Диспропорции в подготовке кадров и необходимость их устранения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Храпова
Е.
В. Диспропорции в подготовке кадров и необходимость их устранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2976–2980. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54859.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами. Показан дисбаланс пропорций в рабочей силе экономики региона вследствие возникновения структурной безработицы.
Текст статьи
ХраповаЕленаВалерьевна,Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО ОГИС г. Омскelena197928@mail.ru
Диспропорции в подготовке кадров и необходимость их устранения
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами. Показан дисбаланс пропорций в рабочей силе экономики региона вследствие возникновения структурной безработицы.Ключевые слова: численность, рынок труда, подготовка рабочих кадров, квалифицированные рабочие.
Важнейшим элементом управления трудовым потенциалом региона является обеспечение предприятий и организаций квалифицированными кадрами. Здесь имеется много проблем и нерешенных вопросов.В послереформенный период, начиная с 1990 года, структурапрофессионального образования в России неоправданно изменялась в пользу значительного увеличения доли высшего образования. За 19952005 гг. количество вузов в России выросло с 502 до 1068, а число принятых на первый курс в вузы с 635 тыс. до 1640 тыс. чел.Количество выпускников школ и количество мест в вузах в 2010 году в России было почти одинаковым (снижение выпускников школ произошло изза демографического фактора), то есть в ВУЗы могли поступать все желающие, сдавшие ЕГЭ.Таблица 1.–Динамика развития высшего образования в РФГодКоличество учебных заведенийНабор на первый курс, тыс.челСтудентов на 10 тыс. населенияВсегоВ том числе негосударственных вузов1985502
6352061990514
58419019957591936781892000965358129332720051068413164048120101300
492
Если в СССР было 4,5 млн. студентов, то в России в 2013 году их было свыше 7,0 млн. Широкое распространение получило платное высшее образование на договорной основе. Во многих вузах оплата обучения практически гарантировала поступление, часто без всякого конкурса. Среди занятых в Омской области доля лиц с высшим образованием возросла с 15,1 % в 1995г. до 25,2% в 2010г., то есть в 1,7 раза, но довольно много среди таких лиц работают не по специальности и на работах, не требующих высшего образования.Изза слабой профориентационной работы неоправданными темпами рос прием и выпуск по гуманитарным специальностям. Если в 1990 году в РФ специалистов в области экономики и управления по приёму в вузы было 14 % , в гуманитарносоциальной сфере около 12 %, то уже в 2003 году их было соответственно 30% и 21%. Абсолютное количество специалистов технических специальностей осталось на прежнем уровне, но их доля среди выпускников снизилась в 2 раза.Аналогичное положение сложилось в Омской области. В 1990 году в Омской области было только 12 государственных вузов, в том числе 4 филиала московских вузов. В 2013 году в Омском регионе действовало 34 образовательных учреждения высшего профессионального образования: 14 государственных и 11 негосударственных и 9 филиалов государственных вузов. Количество студентов в омских вузах за 19952010г.г. выросло с 41432 чел до 110008 чел. [1].Несбалансированное с потребностями экономики расширение сферы вузовского обучения, увеличение платногообучения, снижение уровня подготовки специалистов, недостаточная привязка программ обучения к потребностям предприятий вызывают значительные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.В условиях спада материального производства, преждевсего обрабатывающих отраслей, снизился престиж профессий технического профиля, и выбор абитуриентов, во многом, определяет мнение родителей, которые наиболее перспективными считают такие направления как юриспруденция, банковское дело и финансы, недвижимость и т.п.Вместе с тем с подъемом производства на Омских предприятиях ВПК ощущается нехватка конструкторов, технологов, специалистов по электрооборудованию и инженеров других специальностей. Не закрытыми в 2012г. оставались околодвух тысяч «технических вакансий».