Финансовая деятельность государственных и муниципальных бюджетных учреждений на примере ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» и АУК ВО «Дирекция международного платоновского фестиваля»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зиновьева И. С., Атапина А. А. Финансовая деятельность государственных и муниципальных бюджетных учреждений на примере ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» и АУК ВО «Дирекция международного платоновского фестиваля» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2766–2770. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54817.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена казенным, бюджетным и автономным учреждениям, их различиям в сферах деятельности, способам ведения финансово-хозяйственной деятельности и различиям в способах финансирования данных предприятий. Также представлена сравнительная характеристика двух типов учреждений - автономных и бюджетных - на примерах АУК ВО "Дирекция международного платоновского фестиваля" и ГБУК ВО "Воронежский государственный театр оперы и балета".
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиновьева Ирина Станиславовна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронежzinovirs@mail.ruАтапинаАнна Александровна,студентка экономического факультета ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронежolg4763@yandex.ru

Финансовая деятельностьгосударственных и муниципальных бюджетных учреждений на примере ГБУК ВО"Воронежский государственный театр оперы и балета" и АУК ВО "Дирекция международного платоновского фестиваля"

Аннотация. Данная статья посвящена казенным, бюджетным и автономным учреждениям, их различиям в сферах деятельности, способам ведения финансовохозяйственной деятельности и различиям в способах финансирования данных предприятий. А так же представлена сравнительная характеристика двум типам учреждений автономным и бюджетным на примерах АУК ВО "Дирекция международного платоновского фестиваля" иГБУК ВО "Воронежский государственный театр оперы и балета"Ключевые слова: автономное учреждение, казенное учреждение, финансовое учреждение, государственный заказ, смета, Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Существующиена сегодняшний день государственныеи муниципальныеучреждения

создавалисьещев советский период на основе действовавших тогдатребований к данным учреждениямс учетом сложившейся системы расселения и прежних планов развития территорий. В современной бюджетной системенетединообразияучреждений, оказывающих одинаковые услуги, иихраспределениепо территории не зависит от измененияпотребностей населения. И следовательно, качество услуг, оказываемых различными учреждениями, также отличается.Совсем недавнофинансирование всех государственных и муниципальных учреждений осуществлялось по смете. Суммы финансирования определялись методом индексации прежнего уровня бюджетного финансирования учреждения. Реальные потребности учреждений в бюджетных средствахмогли быть как более высокими, так и более низкими. А на результаты работы учрежденийи качество услуг, оказываемых ими, не обращалось должного внимания. Самостоятельность учреждений были весьма незначительны. При этом собственник учреждений нес субсидиарную ответственность по принимаемым обязательствам.Федеральное законодательство создает основы для изменения сложившейся ситуации.Федеральный закон № 174ФЗ "Об автономных учреждениях"является правовым основанием для создания нового типа учреждений –автономных. СпринятиемФедерального закона № 83ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"появились правовые основания для создания казенных учрежденийиизменения правового статусабюджетных.Ониприобрели больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания государственных (муниципальных) услуг.Проект этого федерального закона былнаправлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения или снижения темпов ростарасходов бюджета,путем создания условий для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.Если ранее финансирование бюджетных учрежденийосуществлялось независимо от объемаи качества оказываемыхими услуг, теперь же эти факторы учитываются при выделении денежных средств. Вследствие у бюджетных учреждений появились и стимулы к оптимизации и повышению эффективности работы, что связано с отменой сметного финансирования у бюджетных и автономных учреждений.

