Национальная татарская школа в приенисейской Сибири в 20-Е годы ХХ века
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шакиров
И.
Ш. Национальная татарская школа в приенисейской Сибири в 20-Е годы ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3021–3025. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54868.htm.
Аннотация. Статья посвящена процессу становления и развития национальной татарской школы в Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века, в период активных и плодотворных действий со стороны правительства в образовании национальных меньшинств СССР.
Ключевые слова:
татарская национальная школа, приенисейская сибирь, губернский отдел народного образования, нацменш, мусульмане
Текст статьи
Шакиров Ильдар Шамилевич,студент IIIкурса физикоматематического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», город
Лесосибирскildarshakirow@mail.ru
Национальная татарская школа в Приенисейской Сибири в 20е годы XXвека
Аннотация.Статья посвящена процессу становления и развития национальной татарской школы в Приенисейской Сибири в 20е годы XXвека, в период активных и плодотворных действий со стороны правительства в образовании национальных меньшинствСССР.
Ключевые слова:татарская национальная школа,Приенисейская Сибирь,губернскийотдел народного образования,нацменш, мусульмане.
Национальные татарские школы Сибири, а в частности в Приенисейской Сибирипродолжаютпредставлятьинтересу исследователей историкопедагогической наукисибирского региона.На нашвзгляд, это связано с географическими, культурноисторическими и социальноэкономическимиособенностями развитиясибирского региона: суровыми климатическимиусловиями;труднодоступностьюи отдаленностьюот центра; сосуществованиемразличных национальных культур;сложными условиями хозяйствования в регионе; низким уровнем развития социальной сферы и т.д.Развитие отечественной школы в 20е гг. XX в., находится в центре внимания историкопедагогических исследований. Этот период истории становления отечественной школы отличается активным экспериментированием в обучении и воспитании. В статье мы будем использовать термин «Приенисейская Сибирь» для обозначения территории бывшей Енисейской губернии в 20е гг. ХХ в. После принятия «положение об ЕТШ», национальная школа была включена в систему учреждений социального воспитания. Различные аспекты становлениясистемы учреждений социального воспитания в Приенисейской Сибири, раскрыты в работах И.Н.Белых[1], В.В.Бибиковой[2], З.У.Колокольниковой[3], К.Д.Циванюка[4], Н.А.Шумаковой [5] и др.Формирование системы образования национальных меньшинств в Сибири в полном объеме началось с 20х годовХХ в., сосменыколчаковскогополитического режиманавластькоммунистическихи партийныхорганов[6].Резким толчком в образовании татарского народаСибирипослужило постановление Наркомпроса (НКП)«О школах национальных меньшинств»1918года, благодаря которому все народности имели право организовывать обучение на«материнском»языке». Данный вопросЕнисейским Губоно былрассмотренлишь в июне 1920 года, после чегопринято решениеот всех национальных меньшинств, имеющихся в губернии иметь при ОНО по одному представителю[2].Для многих народов Сибириначала ХХ века, это касалось и татар, религия являлась непререкаемым авторитетом и неоспариваемой святыней, а так же основой, на которойстроилось все образованиеи воспитание, в связи с чем серьезная ситуация сложилась у татарского населения Енисейской губернии. Преодолевая непонимание, а временами порой враждебность мусульмане всеми способами старались сохранить религиозные школы при мечети, где велось обучение арабскому языку и основу содержания образования составляло изучение Корана. Правительство проводило упорную и кропотливую работу по разъяснению и внедрению в практику школы новой советской образовательной политики, в рамках которойне допускалось религиозное обучение и воспитание в государственной школе[7].Согласно переписи 1920 года, показательграмотности татар, проживающих на территории Сибири, был очень скудным, всего лишь 15%, когда у других народностей этот показатель был вдвое выше(например,у латышей и эстонцев).На нашвзгляд, это связано с религиознонравственнымуклоном в образовании мусульманского народа, в основе которого лежало изучение священных книг (Коран, Шариат), написанных на арабском языке.
