Анализ современных подходов к повышению экономической эффективности работы автотранспортных предприятий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Кобиашвили Е. И. Анализ современных подходов к повышению экономической эффективности работы автотранспортных предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3476–3480. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54959.htm.
Аннотация. Статья посвящена различным способам повышения экономической эффективности работы автотранспортного предприятия путем реорганизации деятельности отдельных служб предприятия и применения разнообразных инструментов, подбор которых осуществляется на основе ключевых показателей эффективности. Основной задачей является увеличение валового дохода и чистой прибыли.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна Анатольевна,кандидат экономически наук, доцент кафедры «Организация перевозок иуправления на транспорте», Саратовскийгосударственный техническийуниверситет имени Гагарина Ю.А., г. СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Кобиашвили Егор Иванович,студент четвертогокурса специальности «Организация перевозок иуправления на транспорте», Саратовский государственный техническийуниверситет имени Гагарина Ю.А., г. Саратовegorkob@yandex.ru

Анализ современных подходов к повышениюэкономической эффективности работы автотранспортныхпредприятий

Аннотация. Статья посвященаразличным способамповышенияэкономической эффективности работы автотранспортного предприятия путем реорганизации деятельности отдельных служб предприятияи применению разнообразных инструментов, подбор которых осуществляется на основе ключевых показателей эффективности. Основной задачей является увеличение валового дохода и чистой прибыли.Ключевые слова:повышение эффективности работы транспортной компании, повышение прибыли, повышение стабильности работы автотранспортного предприятия, улучшение системы управления автотранспортом.

В настоящее время на фоне кризисных явлений в экономике страны проблема эффективности функционирования автотранспортного предприятия является очень актуальной. Изза непростых условий, сложившихся на рынке транспортных услуг, многие автотранспортные предприятия не могут функционировать достаточно эффективно. Целью любого предприятия, в том числе и автотранспортного, является эффективный поиск методов и способов повышения успешноэкономическогофункционированияпредприятия в условиях современного рынка.Главные критерии оценки эффективности работы автотранспортного предприятия, это своевременность и качествопредоставляемых заказчику услуг. [1]. Однако многие из нынесуществующих автотранспортных предприятийдо сих пор используют модель, которая была актуальна при плановой системе экономики. В условиях жестких рыночных отношений, такая модель становится неэффективной.Современные автотранспортные предприятия являются сложными системами, для обеспечения нормальной работы и развития которых, требуется комплексная оптимизация всех их процессов и характеристик.Именно этим объясняетсявсеобщий интерес к различным методам усовершенствования организационных структур автотранспортных предприятий.Одним из самых распространенных приемов для повышения эффективности перевозок является сокращение затрат.[2]Таким образом, для достижения 10%ного увеличения прибыльности предприятия, часто применяются сокращения зарплаты сотрудников на 10% и бюджетов различных служб на 10%. В итоге компания действительно получает краткосрочную выгоду и повышение некоторых показателей. Однако в долгосрочной перспективе подобные меры обычно приводят к серьезным убыткам. В разы возрастают простои собственного транспорта изза ухода из компании многих водителей и механиков. Вследствиечего, начинаются срывы сроков перевозок, что в свою очередь приводит к еще большим убытками потере репутации.В связи с чем, руководство любого предприятия должно пытаться найти методы, что бы избежать данных негативных последствий. Ключевое место в повышенииэкономическойэффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Это главныйинструмент привлечения новых клиентов и увеличения оборота компании. Если представить доход транспортного предприятия с одного километра или машиночаса, как 100%, а расходы на обеспечение перевозки как 80%, то основная цель будет заключаться не только в сокращении затрат до 70%, увеличивая таким образом прибыль с единицы транспортной работы до 30%, но и в увеличении объема самих перевозок.[3]Длядостижения максимальных результатов повышения эффективностивозможна реализация следующих мероприятий:1) Наладка достоверного первичного учета;2)Пересмотр норм расхода ГСМ и справочника расстояний;3) Разделение обязанностей логистической и эксплуатационной служб;4)Разработка многоуровневой системы KPI (ключевых показателей эффективности).Для большего понимания данной методики, необходимо болееподробно рассмотреть каждый из приведенныхпунктов.Наладка достоверного первичного учетавключает в себя следующее положение: при отсутствии эффективной учетной системы не имеет смысла начинать изменять отдельные службы компании: увидеть и проанализировать полученные результаты будет очень затруднительно. На рынке сейчас существуетмножество информационных систем, позволяющих:

Выписывать и обрабатывать путевые листы;

Вести помашинный учет затрат;

Правильно относить затраты ГСМ на машину при котловом методе списания;

Обеспечивать документооборот между внутренними службами предприятия;

