Актуальные вопросы из жизни студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Астанина А. А., Макарьева Е. А. Актуальные вопросы из жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2916–2920. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54847.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы из жизни студентов: каков уровень их проживания, какой они выбирают досуг, трудоустройство студентов и влияние на них Интернета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Астанина Александра Александровна,Студентка IIкурса Экономического факультета ВГЛТА г. Воронежsunny.astanina@mail.ruМакарьева Елена Афанасьевна,Ст. преподаватель кафедры «Экономики и финансов» ВГЛТА г. Воронежelenaf_mak@mail.ru

Актуальные вопросы из жизни студентов

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы из жизни студентов о том, какой уровень их проживания,какой они выбирают досуг в свободное от учебы время, трудоустройствастудентов и влияниеинтернета наних.Ключевые слова: общежитие, досуг, трудоустройство и интернет.

Современное общество требует повышения эффективности высшего образования. Это связано с оптимизацией образовательного процесса и всех сфер жизнедеятельности студента. Основы успешной жизни молодежи закладываются на этапе получения образования. Большинство студентов к моменту поступления в ВУЗ не готовы к решению таких задач, как, например, создание семьи, выбор жизненных целей и определения стиля жизни, установление дружеских отношений, ответственности и моральной напряженности. В марте 2014 года проводился опрос студентов, проживающих в общежитии Воронежской государственной лесотехнической академии и Воронежского государственного педагогического университета, в возрасте от 18 до 22 лет с разных курсов. Умение хорошо и быстро адаптироваться к окружающим тебя условиям, зачастую формируются на этапе проживания студентов в общежитии. Исследования провели студенты группы ПМ2121ОБ.Целью данного опроса было выявление степени удовлетворенности студентов разными аспектами жизни в общежитии.

В ходе нашего опроса была составлена анкета из 7вопросов, касающихся разных аспектов жизни в общежитии. Предлагалось несколько вариантов ответов. В опросе приняли участие 42 студента с каждого учебного заведения (всего 84 человека).Сразу хочется отметить, что студенты очень неохотно заполняли анкеты, настаивали, чтобы все это проходило на условиях анонимности. Более трети опрошенных нами студентов открыто выразили свое общее недовольство условиями жизни в общежитии. При этом отмечается неплохая способность молодых людей адаптироваться, даже к неблагоприятным условиям.59,4% студентов ВГЛТАприспосабливаются к условиям проживания в общежитии, при этом хорошо и комфортно себя чувствуют 47,2%. 68% респондентов не считают жизнь в общежитии стрессом, при этом 78% воспринимают ее как способ лучше узнать других людей. Студенты ВГПУ имеют другое мнение. Приспосабливаются к условиям проживания в общежитии 62,8%, хорошо и комфортно себя ощущают 48,3%. Не считают жизнь в общежитии стрессом67% и воспринимают как способ лучше узнать друг друга 62%.Практически 82% опрошенных студентов ВГЛТА и 79% студентов ВГПУ отметили негативные привычки своих соседей. 93% молодых людей ВГЛТА и 90% ВГПУ периодически конфликтуют с соседями. В общежитияхВГЛТА разрешают конфликты путем сотрудничества 52% студентов, путем компромисса 30%, приспосабливаются к соседям по комнате 24% , уклоняются от конфликтов 4%. Студенты ВГПУ менее склонны к сотрудничеству –49%, готовы к компромиссу 31%, готовы приспосабливаться –1% и уклоняются от ссор 19%.

