Развитие лидерской компетенции будущих менеджеров в образовательной среде вуза

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савина Н. В. Развитие лидерской компетенции будущих менеджеров в образовательной среде вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2961–2965. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54856.htm.
Аннотация. В статье представлена авторская разработка системы развития лидерской компетенции будущих менеджеров, основанная на идее создания особой образовательной лидерской среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СавинаНаталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскtata1990@inbox.ru

Развитие лидерской компетенции будущих менеджеров в образовательной среде вуза

Аннотация. В статье представлена авторская разработка системы развития лидерской компетенции будущих менеджеров, основанная на идее создания особой образовательной лидерской среды.Ключевые слова:лидерская компетенция, образовательная среда, вуз, менеджер.

Лидерство, лидерские качества, лидерский потенциал, лидерские устремления–эти феномены чрезвычайно важны для профессиональной деятельности менеджера любого уровня, особенно для топменеджеров. В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент» это требование обозначено как одна из компетенций –ПК4. [1]. Поэтому далее мы будем использовать понятие лидерская компетенция, при этомдадим ей авторскоеопределение. Для развития такой лидерской компетенции(как способностии готовностивидения цели, мотивации на ее достижение себя и других, организации деятельности по ее достижению)большинство исследователей и практиков рекомендуют включение студентов в активные социальныевиды деятельности, которые относятся к внеучебной работе. Некоторая часть авторов дополняет это обязательным включением в учебный процесс факультативных учебных курсовсоответствующей тематики. Количество лидерских качеств, а так же их производных –лидерских устремлений, потенциала и др.; условий, сред, концепций, которые реализуют их развитие, не представляется возможным описать в рамках одной статьи.[2,3,4,5,6,7,8,9,10,11].Анализ проблемы, опытаразвития выделенных характеристик, условий развития лидерской компетенции будущих менеджеров позволил намразработатьсистемуее развития в образовательной среде вуза. В основе ее разработки, кроме системного подхода, заложен и средовой подход (В.А. Ясвин), который по определению является системным. «Под образовательной средой(или средой образования) мы будем понимать системувлияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении». [12, с.14].Основная идея, которая дает возможность разработки авторской модели системы –в вузе необходимо создать особую лидерскую среду, которая являясь системой, дает синергетический эффект –развитие лидерской компетенции. Другими словами, если образовательный процесс вуза, который, по сути, системен, представить как специально организованную среду с заданными свойствами, то лидерская компетенция будущих менеджеров будет развиваться.Такая авторская средасистема представлена тремя компонентами:1.субъекты (студенты, профессорскопреподавательский состав

ППС, социальные партнеры);2.технологии (технологии обучения, технологии внеучебной деятельности, технологии научноисследовательской работы студентов);3.условия (открытость, информационность, вариативность).Исходя из требований к современному менеджеру, обучить современного менеджера –лидера только в замкнутом пространстве вуза невозможно. [13,14,15,16,17]. Его нужно готовить к профессиональной деятельности в открытой среде. Поэтому идея открытости образовательной среды, социального партнерства в ней наиболее точно позволяет это решить эту проблему. Лидер работает не только в условиях открытости, но и в условиях неопределенности, когда ему нужно предвидеть цель развития организации из множества вариантов и принять решение.Поэтому образовательная лидерская среда –это среда вариативная во всех направлениях деятельности студента в вузе (учебной, внеучебной, научноисследовательской

НИРС). Еще одним из условий успешной деятельности лидера является скорость принятия решений.Для этого ему нужно обладать всей необходимой информацией, которая доступна в любую минуту. Поэтому подготовка лидера должна проходить в открытой информационной среде, где имеются в наличии все возможные источники информации и технологии работы с ними. Таким потенциалом, на наш взгляд, наиболее полнообладают гуманитарные технологии.Сочетание всех указанных компонентов, в логике системного подхода, по нашему мнению, позволит решить задачу по развитию лидерской компетенции будущих менеджеров, в которой остро нуждается практика управления. Подробно взаимосвязь компонентов системы представлена в таблицах 1,2,3.

Таблица 1Взаимодействие субъектного и технологического компонентов среды

ТехнологииСубъекты УчебныйпроцессВнеучебная

деятельностьНИРССтудентыУчебные занятия с использованием гуманитарных технологийСовместная разработка с ППС разнообразных мероприятий Выполнение научноисследовательских проектов с ППС и социальными партнерамиППСУчебные занятия с использованием гуманитарных технологийСовместная разработка со студентами разнообразных мероприятийОрганизация научноисследовательской деятельности студентовСоциальные партнерыУчебные практикиСтажировки, устройство на работуПривлечение студентов к научноисследовательским проектам организаций

Поясним некоторые моменты.В учебном процессе (а также внеучебной деятельности и НИРС) по определению участвуют студенты и профессорскопреподавательский состав (ППС), но реализуя принцип обучения –связь теории с практикой –также участвуют и различные производственные организации, которые в данном случае выступают как социальные партнеры. Это достаточно традиционный вариант взаимодействия вуза и производства. Однако в нашем случае необходимо активно привлекать таких партнеров и для научных разработок, и для стажировок студентов в качестве будущих работников производства. Это позволяет будущему менеджеру приобретать опыт стратегического менеджмента и развивать у себя гибкость и вариативность мышления.





