Феномен читательской моды: региональный аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуськова С. В., Погорелова Ю. А. Феномен читательской моды: региональный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3241–3245. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54912.htm.
Аннотация. В статье анализируется феномен читательской моды в современном обществе. Результаты теоретического исследования дополняются результатами опросов читательской аудитории, проведенных в Тамбовской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гуськова Светлана Владимировна,Кандидат филологических наук, Старший преподаватель кафедры журналистики и издательского дела, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбовguskova_s_v@mail.ruПогорелова Юлия Александровна,Студентка, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Феномен читательской моды: региональный аспект

Аннотация: В статье анализируется феномен читательской моды в современном обществе. Результаты теоретического исследования дополняются результатами опросов читательской аудитории, проведенных в Тамбовской области.Ключевые слова: книга, книгоиздание, читательская мода, периодическая печать.

В отношении «модности» обычно говорят, что «так принято», определяя остальные, «немодные» образцы как ненужные и неблагоприятные для себя. Этот процесс является результатом того, что мода отражает доминирующие аспекты общества в данный момент.Онарождает популярность, которая может быть обусловлена как стремлением читателей и их интересами, так и желанием не отставать от других и не быть «белой вороной». Такое поведение читателей, которые читают не для себя, а лишьчтобы показать уровень культуры, подчеркнуть свою «модность» рождает демонстративность моды. Это понятие, по М.В. Мироновой, включает:1. Частые разговоры о модных литературных произведениях;2. Стремление завысить показатели своей читательской деятельности, приобретение произведений, одобренных общественным мнением;3. Скорее демонстрация, чем использование, своей домашней библиотеки[1:32].Можно выделить несколько определений читательской моды.Итак, под читательской модой можно пониматьповедение читателей, проявляющееся в демонстративноизбирательном отношении к произведениям печати в соответствии с предпочтением референтной группы. Модны не сами по себе произведения, а поведение по отношению к ним. Мода в целом, в том числе и читательская, обладает двумя характеристиками: стандартизированностью и динамичностью. Мода может быть обусловлена как действительно достоинствами книги и интересами читателей, так и желанием «не отстать от других». Отсюда –демонстративность моды, взгляд на книгу как на символ статуса, принадлежности к определенной группе [2:36].Также читательскую моду можно трактоватькак «динамичную стандартизированную форму поведения различных групп читателей, проявляющуюся в демонстративно избирательном отношении к произведениям печати в соответствии с принятыми в них культурными нормами»[3:13].Базируясь на предложенных выше определениях, под читательской модой будемпонимать динамичную стандартизованную форму поведения групп читателей, которая проявляется в демонстративном следовании нормам этих групп.Читательская мода направлена на стимулирование потребления, постоянное изменение определённой категории товаров. В современных условиях наиболее безошибочным и верным решением является изучение предпочтений читателей или попытки разобраться в причинах популярности того или иного произведения. Небрежное отношение к этой проблеме может привести к отдалению массы читателей от профессионалов книжного дела, что заведет в тупик книжную политику.Все это позволяет изучить читающую публику и дать достаточно цельную характеристику процессам, происходящим в обществе, выявить закономерности в поведении читателей.Сложилось так, что законодателями моды в целом и читательской моды в частности являются столицы как социальные и культурные центры страны. Что касается регионов, то этот процесс менее заметен и пока достаточно не изучен. С целью ликвидировать очевидный пробел в изучении данногофеноменаисследование базируетсяна опытеТамбовской области. Изменения в читательской моде в данном регионе можно проследить путем проведениясоциологических опросов, наблюдений за поведением читателей и сопоставления рейтингов книжной продукции.