Особенности взаимодействия правоохранительных органов в противодействии терроризму

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шахмаев М. М. Особенности взаимодействия правоохранительных органов в противодействии терроризму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2771–2775. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54818.htm.
Аннотация. В статье излагаются особенности взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов со службами авиационной безопасности в деятельности по обеспечению безопасности субъектов транспортной инфраструктуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ШахмаевМарат Мухтарович,кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры огневой, физической,тактикоспециальнойподготовкииоперативного планирования, ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД России», г. Тюменьshah72@mail.ru

Особенности взаимодействияправоохранительных органовв противодействиитерроризму

Аннотация.В статье излагаются особенности взаимодействияорганов внутренних дел и других правоохранительных органов со службами авиационной безопасности в деятельности по обеспечению безопасности субъектов транспортной инфраструктуры.Ключевые слова:комплексная система, воздушный транспорт,правоохранительные органы,терроризм.

Анализ обстановки в России и в мире свидетельствует о сохранении высокой степени вероятности попыток совершения актов незаконного вмешательства в деятельность всех видов транспорта, в том числе воздушного.Авиационная безопасность

состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.Деятельность по обеспечению авиационной безопасности является хозяйственной деятельностью, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.Надзор за деятельностью по обеспечению авиационной безопасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.Авиационная безопасность обеспечиваетсяслужбами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти,уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности авиационных предприятий, а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности авиационных предприятий являются службами с особыми уставными задачами.Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.Авиационная безопасность обеспечивается посредством:1. предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;2. охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;3. исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения,особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4. предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с законодательством России;5. реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.Воздушный транспорт особенно привлекателен для террористов, в связи с тем, что каждый акт незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации вызывает огромный общественный резонанс, дестабилизирует положение в обществе. Акты воздушного терроризма представляют повышенную социальную опасность. Они посягают на жизнь и здоровье людей, грубейшим образом нарушают международное право, государственный суверенитет, обостряют международные отношения. Поэтому борьба с воздушным терроризмом остается одной из важных задач любого государства и его долгом по отношению к мировому сообществу.Федеральное агентство воздушного транспорта во взаимодействии с правоохранительными органами и субъектами транспортной инфраструктуры в рамках существующей нормативной правовой базы реализует комплекс мер по повышению антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры аэропортов и воздушныхсудов гражданской авиации.В целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства Российской Федерацией приняты дополнительные меры правового и организационного характера.В соответствии с законодательствомдолжно быть осуществлено оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта специализированными техническимисредствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.Целью созданиякомплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте является предотвращениечрезвычайных ситуаций и террористических актов натранспорте, а также обеспечениезащиты населения.С учетом существующих угроз и результатов анализа защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, а также требований Федерального закона от 09.02.2007№ 16ФЗ «О транспортной безопасности» и Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» разработан проект подпрограммы «Обеспечение безопасности населения на воздушном транспорте.Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним закрепленыФедеральными законами «О противодействии терроризму»от 2006 г., «О Федеральной службе безопасности»от 1995 г.и «О полиции» от 2011 года.Необходимо отметить, что вступивший в силу в 2007 году Федеральный закон «О транспортной безопасности» впервые закрепил юридическое понятие «транспортная безопасность» как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе от террористических актов, определил цели и задачи всех структур в сфере обеспечения транспортной безопасности. Однако, практическая реализация задач, поставленных Федеральным законом «О транспортной безопасности» сдерживается отсутствием ряда нормативно

