Концептуальные основы развития воспитательной системы гимназии как главной системообразующей учебно-воспитательного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хрипунов Л. Г. Концептуальные основы развития воспитательной системы гимназии как главной системообразующей учебно-воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3141–3145. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54892.htm.
Аннотация. В работе рассматриваются основные тенденции развития гимназического образования в связи с переходом к новым образовательным стандартам. Через формирование коммуникаций гимназии, ее внутреннего и внешнего поведения, формирование философии гимназии определяет миссию современной гимназии. Содержание образования в гимназии происходит за счет реализации подпрограмм развития учебного заведения. Данные подпрограммы составляют фундаментальные основы Программы развития образовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хрипунов Леонид Геннадьевич,кандидат педагогических наук,зам.директора по УВР, МБОУ гимназия №136, г.Н.Новгородschola136nn@list.ru

Концептуальные основы развития воспитательной системы гимназии как главной системообразующей учебновоспитательного процесса

Аннотация.В работе рассматриваются основные тенденции развития гимназического образования в связи с переходом к новым образовательным стандартам. Через формирование коммуникаций гимназии, ее внутреннего и внешнего поведения, формирование философии гимназии определяет миссию современной гимназии. Содержание образования в гимназии происходит за счет реализации подпрограмм развития учебного заведения. Данные подпрограммы составляют фундаментальные основы Программы развития образовательного учреждения.Ключевые слова: школа, программа развития, педагогические принципы, социальная цель образования, социальное партнерство, содержание образования.

Принципы развития гимназии и задачи различных ее подразделенийПедагогические принципы наиболее общие, рамочные утверждения позиций участников образовательного процесса, это перечень условий, в которых осуществляется образовательный процесс (разрешений и запретов на те или иные образовательные действия и нормы поведения в образовании). Педагогические принципы выступают как «цели целей», как система координат, в которых возможно заявление тех или иных образовательных целей, которые мы представляем в схеме миссии и формирования социальнопедагогического пространства гимназии.Образовательное сообщество нашей гимназии считает наиболее значимыми принципы природосообразностии педагогики сотрудничества.Природосообразность образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его психической конституцией, его способностями, склонностями, интересами, его биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия.Нам представляется, что осуществление этого принципа даст очевидные плюсы:здоровье, гармония, отсутствие комплексов, глубокие и прочные знания в соответствии с запросами личности.Педагогика сотрудничества –принципиально диалогичное образование.Учительвоспитатель и воспитанникученик постоянно меняются местами: ученик учит, учитель учится, и наоборот. Ученик учится наукам, учитель учится постигать ученика, от обоих требуется эмпатия, толерантность. Учитель оценивает знания, умения ученика. Ученик профессиональные качества учителя.Очевидные плюсы при этом:относительно высокие результаты развития обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности, коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, толерантность, «договорная культура», демократические ценности.





























Наше образовательное учреждение в своей работе успешно сочетает принципы инновационности и стабильности.Гармоничное сочетание этих двух принципов представляется достаточно важным, ведь принцип инновационности предполагает изменение как способ существования образования, альтернативность государственным требованиям, другим образовательным учреждениям, другим педагогическим работникам. Постоянный выбор как важнейший из возможных целейрезультатов образования: выбор программ и предметов учебного плана, скорости и технологии обучения, учителей, товарищей, форм внеклассного и внешкольного общения.Наша гимназия должна соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен, чтобы ученик в школе «разогнался» до скорости изменений, переживаемых обществом, и смог на равных сразу по окончании школы «включиться в темп».Основной плюс соблюдения этого принципа самостоятельный, свободный, быстрый в решениях, деятельный выпускник.Миссия гимназии

