Экономическая особенность доставки грузов автомобильным транспортом при использовании лизинговых операций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Комаров А. Д. Экономическая особенность доставки грузов автомобильным транспортом при использовании лизинговых операций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3576–3580. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54979.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям доставки грузов при помощи грузового автомобильного транспорта в России. На развитие данной отрасли большое влияние оказывают территориальные и экономические особенности нашей страны. Дороговизна грузовых транспортных средств делает их покупку довольно проблематичной для предприятий, а также повышает стоимость перевозок. Решением этой проблемы является лизинговая система, которая частично рассматривается в данной статье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна Анатольевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок иуправления на транспорте», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовскогогосударственного техническогоуниверситета имени Гагарина Ю.А.», г. СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Комаров Артём Дмитриевич,Студентпятого курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовскогогосударственного техническогоуниверситета имени Гагарина Ю.А.», г. Саратовtemakmaroff@mail.ru

Экономическая особенность доставки грузовавтомобильным транспортом при использовании лизинговых операций

Аннотация.Статья посвящена особенностям доставки грузов при помощи грузового автомобильного транспорта в России. На развитие данной отрасли большое влияние оказывают территориальные и экономическиеособенности нашей страны. Дороговизна грузовых транспортных средств делает их покупку довольно проблематичной для предприятий, а также повышает стоимость перевозок. Решением этой проблемы является лизинговая система, которая частично рассматривается в данной статье.Ключевые слова: грузовой автомобильный транспорт, организация доставки груза, транспортировка груза, система лизинга грузовых автомобилей.

Огромный потенциал вкладывается в развитие автомобильного транспорта, как в вид деятельности в промышленных отраслях и отраслях народного хозяйства, закладывая предпосылки к развитию данного вида перевозок. Своеобразность местности, на которой находятся грузоотправитель или грузополучатель, зачастую не позволяет пользоваться иными видами транспорта, кроме автомобильного. Таким образом, формируется тенденция использования грузового подвижного состава с начала перевозки и до её завершения. Не всегда, конечно, основным транспортом выступает автомобильный, но то, что он принимает участие в транспортировке товара в той или иной степени, неоспоримо.[1] Порезультатам грузооборота, выполненными всеми видами транспорта, для более наглядного представления, была построена диаграмма распределения структуры перевозок за 2013 год, представленная на рисунке 1. Широкая наземная территория, удаленность производственных центров от сырьевых баз, своеобразный ландшафти многое другое, делает широко востребованным грузовой автомобильный транспорт на территории Российской Федерации.Организация своевременной и постоянной доставки груза является залогом успешной работы промышленных и сельскохозяйственных отраслей. Скорость оборачиваемости оборотных средств в стране зависит от скорости, с которой осуществляется доставка грузов. Это требует отпоставщика перевозочных услуг грамотного и эффективного предоставления своего товара на современный рынок в условиях жесткой конкуренции.



Рисунок 1 ‬Диаграмма структуры среднегодовых перевозок в Россиив 2013 году

Транспортировка груза увеличиваетзатраты на производство во всех отрасляхи компании ищут автотранспортные фирмы, которые позволят им снизить расходы на перевозку груза без потери качества. Но и эффективное функционирование самого автотранспортного предприятия зависит от снижения себестоимости грузоперевозок, увеличивая доход фирмы.Рынок растёт и развивается и значительную часть его занимают услуги грузоперевозок, как возможность транспортировки груза любой степени сложности в быстрые сроки от отправителя к получателю. При небольших партиях груза автоперевозка, даже на большие расстояния, экономически целесообразней, чем использование железнодорожных путей. Уменьшается стоимость перевозки и время для погрузки и разгрузки груза. Рынок диктует условия в необходимости малотоннажного и крупнотоннажного автотранспорта.Влогистических фирмах, это позволяет перевозить груз любого типа и объема.[2]Ссылаясь на ст. 784 Гражданского кодекса РФ, перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу (получателю), а отправитель уплатить за перевозку установленную плату.Договор транспортной экспедиции также может служить для организации грузовой перевозки:экспедитор за вознаграждение обязуется по договору выполнить экспедиционные услуги, прописанные в договоре, или организовать их выполнение.Роль автотранспортных фирм увеличивается, но вот обновление подвижного состава не происходит с необходимыми темпами. По данным Росстата, в грузовом автопарке только 7 % автомобилей имеют срок службы до 5 лет, 48 % грузовыхавтомобилей имеют срок службыболее 10 лет.Данные по годам службы транспортных средств представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 ‬Диаграмма распределения подвижного состава по годам выпуска

Данный фактор приводит к низким значениям техникоэксплуатационныхпоказателейработыподвижного состава, что не позволяет в полной мере обеспечить эффективную и выгодную перевозку.Одним из методов обновления автопарка для предприятий и логистических фирм является система лизинга для грузовых автомобилей, алгоритм которого может быть представлен в качестверисунка 3 и рисунка 4.

Рисунок 3Схема финансового лизинга 1

Использование финансового лизингапозволило бы закупать новый подвижной состав на выгодных условиях для различных предприятий. Но реально действующих лизинговых схем, выгодных для потребителя, на сегодняшний день практически не имеется на рынке России. Основные моменты, на которые необходимообратить внимание при заключении договора лизинга:срок договора;размер выплат по договору лизинга;возможность отсрочки лизинговых платежей;условия страхования автотранспорта.



