К проблеме организации психологического сопровождения инновационного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова М. А., Панова С. А. К проблеме организации психологического сопровождения инновационного процесса в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3456–3460. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54955.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам психологического сопровождения инновационного процесса дошкольного образовательного учреждения. Авторы предлагают программу психологического сопровождения инновационного процесса, способствующую развитию психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панова Светлана Александровна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»,специальность 050400.68 «Психология образования», г. Череповецsvetapanov@mail.ru

Арсенова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецy0sh@mail.ru

К проблеме организации психологического сопровождения инновационного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация. Статья посвящена вопросам психологического сопровождения инновационного процессадошкольного образовательного учреждения. Авторы предлагают программу психологического сопровожденияинновационного процесса, способствующую развитию психологической готовностипедагогического коллектива к инновационной деятельности.Ключевые слова: инновационная деятельность, психологическое сопровождение.

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Работа в режиме инновационной деятельности требует от педагогов творчества, активности, постоянной готовности к ситуации неопределенности, умения взаимодействовать с широким кругом людей. Постоянное нахождение в умственном, эмоциональном и физическом напряжении сказывается на самочувствии и общей работоспособности педагогов. Поэтому психологическоесопровождение педагогов в рамках инновационного процесса необходимо организовать в образовательных учрежденияхлюбого типа.Эффективность нововведений в образовании определяется формированием и развитием инновационной культуры педагогических работников, что предполагает особую роль психологической службы в таких образовательныхучреждениях. Это объясняется, вопервых, тем, что инновационная деятельность связана со значительными психологическими проблемами, например, с проявлением «психологического барьера». Вовторых, протекание отдельных этапов инновационного процесса обусловливается функциями анализа, оценки, рефлексии, реализация которых в сфере образованияневозможна без участия психолога.Всовременных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместитьакценты работы психолога. Необходиматакая модель психологической службы, при которой основными субъектамиприложения сил практического психолога являлись бы не только дети, но ипедагоги. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения одной из основных задач психологическойслужбы является сопровождение педагога.Психологическое сопровождение как один из видов профессиональной деятельности практического психолога системы образования направлено на создание психологопедагогических условий для успешной коррекции личностного развития ее субъектов в трудных жизненных ситуациях. Его ключевой целью является созидание психологического пространства позитивных взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, призванное решить широкий круг образовательных задач и обеспечить позитив их перспективного развития. Являясь одним из видов психологических практик, психологическое сопровождение в реализации инновационной деятельности отражает культуру воспитания, основанного на внутренней свободе, творчестве, демократизме и гуманизме взаимоотношений.В настоящее время психологическое сопровождение как вид психологической практики представляет собой единство ряда организационных мер: органичное сочетание диагностики проблемы и субъектности потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичной помощи в его осуществлении.На современном этапе методологическими основами системы психолого –педагогического сопровождения выступают: личностно –ориентированный подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н.Михайлова), проектный подход в организации психолого –медико –социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило).На необходимость психологического обеспечения педагогических инноваций указывают В.И. Панов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, Н.П. Локалова. К сожалению, в настоящее время деятельность психологической службы часто рассматривается с позиций инструментального подхода.Термин «сопровождение» может употребляться для обозначения обеспечения условий принятия субъектом необходимых жизненных решений. В рамках психологического сопровождения психолог обучает субъекта методам самостоятельного поиска и решения собственных затруднений, построения диагностических моделей оценки результативности сопровождения.Хотя термин «сопровождение»употребляется как концептуально, так и в отношении практическойпсихологопедагогическойдеятельности, не существуетединства мнений специалистов в определении этого понятия. Так, в работах Ю.В. Слюсарева«сопровождение» употребляется для обозначения «не директивнойформы оказания психологической помощи», направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитиеи саморазвитие самосознания личности, помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [1, с. 45].Некоторые исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций,процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социальнопсихологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [1,с.45].А.А.Майерутверждает, что «сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи», а основными характеристиками сопровождения можно назвать процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками процесса. Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития[4, с. 81].На наш взгляд, развитиеу педагоговготовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность, является одной из основных задачпрактического психолога образовательного учреждения. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем, но итворцом инновационных процессов. Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности мы понимаем сформированность у педагога рефлексивноаналитических и деятельностно –практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности –целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и конативного (деятельностного) компонентов.Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность[5,с. 53].