выражение философии, смысла существования школы. Она включает обычно три основныхкомпонентаОпределение и обоснование принципов деятельности педагогического коллективаФормирование и обоснование педагогических целейОпределение и обоснование системообразующей педагогической идеиОднако увлечение инноваторством не входит в наши планы, поэтому инновационные стремления мы совмещаем с принципом педагогической стабильности. Мы считаем, что школе как идеальному образу общества, учителю как идеальному воплощению состоявшегося человека, ученику как идеальному воплощению человека становящегося, образующегося противопоказаны непродуманные, резкие, революционные изменения. Учебновоспитательный процесс должен быть рационален и предсказуем от начала до завершения.Утверждая свое образовательное кредо, педагогический коллектив не может пройти мимо принципа культуросообразности, потому что он один из самых любимых учителями. Суть принципа культуросообразности в том, что всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность, гармонически развитая личность мыслится как цель, как планируемый результат образования. Чтобы обеспечить разнообразие путей по образовательному полю школы, необходимо использовать учебнометодические комплексы разных уровней.Нашему образовательному учреждению хотелось бы реализовать очевидные плюсы элитарной педагогики: Среди одаренных –мощное, глубокое, качественное освоение знаний, умений, самостоятельность, конкурентоспособность, интеллектуальность выпускника.В общедоступном слое –хороший уровень основного и среднего образования за счет конкурентной среды.Мы полагаем, что за счет разумного сочетания принципов «педагогического равенства» и «педагогической селекции» нам удастся смягчить проблемы, порождаемые элитарным образованием, проблемы непроработанности правовой базы отбора в образовании, вытекающих отсюда стрессов и социальноправовых конфликтов.Итак, нашим педагогическим кредо могло бы стать:Природосообразная и разумно инновационная школа, базирующаяся на приоритетах педагогики сотрудничества, сохраняющая веру в свою высокую миссию как хранительницы культурных образцов, предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, которые они могут реализовать на разных уровнях и разными путями, в соответствии со своим личностным выбором.При этом всегда сохраняются три главные цели образования:Классическая цель образования

это само образование. Классическая цель предполагает образование для образования (для продолжения образования, для саморазвития, для «чистого» культурного роста, для формирования рефлексии). В конечном счете, классическая цель образования ведет к созданию условий, в которых может развиться свободная и ответственная личность.Реальная цель образования

это функциональная деятельность. Реальная цель предполагает образование для получения профессии, полезных жизненных навыков и умений, совершения определенной профессиональной и социальной карьеры, получения достойного места в жизни. В конечном счете, реальная цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться квалифицированный работник, менеджер, профессионал в любой области.Социальная цель образования

это помощь в преодолении психологических и психофизиологических трудностей, обусловленных как внутриобразовательными, так и внеобразовательными социальными и природными (неблагоприятная среда, болезни, наследственность и др.) причинами. Социальная цель предполагает образование для адекватного определения своих возможностей, исходя из состояния физического и психического здоровья, способностей и склонностей, интересов, темперамента, социального и экономического положения семьи. Социальная цель предполагает также образование для поддержки, солидарности, взаимопомощи, толерантности, милосердия и благотворительности. В конечном счете, социальная цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться человек, ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие.Сегодня нашей школе необходимо в первую очередь осознать важность социальной цели. Забыть о реальной цели не даст жизнь в лице родителей и общества, классическая цель и так считается педагогами приоритетной.Важным является содержание гимназического образования. Учебный план гимназии составляют предметные программы, обеспечивающие освоение содержания современного среднего образования, включающего гуманитарные, научные и технологические составляющие.Содержание образовательных областей учебного плана отражает основу познавательного опыта личности, обеспечивает развитие различных форм интеллекта, способствует формированию познавательного универсализма. Гимназическое образование построено на принципах гуманизации, экологизации и социализации образования, при этом выполнение государственных образовательных стандартов рассматривается как производное процесса развития ребенка. Моделирование и проживание воспитанниками на уроках ситуаций различного культурноисторического характера позволяет им сформировать личное отношение к событиям и фактам действительности, основанное на собственных переживаниях, и включить его в собственную формирующуюся систему ценностей.Учитель организует учебную деятельность, используя активные формы, направленные на развитие мотивационной сферы, что, в свою очередь, позволяет максимально использовать потенциал ребенка и направить его развитие на самореализацию. Таким образом, обучение носит характер сопровождения, развития, при этом основным принципом становится развитие природного потенциала каждого воспитанника, а не просто нагружение его багажом знаний.Результатом научногообразования является овладение системой теоретических знаний в областях культуры, составляющих «классическую» основу познавательного опыта личности.Результатом технологическогообразования выступает усвоение универсальных умений, навыков, норм, стандартов, алгоритмов, обеспечивающих способность к творческой самореализации, саморазвитию в различных сферах жизнедеятельности.Результатом гуманитарногообразования является усвоение системы фундаментальных ценностей человеческой цивилизации, формирование ценностноориентационной культуры личности, ее гуманистической направленности.Учебный план реализуется на трех ступенях обучения и включает программы начального, основного и среднего образования. Его основу составляют ведущие «классические» образовательные области современного научного знания, обеспечивающие передачу и освоение культурного опыта: филология; математика; обществознание; естествознание; искусство; технология; физическая культура.Основной задачей дополнительного образования, которое является логическим продолжением учебных программ, в гимназии является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся; развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей; вовлечение их в разнообразную творческую деятельность (интеллектуальные турниры, марафоны, олимпиады, клубную деятельность, конференции, научные общества, ансамбли, студии, спортивные объединения и пр.). Школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и саморазвитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.