Использование арабского письма для передачи татарского языка, характерное для XIX
началаXXвв., стало особеннонеудобным в условиях промышленной и информационной модернизации рубежа веков (использование механических пишущих машинок, набор в типографии, осложняет обучение грамоте и обучению европейским языкам). В начале ХХв. татарские реформаторы начали разработку нового алфавита для тюркских народов на основе латинской графики яналиф (т.е. "новый алфавит») и татарская письменность получилалатинское написание букв и слов(официально алфавит был введен в 1928г.).7 августа 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза СССР» переходу на латиницу был придан официальный статус[8].К 1 января 1930 г. на новый алфавит полностью перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения и т.д.Для создания полноценной национальной татарской школы еще только предстояло составить учебники на родном языкес использованием латиницы. Активное участие в реформе татарской письменности, в создании первых букварей на основе латинского алфавита (1929г.) и книг для чтения, методикипреподавания татарского языка приняли такие видные педагоги как М.Гафури, М.Курбангалиев, М.Фазлуллин и др. Уже в 30е гг. ХХ в. латинская графика перестала удовлетворять нуждам советскогогосударства и их политике «сближения и слияния» народов. Появился план перевода всех языков народов СССР на письменность на основе кириллического алфавита. В начале 1939 г. в течение всего трех (!) месяцев был осуществлен полный переход на кириллицу и наступает этап модернизациитатарской письменностина основе русского алфавита, создание новых букварей, учебников и т.д.[8].Губоно серьезное внимание уделяло решению вопроса об открытии национальных школ, в связис чемвдекабре 1920 года создается специальный отдел по деламнациональностей Енисейского губисполкома, которыйзадалсяцелью воспитания нацменьшинствв интернациональном духе,«путем внесения в форму родного языка того социалистического содержания, которым проникнуто все коммунистическое строительствои которое глубже всего вникает в душу человекав форме родного языка»[2].Для организации работы в местностях компактного проживания отдельных национальностей при губернском отделе по делам национальностей были созданы соответствующие подотделы. В уездах тоже были созданы отделы по делам нацменьшинств.В октябре 1920 года началось активное открытие школ, большинство которых уже в первую зиму 192021 учебного года закрывались изза нехваткитоплива иотъезда учителей.Количество татарских национальных школ функционировавших в 1921 году можно проследить по таблице1.
Таблица 1Численность татарских национальных школ Енисейской губернии в 1921г.
Города, уездыКоличество школГород Красноярск2Красноярский уезд3Енисейский уезд6Минусинский уезд2Канский уезд12Ачинский уезд2Итого27Количество татарских школ постоянно менялось. Например, к 1 января 1922 года их численность увеличилось до 32 школ.Открытие национальных школ усложнялось не только материальным положением губернии, в частности,отсутствием зданий под учебные заведения, учебников и пособийна родном языке, «без которых учителя часто запутываются во время занятий», как писал один инспектор, и фанатизмродителей, выступающихпротив овладения русской грамотой итребующих преподаваниямусульманской религии.
Енисейский губернский отдел национальных меньшинств в 20е гг. ХХ века в области образования ставил перед собой следующие задачи:1.Включение в штаты Роноштатных работников национальных меньшинств и изживание халатного отношения к работесреди нацмен.2.Укрепление материальной базы существующей сети учебных заведений посредством выделения определенных сумм во всех бюджетах.3.Расширение сетишкол.4.Ремонт зданий.5.Снабжение учебниками и литературойна родном языке.6.Принятие мер к переходу школ полностью на родной язык преподавания.7.Укомплектование всех школ соответствующимипедагогическими кадрами своей национальности [9].К 1924 году ситуация с татарскими национальными школами в отчетах выглядела следующим образом: при Губоно организованы и переведенына родной язык преподавания учебные пособия(на 50%)[10];Укомплектованностьнацмен школ педагогическими кадрами выполнена на 95%, хотя квалификация большинства учителей была очень низкая, требующая усиленнойпереподготовки[11].Данная проблема остро прослеживается в отчете Губсовнацмена за 1924 год: «Самым больным вопросом является малоподготовленность нацмен педагогов иотсутствие таковых, в особенности среди татар, между тем как работа среди татнаселенияв виду ихней отсталости и религиозности требует особенно умелогоподхода»[2].ВСибирскийтаттехникум от Енисейского уезда было откомандировано 7 человек, но средствна содержание отпускалось очень мало (всего 10 рублей в месяц на каждого), которых вовсе не хватает. По этой причине техникумуугрожает закрытие [12].Специальных нацмен детских домов в Енисейской губернии не существует, а в каждом городе при детском домеимеется группа нацмен детей(всего по Енисейской губернии более 200 человекнацмен сирот, из которых 95%дети татар).По той причине, что они разбросаны по всей губернии, работа с ними поставлена слабо,в связи с невозможностью укомплектовывать нужными работниками [13].
