Межкультурная коммуникация как осного непрерывного поликультурного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юсупова Ч. Г. Межкультурная коммуникация как осного непрерывного поликультурного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3206–3210. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54905.htm.
Аннотация. В статье затрагиваются проблемы формирования культуры межэтнического общения в с общеобразовательной среде. Определяются цели и задачи поликультурного воспитания детей в школе, важные направления формирования высокого уровня владения этнической культурой будущими учителями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юсупова Чулпан Гомаровна,учитель начальных классов первойквалификационной категории. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №171» Советского района г.Казани.5036001094@tatar.mail.ru

Межкультурнаякоммуникация как основа непрерывного поликультурного образования

Аннотация.В статье затрагиваются проблемыформирование культуры межэтнического общения в с общеобразовательной среде. Определяются цели и задачи поликультурного воспитания детей в школе,важные направления формирования высокого уровня владения этнической культурой будущими учителями.

Ключевые слова:культура межэтнического общения в полиэтнической культурной среде; интеркультурнаякоммуникация;духовные, нравственные и эстетические запросы; формирование культуры межэтнического общения в с общеобразовательной среде; культурных национальных особенностей.

Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межэтнического общения независимо от того, будет ли регион моно или поли национальным. Ведь только при наличии культуры общения возможно взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективноеразвитие самих традиционных культур.

В то же время в стране в постсоветский период наблюдается резкий рост межэтнических конфликтов, вызванных самыми различными объективными и субъективными факторами, главными из которых являются социальноэкономические, а также развитие стратегий в области государственной национальной политики и развитие образования в многонациональном Российском государстве. Важнейшая социальная функция образования быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур, межэтническое общение.

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 5070х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно, в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Но эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебновоспитательных систем, воспринимаются крайне односторонне, вне контекста единого федерального образовательновоспитательного и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания.Диалог, культура межэтнического общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценностьи самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на культуру межэтнического общения.Для разработки педагогических основ разрешения межэтнических конфликтов особое значение имеют положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностямикультурами, творящими себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. При этом особая роль отводится коммуникативно интеграционной функции межкультурного взаимодействия. Включение учащихся в зону позитивного межэтнического общения и отношений, базирующихся на принципах гуманизма, свободы, нравственноответственной зависимости, способствуют формированию критериев социального и межличностного общения, проявлению перспектив расширения зоны межкультурного диалога. Успешное развитие культуры межэтнического общения зависит от гармоничного развития отношений между различными этносами, базирующегося на принципах терпимости, взаимопонимания, сотрудничества и дружбы.

Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке, будь то русскийили татарин, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали. А это понимание есть результат культуры межэтнического общения.

Именно этот аспект формирования «этнокультурной личности» не стал еще объектом всестороннего изучения в науке, хотя именно в учебных заведениях со смешанным национальным составом (которых, как известно, в Российской Федерации подавляющее большинство) проблема культуры межэтнического общения и ее формирования является ведущей в процессе совершенствования, поисков путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Ее решение имеет большое значение и в социальном плане, ибо именно учебное заведение как воспитательный социальный институт, в отличие от других институтов социализации, в состоянии обеспечить целенаправленное, систематическое воспитание человека, дать ему систему норм и правил общения, долженствующих выполнять роль «эталонов» оценки поведения других людей и своего собственного.В современном мире образование как сфера деятельности охватывает практически каждого гражданина планеты, так как в той или иной мере в образовательный процесс вовлечены дошкольники и школьники, студенты и люди зрелого возраста. На рубеже веков образование претерпевает глубокие изменения во всех странах и регионах. Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление взаимодействия, мультикультурализм, глобализация мира в целом. Все это приводит к изменениям в образовании, которому предстоит решить сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональнойи мультикультурной среды, к диалогу и межкультурному взаимодействию. При этом причиной конфликтов и столкновений, происходящих в различных регионах в последнее время, является чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения и личностной идентификации в поликультурном обществе. В этой связи исключительно приоритетными становятся исследования вопросов совершенствования практики межэтнического общения, разработка теории многокультурного образования, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, повышение интереса к историческому наследию, традициям, актуализация идей народной педагогики.