В данном случае мы располагаем сведениями, которые были получены в результате исследований, проведенных в рамках Года молодежи в ноябре–декабре 2009г. научнометодическим отделом ТОГУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина». Так, был проведенсоциологический опрос «Молодежь и чтение в современной библиотеке»[4]. В опросе приняли участие лица в возрасте от 14 до 30 лет из муниципальных образований и городов Тамбовской области. Респондентам было предложено 26 вопросов, среди которых были такие, как:Продолжите фразу «Я читаю для...?»1. Развития интеллекта.2. Учёбы и работы.3. Развлечения и удовольствия.4. Получения новой информации.5. Другое. Что именно?Какую книгу Вы считаете лучшей из тех, что прочли за последнее время?Чем Вы руководствуетесь при выборе литературы?(не более трёх вариантов)1. Советами друзей и знакомых.2. Рекомендациями учителей, известных людей.3. Своим личным интересом.4. Советами библиотекарей.5. Советами моей семьи.6. Другим. Чем именно?Как Вы относитесь к экранизациям популярных произведений?1. Положительно.2. Отрицательно.3. Безразлично.По результатам этого опроса можно сделать вывод о том, что большее количество людей читают «для учебы и работы» (50,9 %), то есть преследуют только утилитарную цель в чтении. Вторым по популярности ответом было «для развлечения и удовольствия» (31,3%), что говорит о том, что, несмотря на быстрый жизненный темп, люди находят время на чтение для себя.В число лучших книг, отмеченных молодыми респондентами,вошли классические произведения: «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова –1,3 %; «Тихий Дон» М. Шолохова –0,6%; «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Вий» Н.В. Гоголя –0,5 %, а также детективы Д. Донцовой–0,9 %. Но больше всего голосов было отдано читателями за фантастическую сагу Стефани Майер «Сумерки», «Новолуние», «Рассвет» (1,4 %). Из этого можно сделать вывод, что данные книги респонденты прочитали после того, как в 2008 году на пике популярности былфильм, снятый по мотивам произведения.Что касается вопроса об отношении к экранизациям,то большинство молодых респондентов относятся положительно к фильмам, поставленным поизвестным произведениям (80%) и с удовольствием смотрят их. Отрицательно относятся к экранизациям 3,7 %,безразличны к экранизациям 16,3 % всей опрошенной молодёжи.Кроме того, был проведен и авторский опрос, в котором приняли участие жители Тамбовской области, в частности городов Тамбов, Моршанск и Уварово, а также поселка городского типа Токаревка. Всего в опросе приняло участие 25 человек от 15 до 74 лет.Так как возраст является одним из главных факторов, который влияет на поведение читателя и их характеристику, для классификации респондентов были взяты за основу стадии развития личности по Э. Эриксону[5:146].Таким образом, были получены четыре возрастных категории: отрочество и юность (1220 лет), ранняя зрелость (2025 лет), средний возраст (2565 лет), поздняя зрелость (после 65 лет).Респондентам было предложено 9 вопросов:1. Какие жанрылитературы Вы предпочитаете?Фэнтези.Фантастика, приключения.Мистика, триллеры, ужасы.Детективы.Поэзия.Исторические романы, мемуары.Сентиментальная проза, любовные романы.Научная литература.2. Какие виды изданий Вы читаете?Книги.Газеты.Журналы.Альманахи.Свой вариант.3. Вы предпочитаете отечественную или зарубежную литературу?4. Для чего вы читаете? 5. Вы отдаете предпочтение классике или новинкам?6. Произведения каких авторовиз перечисленныхниже Вы читали?П. КоэльоА. КристиО. РойХ. МуракамиД. ДонцоваС. КингТ. УстиноваБ. АкунинДж. РоулингА. МарининаЭ. СафарлиДж. МартинМ. ФрайС. МайерН. Нестерова7. В книжном магазине появился бестселлер. Ваши действия?Безоговорочно иду покупать.Спрошу у знакомых, читал ли его ктонибудь, посоветуюсь и куплю.Внимательно прочту аннотацию, рецензии на книгу, если все понравится –куплю.Принципиально не покупаю новинки.Не слежу за обновлениями книг.8. Что Вас в первую очередь мотивирует при покупке печатной продукции?Оформление обложки.Качество бумаги и типографских красок.Само содержание книги.Качество обложки (твердый переплет или мягкая обложка).Оформление внутри книги (рисунки, шрифт, заглавия).Свой ответ.9. Как вы относитесь к экранизации художественных произведений?Предпочитаю фильмы книгам.Считаю, что это глупо, потому, что книгу не заменить экранизацией.Мне все равно, мне в равной степени интересен и фильм и произведение, отношусь к ним, как к разным вещам, не сравнивая.Свой ответ.

