Экологическое воспитание и эстетическое развитие личности ребёнка
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Давыдова
Л.
С. Экологическое воспитание и эстетическое развитие личности ребёнка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2706–2710. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54805.htm.
Аннотация. В статье анализируются место и роль экологических знаний в эстетическом развитии ребенка; показана актуальность формирования экологического мышления на уровне регионального образования, использования для этой цели художественных произведений авторов северо-востока России.
Текст статьи
Давыдова Людмила Сергеевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания, СевероВосточный государственный университет, г. Магаданfdpo@svgu.ru
Экологическое воспитаниеи эстетическое развитие личности ребенка
Аннотация.В статье анализируется место и роль экологических знаний в эстетическом развитии ребенка; показана актуальность формирования экологического мышления на уровне регионального образования, использование для этой цели художественных произведений авторов СевероВостока России.Ключевые слова.Экологическое воспитание, эстетическое развитие, личность, региональное образование.
Современное общество требует от человека многого: социальной адаптированности, умения приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни, высокой информированности в главных вопросах государственной политики, деятельности в научнопросветительных, культурноэстетических и оздоровительных интересах современников и последующих поколений.Большую озабоченность мирового сообщества вызывает сегодня экологическая ситуация на планете Земля.Данное обстоятельство усугубляется тем, что до сих пор остаются нерешенными вопросы по гражданской ответственности за нанесение экологического ущербаприроде, поддержания ееэкологической надежности, продуктивности и производительности. Однако понимание проблем, связанных с глобальнымиизменениями в области нерационального потребленияприродных ресурсов, отрицательного воздействиясреды на отдельные организмы и виды, моральной безответственностилюдей за свои поступки и др.,подтверждается фундаментальнымиисследованиямиэкспертов многих стран. Аргументы в пользу качественного изменения структуры общественного сознания, формированияэкологического мышления, как «осознание объективной действительности прямых и косвенных последствий для окружающей среды собственных действий и образа жизни» звучат более чем убедительно[1].Следует заметить, что между задачами различных концепций экологического воспитания юных граждан нашей страны прослеживается определенное противоречие: цели образования молодежи декларируются на основе новой парадигмы–биоцентрической,а отбор содержания чаще всего опирается на старыйантропоцентрический подход.Эта проблема представляется наиболее актуальнойпо той причине, что реальное отношение к ближайшему окружению формируется в процессе взаимодействия всех сфер психики человека(эмоциональной, интеллектуальной, волевой) и выражается в поведении, соответствующем индивидуальнойпрограммеегопсихологических установок. Следовательно, реализация основных направлений экологического развитияличности, разработанных для каждой ступени обучения, требует пересмотра не только структуры, форм и методов овладения знаниями, но и ориентировдля педагога на показатели нравственноэкологической культуры воспитанников.
В свете вышесказанного можно утверждать, что происходящее в данный момент интенсивное реформирование образованияне должно опираться исключительно на передовые технологии.Фундаментом становления личности всегда была и будет Родина, ее живая история, культура, семья, язык, опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов, духовная жизнь которых представляет собой сложное явление, с трудом поддающееся познанию. На наш взгляд, путь к управлению этим процессомлежит через укрепление и развитие законно существующей, но сейчас чрезмерно ослабленной преемственности в воспитании на лучших народных традициях, существенным факторомкоторойвыступает природа. Задолго до возникновения педагогики, она уже обогащала эмоциональный мирчеловека, его наблюдательность, волю, развивала творческие способности в отношении разумногоиспользованияее необъятных богатств. Общение людей с природой, как важная и глобальная из психологических проблем, в зависимости от социальноэкономического состояния общества, приобретало различное, конкретноисторическое звучание. В настоящее время обязанность заботиться о природе закреплена в России Конституцией и подтверждена ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002г.).Однако, невозможно любить и беречь то, чего не знаешь.Личное познание явлений природы всегда связано с деятельностью. В любой готовности помочь, уберечь, восстановить ученые видят настоящий «деятельный патриотизм», весьмаважный для формирования эстетических чувств, происхождение которых до сих пор изучено недостаточно. Пожалуй, «…это самое трудное в нашей работе, —говорил В. А. Сухомлинский,—здесь требуется постоянная поддержка стремления детей к истине, справедливости и доброте…» [2]. Способность видеть и слышать,умение остановиться и внутреннесосредоточиться, как показывает практика, приходят со временем, также как и понимание необходимости сохраненияее богатого разнообразия.Не подвергается сомнению и тот факт, что эстетическое восприятие природы, как и чувствокрасотывообще, не являются врожденным. Егонадо развивать с раннего возраста, «…ибо богатейшая природа сама по себе не обеспечивает развития и не формирует личность…». Однако, индивидуальное освоение содержания экологической культурыкаждым человеком всетаки возможно[3].Эмоциональное восприятие ребенком окружающей природыорганично сочетается с нравственной заповедью, которую он открывает для себя сам: Я еще очень маленький, но Я–бесконечно сильный и большой, потому что в мире много существ меньше и слабее меня и можно им помочь хотя бы тем, чтобы осторожно пройти мимо.Обережном отношениико всему живому, об опасности некоторых животных, насекомых, грибов, все знают с детства. Но только в школе начинают понимать, что в природной средевообще нет ничего «вредного», «опасного»или даже «образцового». Таковымоно являетсятолько по отношению к человеку.Сложная ситуация. Здесь большое значение имеет подход взрослого к подобного рода информации.Его отрицательноокрашенное поведение в обращении с некоторыми объектамиприроды крайне негативно сказывается на восприятии их детьми.В результате делаются вполне логичные выводы. Не беречь!Не охранять!Чем меньше, тем лучше![4]С позиции биологов –живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все имеют равные права насуществованиеи каждый играетсвою исключительную роль в природе. Объяснитьэто явление с точки зрения прекрасного или безобразного –невозможно.Задача педагогапоказать ребенку сложную цепьприродных взаимосвязей, потеря которых непредсказуема длявсего живого на Земле. Бережное, уважительное отношение ко всем живым существам, независимо от того, нравится оно или нет,исключаетиз экологического образования детей оценочные суждения по отношениюк ним.Сторонники данной концепции (В. П. Казначеев, М. В. Гусев и др.) выступают за включение этого положения в основные законодательства всех стран [5].
