Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клейман
А.
А. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3461–3465. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54956.htm.
Аннотация. В статье проанализировано понятие и основные характеристики экономической безопасности. Рассматриваются основные проблемы экономической безопасности в условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов. Представлена система показателей, которая позволяет определить вектор развития экономики, при котором минимизируются риски возникновения внутренних и внешних угроз социально-экономическому развитию страны. Раскрыты критерии и пороговые значения безопасности для различных макроэкономических параметров.
Ключевые слова:
экономическая безопасность; показатель экономической безопасности; экономический спад; пороговое значение; устойчивое развитие
Текст статьи
КлейманАнатолий Александрович,доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и предпринимательства, ЧОУ ВПО «Институт правоведения и предпринимательства»,г. СанктПетербургaklejman@yandex.ru
Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов
Аннотация.В статье проанализировано понятие и основные характеристики экономической безопасности. Рассматриваются основные проблемы экономической безопасности вусловиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов.Представленасистема показателей,которая позволяет определить вектор развития экономики, при котором минимизируются риски возникновения внутренних и внешних угроз социальноэкономическому развитию страны.Раскрыты критерии и пороговые значения безопасности для различных макроэкономических параметров. Ключевые слова:экономическая безопасность; показатель экономической безопасности;экономический спад;пороговое значение;устойчивое развитие.
Потребность в безопасности является базовой потребностью общества. Среди различных направлений обеспечения безопасности важнейшим является обеспечение экономической безопасности страны. Не принижая важности решения проблемы безопасности вовсех областях и сферах деятельности, необходимо подчеркнуть базисную роль экономики, так как производство, обмен, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества.В научнойлитературе категория экономической безопасности трактуется поразному. К примеру,В. Тамбовцевсчитает, что под экономической безопасностью той или иной системы следует понимать «совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»[1]. В.А. Савин полагает, что «экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отрасли хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности»[2].По мнению И. Е.Денежкиной и Д. А. Суздалевой,«под экономической безопасностью страны следует понимать совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики страны»[3].
Основные национальные интересы сформулированы в Государственнойстратегии экономической безопасности Российской Федерации. Наиболее важнымииз них являются:
способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами;
исключение зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции;
поддержание приемлемого уровня жизни населения;
устойчивость финансовой системы, банковской системы и национальной валюты;
должный уровень развития российского финансового рынка и рынка ценных бумаг;
снижение и эффективное управление внешним и внутренним долгом;
обеспечение условий для активизации инвестиционной деятельности;
сохранение единого экономического пространства и функционирование единого общероссийского рынка;
определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях[4].
В качестве предметов угроз экономической безопасности выступают те составные части хозяйственной системы, параметры которых могут выйти за допустимые пределы. Вкачестве предметов безопасности могут выступать объекты, процессы и свойства как качественные и количественные параметры объектов и процессов. Качественные характеристики предметов экономической безопасности характеризуются различными количественными показателями (индикаторами). Это позволяет определить критерии экономической безопасности посредствомустановления пороговыхзначений индикаторов экономической безопасности. Превышение этих пороговых значений означает снижение безопасности до недопустимого для соответствующего объекта уровня.Пороговые значения экономической безопасности и их значения в 2013 году в России представлены в табл.1.
Таблица 1 Пороговые значения показателей экономической безопасностии их значения в России в 2013 году
№ п/пПоказателиПороговые значенияЗначения в России1.
Объёмы инвестиций, % к ВВП25202.
Расходы на научные исследования, % ВВП21,13.
Доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума78,84.
Продолжительность жизни населения7066,055.
Децильный коэффициент815,86.
Уровень преступности (на 100 тыс. чел.)500016097.
Уровень инфляции206,58.
Внешний долг, в % к ВВП2534% (госдолг 2%)9.
Дефицит бюджета, в % к ВВП50,710.
Денежная масса М2, в % к ВВП504711.
Доля импорта вовнутреннем потреблении, всего, в т.ч. продовольствия3025443412.
Уровень безработицы (по методологии МОТ)75,6Составлена автором.
Анализ приведённых показателей свидетельствует о том, что в России семь из двенадцати показателей не удовлетворяет критериям экономической безопасности. Применение предложенных критериев в анализе мировой экономики выявляет лидерство США, Японии, Франции, Великобритании и ФРГ. Более чем в 80% стран мира состояние экономики не удовлетворяет критериям экономической безопасности, более 70% населения мира оказывается за критической чертой экономической безопасности. Современные процессы глобализации постоянно увеличивают разрыв между самыми развитыми странами и остальным миром.Как видно из данных, приведённых в табл. 1, центральное место занимает показатель, характеризующий общий экономический потенциал страны
экономический рост, который характеризует итог хозяйственной деятельностиобщества, уровень его благополучия и надежность гарантии его экономической безопасности и независимости. По устойчивости темпов экономического роста, уровню и качественному наполнению можно судить об экономическом «здоровье» общества.Экономический рост в масштабах страны обычно характеризуется величиной прироставалового внутреннего продукта (ВВП). С помощью этого показателя можно определить объем валового внутреннего продукта на душу населения и сравнить его со среднемировым, а такжеоценить уровень экономического развития страны относительно других стран мира. Считается, что величина ВВП на душунаселения должна быть не меньше среднемирового значения. Следовательно, пороговое значение для первого показателя экономической безопасности принято равным 100%.