Принципы воспитательной работы гимназииВ современных условиях жизни общества воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы превращение ее в школу воспитывающую. Тем более это верно, если речь идет о гимназии.

Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен «ключ». Таковым, на наш взгляд, является воспитательная работа гимназии, в основе которой лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях. Основным назначением воспитательной работы гимназии является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить ее производить этот выбор и находить способы его реализации. Но то и другое должно совершаться в контексте лучших традиций добротного воспитания и образования школы, история которой бережно сохраняется, пополняется и передается из поколения в поколение, и на лучших традициях классического образования гимназий России, современных культурных и педагогических достижений, чтобы в автономности своей личность не выпадала из окружающего социума, а лишь достигала бы уровня необходимой культуры и образования.Сформулированная цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, ее мобильность, включающей в себя все сферы жизни гимназиста, образ личности,способной производить свободный выбор деятельности, будь это учебная или досуговая, трудовая или художественная, научная или творческая.Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так и на протяженномэтапе организуемой совместной деятельности.Основные направления воспитательной работы направлены на реализацию способности гимназиста быть субъектом своей жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный гимназиста выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я».Воспитательная работа гимназии, как нам представляется, должна вестись по четырем основным направлениям: традиции и история, творчество и индивидуальность,культура, общение.Необходимо отметить, что реализация программы основных направлений воспитательной работы гимназии осуществляется одновременно по всем четырем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей (физических, интеллектуальных, психологических) и оказывает воспитательное воздействие как на весь коллектив учащихся гимназии, так и на отдельно взятую личность ребенка.Воспитательная работа гимназии № 136Стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально психологический климат Воспитание в процессе обучения Внеурочная (внеучебная)деятельность

Внеклассная воспитательная работа

Внешкольная воспитательная работа

Работа с родителями и общественностью

Основные направления воспитательной работы гимназии являются опорными пунктами в ее планировании на всех уровнях и могут быть оформлены в единую систему воспитательной работы при условии информационного обеспечения. Воспитательная система реализуется через внутригимназические экспериментальные воспитательноразвивающие подпрограммы: «Новые стандарты образования», «Здоровье», «Одаренные дети», «Творческий учитель», «Социальное партнерство», «Информатизация школьного пространства». Приведем более подробное описание подпрограмм.

ПодпрограммыПодпрограмма «Новые стандарты образования»В данной подпрограмме реализуется первый принцип Национальной образовательной инициативы: «Переход на новые образовательные стандарты российской школы XXIвека».От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, необходимо осуществить переход на новые стандарты –требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Сроки реализации: 20112020гг.Цель: Создание инвариантной модели образовательной программы на основе примерной образовательной программы, представленной в материалах ФГОС, разрабатываемое совместно с издательством «ВентанаГраф».Задачи: Разработка и апробация технологии готовности образовательного учреждения к созданию программы и введению ФГОС.Конструирование образовательной программы, ее составляющих в соответствии со спецификой и степенью готовности гимназии.Проектирование инвариантной модели образовательной программы для гимназии в соответствии с задачами, выдвигаемыми стандартами второго поколения.Расширение и создание новых вариантов педагогического инструментария по использованию инновационных технологий обучения и интегративной оценки Органы социальной защиты семьи,материнства и детства