Между тем экология природы и экология культуры –грани общей проблемы сохранения человечности в человеке. Он всегда детерминируется наследственностью и окружающей средой. Его трудно изменить или исправить. Ослабление педагогических усилий, что тоже подтверждается наукой и практикой, часто приводит к активному наступлению «псевдоэстетических» влияний, особенно на ребенка, жизненный опыт которого на различных стадиях развития ограничен. Выделять из общей массы собственно эстетические признаки и достаточно точно судить об их качестве он может научиться исключительно в процессе активного общения с окружающим миром, рядом с неравнодушным взрослым [5].Какой же опыт почерпнет ребенок из близкого общения с объектами природы? Носителями каких ценностей являются уважаемые им люди? Можно ли «навязать»нравственное поведение, эстетическоеотношение к явлениям природы?Эти и другие вопросы сегодня наповестке дня.Научная педагогика не спеша, но всетаки усиливает внимание к формированию экологической культуры подрастающего поколения. А практика попрежнему демонстрирует полную «слепоту» учащихся даже старших классовк явлениям природы и равнодушие учителя, который самне замечает очарованиеокружающего мира и не делает егообъектом всеобщего внимания. Подтверждается гипотеза: слепота к красоте природы –результат воспитания, а точнее, его отсутствие. Способность видеть и слышать, управлять и созидать определяется не только физиологическими возможностями, но и условиями жизниличности.К сожалению, не на каждой ступени образования реализуются эти возможности. Но там, где они уже есть, медлить с инициативой нельзя.Эстетическое воспитание, организационный процесс которого начинается с выбора приоритетов, позволяет решить многие проблемы. Однако знания и умения не приходят ниоткуда и не усваиваются сами по себе. Детейнужно учить. Учить правильно и качественно. Не вызывает также сомнений целесообразность расширения запаса живых наблюдений в природе для последующего восприятия ее образов в произведениях живописи, литературы. Подтверждением служат слова известного художника и педагога К. М. Лепилова, который в свое время заметил, что «…глаз, воспитанный на изучении красочных сочетаний в крыльях бабочек, в окраске осенних листьев, цветов более восприимчив к красоте искусств…» [6].Целесообразность специальной работы,направленной на прямое общение с живой природой и знакомство в последующем с ее образом в детской литературе, подтверждена трудами многих педагогов. Учет педагогом возрастных возможностей ребенка, его природного окружения, позволяет при определенных условиях обеспечить личную встречу с непреходящими ценностями художественной культуры и объяснить даже самые сложные образные обобщения. Тот факт, что познание природных явлений осуществляется в единстве с овладением искусством речи и дети способны сказать о природе не только правильно, но и образно, преодолев штампы, доказывают исследования Н. Ф. Виноградовой [7]. Способность дошкольников к эстетическомувосприятию живой природы и лирического описания ее в стихах,которые помогают осмыслить жизненные наблюдения, давно изучались В. И. Лейбсоном,позже Н. С. Карпинской [8]. О конкретизации образов природы врезультате сравнения их с изображением в живописной картине высказывались Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцеваи др. [3], [9], [10].Надо признать, что формирование образного представления является сложнейшим мыслительным процессом. В нем за внешней конкретностью, кажущейся ясностью и простотой, скрывается неизмеримо больше, чем можно увидеть, почувствовать,пережить и осознать. Но именнов детстве, когда наиболее полно проявляется способность слухом, зрением, осязанием восприниматьпроизведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться, у каждого из нас начинает складыватьсясвой художественный опыт духовного освоениядействительности. Интерес кпрочитанному тоже не возникаетсам по себе. Он зависит от того, как часто, что и каким образом читают детям. Активное стремление их к участию вкультурной жизни общества и способность понимать гораздо больше, чем обычно считают взрослые, подтверждают все современные исследования. Называя литературу «учебником жизни» В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский и постоянно заботились о пропаганде в детских изданиях различных знаний. Положительную оценку литературных критиков вызывали научнопопулярные книги с интересным познавательным материалом «для пользы дела и размышлений».Приветствовалисьживые рассказы о природе, путешествиях в разные страны.Обращаясь к детским писателям, В. Г. Белинскийпризывал их не искажать действительность, не украшать ееот себя, а показывать «во всемочаровании и во всей ее неумолимой суровости…». Он был первым,кто четко сформулировал основные принципы детской литературы, определил важнейшие требования к их отбору. Подчеркивая значение литературного искусства для формирования личности, критик советовал не беспокоиться о том, что дети мало поймут,«главное –чтобы больше чувствовали…Задушевный тон беседы всегда вызовет у них ответный отклик…» [11].Действительно, хорошийдетский рассказ –это, прежде всего разговорный тон, непосредственный инесколько акцентированный, доступный, соответствующий требованиям педагогики. Меткие описания внешних признаков объектовокружающего мира позволяют обобщить наиболее характерные из них, сделать«зримыми», а чувства, переживания, эмоциональнуюотзывчивость –более искренними. Организация целенаправленного слушания художественных текстов под руководствомпедагога позволяет уточнить и систематизировать детские впечатленияо природе, побуждает к поиску точных определений для выражения своих эмоций, сохраняет свежесть первых впечатлений, подводитк более глубокому еепониманию в пределах, доступныхвозрасту по тематике, содержанию, языку.Когда речь идет обэкологической культуре, как «исторически определенном уровне развития общества» и о «глубоком осознании экологических проблем наконкретной территории», можно было бывоспользоваться экологокраеведческим подходом, как особым обстоятельством для понимания своеобразия родного края, в том числе в ярко представленных произведениях известных писателей и художников.