Разработка летней линии туристических услуг в Самарской области
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Братухина
Е.
А.,
Антонова
А.
П. Разработка летней линии туристических услуг в Самарской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2951–2955. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54854.htm.
Аннотация. Статья посвящена разработке летней линии туристических услуг в Самарской области. Авторами статьи проведена серьезная работа по определению потребительских предпочтений и требований в сфере туризма, рассматривается приоритетное направление сферы услуг - развитие внутреннего туризма в Самарской области. Анализируя ответы респондентов, авторы предлагают новую летнюю линию турпродукта - «Тур по достопримечательностям Самарской области». Проведен расчет экономической эффективности реализации нового турпродукта.
Текст статьи
Антонова Анна Петровна,студентка 5 курса гр. МОО 505 Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызрань anuta.antonowa2011@mail.ruБратухина Елена Александровна,Научный руководитель, старший преподаватель кафедры экономики и управления Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызрань ly79@yandex.ru
Разработка
летней линии туристических услугвСамарской области
Аннотация:Статья посвящена разработке летней линии туристических услуг в Самарской области. Авторами статьипроведена серьезная работа по определению потребительских предпочтений и требований в сфере туризма,рассматривается приоритетное направление сферы услуг развития внутреннего туризма в Самарской области. Анализируя ответы респондентов, авторы предлагают новую летнюю линию турпродукта «Тур по достопримечательностям Самарской области». Проведен расчет экономической эффективности реализации нового турпродукта.Ключевые слова:туризм, внутренний туризм, туристическая услуга.
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике.Актуальность темы обусловлена необходимостью всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри Самарской области, а не за ее пределами. Хорошо спланированная, динамично и профессионально проводимая политика внутреннеготуризма приводит в конечном итоге к выгоде для города, региона и страны.Удивительная по красоте природа Самарской области с древних времен привлекала путешественников, среди которых было немало знаменитых писателей, художников, архитекторов, композиторов, политиков и полководцев, оставивших после себя богатое культурноисторическое наследие.Приоритетными направлениями туристской деятельности в Самарской области являютсявнутренний туризми въездной туризм. Внутренний туризм, связанный с сотрудничеством Самарской области с субъектами Российской Федерации, граничащими с Самарской областью, а также с субъектами Российской Федерации, не граничащими с Самарской областью, но с которыми Самарской областью заключены соглашения о сотрудничестве. Въездной туризм, связанный с сотрудничеством Самарской области с городамипобратимами, городамипартнерами, а также с регионами стран, с которыми Самарской областью заключены соглашения о сотрудничестве[1].Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм по данным на 2014год невелико. В Самарской области туристской деятельностью занимаются до 700 фирм и только 51 из них являются туроператорами, то есть фирмами, способными создавать и предлагать собственный турпродукт по территории Самарской области. Учитывая тот факт, что затраты на создание собственного турпродукта в несколько раз превышают затраты турагента, большинство туристических фирм области отдает предпочтение выездному туризму. Требуется проведение государственной политики по поддержке таких фирм, в свою очередь туроператоры должны расширять спектр предоставляемых услуг.В качестве туристической услуги рассмотрим затраты на создание новой летней туристической линии «Тур по достопримечательностямСамарской области».Разработка нового туристического продукта,сопровождалось спроведением исследования потребительского предпочтения. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. В результате исследования были получены следующие результаты:1.социальнодемографические характеристики опрошенных 72% респондентов составили женщины, 28% мужчины, средний возраст опрошенных –2035 лет, хотя имеются различные отклонения от среднего показателя. 2.частотасовершения путешествий в течение года
