Дифференцированный подход в развитии творческого потенциала учащихся на занятиях фортепиано

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Доценко Т. Э., Сафронова О. А. Дифференцированный подход в развитии творческого потенциала учащихся на занятиях фортепиано // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3016–3020. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54867.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа современного состояния музыкального образования показана возможность развития творческих способностей учащихся класса фортепиано благодаря дифференцированному подходу. Описан опыт работы Майминской детской школы исскуств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Доценко Татьяна Эдуардовна,кандидат философских наук, помощник проректора по научной работеФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», г.Бийскtat.dotsenko2012@yandex.ru

Сафронова Ольга Александровна,завуч Майминской детской школы искусств, с. Маймаolysafmuz@yandex.ru

Дифференцированный подход в развитии творческого потенциала учащихся на занятиях фортепиано

Аннотация.В статье на основе анализа современного состояния музыкального образования показана возможность развития творческих способностей учащихся класса фортепиано, благодаря дифференцированному подходу. Описан опыт работы Майминской детской школы исскуств.Ключевые слова:музыкальное образование, развитие творческих способностей, дифференцированный подход,сочинение и импровизация.

В современном обществе общее музыкальное образование стало терять ценность и свою значимость. Стало «немодно» заниматься игрой на музыкальных инструментах, слушать классическую музыку, посещать театры. Проблема не в том, что музыку стали слушать меньше, наоборот, её стали больше именно слушать, а не «слышать». Сегодня в процессе восприятия музыки присутствует потребительское, чисто физическое начало, основанное на удовольствии, наслаждении, расслаблении. Недаром из музыкальных предпочтений детей более востребован эстрадный вокал как возможность быстрее проявить и показать себя на сцене. Занятия музыкой не могут конкурировать с игрой на компьютере, занятиями иностранными языками, спортивными увлечениями. Каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Они мыслят все быстрее, информации усваивают все больше, но удивляются и восхищаются меньше. Существует тенденция к равнодушию и безразличию, к однообразному кругу интересов. А общество нуждается в активных творческих людях. Очень важно разбудить в детях интерес к самим себе. Объяснить, что самое интересное скрыто в них самих, заставить их души трудиться. Благодаря музыке вчеловеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Важно не только научить понимать и любить музыку, петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на элементарных музыкальных инструментах. Самое существенное –развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях. Далеко не все педагоги по музыки знают о колоссальных возможностях своего предмета для формирования современных профессиональнозначимых качеств личности. Так, занятия музыкой способствуютне только воспитанию творческого мировосприятия и сознания, но и воли, целеустремлённости, трудолюбия, усидчивости, инициативы, самостоятельности, умению предвидеть ситуацию, отличатьглавное от второстепенного, и многие другие качества, столь важные и значимые в любой профессиональной деятельности.Именно эти, столь социально значимые в настоящее время и важные для каждого профессионального специалиста качества, могут успешно развиваться в процессе музыкального обучения.Но для того, чтобы они развивались, педагоги должны сами перестроиться, искать новые методы и подходы, тем более что в настоящее время немало существует интересных методик и программ (Е. Винокурова; К.К. Тушинок; А.С. Крылова, С.А. Савина; Т. Смирнова; Э. Тургенева и А. Малюков; В.В. Романенко и др.). Одной из ключевых способностей педагога в современной ситуации выступает способность к творчеству. Не секрет, что еще 1520 лет назад, чтобы поступить в музыкальную школу ребёнок должен был выдержать серьёзный конкурс, то теперь в школу принимаются абсолютно все желающие. И на момент поступления многие из них не имеют необходимого уровня развития музыкальных способностей. Как правило, почти каждый учащийся имеет достаточную мотивацию для учебы. Ему нравится музыка, и он хочет научиться играть. И педагог обязан обучать по действующей образовательной программе каждого, независимо от уровня его музыкальных данных. Но сложившиеся традиционные методы занятий в классе фортепиано направлены в основном на исполнительское обучение. Поэтому учеба оказывается достаточно трудным и не очень приятным занятием для детей со средними и минимальными музыкальными способностями. Вследствие чего интерес к музыке у них постепенно исчезает. Чаще всего разочарование возникает к четвёртому классу, когда по статистике происходит значительный отсев из музыкальных школ. Как подкрепить и усилить интерес к музыкальной деятельности в процессе занятий? Как развить его творческие способности? Как достичь такого результата обучения, чтобы ученик после окончания школы мог бы сам развиваться дальше?