В губернии в 1924 году насчитывалось 85 национальных школ Iступени, которыми было охвачено 4207 детей школьного возраста.С одной стороны, не хватало самих школ, с другой часть населения (народы) не испытывали потребности отправлять детей в школы (большую часть составляли народы ведущие мусульманский уклад жизни).Помимо образования детей, большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослых. Для этих целей в национальных школах было открыто57 ликпунктов, 23 избычитальни, 5 клубных секций.«В их работе, несмотряна их слабую материальную базу, заметны удовлетворительные результаты»,отмечалось в одном из отчетов[13].Работа со взрослыми была очень важна, так как приобщившись к грамоте взрослые стремились дать образование своим детям [2].За один учебный год (192324) через учреждения ликбеза было пропущено свыше 2500 взрослых татар (12% от общего числа неграмотных в возрасте от 1535 лет) [13].
С увеличением численности татарских поселений, увеличивалось количество татарских национальных школ.Например, в Красноярском уезде в 1921 году было 3 татарских школы (Табл.1), а в 192425 уже 6 (Табл.2). Подобная тенденция присутствовала и в других уездах бывшей Енисейской губернии.Таблица 2Список татарских национальных школ по Красноярскомууезду в 192425 гг.[2].РайонНаименование школыЧисло учащихсяБольшемуртинскийКазанская40УярскийКлюквенная28КазачинскийОтношка
ЕнисейскийТатарская41ПировскийШумбатская
Соловушинская35
Сравнениетолько татарских национальных школ по Красноярскому уезду 1924 года с 1921 годом показывает увеличение численности школ в два раза, что,безусловно говорит о продуманных действиях со стороны Губоно.Подобная тенденция присутствовала ипо другим нацменшколам.
В 1926 году в Пировском районе дополнительно были открыты избычитальни, в Красноярске 2 национальные библиотеки, а в Красноярском уезде количество татарских национальных школ увеличилось еще на 7.В вузы национальным подотделом было отправлено 16 человек, из них четыре девушки.Все направленные на учебу снабжались проездными документами, билетами, суточными.В Красноярском округе активно работал комитет Севера, который занимался подбором абитуриентов, их отправкой на учебу, организацией школьного дела в северных районах[2].
Члены данной комиссии видели трудности в подготовке молодежи Северак поступлению в вузы в слабом знании русского языка, отсутствии надлежащей подготовки, однако в тоже время отмечали, что «туземные» дети приходят в школу с полным отсутствием знаний по русскому языку, но быстро его усваивают, и в своем развитии не уступают детям других национальностей.А работа с ними сильно обостряется в связи с отсутствием учебников близкихк ним по содержанию, и приспособленных к условиям северной жизни.Таблица 3Национальные школы в Красноярском округе в 192627 уч.году [2].
Тип национальной школыКоличествоТатарская16Эстонская8Латышская5Латгальская3Эстонсколатышская1Чувашская2Всего35
Анализируятаблицу3можно заметить, что ½ всех национальных школ рассматриваемого региона составлялитатарские школы, в большинстве случаев сосредоточенных в татарских селах и деревняхрегиона.
Укомплектованностьтатарских национальных школ выгляделанесколько иначе, чем врусских школах.Количество учеников в классах была равна 30, в то время, когда в русских школах 40, а продолжительностьобучение в школах первой ступени составляла 4 года.Положение большинства таких школ было неприглядным, даже плачевным [10]. Анализируяотчеты можно заметить,чтотатарское население Приенисейской Сибири в 20е гг.ХХ века не было заинтересовано в работе школ(ЕТШ).Большая часть школ располагалась в крестьянских избах. Влияние местной власти на эти школы проявлялось лишь в выплате хозяевам дома арендной платы, а сельские советы вовсе не обращали на них внимания,только ругали ее (В.Казанка). В школах было мало света, холодно.ИнструкторомГубоно были составленоописание одной из таких школ:«Вид этой хаты самый ничтожный. Около школы грязно бумаги, тряпки. У мечети чисто, опрятно. Люди с большой охотой заботятся о дровах для мечети, но в школу возят только тогда, когда их власти заставляют… Школьный сторож, если он есть, это враг школы и учителя. Захочет, подметет класс и затопит печку, не захочет,… ничего с ним не поделаешь. За 3 или 4 рубля кому же охота работать?»[2].Все сказанное подтверждает еще раз негативное отношение татарской общины к организации школ (ЕТШ) и отсутствие поддержки со стороны общества делу образованиянациональной школы на местах.
