Обращение к эстетическим ресурсам русской морфологии как инновационный путь развития личности учеников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Асеева Д. В. Обращение к эстетическим ресурсам русской морфологии как инновационный путь развития личности учеников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2956–2960. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54855.htm.
Аннотация. Новой и достаточно актуальной проблемой в преподавании русского языка является внимание к эстетике языковых единиц. В настоящее время острой проблемой является раскрытие эстетических возможностей морфологических средств на уроках русского языка. Цель данной статьи – выявить, в чем заключаются эстетические ресурсы имени прилагательного, имени числительного и наречия, представить примеры проявления эстетического фонда имени прилагательного, имени числительного и наречия в художественном тексте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Асеева Дарья Владимировна,преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», аспиранточной формыобучения2 года обучения кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургdgondareva@mail.ru

Обращение к эстетическим ресурсам русской морфологии как инновационный путь развития личности учеников

Аннотация: Новой и достаточно актуальной проблемой в преподавании русского языка является внимание к эстетикеязыковых единиц. В настоящее время острой проблемой является раскрытие эстетических возможностей морфологических средств на уроках русского языка. Цель данной статьи ‬выявить, в чем заключаются эстетические ресурсы имени прилагательного, имени числительного и наречия, представить примеры проявления эстетическогофондаимени прилагательного, имени числительного и наречияв художественном тексте.Ключевые слова: эстетикаморфологии, эстетические возможности имениприлагательного, именичислительного, наречия, эстетическая функция.

Различного рода инновациипронизывают всю нашу жизнь, являясьеёчастью. Процессмодернизациироссийского образовательного пространстватребует инновационных путей развития личности учеников. Переходна федеральный государственный стандарт нового поколения повлёк за собой выдвижениеновых требований, предъявляемых к выпускникам средней школы, в частности осознание эстетической ценности русского языка [1]. Обращение к эстетической функции русского языка становится одной из острых проблем методики преподавания русского языка.По нашему мнению, полнота представления учащихся об эстетике языка и речи требует раскрытия и эстетического потенциала грамматических ресурсов. Внимание к эстетической стороне изучаемых грамматических явлений, к их использованию с учетом эстетических критериев усиливаетинтерес учащихся кизучениюрусскогоязыка,развивает языковую компетенцию и повышает общий уровень культуроведческой компетенции. Успешность методической работы связана с наличием теоретических исследований в области эстетики языка.В настоящее время возрос интерес к эстетической стороне языковых единиц прежде всего в лингвистической науке. Несмотря на существующие исследования в области эстетики языка, эстетика морфологического уровня русского языка изучена недостаточно, морфологические средства остаются еще недостаточно привлекательными с точки зрения наличия в них эстетических ресурсов (Л.И. Донецких, И.Б. Голуб, И.А. Ионова, Г.А. Хайрутдинова).До сих пор нет системной характеристикиэстетики грамматических единиц, что сдерживает процесс изучения морфологических явлений с позиций лингвоэстетики в школьном языковом образовании. В понимании эстетических ресурсов морфологии значимым является представление о слове как единствелексического и грамматического значений.По справедливому утверждению И.А. Ионовой, лексические и грамматические значения существуют в неразрывном единстве. Попытки лишить речь как лексической содержательности, так и грамматического строя ведут к еёразрушению [2, с. 3].Грамматические средства, наряду с лексическими, несут важную нагрузку. Они выражают значения, которые невозможно выразить лексическими средствами (устанавливают связь между понятиями).Слова в предложениях соединяются по канонам грамматики, что обеспечивает процесс общения.Эстетические возможностизаложены на всех ярусах этой системы (части речи, морфологические категории, значения и способы их выражения); связаны со словообразованием и синтаксисом; обусловлены историей развития морфологических категорий.Поэтому можно говорить об эстетической концентрированности морфологической системы.Г.А. Хайрутдиновавыделила следующиефакторы, способствующие актуализации эстетического потенциала слова как единицы морфологии: 1) свойства лексемы, связанные с еёчастеречной принадлежностью; 2) признаки, обусловленные включённостью языковой единицы в грамматическую оппозицию в рамках той или иной морфологической категории; 3) грамматическая изменяемость / неизменяемость морфологических единиц; 4) стилистические особенности слова или словоформы [3, с. 65].Существование данных факторов доказывает, что каждая часть речи в определённойстепени обладает эстетическим потенциалом.В нашей статье акцентировано внимание на трёх частях речи: имени прилагательном, имени числительном и наречии. Этот выбор определился прежде всего их неисчерпаемыми эстетическими возможностями, поскольку семантическая характеристика определяется в основном понятием признака, т.е. расширяющего понятия предмета, действия, самого признака и количества.Рассмотрим каждую часть речи с точки зрения наличия у неё эстетических ресурсов.Наибольшими эстетическими возможностями среди частей речиобладают имена прилагательные [4, с. 12]. Имя прилагательное‬одна из важнейших частей речи, которая выражает понятие качества, признака.Именно это семантическое свойство обеспечивает имени прилагательномуоценочную, выразительную, экспрессивную роль. По праву прилагательным можно отдать статусоднойиз живописных частей речи[5, с. 72].Эстетические возможности заложены в грамматической природе прилагательного, а именно:−в грамматической семантике (значение признака);−в наличие грамматической оппозиции форм имён прилагательных: полные и краткие, простая ‬сравнительная ‬превосходная степень сравнения;−в наличии разрядов (качественных, относительных и притяжательных);−в формах субъективной оценки степени качества,и в синонимии: −полных и кратких форм; кратких форм; −степеней сравнения,−прилагательного и падежной формы существительного.