Проживая в тех или иных природных условиях, привыкая к нимс раннего детства, мы приобретаем тесно связанное с нимичувство патриотизма. Познание истории и природы региона делают образ малой Родины в воспитательном отношении более эффективным, побуждающим к действию. Дети стремятся согласовать свое поведение и деятельность симеющимися у них знаниями о красоте поступка. Они понимают, что любоваться природой –значит поддерживать ее красоту, помогать ей.Надо признать, что формирование стимула поведения —это сложный и длительный процесс. Эстетические переживания часто «перекрывают» рациональное начало, регулируют деятельность, становятся мотивом, побуждающим к действию [10]. Красота природы, в создании которой они принимают активное участие, делает ихсо временем «…ревностным защитником ее и пропагандистом»[12].Изучение результатов работы поознакомлению детей дошкольного возраста с природой Крайнего Северадает основание полагать, что работа в этом направлении ведется давно. Определеннаятрудность в выборе дополнительной литературыдля детей по темам: "Взрослые идети северяне",«Северная земля и люди» и др.,попрежнему существует. Отсутствие у многих воспитателей конкретных знаний о природе родного края и редкоеиспользование произведений современных писателей в работе с детьми подтверждается и сегодня. Опять мы говорим о том, что нельзялюбить то, чего не знаешь [13], К сожалению, рассказов, стихов о природе Севера для детей действительно написано нетак уж много. Но они есть. Целесообразность использования произведений известных на СевероВостокестраны авторов с целью формирования у детей эстетического восприятия окружающего мира,развития чувства любви к малой Родине, организации эмоционального контакта с ней доказана на практике. Включение в хрестоматию к региональной программе развития воспитания и образования детей дошкольного возраста «Северячок»(2008)лучших, по мнению авторовсоставителейпроизведений позволяет педагогам не только использовать их в своей работе, но и реально открыть для себя некоторых писателей[14], [15]. Знакомство ребенка с программными текстами, проговаривание отдельных образных выражений, беседы не только по их содержанию, но и по смыслу, что очень не простодаже для взрослого, позволяет реально пройти сложный ассоциативный путь познания родного края. Этого может и не произойти, если в детстве он (ребенок)успеет прикоснуться к правильной, доброй и умной книге, доступной возрасту, уровню пониманияобраза, иногда спорного, но представленногоисключительно правдиво и привлекательно. Событий, подлинность которых не вызывает сомнений.Важнейшим критерием отбора произведений о природе родного края является глубинное понимание народными сказителями, поэтами и прозаиками ее суровой красоты и богатства. Здесь каждый из них, в свойственной им манере изложения, находятне только точные эпитеты и сравнения, тонкие и убедительныевысказывания о том, что видели, чувствовали и переживали, но и посредством художественного слова, искреннего и веселого, через поиск прекрасного и романтического в «самом обыкновенном» создают у ребенка живой образуникального по своей неповторимости места его сегодняшней и будущей жизни.Когда мы вместе с детьми будем «наблюдать» на склоне гор «деревьев перепляс»,грозный бой песцов «на коряге возле тальника», «слушать», как «голосом оленят поет, не умолкая, тундра», представлять«на семи ветрах цветок неповторимый», и ждать, что «вотвот наденет шапку снежная гора и солнце опечалится...», общение обязательно состоится (Ю.Анко, В.Кеулькут, А.Кымытваль, З.Ненлюмкина и др.).Наряду с произведениями авторов из числа автохтонных народовдоказана целесообразность использования в работе с дошкольниками колымской пейзажной лирики В.Гольдовской, А.Жигулина, П.Нефедова, Б.Рубина, Н.Хаютиной, А.Черевченко и др. Ее способность развивать эстетическую «зоркость», осмысливать жизненные наблюдения побуждает ребят к отражению своих впечатлений в творческой деятельности. В своих рисунках они с большим желанием создают выразительный образ лиственницы –«Королевы колымской тайги»,«подглядывают» за тем, как на дороге «Совы мышей высматривают»и как «Лиса с Соболем к Зайцу в гости ходят», на праздниках читают стихи местных авторов, убедительно отвечают на вопросы по содержанию отдельных текстов, почти энциклопедичныхпо охвату и разнообразию включенных материалов [15].Повествования многих прозаиков СевероВостока России, содержат начала многих наук: педагогики и естествознания, географии и биологии, зоологии и логики. Читая рассказы С.Олефира, И.Паничева, и др., мы помогаем детям вспомнить:«жаркое солнце и пушистый снег, проливные дожди и затяжные метели в мае», «милый сердцу берег скалистый», неброскую красоту «золотой сопки», «роскошную, душистую хвою кедрового стланика»; понять «музыку серебряных дождей», почувствовать «настороженность заячьей тропы», «грусть нарядной колымской тайги» и удивитьсятому, что «летом олень куропатке враг, а зимой первый друг»[16], [17].Зерно занимательности таится уже в самом заглавии: «Пойдем, заглянем на сопку», «Давай отправимся в гости к стриженому медведю», а потом узнаем «Почему лисица спит калачиком» и «Чем лесные жители занимаются, когда почки распускаются?». Авторы не ограничиваются одним описанием, а наделяют своих «героев» запоминающимися именами и внешним видом. Живо и зримо представляя нам Стланикалежебоку, Ворона Карла, утку Клару, Оленя Всеравно, которые живут на Севере, они никогда не забывают о достоверности повадок, образа жизни и даже характера обитателей тайги. Мы не слышим диалога животных, как это у В.Бианки, Е.Пермяка, М.Пришвина, но их жизнь и поведение все равно для нас интересны ипоучительны.Как афиша, захватывающе короткое, начало привлекает всеобщее внимание. «Дай руку, и пошли», –говорит Станислав Михайлович Олефир. И все понятно. Не упуская ни одной подробности, он расскажет о том, как прогуляться по заячьей дорожке, где познакомиться со «стреляющими» оленями и воспитанными пауками. Именно в таком подходе заключается масса возможностей для размышления, воспитания характера, положительных эмоций и важнейших интеллектуальных качеств: мышления, воображения.