Темпы роста ВВП России с начала 90х гг. представлены на рис. 1.
Рис.1.Темпы роста экономики России
Динамика показателей развития экономики России свидетельствует о том, что с начала 90х гг. до 1999 г. наблюдался значительный спад ВВП, и только в начале 2000х начался достаточно стабильный экономический рост, который с началом кризиса сменился значительным спадом и небольшим ростом. Большие угрозы для экономической безопасности страны таит в себе продолжающийся мировой финансовоэкономический кризис. Кризис оказалвлияние в большей степени на те отрасли, которые тесно связаны с мировой экономикой. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело сразу с несколькими кризисами. Их взаимодействие существенно изменило общую картину происходящего, нарушило ее сходство с теоретическими моделями. Речь идёт, вопервых, об обычном, очередном циклическом кризисе, который назревал уже длительное время.Вовторых, о кризисе, отражающем экономические перемены, обусловленные назревшей сменой техники и технологий, порожденной научнотехнологическим развитием. Такие кризисы обычно именуют циклами Кондратьева. Втретьих, речь идёт о кризисе, обусловленном специфическим развитием мировой экономики в рамках утвердившейся в последние десятилетия модели глобализации и последствиями, так называемой информационной революции. В2013 году наблюдался незначительный и недостаточный рост ВВП и других показателей. Совокупный рост ВВП России составил 1,3–1,4%, продолжил замедляться оборот розничной торговли, платные услуги населению ушли в минус[5]. Недостаточный рост ВВП объясняется общим снижением инвестиционной активности российских и зарубежных предпринимателей. Одна из угроз национальной экономической безопасности бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала заграницу. В 19942011 годах за 17 лет из России нелегально было вывезено 782,5 млрд.долларов. Основным способом нелегального вывода капитала из России является использование российскими коммерческими структурами «дочерних» компаний в Европе и ряде оффшорных зон, которые уводят деньги под видом экспортноимпортных операций. Первое место и среди адресатов «теневых» капиталов прочно держит Кипр. В 20092011 годах, по данным МВФ, на оффшорный остров ушло более 395 млрд. долларов. При этом ВВП Кипра составляет всего 23 млрд.долларов. По данным Счетной палаты России, общий размер нарушений в области бюджетного законодательства,в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился в три раза и составил 187,2 млрд.рублей. Эти деньги наверняка ушли из экономики «в тень» были выведены из страны[6].Чистый отток капитала из России в 2012 году, согласно данным ЦБ, замедлился до 56,8 миллиарда долларов с 80,5 миллиарда годом ранее[7].По итогам 2013 года отток капитала из России вырос до 62,7 млрд.долл. В соответствии с новыми прогнозными показатели на 2014 годтемпыроста ВВП могут оказаться в 4 раза ниже действующего прогноза, а отток капитала вчетверо выше.Отток капитала уже в I квартале более чем вдвое перекроет годовой предполагаемый показатель: $60 млрд. против $25 млрд. С учетом интервенций ЦБ, которые регулятор использовал, чтобы сдержать волатильность, по итогам года может быть $100 млрд. При этом темпы роста замедлятся до 0,6%. А если бегство капитала ускорится и достигнет $150 млрд. по итогам года, экономика уйдет в рецессию[1].Такая сложная ситуация предполагает принятие незамедлительных мер по созданию в стране благоприятного инвестиционного климата и возвращению капиталов российских компаний из оффшорных зон.Данные о притокеи оттокекапитала представлен на рис. 2.
Рис. 2.Приток и отток капиталав России, млрд. долл.