Большим тормозом в образовании татарских детей служил также низкий уровень подготовки педагогических кадров (готовили за 2 года)[11]. Некоторые учителя не умелирационально использовать имеющиеся у них материалы: школьные географические карты скорее для украшения помещений; у учителей достаточное количество учебной литературы, но они все находятся под кроватью, к тому же неразрезанные(Тимершик); есть в наличии педагогические журналы, но они не используются (Енисейск); есть глобусы, а лежат поломанные на школьной печи (Алгайск).На зимних каникулах 1927 года часть учителей направлены в Казань для повышения квалификации, а так же были организованы курсы в Красноярске, но они не всегдадостигали поставленных целей [12].Подготовка национальных педагогических кадров в Приенисейской Сибири шла сложно, преодолевая не только объективные трудности экономического характера, но и трудности социокультурного характера.
Инструкторами Губоно и Районо отмечено у татар особое отношение между детьми и родителями, родителями и школой.Здесь родители имеют неограниченную власть над детьми. Не было выявлено такой ситуации, когда дети открытовыходили бы из их повиновения.Но тайно они ослушиваются взрослых: кушают во время поста, снимают фаски в классе.Пристальное внимание осуществляетсяза девочками, достигнув 14 лет,они уходят из школы. Родители всегда одеты по ниточке, а дети голыши (Отношка, Казанка, Дементьевка).«Татары думают, что они составляют большинство населения РСФСР и удивлены, почему правительство не подчиняется этому большинствуи запрещает преподавание религиив школе (Дементьевка)»[2].
Первое десятилетие реализациинациональной политики в школах Енисейской губернии привело к хорошим результатам. Прежде всего, были созданы национальные школы для всех народностей, проживавших в рассматриваемом регионе.Помимо положительных сторон, были так же негативные последствия. Проживающие в сибирских селах люди разных национальностей, предъявляли к школе требованияподготовки детей к жизни, а незнание русского языка, не давало возможностидетям после окончания национальной школы продолжить образование с целью получения профессии.Для них при училищах создаютсяподготовительные курсы (например, при педагогическом училище в г. Енисейске).К концу 20х годов, Сибоно беспокоило то положение, в которомнаходились нацмен школы.Изза языкового барьера, неподготовленности учителей при наличии учебных пособий, в школах практически не были реализованы программыГУСа[7].В это период наметилась тенденция отдавать детей в русские школы. В ряде нацмен школ стали вводить русский язык как отдельный предмет уже с первого класса, что прослеживается и в татарской национальной школе Приенисейской Сибири.Таким образом, татарская национальная школа Приенисейской Сибирив 20е гг ХХ века, пройдя первый этапстановления(10 лет),достигла серьезных результатовв образовании татарского населения Приенисейской Сибири(достаточное число школ, организованная подготовка нацмен педагогов, обеспечение реализации программ обучения на родном языке).Этот этап развития национальной татарской школы в Приенисейской Сибири сопровождался
рядом трудностей: недостатком средств для открытия и функционирования школ, сопротивление школьному делу татарского населения, недостаток подготовленных педагогов, отсутствие учебников на родном языке и др.
Ссылки на источники1.Белых И.Н.. Становление нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 20е годы XX века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Белых Игорь Николаевич;.Красноярск, 2008.216 с.2.Бибикова В.В. Становление единой трудовой школы в 20е годы ХХ века в Приенисейской Сибири. Красноярск, ООО Издательский Дом «ВВВ», 2008, С.2813023.Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Трудовое воспитание в учреждениях социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20е гг. ХХ в. // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С.1651704.ЦиванюкК.Д. Развитие дошкольного воспитания в г.Красноярске за 50 лет // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. Красноярск, 1970. 198с. С.171184.5.Шумакова Н.А. Социализация подростков в системе общего школьного образования м социальноговоспитания Приенисейской Сибири в 20е гг ХХ века: дис. .. канд. пед. Наук. Красноярск, 2004. 182 с.6.Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период 20х годов (19201931). М., Издательство Московского университета , 1992. С. 10, С. 46 7.Капсаргина, С.А. Становление национальной школы в Енисейской губернии в 1920 гг. / С.А. Капсаргина // Социология образования. 2007.№ 10.С. 4550.8.Мударисова, А.К. Реформирование татарского алфавита в 1920 1930е гг.: дисс. …канд. ист. наук. Казань, 2001. 216с.9.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 208, л. 910.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 168, л.1611.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 208, л. 19812.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 208, л. 15913.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 244, л. 29
Shakirov Ildar Shamilevich,A student of thirdyear of the faculty of Physics and Mathematics of Lesosibirsk Pedagogical Institute a branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education Siberian University , Lesosibirskildarshakirow@mail.ruNational Tatar SCHOOL in YeniseiSiberia in the 1920sAbstract. The Article considers the process of formation and development of the national Tatar school in Yenisei Siberia in the 1920s in the period of active and productive activities of the government in the minorities education in USSR.Keywords.Tatar national school, the Yenisei Siberia, the regional Department of Education, natsmensh, Muslims.