Предполагается, что чем лучше воспитатель будет знать содержание произведений, естественнее соединять художественное слово с развивающей средой, тем интереснее, ближе и понятнее станет для маленького северянина их смысл, тем более, что магаданские писатели, добиваясь простоты,доходчивости своего изложения, никогда не дают готовых выводов. Даже в рассказах на темы морали они верят в прозорливость и ясность суждений детей,в тонкость их чувств, интуицию.Диалог обязательно состоится, но, только в том случае, если взрослый понимает, что художественное освоение мира –это не просто зеркальноравнодушное отражение действительности, а чувственное, понятийнообразное, преобразующее явление, и поэтому холодным, аналитическим способом постигнуто быть не может. Способность не только слушать, но иприслушиваться, сопереживать, не только смотреть, но и видеть, эмоционально воспринимать прекрасное, радоваться шутке, со временем поможет ребенку стать патриотом своей страны.Однако живой разговорпо поводу конкретного содержания –это не только речевая деятельность. Бывает такая тишина, которая больше всяких слов «скажет» о том, что общение состоялось. Ребята не просто молчат, когда слушают рассказ С.М.Олефира «Память», они остаются там «жить»[15].Чрезвычайно важная в данном случае пауза –это не «перерыв»в восприятии, а продолжение работы чувств и мысли. «Дать ребенку время подумать, –говорил в свое время В.А.Сухомлинский, –этосамое мудрое решение педагога» [2].Ежедневное чтение, грамотное сочетание его с непосредственными наблюдениями,умение взрослого правильно поставить вопрос, вовремя предложить интересное задание на сообразительность и придать диалогу эмоциональную форму, научат малышей прислушиваться, присматриваться к окружающему, понимать и любить родной край.Комплексный подход к воспитанию ребенкасеверянинаи использование с этой цельюразных методов, форм и методических приемов, таких, как: стимулирование уже в школе постоянного пополнениязнаний об окружающей среде,вовлечение их в практическую деятельность, обеспечение развития исследовательских навыков, умений, изучение и пропаганда научного наследия ученыхэкологов, участие в городских и региональных олимпиадах по экологии и международных конкурсах рисунков, например «Дети Русского Севера и Аляски в защиту природы», будет иметь и имеет информационную ценность, определенную силу воздействия. Здесь ориентиром служат конкретные показатели проявления нравственноэкологической позиции личности, разработанные педагогами региона для каждой ступени обучения.
Дальнейшее развитие края, таким образом, напрямую зависит от гражданской позиции молодого поколения северян. Желание здесь жить и работать может появиться только у человека, неравнодушного к его прошлому и настоящему, каким бы оно ни было. Реализация принципов краеведения в организациях любого уровня закладывает фундамент под экологическое, экономическое, политическое и социальное будущее СевероВостока.Формальный же подходк постижению окружающей действительности никогда не научит его беречь родную природу, не заставит полюбитьумную книгу, живопись, музыку. Естественно и не произойдет самое главное. Ученые называют это «включением», позволяющим перейти на новый уровень творческого подхода к жизни в любых условиях, даже таких дискомфортных,как российский Север.
Ссылки на источники1.Экологический энциклопедический словарь. –М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.2.Сухомлинский В. А. О воспитании. –М.: Политиздат, 1985. 3.Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. –М.: Просвещение, 1969. 4.Грехова Л. И. В союзе с природой. Экологоприродоведческие игры и развлечения с детьми. –М.: ЦТА; Ставрополь: Сервис школа.2002.5.Глобалистика: энциклопедия –М.: Радуга, 2003. 6.Лепилов К. М. Природа как средство художественного воспитания детей. –М., 1948. 7.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : учеб. пособие. –М.: Просвещение, 1978.8.Карпинская Н. С. Хужожественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972.9.Комарова Т. С., Антонова А.В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 27 лет. «Красота. Радость. Творчество». Изд. 2е, испр. И доп. –М.: «Педагогическое общество России, 2002.10.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке : пособие для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1985.11.Белинский В. Г.и др. О детской литературе: [сборник] / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов; [Вступ. ст. В. Терновской, с. 338; коммент. Н. Якушина]. –2е изд; перераб. идоп. –М. : Дет. лит., 1983. 12.Дмитриева Н. А. Изображение и слово. –М.: Искусство, 1978 . 13.Волобуева Н. Г. Ознакомление дошкольников с природой Севера / Н. Г. Волобуева, И. В. Кашко / Педагогические вести. –Магадан,1993. –Вып. 1. 14.Северячок: региональная программа воспитания и обучения детей / авт. сост. Л. А. Труфанова, Л. С. Давыдова, Г. В. Гончарук. –Магадан, 2001.15.Хрестоматия к региональной программе «Северячок» / авт. сост. Л. С. Давыдова, Л.А. Труфанова –Магадан: Кн. издво, 2003. –193 с.16.Олефир С. М. Мы живем на Севере: рассказы для малышей. М.: Красный пролетарий. –2005. 17.
Паничев И. Таежные истории для маленьких колымчан.–Магадан: Кн. издво, 1991. 18.Ушинский К. Д. Воспитание человека / Сост., вступ. ст. С. Ф. Егорова. –М. : Изд. Дом «Карапуз», 2002. 256с. : ил. –(Педагогика детства).
Davydova Liudmila SergeevnaCandidate of pedagogical sciences, Assistant Professor of the Department of Pedagogics and Psychology of primary education and preschool training of FSBEI HPE “NorthEastern State University” (Magadan)fdpo@svgu.ruEcological education and esthetic development of child‱s personalityAbasract: Place and role of ecological knowledge in esthetic development of the child is analyzed in the article. Actuality of ecological thinking on the level of regional education, usage of literary works by authors of the NorthEast of Russia for achieving this aim are shown.Keywords: ecological education, esthetic development, personality, regional education.