Первая группа респондентов из 6 человек представляла собой молодежь в возрасте от 12 до 20 лет. Большая часть опрошенных данной группы (4 человека) в чтении преследуют этическую цель, то есть читают для самосовершенствования, развития и получения новой информации. Также большинство из них (5 человек) предпочитают зарубежную литературу отечественной, а новинки классике (4 человека). Самыми популярными из предложенных жанров литературы являются фантастика, приключения (их отметили все 6 человек), а также сентиментальная проза и любовные романы (4 человека).Один респондент назвал своим любимым жанром литературы комиксы. Газеты, журналы и альманахи не были выбраны респондентами.Из предложенных авторов наиболее популярна Дж. Роулинг(выбрали все 6 респондентов).Также весьма равнодушное отношение у респондентов к бестселлерам и экранизациям: лишь 4 человека выбрали своим ответом «внимательно прочту аннотацию, рецензии на книгу, если все понравится –куплю», и 3 –«мне все равно, мне в равной степени интересен и фильм и произведение, отношусь к ним, как к разным вещам, не сравнивая».Из этого можно сделать вывод, что,несмотря на то, что читательская мода в подростковом возрасте достигает своего пика, молодежь в Тамбовской области мало подвержена этому феномену, но его влияние всетаки ощутимо и сказывается на выборе жанров и авторов произведений.Следующая категория –это молодые люди от 20 до 25 лет(6 респондентов). Большинство из них (4 человека) предпочитают зарубежную литературу, за классику и новинки было отдано равное количество голосов. В основном эта возрастная группа читает для самосовершенствования и развития (этическая цель), но встречаются и те, кто выбрал своей задачей чтение из прагматических соображений (2 респондента).Из предложенных жанров литературы популярными являются детективы (4 респондента).Наиболее популярными авторами оказываютсяДж. Роулинг и С. Кинг (по 3человека). 5респондентов при выборе книги руководствуются только самим содержанием книги, то есть осознанно покупают то, что им нужно. Отношение к экранизациям у большинства равнодушное (4 человека).Таким образом, можно говорить о том, что постепенно появляется тенденция к чтению профессиональной литературы, продукции, информация из которой в последствиебудет использована в утилитарных целях. Нет такой погони за брендами,как в молодости. На вопрос о бестселлерах половина респондентов ответила: «Не слежу за обновлениями книг», что говорит опослаблении позиций читательской модыу этой возрастной группы.Третья группа опрашиваемых –респонденты среднего возраста –25–65 лет(7 человек). Большая часть (5 человек) предпочитает отечественную литературу и новинки. Из популярных авторов первенство занимает Дж. Роулинг, но появились и те, кто не читал предложенных в опросе авторов (2 человека). Большинство респондентов читают для получения удовольствия, информации (по 3 человека) и руководствуются при выборе печатной продукции советами друзей, знакомых и рецензиями на произведение (по 3 человека). Также можно заметить тенденцию к увеличению интереса респондентов к периодике. Наиболее предпочтительный жанр литературы у этой группы респондентов жанр фэнтези.Последняя категория опрашиваемых формировалась из респондентов в возрасте от 65 лет и старше, всего 6 человек. В этой группе опрашиваемых заметна тенденция к прочтению периодики: 5 человек для получения информации предпочитают газеты. Из книг единогласно отдают предпочтение классическимпроизведениям. Самым популярным автором в этой группе становится Д. Донцова (4 человека). Большинство респондентов этой группы не следят за книжными новинками (5 человек).В основномкниги выбираются в угоду собственным вкусам или «ностальгии» (читаются те произведения, которые уже были прочитаны). К современным произведениям проявляется скепсис, половина респондентов отметила, что считает пустой затеейэкранизироватькниги. В большинстве случаев люди относятся к фильмам как к некоторому «воскрешению» книги, что ведет к пропаганде произведения в среде тех, кто его еще не читал.Кроме того, ранее, в 2013 году, был проведен авторское анкетированиетамбовской аудитории, преимущественно представленной студенчеством. В анкетировании приняли участие 77 человек. Отдельные результаты исследования были обнародованы в научной статье «Современное книгоиздание: проблемы и перспективы».Так, выявлено, что наибольшей популярностью у читателей оказались В. Пелевин (45,5 % респондентов), Д. Донцова (33,8 %), Т. Толстая (28,6 %), Б. Акунин (27,3 %), Т. Устинова (20,8 %). Среди зарубежных авторов популярны П. Зюскинд (61 %), П. Коэльо (41,6 %), Дж. Толкиен (39 %), Дж. Роулинг (33,8 %), Ч. Паланик (23,4 %). «Причем несложно предположить, что популярность среди отечественных читателей (в особенности это касается зарубежных писателей) обозначенные авторы приобрели благодаря своим бестселлерам; и совершенно необязательно, чтоаудитории известна остальная, не «топовая» часть их творчества»[6: 220], с чем сложно не согласиться. Полученные сведения о популярности отдельных авторов, как видим, имеют точки пересечения с выше приведенными результатами другого авторского опроса читателей.