7% составляют респонденты, которые не путешествуют, а значит остаются на территории Самарской области. Самый большой сегмент респондентов 42%, которые предпочитают путешествовать один раз в год и, как правило, потребляют продукты выездного туризма.3.структура необходимых респондентам элементов тура потребителей больше всего интересует изучение культуры и история местных жителей. 4.виды источников получения информации
респонденты пользуются информацией о новых турпродуктах в Интернете и на телевидении.5.желания тратить деньги в путешествии, выяснилось, что большинство (52%) респондентов готовы тратить на тур 1015 тыс. руб., что необходимо учесть при формировании вариантов обслуживания.6.продолжительность туристического отдыха согласно ответам большинствоопрошенных респондентовоптимальной продолжительностью тура считают 7 10 дней.Тур по достопримечательностям Самарской области должен входить в перечень услуг туристической фирмы, т.к. реализация только этой услуги будет экономически не выгодна. Способ передвижения предпочтительнее выбрать автобусный, так как автобусные туры это самый демократичный и доступный вид отдыха. Потенциальные потребители туристической услуги«Тур по достопримечательностям Самарской области»–жители мегаполисов России, иностранные граждане.Время проведения первого тура в 2014г. –начало июля, начальным этапом является Грушинский фестиваль (с. Федоровка, Федоровские поля). Далее Царев курган (пос. Волжский), Доммузей В. И. Ленина в с. Алакаевка, памятник Солдатской Матери (с. Алексеевка),Центр исторического моделирования «Древний мир» (с. Каменный Брод), экскурсия по г. Самара, Самарской Луке и Жигулевскому заповеднику.Продолжительность тура 10 дней(см.рис. 1).Стоимость билета на одного человека 11000 рублей.
Рис.1. График первого тура по достопримечательностям Самарской области на июль 2014г.
Второй тур должен проходить в серединеавгуста, начиная с г. Сызрани, где проходят XVI Международный фестиваль духовых оркестров "Серебряные трубы Поволжья", Сызранский помидор, и далее по тому же маршруту, что и в первом туре, но в обратномпорядке до пос. Волжский.Продолжительность тура 13 дней(см.рис. 2).Стоимость билета на одного человека 16000 рублей.
Рис.2. График второго тура по достопримечательностям Самарской области на июль 2014г.
Расчет экономической эффективности услуги «Тур по достопримечательностям Самарской области» составлялся с учетом затрат аренды транспорта, затрат на топливо,затраты на заработную плату сотрудников, затраты на проживание туристов и сотрудников.Для первого тура автобус заказывается после окончания Грушинского фестиваля на 6 дней, для второго –после окончания фестивалей в Сызрани на 4 дня. При заказе автобуса более суток оплачивается туристический день (18 часов) по 700 рублей за час (если общий километраж в день не превышает 250 километров).Следовательно, затраты составят 75600+50400=126000 руб.Цена 1 л бензина 30 руб. Нормативное значение расхода топлива автобуса вычисляется по формуле: Qн = 0,01*Hs*S х (1 + 0,01*D) + Hот* T, гдеQн —расход топлива, Hs —транспортная норма расхода на пробег, S —пробег автобуса, Hот —расход горючего на отопители салона, T —время, которое авто проработало со включенным отопителем, D —коэффициент погрешности, варьируемый в различных условиях. Примерный расход –24 л на 100 км.
Учитывая погрешности в расстоянии и стоимости бензина, расход на топливо, указанный в таблице, можно умножить в два раза. Таким образом, затраты на топливо составят 8 000 рублей.