Под сметным бюджетным финансированием понимается порядок выделения средств из бюджетных и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям в соответствии с их сметой. На сметное финансирование распространяются такие принципы как: безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств, их, целевое и эффективное использования, соблюдение финансовой дисциплины, осуществление финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.Под сметой понимаютфинансовоплановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, которые обеспечиваютфункционирование бюджетных учреждений и организаций. Являясьпланом финансирования учреждений ирасходования бюджетных средств, она действует с 1 января по 31 декабря каждого финансового года.(ст. 221 БК РФ)С 2011года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N83ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения принялистатус либо казенных, либо бюджетных, либо автономных. И финансированиепо смете финансовохозяйственной деятельности предоставляется толькоказеннымучреждениям. Бюджетными автономнымучреждениямденежные средства выделяются на основе финансирования государственного или муниципального задания. Но это мы обсудим немного позже. И все таки нужно разобраться что из себя представляет каждый тип государственного и муниципального бюджетного учреждения. И раз мы уже упомянули казенное учреждение, начнем с него. Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы[1].В соответствии со ст. 70 БК РФ казенные учреждения расходуют бюджетные средства на:1)оплатутрудаи денежное содержание работников казенных учреждений, органов государственной властииорганов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, идругихкатегорий работников, различныевыплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерациии муниципальными правовыми актами;2)оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;3)уплату налогов, сборов и другихобязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;4)возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.Расходование бюджетных средств казенными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата по договорам, исполнение которых осуществляется за счет федерального бюджета, проводится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств.Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются в отличие от бюджетных и автономных учреждений. В рамках проведенного совершенствования бюджетной сети автономные и бюджетные учреждения на первый взгляд попадают в равное положение, то есть можно предположить, что они с 01.01.2011 работают в одном и том же правовойплоскости. Однако при более пристальном изучении документов, регламентирующих особенности их правового статуса, оказывается, что различия между ними всетаки есть. При этом автономные учреждения, как правило, находятся в более выгодном положении им предоставлена большая свобода действий.Автономное учреждение некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферахнауки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культурыи спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.[2].Важно, что на автономные учреждения распространяются практически все виды льгот, предусмотренные различными законами для бюджетных учреждений. При этом автономные учреждения лишены почти всех ограничений, которые сегодня сопровождают деятельность бюджетного учреждения.А бюджетное учреждение Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферахнауки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах[3].Если у бюджетных учреждений деятельность направлена на выполнение работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, то автономное учреждение оказывает услугиоказывает услуги в целях осуществления полномочий только органов государственной власти, местного самоуправления. Автономные учреждения, так же как и бюджетные могут быть созданы только в сферах науки, образования, культуры, социальной защиты, физическойкультуры и спорта и в иных сферах, предусмотренных законом, что существенно отличает эти два типа учреждений от казенного, которое может быть создано абсолютно в любой сфере. Так же отличительной чертой казенных учреждений от автономных и бюджетных является способ их финансирования. Так в первом типе финансирование осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной смета, когда остальные получают субсидиина возмещение нормативных затрат, необходимых для оказаниягосударственных(муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, содержание имущества, уплату налогов и другое.И если у казенных учреждений иные доходы учитываются при определенииобъема финансирования, то у бюджетных и автономных выплачиваемые им субсидии не зависят от доходов этих организаций. Но при этом везде, деятельность приносящая доход данным учреждениям должна быть предусмотрена учредительными документами. Далее, рассматривая доходы государственных учреждений, нужно отметить, что распоряжаться доходами могут не все. Например казенные учреждения этого права не имеют. И к тому же они не платят налогов. Так же у казенного предприятия есть такое ограничение, как отсутствие возможности создания иных юридических лиц, тогда как бюджетные и автономные учреждения могут с согласия учредителяпередавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя. Нужно отметить, что несмотря на большее количество ограничений у казенных учреждений, их числопревосходит число автономныхи бюджетныхучреждений.Так, к примеру по городу Воронежу число казенных учреждений составляет больше половины всех государственных и муниципальных учреждений, а именно 54%. Далее идут автономные учреждения 28%, из нихтолько 1,3% составляют государственные автономные учреждения, остальные муниципальные. И на последнем месте по количеству учреждений в городе Воронеже стоят бюджетные учреждения это 18%. Но несмотря на небольшое количество бюджетных и автономных учреждений в городе Воронеже, они вносят огромный вклад в развитие многих сфер общества, в которых они организуют свою деятельность.Яркими представителями данных учреждений являются Государственное бюджетное учреждениекультуры Воронежской области "Воронежский государственный театр оперы и балета"(далее ГБУК ВО "Театр оперы и балета")и автономное учреждение культуры Воронежской области "Дирекция международного платоновского фестиваля"(далее АУК ВО "Дирекция международного платоновского фестиваля"). Обаэтих учреждения реализуют свою деятельность в одной сфере в сфере культуры, поэтому будет намного легче показать разницу финансирования автономного и бюджетного учреждения на их примере.Для сравнения мы ознакомимся с государственными заданиями этих учреждений на 2012год, рассмотрим информацию о годовой бухгалтерской отчетности, иконечно же подведем итоги исполнения учреждением плана его финансовохозяйственной деятельности.

И первое отличие которое можно увидеть основные виды деятельности. У ГБУК ВО "Театр оперы и балета"основным видом деятельности является организация и постановка театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений. Тогда как АУК ВО "Дирекция международного платоновского фестиваля" имеет право еще и на рекламную деятельность, издательскую деятельность, деятельность концертных и театральных залов, и это все помимо ее основного вида деятельности деятельности в области культуры. Итак, то касается государственного плана, то по нему доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельностиу АУК ВО должна составлять 16800000 рублей.Рисунок 1Доход от предпринимательской деятельностив соответствии с государственным заданиемна 2012 год АУК ВО

Ау ГБУК 17200000 рублей, при этом первое учреждение имеет право взимать плату за предоставляемую государству услугу в размере 750 рублей, а второе учреждение этого права не имеет. Рисунок2

