Управление рисками в инновационном проекте на примере Комплексной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в 2013 – 2020 годах»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Журавлева
И.
В.,
Журавлева
А.
В. Управление рисками в инновационном проекте на примере Комплексной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в 2013 – 2020 годах» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2871–2875. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54838.htm.
Аннотация. В Кемеровской области создана комплексная программа «Развитие водохозяйственного комплекса на 2013–2020 гг.» От того, насколько грамотно и правильно просчитаны риски, а точнее, управление ими, зависит, в первую очередь, экология Кузбасса, повышение защищенности населения от наводнения и здоровье нации в целом. Рассматриваются возможные риски, причины и способы их устранения.
Текст статьи
Журавлева Алёна Владимировна,учащаяся 11 класса МБУ СОШ №6, г. ЮргиЖуравлева Ирина Владимировна,научный руководитель, Кандидат философских наук, доцент кафедрыэкономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаi.v.zhuravlyova@yandex.ru
Управление рисками в инновационном проекте на примереКомплексной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в2013 –2020 годах»
Аннотация. В Кемеровской области создана Комплексная программа «Развитие водохозяйственного комплекса на 20132020 гг.» Насколько грамотно и правильно просчитаны риски, а точнее управление ими зависит в первую очередь экология Кузбасса, повышение защищенности населения от наводнения и здоровье нации в целом. Рассматриваются возможные риски, причины и способы их устранения.Ключевые слова: Риск, рискменеджмент, инновационный проект, оценка рисков.
Проблеме охраны окружающей среды в Кемеровской области уделяетсяогромное внимание и придается большое значение. Так как экологически чистая зонаэто залог здорового поколения и, как следствие, процветание нации в целом. Именно поэтому результатом целенаправленной работы в этом направлении и явилось создание Комплексной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в2013 –2020 годах».Реализация Программы способствует достижению следующих результатов:гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей;повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты;обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов за счет экологической реабилитации водных объектов.[1]Финансирование Программы осуществляется из бюджета Кемеровской области в рамках долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области»по подпрограмме «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области».Объем финансирования Программы должен обеспечить возможность реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей изадач.Общий объем финансирования в 2013 –2020 годах составляет 847,164 млн.рублей, в том числе:средства федерального бюджета –529,415 млн.рублей;средства консолидированного бюджета Кемеровской области –317,749 млн.рублей; из них:средства областного бюджета –297,500млн.рублей;средства местного бюджета –20,249 млн.рублей.Размер средств областного и местного бюджетов устанавливается долгосрочной целевой программой «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» (подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области») и соответствующими муниципальными программаминасоответствующий период.Объем средств федерального бюджета подлежит уточнению с учетом лимитов субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 –2020 годах» и субвенций на осуществление отдельных полномочий в сфере водных отношений, выделенных на соответствующий период.Определение необходимых объемов финансирования Программы осуществляется на основе имеющейся проектной документации, аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния дел на территории Кемеровской области в сфере использования и охраны окружающей среды, в том числе водохозяйственного комплекса.Характеристика гидрологических рисков (площадь территории, подверженной затоплению, повторяемость негативных гидрологических событий (явлений), средний объем экономического ущерба, количество пострадавшего населения)численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, в том числе на территориях, защищенных в результате реализации водохозяйственных мероприятий (работы по увеличению пропускной способности русел рек и др.), составляет 188391 человек.Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, включая участки, на которых соответствующие работы осуществлены, составляет 395 км.Площадь населенных пунктов, попадающих в зону затопления во время паводков, составляет 301,122 кв. км, где проживают 45329 человек.Среднемноголетний прямой ущерб, наносимый паводками, составляет 400 млн. рублей.К наиболее опасным участкам относятся участки рек Томи (Междуреченский, Новокузнецкий городские округа), Кондома (Таштагольскоегородское поселение,Калтанскийи Осинниковский городские округа), МрасСу (УстьКабырзинскоесельское поселение Таштагольского муниципального района,Мысковскийгородской округ).