Лесосибирскildarshakirow@mail.ru
Национальная татарская школа в Приенисейской Сибири в 20е годы XXвека
Аннотация.Статья посвящена процессу становления и развития национальной татарской школы в Приенисейской Сибири в 20е годы XXвека, в период активных и плодотворных действий со стороны правительства в образовании национальных меньшинствСССР.
Ключевые слова:татарская национальная школа,Приенисейская Сибирь,губернскийотдел народного образования,нацменш, мусульмане.
Национальные татарские школы Сибири, а в частности в Приенисейской Сибирипродолжаютпредставлятьинтересу исследователей историкопедагогической наукисибирского региона.На нашвзгляд, это связано с географическими, культурноисторическими и социальноэкономическимиособенностями развитиясибирского региона: суровыми климатическимиусловиями;труднодоступностьюи отдаленностьюот центра; сосуществованиемразличных национальных культур;сложными условиями хозяйствования в регионе; низким уровнем развития социальной сферы и т.д.Развитие отечественной школы в 20е гг. XX в., находится в центре внимания историкопедагогических исследований. Этот период истории становления отечественной школы отличается активным экспериментированием в обучении и воспитании. В статье мы будем использовать термин «Приенисейская Сибирь» для обозначения территории бывшей Енисейской губернии в 20е гг. ХХ в. После принятия «положение об ЕТШ», национальная школа была включена в систему учреждений социального воспитания. Различные аспекты становлениясистемы учреждений социального воспитания в Приенисейской Сибири, раскрыты в работах И.Н.Белых[1], В.В.Бибиковой[2], З.У.Колокольниковой[3], К.Д.Циванюка[4], Н.А.Шумаковой [5] и др.Формирование системы образования национальных меньшинств в Сибири в полном объеме началось с 20х годовХХ в., сосменыколчаковскогополитического режиманавластькоммунистическихи партийныхорганов[6].Резким толчком в образовании татарского народаСибирипослужило постановление Наркомпроса (НКП)«О школах национальных меньшинств»1918года, благодаря которому все народности имели право организовывать обучение на«материнском»языке». Данный вопросЕнисейским Губоно былрассмотренлишь в июне 1920 года, после чегопринято решениеот всех национальных меньшинств, имеющихся в губернии иметь при ОНО по одному представителю[2].Для многих народов Сибириначала ХХ века, это касалось и татар, религия являлась непререкаемым авторитетом и неоспариваемой святыней, а так же основой, на которойстроилось все образованиеи воспитание, в связи с чем серьезная ситуация сложилась у татарского населения Енисейской губернии. Преодолевая непонимание, а временами порой враждебность мусульмане всеми способами старались сохранить религиозные школы при мечети, где велось обучение арабскому языку и основу содержания образования составляло изучение Корана. Правительство проводило упорную и кропотливую работу по разъяснению и внедрению в практику школы новой советской образовательной политики, в рамках которойне допускалось религиозное обучение и воспитание в государственной школе[7].Согласно переписи 1920 года, показательграмотности татар, проживающих на территории Сибири, был очень скудным, всего лишь 15%, когда у других народностей этот показатель был вдвое выше(например,у латышей и эстонцев).На нашвзгляд, это связано с религиознонравственнымуклоном в образовании мусульманского народа, в основе которого лежало изучение священных книг (Коран, Шариат), написанных на арабском языке.