Региональные власти, предприниматели и ВУЗы предпринимают меры для устранения этих диспропорций, учет системой высшего образования перспективных потребностей в специалистах. Расширяется целевая подготовка специалистов в вузах по заявкам предприятий. Так в 2013 году в Омском государственном техническом университете из 1250 первокурсников 400 приняты по целевым заявкам предприятий ВПК. Вместе с тем в области, как в других регионах, требуется дальнейшее улучшение координации и взаимная увязка подготовки специалистов и реальной потребности в ближайшие 510 лет.Обратная сторона чрезмерного роста вузовской подготовки –снижение количества учащихся начального и среднего профессионального образования.За послереформенные годы практически прекратилась подготовка рабочих в сфере химической, пищевой, текстильной и обувной промышленности, промышленности стройматериалов, в 2,5 раза снизились выпуски по профессиям металлургов, в 1,5 раза в швейном производстве. Сокращается подготовкам по сельскохозяйственным, строительным, транспортным профессиям, профессиям связи, хотя по последним трем наметился рост спроса на квалифицированные рабочие кадры.Особенно странным выглядит свертывание подготовки в сфере обслуживания и очень незначительное ее расширение по профессиям в области торговли и общественного питания. Ведь именно здесь наблюдалось наибольшее увеличение спроса на рабочую силу (например,в Омской области численность занятых в торговле возросла только за 20002010г.г. на 12,7 тыс. чел). Это означает, что рабочие места в данном секторе заполняются либо профессионально неподготовленными работниками, либо лицами, прошедшими подготовку по другим профессиям и специальностям, в том числе выпускниками вузов, работающими продавцами, официантами, охранниками.За 20012006 годы выпуск квалифицированных рабочих в системе начального профессиональнотехнического образования сократился на 10,4% с 758,6 тыс. чел. до 679,7 тыс. чел. В 2013 году лишь 10 % выпускников школ сдавали ЕГЭ только по математике и русскому языку,то есть не собирались поступать в ВУЗы.Существенное сокращение подготовки рабочих в системе профессиональнотехнического образования, прежде всего для обрабатывающих отраслей, наблюдается в Омской области, что вызвало значительное «старение» кадров в отраслях материального производства. При значительной численности безработных омские предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных рабочих по таким специальностям, как станочники, наладчики, сварщики, слесариремонтники, трактористы, т.д. Кадровый кризис на омских предприятиях ВПК вызывает серьёзную тревогу руководителей этих предприятий, которые справедливо считают, что изза недостатка квалифицированных рабочих оборонный комплекс может несправиться состремительно возрастающим объемом задач.Омская область также испытывает острую потребность в строителях: спрос на крановщиков и бетонщиков более чем в 10 раз превышает предложения, а на плиточниковотделочников более чем в 18 раз.Работодатели вынуждены заполнять вакансии за счет иностранной рабочей силы. Количество привлекаемых иностранных работников в области (в основном из государств Средней Азии и Китая) только за 20032007 гг. увеличилось в 7 раз. Основные сферы применения иностранной рабочей силы: строительство 51 %, сельское хозяйство –20%, торговля –8,4%, другие виды экономической деятельности –15,7 %[2].На диспропорции в подготовке кадров влияет престиж отдельных профессий, слабая профориентационная работа в общеобразовательных школах, а также через печать, радио и телевидение.Это подтверждает, например, практика внутреннего водного транспорта (ВВТ)Учебные заведения начального и среднего профессионального образования морского и ВВТ несмотря на сложившуюся демографическую ситуацию последних лет и явной тенденцию сокращения численности работающих в этих отраслях не испытывают особых трудностей с набором контингента учащихся. Профессия моряков овеяна романтикой и молодежь охотно поступает в морские и речные училища. Однако в связи со снижением спроса на рабочую силу на ВВТ часть выпускников речных училищ и вузов устраиваются на работу в компании, осуществляющие зарубежные перевозки, часть устраивается на работу в другие отрасли общественного производства по специальности или проходит переквалификацию. Только в г. Омске по примерным оценкам до 200 специалистов ВВТ работают в компаниях, зарегистрированных в г.г. Калининграде, Астрахани, Нижнем Новгороде и других регионах и осуществляющими перевозки в основном за пределами России.В то же время хронически не хватает квалифицированных рабочих на судоремонтных и судостроительных заводах. Об этом свидетельствует данные таблицы 2Таблица 2 Соотношение спроса и предложения рабочей силы по отдельным специальностям на 01.12.2010г. в Приморском крае РФСпециальностьСпрос Предложение Матрос1031Грузчик 103100Сборщик корпусов800Сварщик 700
