Применение инновационных технологий в процессе обучения английскому языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трубицина Ю. В. Применение инновационных технологий в процессе обучения английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3066–3070. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54877.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на том, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трубицина Юлия Владимировна,учитель английскогоязыка МБОУ «СОШ №33 имени П.А. Столыпина» Энгельсского муниципального района Саратовской области,Ispanka_69@mail.ru

Применение инновационных технологийпроцессеобучения английскому языку

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на то, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.Ключевые слова: интеграция, деятельностный подход, учащиеся с повышенным интересом к обучению

Сегодня

слово «развитие»

становится

фундаментом

российского образования. Не

секрет, что многие знания, которые уже

много лет преподносятся

в

готовом

виде ученикам, устаревают гораздо

раньше, чем

усваиваются детьми. Таким образом, на мой взгляд, сегодня в образовании происходит смена приоритетов от приобретения уже готовых знаний к умению получать их через самостоятельную деятельность. Можно ли создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал, статьуспешным в учёбе? Да, если педагог применяет современные технологии, приемы, техники, методики; исследования ведущих педагогов и психологов, мониторинговые исследования.Поэтому в образовании становится актуальным системнодеятельностный подход, который я реализую в течение нескольких лет в своей педагогической деятельности, и который лежит в основе стандартов второго поколенияи предполагает:ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе. Использование деятельностного подхода формирует у школьников готовность и способность использовать усвоенные знания, учебные умения и действия, а также способы деятельности в жизни для решения практических задач.[1]Опыт моей работы показал, что достичь определённой цели можно только через осуществление сетевого взаимодействия с учащимися и их родителями, коллегами, педагогами различных образовательных учреждений, преподавателями ВУЗов, педагогамипсихологами, учреждениями дополнительного образования. Как же организовать деятельность школьников, основным результатом которой станет развитие личности ребенка? В этом нам помогут современные образовательные технологии.Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, которые и позволяют решать данные задачи, полностью соответствуют вызовам и требованиям времени. На реализацию данных технологий в обучении учащихся английскому языку и направлена моя система работы.Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использования, разработку, исследование, проектирование. Идея опыта –внедрение в урочную систему и апробирование на уроках иностранного языка различных инструментов и приемов проектирования. Основные задачи образования сегодня –не просто вооружитьвыпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения. Современные ученики –кто они? Какие стремления у наших школьников? Что они могут, на что способны? Это становиться очевидно, когда наблюдаешь за их образом жизни со стороны. Во

