Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Парфенова Т. С. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2911–2915. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54846.htm.
Аннотация. Статья посвящена патриотическому воспитанию младших школьников и условиям, которые необходимы для организации данной работы в школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Парфенова Татьяна Сергеевна,учитель начальных классовГБОУ СОШ №1987 г.Москваniknikpar@gmail.com

Педагогические условия патриотического воспитаниямладших школьников

Аннотация. Статья посвящена патриотическому воспитанию младших школьников и условиям, которые необходимы для организации данной работы в школе.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, начальная школа, педагогические условия, воспитание.

Одна из актуальных и вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда –этопатриотическое воспитание. Любая эпоха, любая историческая ситуацияпосвоему отражается на патриотическом мировоззрении. Сегодня эточувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.На современном этапе модернизации образования в России приоритетным направлением выступает воспитание людей в духе патриотизма, взаимного уважения и терпимости в контексте культуры межнационального общения. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В нашей стране произошли большие изменения за последние годы. Это касаетсяотношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям, нравственных ценностей. Изменилось и отношение людей к Родине. Сейчас о ней говорят в основном негативно, хотя раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны стране. Однако, трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания.Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к стране, гордости за неё необходимо при любом строе: будь то коммунизм, капитализм или социализм. Этому учатподрастающее поколение все народы мира.И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город,свой народ , нам нужно показать их с привлекательной стороны. А нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал, что ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства. Основная цель воспитателя помочь показать детям их родной город, рассказать о стране, в которой они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей родиной, гордости и любви. Задача родителей и воспитателей углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему дорого и близко –в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где играет с ребятишками, школа, которая для него является родным домом. Всё это воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он немыслит своё «я». Нам, педагогам, необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить, потерявшую в последние годы актуальность, работу по формированию патриотических чувств у детей, формированию нравственных представлений и знаний о Родине.