Исходя из выше сказанного, можно сопоставить опрос, проведенныйТамбовской областной универсальной научной библиотекой имени А.С. Пушкина с авторскимиопросами. Становится очевидным,что жители Тамбовской области предпочитают чтение для прикладных нужд или для развлечения и получения удовольствия. Однако авторский опрос показал, что к экранизациям художественных произведений респонденты преимущественно относятся нейтрально, рассматривая фильм и книгукак разные произведения искусства.Приведем один показательный пример. Студентам –активистам читательского клуба «Фолиант», действующего в Институт филологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» при поддержке Общества любителей книги, было предложено в рамках очередногозаседания обсудить полюбившуюся, недавно прочитанную книгу. В ходе голосования в группе в социальной сети «ВКонтакте» пришли к решению взять для обсуждения роман «Книжный вор» австралийскогописателяМаркусаЗузака«Книжный вор», написанный в 2006 году. Роман находился в списке TheNewYorkTimesBestSellerlistболее 230 недель. В 2013 году вышла экранизация режиссера Брайана Персиваля. В российском прокате фильм демонстрировался под названием «Воровка книг».Группа студентов предварительно прочитала книгу, чем мотивировала свой выбор издания для обсуждения. При этом несколько студентов приобрели ее в розничной сети распространения, предпочтя электронному варианту. Другие посмотрели фильм, который также произвел глубокое впечатление. Так интерес одних к книге и интерес других к кинофильму совпал. Обсуждению произведения предшествовал коллективный просмотр киноленты. В итоге аудитория читателей и зрителей пришла к выводу о том, что и книга, и фильм очень удачны и достойны стать программными произведениями.Из этого примера видно, что экранизация способна подстегнуть формирование читательской моды, однако экранизацию нельзя рассматривать как рекламу печатного издания в чистом виде, хотя рекламный аспект здесь усматривается. Если и книга, и кинолента удачны, они достойны популяризации.Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать выводо том, что в настоящее время, изза ускорениятемпа жизни и широкой доступности электронного контента люди читают в большинстве случаев, руководствуясьпрактическиминтересом. Но, несмотря на это, в жизни аудиторииостается местодля чтения в угоду себе и своим этическим соображениям. Кроме того, многие школьники и студенты сегодня рассматривают чтение как отдых, развлечение и приятное времяпрепровождение. Самыми читаемыми жанрамилитературы являются детективы, фэнтези, любовные романы. Виден интереск периодическим изданиям у пожилых респондентов.Тем не менее, соотношение взаимосвязи книги и ее экранизации говорит о том, что с помощью кинокартинможно и стоит обращатьвнимание читателей напроизведенияхудожественной литературы, причем не только в угоду моде.Экранизация способна побудить читателя к прочтению книги, что нельзя не рассматривать как положительный фактор.

Ссылки на источники1. МироноваМ.В. Психология исоциология чтения: учебное пособие. –Ульяновск: УлГТУ, 2003. –67 с.2. Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сб. науч. ст. / ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств»; науч. ред., сост. В.Я. Аскарова. –Челябинск, 2010. –207 с.3. Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник. –М.: ФАИР,2006. –256 с.4. Молодежь и чтение в современной библиотеке: социол. обзор / сост.Т.А. Кузнецова; ред.И.С. Мажурова; отв. за вып. Л.Н. Патрина; ТОГУК «Тамб. обл. универсал.науч.бкаим. А.С. Пушкина». –Тамбов, 2010. –23 с.5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. —М.: ТЦ «Сфера», при участии «ЮрайтМ», 2001. –464 с.6. Гуськова С.В. Современное книгоиздание: проблемы и перспективы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарныенауки. –2013. –№ 11 (127). –С. 219–224.

Guskova Svetlana Vladimirovna,Candidate of Philology, Senior lecturer in journalism and publishing, Tambov State University named after G.R. DerzhavinPogorelova Julija Alexandrovna,Student, Tambov State University named after G.R. DerzhavinReadership fashion phenomenon: a regional perspectiveAbstract: This paper analyzes the phenomenon of reader fashion in modern society. The results of theoretical studies are supplemented by readership surveys conducted in the Tambov region. Keywords: book, book publishing, readers fashion periodicals.