Правовые органы содействия гимназии

Попечительские советы

Спонсорские организации

Учебнопроизводственные базы, производства

Внешкольные детские учреждения (центры досуга, детского творчества)

Редакции газет, радио

Учреждения культуры (кино, театры, библиотеки, музеи, клубы)

Специальные школы студии (художественные, театральные, музыкальные, спортивные и др.)

Государственные органы управления образованием

Территориальные детские объединения

Медицинские службы детства

Дошкольные учреждения воспитания детей

Семья

Неформальные фонды и объединения (Детский фонд, Фонд мира и др.)

ГИМНАЗИЯдостижений учащихся.Проектирование и разработка основной образовательной программы.Разработка врамках созданной инвариантной модели системывзаимодействия семьи и школы.Краткое описание замыслаПодпрограмманаправлена на:совершенствование содержания образовательного процесса, внедрение новых государственных образовательных стандартов в образовательное пространство ОУ;создание комплекса организационнометодических и психологопедагогических условий, обеспечивающих успешный переход всеми субъектами образовательного процесса к новым стандартам;разработка новых образовательных программ.Этапы реализации:Первый этап(Подготовительный)2011 годВторой этап (Основной)

20122015гг.Третий Этап (Заключительный)

20152020гг.

Содержание программы№МероприятияСрокиреализацииОтветственный1.

Анализ состояния готовности гимназии к введению ФГОС.2011Директор, заместители директора2.

1.Разработка и апробация технологии готовности образовательного учреждения к созданию программы и введению ФГОС.2.Конструирование Основной Образовательной Программы, ее составляющих в соответствии со спецификой и степенью готовности гимназии.3.Формирование портфолио учащихся.4.Проектирование вариативной модели ООП в соответствии с задачами, выдвигаемыми стандартами нового поколения.5.Апробация вариативной модели ООП в гимназии.6.Разработка, апробация и создание новых вариантов педагогического инструментария по использованию инновационных технологий обучения и интегративной оценки достижений учащихся.7.Проектирование вариативной модели взаимодействия с родителями в новых условиях развития гимназии. Разработка врамках созданной вариативной модели ООП для 14, 59 и 1011 кл. системы взаимодействия семьи и школы.2011

2011



Постоянно2011 –2015

Постоянно

Ежегодно



2012 –2015Директор, заместители директора по УВР, учителя, председатели ШМО, независимые эксперты.3.

Анализ достигнутых результатов, тиражирование педагогических инноваций и результатов программы.2015 –2020 Директор, заместители директора по УВР, председатели ШМО.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммыПлан мероприятий по разработке и внедрению Основой Образовательной Программы и введению ФГОС.Различные системы оценки достижения учащихся (портфолио идр.)Повышение компетентности педагогов.Использование инновационных технологий.Вариативная модель ООП для начальной школы.Вариативная модель ООП на основе примерной образовательной программы, представленной в материалах ФГОС.Отчет о результатах инновационной деятельности.Куратор подпрограммы:заместители директора по УВР.Подпрограмма «Здоровье»

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека важный показатель его личного успеха. Подпрограмма направлена на реализацию четвертогои пятого принципов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Изменение школьной инфраструктуры и расширение самостоятельности школ», «Сохранение и укрепление здоровья школьников».Сроки реализации: 20112020гг.Цель: Создание единой образовательнооздоровительной системы как условие формирования здоровой среды гимназииЗадачи: сформировать мотивацию здорового образа жизни у учащихся обучить школьников навыкам конструктивного взаимодействия и социальной коммуникации помочь педагогамв овладении здоровьесберегающими технологиями установить эффективные пути взаимодействия: с родителями с различными специалистами в области здоровьеобеспечения выстроить диагностическую систему отслеживания состояния здоровья в форме мониторинга.Краткое описание замыслаПодпрограмма направлена на формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни ребенка и учителя, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.Этапы реализации подпрограммыПервый этап(Подготовительный)

20112013гг.Второй этап (Основной)

20132020гг.

