Анализ эффективности программы формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Володина
К.
А.,
Колмогорцева
Н.
Н. Анализ эффективности программы формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3326–3330. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54929.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты разработки и апробации программы тренинга формирования образа профессии. Программа направлена на формирование адекватных и полных представлений студента о себе как профессионале, ориентирована на перенос полученного психологического опыта в сферу реальной профессиональной деятельности.
Текст статьи
Колмогорцева Наталия Николаевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскvospr75@mail.ru
Володина Ксения Андреевна,соискатель кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскkse8727@mail.ru
Анализ эффективности программы формирования образа профессии
у студентовпсихологов на начальных этапах обучения в вузе
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты разработки и апробации программы тренинга формированияобраза профессии. Программа направлена на формирование адекватных и полных представлений студентов о себе как профессионале ориентирована на перенос полученного психологического опыта в сферу реальной профессиональной деятельности.Ключевые слова:образ профессии, программа формирования образа профессии, эффективность программы.
Актуальность проблемы развития профессионализма была и остается одной из основных проблем образования. В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности психолога, и фактическим уровнем готовности выпускников высших учебных педагогических заведений к выполнению ими профессиональных функций.Социальноэкономические изменения, происходящие в жизни нашей страны, определяют качественные изменения в содержании трударазличных профессий. Данные изменения серьезно коснулись сферы образования. Требуется создать все необходимые условия для того, чтобы каждый молодой человек обладал социальной направленностью, высоким профессионализмом, конкурентоспособностью. Осуществляя подготовку специалистов в системе профессионального образования необходимо иметь представления об исходном, конечном и промежуточном результате образовательной деятельности, что невозможно без формирования образа профессии у студентов.Изучение образа профессииимеет особую актуальность, поскольку студент, обучающийся по специальности, рассматривает его как совокупностьпредставлений человека о профессиональнойдеятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности истремление стать профессионалом. В структуре образа профессии нами были определены следующие компоненты:мотивационноценностный (включает в себя осознанность выбора профессии, ее роли в обществе, готовность к овладению профессией, установка на профессиональный успех, потребность в профессиональном росте, развитии и самосовершенствовании), когнитивный (содержит знанияо выбранной профессии,опрофессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале),эмоциональный (предполагает принятие или непринятие себя как профессионала, отношение ксебе как к профессионалу, к своей профессии, удовлетворенность своейпрофессиональной деятельности).Исследование особенностей образа профессии проводилось на 1,2 курсах факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБО ВПО «ШГПИ» с помощью комплекса психодиагностических методик, который включал в себя: 1)диагностику мотивационных факторов профессиональной деятельности сотрудников (Ш. Рич, П. Мартин); 2) опросник для изучения ведущих мотивов деятельности психолога (Г.С. Помаз); 3) опросник терминальных ценностей (Н.Г. Сенин); 4) анкету профессиональных представлений о будущей профессии; 5) методику самооценки профессиональнозначимых качеств; 6) тест«Удовлетворённость выбранной профессией»;7) минитест для выявления профессиональных позиций студентовпсихологов (Л.Б. Шнейдер).Изучая особенности структурыобраза профессии у студентовпсихологов, с помощью факторного анализа былиопределены показатели выделенных намикомпонентовобраза профессии у студентовпсихологов. В мотивационноценностный компоненты вошли такие показатели, как профессиональная сфера жизни,развитие себя, истинно профессиональные мотивы и потребность быть креативным. Когнитивный компонент составляют такие показатели как оценка себя как будущего психолога, знания о работе практического психолога, удовлетворенность образом своего Я и самооценка профессионально важных качеств. Эмоциональный компонент включает в себя такие показатели, как роль получаемого образования в успешности профессиональной деятельности как психолога, насколько любите представлять себя в будущем психологом, удовольствие от помощи другим людям, отношение к профессии.Далее на основании теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента нами были сделаны выводы о необходимости формирования образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах профессионального обучения. Для этого нами была разработана программа«Я будущий психолог» направлена наформирование адекватных и более полных представлений у студентовпсихологов о себе как будущем профессионале и о своей будущей профессиональной деятельности. Программа включает в себя пятьэтапов[1].Первый этап диагностический. На данном этапе изучались особенности образа профессии у студентовпсихологов с помощью уже указанного комплекса психодиагностических методик.Второй этап мотивационный. По итогам психодиагностического этапа исследования со студентамипсихологами были проведены беседы по полученным результатам. Раскрыта необходимость формирования образа профессии у студентов на начальных этапах обучения в вузе. Определен состав участников экспериментальной группы.Третий этап ориентировочный, направленный непосредственно на начало работы с участниками экспериментальной группы. Целью данного этапа является формирование представлений у студентовпсихологов о целях и задачах предстоящей коррекционноразвивающей деятельности. Наиболее эффективным методом формирования образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах обучения в вузе, по нашему мнению, является групповой психологический тренинг.Групповой психологический тренинг, входящий в программу «Я будущий психолог», содержит четыре модуля: «Психология как профессия»,«Модель специалиста психолога», «Особенности профессиональной деятельности психолога»и«Пути профессионального совершенствования», которые отражают особенности структуры образа профессии психолог.