Рассчитывать эксплуатационные показатели и т.п.При попытке внедрения подобных систем на уже функционирующее предприятие можно столкнуться с рядом проблем, таких как нежелание диспетчеров, водителей, механиков и снабженцев вести достоверный учет, так как это не только повышает требования к качеству их работы, но и сокращает возможности злоупотреблений. Однако преодолев эти трудности, можно получить резкое понижение затрат, и как следствие, повышение эффективности работы всей организации.Так же, вопросы о перерасходе шин и аккумуляторных батарей, отслеживании фактов установкизапчастей и наличии документов, сопровождающих внутреннюю деятельность служб, решаются сами собой.[4]Пересмотр норм расхода ГСМ и справочника расстояний.Зачастую именно в пересмотре норм расхода ГСМ кроется самая крупная возможность для экономии средств. Практически во всех развивающихся транспортных компаниях можно сократить расходы на 10%, просто обновив нормативы ГСМ и расстояний и наладив систему контроля их расхода. Однако нужно ответственно подойти к выбору системы контроля. Так, для более точного учета в наши дни широко используются датчики GPS. Они помогают выявитьреальныймаршрут,покоторомудвижетсякаждый автомобиль, следить задинамикойрасхода топлива, скоростью движения и другими показателями. На первый взгляд может показаться, что GPSдатчики комплексно решают очень многие каждодневные проблемы. Однако они обладают рядом недостатков. Вопервых, датчики, как и спидометры, просто вывести из строя. Вовторых, показатели, полученные таким образом, не могут являться основанием для изменения какихлибо первичных данных, указанных в путевых листах. А значит, даже при выявлении нарушений, нельзя наказывать водителей, основываясь лишь на данных, полученных с GPSдатчиков. Известен случай, когда группа водителей, обвиненная в сливе топлива и увеличении пробега в путевых листах, с помощью показаний GPSдатчиков, подала в суд на свое автотранспортное предприятие и выиграла дело. Заключение экспертов из судебного постановления звучало так: «Прокурорской проверкой установлено, что приобретенные компанией навигаторы могут использоваться для контроля состояния автотранспорта и его местонахождения. Однако они не являются безусловным основанием для расчета точного пробега автомобилей, определения фактических затрат на топливо и, соответственно, для привлечения водителей к материальной ответственности за его перерасход. Показания навигаторов могут учитываться в каждом конкретном случае лишь в комплексе с иными доказательствами»[5].Разделение обязанностей логистической и эксплуатационной службНа любом автотранспортном предприятии должно существовать четкое разделение обязанностей между двумя основными службами: логистической и эксплуатационной. При определении данныхобязанностей необходимо четкое разграничение их задач, так в задачилогистической службывходят:

получение заявок от клиентов;

составление наиболее эффективного маршрута;

согласование времени погрузки/разгрузки;

согласование времени доставки;

составление четких заданий и передача их в эксплуатационную службу;

контроль качества выполнения поставленных задач в процессе перевозки;

осуществление поиска и согласование условий аренды транспорта, при недостатке имеющегося парка. Задачи эксплуатационной службы:

выполнение перевозки в заданные сроки;

выполнение перевозки на исправном транспорте;

выполнение перевозки с заданным уровнем эксплуатационных затрат;

гарантирование сохранности груза;

своевременная подачаавтомобиля на погрузку/разгрузку;

обеспечение опрятности водителей и корректного общения с клиентом.Прежде всего, правильная организация логистической службы позволяет повысить организационноэкономическую устойчивость автотранспортного предприятия. Такой процесс тесно связан с интегральным эффектом логистического менеджмента, который позволяет успешнообъединить усилия управляющего персонала автотранспортного предприятия, структурных подразделений и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими (информационными, сервисными, финансовыми) потоками в полной логистической цепи.Методылогистики всегда направлены на получение оптимальных решений, сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, управление заказами и запасами. Качественная работы логистической службы, прежде всего, определяется такими показателями, каквремя выполнения логистических циклов, то есть применения концепцииJIT

"точно в срок", а так жекачествомпотребительского сервиса. Обеспечениеорганизационноэкономической устойчивостиавтотранспортного предприятия должно реализовыватьсямежфункциональным и межорганизационным логистическим менеджментом, который позволяетустранить конфликты между эксплуатационной и логистической службой предприятия.