Содержание подпрограммы№МероприятияСрокиреализацииОтветственный1.

1.Создание «Службы Здоровья».2.Проведение мониторинга по здоровьесбережениюучащихся и педагогов.3.Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся.4.Обучение всех участников образовательного процесса здоровьесберегающим технологиям.5.Применение на уроках здоровьесберегающих технологий.6.Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда.7.Организация внеклассной работы по физической культуре (проведение и участие в традиционных общешкольных, районных и городских спортивных соревнованиях, спортивнооздоровительных и другихмероприятий в ОУ). Организация лекций и консультаций для родителей по вопросам 20112013Ежегодно

Ежегодно, 1раз в четверть Ежегодно

Ежегодно

Постоянно

Постоянно



Заместитель директора по ВР

НМС и ШМО

Заместители директора

Педагоги ОУ.

Директор, заместители директора.Заместитель директора по ВР, МО классных руководителей, педагоги

здорового образа жизни (ЗОЖ) и по проблемам возрастных особенностей обучающихся.8.Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья).9.Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей. 10.Совершенствование структуры и содержания программ дополнительного образования детей. 11.Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 11х классов.



Постоянно

20142016

Постоянно

Постоянно



Педагоги ОУ

Заместители директораЗаместитель директора по ВРЗаведующий столовой

Ожидаемые результаты реализации подпрограммыСоздание системы работы по охране жизни и здоровья детей;Изменение образа жизни гимназии (ЗОЖ, культура отношений);Формирование здорового поколения XXIвека.Куратор подпрограммы:заместитель директора по ВР.

Подпрограмма «Одаренные дети»

С целью реализации принципа Национальной образовательной инициативы «Развитие системы поддержки талантливой молодежи» в школе необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей.

Сроки реализации: 20112020гг.Цель: Выявление одаренных детей. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.Задачи:знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК;накопление библиотечного фонда по данному вопросу;знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;проведение различныхвнеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.Краткое описание замыслаПрограмма направлена на повышение качества образования в гимназии за счет повышения квалификации педагогических работников и внедрения современных образовательных технологий.Этапы реализации:Первый этап(аналитический)20112012гг.Второй этап (диагностический)20132015гг.Третий этап (основной)

20152020гг.

Содержание программы№МероприятияСрокиреализацииОтветственный1.

Мониторинг достижений учащихся.постоянноЗаместители директора, НМС.2.

Разработка и апробация дополнительных образовательных программ по гуманитарному профилю.20112013Заместители директора по УВР.3.

Диагностика профессиональных интересов гимназистов.ЕжегодноСоциальный педагог.4.

Организация проектноисследовательской деятельности учащихся на уроках и в рамках работы научного гимназического общества.ПостоянноУчителя.5.

Заключение соглашений с ВУЗами, посещение дней открытых дверей.Постоянно, 2 раза в годЗаместители директора, классные руководители.6.

Распространение практики составления портфолио достижений в 1011 классах.2012Заместители директора, классные руководители.7.

Участие в предметных олимпиадах,научнопрактических конференциях различного уровня.ежегодноЗаместители директора по УВР, учителя.8.

Проведение познавательных игр «Взлетная полоса».ежегодноПредседатели методических объединений.9.

Праздник «Парад Звезд». ежегодноАдминистрация, НМС10.

Работа органов ученического самоуправления.постоянноЗаместитель директора по ВР.

Ожидаемые результаты реализации проектаРазвитие способностей учащихся;Повышение результативности работы гимназии;Создание системы работы содаренными детьми.Куратор подпрограммы: заместители директора по УВР и ВР, НМС.

Подпрограмма «Творческий учитель»

Данная подпрограмма реализует третий принцип Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» –«Совершенствование учительского корпуса».

