Особенности организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке со слушателями первоначальной подготовки сотрудников специальных подразделений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Войлошников О. Д. Особенности организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке со слушателями первоначальной подготовки сотрудников специальных подразделений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2731–2735. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54810.htm.
Аннотация. В статье излагаются особенности обучения сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел по тактико-специальной подготовке. Определяются и раскрываются основные направления в организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке для сотрудников специальных подразделений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВойлошниковОлег Диомидович,кандидат военных наук, старший преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальнойподготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьolegtymen89@rambler.ru

Особенности организациипроведения практических занятий по тактикоспециальной подготовкесо слушателями первоначальной подготовки сотрудников специальных подразделений

Аннотация.В статье излагаются особенности обучениясотрудников специальных подразделений органов внутренних дел по тактикоспециальной подготовке. Определяются и раскрываются основные направления в организации проведения практических занятий по тактикоспециальной подготовкедля сотрудников специальных подразделений.Ключевые слова:тактикоспециальная подготовка,обучение,сотрудник, группа, специальная операция.

Тактикоспециальная подготовка является составнойчастью общей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, цель которой –обучение личного состава органов внутренних дел(ОВД) умелым действиям в экстремальных ситуациях, заблаговременная подготовка руководящего и начальствующего состава к выполнению служебнобоевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств мирного и военного времени.Основу подготовки составляют разработка и изучение тактических способов и приемов действий в экстремальных ситуациях, применения оружия, боевой и специальной техники и специальных средств, боевых порядков, маневра силами и средствами, овладения руководителями и начальствующим составом методикой управления подчиненными силами[1].Основными задачами тактикоспециальной подготовки в ОВД являются:

–формирование у сотрудников высоких моральных и волевых качеств, необходимых при выполнении служебнобоевых задач в экстремальных ситуациях;

–выработка у сотрудников системного подхода к принятию решений на выполнение поставленных задач в любой обстановке;

–развитие у сотрудников теоретических знаний и практических навыков в организации и управлении действиями элементовбоевого порядка в специальной операции;–привитие сотрудникам навыков штабной культуры при оформлении рабочей карты (плана) и других документов управления и работы с ними.

Предметом тактикоспециальной подготовки являются теория и практика подготовки и осуществления служебнобоевых действий силами органов внутренних дел в экстремальных ситуациях[2].Одним из важнейших показателей боеспособности и боевой готовности специальных подразделений в целом является уровень их боевой и специальной подготовки, особенно тактикоспециальной подготовки. Тактикоспециальная подготовка наиболее полно обеспечивает комплексное обучение сотрудников и подразделений умелым и слаженным действиям в условиях, максимально приближенным к боевой действительности.Тактикоспециальная подготовка как процесс обучения подразделений приёмам и способам проведения специальных операций (мероприятий) и их обеспечения является главным предметом обучения в системе боевой подготовки спецподразделений. На этот предмет отводится больше учебного времени, чем на другие предметы, подготовка по другим предметам обучения подчиняется тактикоспециальной.Однако начальникам (командирам) подразделений необходимо всегда помнить, что тактикоспециальная подготовкане даёт готовых рецептов и категорических указаний. Она содержит только принципиальные, наиболее важные положения и правила организации и проведения специальных операций (мероприятий), вырабатывает новые, наиболее совершенные тактические приёмы и способы действий, подразделений (элементов боевого порядка), пользуясь которыми начальники (командиры) принимают самостоятельные решения, соответствующие конкретным условиям оперативной обстановки.В зависимости от характера и способов действий преступников, использования (применения) ими различного вооружения, их оснащённости специальными средствами и техникой изменяются и усложняются задачи, решаемые спецподразделениями в ходе тактикоспециальной подготовки. В современных условиях к задачам тактикоспециальной подготовки сотрудников специальных подразделений относятся:изучение теоретических основ подготовки и проведения специальных операций (мероприятий), приёмов и способов действий в них сотрудников специальных подразделений, а также –возможных действийпреступников;выработка и совершенствование навыков и умений начальников (командиров) подразделений (старших элементов боевого порядка), штатных и нештатных пунктов управления (временных пунктов управления) специальных подразделенийв непрерывном управлении подразделениями (элементами боевого порядка), организации обеспечения их действий в ходе подготовки и при проведении специальных операций (мероприятий);формирование у сотрудников высоких моральнобоевых, психологических и физических качеств в совокупности с их профессиональными навыками и умениями;слаживание подразделений (элементов боевого порядка) в целях ведения согласованных и решительных действий в различных условиях сложной, постоянно меняющейся оперативной обстановки, в ходе подготовки и при проведении специальных операций (мероприятий).Важноезначение при обучении приобретает умелое определение конкретных задач тактикоспециальной подготовки для сотрудников различных должностных категорийспециальных подразделений.