Целью психологопедагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности.Формы психологопедагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности педагогов различныиопределяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы ДОУ.Результатом психологопедагогического сопровождения –поддержки профессиональной деятельности должно стать развитие и саморазвитие личности педагога, реализация его психологопедагогического способностей, знаний, умений, усилий педагогов различной направленности, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.Современный уровень развития практической психологии свидетельствует о том, что её содержание и практические методы имеют собственный мощный инновационный потенциал, который необходимо использовать в образовательной среде.Осуществляя психологическое сопровождение инновационной деятельности, психолог может:•привлечь к сотрудничеству большинство членов коллектива, заинтересованных в позитивных изменениях;•дать обоснованные прогнозы реализации инновационного потенциала коллектива с учётом предыстории инноваций;•объективно влиять на процессы принятия инновационных идей и технологий.В рамках психологического сопровождения инновационной деятельности, психолог направляет свою работу в большей степени на формирование условий, способствующих личностнопрофессиональному развитию педагога как носителя, организатора и «реализатора» инновационных идей.Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость [5, с.34].Одним из наиболее значимых профессиональных качеств педагога является профессионализм, который в большинстве исследованийописывается через профессиональную компетентность–интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений[5, с. 1920].

Педагог, вступивший на путь внедрения инновационных технологий в свою практическую деятельность, испытывает ряд затруднений. Они носят как сугубо профессиональный характер, связанный с недостаточностью знаний, умений и навыков в плане освоения новшества, так и психологический, базирующийся на проблемах личностного развития, его психоэмоционального состояния. Поэтому в процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода. Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации ДОУ и ее психологической службы, активная позиция психолога ДОУ в процессе создания условий для саморазвития личности педагога и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания.