Использование арабского письма для передачи татарского языка, характерное для XIX
началаXXвв., стало особеннонеудобным в условиях промышленной и информационной модернизации рубежа веков (использование механических пишущих машинок, набор в типографии, осложняет обучение грамоте и обучению европейским языкам). В начале ХХв. татарские реформаторы начали разработку нового алфавита для тюркских народов на основе латинской графики яналиф (т.е. "новый алфавит») и татарская письменность получилалатинское написание букв и слов(официально алфавит был введен в 1928г.).7 августа 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза СССР» переходу на латиницу был придан официальный статус[8].К 1 января 1930 г. на новый алфавит полностью перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения и т.д.Для создания полноценной национальной татарской школы еще только предстояло составить учебники на родном языкес использованием латиницы. Активное участие в реформе татарской письменности, в создании первых букварей на основе латинского алфавита (1929г.) и книг для чтения, методикипреподавания татарского языка приняли такие видные педагоги как М.Гафури, М.Курбангалиев, М.Фазлуллин и др. Уже в 30е гг. ХХ в. латинская графика перестала удовлетворять нуждам советскогогосударства и их политике «сближения и слияния» народов. Появился план перевода всех языков народов СССР на письменность на основе кириллического алфавита. В начале 1939 г. в течение всего трех (!) месяцев был осуществлен полный переход на кириллицу и наступает этап модернизациитатарской письменностина основе русского алфавита, создание новых букварей, учебников и т.д.[8].Губоно серьезное внимание уделяло решению вопроса об открытии национальных школ, в связис чемвдекабре 1920 года создается специальный отдел по деламнациональностей Енисейского губисполкома, которыйзадалсяцелью воспитания нацменьшинствв интернациональном духе,«путем внесения в форму родного языка того социалистического содержания, которым проникнуто все коммунистическое строительствои которое глубже всего вникает в душу человекав форме родного языка»[2].Для организации работы в местностях компактного проживания отдельных национальностей при губернском отделе по делам национальностей были созданы соответствующие подотделы. В уездах тоже были созданы отделы по делам нацменьшинств.В октябре 1920 года началось активное открытие школ, большинство которых уже в первую зиму 192021 учебного года закрывались изза нехваткитоплива иотъезда учителей.Количество татарских национальных школ функционировавших в 1921 году можно проследить по таблице1.
Таблица 1Численность татарских национальных школ Енисейской губернии в 1921г.
Города, уездыКоличество школГород Красноярск2Красноярский уезд3Енисейский уезд6Минусинский уезд2Канский уезд12Ачинский уезд2Итого27Количество татарских школ постоянно менялось. Например, к 1 января 1922 года их численность увеличилось до 32 школ.Открытие национальных школ усложнялось не только материальным положением губернии, в частности,отсутствием зданий под учебные заведения, учебников и пособийна родном языке, «без которых учителя часто запутываются во время занятий», как писал один инспектор, и фанатизмродителей, выступающихпротив овладения русской грамотой итребующих преподаваниямусульманской религии.
Енисейский губернский отдел национальных меньшинств в 20е гг. ХХ века в области образования ставил перед собой следующие задачи:1.Включение в штаты Роноштатных работников национальных меньшинств и изживание халатного отношения к работесреди нацмен.2.Укрепление материальной базы существующей сети учебных заведений посредством выделения определенных сумм во всех бюджетах.3.Расширение сетишкол.4.Ремонт зданий.5.Снабжение учебниками и литературойна родном языке.6.Принятие мер к переходу школ полностью на родной язык преподавания.7.Укомплектование всех школ соответствующимипедагогическими кадрами своей национальности [9].К 1924 году ситуация с татарскими национальными школами в отчетах выглядела следующим образом: при Губоно организованы и переведенына родной язык преподавания учебные пособия(на 50%)[10];Укомплектованностьнацмен школ педагогическими кадрами выполнена на 95%, хотя квалификация большинства учителей была очень низкая, требующая усиленнойпереподготовки[11].Данная проблема остро прослеживается в отчете Губсовнацмена за 1924 год: «Самым больным вопросом является малоподготовленность нацмен педагогов иотсутствие таковых, в особенности среди татар, между тем как работа среди татнаселенияв виду ихней отсталости и религиозности требует особенно умелогоподхода»[2].ВСибирскийтаттехникум от Енисейского уезда было откомандировано 7 человек, но средствна содержание отпускалось очень мало (всего 10 рублей в месяц на каждого), которых вовсе не хватает. По этой причине техникумуугрожает закрытие [12].Специальных нацмен детских домов в Енисейской губернии не существует, а в каждом городе при детском домеимеется группа нацмен детей(всего по Енисейской губернии более 200 человекнацмен сирот, из которых 95%дети татар).По той причине, что они разбросаны по всей губернии, работа с ними поставлена слабо,в связи с невозможностью укомплектовывать нужными работниками [13].
В губернии в 1924 году насчитывалось 85 национальных школ Iступени, которыми было охвачено 4207 детей школьного возраста.С одной стороны, не хватало самих школ, с другой часть населения (народы) не испытывали потребности отправлять детей в школы (большую часть составляли народы ведущие мусульманский уклад жизни).Помимо образования детей, большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослых. Для этих целей в национальных школах было открыто57 ликпунктов, 23 избычитальни, 5 клубных секций.«В их работе, несмотряна их слабую материальную базу, заметны удовлетворительные результаты»,отмечалось в одном из отчетов[13].Работа со взрослыми была очень важна, так как приобщившись к грамоте взрослые стремились дать образование своим детям [2].За один учебный год (192324) через учреждения ликбеза было пропущено свыше 2500 взрослых татар (12% от общего числа неграмотных в возрасте от 1535 лет) [13].