Четвертый этап конструктивноформирующий. Работа на данном основном этапе предполагает развитие, изменение и совершенствование составляющих образа профессии у студентовпсихологов, способствующая формированию более полного, яркого и насыщенного их образа профессии.Пятый этап обобщающезакрепляющий, направлен на закрепление полученных знаний и профессиональных навыков; на данном этапе происходило подведение итогов. Таким образом,программа по формированию образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах профессионального обученияспособствует совершенному образу картины будущей профессиональной среды, предупреждает появление возможных пробелов в образе профессии у студентовпсихологов,позволяет определить путь профессионального саморазвития и самосовершенствования, исходя из своих четко поставленных целей и стремлений стать профессионалом.Анализ эффективности разработанной программы осуществлялся по следующим направлениям: 1) анализ tкритерий Стьюдентадля экспериментальной группы;2) анализ выраженности показателей образа профессии для экспериментальной группы до и после эксперимента; 3) анализ результатов психологического тренинга.Достоверность различий показателей в экспериментальной группе, с цельюдоказательства эффективности разработанной программы осуществлялась с помощьюпараметрического tкритерий Стьюдента.Убольшинства показателей образа профессии у студентовпсихологов экспериментальной группы послепроведения эксперимента имеются значимые различия (при уровне p≤ 0,05) , кроме двух показателей удовлетворенность свои образомЯ и самооценка профессионально значимых качеств. По данным показателям изменения есть, но они не значительны, мы предполагаем,что это связано с тем, что в результате констатирующего эксперимента, данные показатели имели достаточно высокие баллы, поэтому значительных изменений и не произошло, в результате формирующего эксперимента данные показатели сохранили свои высокие позиции.Проанализируем выраженность показателей структуры образа профессии для экспериментальной группы до и после эксперимента.В ходе формирующего эксперимента в наибольшей степени изменились два показателя мотивационноценностного компонента: развитие себя (22,2%) это говорит о повышении интереса студентов в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности, а также стремления к самосовершенствованию, саморазвитию; и истинно профессиональные мотивы (22,2%) данный показатель проявляется в увеличении заинтересованности у студентов в познании различных сторон психологической деятельности, поэтому идет активное знакомство с особенностями профессиональной деятельности психолога, с различными направлениями его деятельности.У когнитивного компонента в наибольшей степени изменились два показателя: знания работы практического психолога и оценка себя как психолога 22,2%.Это говорит о более уверенном понимании профессиональной деятельности практического психолога, о знании плана выполнения определенных профессиональных задач психолога, его функциональных обязанностей, а также необходимых профессионально важных качеств. После проведения эксперимента студенты стали оценивать себя как будущего психолога значительно выше. Повышение показателя знания работы практического психолога привело к незначительному повышению самооценки профессионально значимых качеств (5,6%).При анализе выраженности изменений эмоционального компонента можно сказать, что значительно изменился показатель отношение к получаемой профессии (38,9%), что свидетельствует о повышение интереса к получаемой профессии, выражение удовлетворенности по отношению к ней. Представления себя в будущем психологом (27,8%) изменения данного показателя свидетельствуют о том, что в будущем студентыпсихологи желают стать психологами, им нравится себя представлять в этой роли. Изменения показателя удовольствие от помощи другим людям (22,2%) свидетельствуют об увеличении желания с удовольствием оказывать необходимую помощь людям. Успешность в профессиональной деятельности (22,2%)говорит о повышение уверенности студентовпсихологов в том, что получаемое образование окажет в будущемнепосредственное влияние на их профессиональную деятельность.Таким образом, анализ различий показателей образа профессии экспериментальной группы (tкритерий Стьюдента)и степень их изменения для каждого компонента позволяет сформулировать следующие выводы: в результате проведенного формирующего эксперимента произошли достоверно значимые изменения большинство показателей компонентов образа профессии у студентовпсихологов экспериментальной группы.Кроме объективно регистрируемых параметров, характеризующих изменения параметров образа профессии у студентовпсихологов, мы рассматривали субъективно переживаемыеучастниками изменения во внутреннем мире. На заключительном этапе формирующего эксперимента участникам необходимо было написать эссе «Моя профессия психолог», что способствовало обобщению знаний о будущей профессии у студентовпсихологов, а также участники заполняли анкету, данные которой позволяют определить эффективность и полезность психологического тренинга для каждого участника. Также следует отметить, что в процессе всего тренинга, каждый участник высказывал свои мнения о пройденном занятии, пожелания и рекомендации. Это позволяло учесть все особенности, характерные для каждого участника и группы в целом. Анализ эссе «Моя профессия