Экологическое воспитаниеи эстетическое развитие личности ребенка
Аннотация.В статье анализируется место и роль экологических знаний в эстетическом развитии ребенка; показана актуальность формирования экологического мышления на уровне регионального образования, использование для этой цели художественных произведений авторов СевероВостока России.Ключевые слова.Экологическое воспитание, эстетическое развитие, личность, региональное образование.
Современное общество требует от человека многого: социальной адаптированности, умения приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни, высокой информированности в главных вопросах государственной политики, деятельности в научнопросветительных, культурноэстетических и оздоровительных интересах современников и последующих поколений.Большую озабоченность мирового сообщества вызывает сегодня экологическая ситуация на планете Земля.Данное обстоятельство усугубляется тем, что до сих пор остаются нерешенными вопросы по гражданской ответственности за нанесение экологического ущербаприроде, поддержания ееэкологической надежности, продуктивности и производительности. Однако понимание проблем, связанных с глобальнымиизменениями в области нерационального потребленияприродных ресурсов, отрицательного воздействиясреды на отдельные организмы и виды, моральной безответственностилюдей за свои поступки и др.,подтверждается фундаментальнымиисследованиямиэкспертов многих стран. Аргументы в пользу качественного изменения структуры общественного сознания, формированияэкологического мышления, как «осознание объективной действительности прямых и косвенных последствий для окружающей среды собственных действий и образа жизни» звучат более чем убедительно[1].Следует заметить, что между задачами различных концепций экологического воспитания юных граждан нашей страны прослеживается определенное противоречие: цели образования молодежи декларируются на основе новой парадигмы–биоцентрической,а отбор содержания чаще всего опирается на старыйантропоцентрический подход.Эта проблема представляется наиболее актуальнойпо той причине, что реальное отношение к ближайшему окружению формируется в процессе взаимодействия всех сфер психики человека(эмоциональной, интеллектуальной, волевой) и выражается в поведении, соответствующем индивидуальнойпрограммеегопсихологических установок. Следовательно, реализация основных направлений экологического развитияличности, разработанных для каждой ступени обучения, требует пересмотра не только структуры, форм и методов овладения знаниями, но и ориентировдля педагога на показатели нравственноэкологической культуры воспитанников.
В свете вышесказанного можно утверждать, что происходящее в данный момент интенсивное реформирование образованияне должно опираться исключительно на передовые технологии.Фундаментом становления личности всегда была и будет Родина, ее живая история, культура, семья, язык, опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов, духовная жизнь которых представляет собой сложное явление, с трудом поддающееся познанию. На наш взгляд, путь к управлению этим процессомлежит через укрепление и развитие законно существующей, но сейчас чрезмерно ослабленной преемственности в воспитании на лучших народных традициях, существенным факторомкоторойвыступает природа. Задолго до возникновения педагогики, она уже обогащала эмоциональный мирчеловека, его наблюдательность, волю, развивала творческие способности в отношении разумногоиспользованияее необъятных богатств. Общение людей с природой, как важная и глобальная из психологических проблем, в зависимости от социальноэкономического состояния общества, приобретало различное, конкретноисторическое звучание. В настоящее время обязанность заботиться о природе закреплена в России Конституцией и подтверждена ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002г.).Однако, невозможно любить и беречь то, чего не знаешь.Личное познание явлений природы всегда связано с деятельностью. В любой готовности помочь, уберечь, восстановить ученые видят настоящий «деятельный патриотизм», весьмаважный для формирования эстетических чувств, происхождение которых до сих пор изучено недостаточно. Пожалуй, «…это самое трудное в нашей работе, —говорил В. А. Сухомлинский,—здесь требуется постоянная поддержка стремления детей к истине, справедливости и доброте…» [2]. Способность видеть и слышать,умение остановиться и внутреннесосредоточиться, как показывает практика, приходят со временем, также как и понимание необходимости сохраненияее богатого разнообразия.Не подвергается сомнению и тот факт, что эстетическое восприятие природы, как и чувствокрасотывообще, не являются врожденным. Егонадо развивать с раннего возраста, «…ибо богатейшая природа сама по себе не обеспечивает развития и не формирует личность…». Однако, индивидуальное освоение содержания экологической культурыкаждым человеком всетаки возможно[3].Эмоциональное восприятие ребенком окружающей природыорганично сочетается с нравственной заповедью, которую он открывает для себя сам: Я еще очень маленький, но Я–бесконечно сильный и большой, потому что в мире много существ меньше и слабее меня и можно им помочь хотя бы тем, чтобы осторожно пройти мимо.Обережном отношениико всему живому, об опасности некоторых животных, насекомых, грибов, все знают с детства. Но только в школе начинают понимать, что в природной средевообще нет ничего «вредного», «опасного»или даже «образцового». Таковымоно являетсятолько по отношению к человеку.Сложная ситуация. Здесь большое значение имеет подход взрослого к подобного рода информации.Его отрицательноокрашенное поведение в обращении с некоторыми объектамиприроды крайне негативно сказывается на восприятии их детьми.В результате делаются вполне логичные выводы. Не беречь!Не охранять!Чем меньше, тем лучше![4]С позиции биологов –живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все имеют равные права насуществованиеи каждый играетсвою исключительную роль в природе. Объяснитьэто явление с точки зрения прекрасного или безобразного –невозможно.Задача педагогапоказать ребенку сложную цепьприродных взаимосвязей, потеря которых непредсказуема длявсего живого на Земле. Бережное, уважительное отношение ко всем живым существам, независимо от того, нравится оно или нет,исключаетиз экологического образования детей оценочные суждения по отношениюк ним.Сторонники данной концепции (В. П. Казначеев, М. В. Гусев и др.) выступают за включение этого положения в основные законодательства всех стран [5].