Актуальной проблемой являются русловые процессы, приводящие к разрушению берегов рек и водохранилищ. Катастрофическая ситуация сложилась на рекахУрюп(д.ИзындаевоТяжинского муниципального района), Кия (с.УстьСертаЧебулинского муниципального района), Кондома (с.Малиновка Новокузнецкого муниципального района),Яя(Яйскоегородское поселение Яйского муниципального района), Иня (ЛенинскКузнецкий городской округ). На отдельных участках скорость разрушения берегов рек составляет до 10 м/год. В результате обрушения берегов, которое особенно интенсивно происходит в паводковый период, уничтожены десятки жилых домов, нанесен значительный материальный ущерб.Директор Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на ее выполнение, организует управление реализацией Программы.Контроль за реализацией Программы осуществляют государственный заказчик Программы и Губернатор Кемеровской области.На реализацию разнообразных сценариев развития водохозяйственного комплекса Кемеровской области на достижение стратегических целей Программы могут повлиять риск недофинансирования мероприятий программы, научнотехнологические, техногенные и экологические риски, а также риск неэффективного принятия управленческого решения. Риск недофинансирования программы связан с недостаточностью бюджета выделенного государством на строительство и модернизацию технической основы водохозяйственного комплекса. Наступление такого риска приведёт к невозможности реализовать инновационные направления развития водохозяйственного комплекса, масштабной модернизации инфраструктуры и внедрения водосберегающих и экологически чистых технологийПричины возникновения риска недофинансирования:множественность источников финансирования проекта;увеличения первоначальной стоимости проекта;увеличения длительности инвестиционной фазы проекта;Предложения по минимизации риска недофинансирования проекта:привлечение соинвестора;фиксирование стоимости работ в договорах генерального подряда, субподряда;открывать финансирование проекта только после получения технических условий подключения объекта к инженерным сетям, заключения экологической службы, положительного заключения госэкспертизы проекта. Существуют определенные недостатки в процедурах контроля, поддержки по реализации мероприятий Программы, одна из основных причин пробелы в нормативноправовом законодательстве, его несовершенство, в итоге принимаются неэффективные управленческие решения. В целом это оказывает негативные последствияна эффективность реализации Программы в целом.Риск в принятии неадекватных и неграмотных управленческих решений снизится тогда, когда будет сформирована система текущего управления, координации и контроля.Если не будет своевременного, осуществленного в срок финансирования развития научнотехнического потенциала водохозяйственного комплекса, это вызовет дестабилизацию в разработке и внедрении современных отечественных технологий. И, соответственно, породит научнотехнологические риски.Техногенные и экологические риски обусловлены высокой степенью физического износа гидротехническихсооружений и сооружений инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия вод, человеческим фактором, а также стихийными природными явлениями. К числу таких последствий можно отнести перебои в водоснабжении объектов экономики и сетей жилищнокоммунального хозяйства, аварийное загрязнение водных объектов, а также затопление и подтопление отдельных территорий.Предложения по минимизации экологических рисков:создание специальных резервных фондов (фондов самострахования или фондов риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятного экологического события;исключение опасных технологических процессов;экологическое страхование.При реализации Программы в рамках модернизационного сценария развития водохозяйственного комплекса Кемеровской области негативное влияние указанных рисков на ход исполнения мероприятий Программы и их результативность будут снижены.Риски в инновационном проекте представляют собой возможности потерь, появляющихся при вложении инвестиций в изготовление новых товаров (услуг), которые, вероятно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.Риск считается немаловажной составляющей осуществления любой инновационной деятельности. Любая инновационная деятельность содержит рисковый характер, это определяется как многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, так и ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Существует ряд основных рисков в инновационной деятельности, это риск ошибочного выбора инновационного проекта, риск, связанный с обеспечением прав собственности, технический и экономический риски.Рискменеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.Вкачестве основныхэтапов системы предупреждения рисков можно выделить следующие:
идентификацию факторов риска;
классификацию игруппировку факторов поуровню влияния, выявление наиболее значимых;
оценку значимости конкретного фактора, определение взаимосвязей между ними;