Таблица 1Расчет затрат на топливо во время первого тураНаселенные пунктыРасстояние (примерное), км.Стоимость топлива, руб.С. Федоровка –пос. Волжский35252Пос. Волжский –с. Алакаевка45324С. Алакаевка –с. Алексеевка30216С. Алексеевка –с. Каменный Брод55396С. Каменный Брод –г. Самара40288Г. Самара –Самарская Лука40288Итого2451764
Таблица 2Расчет затрат на топлива во время второго тураНаселенные пунктыРасстояние (примерное), км.Стоимостьтоплива, руб.Пос. Волжский –с. Алакаевка45324С. Алакаевка –с. Алексеевка30216С. Алексеевка –с. Каменный Брод55396С. Каменный Брод –г. Самара40288Г. Самара –Самарская Лука40288Самарская Лука –г. Сызрань100720Итого3102232
Расчет заработной платы включает общее количество рабочих дней –23 дня. Оплата труда сдельная(см.таб.3).Таблица 3
Расчет затрат на оплату трудаДолжностьКолво сотрудниковРазмер оплаты труда (за 23 дня)НДФЛ (13%)Зарплата к выдачеВодитель110000+13000 = 23000299020010Экскурсовод210000+13000 =23000299020010Мед. работник15000+6500 =11500149510005Итого
57500
Затраты на проживание туристов и сотрудников (при полной загрузке автобусарассмотрены в таблице 4 и 5). Вместимость автобуса составляет 35 человек. При полной загрузке автобуса должно быть 33 туриста, 1 экскурсовод, 1 мед. работник и 1 водитель, следовательно, стоимость проживания нужно рассчитывать на 36 человек.
Таблица 4Расчет затрат на проживание во время первого тураМесто проживанияЦена за сутки, руб.Колво сутокСтоимость (36 чел), руб.б/о «Алые паруса», Федоровские поля7604109440б/о «Озеро лесное», с. Алексеевка500118000б/о «Журавушка»,
г. Самара750254000б/о «Каменное озеро», Самарская Лука460233120Итого
214560
Таблица 5Расчет затрат на проживание во время второго тураМесто проживанияЦена за сутки, руб.Колво сутокСтоимость (36 чел), руб.Гостиница «Чайка», г. Сызрань1000 (в среднем, 2и 3местные номера)9324000б/о «Каменное озеро», Самарская Лука460116560б/о «Журавушка»,
г. Самара750127000б/о «Озеро лесное»,
с. Алексеевка500118000Итого
385560
При расчете стоимости проживания следует учесть, что некоторые турбазы делают скидки при расселении большогоколичества человек, поэтому затраты на проживание могут бытьменьше, чем указано в таблице5. Общие затраты на проживание составляют 600120 рублей.Таким образом, минимальные затраты составляют 791620 рублей. Себестоимость первого тура составляет 318688 руб., второго –472932 руб. Планируемая чистая прибыль должна составлять 12%.Стоимость билета на первый тур на одного человека:(318688 + 12%)/33 ≈11000 рублей.Стоимость билета на первый тур на одного человека:(472932 + 12%)/33 ≈16000 рублей.Балансовая прибыль ≈ 100000 рублей.Чистая прибыль от услуги ≈ 80000 рублей (налог на прибыль 20%).Таким образом, для успешного развития туризма в Самарской области действия муниципальных органов власти должны быть ориентированы, прежде всего, на следующие направления:1. Развитие социальных программ в туризме; 2.Стимулирование развития инфраструктуры внутреннего туризма и туристских услуг;3. Поддержку материальнотехнической базы туризма;4.Развитие туристской бизнессреды (сотрудничество с научными организациями, банками, страховыми компаниями); 5. Развитие объединений и ассоциаций предпринимателей в туризме и его инфраструктуре.Серьезной проблемой является продвижение внутреннего турпродукта на внешнем рынке. Отличительной особенностью должна стать рекламная компания в сфере туризма, при этом она должна появляться до момента возникновения спроса, быть короткой и довольно мощной.
Ссылки на источники1.Закон Самарской области от 14.06.2011 № 51ГД «О государственной поддержке развития туризма в Самарской области» ст.11
Antonova Anna Petrovna,Student of the 5th course гр. MOO 505 Syzran branch FGBOU VPO «Samara State Economic University», Syzran anuta.antonowa2011@mail.ru
Bratukhina Elena Aleksandrovna,Research supervisor, Senior teacher of chair of economy and management Syzran branch FGBOU VPO «Samara State Economic University», Syzran ly79@yandex.ru
Development of the summer line of tourist services in theSamara regionAbstract.Article is devoted to development of the summer line of tourist services in the Samara region. Authors of article carried out serious work on definition of consumer preferences and requirements in the tourism sphere, the priority direction ofa services sector development of internal tourism in the Samara region is considered. Analyzing answers of respondents, authors offer the new summer line of a tourist's product "Round on sights of the Samara region". Calculation of economic efficiencyof realization of a new tourist's product is carried out.Keywords: tourism, internal tourism, tourist service.