психолог» показал, что большинство студентов мечтали о выбранной профессии со школы, очень рады тому, что сейчас они студенты факультета коррекционной педагогики и психологии. Есть студенты, которые по различным обстоятельствам оказались именно здесь, ипрофессия психолог совершенно их не интересовала, но сейчас мнения этих студентов изменилось, им профессия очень нравиться, и как отмечают некоторые: «благодаря Вашим занятиям, еще раз убеждаюсь, что это моя профессия». В эссе студенты отмечают, что профессия психолог очень интересная,основная ее задача это оказать помощь нуждающимся в ней людям. Получая данную профессию, студенты стремятся узнать себя, научится разбираться в людях, уметь общаться другими людьми, профессионально развиваться как. И почтив каждом эссе в заключении написано, что студенты уверены в том, что они буду работать по выбранной специальности, и хотят стать настоящими профессионалами своего дела.
Далее участникам, была предложена анкета, которая включала в себя вопросы о том, насколько психологический тренинг полезен для учебы и жизни сейчас, и что пригодится в перспективе в профессиональной деятельности. А также, что нового извлекли из данного тренинга для себя студенты, и какие эмоции вызвал данный тренинг. Проанализировав полученные ответы студентовпсихологов, можно сказать, что проведенный психологический тренинг у всех участников вызвал только положительные эмоции. В процессе занятий студенты получили новую информацию о получаемой профессии, на вопрос «Благодаря тренингу я узнал(а)…..», студенты отвечали: «новое о своей профессии», «о функциональных обязанностях психолога».По мнению большинства участников для учебы и жизни сейчас из тренинга им пригодиться теоретическая часть, а для своей будущей работы в перспективе студенты отметили: «проигрывание ситуаций, оказание помощи, плюсы и минусы профессии психолог, сферы деятельности психолога, профессиональноличностный портрет, общение с людьми и профессиональная этика».Таким образом, психологический тренинг по формированию образа профессии, по мнению студентов, способствует накоплению новых знаний о получаемой профессии, положительному настрою в группе, умению взаимодействовать и общаться с людьми, совершенствованию знаний о себе как будущем психологе.Анализ эффективности разработанной программы«Я будущий психолог»показал, что процесс формирования образа профессии можно рассмотреть как попытку системного построения «картины мира профессии», в которой наиболее существенными признаками выступают предмет и объект труда как система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающие люди мысленно или практически оперируют.Следовательно, развитие и формирование образа профессии является важным условием профессионального становления студентов вуза.
Ссылки на источники1.Ябудущий психолог:коррекционноразвивающая программа формирования образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах обучения в вузе / авт.сост. К.А. Володина. Омск:Издательский дом «Наука», 2014.108 с.
Nataliia Kolmogortseva,Candidateof psychologySciences, associate professor at the chair of psychologyof development and pedagogical psychology «Shadrinsk State Pedagogical Institute», ShadrinskRussiaVolodina Kseniya AndreevnaThe competitor of the chair of psychology of development and pedagogical psychology «Shadrinsk state pedagogical training institute», Shadrinsk Russiakse8727@mail.ruAnalysis of the effectiveness of the program of the formingprofessions image of studentspsychologists at the initial stages of learning at the UniversityAbstract:In the article are considerate the main aspects of the development and testing of a training program of forming the professions image. The program is aimed at creation of the adequate and full views of students of yourself as a professional is focused on transferring the received psychological experience in the sphere of real professional activity.Keyword: image of the profession, the program of forming professions image, the program effectiveness.
