Коммуникативная депривация как фактор нарушений социальной адаптации умственно отсталых детей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Севрюкова Ю. А. Коммуникативная депривация как фактор нарушений социальной адаптации умственно отсталых детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3591–3595. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54982.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме ограничения общения умственно отсталых детей в социуме.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Севрюкова Юлия Александровна,учитель начальных классов МКС(К)ОУ С(К)ОШ №107, г.Новосибирск,ybrakk@yandex.ru

Коммуникативная депривация как фактор нарушений социальной адаптации умственно отсталых детей

Аннотация.Статья посвящена проблеме ограничения общения умственно отсталых детей в социуме. Ключевые слова:депривация, социальная адаптация, умственно отсталый ребенок.

Депривация [от лат. Deprivatio–потеря. лишение] –психическое состояние, возникшее в результате жизнедеятельности человека в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненного важных его потребностей. Одной из таких жизненного важныхпотребностейдля умственноотсталых школьников является социальная адаптация.«Стимулирующую развитие ребенка среду создают заботящиеся о нем взрослые. Особенности межличностныхотношений между детьми и теми, кто их воспитывает, оказываютрешающее влияние на психическоеразвитиедетей»[1]

Исследованиями депривационных феноменов человечество активно занялось в 40х годах прошлого столетия.Причиной послужил интерес к тому, каким образом отреагирует человеческий организм на лишение общения, например, при длительных перелетах в космическом пространстве,такие изменения в психическомздоровьечеловека могут вызвать длительное голодание или лишение на длительное время сенсорных раздражителей. Таким образом интерес к такому явлению, как депривация, вызван был, в первую очередь, бурным развитиемтехнического прогресса, представившего человеку новые возможности, но вместе с тем предъявившего к нему особые требования и создавшегоэкстремальные условиясуществования: освоения космоса, длительноеавтономное подводное плавание, управлениесверхзвуковыми летательными аппаратами,многомесячное пребывание на полярных станциях и др. Эти совершенно нетипичные для повседневной жизни условия тем не менее дали уникальный шанс изучения потенциальных возможностейчеловеческой психики.

В настоящее времясоциальноэкономическая ситуация диктует иной интерес к проблеме депривации:особую значимостьприобретаютвопросы, связанные с социальной адаптацией человека вообще и детей с нарушениями в развитии в частности. Особенно важным является фактор социальной компетенции детей с особыми образовательнымипотребностями.

В процессесвоего развития во взаимодействии с социумом, которое происходит в рамках социализации, человек проявляет свое отношение к окружающему, черты характера, качества личности.

Для того чтобы процесс проявления ребенком с нарушением интеллекта себя субъектом общенияпротекал нормально, необходимо соблюдение ряда внешних условий и внутренних предпосылок.

Основой внутренних предпосылок становления умственно отсталого ребенка субъектом общения является желание общаться.

Рядом же внешнихусловий являются:

наличие объекта общения;

наличие у объекта общения желание общаться;

наличие у умственно отсталого ребенка коммуникативных навыков, соответствующих представлениям социума.

Вот здесь и вступает в свою роль коммуникативная депривация, как причина и как следствие нарушений социальной адаптации умственно отсталого ребенка.

Проблемы речевой коммуникации детей с нарушениями интеллекта рассматриваются на основе понимания речевой коммуникации как процесса организации социального взаимодействия с помощью речевых средств. Социальная природа речевой коммуникации обусловлена коммуникативной функцией речи.Формирование коммуникативной компетенции детей с умственной отсталостью способствует полноценному речевому общению и их социальной адаптации. Коммуникативная компетенция является базисной характеристикой языковой личности. Она включает в себя владение языком (фонетическими, лексическими, грамматическими средствами), способность к построению связного высказывания (текста) и умение поддерживать речевое взаимодействие с партнерами (интеракция диалога). При этом диалог рассматривается как вид общения, которое предполагает обмен интеллектуальной информацией, эмоциональную сонастроенность партнеров («диалогические отношения»), и их практическое взаимодействие.

