Технология «Портфель достижения ученика» как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Логинова Н. Е. Технология «Портфель достижения ученика» как средство развития коммуникативной компетентности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2881–2885. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54840.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию основных положений современной педагогической технологии «Портфель достижений ученика».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Логинова Наталия Евгеньевна,учитель русского языка и литературы,МКОУ СОШ №2 с УИОП пос. Восточный Омутнинского района Кировской областиNEPonomaryova@yandex.ru

Технология«Портфель достижений ученика» как средство развития коммуникативной компетентностиучащихся

Аннотация.Статья посвящена раскрытию основных положений современной педагогической технологии «Портфель достижений ученика».Ключевые слова: Компетентность, технология, ученик, портфель достижений

Наверное, каждый педагог сталкивался в своей практике с ситуациями, когда учащийся при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других, затрудняется высказать свою точку зрения, потому что не знает, как построить предложение, не может отстаивать точку зрения, строить хороший монолог.В школу попадают дети с разным уровнем готовности, у каждого ребёнка свой умственный потенциал, свои возможности. Но государство предъявляет выпускникам единые требования. В статье содержится описание технологии «Портфель достижений ученика». Данная технология поможет учащимся максимально хорошо овладеть устной и письменной речью.Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела.Для формирования коммуникативной компетентности необходимо выбрать такую технологию обучения,при которой ученик большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. В последнее время появились сравнительно новые технологии под названием «Портфель достижений ученика», которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашённой в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.),которая состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.«Языковой портфель достижений ученика» инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.Эту сравнительно новую технологию начали применять учителя иностранного языка. Есть и варианты названий «Языковой портфель ученика», «Языковая папка учащегося», «Языковое портфолио», однако суть остаётся единой –самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.По форме «Языковой портфель» новый тип рабочей тетрадипапки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе;в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом) в зависимости от этапа обучения;

в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения, публичные выступления, диктанты, изложения и т. д.)в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.«Языковой портфель» состоит из нескольких разделов:1.Языковой паспорт владельца языкового портфеля, где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимался ученик, язык общения в семье.В этом же разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:для того чтобы описывать проделанную тобой работу;для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как владеешь русским языком;для того чтобы показать твоим новым учителям в том случае, если ты перейдёшь в другой класс или школу;для того чтобы знать, как заполняются подобные документы, они могут быть очень полезны для тебя в дальнейшем обучении, выборе профессии.2. «В языковой портфель» включены таблицы для самооценки речевых умений всех видов деятельности.Для контроля устных и письменных видов речевой деятельности я составила цепочку учебнокоммуникативных умений: 5 класс6 класс7 класс1.Давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы.2.Пересказывать.3.Письменно излагать текст по готовому плану.4.Участвовать в учебном диалоге.5.Организовывать работу в группе.6.Распределять работу при совместной деятельности.7.Писать сочинения, отзывы.1.Различать научный, художественный и публицистический тексты.2.Создавать тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.3.Задавать вопросы разного вида.4.Публично выступать.5.Кратко формулировать свои мысли.6.Писать заявления.1.Составлять сложный план.2.Комментировать текст.3.Владеть приёмами риторики.4.Уметь вести дискуссию, диалог.5.Выслушивать и объективно оценивать другого.6.Писать аннотации.8 класс9 класс1011 классы1.Составлять сложный и тезисный планы.2.Готовить доклады, рефераты.3.Выступать перед аудиторией.4.Рецензировать устный ответ, сообщение, доклад.

1.Делать сообщения, доклады на разные темы с использованием различных источников.2.Участвовать в дискуссии.3.Составлять конспект текста, выступления.4.Выполнять реферативные работы.1.Писать заметки в газету, автобиографию.2.Писать рецензии.3.Выступать перед аудиторией.4.Вести полемику, участвовать в дискуссии.5.Быть корректным к мнению других.6.Уметь донести своё мнение до других.

Использование памяток помогут учащимся грамотно построить высказывание.

Памятка для анализа пересказа;Памятка для анализа изложения;Памятка для анализа повествовательного текста;Памятка обучению повествованию;Памятка обучению рассуждению;Памятка для анализа текстарассуждения;Памятка для обучения описанию;Памятка для анализа текстаописания;Советы молодым ораторам;Учись правильно пользоваться своим голосом во время публичного выступления.3.«Языковой архив ученика». Здесь делаются отметки о работах ученика или хранятся наиболее удачные работы, выполненные учеником самостоятельно на уроке или дома.Для самостоятельной работы учащихся 56 классов использую исследовательские работы «Путь к слову», позволяющие закрепить умение работать с различными словарями. Предлагаю такой план:1.Лексическое значение слова.2.История слова.3.Словообразовательное гнездо.4.Синонимы и антонимы.5.Слово в иностранных языках.6.Слово во фразеологических оборотах.7.Слово в афоризмах.8.Слово как понятие.9.Слово в фольклоре.10.Слово в художественном произведении.11.Слово в искусстве.12.Слово в моём творчестве.Ещё один вид самостоятельной работы –это подготовка публичного выступления. В учебнике М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. предлагается ребятам приготовить различные публичные выступления: «Происхождение имён», «Берегите природу!», «Народные промыслы» и т. д.Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено по усмотрению учителя.

Есть ряд проблем в связи с реализацией данной технологии:содержательных (определение уровней овладения речевыми умениями);психологопедагогических (изменение позиции учителя в сторону педагогики сотрудничества на этапе оценки ученика, изменение отношения ученика к оценке и формирование навыка рефлексии в процессе совершенствования речевой деятельности. Изменение позиции родителей –движение отпроверки дневника к наблюдению по развитию ребёнка);

организационных (размножение листов для самоконтроля, выделение на уроках дополнительного времени для презентации портфеля. Обозначенный круг проблем показывает, что применение данной технологии самооценки в преподавании русского языка требует решения определённых задач.Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.Как упрощённый вариант технологии «Портфель достижений», в 57 классах можно использовать специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ученика.

Ссылки на источники1.Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе.М.: Дрофа,2007.237с.2.

Плёнкин Н.А. Уроки развития речи 59 классы.М.:Просвещение, 1995г.135с.3.

Рыбченкова Л.М. Программа по русскому языку.М.: Дрофа, 2001.54с.

Natalia E. Loginova, teacher of Russian language and literature, MKOU school № 2 UIOP pos. East Omutninsky district of Kirov region NEPonomaryova@yandex.ru Technology "Portfolio student achievement" as a means to develop students' communicative competence Abstract.Article is devoted to the basic assumptions of modern educational technology "Portfolio student achievement." Keywords:Competence, technology, student achievement portfolio