Международное рейтинговое агентство Fitch в марте 2014 года снизило прогноз по рейтингу России со "стабильного" на "негативный", ссылаясь на потенциальное воздействие санкций Запада на экономику и бизнессреду в России. Прямой отрицательный эффект от объявленных санкций невелик, но в дальнейшем инвесторы могут ожидать новых мер, например, ограничения доступа российских компаний к внешним рынкам капитала. Агентство Fitchтакже снизило прогноз со "стабильного" на "негативный" по рейтингам 15 российских банков, включая "Сбербанк", "Россельхозбанк" (РСХБ), "Альфабанк", "Газпромбанк" и "Внешэкономбанк". Также понижен рейтинг девяти государственных компаний. Среди них такие организации, как "Газпром", "Лукойл", "РусГидро" и РЖД. Замедление экономического роста связано также и с тем, что энергоносители, как источник роста экономики, исчерпали себя. «Мы об этом многократно говорили, имея в виду ситуацию, которая складывается в мировой и нашей экономике, … прежние источники роста если не полностью подошли к концу, то работают, мягко говоря, не так эффективно, как раньше», отмечал президент В.В. Путин. Он напомнил, что «всегда мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители —они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет, и источник этот себя исчерпал»[9]. В этой ситуации необходимо разработать долгосрочный макроэкономический прогноз, включая определение резервов экономического развития, определить те отрасли, которые обеспечат рост ВВП в будущем.На величину ВВП непосредственно влияет состояние основных производственных фондов (ОПФ). Изза износа фондов сдерживается и даже прекращается экономический рост, происходит деградация экономических основ общества. Для поддержания высокого уровня производства за счет увеличения объемов и обновления ОПФ необходима грамотная поэтапная инвестиционная политика. Соответствующий уровень инвестиций гарантирует нормальный ходвоспроизводственного процесса и возмещение выбывающих фондов. В связи с этим целесообразно включить в систему показатель, отражающий степень износа ОПФ, и показатель, представляющий собой отношение инвестиций, поступающих в экономику страны, к ВВП.Анализ статистических данных по среднему уровню износа ОПФ в РФ позволил определить пороговое значение для показателя экономической безопасности страны (степени износа ОФП) на уровне 60%. Степень износа основных фондов, зданий, сооружений, машин и оборудования коммерческих организаций в обрабатывающих производствах на конец 2010 годасоставил 42,2%, а удельный вес полностьюизношенныхосновных фондов составляет 12,8%.Одним из видов экономической безопасности является продовольственная безопасность. К отрицательным последствиям может привести нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня примерно 80% российского рынка лекарств и более 40%продовольственного рынка России приходится на импорт[10].Эффективным средством целенаправленного воздействия на соответствующую отрасль национального производства, в том числе и сельскохозяйственного, является субсидирование производителей. Этот механизм можно рассматривать в качестве внутреннего фактора обеспечения продовольственной безопасности. Применяются закупочные интервенции, смысл которых состоит во вмешательстве государства в рынок с целью изъятия различными способами избыточного количества определенного вида сельскохозяйственной продукции и тем самым стабилизации конъюнктуры, повышения цен.Исследователи, занимавшиеся проблемой обеспечения экономической безопасности, отмечают важность показателей, характеризующих общее состояние социальной сферы: отношение расходов на социальные программы к ВВП, соотношение средней зарплаты и прожиточного минимума и доля безработных в общей численности трудоспособного населения.К внутренним угрозам экономической безопасностиРоссии можно отнести усиление имущественного расслоения общества: уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан. Большие опасности в себе таит криминализация экономики и общества. По данным международной исследовательской организации Global Financial Integrity (GFI), отслеживающей перемещения по миру нелегальных денежных средств, объем «теневой экономики» России составил 46%от ее суммарного ВВП за последние 17 лет.В 90е годы Россия утратила приоритеты научнотехнического развития. В сравнении с уровнем расходов на науку среди развитых, наукоемких экономик мира доля расходов на НИОКР в России среднем ниже в 3 –2,5 раза[11].В связи с этим необходимо значительное увеличение расходов на научные исследования и ускоренная модернизация.К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасностиРоссии можно отнести утечку умов за границу. По некоторым источникам за последние десять лет работу за рубежом нашли от 500 тыс. до 800 тыс. ученых. Западные оценки скромнее максимальная цифра составляет 200 тыс. [12]. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Как известно, члены "большой семерки" пригрозили Россиисанкциями против трех секторов ее экономики: энергетики, финансов и ВПК, в случаедальнейшей эскалации ситуации вокруг Украины. Гаагская декларация G7 включила в себя пункт об "укреплении коллективной энергетической безопасности", иными словами о снижении зависимости Европы от российских энергоносителей. Руководство США и странучастниц Евросоюза намерены ввести санкции против России, которые коснутся энергетического сектора ее экономики. Взаимоотношения с Россией в сфере энергетики это одна из главных для Запада преград на пути к более жестким санкциям против РФ. Если Канада, США и Япония не боятся нефтегазовых санкций России,то европейским участникам G7 приходится проявлять осторожность в этом вопросе. В 2013 году "Газпром" экспортировал в Европу 138 млрд.куб. м (27% потребностей стран ЕС). Собственной добычей покрываются 33% газовых нужд государств Европейского союза. Такимобразом, расширение ограничений в отношении РФ, в частности, направленных на энергетический сектор российской экономики, больно ударит и по европейским странам, поскольку большая часть газа и нефти поступает туда из России.Страны G7 рассматривают вопрос об уменьшении зависимости Европы от российских энергоресурсов. Для снижения зависимости от российских энергоносителей предполагаются поставкигаза из США в Европу.Американские власти готовы упростить процесс поставок СПГ в государства Европы из Соединенных Штатов. Однако поставки газа из США в Европу не выгодны обеим сторонам. Крупнейшая компания Shell, которая занималась разработкой сланцевого газа в США, вышла с убытками в 2 млрд. долларов. Американский газ был бы для Европы дорогим удовольствием. Эксперты считают, что введи Запад такие санкции
тут же получит обвал собственной экономики. Американцам сейчас невыгодно снижать стоимость нефти, так каку них запущено множество проектов по добыче сланцевого сырья, аони окупаются только при высокой цене на нефть. Сложно представить, что европейцы откажутся поставлять нам свою технику и оборудование. Россия
огромный рынок сбыта. Не будь его, многие компании лишатся серьезной доли прибыли. Ведь конкуренты из Азии тоже не дремлют. Китаю и другим юговосточным«тиграм» только на руку, если Запад уйдет с российского рынка[13]. Отголосок экономических санкций США, которые заморозили счета банка "Россия", вызвали обеспокоенность его клиентов. После того, как международные платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживать карты некоторых банков в соответствии с решением Минфина США, банк "Россия" решил работать только на внутреннем рынке и не иметь дел с иностранной валютой. Более того, российские власти сразу предложили создать свою национальную платежную систему, чтобы быть менее зависимыми от международныхплатёжных систем[14].