Доход от предпринимательской деятельности в соответствии с государственным заданием на 2012 год ГБУК ВО

Далее рассматривая отчет о финансовых результатах деятельности учреждений, мы видим следующее.Таблица 1Отчет о финансовых результатах деятельностиАУК ВО и ГБУК ВО за 2012 год(доходы)

Наименование показателяДоходы АУК ВОДоходы ГБУК ВОДеятельность с Деятельность по Деятельность с Деятельность по целевыми средствамиоказанию услугцелевыми средствамиоказанию услугДоходы

30317126,93

13486397,58100374195,71Доходы от оказания платных услуг (работ)

11921561,37

25137784,64Прочие доходы

18395565,5613486397,5876624058,19по субсидиям навыполнениегосударственного (муниципального)задания



13429000,00



75163200,00Иные прочие доходы

4966565,56

1460858,19

У автономного учреждения в отличие от бюджетного доходы поступают только от деятельности по оказанию услуг, тогда как у бюджетного доход еще идет и от деятельности с целевыми средствами. Таблица 2 Отчет о финансовых результатах деятельностиАУК ВО и ГБУК ВО за 2012 год(расходы)

Наименование показателяРасходыАУК ВОРасходыГБУК ВОДеятельность с целевыми средствамиДеятельность по оказанию услугДеятельность с целевыми средствамиДеятельность по оказанию услугРасходы2340162,0632675508,0210379786,7392280405,83

Оплататрудаиначислениянавыплатыпооплатетруда

5803776,41

2613702,60

71934575,37Приобретениеработ,услуг2128247,5625603215,586718328,1514346181,84Прочиерасходы25792,00506564,91158327,72465157,32Расходыпооперациямсактивами

186122,50

746305,51

889428,26

5534491,30расходование материальных запасов

186122,50

544059,28

130868,38

1679926,99Чистыйоперационныйрезультат

2340162,06

2397537,97

3106610,85

8074373,88Операционный результат до налогообложения

2340162,06

2358381,09

3106610,85

8093789,88Налогнаприбыль

39156,88

19416,00

Из таблицы 2 мы видим, что сумма, выделенная на оплату труда работников автономного учреждения формируется исключительно за счет ее деятельности по оказанию услуг. А в бюджетном учреждении на у эту цель денежные средства выделяются как с деятельности с целевыми средствами так и деятельности по оказанию услуг. Рассмотрев отчет о финансовых результатах деятельности учреждения, перейдемк одному из итоговых документов, который показывает результатвыполненияфинансовохозяйственнойдеятельности учреждения в плановый период, в нашем случае за 2012 год. Таблица 3

Отчет об исполнении плана финансовохозяйственной деятельностиАУК ВО и ГБУК ВО за 2012год

Наименование показателяАУК ВОГБУК ВОДоходыРасходыДоходыРасходывсего13429000,0012868767,8419409303, 6418358568,23Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

13429000,00





Доходы от оказания платных услуг (работ)



19409303,64

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

5766749,85

5314860,47Приобретение работ, услуг

7057329,42

10375728,06Прочие расходы

500,00

239024,75Расходы поприобретению нефинансовых активов



44188,57



2428954,95Результат исполнения

560232,16(профицит)

1050735,41 (профицит)

Из приведенных выше примеров можно подвести итог. Вопервых, казенное учреждение

как дляоказания государственных (муниципальных) услуг, таки для исполнения государственных (муниципальных) функций.Тогда какбюджетное и автономное учреждения создаются с целью выполнения работ либо оказания услуг. Вовторых, все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Втретьих, казенное учреждениеможет действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе № 83ФЗ. Аавтономноеможет быть создано только в строго ограниченных случаях. На данный момент разрешается создавать автономное учреждение в сферах, перечисленных в Законе от № 174ФЗ, а также в иных случаях, но только если эти случаи прямо определены на уровне федерального закона.

Ссылки на источники1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 6)2. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174ФЗ «Об автономных учреждениях»3. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7ФЗ «О некоммерческих организациях»

Zinovieva Irina Stanislavovna,Candidate of Economic Sciences, lecturer of department of economics and finances Voronezh State Academy ofForestry Engineering, Voronezhzinovirs@mail.ruAtapina Anna Alexandrovna, a student of economicfacultyVoronezh State Academy of Forestry Engineering, Voronezholg4763@yandex.ru

Abstract.This article is devoted to the official, budget and Autonomous institutions, to their differences in their activities, methods of financial and business activities and the differences in the methods of financing of these enterprises. And also presents comparative characteristics of the two types of institutions Autonomous and budget on examples the Directorate of Platonov Arts Festival" and "Voronezh state Opera and ballet theatre"Keywords:autonomous institution, official institution, financial institution, public order, estimate, budget code of the Russian Federation.