», студент оперирует такими графическими понятиями, как чертеж, вид, проекция, основная надпись, масштаб, шероховатость, размер, допуск, сопряжение и т.д. Современные компьютерные технологии в процессе преподавания позволяют студенту решать творческие задачи с элементами конструирования. Разрабатывая задания для занятий по компьютерной графике, строим процесс обучения таким образом, чтобы студенты принимали участие в создании и реализации учебнометодического комплекса по инженерной графике для себя и последующих поколений студентов. Эта работа формирует профессиональную компетентность будущихспециалистов.Итак, учитывая все вышеизложенные и многие другие недостатки при обучении студентов инженерной графике, важно создать такие психологопедагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявитьсебя как субъект учебной деятельности.

Ссылки на источники1.Владимирова А.И. Об инженернотехническом образовании. –М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. –81 с.2.Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 176 с.3.Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов //Вестник ТГПУ. Серия выпуска: Выпуск №1 . Вып. 1 (91). Томск, 2010. 123 –126 с.4.Долженко О.В., Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Методическое пособие / О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский. М.: «Высшая школа», 1990. –191 с.5.Федотова Г.А. Профессиональноориентированные технологии обучения в высшей школе: учебное пособие [Текст] / Г.А.Федотова, Е.Ю. Игнатьева –Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. –104 с.6.Ройтман И.А. Методика преподавания черчения [Текст] / И.А. Ройтман –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –240 с.

Chopov Natalia Senior Lecturer, Sakhalin Railway Institute a branch of VPO Far Eastern State Transport University, YuzhnoSakhalinsk aglich@mail.ruMajor faults in teaching engineering graphic disciplines in technical colleges and remedieSAbstract. Introduction of new methods in the teacher an important condition for improving the learning process, creating a favorable learning environment long development of professionally significant future specialist skills . Significant disadvantage in the use of teaching methods is the underestimation of the benefits of computer technology in teaching engineering drawing , the monotony of the methods and means of teaching . Analyzing this shortcoming , every year we raise the quality of teaching graphic disciplines and improve the learning process of students.Keywords: learning , engineering graphics , descriptive geometry , flaw.