Евросоюз и США уже подтвердили приверженность заключению трансатлантического торгового пакта. Соглашение о свободной торговле ЕССША называют проектом "экономического НАТО", результатом которого должно стать создание крупнейшей зоны свободной торговли в мире и увеличение товарооборота между Евросоюзом и Штатами на 160 млрд. долларов в год. Эти переговоры предполагается завершить к концу 2014 года[15].
Необходимо учитывать, чтодля России цена санкций, связанных с событиями на Украине и возвращением Крыма в состав России, может привести к её частичной изоляции от глобальной экономики. Возможно исключение нашей страны из некоторых международных организаций, ускорение планов по диверсификации энергетики Европы с целью уменьшения зависимости от российских энергоносителей.Главная опасность этих санкций –их непредсказуемость.Выводы
В интересах обеспечения национальной безопасности в условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов следует развивать конкурентоспособные отрасли экономики и расширять рынки сбыта российской продукции, стимулировать экономический рости импортозамещение, проводитьактивнуюденежнокредитнуюи налоговобюджетную политику, осуществлять поддержку реального сектора экономики,инноваций и выпуска наукоёмкой продукции с высокой добавочной стоимостью. Стабильному состоянию экономическойбезопасности способствует сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов РоссийскойФедерации.Для созданиясистемы минимизации рисков,как элемента обеспечения экономической безопасности страныв условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов,необходимо определитьнаиболее значимыес экономической точки зрения показатели экономической безопасности и их пороговыезначения. Создатьмодельсистемной динамики страны для проектирования системы минимизации рисков, сформироватьединый, обобщенныйпараметр оптимизации, в которомбудут отражены все показатели экономической безопасности страны.
Ссылки на источники1.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. —1995. —№ 3. —С.3.2.Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России //Международный бизнес России. —1995. —№ 9. —С. 14.3.Денежкина И. Е.,СуздалеваД. А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона//Журнал «Эффективное антикризисное управление». № 3(66), 2011 г. Стр.96101.4.Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации: основные положения (одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608) // Совет безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.scrf.gov.ru/ documents/23. html(дата обращения: 12.04.2011.
5.Шаповалов А. Какими итоги 2013 года видит Минэкономики.03.02.2014. [Электронный ресурс].URL: http://www.kommersant.ru /doc/2398506 (дата обращения: 03.02.2014).6.Вывоз капитала из России «зашкаливает» за 780 миллиардов долларов//Россия: нелегальные финансовые потоки и роль теневой экономики// http://www.1sn.ru/73345.html.7.Белоусов ожидает оттока капитала из РФ в 2013 году на уровне $50 млрд.//РИА Новости. [Электронный ресурс].URL: http://ria.ru/economy/20130222/924226402. html#ixzz2TxNlxVi5 (дата обращения: 23.03.2014).8.Улюкаев А.: отток капитала из РФ в этом году может составить $100 млрд. [Электронный ресурс].URL:http://www.rosbalt.ru/business/2014/03/27/1249127.html (дата обращения: 27.03.2014).9.Путин: Энергоносители исчерпали себя как источник роста экономики// ИТАРТАСС. 12.02.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newsline/news/22680621/putin(дата обращения: 13.02.2014).10.Обеспечение национальной и экономической безопасности. [Электронный ресурс].URL: http://www.grandars.ru/student/nacekonomika/obespecheniebezopasnosti.html (дата обращения: 23.03.2014).11.Осипов Г.В. Предложения по реализации положений статей В.В. Путина, опубликованных в начале 2012 года//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ№ 31 (474) 2012 г. [Электронный ресурс].URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/ Magazines/ Vestnik SF/2012/VSF_NEW 201210191208/VSF_NEW201210191208_p_006.htm (датаобращения: 23.03.2014).12.Супян В. "Утечка умов": мировые и российские тенденции. [Электронный ресурс].URL: http://chelt.ru/2003/703/supian703.html (дата обращения: 03.02.2014).13.Санкции против России блеф или козырь Запада? Простые вопросы о событиях на Украине. [Электронный ресурс].URL: http://www.kp.ru/daily/26212.3/3095896/ (дата обращения: 29.03.2014).14.Россия ввела дополнительные "зеркальные" санкции в отношении Запада, [Электронный ресурс].URL:http://www.newsru.com/russia/28mar2014/otvsankc.htmlhttp:// www.kp.ru/daily/26212.3/3095896/ (дата обращения: 29.03.2014).15.Обама призвал Запад ввести санкции против РФ в области энергетики, пообещав обеспечить Европу американским газом. [Электронный ресурс].URL:http://www.newsru.com/world/26mar2014/energy.html (дата обращения: 29.03.2014).