В морской доктрине РФ на период до 2030г. намечены ряд мер по улучшению подготовки кадров для флота в целом, в том числе и для организаций ВВТ, часть которых уже осуществлены. К 2009г. было сформировано 7 вертикально интегрированных образовательных комплексов с 32 филиалами подведомственных Росморречфлоту, осуществляющих полный спектр образовательной деятельности по программам начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере морского и внутреннего водного транспорта.Комплексырасположеныв основныхрайонах мореплавания и судоходства.Основная задача образовательных комплексов обеспечение условий длянепрерывной подготовки специалистов водного транспорта по всему спектру программ профессионального образования, а также повышения квалификации и переподготовки кадров.Образовательные комплексы позволяют решить вопросы оптимизации управления образовательными учреждениями, взаимодействия входящих в их состав филиалов, повышения эффективности использования материальных и кадровых ресурсов.Подготовка кадров ведется для всей инфраструктуры водного транспорта (флот, порты, судоремонтные предприятия, учебные заведения, научноисследовательские институты, управляющие структуры) по следующим программам высшего профессионального образования: 36 программам подготовки бакалавров, 55 программам подготовки дипломированных специалистов, 12 программам подготовки магистров, а также по 27 программам начального профессионального образования, 40 программам среднего профессионального образования.В комплексах осуществляется также профессиональная подготовка по 65 профессиям, в том числе: боцман, матрос (для судов морского флота), матрос (для судов речного флота), электрик судовой, моторист, повар судовой, газоэлектросварщик и другим.В 2013 году был принят, а с 1го сентября того же года вступил в силу федеральный Закон «Об образовании», который внёс ряд корректив в систему профессионального образования. В законе выделяется три ступени профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Если с формами высшего образования все ясно, то формы начального и среднего профессионального образования не раскрываются, профессиональнотехнические училища (ПТУ), как форма начального профессионального образования в Законе вообще не упоминается. У разработчиков Закона к ПТУ были две претензии. Вопервых, ПТУ должны давать полное среднее образование, а сейчас результаты ЕГЭ выпускников ПТУ значительно ниже, чем школьников. Вовторых, у выпускников ПТУ слабая профессиональная подготовка. Так, вицепрезидент Российской академии образования (РАО) В. В. Болотов в комментарии к новому Закону отмечает: «Современный сварщик должен выполнять гораздо более сложные работы, чем те, каким может научить его нынешнее ПТУ, а строитель должен иметь представление о новых строительных материалах и владеть современными инструментами, чему в строительных училищах тоже не учат»[1].Как вариант, выхода из сложившейся ситуации, предлагается по опыту учреждения образования Москвы объединить организации начального и среднего профессионального образования –ПТУ и техникумы создав вместо них колледжи.Другой вариант –вместо ПТУ организовать учебные центры прикладных квалификаций. Их могут открывать частные лица или крупные работодатели. Никакой школьной программы тут не будет, только обучение профессии. Подобный учебный центр эффективно действует,например, в г. Калуге.На наш взгляд, главное не сменить название учреждений начальной и средней профессионально подготовки, а убрать присущие прежней системе недостатки.