Именно ответы на эти вопросы побудили нас поделиться в статье опытом развития творческих способностей на примере обучения в Майминской детской школе искусств. Поскольку критерием успешности педагогической работы в музыкальной школе остается качественное выступление ученика на экзамене с последующим участием в конкурсе или поступлением в среднее специальное учебное заведение, то все силы педагога уходят на выучивание необходимого количества сочинений для показа. Иногда это выучивание достигается весьма дорогой ценой как для педагога, так и для ученика. Чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия внутреннего потенциала ребенка и творческого развития его способностей, в образовательную программу Майминской детской школы искусств были внесены изменения. Дифференцированный подход позволил разделить учащихся музыкального отделения на три группы:«А» учащиеся с хорошими музыкальными данными;«Б» учащиеся со средними музыкальными данными;«С» учащиеся со слабыми музыкальными данными.Процесс обучения стал дифференцированным, что позволило активно использовать различные формы, методы обучения и организации учебной деятельности на основе результатов личностноориентированной диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей детей. Основная задача такой деятельности –раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.Также в программу был введен предмет по выбору «Сочинение и импровизация». Его роль и значение трудно оценить, с одной стороны, занятия по предмету дополняют и расширяют теоретические знания, полученные на уроках «Сольфеджио» и «Музыкальная литература», с другой –развиваются практические умения. Самое важное то, что эти занятия способствуют осознанию полученных знаний, умений и навыков, самостоятельному выбору учащимися в исполнительской и сочинительской практике выразительных средств, развитию творческого начала. Предмет «Сочинение и импровизация» способствуетвосстановлению потерянных связей между теоретическими знаниями и практическими навыками их использования, между заданными жанровыми и стилистическими рамками исполнения и свободой самовыражения. Так, певческая импровизация –одно из самых любимых занятиймладших школьников. В импровизациях ребенок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют ребенка, но и сказываются на развитии вокальнослуховых способностей.Методической находкой стали творческие задания, в которых ученик и учитель меняются ролями. Ученику, например, приходится самому придумывать ритмические рисунки, музыкальные загадки, инструментальные фантазии, которые он будет задавать учителю. Именно принимая самостоятельно решения, ребенок укрепляет чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях. К тому же эти задания проходят в игровой форме, поэтому детям они очень нравятся.Одна из форм импровизации –сочинение мелодий на тексты. В ее основе должны лежать содержание текста и его эмоциональный настрой и целесообразнее выбирать из тех стихотворений, которые дети изучают на предметах чтения и языка.В младших классах используются в основном небольшие четверостишия, многие из которых хорошо знакомы детям. Для того чтобы эмоционально раскрасить содержание стихотворения, настроить ребенка на творческую волну, применяем различные картинки, мягкие игрушки, а также делаем просмотры мультфильмов или прослушиваем музыкальные произведения с соответствующей тематикой. Большой популярностью у детей пользуются музыкальные сказки, которые представляют богатейший источник развития фантазии ребёнка. В работе со сказкой применяется множество приемов для развития воображения детей. Среди них: сочинение для каждого героя своей мелодии, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Здесь хорошим подспорьем становится клавишный синтезатор, шумовые инструменты и элементы костюмов.Результаты проделанной работы юных музыкантов и композиторов всегда оцениваются положительными отметками. А свои импровизации и сочинения дети по желанию сами представляют на открытом концерте фортепианного отделения, который проводится в конце учебного года. Кроме того, большую роль в развитии интереса к музыке играют организованные внутришкольные музыкальные концерты, конкурсы, собрания, сельские мероприятия, где ученик может исполнить собственное произведение.Успех импровизации во многом зависит от учителя, его исполнительских возможностей, педагогического мастерства, умения создать единую эмоциональную настроенность урока, связать импровизацию с его темой, со всем материалом, который составляет содержание урока. Импровизация должна быть связана с композицией, причем с первого года обучения. Так на уроках специального фортепиано учащиеся первого класса с большим удовольствием сочиняли мелодии для альбома «Музыкальные зверюшки», который предназначен к исполнению детьми подготовительного класса. Юные композиторы, как они себя называют, всегда стремятся к результату –созданию записанного произведения. Временное неумение учащихся младших классов записать и грамотно оформить свое произведение никогда не должно быть препятствием к осуществлению их мечты. В этом им помогают преподаватели. Также в школе совместно с центральной детской библиотекой был реализован проект «В началевсё же музыка была», в котором дети сочиняли песни на слова местных авторов. Был выпущен одноименный сборник, в оформлении которого использовались рисунки учащихся художественного отделения школы.