разработку системы индикаторов факторов риска (системы показателей);
мониторинг изменений;
обоснование методов управления риском;
разработку программы управления риском;
анализ результатов реализации программы исовершенствование процесса управленияриском.Оценка рисков –это, в первую очередь, выявление всех возможных событий и потенциальных возможностей. Конечным результатом оценки рисков должно стать создание определенного профиля рисков, измеряющего их с точки зрения отклонения компании от поставленных ею для самой себя целей. При этом выявляются положительные и отрицательные стороны риска, и, кроме того, к этому профилю добавляются потенциальные или возможные ответы на разные виды рисков. Существует два вида анализарисков, которые дополняютдруг друга : качественный и количественный. Подразделяют такие методыанализа рисков, какметоды аналогии, бальной оценки, метод дерева решений, метод МонтеКарло, экспертные методы, математикостатистические методы оценки риска, Zстатистика, анализ чувствительности, метод сценариев, имитационное моделирование рисков и др. Универсального метода, который бы позволял подготовить полный анализ и на основе этого дать грамотную и квалифицированную оценку инновационного проекта –нет. У каждого метода есть свои плюсы и свои минусы.Качественные методы позволяют рассмотреть все возможные рисковые ситуации и описать все многообразие рисков рассматриваемого инвестиционного проекта, но получаемые при этом результаты оценки часто обладают не очень высокой объективностью и точностью.Использование количественных методов дает возможность получить численную оценку рискованности проекта, определить степень влияния факторов риска на его эффективность. К числу недостатков этих методов можно отнести необходимость наличия большого объема исходной информации за длительный период времени, сложности при определении законов распределения исследуемых параметров и результирующих показателей и т.д.Внаучной литературе повопросу интерпретации содержания понятия риска какэкономическойкатегории наблюдается большая путаница, связанная смногогранностью имногоаспектностью термина, существует множество практически схожих изаметно различающихся определений, вкоторых намеренно взят заоснову какойлибо качественный илиспециально подчеркиваемый атрибут функциональной сущности риска. Значительная часть авторов, анализирующих хозяйственную деятельность, связывает риск сопасностью ущерба ипотерь илиставит между ними знак тождества. Подобное толкование категории «риск» вкакойтомере принято вряде разделов экономической науки засчет его заимствования издругих отраслей знания (медицины, юриспруденции, биологии, страхования, оценки). Вэтих сферах риск правомерно ассоциируется сцелью деятельности исожидаемой вероятностью неудачи, опасностью длякачества жизни пациента неблагоприятных последствий, опасностью, ущерб откоторой призвано снизить страхование, ит. д. Ассоциировать хозяйственный риск только сопасностью ущерба ипотерь несовсем корректно.
Еще со времен Р. Катильона и А. Смита в экономической жизни интерес в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с угрозами и рисками, в большинстве случаев представлял собой процент прибыли (ванглийском языке одним изосновных значений слова interest является процент прибыли), доход илиполучение определенной выгоды. Какмы видим, такое толкование риска существенно обедняет богатую сущность данной категории, выдвигая напередний план только один из видов его проявления вэкономической жизни общества. Подобные определения противоречат исмысловому содержанию, вкладываемому вслово «риск» втолковых словарях В. И.Даля иС. И.Ожегова. Вобыденном массовом сознании риск ассоциируется скорее сосмелостью награни благоразумия, «неверным, т. е. неясным делом», порой даже «благородным делом», нежели снеудачей ипотерями.Рассмотрим несколько определений риска отечественных и зарубежных авторов:П. Бернстайн «Действия, которые мы готовы предпринять в будущем, что предполагает наличие у нас свободы выбора, –вот что такое риск на самом деле» [2]Е. С. Стоянова Риск –возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека [3]М. Г. Лапуста, Л. Г. Шаршукова Риск –это опасность потенциальных возможностей, вероятности потери ресурсов… по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде финансовой деятельности [4]Вприведенных толкованиях очевидна терминологическая неточность. Иопределение «возможная опасность» неспасает положение, поскольку понятие «опасность» трудно точно характеризовать каксостояние (состояние опасности очень изменчиво), трудно измерить иоценить возможную опасность, также каки«движущую силу риска».Таким образом, риск как экономическая категория описывает риск убытков в связи с неопределенностью, которая может привести к возникновению неожиданных или неблагоприятных условий для экономической деятельности. В целом можно сделать вывод, что риск, в первую очередь, ущерб (финансовые, материальные и другие потери) от принятого решения и, вовторых, риск получения дохода или прибыли от реализации решения.