Крайне распространенной ошибкой является подчинение двух этих служб одному руководителю.Например, в автотранспортных компаниях обоими службами зачастую руководитначальник службы эксплуатации, а на предприятиях, все обязанности по обеспечению бесперебойной работы этих служб, отданы в руки начальнику автотранспортного подразделения, что пагубно влияет на функционирование обеих служб.[6]Кроме того, служба эксплуатации, в первую очередь, исполнительная структура.Кроме уже имеющихся нормативов, нужно разработать свод регламентов и обязать всех работников выполнять их. Таким образом, долю самостоятельно принимаемых решений в службе эксплуатации нужно свести к минимуму,а большая часть действий должна выполняться строго в соответствии с регламентами.Это позволит каждой категории сотрудников сфокусироваться на своих обязанностях и распределить ответственность между службами.Разработка многоуровневой системы KPIKPI (англ. Key Performance Indicators) ‬ключевые показатели эффективности. Это один из основных инструментов для контроля и принятия решений на каждом уровне предприятия. Самый верхний уровень предназначен для директора компании. На этом уровне собраны показатели, позволяющие здраво оценить деятельность каждой из служб и компании в целом на текущий момент, а также дающие основу для принятия различных управленческих решений.Такими показателями являются:

прибыль по конкретным направлениям перевозок;

доля простоя машин;

среднее время с момента получения заказа до заключения договора;

количество заявок, выполненных в срок.Подобный набор показателей должен применяться на каждом из уровней предприятия. Это позволяет руководителям следить за изменениями вкаждой из служб и вносить коррективы в их деятельность. Всего существует около 30 показателей, позволяющих оценивать эффективность работы компании, транспорта, персонала и т.д. Важно правильно выбрать те восемьдесять из них, что будут наиболее точно и полно отражать ситуацию. К примеру, на операционном уровне такими показателями являются:

показатели прибыльности по каждой транспортной единице;

процент загрузки транспорта;

коэффициент технической готовности и пр.В заключении, нужно отметить, что приведенные выше инструменты и методики повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия не являются единственными. Существует еще ряд приемов, комплексное применение которых может повлиять на экономическую целесообразность перевозок. Например, пересмотр маркетинговой и сбытовой стратегии для смещения акцента в сторону стабильных контрактов с большими объемами. Проведение реорганизации коммерческой и экспедиторской службы, ремонтной зоны, для обеспечениявозможности внедрения новых процессов управления автопарком.Выделение функциональных бизнеспроцессов в соответствии с направлениями перевозок и отдельными крупными проектами.В результате применения данных методов можно добиться роста доходов и маржинальности, стабилизации отношений с постоянными крупными заказчиками, снизить долю разовых и спотовыхперевозок, повысив при этом долю стабильных контрактов с большими объемами.Спотовые перевозки (от англ. финансового термина spot, означающего условия расчетов, при которых оплата и поставка осуществляются немедленно) ‬международные и внутренние перевозки, которые совершаются без предварительного заказа, может быть, даже день в день. Стоимость таких перевозок обычно на 20‬50% выше рыночных ставок. Основной принцип работы: при небольших пробегах транспорта перевозчик стремится получить с клиента за транспортную услугу как можно большую плату. Такой бизнес не ориентирован на долгосрочное партнерство и может привести к потере клиента, так же отказаться от неприбыльных направлений, с высоким уровнем простоя транспорта на таможенных постах и жесткойконкуренцией.

Cноски1.Юрий Законников «Перерасход топлива по автонавигатору» URL: http://www.interfax.by/mosaic/1113919

[Дата обращения 15.03.2014] 2.Андрей Максимов «Как повысить эффективность транспортного предприятия» URL: http://www.gd.ru/articles/view/id/2856kakpovysiteffektivnosttransportnogopredpriyatiya/

[Дата обращения 19.03.2014]

Ссылки на источники1.Басков В.Н., Гусев С.А. Интеллектуализация процесса принятия решений. / Научное обозрение. ‬2011, № 5. С. 121124.2.Гусев, С.А., Взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности автотранспортных услуг/ С.А. Гусев, Д.А.Красникова, А.Е. Добрыднев // Вестник Саратовского государственного технического университета. ‬2004. ‬Т. 4. № 1. ‬С. 124129.3.Красникова, Д.А. Логистические принципы организации пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками: автореф. Дис. … канд. Экон. Наук: 08.00.05./ Красникова Дарья Андреевна.‬Саратов, 2005. ‬20 с.4.Басков В.Н., Гусев С.А., Золотушкина Ж.А. Оценка резервов повышения качества работы транспортного комплекса города. /Вестник Тихоокеанского государственного университета. ‬2013, № 1. С. 077082.

Evseeva Anna A.PhD, Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management",Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, SaratovAnnaevseeva@mail.ruKobiashvili Yegor I.Fourthyear student majoring "Organization of Transportation and Transport Management",Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratovegorkob@yandex.ruAbstract.Article is aboutincreasing the economic efficiency of the transport companyby reorganizing the activities of services use a variety of tools, the selection of which is based on key performance indicators. The main objective is to increase thegross income and net income.Keywords:increase the efficiency of the transport company, increase profits, increase thestability of the motor company,how toimprove the management system vehicles.