Конспект урока-экскурсии «Нумерация многозначных чисел. Закрепление»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зубарева Е. А. Конспект урока-экскурсии «Нумерация многозначных чисел. Закрепление» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3111–3115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54886.htm.
Аннотация. В статье представлен конспект урока математики по теме «Нумерация многозначных чисел». Урок построен в форме заочной экскурсии по городу с включением в него краеведческих сведений. Также в статье раскрыты дидактические принципы, которых необходимо придерживаться при использовании краеведческих сведений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зубарева Евгения Александровна,магистрант2 курса, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» педагогический факультет, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 70»г. Кироваevgenyaza@yandex.ru

Конспект урокаэкскурсии «Нумерация многозначных чисел. Закрепление»

Аннотация.В статьепредставлен конспект урока математики по теме «Нумерация многозначных чисел». Урок построен в форме заочной экскурсии по городу с включением в него краеведческих сведений.Также в статье раскрыты дидактические принципы, которых необходимо придерживаться при использовании краеведческих сведений.Ключевые слова: многозначные числа, краеведческие сведения

Тема «Нумерация многозначных чисел» считается одной из самых сложных тем в начальном курсе математики, потому что она призвана систематизировать и обобщить все знания о десятичной системе счисления. Для изучения подобных сложных тем и разделов ученымиметодистами рекомендуется использовать такие средства, методы обучения и методические приемы, которые могли бы способствовать активизации мыслительной деятельности школьников и стимулировали бы их к самостоятельному поиску нового знания. Одним из таких средств обучения может выступать краеведческий материал. Применение на уроках математики при изучении сложных тем краеведческого материала не только позволит вызвать интерес к изучаемой теме, разнообразит деятельность, но и, на наш взгляд, будет содействовать эффективному формированию знаний и умений по теме «Нумерация многозначных чисел». При использовании краеведческого материала на уроках математики важно придерживаться дидактических принципов:1.Систематичности. Принцип систематичности связан в первую очередь с понятием «система», то есть весь материал должен быть подобран таким образом, чтобы одно вытекало из другого и в результате образовывало бы единое целое. Кроме того, систематичность предполагает, что краеведческие сведения должны быть включены не 1–2 раза, а в течение определенного продолжительного времени. 2.Доступности. Принцип доступности при использовании краеведческого материала на уроках математики будет заключаться,прежде всего,в учете возрастных особенностей детей. Важно, чтобы учащиеся могли выполнить задание без помощи взрослого, поняв смысл прочитанного, поэтому к подбору материала следует подходить очень осторожно и отбирать только тот, который будет понятен и интересен детям.3.Наглядности. Этот принцип играет важную роль, так как наглядность помогает учащимся легче воспринимать и осознавать теоретический материал. На уроках можно использовать портреты исторических личностей, о которых в заданиях приводится цифровой материал, изображения архитектурных сооружений, природных объектов, народных промыслов и т.д.4.Принцип связи материала в учебной ивоспитательной работе. Краеведческие сведения должны применяться не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. На уроках один и тот же материал может быть задействован в заданиях и упражнениях на математике, а также в сочинениях и диктантах на русском языке или в виде расширяющих знания сведений на уроках окружающего мира. Кроме того, можно провести специальные внеклассные мероприятия, которые будут направлены на решение задач, связанных с воспитанием положительного отношения к родному краю. Данный принцип будет сочетаться с принципом систематичности. 5.Принцип взаимосвязи местного материала с общим историческим, географическим и литературным материалом. Например: рассмотреть последствия Великой Отечественной войны для конкретной области, края; какую часть территории занимает область от территории всей страны, вклад писателей и поэтов определенного региона в мировую литературу ит.д. Представим конспект урока с использованием краеведческого материала.Урок в форме заочной экскурсии по достопримечательностям города Кирова.Для составления заданий были использованы материалы с сайта [1], [2]Ход урокаI.Организационный моментУчль: Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. Сегодня урок не обычный, а урокэкскурсия по городу Кирову. Мы с вами,не выходя из кабинета, посетим достопримечательности города.II. Устный счетУчль: Запишите и прочитайте число, которое содержит 1 единицу класса тысяч, 374 единиц. Какой это год? Что связано с этим годом?Город был основан в 1374 году первыми русскими переселенцами, заселявшими Вятский край, на месте древнего поселения удмуртов —вотяков. Предположительно поселение это носило название Ватка, по имени реки.А на каком виде транспорта мы отправимся на экскурсию, вы узнаете, когда прочитаете числа на билетах. «Как прочитать любое многозначное число? Что сделаем сначала?» «Что делаем потом?» (Читаем число единиц каждого класса, называя его, кроме класса единиц.)Назовите самое маленькое многозначное число.

Учль:На каком транспорте мы отправимся на экскурсию?Учк: Сначала число разбиваем на классы, по 3 цифры справа налево. Мы путешествуем на автобусе.III.Работа по теме урокаУчль: Занимаем места в автобусе и отправляемся в путь. А начинаемнаше путешествие с кировской областной филармонии.