Первый –это слабая материальнотехническая база учреждений профессионального подготовки, необходимость оснащения их новым современным оборудованием. В некоторых Омских ПТУ, например, при подготовке токарей использовались до недавнего времени станки ДИП, выпущенные еще в годы первых советских пятилеток. В ПТУ омского агрегатного завода готовили наладчиков станков с программным управлением, а в производственных мастерских училища не было ни одного такого станка.В принятой Правительством Омской области «Концепции развития инновационной инфраструктуры области» до 2015 года, предусмотрено ряд мер по улучшению подготовки рабочих кадров и материальнотехнического обеспечения такой подготовки. Например, совместно с ОАО «АК ОмскАгрегат»(ООО «Высокие технологии»)Правительством Омской области создано некоммерческое партнерство «Учебнопроизводственный центр высоких технологий машиностроения», в рамках которого организована подготовка рабочих сложных профессий для работы на обрабатывающих центрах, наладчиков станков с программным управлением и т.д.Второй важный момент, который надо учесть при реорганизации системы начального и среднего профессионального образования –улучшение организации производственной практики.Частоучащиеся ПТУ в период практики занимаются выполнением работ не по специальности в основном подсобных и вспомогательных функций.Например будущие экскаваторщики после окончаний училища и прохождения двух практик, часто лишь придя на производство, впервые сталкивались с экскаватором.Поэтому лучший вариант, когда подготовка рабочих начального и среднего профессионального образования осуществляется на основе договоров с предприятиями, которые несут ответственность по качественному проведению производственной практики.Важным вопросом остается финансирование учебных заведений начального, профессионального образовании. Здесь на наш взгляд может быть следующий подход. Поскольку финансировать получение общего среднего образования обязано государство, то и в учреждениях начального и среднего профессионального образования расходы на эти цели должны финансироваться за счет субъектов федерации (зарплата учителей, приобретениеучебной литературы) и т.п.Что касается профессиональной подготовки, то к финансированию расходов на эти цели (оплата труда преподавателей и мастеров производственного обучения, приобретение и эксплуатация оборудования и т.д.), целесообразно применять целевую подготовку квалифицированных рабочих с привлечением средств предприятий.Заслуживает внимания и опыт правительств Москвы, частично компенсирующее работодателям затраты на обучение их работников рабочим профессиями в колледжах. Сумма компенсаций –до 90 тыс. руб. на каждого ученика, предприятия в свою очередь обязуется обеспечить его работой в течение 3 лет после окончания учебы.Таким образом, важнейшими целями управления трудовым потенциалом в регионе являются:
содействие воспроизводству и достаточному приращению населения региона за счет естественного прироста и положительного сальдо миграционных потоков;
обеспечение прогрессивных сдвигов в производстве, а значит и занятости в пользу высокотехнологичных отраслей;
создание наукоёмких рабочих мест с высокой добавленной стоимостью;
выбор наиболее рациональных моделей снижения безработицы и сочетание этих моделей;
создание благоприятных условий труда и рост реальных доходов населения;
использование государственночастного партнерства для создания новых рабочих мест;
поддержка частного предпринимательства и самозанятости;
ускорение развития сельского хозяйства, фермерства и сельского подворья для снижения безработицы и роста доходов на селе;
создание условий для подготовки квалифицированных кадров, обеспечение соответствия подготовки кадров ближайшим и перспективным целям производства.Комплексное совершенствование планирования, форм и методов подготовки кадров будет содействовать решению ключевой задачи –повышению в нашей экономике производительности труда,по уровню которой у нас пока отставание в 34 раза пор сравнению с промышленно развитыми странами.
Ссылки на источники1. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: [Информационный портал]. Управление человеческими ресурсами. –URL: http://www.ecsocman.edu.ru.–[Дата обращения 01.12.2013].2. Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru. –[Дата обращения 02.12.2013].3. Человеческие ресурсы: [Информационный портал]. –URL: http://www.rhr.ru. –[Дата обращения 02.12.2013].