первых, современные ученики обладают совсем отличным от нашего набором ценностей, они более эгоцентричны, требуют, чтобы уважали их интересы и практически не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют одну из самых главных составляющих в жизни –это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Кругозор у учащихся развивается на уроках, при чтении дополнительнойлитературы, но в основном их кругозор ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер –это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации интегрированной работы с учащимися и введение элементов исследования на различных предметах.Я учитель английского языка и каждый раз составляя план очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:а) как достичь целей урока;б) какой учебный материал отобрать, чтобы он был интересен учащимсяв) какие методы и средства обучения выбрать;г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний иценностных ориентаций.В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов применение современных педагогических технологий, инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на уроках.В 2010 году мною, совместно с учителем информатики и ИКТ Смирновой И.В. создана и апробирована программа интегрированного обучения.В результате на основе интегрированной технологии возник учебный проект «Поговори со мной, компьютер». Инновационность данного проекта состоитв том, что интеграция двух образовательных областей не равнозначна. Образовательный предмет «Информатика и ИКТ» пропедевтический уровень, а «Иностранный язык» расширенный уровень. Учащиеся 7 класса пришли в нашу школу с целью изучать английский язык по расширенной программе, с дальнейшим выбором информационнолингвистического профиля в старших классах, а изучение курса «Информатика и ИКТ» предусмотрено только с 8 класса. Свою работу мы согласовываем с экспертным отделом СарИПКиПРО, а рецензентами нашихпрограмм являются ведущие преподаватели СГУ. [2]Выбор интеграции информатики и английского языка был обусловлен тем, что современная лексика информатики построена на английской терминологии. Большинство программных средств во всем мире это англоязычные программные продукты, и для овладения инструментальными средствами многих информационных систем необходимо знание английского языка. Курс строится по схеме "песочные часы": для успешного овладения компьютерными технологиями необходимо знание английского языка, а для более глубокого изучения английского целесообразно использовать современные информационные технологии. Научная новизна •предложены модели учебной деятельности, использующие информационные и телекоммуникационные технологии, учитывающие вариативность и индивидуализацию общего образования и направленные на развитие познавательной самостоятельности учащихся;•апробируется методика проведения дистанционных уроков•создается электронный учебник интегрированных предметов•разрабатывается комплекс учебных телекоммуникационных средств, в создании специального учебного сайта курсаОграничения: Проект адресован для учащихся 7 классов, но может быть использован и в 56 классах для детей с повышенным интересом к обучению или для классов срасширенным изучением английского языка.Цель проекта:разработка и апробация инновационной педагогической технологии интеграции пропедевтического и расширенного уровня обучения. создание образовательной среды, которая объединит в себе отдельные предметыи создаст многоуровневую интеграцию школы и общества.Задачи проекта:•развитие познавательных оснований;•формирование деятельностных оснований (умения и навыки);•создание продуктивных оснований;•становление компетентностных оснований. •внедрение основных направлений стандартов нового поколения.Предполагаемые результаты проекта. Интегрированное обучение будет: 1) способствовать развитию научного стиля мышления учащихся;2) давать возможность широкого применения учащимися информационного метода познания; 3) формировать комплексный подход к учебным предметам: английскому языку и информатике;4) повышать качество знаний обучающихся и развивать интерес к предметам гуманитарноматематического цикла; 5) формировать вычислительные, измерительные и графические навыки;6) способствовать приобретению умений наблюдения, экспериментирования и моделирования;7) формировать убеждение обучающихся, в том что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; 8) позволять использовать авторские компьютерные программы обучающихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе; 9) расширять кругозор обучающихся;10) способствовать развитию их творческих возможностей;11) помогать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса английского языка и информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях; 12) приобщать школьников к научноисследовательской деятельности. Трудоемкость: Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по английскому языку и информатики, а также с учетом требований к построению и содержанию образовательных программ ОУ. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания –повышение роли самостоятельной работыучащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. Самостоятельная работа строится на основе дистанционных занятий, которые я также широко практикую в своей работе. РискиВ рамках апробации курса проводится опытноэкспериментальная работа, которая показывает рост познавательной активности учащихся к процессу изучения английского языка через овладение навыками работы с современными компьютерными технологиями, рост интенсификации процесса приобретения учащимися лексикограмматических знаний через работу с компьютерными упражнениями, развитие продуктивных речевых умений при работе с программами мультимедиа, возможность индивидуализировать процесс обучения английскому языку за счет использования интерактивных компьютерных средств. Все это способствует повышению качества знаний учащихся и повышает мотивацию к изучению моего предмета.Методологическая базаПроект«Поговори со мной, компьютер» рассчитан на один учебный год (34 часа) и в основе разработки лежат учебные пособия:Угринович Н.Д. Информатика 7. Учебник для 7 класса. –М.: БИНОМ, 2008электронный образовательный ресурс «Библиотека электронных наглядныхпособий (БЭНП) «Английский язык 7 класс (основная школа)»ресурс «Английская грамматика в упражнениях и диалогах» предназначенный для учащихся 78 классов общеобразовательной школы и соответствует требованиям ГОСаДанные ресурсы разработаны в рамках конкурса НФПК "Разработка Инновационных учебнометодических комплексов (ИУМК) для системы общего образования" и включают в себя: [3]1) виртуальную среду для изучения грамматики английского языка в средней школе, которая позволяет организовать работу в сотрудничестве, выполнять тестовые и другие задания, и т.д.;

2) методическое пособие для учителя;

3) пособие для учащихся.Различные клипы: флэшанимация, интерактивные рассказы с субтитрами. Уровень средний продвинутый, прекрасно подходящий для помощив обучении английскому языку детей школьного возраста. Электронный ресурс «Библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП в дальнейшем) «Английский язык (основная школа)», который представляет собой набор мультимедийных информационных объектов и инструментальных средств для работы с ними. В качестве дополнительного ресурса для детей с повышенным интересом к английскому языку может использоваться обучающая программа «Профессор Хиггинс». Во время проведения занятий предполагаются задания на развитие и совершенствование стратегий чтения, форм перевода, говорения, аудирования. В целях обеспечения активности учащихся и продуктивности курса совместные занятия проводятся в форме ролевых игр, мини –проектов, проектов с использованием коммуникативных приёмов обучения. На занятиях используются такие формы работы, как решение проблемных задач речевого, информационного, социокультурного характера. Содержание курса( приведены 3 раздела)Структурно курс опирается на предметное содержание речи согласно тематике 7 класса основной школы, программе по английскому языку и информатике. Содержание курса :1.Введение. Роль информации в жизни человека. Значение английского языка в современном мире.2.Человек и информация. История развития вычислительной техники.2.1.Видыинформации. Лексические единицы по теме: «Компьютер и его устройства».2.2.Измерение информации3.