Приведем пример текстов, демонстрирующих эстетически заряженные имена прилагательные.Пример 1.Использование антонимичных пар, создающих оксюморон,и окказионализма(бескрокодильный), а также употребление прописных буквпозволяют автору ярче, экспрессивнее, точнее и более ёмко донести главную мысль стихотворения. Прилагательные выполняют выразительнуюи экспрессивнуюфункции.Человек бесчеловечный.Даже и не верится.Крокодил БЕСКРОКОДИЛЬНЫЙПусть уж лучше встретится!Он невинный, безобидный,Крокодил бескрокодильный,Но опасный, бессердечный,Человек БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ!

(Э. Мошковская «Не верится»)Пример 2.Использование имён прилагательных в данном стихотворениипридает тексту монументальность, возвышенность, усиливает выразительную энергию слов.Процветай же славой вечной,Город храмов и палат.Град срединный, град сердечный,Коренной России град! (Ф. Глинка)Пример 3. Прилагательные участвуют в создании образа заснеженной зимы.Автор намеренно использует приём сгущения однокоренных имён прилагательных, что придаёт тексту некоторую игривость.В чистом поле, в белом полеБыло всё белымбело,Потому что это полеБелым снегом занесло… (Б. Заходер «Сказочка»)

Таким образом, имена прилагательные располагаютбогатейшими эстетическими возможностями, представление о которых необходимо сформировать у учеников.Эстетические возможности имени числительного

Имя числительное как часть речи обозначаетчисла, количество и порядокпредметовпри счёте. Призвано выполнять прежде всего информативную функцию. Этот грамматический класс закрыт для появления новыхслов. По традиции считается, что числительное лишено возможности стилистически окрасить текст. ОднакоИ. Голуб считает, что было бы заблуждением исключать имя числительное из состава стилистических ресурсов морфологии [6, с. 256]. В художественном тексте числительные наполняются определённым смыслом, могут оживать, проявлять свои законсервированнуюэкспрессивную мощь.

Эстетическийпотенциал в той или иной степени заложен во всех частях речи. Имеется он и в такой, на первый взгляд,скупойна эмоции и краски частиречи, как числительное. Эстетические возможности числительного проявляются, прежде всего:−