Для гармонизации межэтнической атмосферы и создания необходимых кросскультурных отношений в школе следует обогатить содержание предметов новым учебным материалом, отражающим культурное достояние, традиции, быт каждого народа. Теория и практика многокультурного образования требуют от школы, чтобы она стала местом возможной культурной дискуссии, позволила детям не одним, а с такими же, как они, пережить личностные различия, научиться решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога, компромиссов и сотрудничества. В этом контексте поликультурное образование призвано сформировать у учащейся молодежи систему ценностей, связанных с реальностью модели мира; помочь им овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации; дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества; сформировать личностные качества, необходимые человеку при его интеграции в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе.

Главной целью поликультурного образования является формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и культурной интеграции.Для достижения выдвинутой цели видится целесообразным решение следующих задач:

культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, проживающих в регионе, к их языкам, социальным ценностям;

воспитание глубокого уважения к народам, населяющим родной край;

формирование интернационализма, базовой культуры личности,ориентация на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации и осознание принадлежности к мировому сообществу;

воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма.Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государства. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социальноэкономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межэтнического общения у молодежи всего населения страны.

При организации целенаправленного воспитания всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что межэтнические отношения влияют на детей самым различным образом.Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации,туризму, мир «сужается» и воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.

Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В связи с этим необходимо изучать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социальноэтнические изменения, произошедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденцию народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.

Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их заимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, которые отражают, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.

В 80е годы под влиянием педагогической общественности и ученых в школьную практику стали внедряться альтернативные традиционной школе модели обучения, новые типы образовательных учреждений, осуществлялся перевод обучения в национальных школах на родные языки учащихся.

Закон РФ «Об образовании» (1992) определил обновление школы, на принципах гуманизации, демократизации, плюрализма образования, его светского характера, сохранения единства федерального, культурного и образовательного пространства.

В 90е годы в России созданы реальные предпосылки для усиления образовательных и воспитательных функций этнических культур, использовавшие достижения этнопедагогики. Чтобы идея диалога культур могла быть реализована в образовании, необходимы изменения в нормативных документах. Важно, чтобы принцип диалога культур был заложен в государственных стандартах, учебных программах и учебниках. Это даст возможность обеспечить плодотворный культурный обмен между представителями титульных этносов и других национальных групп, проживающих в республике. Необходимы исследования по выявлению оптимальных форм реализации национальнорегионального компонента в содержании образования.

За последнее время в этнорегиональных общеобразовательных системах происходит сближение содержания общего образования национальной и многонациональной школы. Оно становится более тесно связанным с окружающей действительностью, с этнической культурой региона. Совместная учеба, жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов все это создает благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию у молодежи уважения к нациям и народностям, к их культурам.

Понятно, в таком коллективе действуют носители различных культур и традиций, и не все его члены способны правильно воспринять ценности культур разных народов (они порой им непонятны, непривычны), но они должны уметь проявить терпимость и тактичность.

Отношение человека к той или иной национальности в большой степени зависит от личного опыта общения с ее представителями, с друзьями и знакомыми. Такой опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможны односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии и др. Это повод для создания в коллективе неблагоприятной атмосферы с национальной окраской.