Kleyman Anatoly,doctor of economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Economics and entrepreneurship, the Institute of law and entrepreneurship, SaintPetersburg,aklejman@yandex.ruThe problem of ensuring economic security of Russia in the conditions of unstable economy and unfavorable foreign factors Abstract.The article analyzes the concept and main characteristics of the economic security. Examines the main issues of economic security in the conditions of unstable economy and unfavorable foreign factors. The system of indicators, which allows todetermine the vector of development of the economy, which minimised the risk of internal and external threats socioeconomic development of the country. Disclosed criteria and thresholds security of various macroeconomic parameters. Key words:economic security; economic security; economic downturn; threshold; sustainable development.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов
Аннотация.В статье проанализировано понятие и основные характеристики экономической безопасности. Рассматриваются основные проблемы экономической безопасности вусловиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов.Представленасистема показателей,которая позволяет определить вектор развития экономики, при котором минимизируются риски возникновения внутренних и внешних угроз социальноэкономическому развитию страны.Раскрыты критерии и пороговые значения безопасности для различных макроэкономических параметров. Ключевые слова:экономическая безопасность; показатель экономической безопасности;экономический спад;пороговое значение;устойчивое развитие.
Потребность в безопасности является базовой потребностью общества. Среди различных направлений обеспечения безопасности важнейшим является обеспечение экономической безопасности страны. Не принижая важности решения проблемы безопасности вовсех областях и сферах деятельности, необходимо подчеркнуть базисную роль экономики, так как производство, обмен, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества.В научнойлитературе категория экономической безопасности трактуется поразному. К примеру,В. Тамбовцевсчитает, что под экономической безопасностью той или иной системы следует понимать «совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»[1]. В.А. Савин полагает, что «экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отрасли хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности»[2].По мнению И. Е.Денежкиной и Д. А. Суздалевой,«под экономической безопасностью страны следует понимать совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики страны»[3].
Основные национальные интересы сформулированы в Государственнойстратегии экономической безопасности Российской Федерации. Наиболее важнымииз них являются:
способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами;
исключение зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции;
поддержание приемлемого уровня жизни населения;
устойчивость финансовой системы, банковской системы и национальной валюты;
должный уровень развития российского финансового рынка и рынка ценных бумаг;
снижение и эффективное управление внешним и внутренним долгом;
обеспечение условий для активизации инвестиционной деятельности;
сохранение единого экономического пространства и функционирование единого общероссийского рынка;
определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях[4].
В качестве предметов угроз экономической безопасности выступают те составные части хозяйственной системы, параметры которых могут выйти за допустимые пределы. Вкачестве предметов безопасности могут выступать объекты, процессы и свойства как качественные и количественные параметры объектов и процессов. Качественные характеристики предметов экономической безопасности характеризуются различными количественными показателями (индикаторами). Это позволяет определить критерии экономической безопасности посредствомустановления пороговыхзначений индикаторов экономической безопасности. Превышение этих пороговых значений означает снижение безопасности до недопустимого для соответствующего объекта уровня.Пороговые значения экономической безопасности и их значения в 2013 году в России представлены в табл.1.
Таблица 1 Пороговые значения показателей экономической безопасностии их значения в России в 2013 году
№ п/пПоказателиПороговые значенияЗначения в России1.
Объёмы инвестиций, % к ВВП25202.
Расходы на научные исследования, % ВВП21,13.
Доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума78,84.
Продолжительность жизни населения7066,055.
Децильный коэффициент815,86.
Уровень преступности (на 100 тыс. чел.)500016097.
Уровень инфляции206,58.
Внешний долг, в % к ВВП2534% (госдолг 2%)9.
Дефицит бюджета, в % к ВВП50,710.
Денежная масса М2, в % к ВВП504711.
Доля импорта вовнутреннем потреблении, всего, в т.ч. продовольствия3025443412.
Уровень безработицы (по методологии МОТ)75,6Составлена автором.
Анализ приведённых показателей свидетельствует о том, что в России семь из двенадцати показателей не удовлетворяет критериям экономической безопасности. Применение предложенных критериев в анализе мировой экономики выявляет лидерство США, Японии, Франции, Великобритании и ФРГ. Более чем в 80% стран мира состояние экономики не удовлетворяет критериям экономической безопасности, более 70% населения мира оказывается за критической чертой экономической безопасности. Современные процессы глобализации постоянно увеличивают разрыв между самыми развитыми странами и остальным миром.Как видно из данных, приведённых в табл. 1, центральное место занимает показатель, характеризующий общий экономический потенциал страны
экономический рост, который характеризует итог хозяйственной деятельностиобщества, уровень его благополучия и надежность гарантии его экономической безопасности и независимости. По устойчивости темпов экономического роста, уровню и качественному наполнению можно судить об экономическом «здоровье» общества.Экономический рост в масштабах страны обычно характеризуется величиной прироставалового внутреннего продукта (ВВП). С помощью этого показателя можно определить объем валового внутреннего продукта на душу населения и сравнить его со среднемировым, а такжеоценить уровень экономического развития страны относительно других стран мира. Считается, что величина ВВП на душунаселения должна быть не меньше среднемирового значения. Следовательно, пороговое значение для первого показателя экономической безопасности принято равным 100%.
Темпы роста ВВП России с начала 90х гг. представлены на рис. 1.