в наличии грамматической семантики (количество, порядок и т.д.); −

в наличии разрядов: (количественные (например, «в сто сорок солнц» Маяковский), порядковые (первая ученица, второй сорт)); −в сочетании числительных с существительным;−в употреблении собирательных числительных;−в употреблении числительных в составе сложных слов.Числительные могут выполнять экспрессивную функцию, выступая при этом в обычном, прямом значении. Это происходит в тех случаях, когда речь идет о том, что имеет общественное, мировоезначение, характеризуетсямасштабностью, всеохватностью(Например,число жертв, павших на фронтах Великой Отечественной войны;история подвига 28 панфиловцев).В этих случаях имя числительноеиспользуется не только для сухой констатации фактов, оно становится говорящим,порой даже ‬кричащим, делает нас свидетелями эпохи, очевидцами исторических событий.Имена числительные употребляются авторами в художественных текстах (А.С. Пушкин), в поэтической речи (Н.А. Некрасов), нередко ‬в символическом значении (А. Блок), в пословицах ипоговорках.Довольночасто можно встретить имена числительные всоставе фразеологизмов (одного поля ягоды; из первых рук; как две капли воды).Числительные могут употребляться в качестве тропов (литоты, эпитета). Большие числа могут использоваться для гиперболизации: тысяча мелочей, «мильон терзаний», «в сто сорок солнц закат пылал». На числительном может строиться антитеза, благодаря образованию антонимических пар: «Как мало пройдено дорог! Как много сделано ошибок!» (С. Есенин).Приведем примерыактуализации эстетических возможностей имен числительных.Пример 1.Обращаяськ данному тексту, читательпочувствует иностилевую принадлежность числительных. Но именно создание графического образа придаёт стихотворению особый интерес, привлекает внимание, придаёт действенность тексту. Ночью шум стоял в по2ле,Там 2 гнома побывали.Залезали на весы, Часто морщили носы, Но без гирь они е2лиНа весах свой вес узнали! (В. Хотомская)Пример 2.В представленной дразнилке числительные создают гиперболизацию, за счёт чего появляется комический эффект.Мой братишка заболел,Аппетита нету ‬

Три кастрюли супа съел,Сто одну котлету!

Пример 3.Использование поговорок с числительным «семь» является движущейсилой стихотворения, придавая сюжету ироничность.Есть у нас в квартире дядя,Он известен в доме всем.У него во лбу семь пядей,На неделе пятниц семь.Семимильными шагами по квартире ходит он,За семью живёт замками,И зовут его Семён. (И. Иртеньев«Про Семёна»)

Таким образом, именачислительные обладают эстетическими возможностями и могут стать сильным источником экспрессии. Всё это доказывает эстетическую значимость имени числительного.

Эстетические возможности наречия

Наречия, как справедливо утверждает Г.П. Соколова, обогащают нашу речь, создаваяобразность, точность, яркость [7, с. 22].Эстетические возможности заложены в грамматической природе наречия, а именно:−в грамматической семантике (значение признака действия, признака, состояния, качества);−в наличии разрядов (определительные, обстоятельственные);−в формах субъективной оценки (капельку, чуточку, в диковинку, втихомолочку, пешочком, вечерком, частенько); −в словообразовательных моделях, в основе которых лежит сравнение (подетски, волоком, калачиком, дыбом, градом); −в формах с «усилительными» приставками и удвоением основы (строгонастрого, чистоначисто);−в формах степеней сравнения.Большее число наречий образовалось от качественных прилагательных. Так же как и прилагательные, они достаточно активно используются в своих стилистических функциях. Употребляя наречия, автор вооружается богатствомязыковыхкрасок и полутонов.Так реализуется одна из важнейших эстетических ролей наречия ‬изобразительная роль. Экспрессивныйвсплеск могут вызывать наречия с «усилительной» приставкой и удвоенной основой (крепконакрепко, чистоначисто), а также наречия на ‬о, наречия с суффиксами субъективной оценки (тихонько, близехонько, ранёшенько).Наречия могут выступать в ролиэпитетов (всё кругом золотисто зеленело).Наречиям меры и степени во многом свойственна экспрессивная функция (грандиозно, безумно, дьявольски).Наречия способа и образа действия в контексте чаще всего выполняют выразительную функцию (повесеннему, дружески).Продемонстрируем окруженные эстетическим ореолом наречия.

Пример 1.В стихотворном отрывке А.С. Пушкина экспрессивная нагрузка лежит на обстоятельственныхнаречиях, обозначающих всеохватность.Безумная душа поэтаЕщё любить осуждена:Всегда, везде одно мечтанье,Одно привычное желанье,Одна привычная печаль.Пример 2.Наречия помогают выразить экспрессивность и изобразительность,наглядно это отражено в стихотворенииЕ. Орловой «Дождь».Водопадом хлынул дождь!Небопад невпопад.На прогулку не пойдёшь.Небопад невпопад.

Грянул гром напроломСразу молнии вослед!Задрожал весь народ ‬

Стар и мал, юн и сед.

На примеретрехэстетически насыщенныхчасти речиможно сделать вывод, что русская морфология заключает в себе значительные эстетическиебогатства, которые необходимо показать ученикам.