Между тем экология природы и экология культуры –грани общей проблемы сохранения человечности в человеке. Он всегда детерминируется наследственностью и окружающей средой. Его трудно изменить или исправить. Ослабление педагогических усилий, что тоже подтверждается наукой и практикой, часто приводит к активному наступлению «псевдоэстетических» влияний, особенно на ребенка, жизненный опыт которого на различных стадиях развития ограничен. Выделять из общей массы собственно эстетические признаки и достаточно точно судить об их качестве он может научиться исключительно в процессе активного общения с окружающим миром, рядом с неравнодушным взрослым [5].Какой же опыт почерпнет ребенок из близкого общения с объектами природы? Носителями каких ценностей являются уважаемые им люди? Можно ли «навязать»нравственное поведение, эстетическоеотношение к явлениям природы?Эти и другие вопросы сегодня наповестке дня.Научная педагогика не спеша, но всетаки усиливает внимание к формированию экологической культуры подрастающего поколения. А практика попрежнему демонстрирует полную «слепоту» учащихся даже старших классовк явлениям природы и равнодушие учителя, который самне замечает очарованиеокружающего мира и не делает егообъектом всеобщего внимания. Подтверждается гипотеза: слепота к красоте природы –результат воспитания, а точнее, его отсутствие. Способность видеть и слышать, управлять и созидать определяется не только физиологическими возможностями, но и условиями жизниличности.К сожалению, не на каждой ступени образования реализуются эти возможности. Но там, где они уже есть, медлить с инициативой нельзя.Эстетическое воспитание, организационный процесс которого начинается с выбора приоритетов, позволяет решить многие проблемы. Однако знания и умения не приходят ниоткуда и не усваиваются сами по себе. Детейнужно учить. Учить правильно и качественно. Не вызывает также сомнений целесообразность расширения запаса живых наблюдений в природе для последующего восприятия ее образов в произведениях живописи, литературы. Подтверждением служат слова известного художника и педагога К. М. Лепилова, который в свое время заметил, что «…глаз, воспитанный на изучении красочных сочетаний в крыльях бабочек, в окраске осенних листьев, цветов более восприимчив к красоте искусств…» [6].Целесообразность специальной работы,направленной на прямое общение с живой природой и знакомство в последующем с ее образом в детской литературе, подтверждена трудами многих педагогов. Учет педагогом возрастных возможностей ребенка, его природного окружения, позволяет при определенных условиях обеспечить личную встречу с непреходящими ценностями художественной культуры и объяснить даже самые сложные образные обобщения. Тот факт, что познание природных явлений осуществляется в единстве с овладением искусством речи и дети способны сказать о природе не только правильно, но и образно, преодолев штампы, доказывают исследования Н. Ф. Виноградовой [7]. Способность дошкольников к эстетическомувосприятию живой природы и лирического описания ее в стихах,которые помогают осмыслить жизненные наблюдения, давно изучались В. И. Лейбсоном,позже Н. С. Карпинской [8]. О конкретизации образов природы врезультате сравнения их с изображением в живописной картине высказывались Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцеваи др. [3], [9], [10].Надо признать, что формирование образного представления является сложнейшим мыслительным процессом. В нем за внешней конкретностью, кажущейся ясностью и простотой, скрывается неизмеримо больше, чем можно увидеть, почувствовать,пережить и осознать. Но именнов детстве, когда наиболее полно проявляется способность слухом, зрением, осязанием восприниматьпроизведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться, у каждого из нас начинает складыватьсясвой художественный опыт духовного освоениядействительности. Интерес кпрочитанному тоже не возникаетсам по себе. Он зависит от того, как часто, что и каким образом читают детям. Активное стремление их к участию вкультурной жизни общества и способность понимать гораздо больше, чем обычно считают взрослые, подтверждают все современные исследования. Называя литературу «учебником жизни» В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский и постоянно заботились о пропаганде в детских изданиях различных знаний. Положительную оценку литературных критиков вызывали научнопопулярные книги с интересным познавательным материалом «для пользы дела и размышлений».Приветствовалисьживые рассказы о природе, путешествиях в разные страны.Обращаясь к детским писателям, В. Г. Белинскийпризывал их не искажать действительность, не украшать ееот себя, а показывать «во всемочаровании и во всей ее неумолимой суровости…». Он был первым,кто четко сформулировал основные принципы детской литературы, определил важнейшие требования к их отбору. Подчеркивая значение литературного искусства для формирования личности, критик советовал не беспокоиться о том, что дети мало поймут,«главное –чтобы больше чувствовали…Задушевный тон беседы всегда вызовет у них ответный отклик…» [11].Действительно, хорошийдетский рассказ –это, прежде всего разговорный тон, непосредственный инесколько акцентированный, доступный, соответствующий требованиям педагогики. Меткие описания внешних признаков объектовокружающего мира позволяют обобщить наиболее характерные из них, сделать«зримыми», а чувства, переживания, эмоциональнуюотзывчивость –более искренними. Организация целенаправленного слушания художественных текстов под руководствомпедагога позволяет уточнить и систематизировать детские впечатленияо природе, побуждает к поиску точных определений для выражения своих эмоций, сохраняет свежесть первых впечатлений, подводитк более глубокому еепониманию в пределах, доступныхвозрасту по тематике, содержанию, языку.Когда речь идет обэкологической культуре, как «исторически определенном уровне развития общества» и о «глубоком осознании экологических проблем наконкретной территории», можно было бывоспользоваться экологокраеведческим подходом, как особым обстоятельством для понимания своеобразия родного края, в том числе в ярко представленных произведениях известных писателей и художников.