правовых документов.Современная обстановка в мире наглядно показывает, что одними из основных объектов террористов являются аэропорты. Несмотря на то, что в последние годы на воздушном транспорте применяются новейшие средства обеспечения безопасно сти возможность совершения террористических актов в этой области сохраняется.В аэропортах ежегодно службами авиационной безопасности изымаются десятки тысяч единиц оружия всех видов ибоеприпасов, а также значительное количество взрывчатых веществ. Вероятность совершения актов незаконного вмешательства остается достаточно высокой. Подтверждением этого является террористический акт, произошедший в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года.Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры»от 1 февраля2011года охрана границ территории осуществляется: в международных аэропортах –подразделениями вневедомственной охраны при ОВД, в иных аэропортах –подразделениями ведомственной охраны Минтранса России. К сожалению, практическая реализация требований указанного Постановления сдерживается в связи с не разработанностью ряда межведомственных нормативноправовых документов,решающие вопросы взаимодействия.В действительности, в систему авиационной безопасности аэропорта введены три военизированные структуры: линейные отделы полиции, вневедомственная охрана МВД России и ведомственная охрана Минтранса России. Все три военизированные структуры подчиняются руководствам своих ведомств, а не руководителям администраций аэропортов, которые отвечают за состояние авиационной безопасности.До настоящего времени не определены объемы и порядок выполнения функций подразделениями вневедомственной охраны, разграничение их ответственности со службами авиационной безопасности. Повсеместно подразделения вневедомственной охраны не имеют достаточных сил и средств, обученного персонала для реального обеспечения функций по охране аэропортов и даже лицензий на обеспечение авиационной безопасности. Оплата услуг вневедомственной охраны производится аэропортами без соответствующего регулирования со стороны федеральной службы по тарифамРоссии. Взаимодействие с органами правопорядка осуществляется только на уровне договоров, которые не могут определять разграничение полномочий, уровень ответственности за состояние авиационной безопасности и качества выполняемых услуг.Кроме этого, как одним из элементов превентивной работы по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, полагаем внедрение системы предварительного информирования о пассажирах. В нее входит не только передача данных о пассажирах в аэропорт назначения, но и заблаговременное изучение пассажиров по базам бронирования. Чтобы эта система начала работать эффективно, требуется решить, как минимум, два организационных момента: наладить обмен информацией между базами бронирования авиаперевозок и договориться с представителями силовых структур о контакте с их розыскными базами. В случае договоренности на межправительственном уровне о решении вопроса об обмене информацией между спецслужбами –все это в комплексе позволит в какойто степени работать на упреждение, а не реагировать на результаты очередного теракта.В этой части проблем не решен вопрос реализации Федерального закона от 27.07.2006 года. № 152 ФЗ «О персональных данных» подзаконные акты о реальном применении его положений требуют доработок. Вместе с тем, массовое внедрение в практику электронных билетов настоятельно требует применения конкретных требований по исполнению этого закона.В целом решение совместных задач по обеспечению транспортной безопасности, общественной безопасности и правопорядка на объектах воздушного транспорта подразделениями ОВД осуществляется в постоянном взаимодействии с Министерством транспорта и связи, а также ФСБ России. Однако в настоящее время необходимо проведение работы по корректировке форм и методов взаимодействия, в том числе с учетом международного опыта обеспечения транспортной безопасности.Ведениепоискапутей, в том числе и по линии модернизации действующего законодательства, более качественного решения проблемы организации предполетного досмотра авиапассажиров.Учитывая серьезность проблемы обеспечения мер авиационной безопасности, и в целях адекватного противодействия терроризму в настоящее времяОВД совместно с МинтрансомРоссии запланирована подготовка проекта нормативного акта о порядке взаимодействия территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, администраций аэропортов, авиапредприятий гражданской авиации с органами внутренних дел на транспорте, предусматривающего,в том числе и участие сотрудников транспортной полиции в производстве предполетного досмотра и других режимных мероприятиях по обеспечению безопасности и правопорядка на объектах воздушного транспорта.Вместе с тем, на сегодняшний день как показывает практика количество сотрудников органов внутренних дел, предусмотренное в пунктах досмотра нормативными документами не всегда соответствует требуемой численности, поэтому имеют место случаи отсутствия сотрудников органов внутренних дел одновременно во всех пунктах досмотра при проверке документов пассажиров и проведении досмотра.Потенциальная угроза совершения террористического акта в здании аэровокзала аэропорта во многом сохраняется вследствие существующих системных ошибок в организации обеспечения транспортной безопасности:

это правовое неурегулирование вопроса о зонах ответственности и степени участия со стороны службы авиационной безопасности и подразделениями ОВД в обеспечении авиационной безопасности и в частности в проведении досмотра граждан,принадлежащих им вещей при входе в здание аэровокзала;

досмотр граждан и вещей принадлежащих им при входе в аэровокзал,а также мероприятия по предупреждению террористических актов в аэропорту и объектов его инфраструктуры, в том числе на привокзальной площади и прилегающих к ним территориям, на входах в здания аэровокзалаи в здании аэровокзала, в пунктах досмотра и в зонах контроля нормативно закреплено в Федеральных авиационных правилах только применительно к аэропортам Московского аэроузла, международным аэропортам и аэропортам федерального значения ипроводятся по согласованию с ОВД;

не определен порядок оказания содействия субъектами оперативнорозыскной деятельности согласнозаконодательства.Таким образом, актуальность решения вопросов взаимодействия между службами авиационной безопасности и правоохранительными органами обусловлена необходимостью:

определения конкретных задач правоохранительным органам в сфере авиационной безопасности;

определения правового положенияслужб авиационной безопасности и их защищенности;

разработки механизмафинансирования со стороны государства мероприятий по транспортной (авиационной безопасности);

информационного обеспеченияслужб авиационной безопасности правоохранительными органами;

внесения изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях РФо закреплении правсотрудников авиационной безопасности на осуществление принудительного перемещения (эвакуации) транспортных средств, с целью обеспечения мер авиационной безопасности, при нарушении установленных правил парковки, в том числе в присутствии водителя илипассажира и при их отказе прекратить нарушение.

Решение рассмотренных проблем возможно через разработку Федерального закона «О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», в котором будут предусмотрены координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в мероприятиях по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства, и учтены положения международных конвенций, касающихся безопасности воздушного транспорта.

Ссылки на источники1. Федеральный закон от 06.03.2006г.№35ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г.).2. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г. № 16ФЗ(с изменениями и дополнениями от: 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 февраля, 18 июля 2011 г.).3. Указ Президента РФ от 31.03.2010г.№ 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

Shakhmayev Marat Mukhtarovich,candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor of fire, physical, tactical and special preparation, and operational planning, FGKOU DPO "Tyumen institute of professional development of employees, Ministry of Internal Affairs of Russia", TyumenFeatures of interaction of law enforcement agencies in counteraction to terrorismAbstract.In article features of interaction of bodies of internal affairs and other law enforcement agencies with services ofaviation safety in activities for safety of subjects of transport infrastructure are stated.Keywords:complex system, air transport, law enforcement agencies, terrorism.