Использование технологий математического моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скрябикова Т. А. Использование технологий математического моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3466–3470. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54957.htm.
Аннотация. В статье освещается опыт работы воспитателя по теме «Использование технологий математического моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Автором разработан цикл занятий; создана картотека методов и приемов, логических задач, дидактических игр моделирующего характера и др.; предложены интересные формы работ с детьми, родителями и педагогами по данной теме.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Скрябикова Татьяна Анатольевна,воспитатель МБДОУ детский сад №150, г. ИркутскTriniti_29@mail.ru

Использование технологий математического моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статьеосвещается опыт работы воспитателя по теме: «Использование технологий математического моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста».Авторомразработан цикл занятий; создана картотека методов и приемов, логических задач, дидактических игрмоделирующего характера и др.; предложеныинтересные формы работ с детьми, родителями и педагогами по данной теме.Ключевые слова:технологииматематическое моделирование, формы работ, дидактические игры.

Развитие элементарных математических представлений в нашем ДОУявляется приоритетным направлением и организовано по программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Н. А. Ноткиной; коррекционная работа строится по программе Т. Б. Филичевой, В. Чиркиной.В работу внедряю инновационныетехнологии и методики такие как:технология А. 3. Зака «Развитие умственных способностей»;технология Т. Б. Никитина «Ступеньки творчества»;технология Кюизенера «Палочки Кюизенера»;технология Дьенеша «Логические блоки Дьенеша»;технология современного направления с использование математического моделирования Г. А. Репиной;технология моделирование листа Мебиуса;технология моделирование флексагонов;методика решения обратных задач с элементами моделирования Дусавицкого;методика А. Н. Зайцева «Стосчет»;элементы авторской программы В. А. Кайе «Соты Кайе».Одной из важнейших задач воспитания ребенка является формирование у него таких мыслительных умений и навыков, которые позволяют легко осваивать новое и способствуют успешному обучению в школе.Поэтому мною велась углубленная работа, создан опыт по теме «Использование технологий математического моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста».Математическое моделирование