Рисунок 4 Схема финансового лизинга 2

За рубежомиспользование автолизинга на рынке транспортных услугэто очень популярная и выгодная сфера рынка. Автомобили в лизинг могут приобретатьсякак юридическимилицами, так и частнымипредпринимателями.(рисунок 5)Для развитых стран характерны свои формы лизинга, пусть и несильно, но отличающиеся от лизинговых условий соседей. Это своего рода финансовая аренда автомобиля с гибкими и удобными условиями выплат. В странах Европы и США после окончания срока выплат, это примерно 23 года, предприниматель может вернуть транспортное средство и взять новое, не выплачивая полную его стоимость, либо выкупить автомобиль в своё полное владение по остаточной стоимости или по арендным платежам.

Рисунок 5

Данные по лизинговым операциям

Аренда автомобиля без выкупа называется оперативным лизингом, широко распространенна данная услуга на западе. Это характерно тем, что лизинговые платежи не покрывают весь срок договора и стоимости имущества. И лизингодатель сдает свое имущество в аренду несколько раз, дабы его затраты окупили себя и принесли прибыль. Но в нашей стране практика по оперативному лизингу практически не ведется, заключаемые договора подразумевают полную выплату за автомобиль. Такими действиями банки хотят оградить себя от возможных рисков на невостребованность транспортного средства для повторной аренды без покрытия себестоимости.(Рисунок 6)

Рисунок 6 ‬Диаграмма малых компаний в авто лизинге в европейских странах

В России грузовые транспортные средства в лизинг приобретают в основном юридические фирмы. Покупка подвижного состава дорогостоящая операция для любой компании. Лизинг ‬возможность облегчить бремя выплат. Также это даёт возможность быстрее и проще обновлять автопарк. Предпринимателей привлекает возможность сэкономить на налоговых сборах, так как финансовая аренда даёт данную возможность. Это способствует более удобному и выгодному развитию бизнеса в сфере грузовых перевозок. Большинство компаний включают лизинг грузовойавтотранспорт в перечень своих услуг. Так же встречаются фирмы,занимающиеся финансированием сделок,связанных с лизингом грузовых автомобилей с пробегом, но одним из условий таких операций является возраст транспортного средства, он не должен превышать 35 лет.[3]В Саратове появляется всёбольше компаний,предоставляющих услуги автолизинга. Своюдолю саратовского рынка имеют: Europlan, «ЛизингТрейд», «Развитие», «ЭкспрессВолгаЛизинг», «ВЭБлизинг» и др.

Один из лидеров автолизинга России, компания Europlan, в 2011 году заключилакрупную сделку с ЗАО «Саратовский завод стройматериалов». Данныйзавод один из старейших в регионе, он был образован в 1976 году, и объёмы его производства идут на увеличение. ЗАО «Саратовский завод стройматериалов» занимается производством различных видов строительных материалов от облицовочного силикатного кирпича доячеистого бетона. Данный завод был отмечен в ряду 100 лучших предприятий России.[4]По лизинговому договору завод получил гусеничный гидравлический экскаватор KOBELCO и представительный внедорожник MercedesBenzна общую сумму сделки 5 млн. рублей.Лизингв нашей стране и в области находится ещёв развивающемся состоянии. Но уровни роста заметны. Заключаются крупные договора ведущими компаниямии договора для успешного развития бизнеса более мелкими предпринимателями. Условия предоставления автолизинга стремятся к западным показателям, делая данную услугу более удобной и доступной для потребителя. Будем надеяться, что темпы не будут потеряны, и в скором времени наш опыт будет перениматься зарубежными коллегами.

Ссылки на источники1.Гусев, С.А., Взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности автотранспортных услуг / С.А. Гусев, Д.А.Красникова, А.Е. Добрыднев // Вестник Саратовского государственного технического университета. ‬2004. ‬Т. 4. № 1. ‬С. 124129.2.Басков В.Н., Гусев С.А. Интеллектуализация процесса принятия решений. / Научное обозрение. ‬2011, № 5. С. 121124.3.Красникова, Д.А. Логистические принципы организации пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками: дис. … канд. Экон. Наук:08.00.05./Красникова Дарья Андреевна. ‬Саратов, 2005. ‬160 с.4.Попова И.М., Муравьева Н.А., Попова Е.А. Анализ моделей оценки состояния транспортных потоков ‬Наука: 21 век, журнал №1 (3), 2013 (транспорт и машиностроение)

Evseeva Anna A.PhD,Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named afterYuriGagarin, SaratovAnnaevseeva@mail.ruKomarov Artem D.

Fifthyear studentmajoring"Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named afterYuriGagarin, Saratovtemakmaroff@mail.ruAnnotation.Article is dedicated to the peculiarities delivering freight by means of trucks in Russia. Territorial and economic characteristics of our country have a great influence on the development of this industry. Expensiveness of commercial vehicles makes them purchase quite problematic for companies, as well as increases the cost of transportation. Solutionto this problem is a leasing system, which is partially covered in this article.Keywords: road freight transport, organization of cargo delivery, cargo transportation, truck leasing system.