Ссылки на источники1.
Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в 2013 –2020 годах».2.Словарь дляпрактического использования стандартов рискменеджмента FERMA // ISO/IEC Guide 73 Risk Management. Стандарт Рискменеджмента. Терминология Международной организации постандартизации.
3.http://www.ako.ru/zakon/viewzakon.asp?C62503=On4.Финансовый менеджмент: теория ипрактика: Учебник/Подред. Е. С.Стояновой. М.: Перспектива, 2000. 574 c.
5.Экономическая энциклопедия/Подред. Л. И.Абалкина. М.: Экономика, 1999. 434 с.6.СмитА.Исследование оприроде ипричинах богатства народов/Пер. сангл., предисл. В. С.Афанасьева. М.: Эксмо, 2007. 956 с
ZhuravlevаAlyona ,
a student of class 11 MBU School № 6, JurgaIrina Zhuravleva , scientific adviserPh.D., assistant professor of economics and automated control systems yurginskogo Technological Institute ( branch ) of the federal government's budget educational institution of higher professional education " National Research Tomsk Polytechnic University " Yurgai.v.zhuravlyova @ yandex.ruRisk management in an innovative project as an example of the Comprehensive Program "Development of water sector in the Kemerovo region 2013 2020 years ."Abstract.In the Kemerovo region created Integrated Programme"Development of water sector for 20132020 years. " How competently and correctly calculated risks , but rather management depends primarily on ecology Kuzbass, improving the security of the population against floods and health of the nation as a whole. Discusses the possible risks , causes and ways to address them .Keywords: Risk , risk management , innovative design , risk assessment
Управление рисками в инновационном проекте на примереКомплексной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в2013 –2020 годах»
Аннотация. В Кемеровской области создана Комплексная программа «Развитие водохозяйственного комплекса на 20132020 гг.» Насколько грамотно и правильно просчитаны риски, а точнее управление ими зависит в первую очередь экология Кузбасса, повышение защищенности населения от наводнения и здоровье нации в целом. Рассматриваются возможные риски, причины и способы их устранения.Ключевые слова: Риск, рискменеджмент, инновационный проект, оценка рисков.