Володина Ксения Андреевна,соискатель кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскkse8727@mail.ru
Анализ эффективности программы формирования образа профессии
у студентовпсихологов на начальных этапах обучения в вузе
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты разработки и апробации программы тренинга формированияобраза профессии. Программа направлена на формирование адекватных и полных представлений студентов о себе как профессионале ориентирована на перенос полученного психологического опыта в сферу реальной профессиональной деятельности.Ключевые слова:образ профессии, программа формирования образа профессии, эффективность программы.
Актуальность проблемы развития профессионализма была и остается одной из основных проблем образования. В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности психолога, и фактическим уровнем готовности выпускников высших учебных педагогических заведений к выполнению ими профессиональных функций.Социальноэкономические изменения, происходящие в жизни нашей страны, определяют качественные изменения в содержании трударазличных профессий. Данные изменения серьезно коснулись сферы образования. Требуется создать все необходимые условия для того, чтобы каждый молодой человек обладал социальной направленностью, высоким профессионализмом, конкурентоспособностью. Осуществляя подготовку специалистов в системе профессионального образования необходимо иметь представления об исходном, конечном и промежуточном результате образовательной деятельности, что невозможно без формирования образа профессии у студентов.Изучение образа профессииимеет особую актуальность, поскольку студент, обучающийся по специальности, рассматривает его как совокупностьпредставлений человека о профессиональнойдеятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности истремление стать профессионалом. В структуре образа профессии нами были определены следующие компоненты:мотивационноценностный (включает в себя осознанность выбора профессии, ее роли в обществе, готовность к овладению профессией, установка на профессиональный успех, потребность в профессиональном росте, развитии и самосовершенствовании), когнитивный (содержит знанияо выбранной профессии,опрофессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале),эмоциональный (предполагает принятие или непринятие себя как профессионала, отношение ксебе как к профессионалу, к своей профессии, удовлетворенность своейпрофессиональной деятельности).Исследование особенностей образа профессии проводилось на 1,2 курсах факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБО ВПО «ШГПИ» с помощью комплекса психодиагностических методик, который включал в себя: 1)диагностику мотивационных факторов профессиональной деятельности сотрудников (Ш. Рич, П. Мартин); 2) опросник для изучения ведущих мотивов деятельности психолога (Г.С. Помаз); 3) опросник терминальных ценностей (Н.Г. Сенин); 4) анкету профессиональных представлений о будущей профессии; 5) методику самооценки профессиональнозначимых качеств; 6) тест«Удовлетворённость выбранной профессией»;7) минитест для выявления профессиональных позиций студентовпсихологов (Л.Б. Шнейдер).Изучая особенности структурыобраза профессии у студентовпсихологов, с помощью факторного анализа былиопределены показатели выделенных намикомпонентовобраза профессии у студентовпсихологов. В мотивационноценностный компоненты вошли такие показатели, как профессиональная сфера жизни,развитие себя, истинно профессиональные мотивы и потребность быть креативным. Когнитивный компонент составляют такие показатели как оценка себя как будущего психолога, знания о работе практического психолога, удовлетворенность образом своего Я и самооценка профессионально важных качеств. Эмоциональный компонент включает в себя такие показатели, как роль получаемого образования в успешности профессиональной деятельности как психолога, насколько любите представлять себя в будущем психологом, удовольствие от помощи другим людям, отношение к профессии.Далее на основании теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента нами были сделаны выводы о необходимости формирования образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах профессионального обучения. Для этого нами была разработана программа«Я будущий психолог» направлена наформирование адекватных и более полных представлений у студентовпсихологов о себе как будущем профессионале и о своей будущей профессиональной деятельности. Программа включает в себя пятьэтапов[1].Первый этап диагностический. На данном этапе изучались особенности образа профессии у студентовпсихологов с помощью уже указанного комплекса психодиагностических методик.Второй этап мотивационный. По итогам психодиагностического этапа исследования со студентамипсихологами были проведены беседы по полученным результатам. Раскрыта необходимость формирования образа профессии у студентов на начальных этапах обучения в вузе. Определен состав участников экспериментальной группы.Третий этап ориентировочный, направленный непосредственно на начало работы с участниками экспериментальной группы. Целью данного этапа является формирование представлений у студентовпсихологов о целях и задачах предстоящей коррекционноразвивающей деятельности. Наиболее эффективным методом формирования образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах обучения в вузе, по нашему мнению, является групповой психологический тренинг.Групповой психологический тренинг, входящий в программу «Я будущий психолог», содержит четыре модуля: «Психология как профессия»,«Модель специалиста психолога», «Особенности профессиональной деятельности психолога»и«Пути профессионального совершенствования», которые отражают особенности структуры образа профессии психолог.
