Понятие о духовной безопасности в системе образования России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Картуков А. Г., Картукова С. А. Понятие о духовной безопасности в системе образования России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2946–2950. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54853.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ существующих определений духовной безопасности в системе образования России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Картуков Александр Геннадьевич,кандидат технических наук, старший преподаватель Военнотехнического университета, г. Балашихаkartalg@yandex.ruКартукова Светлана Александровна,учитель МБОУ гор.окр. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №22», г.Балашиха

Понятие одуховной безопасности в системе образования России

Аннотация. В статье представлен анализ существующих определений о духовной безопасности в системе образования России.Ключевые слова:духовная безопасность, образовательный процесс.

Одним из ключевых направлений реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации является деятельность по защите культурного, духовнонравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, по сохранению культурного достояния всех народов России, по формированию государственной политики в области духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения, а также противодействию негативному влиянию противоправной деятельности незаконных религиозных организаций, сект и миссионеров [1].Внимание государственных и общественных организаций к проблемам духовной безопасности связано с наличием опасной ситуации в сфере духовного и нравственного состояния молодежи.Духовнонравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства, в том числе в системе образования страны.Прежде чем говорить о сущности духовной безопасности системе образования Россиинеобходимо разобраться с определением «духовная безопасность» в целом.По этому вопросу наиболее подробное исследование было проведено в работе «Духовная безопасность России», выпущенной коллективом авторов во главе с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, руководителем миссионерского отдела МП РПЦ, где в частности говорится: «В рамках традиционного подхода под духовной безопасностью России понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовнойсфере от внешних и внутренних угроз. Это, пожалуй, самое общее определение, органически вытекающее из представлений о национальной безопасности, характерных для последнего десятилетия XX века. В другом варианте традиционного определения, нашедшем отражение в Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности, ‬делается акцент на способности к защите, сохранению и укреплению нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного, духовного и научного потенциала страны» [2]. Здесь достаточно важным является то, что само определение духовной безопасности дается в привязке к конкретной стране, а не в какомлибо общем и для всех стран и народов применимом виде.Консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата В.А.Радаев В. А. формулирует понятие «духовная безопасность» следующим образом: «Духовная безопасностьподразумевает направленное на духовное обновление России обеспечение безопасного духовного развития человека и гражданина, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, этносепаратизма и вызванных ими социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве» [3]. Определить понятие «духовная безопасность» попытался в своем докладе на состоявшейся 15 мая 2003 конференции «Роль и место общественных объединений в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности России» председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Зоркальцев. В. Зоркальцев полагает, что духовная безопасность ‬это «главный заслон нашей самобытной духовности, сохранение глубинного основания культуры, базирующееся на последовательном неприятии обществом основных угроз: глобализации, вестернизации, секуляризации и оккультизма». По его словам, противниками сохранения духовной безопасности являются те, кто навязывает «наднациональный образ культуры и ментальности», являющийся на самом деле «американским образом жизни». Их нападкам особо подвергаются Православие и ислам как «наиболее серьезные системы противостояния мировому правительству и творимому им мировому порядку». В перечне предложенных Виктором Зоркальцевым мер укрепления духовной безопасности также присутствует преподавание основ религиозной культуры в школе. Доктор культурологии, заслуженный деятель науки РФ, членкорреспондент РАО, ректор СанктПетербургского университета профсоюзов. Запесоцкий А. С. определяет духовную безопасность следующим образом: «Духовная безопасность ‬это система условий, позволяющая культуре и обществу сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (и, прежде всего культурного, ценностнонормативного характера) ведет к дезорганизации и, в конечном счете ‬к национальной катастрофе, т.е. распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных оснований» [4]. Некоторым недостатком этого определения является использование понятия «исторически сложившиеся нормы», которую можно трактовать достаточно широко. Указанный недостаток обусловлен отрывом духовной сферы от религии, от религиозного вероучения, где в догматической части всегда четко фиксируются границы, выход за которые представляет собой духовную опасность. Другим недостатком этого и подобных ему культурологических и социологических определений является невозможность выявления из них реальных угроз и отсутствие какихлибо указаний на способы противостояния им. Вело ли возникновение христианства в Древнем Риме или ислама на Аравийском полуострове к выходу за рамки норм культурного и ценностнонормативного характера? Несомненно. Но чем тогда отличается появление (принятие народом) истинной религии или традиционной мировой религии от, скажем, тех изменений культурного и ценностнонормативного характера, которые осуществлялись большевиками в России или тем, что совершили СМИ в постсоветское время?Более широкое толкование духовной безопасности содержится, например, в энциклопедическом словареежегоднике «Безопасность Евразии», где под ней понимается «состояние и условия жизнедеятельности социума, которые обеспечивают сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны, а вместе с тем способность государства решать назревшие задачи экономического, социального и политического развития» [5].Здесь также имеется проблема в определении того, какие нравственные ценности следует сохранять и укреплять. В каком отношении должна находиться «способность государства решать назревшие задачи экономического, социальногои политического развития» с сохранением и укреплением нравственных ценностей, которые, вообще говоря, не установлены. Следует ли понимать используемый в определении «гуманизм», как идеологию, отраженную в «Гуманистическом манифесте 2000», где в частности провозглашается: «Не может быть оправдана никакая дискриминация в выборе работы, образования или сферы культурной деятельности. Общество не должно лишать равных с другими прав гомосексуалистов, бисексуалов и транссексуалов.…Супружеские пары одного пола должны обладать теми же правами, что и гетеросексуальные пары.…Не должны запрещаться смешанные браки, в частности между белыми и неграми, и браки между родственниками[6]. Если относительно браков между белыми и неграми вполне можно согласиться всякому нормальному человеку, лишенному расистских предрассудков, то все остальные здесь цитируемые пункты вызывают крайнее неприятие. Гуманистический манифест, по сути, провозглашает явное богоборчество и требует от последователей всех традиционных религий отказаот своей веры и от проповеди религиозных убеждений. Учитывая то, что «Гуманистический манифест 2000» несет разрушительное влияние на нравственность, следует отнести его к документам, подрывающим духовную и нравственную безопасность личности и общества. Поэтому сам термин «гуманизм» следует расшифровывать, связывая его с проблемой духовной безопасности: кто и от кого организует защиту, кто и против кого осуществляет агрессию.Более конкретные выводы можно сделать из текста Концепции национальной безопасности, где провозглашается защита традиционных духовных и нравственных норм: «Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества». Здесь естественно понимать «духовное обновление» как отказ от бездуховности атеистического периода, что подтверждается словами о «развитии многовековых духовных традиций Отечества». Иначе говоря, «обновление» нельзя мыслить как генерацию «новой духовности», которую можно сформировать на основе компиляции древних и (или) современных учений. Этим самым Концепция национальной безопасности, по сути, противостоит сектантским и оккультноэзотерическим учениям, преподносимым в качестве «новых». Многовековые духовные традиции в России ‬это традиции четырех религий, признаваемых российским государством в статусе традиционных: православие, ислам, иудаизм и буддизм. В настоящее время они (эти религии) уже сформировали свои системы образования, в той или иной мере коммутативные с современным содержанием светских дисциплин. Итак, именно духовная безопасность является базовым принципом всей системы безопасности государства. Аналогичный тезис провозглашен и в работе [2]: «По всей видимости, духовная безопасность лежит в основе других ее видов, поскольку конкретное состояние экономической, политической и социальной жизни во многом определяется ее духовнонравственными составляющими». На основании приведенного рассмотрения важнейших дефиниций, описывающих духовную сферу жизни человека, общества и государства, можно сделать вывод, что господствующий вид духовности является определяющим для развития (либо, наоборот, деградации) личности, общественных институтов и государственного строительства. Именно господствующая духовность формирует приоритеты воспитания и мировоззренческую парадигму системы образования. В свою очередь, духовность сопряжена с религиозной верой и ею определена, т. е. с верой, которую исповедует народ (народы) государства.