Проживая в тех или иных природных условиях, привыкая к нимс раннего детства, мы приобретаем тесно связанное с нимичувство патриотизма. Познание истории и природы региона делают образ малой Родины в воспитательном отношении более эффективным, побуждающим к действию. Дети стремятся согласовать свое поведение и деятельность симеющимися у них знаниями о красоте поступка. Они понимают, что любоваться природой –значит поддерживать ее красоту, помогать ей.Надо признать, что формирование стимула поведения —это сложный и длительный процесс. Эстетические переживания часто «перекрывают» рациональное начало, регулируют деятельность, становятся мотивом, побуждающим к действию [10]. Красота природы, в создании которой они принимают активное участие, делает ихсо временем «…ревностным защитником ее и пропагандистом»[12].Изучение результатов работы поознакомлению детей дошкольного возраста с природой Крайнего Северадает основание полагать, что работа в этом направлении ведется давно. Определеннаятрудность в выборе дополнительной литературыдля детей по темам: "Взрослые идети северяне",«Северная земля и люди» и др.,попрежнему существует. Отсутствие у многих воспитателей конкретных знаний о природе родного края и редкоеиспользование произведений современных писателей в работе с детьми подтверждается и сегодня. Опять мы говорим о том, что нельзялюбить то, чего не знаешь [13], К сожалению, рассказов, стихов о природе Севера для детей действительно написано нетак уж много. Но они есть. Целесообразность использования произведений известных на СевероВостокестраны авторов с целью формирования у детей эстетического восприятия окружающего мира,развития чувства любви к малой Родине, организации эмоционального контакта с ней доказана на практике. Включение в хрестоматию к региональной программе развития воспитания и образования детей дошкольного возраста «Северячок»(2008)лучших, по мнению авторовсоставителейпроизведений позволяет педагогам не только использовать их в своей работе, но и реально открыть для себя некоторых писателей[14], [15]. Знакомство ребенка с программными текстами, проговаривание отдельных образных выражений, беседы не только по их содержанию, но и по смыслу, что очень не простодаже для взрослого, позволяет реально пройти сложный ассоциативный путь познания родного края. Этого может и не произойти, если в детстве он (ребенок)успеет прикоснуться к правильной, доброй и умной книге, доступной возрасту, уровню пониманияобраза, иногда спорного, но представленногоисключительно правдиво и привлекательно. Событий, подлинность которых не вызывает сомнений.Важнейшим критерием отбора произведений о природе родного края является глубинное понимание народными сказителями, поэтами и прозаиками ее суровой красоты и богатства. Здесь каждый из них, в свойственной им манере изложения, находятне только точные эпитеты и сравнения, тонкие и убедительныевысказывания о том, что видели, чувствовали и переживали, но и посредством художественного слова, искреннего и веселого, через поиск прекрасного и романтического в «самом обыкновенном» создают у ребенка живой образуникального по своей неповторимости места его сегодняшней и будущей жизни.Когда мы вместе с детьми будем «наблюдать» на склоне гор «деревьев перепляс»,грозный бой песцов «на коряге возле тальника», «слушать», как «голосом оленят поет, не умолкая, тундра», представлять«на семи ветрах цветок неповторимый», и ждать, что «вотвот наденет шапку снежная гора и солнце опечалится...», общение обязательно состоится (Ю.Анко, В.Кеулькут, А.Кымытваль, З.Ненлюмкина и др.).Наряду с произведениями авторов из числа автохтонных народовдоказана целесообразность использования в работе с дошкольниками колымской пейзажной лирики В.Гольдовской, А.Жигулина, П.Нефедова, Б.Рубина, Н.Хаютиной, А.Черевченко и др. Ее способность развивать эстетическую «зоркость», осмысливать жизненные наблюдения побуждает ребят к отражению своих впечатлений в творческой деятельности. В своих рисунках они с большим желанием создают выразительный образ лиственницы –«Королевы колымской тайги»,«подглядывают» за тем, как на дороге «Совы мышей высматривают»и как «Лиса с Соболем к Зайцу в гости ходят», на праздниках читают стихи местных авторов, убедительно отвечают на вопросы по содержанию отдельных текстов, почти энциклопедичныхпо охвату и разнообразию включенных материалов [15].Повествования многих прозаиков СевероВостока России, содержат начала многих наук: педагогики и естествознания, географии и биологии, зоологии и логики. Читая рассказы С.Олефира, И.Паничева, и др., мы помогаем детям вспомнить:«жаркое солнце и пушистый снег, проливные дожди и затяжные метели в мае», «милый сердцу берег скалистый», неброскую красоту «золотой сопки», «роскошную, душистую хвою кедрового стланика»; понять «музыку серебряных дождей», почувствовать «настороженность заячьей тропы», «грусть нарядной колымской тайги» и удивитьсятому, что «летом олень куропатке враг, а зимой первый друг»[16], [17].Зерно занимательности таится уже в самом заглавии: «Пойдем, заглянем на сопку», «Давай отправимся в гости к стриженому медведю», а потом узнаем «Почему лисица спит калачиком» и «Чем лесные жители занимаются, когда почки распускаются?». Авторы не ограничиваются одним описанием, а наделяют своих «героев» запоминающимися именами и внешним видом. Живо и зримо представляя нам Стланикалежебоку, Ворона Карла, утку Клару, Оленя Всеравно, которые живут на Севере, они никогда не забывают о достоверности повадок, образа жизни и даже характера обитателей тайги. Мы не слышим диалога животных, как это у В.Бианки, Е.Пермяка, М.Пришвина, но их жизнь и поведение все равно для нас интересны ипоучительны.Как афиша, захватывающе короткое, начало привлекает всеобщее внимание. «Дай руку, и пошли», –говорит Станислав Михайлович Олефир. И все понятно. Не упуская ни одной подробности, он расскажет о том, как прогуляться по заячьей дорожке, где познакомиться со «стреляющими» оленями и воспитанными пауками. Именно в таком подходе заключается масса возможностей для размышления, воспитания характера, положительных эмоций и важнейших интеллектуальных качеств: мышления, воображения.