это эвристически ориентированный процесс создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных абстракций.Актуальность проблемы качества дошкольного образования в России возрастает с каждым днём. Прежде всего, это связано с тем, что система дошкольного образования постепенно выходит из кризиса. Тепей перед дошкольными учреждениями не стоит вопрос «Быть или не быть приоритетными для них стали вопросы качества образования.Перед нами стоит непростая, нелёгкая задача построить свою заботу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но* обеспечивала сохранение самооценки, неповторимости дошкольного периода детства. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательнообразовательного процесса в детском саду.Математическое моделирование обеспечивает развитие ребёнка учитывает возможности информационных технологий, игровое освоение гармоничное слияние общественного и семейного воспитания в процессе организации детской деятельности.Цель:а)развивать личность ребенка, его мотивационную сферу, на основе ведущих видов деятельности, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.б)формировать высокую потребность в достижении успеха, что характеризует готовность ребенка к обучению в школе.Задачи:1.Проследитьлогику развития познавательных способностей детей в процессе математического моделирования.овладение навыками непосредственного замещение частей, схем,моделей реальными предметами;освоение действия по использованию готовых моделей;освоения действия по самостоятельному построению моделей ад схемам и конструированию новыхмоделей и схем.2.Формировать вариативное и образное мышления, фантазию воображение, творческие способности, приемы умственных действий гнализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии), уверения объема внимания и памяти, развития речи, умения обосновывать суждения, строить умозаключения.На первом этапе работы:изучила соответствующую литературу;составила план по самообразованию, где сформулированы основные задачи и пути их реализации;разработала перспективный план работы с детьми, в который включены мероприятия по математическому моделированию;составила план педагогического мастерства, который позволил в более качественно решать поставленные задачи в работе с детьми, педагогами, родителями;провела классификацию технологий математического моделирования;определила средства организации математического моделирования;рассмотрела логику развития познавательных способностей ребенка в процессе математического моделирования;сформулировала типы задач с использованием математического моделирования;определила основные технологические правила математического моделирования.Строить с детьми работу и интересно и разнообразно помогают картотеки:картотека методов и приемов;картотека логических задач и упражнений;картотека дидактических игр моделирующего характера;картотека творческих проявлений детей;картотека разработанных творческих занятий с использованием технологий математического моделирования.Для планомерной и методически выстроенной работы в кабинете математики дидактический процесс обеспечен по всем направлениям.В ДОУ создана необходимая развивающая среда, имеется кабинет математики, где находятся:рабочая стена для решения задач математического развития;электрическое табло со световым сигналом для выполнения заданий путешествийпо лабиринтам и моделированию;экспериметариум;уголок творческих проявлений детей, где представлены интересные работы;музей числа для обобщения знаний о числах;театр числа, где представлены костюмы для импровизаций, математических этюдов;модули;логическое дерево, которое может превращаться в экологическое, сенсорное, геометрическое и т.д.Разработан цикл занятий с использованием технологий математического моделирования, в содержании которых в равной степени решаются не только дидактические, но и развивающие задачи:творческое занятие с использованием технологии Кюизенера обыкновенные приключения необыкновенных палочек»;занятие с использованием технологии Мебиуса «Фокус с волшебным листом»;математическая сказка с использованием логических блоков Дьенеша «Гуси лебеди»;интеллектуальный математический праздник «Поможем карандашу найти радугу»;творческое занятие с элементами пространственной геометрий «Путешествие на геометрическую льдину»;Игровой тренинг с блокамиДьенеша «Смекалочка» и другие.Для углубленной работы создана система нагляднодидактическихсредств и методическое обеспечение к проведению математических занятий с использованием дидактических игр таких как: «Сложи квадрат»,«Сложи узор», «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша»,«Геоконт Воскобовича», «Геовизор»,«Математический планшет», «CотыКайе», «Пиктограммы», «Лабиринт», «Уникуб», «Пентамино», «Пифагор» и другие.Кроме этого в работе использую игровые комплексы: с палочкамиКюизера «На золотом крыльце...», «Дом с колокольчиком», «Волшебныедорожки»; с блокам Дьешена «Бабочка», «На даче», «Волшебный лес»с листом Мебиуса, который доказывает, что поверхность листа мода быть односторонняя; с флексагономи (гнущиеся многоугольники), в которых в отличие от оригами используется разрезы и склеивание, в основе лежат сенсорные эталоны; оригами искусство складывание из бумаги.Любое задание на смекалку несет всебе определенную умственную нагрузку и является общепризнанным средством развития логическойстороны интеллекта.Дидактическиеигры, игровыекомплексы, задания, упражнения имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти впереди совершенствоваться самостоятельно развивая память, внимание, пространственное воображение, мелкую моторику, терпение.В ходе моделирования выполняются логикоматематические действия по заданному алгоритму, совершенствуютсяумения контролироватьход решения игровой и учебной задачи, происходит освоение деть знакомых систем, схем, моделей. Это приводить ребенка к способности выделять простейшиезависимости и закономерности окружающих объектов, владеть действиями трансформации.Выбранное мною направление прошло через все формы работы:конкурсы, брейнринги, логическиетренажеры, занимательные минуткии т.д.Используя современные методы активизации познавательной деятельности детей, организую поисковотворческую деятельность, применяю проблемные ситуации, моделирование, вопросы, ориентирующие детейна выявление причинноследственных связей и зависимостей.В результате дети имеют возможность накапливать опыт познания посредством моделирования, исследования моделей в повседневной жизни.С помощью психологопедагогического мониторинга проанализировала развивающий эффект экспериментальных занятий, с учетом индивидуальных особенностей детей. Мониторинг проводила на основе рекомендаций Г. А. Репиной (где использовала «Рамки –вкладыши М. Монтессори» и игру «Сложи квадрат» Б. П. Никитина, что позволило мне наметить способы построение коррекционной работы.Анализ результативности комплексной работы поматематическому моделированию с детьми показал, что количество детей с низким уровнем в 2011 2012 году составило 18%, в 20122013 году 8%, в то время как число детей с высоким уровнем математического моделирования в 2012 2013 учебном году увеличилось на 8%, составило 36%, что подтверждает положительную динамику.Промежуточным этапом диагностики считаю проведенную мини олимпиаду, итоги которой показали, чтосистема средств и методов педагогического воздействия выбраны правильно.Созданы проекты: по познавательному направлению: «Иркутск в панораме веков», «Странники во времени». Разработана программа с усилением объема заданий развивающего характера, главной задачей,которой является выявление уровня и особенностей развития школьнозначимых функций (речь, моторика, зрительномоторные координации) у детей.Занятия в кружке «Маленькие умники» обеспечивают успех во всех видах деятельности, развивает любознательность, обеспечивает интерес к учебе.Свою работу строю в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами.Реализую принцип интеграции: математическое содержание педагоги включают на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, познавательному развитию, стимулируют его включение в игровую и предметную деятельность, используют при выполнении режимных моментов.Для педагогов предложены:Консультации:«Умственные способности результат мышления ребёнка».«Использование технологии А. Н. Зайцева «Стосчёт»».Ярмарка педагогических возможностей«Как научиться видеть и слышать одарённого ребёнка».Беседа за круглым столом с участниками творческой группы «Психологические предпосылки развития элементов пространственного мления, пути их формирования».Игровой тренинг «Флексагоны как средство логикоматематического развития детей».Проблемный семинар «Роль логических задач и упражнений в умственном и математическом развитии детей».Планируя задания по такой сложной и интересной теме нельзя добиться хорошего результата без тесного контакта с родителями, где использую нетрадиционные формы работы:Тематические палкипередвижки:«Развитие познавательных способностей детей при подготовке школе».«Ум на кончиках пальцев».«Умственные способности результат мышления ребенка».Игровой практикум «Как организовать игры детей с использованием занимательного математического материала».Игровое родительское собрание «Познай себя как родителя».Семинар «Билет в детство».Такая система работы облегчает социальную адаптацию детей к школе, способствует постепенному развитию произвольности их психических процессов, решает проблему постепенного вхождения каждого ребенка в учебную деятельность.Считаю, что достижение современного качества образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, обществе государства является главной задачей деятельности учреждений системы дошкольного образования на современном этапе. Актуальность данной проблемы значительно усиливается введением механизмов контроля, отслеживания и регулирования качества образования детей в дошкольных образовательных учрежденияхна основе разработки государственного образовательного стандарта дошкольного образования, массовой аттестации и аккредитации ДОУ.

Ссылки на источники1.Никитин Б.П.«Ступеньки творчества или развивающие игры». М., 1990г.2.Панова А.П.«Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша». Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.3.Репина Г.А.«Математическое развитие дошкольников. Современные направления». Смоленск, 1999г.4.Репина Г.А.«Технологии математического моделирования: дошкольниками». Смоленск, 1999г.

Skrebkova Tatiana Anatolievna,educator municipal budget preschool educational institution kindergarten №150, G. Irkutsk.Triniti_29@mail.ruThe use of technology mathematical modelling in work with children of preschool ageAnnotation.The article describes the experience of a tutor on the theme: «the Use of technology mathematical modelling in work with children of preschool age». The author has developed a series of classes; created a database of methods and techniques, puzzles, educational games simulating nature and others; proposed interesting forms of work with children, parents and teachers on the topic.Keywords:technology, mathematical modeling, the forms of works, didactic games.