Разработка
летней линии туристических услугвСамарской области
Аннотация:Статья посвящена разработке летней линии туристических услуг в Самарской области. Авторами статьипроведена серьезная работа по определению потребительских предпочтений и требований в сфере туризма,рассматривается приоритетное направление сферы услуг развития внутреннего туризма в Самарской области. Анализируя ответы респондентов, авторы предлагают новую летнюю линию турпродукта «Тур по достопримечательностям Самарской области». Проведен расчет экономической эффективности реализации нового турпродукта.Ключевые слова:туризм, внутренний туризм, туристическая услуга.
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике.Актуальность темы обусловлена необходимостью всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри Самарской области, а не за ее пределами. Хорошо спланированная, динамично и профессионально проводимая политика внутреннеготуризма приводит в конечном итоге к выгоде для города, региона и страны.Удивительная по красоте природа Самарской области с древних времен привлекала путешественников, среди которых было немало знаменитых писателей, художников, архитекторов, композиторов, политиков и полководцев, оставивших после себя богатое культурноисторическое наследие.Приоритетными направлениями туристской деятельности в Самарской области являютсявнутренний туризми въездной туризм. Внутренний туризм, связанный с сотрудничеством Самарской области с субъектами Российской Федерации, граничащими с Самарской областью, а также с субъектами Российской Федерации, не граничащими с Самарской областью, но с которыми Самарской областью заключены соглашения о сотрудничестве. Въездной туризм, связанный с сотрудничеством Самарской области с городамипобратимами, городамипартнерами, а также с регионами стран, с которыми Самарской областью заключены соглашения о сотрудничестве[1].Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм по данным на 2014год невелико. В Самарской области туристской деятельностью занимаются до 700 фирм и только 51 из них являются туроператорами, то есть фирмами, способными создавать и предлагать собственный турпродукт по территории Самарской области. Учитывая тот факт, что затраты на создание собственного турпродукта в несколько раз превышают затраты турагента, большинство туристических фирм области отдает предпочтение выездному туризму. Требуется проведение государственной политики по поддержке таких фирм, в свою очередь туроператоры должны расширять спектр предоставляемых услуг.В качестве туристической услуги рассмотрим затраты на создание новой летней туристической линии «Тур по достопримечательностямСамарской области».Разработка нового туристического продукта,сопровождалось спроведением исследования потребительского предпочтения. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. В результате исследования были получены следующие результаты:1.социальнодемографические характеристики опрошенных 72% респондентов составили женщины, 28% мужчины, средний возраст опрошенных –2035 лет, хотя имеются различные отклонения от среднего показателя. 2.частотасовершения путешествий в течение года
7% составляют респонденты, которые не путешествуют, а значит остаются на территории Самарской области. Самый большой сегмент респондентов 42%, которые предпочитают путешествовать один раз в год и, как правило, потребляют продукты выездного туризма.3.структура необходимых респондентам элементов тура потребителей больше всего интересует изучение культуры и история местных жителей. 4.виды источников получения информации
респонденты пользуются информацией о новых турпродуктах в Интернете и на телевидении.5.желания тратить деньги в путешествии, выяснилось, что большинство (52%) респондентов готовы тратить на тур 1015 тыс. руб., что необходимо учесть при формировании вариантов обслуживания.6.продолжительность туристического отдыха согласно ответам большинствоопрошенных респондентовоптимальной продолжительностью тура считают 7 10 дней.Тур по достопримечательностям Самарской области должен входить в перечень услуг туристической фирмы, т.к. реализация только этой услуги будет экономически не выгодна. Способ передвижения предпочтительнее выбрать автобусный, так как автобусные туры это самый демократичный и доступный вид отдыха. Потенциальные потребители туристической услуги«Тур по достопримечательностям Самарской области»–жители мегаполисов России, иностранные граждане.Время проведения первого тура в 2014г. –начало июля, начальным этапом является Грушинский фестиваль (с. Федоровка, Федоровские поля). Далее Царев курган (пос. Волжский), Доммузей В. И. Ленина в с. Алакаевка, памятник Солдатской Матери (с. Алексеевка),Центр исторического моделирования «Древний мир» (с. Каменный Брод), экскурсия по г. Самара, Самарской Луке и Жигулевскому заповеднику.Продолжительность тура 10 дней(см.рис. 1).Стоимость билета на одного человека 11000 рублей.