Основныминаправлениямив организации проведения практических занятий по тактикоспециальной подготовкедля сотрудников специальных подразделенийявляются:Индивидуальная подготовка;Групповая подготовка;Специальная техническая подготовка.Индивидуальная и групповая подготовка, как правило, пересекаются.

Индивидуальная подготовка включает в себя:1.Подготовка и использование индивидуального и группового снаряжения.2.Маскировка (индивидуальная, снаряжения, оружия).3.Индивидуальная техника передвижения в сельской и городской местности.4.Поддержание связи при помощи сигналов руками, голосом и радиоэлектронных средств.5.Реагирование на условные слова.6.Выбор путей скрытого сближения с объектом штурма.7.Использование специальных пусковых устройств (ССУ).8.Вход в здание, досмотр комнат, коридоров и лестничных пролётов на предмет обнаружения преступников и их нейтрализации.9.Скоростное выборочное поражение цели, обозначающих террористов: из пистолета, пистолетапулемёта, автомата, винтовки.10.Использование слезоточивых газов, штурмовых гранат.11.Оказание неотложной медицинской помощи.12.Индивидуальное силовое задержание.

Групповая подготовка включает в себя:1.Техника и боевой порядок передвижения групп захвата и прикрытия в городе и в сельской местности.2.В составе группы захвата и прикрытия вход в здание, досмотр комнат, коридоров и лестничных пролётов на предмет обнаружения и нейтрализации преступников с использованием одного или нескольких направлений проникновения.3.Подготовка и использование группами захвата и прикрытия специального оборудования, предназначенного для бесшумного проникновения и штурма здания.4.Использование слезоточивого газа и дымов, передвижения групп захвата в индивидуальных средствах защиты.5.Отработка вопросов взаимодействия снайперов, наблюдателей с группой захвата и пунктом управления.6.В составе группы захвата ведение огня из штатного вооружения и поражения террористов.7.Соблюдение мер безопасности, огневой дисциплины при работе в составе группы с боевым оружием.

Специальная техническая подготовкаподразумевает обучениепо следующим элементам:1.Использование средств связи.2.Умение пользоваться приборами наблюдения (бинокли, приборы ночного видения, гибкие световоды).3.Использование специального оборудования и техники, включая транспортные средства, инструменты, комплекты для открывания дверей, замков.4.Умение использовать коммунальную и бытовую технику.

В ходе проведения занятий по тактикоспециальной подготовкенеобходимо учитывать следующие факторы:постоянная тренировка групп боевого применения на знакомом комплексе(объекте, территории)порождает привыкание к однотонным действиям. Группа в любом случае выбирает один наиболее простой и проверенный вариант и всегда действует в предсказуемой обстановке. Зная это, при любой возможности следует работать на реальных строениях(объектах, территориях).большинство учебных комплексов подобного типа не имеют установленных дверей и застеклённых окон (т.к. вышибание и приведение их в негодность –дорогое удовольствие). Штурмовые группы ''учатся'' преодолевать голые проходы, никогда не имея проблем с замками, запорами, цепочками, и т.п. Такой подход, естественно, порождает проблемы в боевой ситуации при столкновении с надёжно закрытыми дверями и окнами.

Подготовка личного состава подразделений специального назначения к действиям в нестандартной ситуации

Военнослужащие и сотрудники подразделений специального назначения должны быть полностью готовы к действию в стрессовой ситуации, возникающей в ходе специальной операции. Необходимые навыки и умения вырабатываются и доводятся доавтоматизма в ходе занятий и тренировок по боевой подготовке.

Особое внимание должно уделяться отработке действий в следующих основных ситуациях, возникающих при выполнении реальных оперативнослужебных задач:

1. Невозможность быстрого проделывания прохода в помещение в установленном месте.Как правило, при проведении серьёзной операции, если позволяет обстановка, выделяется дублирующая группа захвата, находящаяся в готовности проделать проход в другом месте и начать штурм через него.