Ссылки на источники1Рыбаков,С.Ю. Проблемы обеспечения духовной безопасности в системе образования России [Текст]: монография / С.Ю. Рыбаков. Ряз. гос. унт им. С.А.Есенина. ‬Рязань, 2011. ‬304 с.2 Попов, И.Духовная безопасность России[Текст] / Попов И., архиепископ, А.А. Возмитель, А.И.ХвыляОлинтер /Научнометодическое пособие: актуальные теоретикометодологические и практические проблемы духовной безопасности. ‬Москва. 2005. ‬С. 33.3 Радаев,В. Вклад русской православной церкви в духовную безопасность страны. [Электронный ресурс] / ‬Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/nashe/vklad_russkoiy_pravoslavnoiy_cerkvi.htm.4 Запесоцкий,А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности. [Электронный ресурс] / ‬Режим доступа: http://image.websib.ru/03/text_article.htm?134.5 Безопасность Евразии. 2002. Энциклопедический словарьежегодник [Текст]: ‬М.: Книга и бизнес, 2003. ‬С.128.6 Гуманистический манифест 2000. [Электронный ресурс] / ‬Режим доступа: http://www.krotov.info/libr_min/k/kur/tz.htm.

Kartukov Alexander, Candidate of technical Sciences, senior lecturer of Militarytechnical University, BalashikhaKartukova Svetlana,Teacher of MBEI of city district Balashikha «Secondary school №22», BalashikhaThe concept of the spiritual security in the educational system of RussiaAbstract.The article presents the analysis of the existing definitions of spiritual security in the education system of Russia.Keywords:spiritual security, educational processes.