Таблица 2

Взаимодействие субъектного компонента и компонента условий

УсловияСубъекты ОткрытостьВариативностьИнформационностьСтудентыВозможность участвовать в сетевых сообществах региона, страны, мираВозможность реализации в различных направлениях учебной, научной и других видах деятельностиДоступ к необходимым информационным источникамППСВозможность участвовать в сетевых сообществах региона, страны, мираВозможность профессиональной реализации Доступ к необходимым информационным источникамСоциальные партнерыВозможность социального партнерства с вузомРеализация личных целей во взаимодействии с вузомДоступ к необходимым информационным источникам

Важным и отличительным компонентом нашей системы являются условия реализации процесса развития заявленной компетенции. Наличие таких условий позволяет всем субъектам расширять свои возможности в разных видах деятельности, с помощью современных средств коммуникации приобретать опыт сетевого социального взаимодействия, что является фактором развития такого базового навыка лидера как коммуникабельность. При этом у всех субъектов появляется возможность решать личные задачи при решении задач групповых, что способствует саморазвитию студентов, преподавателей, а также повышению конкурентоспособности организаций.Таблица 3Взаимодействие технологического компонента и компонента условий

УсловияТехнологииОткрытостьВариативностьИнформационностьУчебногопроцессаСетевая структура занятийИнтегративный характер занятийНаличие оргтехникиДоступ в ИнтернетНаличие электронной библиотекиВнеучебной деятельностиСетевые сообщеста студентов разных вузов, социальных партнеровНаличие разнообразных направлений личностного развитияНаличие оргтехникиДоступ в Интернет

НИРСКонсультации ППС других вузов, других социальных партнеровСовместные проекты с социальными партнерамиШирокий спектр научноисследовательских направленийНаличие оргтехникиДоступ в ИнтернетНаличие электронной библиотеки

Взаимодействие технологий и условий усиливает результаты, прогнозируемые выше. Открытость учебного процесса позволяет студентам общаться с ППС других вузов, социальными партнерами как практиками, ведущими мастерклассы, информационность –в одно время и на одном занятии со студентами других вузов, вариативность –реализовать принцип интегративности в компетентностном подходе. Будущий менеджер приобретает опыт совместной с ППС, социальными партнерами организации учебного процесса, а также разработки социальных и научных проектов во внеучебной деятельности и НИРС. То есть опыт взаимодействия в системе «лидергруппа», где он может варьировать роли от исполнителя до лидера. Таким образом, можно предположить, что реализация процесса развития лидерской компетенции будущих менеджеров в образовательной средевозможна, если основывается на системном и средовом подходах. Такая компетенция будущих менеджеров будет развиваться, если образовательный процесс представлен как система и образовательная среда, состоящая из компонентов: субъекты (студенты, профессорскопреподавательский состав, социальные партнеры), технологии (обучения, внеучебной деятельности, научноисследовательской деятельности студентов), условия (открытость, информационность, вариативность). Эти компоненты отражают основные особенности современнойобразовательной средывузаи соответствуют условиям развития лидерства в менеджменте.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессиональногообразования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). –М., 2010. –31 с.2.Авдеева А.В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе. Автореф. дис…канд. пед.наук: 13.00.08. –Тамбов, 2010.3.Вьюнова Д.С. Развитие лидерского потенциала студентов воспитательном пространстве вуза. Автореф. дис…канд. пед.наук: 13.00.08. М., 2012.4.Гапонюк З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств студентов гуманитарных вузов. Автореф. дис…канд. пед.наук: 13.00.08. –М., 2008.5.Голубь А.Б. Социальновоспитательные условия формирования лидерских качеств студентов в учебном процессе вуза. Автореф. дис…канд. пед.наук: 13.00.08. –КомсомольскнаАмуре, 2009. 6.Иванова С. И. и др. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. –М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.7.Кулинцева Ю.С. Формирование лидерских устремлений у студентов вуза.Автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.07. Сочи, 2011.8.Махина Т.В. Особенности использования социальнопсихологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов –будущих менеджеров.Автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.05. –М., 2003.9.Саляхов В.Ю. Формирование лидерских качеств студентов (на опыте подготовки менеджеров). Автореф. дис…канд. пед.наук: 13.00.08. –Волгоград, 2008.10.Шигапова Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления. Автореф. дис…канд. пед.наук: 13.00.08. –Казань, 2008.11.Шевченко Т.Н. Социокультурное лидерство в системе формирования педагогической культуры будущего специалиста сферы досуга. Автореф. дис…канд. пед.наук: 13.00.05. –СПб, 2008.12.Ясвин В.А.

Образовательная среда: от моделирования к проектированию. —М.: Смысл, 2001. —365 с.13.Менеджмент путем лидерства [Электронный ресурс]. http://www.cecsi.ru/coach/management_by_leadership.html

[Дата обращения 24.03.2014]14.Бассиди Ларри Семь навыков эффективного руководителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2012/08/22/sem_kljuchevykh_navykov_rukovoditelja.html

сайт Элитариум Центр дистанционного образования [Дата обращения 18.03.2014]15.Магура М. Личность руководителя. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001580

сайт НОУ Институт проблем предпринимательства[Дата обращения 18.03.2014].16.Чирков О. Подбор руководителя. Как распознать лидера. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010619–сайт НОУ Институт проблем предпринимательства[Дата обращения 24.03.2014].17.Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера: Повышение личной и командной эффективности / И.К. Рыженкова. –М.: Эксмо, 2009. –272 с.

Natalia Savina,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of history and sociopedagogical disciplines FSEI HPE «the Omsk state agrarian University. P.A. Stolypin», OmskThe development of leadership competencies of future managers in the educational environment of the UniversityAbstract. The article presents the author's development system for the development of leadership competencies of future managers, based on the idea of creation of the special educational leadership environment.Keywords:leadership competence, learning environment, the University, the Manager.