Безусловно, основной идеей проекта была преемственностьпоколений: взрослые написали стихи, а дети музыку, но для педагогов школы главная цель развитие творческих способностей детей, была достигнута. И радует то, что этот проект воодушевил многих ребят на дальнейшие творческие поиски, в результате которых две девочки самостоятельно сочинили и записали в студии шесть новых песен, пять учащихся продолжают заниматься сочинением и импровизацией с преподавателями. И возможно, именно работа в проекте определила выбор профессии одной из участниц она поступила в Бийский государственный музыкальный колледж. Говоря о результатах детского творчества, надо иметь в виду и то, что исполнение детьми своих сочинений часто вызывает у них разочарование, так как воплощение замысла оказывается гораздо беднее тогозвучания, которое было у них внутри. Совместными усилиями необходимо помочь ученику довести сочинение до публичного исполнения, причем в такой форме, в которой бы показ произведения стал комфортным. Но этот труд ученика и преподавателя не должен превращаться в работу только преподавателя. Идею ученика важно сохранить, развить, направить в желаемую музыкальную форму, но все это делать очень осторожно, все исправления обосновывать, показывать варианты, сравнивать. Иначе, ребенок расстроится, потеряет верув успех.Поэтому песни проекта «В начале все же музыка была» аранжированы профессиональными музыкантами, и исполнялись как авторами, так и вокалистами хорового отделения.И еще один проект, вызвавший у детей множество положительных эмоций это конкурс «Копилка творческих успехов». В нем приняли участие 12 юных пианистов Цель проекта дифференцированный подход, способствующий эффективному развитию музыкальнотворческих способностей. Главная идея заключалась в том, чтобы каждый ребенок получил возможность показать себя в разных видах творческой деятельности: сочинение и импровизация мелодий, чтение с листа, сочинение стихов, рассказов или сказок, сочинение загадок и ребусов, подбор по слуху, музицирование на других инструментах и др. Мотивация активной деятельности заключалась в накоплении баллов. «Копилку» можно было пополнить и участием в концерте или конкурсе. Например, победители конкурса «Музыкальный серпантин» получили по два балла, а участники по одному. Баллы обменивались на наклейки (5 баллов –1 наклейка), которые ребята с удовольствием наклеивали возле своих фотографий на стенде «Копилка творческих успехов», с азартом подсчитывая свои достижения и достижения соперников.Надо заметить, что педагоги старались, чтобы все ребята получили как можно больше баллов и оценивали любые их творческие проявления, даже самые скромные. Главное было найти каждому ученику занятие «по душе». Итогом стал подсчет баллов и награждение победителей и участников проекта.Иногда непонимание педагогами природы и условий детского творчества, непременное желание обязательно получить результат могут привести к травмированию детской психики изза нарушения естественности и свободы творческого процесса. Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер. Необходима та естественность процесса, когда педагог проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства. Для этого надо быть уверенным в правильности выбора цели развития личности, его дарований, индивидуальности, творческой фантазии. Быть уверенным в музыке, которая выбирается для детей и которая искренне прочувствована самим педагогом; быть уверенным в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят; и конечно, быть уверенным в том, что каждый ребенок –художник, и обязательно талантливый.В заключении необходимо отметить, что изменившиеся условия деятельности педагога в системе детского музыкального образования побуждают его искать новые пути эффективного развития творческих способностей учащихся. В этом направлении на сегодняшний день разработано множество интересных методик и программ, в которых обобщается опыт педагогов музыкантов, основанный на достижениях образования. Результатом поиска новых методов обучения в Майминской детской школе искусств стало активное участие детей в творческих проектах, исполнение собственных произведений на концертах, конкурсах, собраниях, внутришкольных и сельских мероприятиях. А предмет импровизации и сочинения способствует максимальному развитию музыкальнотворческих способностей учащихся.И, пускай, не все дети, обучающиеся в Майминской детской школе искусств, выберут в дальнейшем творческую или педагогическую профессию, но даже будучи специалистами в совершенно разных отраслях, они смогут проявить высоко развитый музыкальноэстетический вкус, ощутимый интерес к классическому музыкальному наследию, а также творческие и организаторские способности, чувство солидарности, находчивости и инициативы.

Dotsenko Tatyana.Candidate of philosophical Sciences, prorector on science’s assistant, the Shukshin Altay State Academy of Education, Biysk.Safronova Olga,a head teachertheMayminskayaChildren's Art School,the Maima.Differentiated approach to development creative capabilities of students is on employments pianoAbstract.In article on the basis of analysis of the current state of music education the possibility of development of creative abilities of students of piano, the differentiated approach.The experience of Maiminsky children arts school.Keywords: music education, development of creative abilities, differentiated approach, composition and improvisation.