Существуют различные методические путипо демонстрацииэстетических возможностей частей речи. К ним можно отнести вопервых, выполнение следующихвидовзаданий на уроках русского языка: задания эксперименты (сопоставление текстов, несущих разную эстетическую нагрузку, или разные варианты одного и того же текста; подбор синонимов, антонимовопределенных частей речи; вставка пропущенного слова‬прилагательного, наречия;замена слов;замена кратких форм полными и наобороти др.), задания на определение эстетической роли части речи (выразительная, экспрессивная, образная, ритмическая и т.д.), задания на определение художественного приема, основанного на грамматических средствах (насыщенностьграмматическимиформами, столкновение оппозиционных форм, приём нанизывания части речии т.д.), творческие задания (свободный диктант, сочинение с продолжением, создание собственных текстов с использованием определённых частей речи в эстетической функции).Вовторых, работанад эстетикой грамматических формможет быть реализована в проектной деятельности учащихся. Проектные работыпредполагают самостоятельную деятельность учащихся, а значит, формируют и развивают креативную активность учеников, творческое мышление, исследовательские, коммуникативные умения и т.д. Внимание к эстетическим возможностям грамматических форм, бесспорно, содержит мощную базу для формирования у учащихся интереса к научной деятельности в лингвистической области. Представим возможные темы проектныхработ: «Экспрессивная нагрузка наречий в поэзии Е.А. Евтушенко»,«Экспрессивные возможности числительных в художественном тексте», «Числительные как экспрессивное ядро текстов о Великой отечественной войне»,«Числительное как средство создание комическогоэффекта (на примере детских стихотворений)»,«Разноцветие лирики С. Есенина (особенностиупотребленияприлагательных цвета)», «Эстетическая нагрузка сложных имён прилагательных в поэтических текстах (на примере поэзии Н. Гумилёва и И. Северянина)», «Художественные возможности окказиональных эпитетов в поэзии Серебряного века», «Колоративы в поэзии Б. Окуджавы».Данные виды работ своей новизной способны привить интерес ребят к русскому языку, улучшить процесс освоения лингвистического материала: укрепить базовые знания и активизировать внимание на новом материале.Выполнение заданий подобного рода, написание статей,проектных работ способствуют развитию интеллектуальной сферы, активизации эмоционального поля учеников. Всё это является важнейшим ориентиром вработе учителяпредметника, а так же необходимым требованием федеральных государственных стандартов нового поколения.Изучение эстетических богатств грамматических форм ‬перспективное направление отечественной методики.Обращение к эстетикеморфологии впроцессе обучения русскому языку ‬инновационныйи перспективный путь развития личности российских школьников.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 ‬9 классы [электронный ресурс], режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626[дата обращения: 10.03.2014].2.Ионова И.А. Морфология поэтической речи. ‬Кишинев, 1988.3.Хайрутдинова Г.А. Характеристика морфологических средств русского языка в аспекте их эстетического потенциала // Вестник Башкирского государственного университета. ‬2008. ‬Т. 13. ‬№ 1. ‬С. 65 ‬68.4.Донецких Л.И. Реализация эстетических возможностей имен прилагательных в тексте художественных произведений. ‬Кишинев, 1980.5.Гондарева Д.В. Обращение к эстетическим возможностям имён прилагательных на уроках русского языка // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации: Сборник статей XIIIВсероссийской научнопрактической конференции молодых ученых. Москва, РУДН, 21 ‬23апреля 2011 г. М.: РУДН, 2011. С. 71 ‬74.6.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.7.Соколова Г.П. Художественный текст при изучении темы «Наречие» // Русский язык в школе. ‬1996. ‬№ 4. ‬С. 22 ‬30.

Aseeva Darya Vladimirovnaa degree ‬no,title ‬no, post teacher of Russian language and literature Single FGKOU "Orenburg Presidential Cadet Academy " , Postgraduate , fulltime study 2 years of training department of linguistics and teaching of Russian VPO "Orenburg State Pedagogical University", Orenburgdgondareva@mail.ruAppeal to the russian morphology aesthetic resources as an innovative way of personality of studentsAbstract.New and actual problem in the teaching of the Russian language is the attention to the aesthetics of language units . Currently acute problem is the aesthetic possibilities of disclosure morphological means at Russian lessons . The purpose of this article to identify what are the aesthetic resources of adjectives , adverbs and numerals , provide examples of aesthetic manifestations fund of adjectives , adverbs and numerals in a literary text .Keywords: aesthetics morphology, the aesthetic possibilities of adjectives , numerals , adverbs, aesthetic function .