Рис.1.Темпы роста экономики России
Динамика показателей развития экономики России свидетельствует о том, что с начала 90х гг. до 1999 г. наблюдался значительный спад ВВП, и только в начале 2000х начался достаточно стабильный экономический рост, который с началом кризиса сменился значительным спадом и небольшим ростом. Большие угрозы для экономической безопасности страны таит в себе продолжающийся мировой финансовоэкономический кризис. Кризис оказалвлияние в большей степени на те отрасли, которые тесно связаны с мировой экономикой. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело сразу с несколькими кризисами. Их взаимодействие существенно изменило общую картину происходящего, нарушило ее сходство с теоретическими моделями. Речь идёт, вопервых, об обычном, очередном циклическом кризисе, который назревал уже длительное время.Вовторых, о кризисе, отражающем экономические перемены, обусловленные назревшей сменой техники и технологий, порожденной научнотехнологическим развитием. Такие кризисы обычно именуют циклами Кондратьева. Втретьих, речь идёт о кризисе, обусловленном специфическим развитием мировой экономики в рамках утвердившейся в последние десятилетия модели глобализации и последствиями, так называемой информационной революции. В2013 году наблюдался незначительный и недостаточный рост ВВП и других показателей. Совокупный рост ВВП России составил 1,3–1,4%, продолжил замедляться оборот розничной торговли, платные услуги населению ушли в минус[5]. Недостаточный рост ВВП объясняется общим снижением инвестиционной активности российских и зарубежных предпринимателей. Одна из угроз национальной экономической безопасности бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала заграницу. В 19942011 годах за 17 лет из России нелегально было вывезено 782,5 млрд.долларов. Основным способом нелегального вывода капитала из России является использование российскими коммерческими структурами «дочерних» компаний в Европе и ряде оффшорных зон, которые уводят деньги под видом экспортноимпортных операций. Первое место и среди адресатов «теневых» капиталов прочно держит Кипр. В 20092011 годах, по данным МВФ, на оффшорный остров ушло более 395 млрд. долларов. При этом ВВП Кипра составляет всего 23 млрд.долларов. По данным Счетной палаты России, общий размер нарушений в области бюджетного законодательства,в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился в три раза и составил 187,2 млрд.рублей. Эти деньги наверняка ушли из экономики «в тень» были выведены из страны[6].Чистый отток капитала из России в 2012 году, согласно данным ЦБ, замедлился до 56,8 миллиарда долларов с 80,5 миллиарда годом ранее[7].По итогам 2013 года отток капитала из России вырос до 62,7 млрд.долл. В соответствии с новыми прогнозными показатели на 2014 годтемпыроста ВВП могут оказаться в 4 раза ниже действующего прогноза, а отток капитала вчетверо выше.Отток капитала уже в I квартале более чем вдвое перекроет годовой предполагаемый показатель: $60 млрд. против $25 млрд. С учетом интервенций ЦБ, которые регулятор использовал, чтобы сдержать волатильность, по итогам года может быть $100 млрд. При этом темпы роста замедлятся до 0,6%. А если бегство капитала ускорится и достигнет $150 млрд. по итогам года, экономика уйдет в рецессию[1].Такая сложная ситуация предполагает принятие незамедлительных мер по созданию в стране благоприятного инвестиционного климата и возвращению капиталов российских компаний из оффшорных зон.Данные о притокеи оттокекапитала представлен на рис. 2.
Рис. 2.Приток и отток капиталав России, млрд. долл.
Международное рейтинговое агентство Fitch в марте 2014 года снизило прогноз по рейтингу России со "стабильного" на "негативный", ссылаясь на потенциальное воздействие санкций Запада на экономику и бизнессреду в России. Прямой отрицательный эффект от объявленных санкций невелик, но в дальнейшем инвесторы могут ожидать новых мер, например, ограничения доступа российских компаний к внешним рынкам капитала. Агентство Fitchтакже снизило прогноз со "стабильного" на "негативный" по рейтингам 15 российских банков, включая "Сбербанк", "Россельхозбанк" (РСХБ), "Альфабанк", "Газпромбанк" и "Внешэкономбанк". Также понижен рейтинг девяти государственных компаний. Среди них такие организации, как "Газпром", "Лукойл", "РусГидро" и РЖД. Замедление экономического роста связано также и с тем, что энергоносители, как источник роста экономики, исчерпали себя. «Мы об этом многократно говорили, имея в виду ситуацию, которая складывается в мировой и нашей экономике, … прежние источники роста если не полностью подошли к концу, то работают, мягко говоря, не так эффективно, как раньше», отмечал президент В.В. Путин. Он напомнил, что «всегда мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители —они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет, и источник этот себя исчерпал»[9]. В этой ситуации необходимо разработать долгосрочный макроэкономический прогноз, включая определение резервов экономического развития, определить те отрасли, которые обеспечат рост ВВП в будущем.На величину ВВП непосредственно влияет состояние основных производственных фондов (ОПФ). Изза износа фондов сдерживается и даже прекращается экономический рост, происходит деградация экономических основ общества. Для поддержания высокого уровня производства за счет увеличения объемов и обновления ОПФ необходима грамотная поэтапная инвестиционная политика. Соответствующий уровень инвестиций гарантирует нормальный ходвоспроизводственного процесса и возмещение выбывающих фондов. В связи с этим целесообразно включить в систему показатель, отражающий степень износа ОПФ, и показатель, представляющий собой отношение инвестиций, поступающих в экономику страны, к ВВП.