Патриотическое воспитание младших школьников

как педагогическая проблема.Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и т.д. Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явления, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социальноэкономических и политических условиях ив зависимости от многих позиций. Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.Известно, что в разные исторические эпохи сущность этого понятия «патриотизм» определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления. В разные времена под патриотизмом понималось служение народу и своему государству (присяга херсонесцев в начале 3 ст. до н.э), как чувство преданности определенной державе и ее инструментам он существовал в Древней Греции (гражданский патриотизм и панэллинистский патриотизм), Риме и средневековье. Во времена Киевской Руси –смерть за родную землю считали почетной славой, обязанностью перед Родиной, а при Петре Первом –Отчизна начала отождествляться с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью. Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения [48, 134].Патриотизм –это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувствах любви, гордости и преданности своему отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом.Понятие «патриотизм» наиболее точно определил Н.М.Карамзин: «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [69, 215]. Похожее определение дает В.Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма» [49, 115]. Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв «положить жизнь за Отечество» звучал в стихах Н.М.Карамзина, С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической. Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И. Герценом [48, 201]. По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше [69, 71].Следовательно, в традиции русской философии ярко выражена гуманистическая трактовка патриотизма, предельно кратко изложенная В.С. Соловьевым: «Нравственная обязанность патриота служить народу в человечестве, человечеству в народе» [49, 120]. Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем чтолибо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву», писал он [54, 97]. Природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему патриотические чувства, любовь и уважение к истории, культуре России. И вновь можно говорить о смещении акцентов в понимании сущности патриотизма, адекватности тех или иных способов его формирования у подрастающего поколения в связи с общественной ситуацией. Борьба К.Д. Ушинского со слепым, бездумным переносом европейских систем образования и воспитания на российскую почву обусловила ту значимость, которую он придавал национальному аспекту в воспитании. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на педагогические явления народной жизни, связанные с природой. Делая большие выписки из «Введения» Карла Риттера, Ушинский предается раздумьям о роли природы в формировании человека и целого народа, об отражении природных условий в национальном характере. Влияние совокупности природных условий на людейдо того могущественно, что разрушение этих условий может довести человека до мучительной тоски по родине. Ушинский считал, что разумное пользование естественными богатствами родины «доводит энергию народов, которым оно беспрепятственно и вполне досталось на долю, до удивительной степени высоты» [54, 98]. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в народноприкладном искусстве и различных народных промыслах, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, в фольклорных и классических произведениях. «Великим педагогом» называл К.Д. Ушинский родной язык, подчеркивая, что «не условным звукам только учится ребенок: но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [54, 99]. К.Д. Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Важным представляется понятие патриотизма в философской системе Л.Н. Толстого, которое наполняется широким гуманистическим содержанием общечеловеческой любви: «Сущность человеческой жизни и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь». Данное понятие раскрывается Толстым через призму христианской религии, и в этой связи он выделяет два способа постижения божественной благодати: через правильное отношение к другим людям и правильное отношение к самому себе. «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они дети того же бога, что и я. Они мои братья. Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без какихлибо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними» [16, 84]. Правильное отношение к себе Толстой определяет как заботу о спасении души. Показателем правильного отношения человека к себе является стремление к совершенству. По его мнению, человек тем нравственнее, чем полнее он осознает свое несовершенство. Нравственное отношение к себе как бы автоматически гарантирует нравственное отношение к другим. «Я не могу желать, думать, верить за другого. Я возношу свою жизнь, и это может вознести жизнь другого, да и другой я же. Так, если я вознесу себя, я вознесу всех. Я в них, и они во мне. Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т.д.» [16, 96]. Такимобразом, в развитии нравственного самосознания, в стремлении к нравственному самосовершенствованию Л.Н. Толстой видит главный путь становления патриотизма, гражданственности. В трудах философов XIX века встречается еще одна важная идея: «Не просто знайте,а верьте себе, тому вечному, разумному и благому началу, которое живет в каждом из нас», эту мысль мы находим у Л.Н. Толстого. Она же находит свое отражение в трудах Ф. М. Достоевского, С. Булгакова, которые считали, что только с помощью разума и рассудка нельзя достичь нравственного совершенства и вера как иррациональное духовное состояние наряду с любовью обеспечивает нравственную стойкость человека [16, 112]. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является устойчивый характер его отношений к природе, человеческому обществу, культуре. С точки зрения нравственности, это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, добротеэмпатии. Патриотизм как «всечеловечность» понимал Ф.М. Достоевский, считая, что патриотичность подразумевает наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие. Ф.М. Достоевский к сущностным качествам русского человека прежде всего относил сострадание, доброту, творящую мир; способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою; соборность, стремление к единению с другими людьми, на основе любви к другим; привязанность к родной земле [69, 75]. Значительный вклад в рассмотрение вопросов патриотического воспитания как духовнонравственного развития личности внес В.В. Зеньковский,который утверждал, что моральное здоровье детской души является самым важным и глубоким фактором ее духовного развития. Ребенка отличает искренность, простодушие, в которых заложена главная моральная сила, он движется к добру, он становится на путь этического развития очень рано, хотя этическое созревание в нем еще не сформировалось. Таким образом, моральное созревание детской души является «осью» ее духовного развития. В основе морального созревания, по мнению В.В. Зеньковского, лежат моральные чувства. Вдетстве моральное отношение к людям, природе простодушно, непосредственно и сердечно. Зеньковский выделяет три основных моральных чувства любовь к людям (альтруизм), стыд и чувство совести. Значительную трансформацию понятие «патриотизм» претерпевает вРоссии в начале XX веках в связи с коренными преобразованиями в общественной жизни 1917 года. Начиная с работ А.В. Луначарского,В.И. Ленина, Н.К. Крупской, данное понятие трактуется в духе марксистсколенинской идеологии. Этот подход впоследствии получает окончательное закрепление и развитие в трудах советских ученых. Вплоть до недавнего времени учебная и методическая литература содержала определение «патриотизм», подкрепляемое следующим характерным дополнением: «носителями подлинного патриотизма являютсярабочие и трудящиеся массы во главе с коммунистическими и рабочими партиями». Подобные констатации ставили не только ряд вопросов (например, а что такое неподлинный патриотизм?), но и однозначно указывали на идеологическую подоплеку данного направления воспитательной работы. Выделяя как отдельный вид патриотизма «советский патриотизм», авторы просто и незатейливо определяли его сущность: «советский патриотизм патриотизм высшего типа», а также материальную (социалистическая система хозяйства), политическую (советский государственный строй), идеологическую (марксизмленинизм) основы советского воспитания. Таким образом, воспитание патриотическое, гражданское, национальное (понимаемое как интернационализм), а отчасти и политическое, должно было преследовать очевидную цель, заданную общим «государственным заказом», формировать будущего идеологически подкованного строителя коммунизма. По сути, идеологические установки подменили сущность понятия, а верность конкретной партии отождествлялась с любовью к Родине [47, 3335]. Современный кризис политической и экономической сфер государства стал причиной отказа от патриотического воспитания как такового, равно как и осуществленная ранее подмена содержания понятия «патриотизм» привела к явной крайности: это направление исчезает из планов воспитательной работы. Выступления в «защиту» патриотического воспитания носит единичный характер. Так, по мнению академика Д.С.Лихачева, патриотизм это чувство любви к Родине, которое в наше время, к сожалению, потеряло свое истинное значение. В его определении понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, а также духовную жизнь народа, творческие усилия, достижения, придающие особое своеобразие культуре. Он считал: для того, чтобы стать сыном или дочерью своего народа, необходимо ощутить его духовную жизнь и творчески утвердить себя в ней. При этом Д.С. Лихачев, воспитывая маленьких россиян, предлагал все это держать в подсознании детей [33, 68]. В послевоенные годы наступило время холодной войны, в период которой культивировался военный патриотизм. Конечно патриотическое воспитание, несомненно, остается актуальной задачей воспитания вне зависимости от политической или социальнокультурнойситуации в государстве. Поэтому осуществленный анализ (не претендующий на всеобъемлемость), трактовок понятия «патриотизм» стал сегодня необходим, прежде всего, для выявления тех искажений и подмен содержания истинного понятия патриотизма, которые объективно имели и имеют место, для научнотеоретического обоснования и практического решения проблем патриотического воспитания. Результаты проведенного анализа могут быть использованы в качестве основы для определения понятия «патриотическое воспитание». В качестве нравственной категории патриотизм рассматривается как стремление делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше; чувство собственного достоинства и сострадание, сочувствие, доброта, творящая мир, способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою, воля к свободе и соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к ним. Таким образом, существует многообразие подходов к пониманию патриотизма, обусловленных влиянием социальнокультурных условий: любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях; патриотизм, глубоко нравственный в своей основе, предполагающий такие качества личности, как доброта, сочувствие, бескорыстие и др., которые являются мерилом нравственности, смыслом человеческой жизни; «советский патриотизм» как патриотизм якобы высшего типа, обозначающий любовь к Родине, которая отождествляется с верностью партии; патриотизм в условиях «холодной» войны противостояние некому образу врага, желание трудиться напользу своей страны; патриотизм на современном этапе развития российского общества, который часто рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России, но смысловое содержание этого понятия пока размыто. Современная трактовка патриотизма должна исходить из его традиционного понимания как духовнонравственного отношения к окружающему миру: природе, человеческому обществу, его культурным ценностям. Конкретно же патриотизм означает любовь к своей Родине: своему дому, деревне, городу или области, всей стране. Патриотизм одно из наиболее важных человеческих качеств, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите интересов Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чести и долга, ответственности человека в обществе. Вместе с тем, это естественная привязанность к своему народу, родным местам, природе, языку, национальным традициям. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея это необходимое условие существования любого государства. В широком социальнокультурном понимании патриотизм трактуется как активная сопричастность к ее истории, культуре, ее достижениям и проблемам. В качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетно социальнозначимой задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине. Обобщая различные определения, мы можем получить следующий перечень задач, которые в разное время определяли сущность патриотического воспитания и должны быть учтены в современных условиях:

воспитание любви и преданности к отечеству, его истории и культуре;

воспитание преданности, лояльности по отношению к государственному строю;

воспитание любви к своей нации, национальным особенностям;

воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

воспитание любви к родному краю, к малой родине, передача будущему поколению человеческого опыта, воспитание людей высоконравственных, образованных, духовно богатых и любящих свою Родину. Таким образом, опираясь на вышеизложенное, исходя из задач исследования, патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Особенности патриотического воспитания младших школьниковНа каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. В младшем школьном возрасте чувство патриотизма формируется, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурноисторического сообщества, становятся сопричастными к народным традициям и праздникам.На этапе младшего школьного возраста в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма выступает ознакомление с явлениями общественной жизни. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка [28, 60].Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется в школьном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает: содержательный компонент овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: природе родного края, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, социальном устройстве общества, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны; эмоциональнопобудительный переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде; деятельностный компонент реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственноволевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему [7, 502].Правильная организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.Как отмечают психологи, в младшем школьном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о необходимости и возможности осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.К ним относится, прежде всего, формирование у школьников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний [7, 502].Ребёнок младшего школьного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему [18, 19].Важное значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей младшего школьного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. Отличительной особенностью чувств детей младшего школьного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.В воспитании детей младшего школьного возраста большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности [18, 19].Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, радость от хорошего поступка, восхищение подвигом, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт, который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым это будет являться основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.Психологи утверждают, что нравственные чувства и ихразвитие зависят от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта [18, 19].В младшем школьном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Младшим школьникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно

воспринимаемого. Однако самостоятельно ребёнок школьного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети младшего школьного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у школьников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми [6, 16].У детей младшего школьного возраста могут быть сформированы полноценные представления и простейшие нравственные понятия, а также способность к сравнению, анализу, классификации, группировке знаний по определённым признакам.У школьников формируются познавательные интересы избирательная направленность личности на явления и предметы действительности. Дети младшего школьного возраста начинают ставить перед собой познавательные задачи, ищут объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Учащихся начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, рисунков, игр [6, 16].У детей младшего школьного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у школьников.К младшему школьному возрасту у ребят увеличивается общая произвольностьповедения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям [16, 31].В младшем школьном возрасте складываются началадейственного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, ответственно относиться к порученному делу, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, бережно обращаться с природой.Одной из существенных особенностей детей младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать чтото нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у учащихся, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств маленького гражданина нашей Родины.Следует учитывать следующие принципы организации работы по патриотическому воспитанию младших школьников:1. Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давнымдавно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у младших школьников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от него осторожности в словах и делах.2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия –любовь к семье, к родному краю, Отечеству.Детсковзрослая общность, без которой эффективного воспитания, взаимопонимания построить невозможно. Общность возникает через непосредственное взаимодействие и взаимозависимость людей и проявляется как нечто подобное групповому единству, основанном на эмпатии. Детсковзрослая общность возникает

междулюдьми через пребывание их в одной эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния (радости или отрицательных эмоций).3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. Патриотическое воспитание не допускает фрагментарности, оторванности дел друг от друга, все направления связаны друг с другом, мероприятия вытекают одно из другого.4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы начального образования. Ознакомлениешкольников с родным городом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности [14, 63].

Содержание, формы и методы воспитания патриотизма у детей младшегошкольного возрастаСуществует многообразие подходов к пониманию патриотизма, обусловленных влиянием социальнокультурных условий: любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях; патриотизм, глубоко нравственный в своей основе, предполагающий такие качества личности, как доброта, сочувствие, бескорыстие и др., которые являются мерилом нравственности, смыслом человеческой жизни; «советский патриотизм» как патриотизм якобы высшего типа, обозначающий любовь к Родине, которая отождествляется с верностью партии; патриотизм в условиях «холодной» войны противостояние некому образу врага, желание трудиться на пользу своей страны; патриотизм на современном этапе развития российского общества, который часто рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России, но смысловое содержание этого понятия пока размыто. Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. У детей младшего школьного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у школьников.Целенаправленно воспитание рассматривается в основном с позиции развития у ребенка познавательных процессов, речи, реже личностных качеств, совсем редко обращается внимание на развитие у него эмоций, чувство сопричастности к малой родине. В связи с этим можно определить содержание, формы, методы, педагогические условиявоспитания патриотических чувств у младших школьников, которое включает в себя разнообразные игры, игровые ситуации, чтение рассказов, заучивание песен о родном городе, внеклассные часы, семейные экскурсии, урочная работа, беседы с детьми, педагогические советы, семинары, практикумы для педагогов; консультации, деловые игры, анкетирование, собеседования, методические рекомендации для родителей.

Составление перспективного планаработы с родителями по воспитанию патриотизма у младших школьников, разработка тематическогопланапо воспитанию патриотизма, разработка планапроведения праздничных мероприятий с привлечением родителей и специалистов образовательного учреждения, способствует повышению уровня патриотического воспитания.Вобразовательную работу очень важно включать темы по патриотическому воспитанию младших школьников на различных занятиях, уроках, праздниках, играх. Очень важно привлечь родителей к школьныммероприятиям, посвященные изучению истории родного города, сбором интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Разработатьинтересный план для дальнейшей плодотворной работы по данной теме, для того, чтобы в дальнейшем занятия, беседы и праздники, посвященные истории родного городапроходили еще интересней, а опыт и знания, которые приобрели дети, в дальнейшем становились богаче.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность –самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.Итог патриотического воспитания младших школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