В вопросах распределении обязанностей респонденты ВГЛТА и ВГПУ практически единодушны. 52% и 50% соответственно делят обязанности по принуждению, 41% и 40% по желанию, 7% и 10% готовы учесть желания соседей. 79%студентов ВГЛТА и 76% ВГПУ организуют быт совместно, а 21% и 24% самостоятельно.Переехать в другое место жительства при возможности изъявили желание 93% опрошенных ВГЛТА и 97% ВГПУ. 68% студентов ВГЛТА и 62% ВГПУ, считают, что жизнь в общежитии влияет на них отрицательно.Подлинной школой жизни и воспитания будущего специалиста может быть общежитие. Сегодня воспитательная работа не удовлетворяет ни администрацию вуза, ни самих студентов (84 % считают, что досуг студентов, проживающих в общежитии, организован не на должном уровне). Согласно данному исследованию, иерархия потребностей студентов, проживающих в общежитии, складывается следующим образом: 1. улучшение жилищнобытовых условий, 2. развитие клубной и досуговой деятельности, 3. оказание помощи во вторичной занятости, 4. организация физкультурнооздоровительных мероприятий.В период обучения в вузе социализация играет важнейшую роль в развитии личности. Обучение в вузе это переходный момент между юностью и взрослой жизнью. Следовательно, очень важно уделять этому процессу внимание, не только со стороны преподавателей, но и со стороны тех людей, которые являются воспитателями студентов, проживающих в общежитии. Проведенное исследование показало, что персоналу общежития необходимо помнить о том, что воспитание студентов сложный процесс. Необходимо искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её интеллектуально и духовно, помогающие ей определить своё место в жизни. Кроме учебы у каждого студента, конечно же, естьсвободное время и личная жизнь. Чем занимают досуг воронежские студенты и почему –вот что явилось основной темой исследования. Нами было проведено выборочное наблюдение, направленное на выявление того, какие развлекательные заведения наиболее популярны устудентов столь крупного и развитого города, как Воронеж, и почему. Для исследования использовалась анкета из 18 вопросов, по которой было опрошено 60 человек. При анализе анкет было выявлено, что большинство опрашиваемых совершеннолетние, и только 10 человек не достигли 18 лет (семнадцатилетние).В ходе исследования стало ясно, что студенты примерно в равных количествах отдают предпочтение кинотеатрам и бильярду или боулингу и почти совсем не посещают различные выставки, театры и цирк. Скорее всего, такаястатистика может быть связана с ценами на билеты. Так, не каждый студент может себе позволить ходить в цирк (стоимость билетов в Воронежском цирке колеблется в районе 5001500 р.), тогда как в кино билет можно купить за 100200 р. При этом в некоторых кинотеатрах действуют специальные скидки для студентов, как, например, в кинотеатре «Люксор» т.ц. «Арена» с понедельника по пятницу до 18:00 можно приобрести билет всего за 50 р., а во вторник целый день, предъявив студенческий билет. Театры и выставки не пользуются популярностью у студентов по причинам, обусловленным не финансами, а личными интересами. Нередко студенты посещают ночные клубы, которых в Воронеже достаточно много в разных ценовых категориях.Так как финансовые возможности большинства студентов зачастую невелики, мы задали вопрос, много ли денег они тратят на развлечения. Оказалось, у 42 из опрошенных студентов это зависит от настроения, 10 студентов тратят почти все деньги и 8 человек стараются экономить или предпочитают погулять за чужой счёт. Стоит заметить, что конкретные суммы, уходящие на развлечения, сильно зависят от цен и наличия специальных скидок для студентов.Далее нас заинтересовало, насколько влияют развлечения студентов на посещаемость и успеваемость в ВУЗе. Результаты опроса следующие: 40 студентов ответили, что не пропускали занятий изза посещения развлекательных заведений; 18 пропускали, но такое случалось редко, и лишь 2,из опрошенных,часто пропускают занятия после посещения развлекательных заведений (это студенты, предпочитающие отдыхать в ночных клубах). Такие показатели не могут не радовать, так как по ним можно сделать вывод, что в большинстве случаев учёба у студентов не страдает от развлечений.В ходе исследования выяснилось также, что самым популярным временем для отдыха студенты считают вечер (38 человек), отдыхают ночью только 7 студентов, из которых 2 до утра, остальные же предпочитают дневные развлечения. Данный показатель соответствует правде, потому что вечером в реальности можно наблюдать наплыв молодёжи в центрахразвлечений города Воронежа.Также следует отметить, что в список наиболее популярных заведений посещаемых студентами вошли:

Кинотеатры «Спартак», «Пролетарий», «Юность», «Imax»;

Ночные клубы «Парнас», «Серебро», «Проспект»;

Ледовый дворец «Северноесияние» и спорткомплекс «Юбилейный»;

ТРК «Град», «Галерея Чижова», «Московский проспект», «Арена».Все эти заведения популярны среди молодёжи, так как являются общедоступными и разрекламированными. Именно в них, согласно анкетам, чаще всего бывают студенты ВГЛТА.Широту, разнообразие и количество развлечений в городе Воронеже студенты оценили высоко. Большинство из опрошенных (70%) приезжие и имеют возможность сравнить структуру развлечений со своим городом или населённым пунктом. 48 человек посчитали количество доступных развлечений в Воронеже достаточным, чтобы не ехать в их поисках в другой город. Возможностей провести досуг для молодёжи в Воронеже очень много: от аквапарков, океанариума и конных прогулок до пейнтбола (стрельба шариками с краской) и прогулок на вертолёте или воздушном шаре. Большинство опрошенных затруднились с вопросом по недостающим развлечениям. В качестве улучшений свыше половины опрошенных хотели бы увидеть больше акций и скидок именно для студентов, что дало бы им большую финансовую свободу в проведении досуга.Проведённое статистическое исследование позволило сделать следующие выводы: студенты часто считают предпочтительным отдохнуть именно в заведениях города Воронежа; развлечения в свободное от учёбы время в основном не влияют на успеваемость в университете. Из этого следует, что студенты ВГЛТА относятся к учёбе серьёзно, ставя её выше развлечений, которые, по мнению опрошенных, в Воронеже отличаются разнообразием и общедоступностью.Исследуя полученные данные, мы также приходим к выводу, что для привлечения большего количества студентов в различные области развлечений оказались бы полезными системы скидок и поощрений. Положительный пример можно отметить в работе нашего вуза, в котором проводился опрос, это выдача студентам оплаченных абонементов на концерты в Воронежской филармонии, что способствует повышению культурного уровня студентов и организации досуга.Но сейчас огромное влияние на студентов, и практически всей молодежи ,влияет интернет. Ежедневно интернет используют около 1,5 млрд. человек, но мало кто задумывается о роли его в своей жизни. Всего лишь 19 лет назад, в 1992 году, интернетом пользовалось всего 100 человек, а сейчас это более 30% населения планеты Земля.Считается, что к 2018 году доступ к всемирной сети будет в каждой семье, а телевидение станет историей [1]. По данным ВЦИОМ на март 2013, среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть, 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет [2]. Самой активной группой пользователей интернета являются люди в возрасте от 1824, что совпадает со студенческим возрастом, поэтому мы провели еще одно интересное исследование о роли интернета в жизни студентов в Воронежской государственной лесотехнической академии. В нашем опросе приняли участие 100 человек. Из которых 64 девушки и 36 юноши. По результатам опроса мы получили следующие результаты.На вопрос «Уверенный ли вы пользователь сети?» студенты ответили следующим образом: 19% опрошенных заявили что с легкостью справляются со всеми задачами, 52% справляются с большинством задач, 27% иногда требуется помощь, 2% нуждаются в постоянной помощи.Далее студентам задали вопрос:«Каким доступом в интернет вы пользуетесь?». 26% пользуются доступом через телефонную сеть, 17% через оператора мобильной связи, 33% выходят в интернет через ADSL модем, 6% высокоскоростной спутниковый интернет, 17% через выделенную кабельную линию,1% опрошенных предпочитают другие способы выхода в интернет.Для того, чтобы понять насколько необходим интернет в повседневной жизни, мы задали вопрос «Можете ли Вы обойтись без интернета некоторое время?». Выяснилось что 50% опрошенных могут спокойно прожить без доступа в интернет лишь пару дней, 23% могут обойтись без интернета около месяца, 27% интернет необходим каждый день.Далее мы выяснили сколько времени в день люди посвящают интернету. 9% опрошенных проводят в сети менее часа, 34% 13 часа, 26 % посвящают интернету от 3 до 5 часов своего времени, 12% тратят на интернет 57 часов, 19% опрошенных заявили что время их пользования глобальной сетью занимает более 7 часов.На вопрос «Что заставляет Вас входить в интернет?» были получены следующие результаты: 21% опрошенных заявили что делают это от скуки,13% пользуются интернетом для поиска развлечений, 25%пользуются интернетом для поиска необходимой информации, 34% используют интернет как средство общения, оставшиеся 7% назвали иные причины.У опрошенных студентов также выяснили насколько интернет помогает им в учебе. 67% периодически пользуются ресурсами интернета для учебы, 14% скачивают информацию для курсовых работ, рефератов, готовых домашних заданий, 15% используют интернет только как источник дополнительной информации, 4 % считают, что всю необходимую информацию можно найти в литературе.98% опрошенных студентов отметили, что проводят в интернете значительно больше времени, чем планировали изначально. Проанализировав результаты опроса, можно прийти к следующим выводам:1.Студенты и студентки в равной степени посещают интернет, т.е. пол в данном случае значения не имеет.2.Большинство опрошенных являются достаточно опытными пользователями интернета, что свидетельствует о постоянных практических навыках.3.Многие пользуются интернетом через мобильный телефон и через ADSLмодем, которые позволяют студентам пользоваться максимально мобильными и производительными способами выхода в сеть.4.Большинству студентов необходимо посещать интернет хотя бы один раз в несколько дней.5.Время, проводимое в сети интернета, у среднестатистического студента составляет от 1 до 4,5 часов в день.6.Чаще всего интернет используют для общения, поиска информации, а также развлечений.7.Большинство опрошенных признает, что интернет помогает им в учебе.На основании вышеизложенного, мы делаем вывод, что интернет играет огромную роль в жизни студентов, которые постоянно и всесторонне используют глобальную сеть. Многие респонденты готовы отказаться от просмотра телевизора, учебных дел, чтения книг, встреч с близкими ради глобальной сети. Ресурсами интернета, представляющими наибольший интерес для студентов,являются: порталы, чаты, форумы, где можно познакомиться и пообщаться; своя официальная страничка в сети; развлекательные ресурсы; образовательные порталы.