Предполагается, что чем лучше воспитатель будет знать содержание произведений, естественнее соединять художественное слово с развивающей средой, тем интереснее, ближе и понятнее станет для маленького северянина их смысл, тем более, что магаданские писатели, добиваясь простоты,доходчивости своего изложения, никогда не дают готовых выводов. Даже в рассказах на темы морали они верят в прозорливость и ясность суждений детей,в тонкость их чувств, интуицию.Диалог обязательно состоится, но, только в том случае, если взрослый понимает, что художественное освоение мира –это не просто зеркальноравнодушное отражение действительности, а чувственное, понятийнообразное, преобразующее явление, и поэтому холодным, аналитическим способом постигнуто быть не может. Способность не только слушать, но иприслушиваться, сопереживать, не только смотреть, но и видеть, эмоционально воспринимать прекрасное, радоваться шутке, со временем поможет ребенку стать патриотом своей страны.Однако живой разговорпо поводу конкретного содержания –это не только речевая деятельность. Бывает такая тишина, которая больше всяких слов «скажет» о том, что общение состоялось. Ребята не просто молчат, когда слушают рассказ С.М.Олефира «Память», они остаются там «жить»[15].Чрезвычайно важная в данном случае пауза –это не «перерыв»в восприятии, а продолжение работы чувств и мысли. «Дать ребенку время подумать, –говорил в свое время В.А.Сухомлинский, –этосамое мудрое решение педагога» [2].Ежедневное чтение, грамотное сочетание его с непосредственными наблюдениями,умение взрослого правильно поставить вопрос, вовремя предложить интересное задание на сообразительность и придать диалогу эмоциональную форму, научат малышей прислушиваться, присматриваться к окружающему, понимать и любить родной край.Комплексный подход к воспитанию ребенкасеверянинаи использование с этой цельюразных методов, форм и методических приемов, таких, как: стимулирование уже в школе постоянного пополнениязнаний об окружающей среде,вовлечение их в практическую деятельность, обеспечение развития исследовательских навыков, умений, изучение и пропаганда научного наследия ученыхэкологов, участие в городских и региональных олимпиадах по экологии и международных конкурсах рисунков, например «Дети Русского Севера и Аляски в защиту природы», будет иметь и имеет информационную ценность, определенную силу воздействия. Здесь ориентиром служат конкретные показатели проявления нравственноэкологической позиции личности, разработанные педагогами региона для каждой ступени обучения.
Дальнейшее развитие края, таким образом, напрямую зависит от гражданской позиции молодого поколения северян. Желание здесь жить и работать может появиться только у человека, неравнодушного к его прошлому и настоящему, каким бы оно ни было. Реализация принципов краеведения в организациях любого уровня закладывает фундамент под экологическое, экономическое, политическое и социальное будущее СевероВостока.Формальный же подходк постижению окружающей действительности никогда не научит его беречь родную природу, не заставит полюбитьумную книгу, живопись, музыку. Естественно и не произойдет самое главное. Ученые называют это «включением», позволяющим перейти на новый уровень творческого подхода к жизни в любых условиях, даже таких дискомфортных,как российский Север.
Ссылки на источники1.Экологический энциклопедический словарь. –М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.2.Сухомлинский В. А. О воспитании. –М.: Политиздат, 1985. 3.Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. –М.: Просвещение, 1969. 4.Грехова Л. И. В союзе с природой. Экологоприродоведческие игры и развлечения с детьми. –М.: ЦТА; Ставрополь: Сервис школа.2002.5.Глобалистика: энциклопедия –М.: Радуга, 2003. 6.Лепилов К. М. Природа как средство художественного воспитания детей. –М., 1948. 7.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : учеб. пособие. –М.: Просвещение, 1978.8.Карпинская Н. С. Хужожественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972.9.Комарова Т. С., Антонова А.В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 27 лет. «Красота. Радость. Творчество». Изд. 2е, испр. И доп. –М.: «Педагогическое общество России, 2002.10.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке : пособие для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1985.11.Белинский В. Г.и др. О детской литературе: [сборник] / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов; [Вступ. ст. В. Терновской, с. 338; коммент. Н. Якушина]. –2е изд; перераб. идоп. –М. : Дет. лит., 1983. 12.Дмитриева Н. А. Изображение и слово. –М.: Искусство, 1978 . 13.Волобуева Н. Г. Ознакомление дошкольников с природой Севера / Н. Г. Волобуева, И. В. Кашко / Педагогические вести. –Магадан,1993. –Вып. 1. 14.Северячок: региональная программа воспитания и обучения детей / авт. сост. Л. А. Труфанова, Л. С. Давыдова, Г. В. Гончарук. –Магадан, 2001.15.Хрестоматия к региональной программе «Северячок» / авт. сост. Л. С. Давыдова, Л.А. Труфанова –Магадан: Кн. издво, 2003. –193 с.16.Олефир С. М. Мы живем на Севере: рассказы для малышей. М.: Красный пролетарий. –2005. 17.
Паничев И. Таежные истории для маленьких колымчан.–Магадан: Кн. издво, 1991. 18.Ушинский К. Д. Воспитание человека / Сост., вступ. ст. С. Ф. Егорова. –М. : Изд. Дом «Карапуз», 2002. 256с. : ил. –(Педагогика детства).
Davydova Liudmila SergeevnaCandidate of pedagogical sciences, Assistant Professor of the Department of Pedagogics and Psychology of primary education and preschool training of FSBEI HPE “NorthEastern State University” (Magadan)fdpo@svgu.ruEcological education and esthetic development of child‱s personalityAbasract: Place and role of ecological knowledge in esthetic development of the child is analyzed in the article. Actuality of ecological thinking on the level of regional education, usage of literary works by authors of the NorthEast of Russia for achieving this aim are shown.Keywords: ecological education, esthetic development, personality, regional education.