Воспитательная суть заключается в том, чтобы научить молодежь управлять национальной сферой своего поведения, сохранять стабильность в эмоционально неустойчивых ситуациях, особенно в ситуациях с участием представителей разных национальностей. Улучшая моральноэтический и психологический климат, создавая обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям, педагог тем самым способствует становлению культуры межэтнического общения. К сожалению, некоторые средства массовой информации освещают историческое прошлое страны с антипатриотических, нигилистических позиций, внушая молодежи идею неполноценности, явно снижая менталитет нации, народа. Критика (порой весьма необоснованная) патриотических ценностей сопровождается пропагандой космополитизма, аморализма, порнографии, насилия и индивидуализма. Это ведет к проявлению анархии, безответственности и произвола в поступках, бездуховности и безнравственности. Некоторые молодые люди разочарованы в идеалах, не видят в старших образцов для подражания.Сегодня как никогда важно преодолеть пессимистичное, по существу, антинаучное отношение к героической истории своей страны, республики, родного края, усилить у людей чувство ответственности перед страной, четче определить национальные и общечеловеческие ценности. В последние входят и простые нормы нравственности, без которых отношения между людьми немыслимы. Имеются в виду человечность, доброта, соблюдение прав и свободы личности, уважение к человеку, сочувствие к нему, сопереживание, равенство всех перед законом, порядочность, честность, добросовестность и т.д.Культура межэтнического общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей. К сожалению, многие имеют очень слабую этнографическую грамотность. Более или менее зная культуру своего народа, о других они имеют слабое представление. Поэтому так важно теперь вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межэтнических и международных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов, населяющих страну, республику, регион. Необходимо так построить содержание образования, чтобы оно обеспечивало школьников и студентов знаниями о народах, с представителями которых они учатся, об их культурах, традициях, этике, быте.Высокий уровень овладения этнической культурой наряду с этнографическими знаниями педагога о происхождении народов, детей которых он обучает, о своеобразии этнического этикета, обрядов, быта, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников является одним из факторов успешной педагогической деятельности в условиях многонациональных регионов России. Каждому учителю необходимо знание социальнокультурных особенностей окружающей среды, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складывается процесс воспитания. Важно искать точки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого особенности учебновоспитательного процесса при опоре на общечеловеческие ценности.Помоемумнению, важным направлением формирования высокого уровня владения этнической культурой будущими учителями является следующее: 1) включение в учебные дисциплины материала из области этнопедагогики и этнопсихологии с позиции поликультурного образования; 2) формирование у преподавателей умений и навыков, позволяющих успешно решать педагогические задачи с учетом этнических особенностей учащихся; 3) формирование умений и навыков, обеспечивающих воспитание учащихся в духе уважительного отношения к другим культурным ценностям. Полагаю, что этому также способствует включение в содержание базового педагогического образования специальных учебных курсов, раскрывающих этнопсихологические особенности представителей различных национальных общностей, сведения об истории, культуре, традициях различных национальных групп, формы и методы работы в многонациональном классе по формированию доброжелательных межличностных отношений между учащимися.

Система педагогического сопряжения разно национальных культур предполагает приемы переноса, аналогии, сопоставления знакомых, привычных явлений, факторов родной культуры с типологически сходными фактами инонациональной культуры для ее более глубокого постижения. Такой диалог в процессе образования создает прочную основу для формирования и накопления творческого опыта, он способствует расширению кругозора учащихся, усвоению универсальных ценностей, вхождение в мир не только своей, но и мировой культуры. Этот принцип подразумевает равноправие всех этносов, равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, взаимное уважение взглядов и позиций.В современных условиях важна интеграция детей в поликультурную образовательную среду, основанную на общечеловеческих ценностях, которая зависит от того, насколько традиционная культура этносоциума станет частью духовного общения ребенка и окружающего мира. Первоначальная оценка народных традиций, культур различных народов, анализ их значения с точки зрения воспитания мировосприятия возможны лишь тогда, когда учащиеся уже обладают определенным уровнем знаний в области духовной культуры народа, в том числе нравственных заповедей, изложенных в литературных и духовных памятниках.Мировосприятие и национальная традиция, религия и этнопсихология вот та среда, в которой формируются духовные, нравственные и эстетические запросы человека, национальные особенности его мировидения, не говоря уже о том, что широкий пласт поступков вообще диктуется сложившимися идеалами и культурными моделями. Поскольку жизнедеятельность того или иного этноса обусловлена разными условиями существования, то знания и умения, необходимые для этого, у каждого этноса формировались различные, а следовательно, и культура была различной. Такой же этнически разнообразной складывалась и духовная часть культуры.

Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что формирование культуры межэтнического общения в с общеобразовательной среде это учебновоспитательной процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающее приобретение обучающимися ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. Развитие системы образования должно происходить с учетом, как культурных национальных особенностей,

Культура межэтнического общения в полиэтнической среде возможна лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на культуру межэтнического общения.

Yusupova Chulpan Gomarovnaa teacher of the 1st qualification category of the primary school of the secondary municipalschool 171,Kazan The international communication is a basis of the continuous polycultural education Annotation.Thisarticle is talkedyou about he first the formation of ethnic relations in the educatonal sphere.The article triesto define the main aim and objectives of multicultural education of children at the modern school, we will learn through this article about the important directions of formation of the high level of proficiency in the ethnic culture of the future teachers. Key words:the culture of the ethnic relations in the polycultural sphere, intercultural communication, spiritual, moral and aesthetic needs, values,cultureof national peculiarities,formation of ethnic relations in the educatonal sphere.