В наше время уже никого не удивляет раннее трудоустройство и совмещение учёбы с работой, ставшее тенденцией в обществе. Феномен работающего студента становится очень распространенным. Статистика показала, что не менее половины студентов старших курсов дневных вузов заняты на относительно регулярной оплачиваемой работе параллельно с учебой. Основные причины, по которым студент начинает искать работу, связаны, конечно же, с материальной стороной –это может быть желание жить самостоятельно и не зависеть от родителей, либо оплачивать свою учёбу, либо просто тратить больше денег на себя. Однако это не редко мешает учебе, ведь основная задача студента учиться в университете и получать знания, поэтому работа (или подработка) не должна оказывать большое влияние и мешать основному процессу учебе. Если же работа мешает этомупроцессу, то все вообще теряет смысл. Поэтому искать работу не рекомендуется на первых двух курсах. Более подходящее время для поиска работы это четвертый и пятый курс, но для некоторых приемлемо начинать работать и на третьем курсе.В советский период совместная с учебой занятость студентовстаршекурсников была достаточно развита. Однако студенческая занятость в советские времена и в настоящем времени имеет и существенные отличия, заставляющие рассматривать совмещение работы и учебы, как некий индикаторперестроечных процессов, происходящих в современной России, в особенности на рынке труда и в сфере высшего образования.Сегодня размер стипендии для учащихся Российских ВУЗов не менее 1340 руб., Размер академической стипендии для учеников колледжей и техникумов от 487 руб.Как на такие деньги, с учётом инфляции на продукты питания (хлеб, молоко, сметана, сыр и т.д.) можно прожить месяц? В ходе статистического опроса студентов нашего вуза (ВГЛТА) мы выяснили, что студент, проживающий в общежитии, в среднем за месяц тратит около 6800 рублей.Но всё же, если студент решил пойти работать, какие же вакансии ему могут предложить на рынке труда?