Ссылки на источники1.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония [Текст]. –М., 2002. –97с.Amonashvili sh.a. Pedagogical Symphony [text]. M., 2002. 97s.2.Амонашвили Ш.А. Школа жизни [Текст]. –М., 2003. –117с.Amonashvili sh.a. School life [text]. M., 2003. 117s.3.Басова, Н. В. Педагогикаипрактическаяпсихология. –Ростовн/Д: «Феникс», 1999. –416 с.Basova, n. pedagogy and practical psychology. Rostov n/d: "Phoenix", 1999. 416.4.Буторина, Т. С. Воспитаниепатриотизмасредствамиобразования/ Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова–СПб: КАРО, 2004. –224 с.Butorina, t. s. patriotism through education/t. s. Butorina, n. OvchinnikovaSpb: Caro, 2004.224 s.5.ВозлинскийГ.М. ПатриотизместьчувстволюбвикРодине. // НациональнаябезопасностьигеополитикаРоссии[Текст]. –2007. –№ 3. –С. 813.Vozlinskij G.m. Patriotism has feelings of love for the motherland. //National security and geopolitics of Russia [text]. 2007. –№ 3. S. 813.6.ВыготскийЛ.С. Избранныепсихологическиеисследования[Текст]. –М., 1956. –690с.

Vygotsky L.s. Selected psychological research [text]. M., 1956. the 690s.7.Героикопатриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность [Текст] /Авт.сост. Т. А.Орешкина. –Волгоград: Учитель, 2007. –122 с.

Heroicpatriotic education in schools: children's groups, museums, clubs, search engine activity [text]/independentcompl. T. A. Oreshkina. Volgograd: uchitel, 2007. 122 with.8.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. № 4.С.183189.

Zamost′ânov a. education and patriotism//a. Zamost′ânov education, 2002. No 4.183189.Касимова, Т. А. Патриотическоевоспитаниешкольников: Методическоепособие/ Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. –М.: Айриспресс, 2005. –64 с.

Gasimova, t. a. patriotic education school students: study guide/t. a. Gasimova, d. e. Yakovlev. M.: Iris press, 2005. 64 s.9.КочетковаС.В.Программасозданиясистемывоеннопатриотическоговоспитания//Детство.2008.№34

Kochetkova S.v. Program of militarypatriotic education//Childhood. 2008.No. 3410.КочетковаС.В. ВоеннопатриотическоевоспитаниенаурокахОБЖивовнеурочнойдеятельности. //Детство.2008.№12

Kochetkova S.w. militarypatriotic education in the classroom and in the SECOND overtime. //. 2008 No. 1211.Микрюков В.Ю. Краткий курс педагогики: учебное пособие. [Текст] –СПб.: БХВ–Петербург, 2011. –240с.

Mikryukov V.y. short course pedagogy: a training manual. [Text]St. Petersburg: BHV Petersburg, 2011. 240s.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.сост. И. А.Пашкович. –Волгоград: Учитель, 2006. –169 с.

Patriotic education: the system works, planning, teacher's lessons, design lessons/independentcompl. And A. Paškovič. Volgograd: uchitel, 2006. 169.12.Педагогические инновации на современном этапе развития образования / под ред. А.Ф. Закировой. [Текст] Тюмень, 2010. –317с.

Pedagogical innovations at the present stage of development of education ed. A.f. Zakirovoj. [Text]Tyumen, 2010. 317s.13.Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / _ М., 2006. [Текст] 149с.–

Piaget j. moral judgment of the child/_ m., 2006. [Text]149 c.14.Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский ПИШ. –1993. № 1. –С. 310.

Preobrazhensky, a. PatriotictraditionsoftheRussianpeople//A. A. PreobrazhenskyPISZ. 1993. № 1. P. 310.15.Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. –М.: 5 зазнания, 2005. [Текст] –192 с.–Youth fair zercalo: school moral education Programs, scripts, events/independentcompl. T. M. Kumickaâ, E. Žirenko. М.: 5 for knowledge, 2005. [Text]192.

Parfenov Tatjana, primary school teacher GBOU Moscow school № 1987 niknikpar@gmail.com Pedagogical conditions of patriotic education younger students Abstract.The article is devoted to the patriotic education of younger students and the conditions that are necessary for the organization of this work in the school. Keywords:patriotic education, primary school, educational conditions, education.