Рис.1. График первого тура по достопримечательностям Самарской области на июль 2014г.
Второй тур должен проходить в серединеавгуста, начиная с г. Сызрани, где проходят XVI Международный фестиваль духовых оркестров "Серебряные трубы Поволжья", Сызранский помидор, и далее по тому же маршруту, что и в первом туре, но в обратномпорядке до пос. Волжский.Продолжительность тура 13 дней(см.рис. 2).Стоимость билета на одного человека 16000 рублей.
Рис.2. График второго тура по достопримечательностям Самарской области на июль 2014г.
Расчет экономической эффективности услуги «Тур по достопримечательностям Самарской области» составлялся с учетом затрат аренды транспорта, затрат на топливо,затраты на заработную плату сотрудников, затраты на проживание туристов и сотрудников.Для первого тура автобус заказывается после окончания Грушинского фестиваля на 6 дней, для второго –после окончания фестивалей в Сызрани на 4 дня. При заказе автобуса более суток оплачивается туристический день (18 часов) по 700 рублей за час (если общий километраж в день не превышает 250 километров).Следовательно, затраты составят 75600+50400=126000 руб.Цена 1 л бензина 30 руб. Нормативное значение расхода топлива автобуса вычисляется по формуле: Qн = 0,01*Hs*S х (1 + 0,01*D) + Hот* T, гдеQн —расход топлива, Hs —транспортная норма расхода на пробег, S —пробег автобуса, Hот —расход горючего на отопители салона, T —время, которое авто проработало со включенным отопителем, D —коэффициент погрешности, варьируемый в различных условиях. Примерный расход –24 л на 100 км.
Учитывая погрешности в расстоянии и стоимости бензина, расход на топливо, указанный в таблице, можно умножить в два раза. Таким образом, затраты на топливо составят 8 000 рублей.
Таблица 1Расчет затрат на топливо во время первого тураНаселенные пунктыРасстояние (примерное), км.Стоимость топлива, руб.С. Федоровка –пос. Волжский35252Пос. Волжский –с. Алакаевка45324С. Алакаевка –с. Алексеевка30216С. Алексеевка –с. Каменный Брод55396С. Каменный Брод –г. Самара40288Г. Самара –Самарская Лука40288Итого2451764
Таблица 2Расчет затрат на топлива во время второго тураНаселенные пунктыРасстояние (примерное), км.Стоимостьтоплива, руб.Пос. Волжский –с. Алакаевка45324С. Алакаевка –с. Алексеевка30216С. Алексеевка –с. Каменный Брод55396С. Каменный Брод –г. Самара40288Г. Самара –Самарская Лука40288Самарская Лука –г. Сызрань100720Итого3102232
Расчет заработной платы включает общее количество рабочих дней –23 дня. Оплата труда сдельная(см.таб.3).Таблица 3
Расчет затрат на оплату трудаДолжностьКолво сотрудниковРазмер оплаты труда (за 23 дня)НДФЛ (13%)Зарплата к выдачеВодитель110000+13000 = 23000299020010Экскурсовод210000+13000 =23000299020010Мед. работник15000+6500 =11500149510005Итого
57500
Затраты на проживание туристов и сотрудников (при полной загрузке автобусарассмотрены в таблице 4 и 5). Вместимость автобуса составляет 35 человек. При полной загрузке автобуса должно быть 33 туриста, 1 экскурсовод, 1 мед. работник и 1 водитель, следовательно, стоимость проживания нужно рассчитывать на 36 человек.