Четвертый этап конструктивноформирующий. Работа на данном основном этапе предполагает развитие, изменение и совершенствование составляющих образа профессии у студентовпсихологов, способствующая формированию более полного, яркого и насыщенного их образа профессии.Пятый этап обобщающезакрепляющий, направлен на закрепление полученных знаний и профессиональных навыков; на данном этапе происходило подведение итогов. Таким образом,программа по формированию образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах профессионального обученияспособствует совершенному образу картины будущей профессиональной среды, предупреждает появление возможных пробелов в образе профессии у студентовпсихологов,позволяет определить путь профессионального саморазвития и самосовершенствования, исходя из своих четко поставленных целей и стремлений стать профессионалом.Анализ эффективности разработанной программы осуществлялся по следующим направлениям: 1) анализ tкритерий Стьюдентадля экспериментальной группы;2) анализ выраженности показателей образа профессии для экспериментальной группы до и после эксперимента; 3) анализ результатов психологического тренинга.Достоверность различий показателей в экспериментальной группе, с цельюдоказательства эффективности разработанной программы осуществлялась с помощьюпараметрического tкритерий Стьюдента.Убольшинства показателей образа профессии у студентовпсихологов экспериментальной группы послепроведения эксперимента имеются значимые различия (при уровне p≤ 0,05) , кроме двух показателей удовлетворенность свои образомЯ и самооценка профессионально значимых качеств. По данным показателям изменения есть, но они не значительны, мы предполагаем,что это связано с тем, что в результате констатирующего эксперимента, данные показатели имели достаточно высокие баллы, поэтому значительных изменений и не произошло, в результате формирующего эксперимента данные показатели сохранили свои высокие позиции.Проанализируем выраженность показателей структуры образа профессии для экспериментальной группы до и после эксперимента.В ходе формирующего эксперимента в наибольшей степени изменились два показателя мотивационноценностного компонента: развитие себя (22,2%) это говорит о повышении интереса студентов в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности, а также стремления к самосовершенствованию, саморазвитию; и истинно профессиональные мотивы (22,2%) данный показатель проявляется в увеличении заинтересованности у студентов в познании различных сторон психологической деятельности, поэтому идет активное знакомство с особенностями профессиональной деятельности психолога, с различными направлениями его деятельности.У когнитивного компонента в наибольшей степени изменились два показателя: знания работы практического психолога и оценка себя как психолога 22,2%.Это говорит о более уверенном понимании профессиональной деятельности практического психолога, о знании плана выполнения определенных профессиональных задач психолога, его функциональных обязанностей, а также необходимых профессионально важных качеств. После проведения эксперимента студенты стали оценивать себя как будущего психолога значительно выше. Повышение показателя знания работы практического психолога привело к незначительному повышению самооценки профессионально значимых качеств (5,6%).При анализе выраженности изменений эмоционального компонента можно сказать, что значительно изменился показатель отношение к получаемой профессии (38,9%), что свидетельствует о повышение интереса к получаемой профессии, выражение удовлетворенности по отношению к ней. Представления себя в будущем психологом (27,8%) изменения данного показателя свидетельствуют о том, что в будущем студентыпсихологи желают стать психологами, им нравится себя представлять в этой роли. Изменения показателя удовольствие от помощи другим людям (22,2%) свидетельствуют об увеличении желания с удовольствием оказывать необходимую помощь людям. Успешность в профессиональной деятельности (22,2%)говорит о повышение уверенности студентовпсихологов в том, что получаемое образование окажет в будущемнепосредственное влияние на их профессиональную деятельность.Таким образом, анализ различий показателей образа профессии экспериментальной группы (tкритерий Стьюдента)и степень их изменения для каждого компонента позволяет сформулировать следующие выводы: в результате проведенного формирующего эксперимента произошли достоверно значимые изменения большинство показателей компонентов образа профессии у студентовпсихологов экспериментальной группы.Кроме объективно регистрируемых параметров, характеризующих изменения параметров образа профессии у студентовпсихологов, мы рассматривали субъективно переживаемыеучастниками изменения во внутреннем мире. На заключительном этапе формирующего эксперимента участникам необходимо было написать эссе «Моя профессия психолог», что способствовало обобщению знаний о будущей профессии у студентовпсихологов, а также участники заполняли анкету, данные которой позволяют определить эффективность и полезность психологического тренинга для каждого участника. Также следует отметить, что в процессе всего тренинга, каждый участник высказывал свои мнения о пройденном занятии, пожелания и рекомендации. Это позволяло учесть все особенности, характерные для каждого участника и группы в целом. Анализ эссе «Моя профессия