Анализ статистических данных по среднему уровню износа ОПФ в РФ позволил определить пороговое значение для показателя экономической безопасности страны (степени износа ОФП) на уровне 60%. Степень износа основных фондов, зданий, сооружений, машин и оборудования коммерческих организаций в обрабатывающих производствах на конец 2010 годасоставил 42,2%, а удельный вес полностьюизношенныхосновных фондов составляет 12,8%.Одним из видов экономической безопасности является продовольственная безопасность. К отрицательным последствиям может привести нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня примерно 80% российского рынка лекарств и более 40%продовольственного рынка России приходится на импорт[10].Эффективным средством целенаправленного воздействия на соответствующую отрасль национального производства, в том числе и сельскохозяйственного, является субсидирование производителей. Этот механизм можно рассматривать в качестве внутреннего фактора обеспечения продовольственной безопасности. Применяются закупочные интервенции, смысл которых состоит во вмешательстве государства в рынок с целью изъятия различными способами избыточного количества определенного вида сельскохозяйственной продукции и тем самым стабилизации конъюнктуры, повышения цен.Исследователи, занимавшиеся проблемой обеспечения экономической безопасности, отмечают важность показателей, характеризующих общее состояние социальной сферы: отношение расходов на социальные программы к ВВП, соотношение средней зарплаты и прожиточного минимума и доля безработных в общей численности трудоспособного населения.К внутренним угрозам экономической безопасностиРоссии можно отнести усиление имущественного расслоения общества: уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан. Большие опасности в себе таит криминализация экономики и общества. По данным международной исследовательской организации Global Financial Integrity (GFI), отслеживающей перемещения по миру нелегальных денежных средств, объем «теневой экономики» России составил 46%от ее суммарного ВВП за последние 17 лет.В 90е годы Россия утратила приоритеты научнотехнического развития. В сравнении с уровнем расходов на науку среди развитых, наукоемких экономик мира доля расходов на НИОКР в России среднем ниже в 3 –2,5 раза[11].В связи с этим необходимо значительное увеличение расходов на научные исследования и ускоренная модернизация.К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасностиРоссии можно отнести утечку умов за границу. По некоторым источникам за последние десять лет работу за рубежом нашли от 500 тыс. до 800 тыс. ученых. Западные оценки скромнее максимальная цифра составляет 200 тыс. [12]. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Как известно, члены "большой семерки" пригрозили Россиисанкциями против трех секторов ее экономики: энергетики, финансов и ВПК, в случаедальнейшей эскалации ситуации вокруг Украины. Гаагская декларация G7 включила в себя пункт об "укреплении коллективной энергетической безопасности", иными словами о снижении зависимости Европы от российских энергоносителей. Руководство США и странучастниц Евросоюза намерены ввести санкции против России, которые коснутся энергетического сектора ее экономики. Взаимоотношения с Россией в сфере энергетики это одна из главных для Запада преград на пути к более жестким санкциям против РФ. Если Канада, США и Япония не боятся нефтегазовых санкций России,то европейским участникам G7 приходится проявлять осторожность в этом вопросе. В 2013 году "Газпром" экспортировал в Европу 138 млрд.куб. м (27% потребностей стран ЕС). Собственной добычей покрываются 33% газовых нужд государств Европейского союза. Такимобразом, расширение ограничений в отношении РФ, в частности, направленных на энергетический сектор российской экономики, больно ударит и по европейским странам, поскольку большая часть газа и нефти поступает туда из России.Страны G7 рассматривают вопрос об уменьшении зависимости Европы от российских энергоресурсов. Для снижения зависимости от российских энергоносителей предполагаются поставкигаза из США в Европу.Американские власти готовы упростить процесс поставок СПГ в государства Европы из Соединенных Штатов. Однако поставки газа из США в Европу не выгодны обеим сторонам. Крупнейшая компания Shell, которая занималась разработкой сланцевого газа в США, вышла с убытками в 2 млрд. долларов. Американский газ был бы для Европы дорогим удовольствием. Эксперты считают, что введи Запад такие санкции
тут же получит обвал собственной экономики. Американцам сейчас невыгодно снижать стоимость нефти, так каку них запущено множество проектов по добыче сланцевого сырья, аони окупаются только при высокой цене на нефть. Сложно представить, что европейцы откажутся поставлять нам свою технику и оборудование. Россия
огромный рынок сбыта. Не будь его, многие компании лишатся серьезной доли прибыли. Ведь конкуренты из Азии тоже не дремлют. Китаю и другим юговосточным«тиграм» только на руку, если Запад уйдет с российского рынка[13]. Отголосок экономических санкций США, которые заморозили счета банка "Россия", вызвали обеспокоенность его клиентов. После того, как международные платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживать карты некоторых банков в соответствии с решением Минфина США, банк "Россия" решил работать только на внутреннем рынке и не иметь дел с иностранной валютой. Более того, российские власти сразу предложили создать свою национальную платежную систему, чтобы быть менее зависимыми от международныхплатёжных систем[14].