Таблица 4Расчет затрат на проживание во время первого тураМесто проживанияЦена за сутки, руб.Колво сутокСтоимость (36 чел), руб.б/о «Алые паруса», Федоровские поля7604109440б/о «Озеро лесное», с. Алексеевка500118000б/о «Журавушка»,
г. Самара750254000б/о «Каменное озеро», Самарская Лука460233120Итого
214560
Таблица 5Расчет затрат на проживание во время второго тураМесто проживанияЦена за сутки, руб.Колво сутокСтоимость (36 чел), руб.Гостиница «Чайка», г. Сызрань1000 (в среднем, 2и 3местные номера)9324000б/о «Каменное озеро», Самарская Лука460116560б/о «Журавушка»,
г. Самара750127000б/о «Озеро лесное»,
с. Алексеевка500118000Итого
385560
При расчете стоимости проживания следует учесть, что некоторые турбазы делают скидки при расселении большогоколичества человек, поэтому затраты на проживание могут бытьменьше, чем указано в таблице5. Общие затраты на проживание составляют 600120 рублей.Таким образом, минимальные затраты составляют 791620 рублей. Себестоимость первого тура составляет 318688 руб., второго –472932 руб. Планируемая чистая прибыль должна составлять 12%.Стоимость билета на первый тур на одного человека:(318688 + 12%)/33 ≈11000 рублей.Стоимость билета на первый тур на одного человека:(472932 + 12%)/33 ≈16000 рублей.Балансовая прибыль ≈ 100000 рублей.Чистая прибыль от услуги ≈ 80000 рублей (налог на прибыль 20%).Таким образом, для успешного развития туризма в Самарской области действия муниципальных органов власти должны быть ориентированы, прежде всего, на следующие направления:1. Развитие социальных программ в туризме; 2.Стимулирование развития инфраструктуры внутреннего туризма и туристских услуг;3. Поддержку материальнотехнической базы туризма;4.Развитие туристской бизнессреды (сотрудничество с научными организациями, банками, страховыми компаниями); 5. Развитие объединений и ассоциаций предпринимателей в туризме и его инфраструктуре.Серьезной проблемой является продвижение внутреннего турпродукта на внешнем рынке. Отличительной особенностью должна стать рекламная компания в сфере туризма, при этом она должна появляться до момента возникновения спроса, быть короткой и довольно мощной.
Ссылки на источники1.Закон Самарской области от 14.06.2011 № 51ГД «О государственной поддержке развития туризма в Самарской области» ст.11
Antonova Anna Petrovna,Student of the 5th course гр. MOO 505 Syzran branch FGBOU VPO «Samara State Economic University», Syzran anuta.antonowa2011@mail.ru
Bratukhina Elena Aleksandrovna,Research supervisor, Senior teacher of chair of economy and management Syzran branch FGBOU VPO «Samara State Economic University», Syzran ly79@yandex.ru
Development of the summer line of tourist services in theSamara regionAbstract.Article is devoted to development of the summer line of tourist services in the Samara region. Authors of article carried out serious work on definition of consumer preferences and requirements in the tourism sphere, the priority direction ofa services sector development of internal tourism in the Samara region is considered. Analyzing answers of respondents, authors offer the new summer line of a tourist's product "Round on sights of the Samara region". Calculation of economic efficiencyof realization of a new tourist's product is carried out.Keywords: tourism, internal tourism, tourist service.