Сроки реализации: 20112020г.Цель:создание организационнопедагогических условий для профессионального и личностного роста педагогов; формирование профессиональных компетентностей учителей гимназии, необходимых для достижения нового качества образования и успешного развития гимназии.Задачи:Разработка плана организационнопедагогических мероприятий.Повышение профессиональной компетентности педагогов гимназии.Внедрение современных инновационных технологий, в том числе информационнокоммуникационных.Создание системы самообразования учителей.Создание базы методических, инновационных разработок учителей гимназии.Краткое описание замысла:формирование высокопрофессиональных педагогов, в соответствии с основными направлениями НОИ «Наша новая школа»;повышение качества образования в гимназии за счет повышения квалификации педагогических работников и внедрения современных образовательных технологий.Этапы реализации подпрограммыПервый этап(Подготовительный)

20112013гг.Второй этап(Основной)

20132020гг.

Содержание подпрограммы№МероприятияСрокиреализацииОтветственный1.

1.Анализ потребностей педагогического коллектива по повышению квалификации.2.Организация повышения квалификации педагогов по индивидуальным маршрутам.3.Разработка и внедрение электронного портфолио педагогов.4.Создание электронной базы инноваций гимназии: «проектноисследовательская деятельность учителей», «проектноисследовательская деятельность учащихся».5.Проведение экспертизы качества и эффективности педагогического труда учителей.6.Разработка механизмов стимулирования творческих инициатив учителей.

7.Организация участия педагогов ОУ в районных и городских профессиональных конкурсах.8.Организация системы наставничества молодых специалистов в гимназии.9.Создание методических сборников инновационного педагогического опыта педагогов гимназии10.Диссеминация педагогических инноваций на семинарах и конференциях, в публикациях и пр.2011

Постоянно

20122013

20112015

Постоянно

20112020

20112020

Постоянно

Постоянно

20112020Директор, заместители директора.Заместители директора по УВР.Заместитель директора по УВР (ИКТ).Заместитель директора по УВР (ИКТ).

Директор, заместители директора, НМС.

Зам. директора, председатели ШМО

Заместители директора, НМС.

Заместители директора, председатели ШМО,Заместители директора.

Заместители директора, НМС

Ожидаемые результаты реализации проектаПовышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов гимназии.Создание базы методических, инновационных разработок учителей гимназии, портфолио учителей.Обновление образовательного процесса инновационными технологиями.Включение учителей в непрерывное педагогическое образование. Осмысление педагогами гимназии своего места и роли в реализации образовательной Программы гимназии. Повышение имиджа гимназии.Куратор подпрограммы: заместители директора по УВР, НМС.

Подпрограмма «Социальное партнерство»Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детейинвалидов.Новая школа –это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.Данная подпрограмма направлена на реализацию четвертого и пятого принципов Национальной образовательнойинициативы «Наша новая школа», высказанных Д.А.Медведевым: «Изменение школьной инфраструктуры и расширение самостоятельности школ», «Сохранение и укрепление здоровья школьников».Сроки реализации: 20112020г.Цель:Использование совместных ресурсов (кадровых, материальных, финансовых) для эффективной деятельности всех участников образовательного процесса гимназии.Задачи:Формирование нового подхода к проблемам развития личности школьника.Совершенствование организационнопедагогических форм взаимодействия с социальными партнерами гимназии.Создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств в образовательное учреждение.Организация социальнопроектной деятельности гимназии с партнерами гимназии.Краткое описание замысла:Подпрограмма направлена на совершенствование механизмов взаимодействия с социальными партнерами ОУ.Этапы реализации подпрограммыПервый этап(Подготовительный)

20112012гг.Второй этап(Основной)

20122020гг.

Содержание подпрограммыМероприятияСрокиреализацииОтветственный1.Анализ состояния системы государственнообщественного управления в гимназии.2.Создание механизма общественной поддержки учреждения через участие общественности в управлении гимназии.3.Организация и проведение совместных (гимназии и социальных партнеров) учебновоспитательных мероприятий: социальных благотворительных акций и проектов и пр.2011

20122020

20122020

Директор, заместители директора социальные партнеры, школьное самоуправление

Ожидаемые результаты реализации проектаБольшая«открытость» гимназии к сотрудничеству с родителями. Более эффективное участие родительской общественности в жизни гимназии. Уважение к пожилым людям, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.Формирование нового подхода к проблемам развития личности школьника. Милосердие и сострадание к инвалидам, людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.Результаты анализа системы государственнообщественного управления в гимназии.Активизация работы органов общественного соуправления гимназией.Развитие организационных возможностей гимназии и общественных организаций через создание механизма взаимодействия.Куратор подпрограммы: заместитель директора по ВР, социальный педагог.