HrapovaElena ValeryevnaCand.Econ.Sci., associate professor FGBOU VPO OGIS Omskelena197928@mail.ruDisproportions in training and need of their ustraneniyaAbstract.In article problems of security of the enterprise are considered by qualified personnel. The imbalance of proportions in labor of economy of the region owing to emergence of structural unemployment is shown.Keywords: number, labor market, preparation of personnel, skilled workers.
Диспропорции в подготовке кадров и необходимость их устранения
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами. Показан дисбаланс пропорций в рабочей силе экономики региона вследствие возникновения структурной безработицы.Ключевые слова: численность, рынок труда, подготовка рабочих кадров, квалифицированные рабочие.
Важнейшим элементом управления трудовым потенциалом региона является обеспечение предприятий и организаций квалифицированными кадрами. Здесь имеется много проблем и нерешенных вопросов.В послереформенный период, начиная с 1990 года, структурапрофессионального образования в России неоправданно изменялась в пользу значительного увеличения доли высшего образования. За 19952005 гг. количество вузов в России выросло с 502 до 1068, а число принятых на первый курс в вузы с 635 тыс. до 1640 тыс. чел.Количество выпускников школ и количество мест в вузах в 2010 году в России было почти одинаковым (снижение выпускников школ произошло изза демографического фактора), то есть в ВУЗы могли поступать все желающие, сдавшие ЕГЭ.Таблица 1.–Динамика развития высшего образования в РФГодКоличество учебных заведенийНабор на первый курс, тыс.челСтудентов на 10 тыс. населенияВсегоВ том числе негосударственных вузов1985502
6352061990514
58419019957591936781892000965358129332720051068413164048120101300
492
Если в СССР было 4,5 млн. студентов, то в России в 2013 году их было свыше 7,0 млн. Широкое распространение получило платное высшее образование на договорной основе. Во многих вузах оплата обучения практически гарантировала поступление, часто без всякого конкурса. Среди занятых в Омской области доля лиц с высшим образованием возросла с 15,1 % в 1995г. до 25,2% в 2010г., то есть в 1,7 раза, но довольно много среди таких лиц работают не по специальности и на работах, не требующих высшего образования.Изза слабой профориентационной работы неоправданными темпами рос прием и выпуск по гуманитарным специальностям. Если в 1990 году в РФ специалистов в области экономики и управления по приёму в вузы было 14 % , в гуманитарносоциальной сфере около 12 %, то уже в 2003 году их было соответственно 30% и 21%. Абсолютное количество специалистов технических специальностей осталось на прежнем уровне, но их доля среди выпускников снизилась в 2 раза.Аналогичное положение сложилось в Омской области. В 1990 году в Омской области было только 12 государственных вузов, в том числе 4 филиала московских вузов. В 2013 году в Омском регионе действовало 34 образовательных учреждения высшего профессионального образования: 14 государственных и 11 негосударственных и 9 филиалов государственных вузов. Количество студентов в омских вузах за 19952010г.г. выросло с 41432 чел до 110008 чел. [1].Несбалансированное с потребностями экономики расширение сферы вузовского обучения, увеличение платногообучения, снижение уровня подготовки специалистов, недостаточная привязка программ обучения к потребностям предприятий вызывают значительные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.В условиях спада материального производства, преждевсего обрабатывающих отраслей, снизился престиж профессий технического профиля, и выбор абитуриентов, во многом, определяет мнение родителей, которые наиболее перспективными считают такие направления как юриспруденция, банковское дело и финансы, недвижимость и т.п.Вместе с тем с подъемом производства на Омских предприятиях ВПК ощущается нехватка конструкторов, технологов, специалистов по электрооборудованию и инженеров других специальностей. Не закрытыми в 2012г. оставались околодвух тысяч «технических вакансий».Региональные власти, предприниматели и ВУЗы предпринимают меры для устранения этих диспропорций, учет системой высшего образования перспективных потребностей в специалистах. Расширяется целевая подготовка специалистов в вузах по заявкам предприятий. Так в 2013 году в Омском государственном техническом университете из 1250 первокурсников 400 приняты по целевым заявкам предприятий ВПК. Вместе с тем в области, как в других регионах, требуется дальнейшее улучшение координации и взаимная увязка подготовки специалистов и реальной потребности в ближайшие 510 лет.