Проблеме охраны окружающей среды в Кемеровской области уделяетсяогромное внимание и придается большое значение. Так как экологически чистая зонаэто залог здорового поколения и, как следствие, процветание нации в целом. Именно поэтому результатом целенаправленной работы в этом направлении и явилось создание Комплексной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в2013 –2020 годах».Реализация Программы способствует достижению следующих результатов:гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей;повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты;обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов за счет экологической реабилитации водных объектов.[1]Финансирование Программы осуществляется из бюджета Кемеровской области в рамках долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области»по подпрограмме «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области».Объем финансирования Программы должен обеспечить возможность реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей изадач.Общий объем финансирования в 2013 –2020 годах составляет 847,164 млн.рублей, в том числе:средства федерального бюджета –529,415 млн.рублей;средства консолидированного бюджета Кемеровской области –317,749 млн.рублей; из них:средства областного бюджета –297,500млн.рублей;средства местного бюджета –20,249 млн.рублей.Размер средств областного и местного бюджетов устанавливается долгосрочной целевой программой «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» (подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области») и соответствующими муниципальными программаминасоответствующий период.Объем средств федерального бюджета подлежит уточнению с учетом лимитов субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 –2020 годах» и субвенций на осуществление отдельных полномочий в сфере водных отношений, выделенных на соответствующий период.Определение необходимых объемов финансирования Программы осуществляется на основе имеющейся проектной документации, аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния дел на территории Кемеровской области в сфере использования и охраны окружающей среды, в том числе водохозяйственного комплекса.Характеристика гидрологических рисков (площадь территории, подверженной затоплению, повторяемость негативных гидрологических событий (явлений), средний объем экономического ущерба, количество пострадавшего населения)численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, в том числе на территориях, защищенных в результате реализации водохозяйственных мероприятий (работы по увеличению пропускной способности русел рек и др.), составляет 188391 человек.Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, включая участки, на которых соответствующие работы осуществлены, составляет 395 км.Площадь населенных пунктов, попадающих в зону затопления во время паводков, составляет 301,122 кв. км, где проживают 45329 человек.Среднемноголетний прямой ущерб, наносимый паводками, составляет 400 млн. рублей.К наиболее опасным участкам относятся участки рек Томи (Междуреченский, Новокузнецкий городские округа), Кондома (Таштагольскоегородское поселение,Калтанскийи Осинниковский городские округа), МрасСу (УстьКабырзинскоесельское поселение Таштагольского муниципального района,Мысковскийгородской округ).Актуальной проблемой являются русловые процессы, приводящие к разрушению берегов рек и водохранилищ. Катастрофическая ситуация сложилась на рекахУрюп(д.ИзындаевоТяжинского муниципального района), Кия (с.УстьСертаЧебулинского муниципального района), Кондома (с.Малиновка Новокузнецкого муниципального района),Яя(Яйскоегородское поселение Яйского муниципального района), Иня (ЛенинскКузнецкий городской округ). На отдельных участках скорость разрушения берегов рек составляет до 10 м/год. В результате обрушения берегов, которое особенно интенсивно происходит в паводковый период, уничтожены десятки жилых домов, нанесен значительный материальный ущерб.Директор Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на ее выполнение, организует управление реализацией Программы.Контроль за реализацией Программы осуществляют государственный заказчик Программы и Губернатор Кемеровской области.На реализацию разнообразных сценариев развития водохозяйственного комплекса Кемеровской области на достижение стратегических целей Программы могут повлиять риск недофинансирования мероприятий программы, научнотехнологические, техногенные и экологические риски, а также риск неэффективного принятия управленческого решения. Риск недофинансирования программы связан с недостаточностью бюджета выделенного государством на строительство и модернизацию технической основы водохозяйственного комплекса. Наступление такого риска приведёт к невозможности реализовать инновационные направления развития водохозяйственного комплекса, масштабной модернизации инфраструктуры и внедрения водосберегающих и экологически чистых технологийПричины возникновения риска недофинансирования:множественность источников финансирования проекта;увеличения первоначальной стоимости проекта;увеличения длительности инвестиционной фазы проекта;Предложения по минимизации риска недофинансирования проекта:привлечение соинвестора;фиксирование стоимости работ в договорах генерального подряда, субподряда;открывать финансирование проекта только после получения технических условий подключения объекта к инженерным сетям, заключения экологической службы, положительного заключения госэкспертизы проекта. Существуют определенные недостатки в процедурах контроля, поддержки по реализации мероприятий Программы, одна из основных причин пробелы в нормативноправовом законодательстве, его несовершенство, в итоге принимаются неэффективные управленческие решения. В целом это оказывает негативные последствияна эффективность реализации Программы в целом.