психолог» показал, что большинство студентов мечтали о выбранной профессии со школы, очень рады тому, что сейчас они студенты факультета коррекционной педагогики и психологии. Есть студенты, которые по различным обстоятельствам оказались именно здесь, ипрофессия психолог совершенно их не интересовала, но сейчас мнения этих студентов изменилось, им профессия очень нравиться, и как отмечают некоторые: «благодаря Вашим занятиям, еще раз убеждаюсь, что это моя профессия». В эссе студенты отмечают, что профессия психолог очень интересная,основная ее задача это оказать помощь нуждающимся в ней людям. Получая данную профессию, студенты стремятся узнать себя, научится разбираться в людях, уметь общаться другими людьми, профессионально развиваться как. И почтив каждом эссе в заключении написано, что студенты уверены в том, что они буду работать по выбранной специальности, и хотят стать настоящими профессионалами своего дела.
Далее участникам, была предложена анкета, которая включала в себя вопросы о том, насколько психологический тренинг полезен для учебы и жизни сейчас, и что пригодится в перспективе в профессиональной деятельности. А также, что нового извлекли из данного тренинга для себя студенты, и какие эмоции вызвал данный тренинг. Проанализировав полученные ответы студентовпсихологов, можно сказать, что проведенный психологический тренинг у всех участников вызвал только положительные эмоции. В процессе занятий студенты получили новую информацию о получаемой профессии, на вопрос «Благодаря тренингу я узнал(а)…..», студенты отвечали: «новое о своей профессии», «о функциональных обязанностях психолога».По мнению большинства участников для учебы и жизни сейчас из тренинга им пригодиться теоретическая часть, а для своей будущей работы в перспективе студенты отметили: «проигрывание ситуаций, оказание помощи, плюсы и минусы профессии психолог, сферы деятельности психолога, профессиональноличностный портрет, общение с людьми и профессиональная этика».Таким образом, психологический тренинг по формированию образа профессии, по мнению студентов, способствует накоплению новых знаний о получаемой профессии, положительному настрою в группе, умению взаимодействовать и общаться с людьми, совершенствованию знаний о себе как будущем психологе.Анализ эффективности разработанной программы«Я будущий психолог»показал, что процесс формирования образа профессии можно рассмотреть как попытку системного построения «картины мира профессии», в которой наиболее существенными признаками выступают предмет и объект труда как система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающие люди мысленно или практически оперируют.Следовательно, развитие и формирование образа профессии является важным условием профессионального становления студентов вуза.
Ссылки на источники1.Ябудущий психолог:коррекционноразвивающая программа формирования образа профессии у студентовпсихологов на начальных этапах обучения в вузе / авт.сост. К.А. Володина. Омск:Издательский дом «Наука», 2014.108 с.
Nataliia Kolmogortseva,Candidateof psychologySciences, associate professor at the chair of psychologyof development and pedagogical psychology «Shadrinsk State Pedagogical Institute», ShadrinskRussiaVolodina Kseniya AndreevnaThe competitor of the chair of psychology of development and pedagogical psychology «Shadrinsk state pedagogical training institute», Shadrinsk Russiakse8727@mail.ruAnalysis of the effectiveness of the program of the formingprofessions image of studentspsychologists at the initial stages of learning at the UniversityAbstract:In the article are considerate the main aspects of the development and testing of a training program of forming the professions image. The program is aimed at creation of the adequate and full views of students of yourself as a professional is focused on transferring the received psychological experience in the sphere of real professional activity.Keyword: image of the profession, the program of forming professions image, the program effectiveness.