Обратная сторона чрезмерного роста вузовской подготовки –снижение количества учащихся начального и среднего профессионального образования.За послереформенные годы практически прекратилась подготовка рабочих в сфере химической, пищевой, текстильной и обувной промышленности, промышленности стройматериалов, в 2,5 раза снизились выпуски по профессиям металлургов, в 1,5 раза в швейном производстве. Сокращается подготовкам по сельскохозяйственным, строительным, транспортным профессиям, профессиям связи, хотя по последним трем наметился рост спроса на квалифицированные рабочие кадры.Особенно странным выглядит свертывание подготовки в сфере обслуживания и очень незначительное ее расширение по профессиям в области торговли и общественного питания. Ведь именно здесь наблюдалось наибольшее увеличение спроса на рабочую силу (например,в Омской области численность занятых в торговле возросла только за 20002010г.г. на 12,7 тыс. чел). Это означает, что рабочие места в данном секторе заполняются либо профессионально неподготовленными работниками, либо лицами, прошедшими подготовку по другим профессиям и специальностям, в том числе выпускниками вузов, работающими продавцами, официантами, охранниками.За 20012006 годы выпуск квалифицированных рабочих в системе начального профессиональнотехнического образования сократился на 10,4% с 758,6 тыс. чел. до 679,7 тыс. чел. В 2013 году лишь 10 % выпускников школ сдавали ЕГЭ только по математике и русскому языку,то есть не собирались поступать в ВУЗы.Существенное сокращение подготовки рабочих в системе профессиональнотехнического образования, прежде всего для обрабатывающих отраслей, наблюдается в Омской области, что вызвало значительное «старение» кадров в отраслях материального производства. При значительной численности безработных омские предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных рабочих по таким специальностям, как станочники, наладчики, сварщики, слесариремонтники, трактористы, т.д. Кадровый кризис на омских предприятиях ВПК вызывает серьёзную тревогу руководителей этих предприятий, которые справедливо считают, что изза недостатка квалифицированных рабочих оборонный комплекс может несправиться состремительно возрастающим объемом задач.Омская область также испытывает острую потребность в строителях: спрос на крановщиков и бетонщиков более чем в 10 раз превышает предложения, а на плиточниковотделочников более чем в 18 раз.Работодатели вынуждены заполнять вакансии за счет иностранной рабочей силы. Количество привлекаемых иностранных работников в области (в основном из государств Средней Азии и Китая) только за 20032007 гг. увеличилось в 7 раз. Основные сферы применения иностранной рабочей силы: строительство 51 %, сельское хозяйство –20%, торговля –8,4%, другие виды экономической деятельности –15,7 %[2].На диспропорции в подготовке кадров влияет престиж отдельных профессий, слабая профориентационная работа в общеобразовательных школах, а также через печать, радио и телевидение.Это подтверждает, например, практика внутреннего водного транспорта (ВВТ)Учебные заведения начального и среднего профессионального образования морского и ВВТ несмотря на сложившуюся демографическую ситуацию последних лет и явной тенденцию сокращения численности работающих в этих отраслях не испытывают особых трудностей с набором контингента учащихся. Профессия моряков овеяна романтикой и молодежь охотно поступает в морские и речные училища. Однако в связи со снижением спроса на рабочую силу на ВВТ часть выпускников речных училищ и вузов устраиваются на работу в компании, осуществляющие зарубежные перевозки, часть устраивается на работу в другие отрасли общественного производства по специальности или проходит переквалификацию. Только в г. Омске по примерным оценкам до 200 специалистов ВВТ работают в компаниях, зарегистрированных в г.г. Калининграде, Астрахани, Нижнем Новгороде и других регионах и осуществляющими перевозки в основном за пределами России.В то же время хронически не хватает квалифицированных рабочих на судоремонтных и судостроительных заводах. Об этом свидетельствует данные таблицы 2Таблица 2 Соотношение спроса и предложения рабочей силы по отдельным специальностям на 01.12.2010г. в Приморском крае РФСпециальностьСпрос Предложение Матрос1031Грузчик 103100Сборщик корпусов800Сварщик 700