Риск в принятии неадекватных и неграмотных управленческих решений снизится тогда, когда будет сформирована система текущего управления, координации и контроля.Если не будет своевременного, осуществленного в срок финансирования развития научнотехнического потенциала водохозяйственного комплекса, это вызовет дестабилизацию в разработке и внедрении современных отечественных технологий. И, соответственно, породит научнотехнологические риски.Техногенные и экологические риски обусловлены высокой степенью физического износа гидротехническихсооружений и сооружений инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия вод, человеческим фактором, а также стихийными природными явлениями. К числу таких последствий можно отнести перебои в водоснабжении объектов экономики и сетей жилищнокоммунального хозяйства, аварийное загрязнение водных объектов, а также затопление и подтопление отдельных территорий.Предложения по минимизации экологических рисков:создание специальных резервных фондов (фондов самострахования или фондов риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятного экологического события;исключение опасных технологических процессов;экологическое страхование.При реализации Программы в рамках модернизационного сценария развития водохозяйственного комплекса Кемеровской области негативное влияние указанных рисков на ход исполнения мероприятий Программы и их результативность будут снижены.Риски в инновационном проекте представляют собой возможности потерь, появляющихся при вложении инвестиций в изготовление новых товаров (услуг), которые, вероятно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.Риск считается немаловажной составляющей осуществления любой инновационной деятельности. Любая инновационная деятельность содержит рисковый характер, это определяется как многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, так и ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Существует ряд основных рисков в инновационной деятельности, это риск ошибочного выбора инновационного проекта, риск, связанный с обеспечением прав собственности, технический и экономический риски.Рискменеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.Вкачестве основныхэтапов системы предупреждения рисков можно выделить следующие:
идентификацию факторов риска;
классификацию игруппировку факторов поуровню влияния, выявление наиболее значимых;
оценку значимости конкретного фактора, определение взаимосвязей между ними;
разработку системы индикаторов факторов риска (системы показателей);
мониторинг изменений;
обоснование методов управления риском;
разработку программы управления риском;
анализ результатов реализации программы исовершенствование процесса управленияриском.Оценка рисков –это, в первую очередь, выявление всех возможных событий и потенциальных возможностей. Конечным результатом оценки рисков должно стать создание определенного профиля рисков, измеряющего их с точки зрения отклонения компании от поставленных ею для самой себя целей. При этом выявляются положительные и отрицательные стороны риска, и, кроме того, к этому профилю добавляются потенциальные или возможные ответы на разные виды рисков. Существует два вида анализарисков, которые дополняютдруг друга : качественный и количественный. Подразделяют такие методыанализа рисков, какметоды аналогии, бальной оценки, метод дерева решений, метод МонтеКарло, экспертные методы, математикостатистические методы оценки риска, Zстатистика, анализ чувствительности, метод сценариев, имитационное моделирование рисков и др. Универсального метода, который бы позволял подготовить полный анализ и на основе этого дать грамотную и квалифицированную оценку инновационного проекта –нет. У каждого метода есть свои плюсы и свои минусы.Качественные методы позволяют рассмотреть все возможные рисковые ситуации и описать все многообразие рисков рассматриваемого инвестиционного проекта, но получаемые при этом результаты оценки часто обладают не очень высокой объективностью и точностью.Использование количественных методов дает возможность получить численную оценку рискованности проекта, определить степень влияния факторов риска на его эффективность. К числу недостатков этих методов можно отнести необходимость наличия большого объема исходной информации за длительный период времени, сложности при определении законов распределения исследуемых параметров и результирующих показателей и т.д.Внаучной литературе повопросу интерпретации содержания понятия риска какэкономическойкатегории наблюдается большая путаница, связанная смногогранностью имногоаспектностью термина, существует множество практически схожих изаметно различающихся определений, вкоторых намеренно взят заоснову какойлибо качественный илиспециально подчеркиваемый атрибут функциональной сущности риска. Значительная часть авторов, анализирующих хозяйственную деятельность, связывает риск сопасностью ущерба ипотерь илиставит между ними знак тождества. Подобное толкование категории «риск» вкакойтомере принято вряде разделов экономической науки засчет его заимствования издругих отраслей знания (медицины, юриспруденции, биологии, страхования, оценки). Вэтих сферах риск правомерно ассоциируется сцелью деятельности исожидаемой вероятностью неудачи, опасностью длякачества жизни пациента неблагоприятных последствий, опасностью, ущерб откоторой призвано снизить страхование, ит. д. Ассоциировать хозяйственный риск только сопасностью ущерба ипотерь несовсем корректно.