Всякая экспериментальная инновационная деятельность в образовательном учрежденииявляется зоной повышенного педагогического риска. Поэтомупрактически вэкспериментальном ДОУ психологическая служба должнарешать задачи диагностики и коррекциипсихического развития детей;психологической экспертизывнедряемых инновационных проектов и сред;психологического просвещения педагогов и родителей.На наш взгляд,психологическое сопровождение инновационного процесса ДОУ можно определить как научное, системное психологопедагогическое обеспечение инновационногопроцесса, определяющее стратегию развития личностипедагога и тактику реализации егоиндивидуального потенциала. Педагогпсихолог ДОУ определяет объект, предмет и средствасопровождения, разрабатывает определенные тактики, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности. Таким образом, организуя психологическое сопровождение в ситуации инновационной деятельности, психолог направляет свою работу в большей степени на формирование условий, способствующих личностнопрофессиональному развитию педагога как носителя, организатора и «реализатора» инновационных идей.В рамках инновационного проекта МБДОУ № 102 г. Череповца нами была содержательно определена и апробирована программа психологического сопровожденияинновационного процесса, способствующая развитию психологической готовностипедагогического коллектива к инновационной деятельности и включающая в себя три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности: «Введение», «Адаптация», «Текущее обслуживание» [3, с.71].Раздел 1. Введение. Цель: констатация готовности участников образовательного процесса к введению инновационного проекта.Содержание деятельности: выявление возможности актуализации тех показателей психического развития детей, на которые опирается концепция программы развития в рамках темы инновационного проекта.В результате заданной диагностической деятельности определяются возможности адаптации детского контингента к инновационному проекту и организация индивидуально –дифференцированного подхода в рамках инновационного проекта. Параллельно осуществляется диагностическая деятельность по определению психологической готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности: выявление степени и особенностей мотивации педагогов ДОУ;определение стиля взаимодействия педагогов с детьми.Дифференциация готовности отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом осуществляется в соответствии с полученными результатами и программными требованиями. Для диагностики педагогов используются следующие методы сбора информации: диагностика профессиональных умений воспитателей; Q –сортировка В.Стефансона; диагностика мотивационной структуры личности В.Мильмана; анкетированиевоспитателейсцельювыявлениястиля взаимоотношения педагога с детьми (опросник В.Г. Маралова).В итоге констатируются возможности адаптации детского и готовность педагогического коллектива к внедрению инновационного проекта. Обоснованием заключения психолога являются диагностические материалы данного раздела.Раздел 2. Адаптация.Цель: адаптация инновационного проекта к конкретным условиям функционирования.Содержание деятельности: модификация программного содержания; констатация результатов адаптации программного содержания.Акцент в этом разделе делается на психологической подготовке педагогов: информация о психологических особенностях детей, основных этапах их развития, необходимости их учёта при отборе содержания, форми методов воспитания и развития(проведение «Психологической недели», семинара –практикума «Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста»); информация о психологических закономерностяхвоспитания и развития детей (консультация для педагогов «Построение педагогического процесса с учётом способностей и состояния здоровья детей»).Еще одна функция психологического сопровождения –содействие педагогам в осуществлении инновационной деятельности. Мы предлагаем такую эффективную форму ее реализации, как «Психологический клуб» для педагогов: цикл развивающих занятий «Шаги к совершенству» с целью развития коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями; социально –психологическая викторина «Современный воспитатель: какой он?»; цикл социальнопсихологических занятий с элементами тренинга«Путь к себе» с целью профессионально –личностного роста педагогов ДОУ; цикл социальнопсихологических занятий«Секреты психологического здоровья;цикл социальнопсихологических занятий«Здоровый воспитатель» с целью формирования у педагогов ценностного отношения к своему здоровью.Раздел 3.Текущее обслуживание. Цель: обеспечение концептуальной целостности программного содержания и психологопедагогических воздействий в условиях функционирования инновационного проекта.Содержание деятельности: психологизация программного содержания; констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями. Нами разработаны методические рекомендациипо организации занятий познавательного цикла (особенности планирования, регулирования психологической нагрузки, учет индивидуальных особенностей детей, чередование различных видов деятельности, использование динамических пауз, модификация дидактических игр, организация контроляи т.д.) исхема психологического анализа организационной формы.В ходе осуществления инновационной педагогической деятельности важно сохранять благоприятный психологический климат в коллективе, который гарантирует эмоциональное благополучие педагогов, их удовлетворённость результатами своего труда (анкетирование педагогов по методике «Определение социально –психологического климата вколлективе» (автор К.Ю. Белая)).

Предлагаемая программа сопровождения инновационного процесса, реализуемая в дошкольном образовательном учреждении на протяжении трех лет, позволила добиться значительных результатов в повышении готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.Практика работы ДОУ показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагогапсихолога с педагогами при реализации инновационной деятельности.Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагогпсихолог становятся партнерами в совместнойтворческойдеятельности.

Ссылки на источники1.Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. –Красноярск: Поликом, 2007. –190 с.2.Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. –208 с.3.Детская практическая психология: Учебник/Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. –М.: Гардарики, 2000. –255 с.4.Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст]: учебнометод. пособие / А.А. Майер. –М.: Сфера, 2008. –128 с. 5.Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблема и пути решения // Вестник образования. 2005. № 7—8.–С.3558.

Panova Svetlana,undergraduate VPO "Cherepovets State University", specialty 050400.68 "Educational Psychology", Cherepovetssvetapanov@mail.ru

Arsenova Marina,Ph.D., Associate Professor of Early Childhood Education VPO "Cherepovets State University", Cherepovetsy0sh@mail.ru

On the problem of the organization of psychological support of the innovation process in preschool educational institutionAbstract.Paper refers to the psychological support of the innovation process of preschool educational institution. The authors suggest a program of psychological support of the innovation process, promoting the development of psychological readiness of the teaching staff to innovate.Keywords:innovation, psychological support.