В случае отсутствия отклонений в психофизическом развитии, ребенок способен вполне самостоятельно включаться в коммуникативное взаимодействие с социумом, нарабатывая,таким образом стереотипы поведения в той или иной ситуации. Порой даже небольшой помощи взрослого достаточно, чтобы стимулировать процесс общения у детей.

Качественно поиному складывается коммуникативное взаимодействие с социумом у детей с умственной отсталостью. Имеющийся первичный дефект –нарушение познавательной сферы, контролирующих и регулирующих функций –приводит к тому, чторебенок неможет принять на себясоциальныенормы,выполнять социальные требования.Несмотряна даже активную помощь взрослого, стереотипыповедения в коммуникации удетей интересующейнас категории формируются длительно, с большим трудом.Аесли помощьвзрослого не активна?

В ходе изучения проблем в воспитании детей с нарушениями интеллекта исследователями выявлена следующая закономерность: нарушения познавательной сферы в первую очередь проявляются в виде речевого недоразвития. И, таким образом, ребенокизначально не проявляет в достаточной мере речевой активности(первичная коммуникативная депривация), взрослые же, в свою очередь, не стимулируют речевую активность ребенка, реагируя на его жестовые и мимические выражения какихто требований(вторичная коммуникативная депривация).

Здесь нельзя не упомянуть также и о нарушениях у умственно отсталых детей контроля за поведением и эмоциями. Неспособность адекватноэмоционально восприниматьвнешние раздражители провоцируют у детей с нарушениями интеллекта спонтанные реакции на изменившуюся ситуацию, что, зачастую, вызывает отторжение и у взрослых и у сверстников. Таким образом, вторичные проявления коммуникативной депривации усугубляют уходом от общения его объектов.

Для того, чтобыне допустить формирования вторичных проявлений коммуникативной депривации,следует разобраться в том, что может послужить отправной точкойдля их формирования.

И здесьнельзяобойти вниманием ранее и дошкольное детство детей с нарушением интеллекта.

Чаще всего раннеедетство подобныхдетей протекает в замкнутом семейном кругу,ограниченном контактами с ближайшимиродственниками,что патологическисказывается на характере психическогоразвитияребенка,лишенного общения со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.Следует такжеотметить нередкие ситуации эмоциональнойдепривации, вызванные личностной реакцией родителей на факт обнаруженных у ребенка отклонений. Первоначально гнев, а затем отчаяние, безнадежность, бессилие могут сопровождаться эмоциональным отвержением ребенка со стороны оного или сразу двух родителей. Ребенок воспринимается какисточник незаслуженныхстраданий, а потому внутренне не принимается. Отвержение может быть как неосознаваемым, так и тщательно скрываемым.И в том и в в другом случае ребенок становится лишь объектом ухода, но не любви и воспитания. Эмоциональная черствостьродителей представляет собой дополнительный негативный фактор, усугубляющий и без того сложную ситуациюразвития детской психики. Родители зачастую оказываются беспомощнымив сложившейся ситуации, замыкаются в себе, стараются как можно реже выходить с ребенком на улицу, а еслигуляют, то подальше от сверстников и их родителей, так как боятся связанныхс особым вниманием к их ребенку новых переживаний. Родители оказываются во внутреннем (психологическом) и внешнем (социальном) тупике и тоже начинают испытывать явления коммуникативной депривации. Ноэто ещене все.

Крайне редко, но всетаки небольшая часть детей с нарушениями интеллекта оказывается институциализированными, т.е. посещают детскиедошкольные учреждения. И так как в настоящее время специалистовдефектологов в системе дошкольного образования практически нет, а точнее, не предусмотрено,опредеделяется новая проблема, которая «состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к детям с ограниченными возможностями: они не так быстро усваиваютпрограммный материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием бывает изолировать, избавится то них, направив в какоелибоспециализированное учреждение»[2]

Исследователи отмечают, что чем раньше возникла коммуникативная депривация, тем тяжелее ее последствия, а, следовательно, более трудозатратным и менее эффективным оказывается процесс психокоррекции ее проявлений.