Евросоюз и США уже подтвердили приверженность заключению трансатлантического торгового пакта. Соглашение о свободной торговле ЕССША называют проектом "экономического НАТО", результатом которого должно стать создание крупнейшей зоны свободной торговли в мире и увеличение товарооборота между Евросоюзом и Штатами на 160 млрд. долларов в год. Эти переговоры предполагается завершить к концу 2014 года[15].
Необходимо учитывать, чтодля России цена санкций, связанных с событиями на Украине и возвращением Крыма в состав России, может привести к её частичной изоляции от глобальной экономики. Возможно исключение нашей страны из некоторых международных организаций, ускорение планов по диверсификации энергетики Европы с целью уменьшения зависимости от российских энергоносителей.Главная опасность этих санкций –их непредсказуемость.Выводы
В интересах обеспечения национальной безопасности в условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов следует развивать конкурентоспособные отрасли экономики и расширять рынки сбыта российской продукции, стимулировать экономический рости импортозамещение, проводитьактивнуюденежнокредитнуюи налоговобюджетную политику, осуществлять поддержку реального сектора экономики,инноваций и выпуска наукоёмкой продукции с высокой добавочной стоимостью. Стабильному состоянию экономическойбезопасности способствует сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов РоссийскойФедерации.Для созданиясистемы минимизации рисков,как элемента обеспечения экономической безопасности страныв условиях нестабильной экономики и неблагоприятных внешнеполитических факторов,необходимо определитьнаиболее значимыес экономической точки зрения показатели экономической безопасности и их пороговыезначения. Создатьмодельсистемной динамики страны для проектирования системы минимизации рисков, сформироватьединый, обобщенныйпараметр оптимизации, в которомбудут отражены все показатели экономической безопасности страны.
Ссылки на источники1.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. —1995. —№ 3. —С.3.2.Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России //Международный бизнес России. —1995. —№ 9. —С. 14.3.Денежкина И. Е.,СуздалеваД. А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона//Журнал «Эффективное антикризисное управление». № 3(66), 2011 г. Стр.96101.4.Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации: основные положения (одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608) // Совет безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.scrf.gov.ru/ documents/23. html(дата обращения: 12.04.2011.
5.Шаповалов А. Какими итоги 2013 года видит Минэкономики.03.02.2014. [Электронный ресурс].URL: http://www.kommersant.ru /doc/2398506 (дата обращения: 03.02.2014).6.Вывоз капитала из России «зашкаливает» за 780 миллиардов долларов//Россия: нелегальные финансовые потоки и роль теневой экономики// http://www.1sn.ru/73345.html.7.Белоусов ожидает оттока капитала из РФ в 2013 году на уровне $50 млрд.//РИА Новости. [Электронный ресурс].URL: http://ria.ru/economy/20130222/924226402. html#ixzz2TxNlxVi5 (дата обращения: 23.03.2014).8.Улюкаев А.: отток капитала из РФ в этом году может составить $100 млрд. [Электронный ресурс].URL:http://www.rosbalt.ru/business/2014/03/27/1249127.html (дата обращения: 27.03.2014).9.Путин: Энергоносители исчерпали себя как источник роста экономики// ИТАРТАСС. 12.02.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newsline/news/22680621/putin(дата обращения: 13.02.2014).10.Обеспечение национальной и экономической безопасности. [Электронный ресурс].URL: http://www.grandars.ru/student/nacekonomika/obespecheniebezopasnosti.html (дата обращения: 23.03.2014).11.Осипов Г.В. Предложения по реализации положений статей В.В. Путина, опубликованных в начале 2012 года//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ№ 31 (474) 2012 г. [Электронный ресурс].URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/ Magazines/ Vestnik SF/2012/VSF_NEW 201210191208/VSF_NEW201210191208_p_006.htm (датаобращения: 23.03.2014).12.Супян В. "Утечка умов": мировые и российские тенденции. [Электронный ресурс].URL: http://chelt.ru/2003/703/supian703.html (дата обращения: 03.02.2014).13.Санкции против России блеф или козырь Запада? Простые вопросы о событиях на Украине. [Электронный ресурс].URL: http://www.kp.ru/daily/26212.3/3095896/ (дата обращения: 29.03.2014).14.Россия ввела дополнительные "зеркальные" санкции в отношении Запада, [Электронный ресурс].URL:http://www.newsru.com/russia/28mar2014/otvsankc.htmlhttp:// www.kp.ru/daily/26212.3/3095896/ (дата обращения: 29.03.2014).15.Обама призвал Запад ввести санкции против РФ в области энергетики, пообещав обеспечить Европу американским газом. [Электронный ресурс].URL:http://www.newsru.com/world/26mar2014/energy.html (дата обращения: 29.03.2014).
Kleyman Anatoly,doctor of economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Economics and entrepreneurship, the Institute of law and entrepreneurship, SaintPetersburg,aklejman@yandex.ruThe problem of ensuring economic security of Russia in the conditions of unstable economy and unfavorable foreign factors Abstract.The article analyzes the concept and main characteristics of the economic security. Examines the main issues of economic security in the conditions of unstable economy and unfavorable foreign factors. The system of indicators, which allows todetermine the vector of development of the economy, which minimised the risk of internal and external threats socioeconomic development of the country. Disclosed criteria and thresholds security of various macroeconomic parameters. Key words:economic security; economic security; economic downturn; threshold; sustainable development.