В морской доктрине РФ на период до 2030г. намечены ряд мер по улучшению подготовки кадров для флота в целом, в том числе и для организаций ВВТ, часть которых уже осуществлены. К 2009г. было сформировано 7 вертикально интегрированных образовательных комплексов с 32 филиалами подведомственных Росморречфлоту, осуществляющих полный спектр образовательной деятельности по программам начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере морского и внутреннего водного транспорта.Комплексырасположеныв основныхрайонах мореплавания и судоходства.Основная задача образовательных комплексов обеспечение условий длянепрерывной подготовки специалистов водного транспорта по всему спектру программ профессионального образования, а также повышения квалификации и переподготовки кадров.Образовательные комплексы позволяют решить вопросы оптимизации управления образовательными учреждениями, взаимодействия входящих в их состав филиалов, повышения эффективности использования материальных и кадровых ресурсов.Подготовка кадров ведется для всей инфраструктуры водного транспорта (флот, порты, судоремонтные предприятия, учебные заведения, научноисследовательские институты, управляющие структуры) по следующим программам высшего профессионального образования: 36 программам подготовки бакалавров, 55 программам подготовки дипломированных специалистов, 12 программам подготовки магистров, а также по 27 программам начального профессионального образования, 40 программам среднего профессионального образования.В комплексах осуществляется также профессиональная подготовка по 65 профессиям, в том числе: боцман, матрос (для судов морского флота), матрос (для судов речного флота), электрик судовой, моторист, повар судовой, газоэлектросварщик и другим.В 2013 году был принят, а с 1го сентября того же года вступил в силу федеральный Закон «Об образовании», который внёс ряд корректив в систему профессионального образования. В законе выделяется три ступени профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Если с формами высшего образования все ясно, то формы начального и среднего профессионального образования не раскрываются, профессиональнотехнические училища (ПТУ), как форма начального профессионального образования в Законе вообще не упоминается. У разработчиков Закона к ПТУ были две претензии. Вопервых, ПТУ должны давать полное среднее образование, а сейчас результаты ЕГЭ выпускников ПТУ значительно ниже, чем школьников. Вовторых, у выпускников ПТУ слабая профессиональная подготовка. Так, вицепрезидент Российской академии образования (РАО) В. В. Болотов в комментарии к новому Закону отмечает: «Современный сварщик должен выполнять гораздо более сложные работы, чем те, каким может научить его нынешнее ПТУ, а строитель должен иметь представление о новых строительных материалах и владеть современными инструментами, чему в строительных училищах тоже не учат»[1].Как вариант, выхода из сложившейся ситуации, предлагается по опыту учреждения образования Москвы объединить организации начального и среднего профессионального образования –ПТУ и техникумы создав вместо них колледжи.Другой вариант –вместо ПТУ организовать учебные центры прикладных квалификаций. Их могут открывать частные лица или крупные работодатели. Никакой школьной программы тут не будет, только обучение профессии. Подобный учебный центр эффективно действует,например, в г. Калуге.На наш взгляд, главное не сменить название учреждений начальной и средней профессионально подготовки, а убрать присущие прежней системе недостатки.Первый –это слабая материальнотехническая база учреждений профессионального подготовки, необходимость оснащения их новым современным оборудованием. В некоторых Омских ПТУ, например, при подготовке токарей использовались до недавнего времени станки ДИП, выпущенные еще в годы первых советских пятилеток. В ПТУ омского агрегатного завода готовили наладчиков станков с программным управлением, а в производственных мастерских училища не было ни одного такого станка.