Она была открыта в …А вот когда именно, вы узнаете, если среди чисел найдете наименьшее число:1959 1958 1985 11965Учк: Кировская областная филармония была открыта в 1958 году.Учль:Как можно определить количество слагаемых в представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых?Учк: Количество слагаемых определяем по количеству цифр, используемых в записи числа (отличных от нуля).Учль:Запишите данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.Учль:К данному числу (1958) прибавьте число, состоящее из трех десятков и трех единиц. Какое получилось число?Учк: Получилось число 1991.Учль:Правильно, это год открытия Детской филармонии. У здания, в котором располагается филармония, интересная история. В 1910 году здесь была молельня. Используя цифры, чисел 1958 и 1910 запишите все четырехзначные числа.Учк: 1598, 1585, 1985, 1895, 1859, 1901, 1091, 1019, 1190, 1109. IV.ФизкультминуткаУчль: Сейчас я буду зачитывать краеведческие сведения,если в тексте будутмногозначные числа, вы приседаете, если нет–хлопаете в ладоши.Кировский Драматический Театр основан в 1877 году.Литературный музей А.С.Грина, выдающегося русского писателя, является единственным в России. Экспозиционновыставочный центр "Вятская кунсткамера" был открыт в 1992 году.V.Продолжение работыУчль: Следующая остановка–Александровский сад. Прочитайте предложения: (на доскеили на экране)30 августа 1835 года парк был торжественно открыт и наименован «Александровским» в память о приезде в Вятку в 1824 году Александра I.Центральный павильон и береговая ротонда были выполнены по чертежам вятского губернского архитектора Александра Егоровича Тимофеева в 1835 году. В 1872 году на берегу реки был построен летний клуб, а в 1934 году в саду по проекту архитектора Чарушина был построен летний театр.

Запишите числа в порядке убывания.Учк: 1834, 1835, 1872, 1934.Учль: Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка Успенский Трифонов монастырь.

Трифонов монастырь –одна из древнейших обителей Вятского края. Монастырь был основан вятским сподвижником преподобным Трифоном Вятским по грамоте, выданной Иваном Грозным в 1580 году. Какие цифры использованы для записи числа?Учк:Для записи числа использованы цифры 1, 5, 8,0.Учль:Как называются такие числа? Учк: Такие числаназываются четырехзначными.Учль:Сколько единиц в разряде десятков?Учк: В разряде десятков 80 единиц.Учль:Сколько всего десятков в этом числе?Учк: В числе 8 десятков.Учль:Сколько единиц в разряде сотен? Учк: В разряде сотен 580 единицУчль:Сколько всего сотен в этом числе?Учк:В числе 5 сотен.Учль: Что обозначает ноль в записи числа?Учк:Ноль обозначает количество отдельных единиц.Учль: На карточках написаны краеведческие сведения: Кировский цирк открыт 23 декабря 1977 года. За основу был взят проект, разработанный в Москве. Вместимость цирка 2000 мест. Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева» основан в 1935 году и на сегодняшний день является одним из старейших в России.Кировский государственный театр юного зрителя «Театр на Спасской»открыт в 1936 году. Выпишите многозначные числа, сравните их. Учль: Мы не стояли на месте, узнали много нового о городе.Пора возвращаться домой. Впереди у нас с вами еще много дней, за которые мы успеем узнать о городе больше и поделиться со своими родными.VI. Домашнее заданиеУчль: Дома постарайтесь составить задания с краеведческим материалом для своих одноклассников.VII.Итог урокаУчль: На этом наш урок заканчивается. Над какой темой мы работали на уроке? Что нового вы узналио городе?VIII. РефлексияУчль: Кому урок понравился,нарисуйте в тетради улыбающийся смайлик, кому урок показался скучным и неинтересным,нарисуйте грустный смайлик.

Таким образом, можно наблюдать, что краеведческие сведения гармонично вписываются в урок математики. Краеведческие сведения могут быть использованы на каждом структурном этапе урока. Подготовка таких уроков требует от учителя намного больше времени, чем обычные уроки. Учитель должен определить, какого он желает добиться результата. Если он желает, чтобы уроки были интересными, эмоционально насыщены, ему необходимо привлекать новые средства обучения.

Ссылки на источники1.http://ru.wikipedia.org/wiki/[Дата обращения 28.03.2014].2.http://www.komandirovka.ru/sights/kirov/[Дата обращения 29.03.2014].

Evgenia ZubarevaVyatka State Humanities University, pedagogical faculty, graduate course 2, KirovOutline of lesson tour «Numbering multiple numbers. Pinning»Abstract. The article presents a summary of the math lesson on «Numbering of multiple numbers». Lesson built in the form of absentee city tours incorporating regional information. The article also revealed the possibility of using local material atlessons.Keywords:local history information, big numbers.