2. Проделывание прохода и вскрытие дверей.Этим вопросом занимается группа обеспечения, сапёры, которые должны иметь в своём арсенале все необходимые инструменты и специальные ВВ (взрывчатые вещества).Но навыки действий в этих ситуациях должны иметь все сотрудники специальных подразделений, не стоит полагаться только на саперов.

3. Команда «Граната!»(слева, справа, с тыла, с фронта).Тренировка группы захвата в рассредоточении и укрытии в течение полуторадвух секунд за препятствием, или ногами к гранате, если укрытиеотсутствует.

4. Сотрудник группы ранен или убит.Отработка эвакуации раненого (немедленный вызов группы поддержки).Его место должен немедленно занять следующий за ним в боевом порядке военнослужащий или сотрудник и выполнять его обязанности. Никто из участников штурма ни в коем случае не должен отвлекаться для оказания помощи раненому, это дело медиков. Чем быстрее обстановка на месте, где находится раненый будет под контролем, тем быстрее он получит квалифицированную помощь.

5. Задержки при стрельбе.Действия военнослужащих или сотрудников при отказе оружия должны постоянно отрабатываться на занятиях по огневой подготовке.Например: при возникновении задержки при стрельбе из автомата военнослужащий должен поставить предохранитель, немедленно выпустить его из рук (во время штурма ремень автомата должен быть перекинут через голову и плечо стрелка, для удобства прицеливания стрелок сам выбирает длину ремня) и в дальнейшем вести огонь из пистолета.

6. Отказ средств радиосвязи.Личный состав должен знать и быть готовым использовать устные команды и сигналы, знаки, подаваемые руками и т.д., то есть учиться разговаривать молча.

Всякое пренебрежение и неприятие нового, передового, а порой и старого, забытого, ведёт к срыву поставленной задачи, к гибели не только самих сотрудников, но и ни в чём неповинных людей.Необходимо всегда помнить, что когда учеба сменяется боем, любое подразделение начинает с того, чему оно научилось. В распоряжении сотрудников спецподразделений имеются различные виды оружия и спецсредств, и вопрос заключается лишь в одном: сможете ли вы заставить противника сдаться или уничтожить его. Все это будет зависеть лишь от того, насколько хорошо вы подготовлены. Главная цель боевой подготовки —сколотить подразделение, сила которого, воля, выносливость и мастерство всегда обеспечат победу.Сложность и ответственность задач, а также содержание и пути осуществления профессиональной подготовки определяет высокие требования к организации и методике её проведения, к руководителям занятий.Требованиянаучностик проведению подготовки определяется необходимостью глубоко и тонко разбираться в её психологических тонкостях. При этом профессионализация обучения выражается в необходимости максимально конкретизировать задачи и содержание этой подготовки в связи с особенностями деятельности обучаемых специалистов. Необходимо, с учётом этого, выбирать учебные задания, объекты имитировать условия и действия. Поэтому все рекомендации данного пособия следует видоизменять и дополнять с учётом этого требования.

Требования практичности, являясь конечным следствием предыдущего, обязывает уделять решающее внимание практическим формам и методам обучения. На них должно отводиться не менее 90 % времени, отведённого на профессиональную подготовку. Занятия, по возможности,следует проводить с реальными объектами, на местности. Учить практично значит учить активно.Чтобы научиться мало слышать, видеть, присутствовать на занятиях, надо проводить его так, чтобы основную часть времени большинство сотрудников практически действовали. Чем больше обучаемые действуют (и чем меньше сидят) тем эффективней занятия.Учить практичноне значит заниматься наставлением и дрессурой. Требование сознательности обязывает руководителя заботиться о том, чтобы обучаемые понимали, что, почему и в какой последовательности делать. Последовательность и систематичность обязывают идти от простого к сложному. При этом и темп, и уровень овладения действием повышаются, и на практике они будут выполняться с большей успешностью.

Ссылки на источники:1. А.Ю. Анищенко. Тактикоспециальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. –М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. – 559 с.2. Там же.

Voyloshnikov OlegCandidate of Military Sciences, senior teacher of chair fire, physical, tactical and special preparation and operational planning FGKOU DPO "The Tyumen institute of professional development of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Tyumen Features of the organization of carrying out a practical training on tactical and special preparation with listeners of initial training of staff of special divisionsAbstract. In article features of training of staff of special divisions of lawenforcement bodies on tactical and special preparation are stated. The main directions in the organization of carrying out a practical training for tactical and special preparation for the staff of special divisions are defined and reveal.Keywords: tactical and special preparation, training, employee, group, special operation.