С увеличением численности татарских поселений, увеличивалось количество татарских национальных школ.Например, в Красноярском уезде в 1921 году было 3 татарских школы (Табл.1), а в 192425 уже 6 (Табл.2). Подобная тенденция присутствовала и в других уездах бывшей Енисейской губернии.Таблица 2Список татарских национальных школ по Красноярскомууезду в 192425 гг.[2].РайонНаименование школыЧисло учащихсяБольшемуртинскийКазанская40УярскийКлюквенная28КазачинскийОтношка
ЕнисейскийТатарская41ПировскийШумбатская
Соловушинская35
Сравнениетолько татарских национальных школ по Красноярскому уезду 1924 года с 1921 годом показывает увеличение численности школ в два раза, что,безусловно говорит о продуманных действиях со стороны Губоно.Подобная тенденция присутствовала ипо другим нацменшколам.
В 1926 году в Пировском районе дополнительно были открыты избычитальни, в Красноярске 2 национальные библиотеки, а в Красноярском уезде количество татарских национальных школ увеличилось еще на 7.В вузы национальным подотделом было отправлено 16 человек, из них четыре девушки.Все направленные на учебу снабжались проездными документами, билетами, суточными.В Красноярском округе активно работал комитет Севера, который занимался подбором абитуриентов, их отправкой на учебу, организацией школьного дела в северных районах[2].
Члены данной комиссии видели трудности в подготовке молодежи Северак поступлению в вузы в слабом знании русского языка, отсутствии надлежащей подготовки, однако в тоже время отмечали, что «туземные» дети приходят в школу с полным отсутствием знаний по русскому языку, но быстро его усваивают, и в своем развитии не уступают детям других национальностей.А работа с ними сильно обостряется в связи с отсутствием учебников близкихк ним по содержанию, и приспособленных к условиям северной жизни.Таблица 3Национальные школы в Красноярском округе в 192627 уч.году [2].
Тип национальной школыКоличествоТатарская16Эстонская8Латышская5Латгальская3Эстонсколатышская1Чувашская2Всего35
Анализируятаблицу3можно заметить, что ½ всех национальных школ рассматриваемого региона составлялитатарские школы, в большинстве случаев сосредоточенных в татарских селах и деревняхрегиона.
Укомплектованностьтатарских национальных школ выгляделанесколько иначе, чем врусских школах.Количество учеников в классах была равна 30, в то время, когда в русских школах 40, а продолжительностьобучение в школах первой ступени составляла 4 года.Положение большинства таких школ было неприглядным, даже плачевным [10]. Анализируяотчеты можно заметить,чтотатарское население Приенисейской Сибири в 20е гг.ХХ века не было заинтересовано в работе школ(ЕТШ).Большая часть школ располагалась в крестьянских избах. Влияние местной власти на эти школы проявлялось лишь в выплате хозяевам дома арендной платы, а сельские советы вовсе не обращали на них внимания,только ругали ее (В.Казанка). В школах было мало света, холодно.ИнструкторомГубоно были составленоописание одной из таких школ:«Вид этой хаты самый ничтожный. Около школы грязно бумаги, тряпки. У мечети чисто, опрятно. Люди с большой охотой заботятся о дровах для мечети, но в школу возят только тогда, когда их власти заставляют… Школьный сторож, если он есть, это враг школы и учителя. Захочет, подметет класс и затопит печку, не захочет,… ничего с ним не поделаешь. За 3 или 4 рубля кому же охота работать?»[2].Все сказанное подтверждает еще раз негативное отношение татарской общины к организации школ (ЕТШ) и отсутствие поддержки со стороны общества делу образованиянациональной школы на местах.
Большим тормозом в образовании татарских детей служил также низкий уровень подготовки педагогических кадров (готовили за 2 года)[11]. Некоторые учителя не умелирационально использовать имеющиеся у них материалы: школьные географические карты скорее для украшения помещений; у учителей достаточное количество учебной литературы, но они все находятся под кроватью, к тому же неразрезанные(Тимершик); есть в наличии педагогические журналы, но они не используются (Енисейск); есть глобусы, а лежат поломанные на школьной печи (Алгайск).На зимних каникулах 1927 года часть учителей направлены в Казань для повышения квалификации, а так же были организованы курсы в Красноярске, но они не всегдадостигали поставленных целей [12].Подготовка национальных педагогических кадров в Приенисейской Сибири шла сложно, преодолевая не только объективные трудности экономического характера, но и трудности социокультурного характера.