Работа грузчиком или охранником. Это простейшая работа для юношей со сдельной оплатой за час/смену. Не требует какихто особых навыков.

Работа курьером. Эта работа очень распространена среди студентов. Требуется хорошее знание города. Есть возможность выбирать подходящее время работы.

Работа промоутером в той или иной рекламной кампании, заключается в раздаче рекламных листовок, проведении различных презентаций или дегустацийпродукции.

Работа в сфере обслуживания и торговле. Это тоже неплохая работа для студентов, но работодатели этой категории предъявляют повышенные требования к ответственности нанимаемых работников.В сравнении с советским периодом, резко уменьшилась работа студентов в науке и научноисследовательских секторах вузов, а так же в промышленности.Не стоит забывать и про социальноэкономическое развитие регионов. Например, уровень жизни в Московской области выше, чем в Воронежской области, поэтому оплата труда в 3 раза выше. Мы опросили студентов нашей академии (ВГЛТА), с целью выяснить: где, как и в каких местах они трудятся в свободное от учебы время.В общей сумме было опрошено 26 работающихстудентов.Результаты опроса: в опросе приняли участие 27% девушки, 73% юноши , из них

46% учатся в первую смену, 54% вторую смену. Из 26 опрошенных студентов:5 человек подрабатывают в свободное время на мойке;12 человек работают грузчиками в сетях быстрогопитания и на маленьких складах;3 человека работают официантом (официанткой);1человек занимается 3Dмоделированием (на дому);1человек занимается написанием курсовых работ и решением дисциплины «Сопромат» (на дому); 2 человека работают консультантами в салоне сотовой связи и салоне компьютерной техники (по графику –2 выходных/2рабочих дня); 2 человека подрабатывают промоутерами в свободное время.

Не составляет труда совмещать учебу с работой

8%, а 92% трудно совмещать учебу сработойПри этом заработки студентов следующие:от 500 до 3500 руб.(73% ),19% от 3500 до 10 000 руб.,4% 10 00020 000 руб.,4% больше 20 000 руб.Реально хотели бы зарабатыватьот10000 до 20 000 руб.(90%),10% больше 20 000 руб.В ходе нашего статистического наблюдения мы выяснили, что студенты Воронежской государственной лесотехнической академии в своём большинстве стремятся подрабатывать. Практически никто не способен работать полный рабочий день, так как изза этого, по их мнению, начинаютсяпроблемы с учёбой.

Ссылки на источники1. Электронный ресурс: режим доступа: http://hronist.ru/rolinternetavzhizni/ 2. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/users_count/01513. Электронный ресурс: режим доступа http://www .avito.ru и http://www stood.ru

Astanina Aleksandra AleksandrovnaStudent of the II course of Economics department of VGLTA. Voronezh.sunny.astanina@mail.ruMakaryeva Elena Afanasyevnasenior teacher of chair "Economy and finance" VGLTA.Voronezh.elenaf_mak@mail.ruTopical issues from life of students.Abstract. In this article what level of accommodation of students as what they choose leisure in nonstudy time,employment of students and influence of the Internet on students is considered topical issues from life of students about.Keywords: hostel,leisure, employment and Internet.