Подпрограмма «Информатизация школьного пространства»

По словам Д.А.Медведева,новая школа –это современная инфраструктура. Школы должны стать школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой, с медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями. Подпрограмма направлена на реализацию первого и четвертого принципов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», высказанных Д.А.Медведевым: «Переход на новые образовательные стандарты российской школы XXIвека», «Изменение школьной инфраструктуры и расширение самостоятельности школ».

Сроки реализации: 20112020гг.Цель:повышение качества образования через повышение информационной культуры и профессиональной ИКТкомпетентности специалистов школы;обеспечение эффективности образовательного процесса, реализация современной системы образовательных приоритетов, формирование ИКТкомпетентности обучающихся.Задачи:Создание оптимальных условий дляовладения и внедрения в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий.Развитие информационной культуры и повышение ИКТкомпетентности педагогов.Создание условий самореализации и повышения ИКТкомпетентности обучающихся.Формирование современного единого информационнообразовательного пространства школы.Организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива.Реализация личностно ориентированного подхода к информационному обеспечению образовательного процесса.Внедрение информационных технологий в процесс подготовки учителя к уроку.Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, страны.Краткое описание замыслаПодпрограмма направлена внедрение информационнокоммуникационных технологий в образовательный процесс и управленческую деятельность.Этапы реализации:Первый этап(Подготовительный)

20112012гг.Второй этап(Основной)

20122020гг.





Содержание программы№МероприятияСрокиреализацииОтветственный1.

Проведение инвентаризации и полного анализа работы школьного мультимедийного оборудованияЕжегодно Заместитель директора по УВР (ИКТ).2.

Создание условий для обучения сотрудников школы новым компьютерным технологиям [курсы повышения квалификации]Постоянно 3.

Систематизация внутришкольных информационных ресурсовПостоянно 4.

Расширение школьного сайтаПостоянно 5.

Функционирование электронного журналаПостоянно 6.

Информатизация библиотечной деятельности (обновление медиатеки)Постоянно 7.

Информатизация управленческой деятельности и документооборота (создание распределенной файловой системы RDS)По мере поступления информации8.

Разработка и внедрение учебных программ с ИКТподдержкойПостоянно 9.

Разработка цифровых образовательных ресурсовПостоянно 10.

Развитие дистанционного образования20142015

Ожидаемые результаты реализации проектаПовышение ИКТкомпетентности учителей.Рациональное использование имеющегося оборудования в учебном и административном процессе.Повышение эффективности образовательного процесса.Создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса путем использования информационных технологий.Повышение качества образования.Автоматизация организационнораспорядительной деятельности школы, формирование единого образовательного пространства гимназии.Распространение и обобщение опыта учителей путем их участия в научнометодических и научнопрактических семинарах и конференциях, публикациях (в том числе в интернетфорумах).Созданиеоптимальных условий для взаимодействия семьи и школы путем использования единого информационного пространства образовательного учреждения.Эффективное использование сайта школы.Куратор подпрограммы: заместитель директора по УВР (ИКТ).

Hripunov Leonid Gennadevichdeputy director of a gymnasium No. 136, N. Novgorodschola136nn@list.ruConceptual bases of development of educational system of a gymnasium as main backbone teaching and educational processSummary:In work the main tendencies of development of gymnasia education in connection with transition to new educational standards are considered. Through formation of communications of a gymnasium, her internal and external behavior, formation of philosophy of a gymnasium defines mission of a modern gymnasium. The content of education in a gymnasium occurs due to implementation of subprogrammes of development of educational institution. These subprogrammes make fundamental bases of the Program of development of educational institution.Keywords:school, development program, pedagogical principles, social purpose of education, social partnership, content of education.