В принятой Правительством Омской области «Концепции развития инновационной инфраструктуры области» до 2015 года, предусмотрено ряд мер по улучшению подготовки рабочих кадров и материальнотехнического обеспечения такой подготовки. Например, совместно с ОАО «АК ОмскАгрегат»(ООО «Высокие технологии»)Правительством Омской области создано некоммерческое партнерство «Учебнопроизводственный центр высоких технологий машиностроения», в рамках которого организована подготовка рабочих сложных профессий для работы на обрабатывающих центрах, наладчиков станков с программным управлением и т.д.Второй важный момент, который надо учесть при реорганизации системы начального и среднего профессионального образования –улучшение организации производственной практики.Частоучащиеся ПТУ в период практики занимаются выполнением работ не по специальности в основном подсобных и вспомогательных функций.Например будущие экскаваторщики после окончаний училища и прохождения двух практик, часто лишь придя на производство, впервые сталкивались с экскаватором.Поэтому лучший вариант, когда подготовка рабочих начального и среднего профессионального образования осуществляется на основе договоров с предприятиями, которые несут ответственность по качественному проведению производственной практики.Важным вопросом остается финансирование учебных заведений начального, профессионального образовании. Здесь на наш взгляд может быть следующий подход. Поскольку финансировать получение общего среднего образования обязано государство, то и в учреждениях начального и среднего профессионального образования расходы на эти цели должны финансироваться за счет субъектов федерации (зарплата учителей, приобретениеучебной литературы) и т.п.Что касается профессиональной подготовки, то к финансированию расходов на эти цели (оплата труда преподавателей и мастеров производственного обучения, приобретение и эксплуатация оборудования и т.д.), целесообразно применять целевую подготовку квалифицированных рабочих с привлечением средств предприятий.Заслуживает внимания и опыт правительств Москвы, частично компенсирующее работодателям затраты на обучение их работников рабочим профессиями в колледжах. Сумма компенсаций –до 90 тыс. руб. на каждого ученика, предприятия в свою очередь обязуется обеспечить его работой в течение 3 лет после окончания учебы.Таким образом, важнейшими целями управления трудовым потенциалом в регионе являются:
содействие воспроизводству и достаточному приращению населения региона за счет естественного прироста и положительного сальдо миграционных потоков;
обеспечение прогрессивных сдвигов в производстве, а значит и занятости в пользу высокотехнологичных отраслей;
создание наукоёмких рабочих мест с высокой добавленной стоимостью;
выбор наиболее рациональных моделей снижения безработицы и сочетание этих моделей;
создание благоприятных условий труда и рост реальных доходов населения;
использование государственночастного партнерства для создания новых рабочих мест;
поддержка частного предпринимательства и самозанятости;
ускорение развития сельского хозяйства, фермерства и сельского подворья для снижения безработицы и роста доходов на селе;
создание условий для подготовки квалифицированных кадров, обеспечение соответствия подготовки кадров ближайшим и перспективным целям производства.Комплексное совершенствование планирования, форм и методов подготовки кадров будет содействовать решению ключевой задачи –повышению в нашей экономике производительности труда,по уровню которой у нас пока отставание в 34 раза пор сравнению с промышленно развитыми странами.
Ссылки на источники1. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: [Информационный портал]. Управление человеческими ресурсами. –URL: http://www.ecsocman.edu.ru.–[Дата обращения 01.12.2013].2. Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru. –[Дата обращения 02.12.2013].3. Человеческие ресурсы: [Информационный портал]. –URL: http://www.rhr.ru. –[Дата обращения 02.12.2013].
HrapovaElena ValeryevnaCand.Econ.Sci., associate professor FGBOU VPO OGIS Omskelena197928@mail.ruDisproportions in training and need of their ustraneniyaAbstract.In article problems of security of the enterprise are considered by qualified personnel. The imbalance of proportions in labor of economy of the region owing to emergence of structural unemployment is shown.Keywords: number, labor market, preparation of personnel, skilled workers.