Первое знакомство с компьютером. 3.1.Процессор. Просмотр и работа с видеороликами.3.2.Основные устройства. Демонстрационные диалоги.3.3.Устройства ввода и вывода информации. Работа с тестами online3.4.Носители информации. Анимированные словари и справочники.3.4.1.Работа с дисками (просмотр анимационных английских сказок).3.5. Операционная система (интерфейс на английском языке)Наш совместный педагогический проект был представлен на Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», «Элита Российского образования» где был высоко оценен. Но главное, конечно же, для меня рост познавательной активности ребят, который показал мониторинг, проводившийся в ходе апробации проекта. С учетом их возрастных особенностей мы подбираем различные формы и методы работы. Хорошие результаты показывает использование телекоммуникационного метода проектов, основанного на поисковых, исследовательских формах деятельности. Ребята с интересом работают в виртуальных химических лабораториях –интерактивно выполняют эксперимент, моделируют процессы, используют тренажеры по предметам, совершают виртуальные экскурсии, участвуют в тематических форумах и online чатах.Интегрированные программы помогают в работе с детьми с повышенным интересом к обучению. Возможности движения по индивидуальной образовательной траектории у них нет (вплоть до 9 класса начала профильного обучения), а в рамках традиционного обучения им тесно или они не могут реализовать себя и просто "гаснут". Интегрированное обучение в данном случае, дает им возможности, которые не решает традиционное образование (выбор интересных курсов, участие в эвристических олимпиадах).Другая цель дифференцированный подход к изучению материала. Ни для кого не секрет, что наши учащиеся (особенно по предмету информатики) зачастую по тем или иным темам опережают педагогов, поэтому им можно предложить изучение отдельных тем с использованием имеющихся дистанционных курсов, материалов сети, творческих заданий и т.д. в индивидуальном режиме. Третья цель возможность построения ИОТ ученика по предмету. Другая сложность, то что ребята в последнее время практически не видят межпредметных связей в своем обучении, Все эти курсы прошли апробацию и как результат хочется отметить:1.Учся 89кл готовятся осознанно к выбору профиля2.Дополнительная подготовка (бесплатная) для поступления в учебные заведения3.Выработка необходимых компетенций, опыта самостоятельной деятельности и интеллектуального развитияУсловия реализации измененийЯ работаю учителем английского 20 лет. За это время сложилась собственная методическая система, в основе которой лежит деятельностный подход в обучении. «Обучая –учусь»

говорили

древние

мудрецы. Мысль не

утратила

своей актуальности

и

для меня, учителя,

живущей

в

век

глобальных

изменений. Хочется

научиться работать

так,

чтобы

было

интересно,

чтобы быть

всегда

впереди

ученика, а не

плестись

за

ним, чтобы знание

было

настоящим, живым, а

не

шаблонным,

не иллюстративным. Но

хотеть для

меня –это мало. Нужно делать. Нужно искать способы новых стартов. Одну из своих задач вижу в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать коммуникативные компетенции и социальный опыт учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Ссылки на источники1.Шкель В.Ф. Педагогические технологии в учебном процессе. Научная книга, Саратов 20092.http://wiki.saripkro.ru/index.php/%22%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D0%9B%D0%B0%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%88_%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%85_%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%22

3.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/39b7b9a79e46124aa085a9cbd4266b16/118890/?interface=pupil&class=49&subject=12

4.Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении Научная книга. Саратов 20095.ДушенинаТ.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ № 5, 2003 г.

Trubitsina Julia English teacher at the municipal comprehensive secondary school № 33 named after P.A. Stolypin Engels municipal district of the Saratov region ,Ispanka_69@mail.ruThe use of innovative technologies in the process of teaching EnglishAbstract.The article deals with the organization of integrated education .Particular emphasis is placed on the fact that the teaching of computer science and English for children's intellectual development requires the development of specific curricula and teaching methods, which must take into account their high susceptibility to learning, on the other hand , promote the development of children's creative abilities .Keywords: integration, activitybased approach , students with a highinterest in learning