Еще со времен Р. Катильона и А. Смита в экономической жизни интерес в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с угрозами и рисками, в большинстве случаев представлял собой процент прибыли (ванглийском языке одним изосновных значений слова interest является процент прибыли), доход илиполучение определенной выгоды. Какмы видим, такое толкование риска существенно обедняет богатую сущность данной категории, выдвигая напередний план только один из видов его проявления вэкономической жизни общества. Подобные определения противоречат исмысловому содержанию, вкладываемому вслово «риск» втолковых словарях В. И.Даля иС. И.Ожегова. Вобыденном массовом сознании риск ассоциируется скорее сосмелостью награни благоразумия, «неверным, т. е. неясным делом», порой даже «благородным делом», нежели снеудачей ипотерями.Рассмотрим несколько определений риска отечественных и зарубежных авторов:П. Бернстайн «Действия, которые мы готовы предпринять в будущем, что предполагает наличие у нас свободы выбора, –вот что такое риск на самом деле» [2]Е. С. Стоянова Риск –возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека [3]М. Г. Лапуста, Л. Г. Шаршукова Риск –это опасность потенциальных возможностей, вероятности потери ресурсов… по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде финансовой деятельности [4]Вприведенных толкованиях очевидна терминологическая неточность. Иопределение «возможная опасность» неспасает положение, поскольку понятие «опасность» трудно точно характеризовать каксостояние (состояние опасности очень изменчиво), трудно измерить иоценить возможную опасность, также каки«движущую силу риска».Таким образом, риск как экономическая категория описывает риск убытков в связи с неопределенностью, которая может привести к возникновению неожиданных или неблагоприятных условий для экономической деятельности. В целом можно сделать вывод, что риск, в первую очередь, ущерб (финансовые, материальные и другие потери) от принятого решения и, вовторых, риск получения дохода или прибыли от реализации решения.
Ссылки на источники1.
Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Кемеровской области в 2013 –2020 годах».2.Словарь дляпрактического использования стандартов рискменеджмента FERMA // ISO/IEC Guide 73 Risk Management. Стандарт Рискменеджмента. Терминология Международной организации постандартизации.
3.http://www.ako.ru/zakon/viewzakon.asp?C62503=On4.Финансовый менеджмент: теория ипрактика: Учебник/Подред. Е. С.Стояновой. М.: Перспектива, 2000. 574 c.
5.Экономическая энциклопедия/Подред. Л. И.Абалкина. М.: Экономика, 1999. 434 с.6.СмитА.Исследование оприроде ипричинах богатства народов/Пер. сангл., предисл. В. С.Афанасьева. М.: Эксмо, 2007. 956 с
ZhuravlevаAlyona ,
a student of class 11 MBU School № 6, JurgaIrina Zhuravleva , scientific adviserPh.D., assistant professor of economics and automated control systems yurginskogo Technological Institute ( branch ) of the federal government's budget educational institution of higher professional education " National Research Tomsk Polytechnic University " Yurgai.v.zhuravlyova @ yandex.ruRisk management in an innovative project as an example of the Comprehensive Program "Development of water sector in the Kemerovo region 2013 2020 years ."Abstract.In the Kemerovo region created Integrated Programme"Development of water sector for 20132020 years. " How competently and correctly calculated risks , but rather management depends primarily on ecology Kuzbass, improving the security of the population against floods and health of the nation as a whole. Discusses the possible risks , causes and ways to address them .Keywords: Risk , risk management , innovative design , risk assessment