Инструкторами Губоно и Районо отмечено у татар особое отношение между детьми и родителями, родителями и школой.Здесь родители имеют неограниченную власть над детьми. Не было выявлено такой ситуации, когда дети открытовыходили бы из их повиновения.Но тайно они ослушиваются взрослых: кушают во время поста, снимают фаски в классе.Пристальное внимание осуществляетсяза девочками, достигнув 14 лет,они уходят из школы. Родители всегда одеты по ниточке, а дети голыши (Отношка, Казанка, Дементьевка).«Татары думают, что они составляют большинство населения РСФСР и удивлены, почему правительство не подчиняется этому большинствуи запрещает преподавание религиив школе (Дементьевка)»[2].
Первое десятилетие реализациинациональной политики в школах Енисейской губернии привело к хорошим результатам. Прежде всего, были созданы национальные школы для всех народностей, проживавших в рассматриваемом регионе.Помимо положительных сторон, были так же негативные последствия. Проживающие в сибирских селах люди разных национальностей, предъявляли к школе требованияподготовки детей к жизни, а незнание русского языка, не давало возможностидетям после окончания национальной школы продолжить образование с целью получения профессии.Для них при училищах создаютсяподготовительные курсы (например, при педагогическом училище в г. Енисейске).К концу 20х годов, Сибоно беспокоило то положение, в которомнаходились нацмен школы.Изза языкового барьера, неподготовленности учителей при наличии учебных пособий, в школах практически не были реализованы программыГУСа[7].В это период наметилась тенденция отдавать детей в русские школы. В ряде нацмен школ стали вводить русский язык как отдельный предмет уже с первого класса, что прослеживается и в татарской национальной школе Приенисейской Сибири.Таким образом, татарская национальная школа Приенисейской Сибирив 20е гг ХХ века, пройдя первый этапстановления(10 лет),достигла серьезных результатовв образовании татарского населения Приенисейской Сибири(достаточное число школ, организованная подготовка нацмен педагогов, обеспечение реализации программ обучения на родном языке).Этот этап развития национальной татарской школы в Приенисейской Сибири сопровождался
рядом трудностей: недостатком средств для открытия и функционирования школ, сопротивление школьному делу татарского населения, недостаток подготовленных педагогов, отсутствие учебников на родном языке и др.
Ссылки на источники1.Белых И.Н.. Становление нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 20е годы XX века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Белых Игорь Николаевич;.Красноярск, 2008.216 с.2.Бибикова В.В. Становление единой трудовой школы в 20е годы ХХ века в Приенисейской Сибири. Красноярск, ООО Издательский Дом «ВВВ», 2008, С.2813023.Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Трудовое воспитание в учреждениях социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20е гг. ХХ в. // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С.1651704.ЦиванюкК.Д. Развитие дошкольного воспитания в г.Красноярске за 50 лет // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. Красноярск, 1970. 198с. С.171184.5.Шумакова Н.А. Социализация подростков в системе общего школьного образования м социальноговоспитания Приенисейской Сибири в 20е гг ХХ века: дис. .. канд. пед. Наук. Красноярск, 2004. 182 с.6.Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период 20х годов (19201931). М., Издательство Московского университета , 1992. С. 10, С. 46 7.Капсаргина, С.А. Становление национальной школы в Енисейской губернии в 1920 гг. / С.А. Капсаргина // Социология образования. 2007.№ 10.С. 4550.8.Мударисова, А.К. Реформирование татарского алфавита в 1920 1930е гг.: дисс. …канд. ист. наук. Казань, 2001. 216с.9.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 208, л. 910.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 168, л.1611.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 208, л. 19812.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 208, л. 15913.ГАКК, ф. р93, оп.1, д. 244, л. 29
Shakirov Ildar Shamilevich,A student of thirdyear of the faculty of Physics and Mathematics of Lesosibirsk Pedagogical Institute a branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education Siberian University , Lesosibirskildarshakirow@mail.ruNational Tatar SCHOOL in YeniseiSiberia in the 1920sAbstract. The Article considers the process of formation and development of the national Tatar school in Yenisei Siberia in the 1920s in the period of active and productive activities of the government in the minorities education in USSR.Keywords.Tatar national school, the Yenisei Siberia, the regional Department of Education, natsmensh, Muslims.