Последствия жедепривации могутпроявляются напсихологическом, социальном и соматическом уровнях.

И на психологическом –это нарушениеразвития эмоционально –волевой сферы в сочетании с недоразвитием речи и, в частности, ее экспрессивной стороны.

На социальном –нарушение всех форм коммуникации, нарушения социальной адаптации.

На соматическом –«вторичные»невротические расстройства в виде тиков,заикания,энуреза.

В свою очередь все эти проявления усугубляют социальную дезадаптированность умственно отсталого ребенка.

К сожалению, именно с таким«багажом» последствий коммуникативной депривации умственно отсталый ребенокприходит в школу. И эта школа –специальная (коррекционная) школа VIIIвида. В специальной школе ребенок с нарушениями интеллектуального развития встречает таких же как и он коммуникативно депривированных сверстников, его родители знакомятся с такими же, как и они сами беспомощными, отчаявшимися родителями других умственно отсталых детей.

Недоразвитие средств коммуникации не всегда компенсируется в младшей школе. С переходом в пятый класс меняются педагогические условия, и ребенок лишается поддержки, оказываемой ему ранее, поскольку логопедическая помощь распространяется лишь на учащихся 14 классов. Кроме того, процесс адаптации школьника к условиям обучения в пятом классе характеризуется возникновением трудностей в общении с взрослыми и со сверстниками, чтовызывает в некоторых случаях речевой негативизм, следовательно,неблагоприятносказывается на формировании коммуникативных умений. Проблема созданияпедагогическихусловий развития коммуникативных умений учащихся 45 классов, воспитывающихся в условиях депривации, требует глубокого и всестороннегоизучения.

«Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. От исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирования его личности в целом, зависитстепеньего дефективности и нормальности. Сама по себеслепота, глухота, и другие частные дефекты не делают еще своего носителя дефективным. Замещение и компенсацияфункций не только имеют место, не только достигают иногда огромных размеров, создавая из дефектов таланты, и непременно,как закон, возникают в видестремлений и тенденций там, где есть дефект». [3]

Это высказывание Л.С.Выготского позволяетсделать вывод о том, что несмотря на все предпосылки разрастаниямодальнонеспецифических проявлений дефекта при умственной отсталости, потенциал умственно отсталого ребенка достаточно высок. Следует только вовремя оказать квалифицированную помощь его родителям, научить их взаимодействовать с ребенком, не боятся стимулировать общение его со сверстниками и взрослыми, активно заниматься коррекционной работой под руководством специалиста.

С каждым годомвсе актуальнеезвучит тема о насущной потребности родителей детей с отклонениями в развитии в оказании им психокоррекционной помощи. В связи с этим специалистами подчеркивается необходимость включения родителей умственно отсталых детей в коррекционновоспитательный процесс их детей, разрабатываются приемы и методы психокоррекционной помощи. Считается,что критериями готовности родителей к коррекционноориентированному воспитанию детей с нарушением интеллекта являются:педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку.

Проблема профилактики коммуникативной депривации в развитии проблемныхдетей чрезвычайно актуальна как в практическом, так и в теоретическом отношении.

Ссылки на источники1.Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка [Текст] / И.А. Фурманов. –М., 20042.Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениямив развитии [Текст] / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. –М., 2003.3.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями т отклонениями психического развития [Текст] / В.М.Астапов,В.М.Микадзе. –СПб., 2008.

Sevrukova Yuliya Aleksandrovna,the teacher of initial classes ISS(K)OS(K)SCHOOL №107, Novosibirskybrakk@yandex.ruCommunicative deprivation as a factor in violations of social adaptation of children with mental defectives.Annotation.The article is devoted to the problem of limited communication mentally disabled children in society.

Keywords:deprivation, social adaptation, the mentally retarded child.