Факторы повышения инвестиционной привлекательности регионов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лосева О. В., Финогеев Д. Г. Факторы повышения инвестиционной привлекательности регионов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3626–3630. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54989.htm.
Аннотация. В статье рассматривается рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности регионов, которая включает в себя оценку инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Исследуется влияние отдельных видов потенциала, в том числе инновационного, на инвестиционную привлекательность регионов. Обосновывается необходимость развития производственно-интеллектуального потенциала дотационных регионов, и приводятся соответствующие меры, принятые правительством Пензенской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лосева Ольга Владиславовна,доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики и финансов ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г.Пензаlov191171@yandex.ru

Финогеев Денис Германовичкандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г.Пензаdenis200972@mail.ru

Факторыповышенияинвестиционной привлекательностидотационных регионов

Аннотация. В статьерассматривается рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности регионов, которая включает в себя оценку инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Исследуется влияние отдельных видов потенциала, в том числе, инновационного на инвестиционную привлекательность регионов. Обосновывается необходимостьразвития производственноинтеллектуального потенциала дотационных регионов, и приводятся соответствующие меры, принятые Правительством Пензенской области.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инновации

В дотационныхрегионахособое вниманиев сфере взаимодействия предприятий с бюджетной системой должно уделяться не фискальнымфункциямуправления, а мероприятиям, связанным с повышениеминвестиционной привлекательности территорий. Именно через инвестиции правительство таких регионов может увеличить приток финансовых ресурсов, что,в конечном счете,приведет к росту налоговой базы и региональныхбюджетов.В этой связи оценка инвестиционнойпривлекательностирегионови выявление факторов, способствующих ее повышению,является актуальной задачей.В данной статье рассмотрим указанную проблему на примере Пензенской области, которая также относится к дотационным регионам.Рейтинговая оценкаинвестиционной привлекательности субъектов РФ базируется на официальных данных Росстата и федеральных ведомств, например, Министерства экономического развития РФ. Кроме того, свои независимые оценки проводят экспертные агентства, в частности, нами была изучена методика, применяемая Российскимагентством«Эксперт РА»[1].Согласно данной методике инвестиционная привлекательность регионовоценивается по двумпараметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первый представляет собой рейтинговую оценку долирегионана общероссийском рынке, второй –

оценку масштабов значимых для инвесторатех или иных проблем в регионе.Суммарный инвестиционный потенциал оценивается через потенциал в девяти сферах –трудовой, финансовой,производственной, потребительской, институциональной, инфраструктурной, ресурсной, туристическойи инновационной.Интегральный риск формируется из управленческого, финансового, экономического, социального, экологического и криминальногорисков. Вклад отдельных составляющих в совокупный рейтинг оценивается на основе анкетирования экспертов, потенциальных инвесторов, а также представителей банковского сообщества.Пензенская область согласно данным агентства «Эксперт РА» в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов располагается в группе 3B1, которая характеризуется умеренным риском (46е место в стране), но низкиминвестиционным потенциалом (52е место в РФ), особенно в природноресурсной и производственной сферах (рис.1).

Рисунок 1 –Распределение частный видов инвестиционного потенциала Пензенской области, 2011 г.Многие предприятия машиностроительной индустрии, чья продукция была востребована до перестройки, сегодня находятся в глубокой депрессии, что обуславливает пониженный уровень доходов населения. Значительна занятость трудовых ресурсов в неформальном секторе экономики, преимущественно в сельском хозяйстве. В Пензенской области, как и в целом по стране, наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация –значительное старение населения, его естественная убыль. Вместе с тем, для развития сельского хозяйства область имеет благоприятные климатические условия. Это способствуетактивизацииразвитияагробизнеса в регионеи на этой почве ростуинвестиционных вложений, которыйв перспективе может привести к увеличениюдоходов населения. Однако это, пожалуй, единственное достоинство области с точки зрения инвестиционной привлекательности. Размерсреднедушевогоденежногодохода в Пензенскойобласти в 2012 году составил 18,7 тысяч рублей (53е место в России). Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 15,5% по сравнению с 12,6% в среднем по России. Уровень безработицы в регионе сопоставим со среднероссийским и составляет 6,6%, однакоимеет застойный характер: свыше 35% безработных занимаются поиском работы более года (это 65е место в стране). Безработица распространенана западе области в периферийных аграрных районах, а также в малых городах, где почти нет альтернативыдля трудоустройства. По значению ВРП на душу населения, которое более чем в два раза ниже среднероссийского уровня,Пензенская область занимает последнее место вПриволжскомфедеральномокруге.Что касается рейтингов инвестиционных рисков, то как видно из рисунка 2 наиболее проблемными для области являются управленческий и экономическийриски. Самые низкие значения рейтингов имеют криминальнаяи экологическаясоставляющие инвестиционного риска(рис. 2).

Рисунок 2 –Распределение частных видов инвестиционных рисков в Пензенской области, 2011 г.

ЭкономическоеотставаниеПензенской области во многом обосновано специализациейна отраслях внутреннего спроса, которые значительно пострадали во время кризиса 90х годов. В 2010 годуобъем обрабатывающих производств в Пензенскойобласти составлял 80,3 млрд. рублей, т.е. 17,6% в структуре ВРП занимала (50е место в России).Объем инвестиций в основной капитал за последние пять лет составил 211,4 млрд рублей (в ценах текущего года) –48е место среди субъектов РФ. Наибольшая инвестиционная активность в регионе пришлась на 2006 и 2007годы и сейчас продолжает снижаться.В связи с этим Правительство Пензенской области принимает меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, на обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, информации, финансовых средств. Создаютсяэлектронные базы данных, материалы которых используются для формирования каталогов инвестиционных возможностей, профилей инвестиционных площадок.

Дляповышения эффективности взаимодействия предприятий с бюджетной системой по вопросам привлечения инвестиций, оформленияи продвиженияинвестиционных проектов в различных инстанциях,каждому значимомубизнеспроекту, реализуемомуна территории региона, выдаетсяПатронажный Сертификат Губернатора, гарантирующий:предоставление права юридическим и физическим лицам на первоочередное прохождение соответствующих согласующих инстанций в государственных органах исполнительной власти и 50процентной скидки при оплате услуг за разработку, экспертизу и продвижение инвестиционного проекта;сохранение стартовыхэкономических условий на всевремя внедрения проекта;введениеускоренной амортизации на оборудование, использование которого предусмотрено инвестиционным проектом.Помимо этого предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории Пензенской области, устанавливаются следующие налоговые льготы и преференции [2]:освобождение от уплаты транспортного налогадля организаций, осуществляющих ввод, реконструкцию и (или) модернизацию объектов федеральной собственности, находящихсяна праве хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Пензенской области,установлена льготная ставка налога на имущество 1,7%.для малых предприятий установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащегозачислению в бюджет Пензенской области–до13,5%предоставление инвестиционногоналоговогокредитаорганизациям,соответствующим требованиям,определенным налоговым кодексом РФ.Другим важным аспектом взаимодействия предприятий с государством в области привлечения инвестиций является выделение субсидий из бюджета,которые могут покрыть до 50 % стоимости нового бизнеса. Субсидии предоставляются по действующему договору финансовой аренды (лизинга) не чаще одного раза в год на одного субъекта предпринимательства:а) в размере, не превышающем 3,0 млн. руб., (без учета НДС) могут получить субъекты малого предпринимательства со среднесписочной численностью работников менее 50 человек;б) в размере не более 10,0 млн. рублей (без учета НДС), если среднесписочная численность работников составляет 50 и более человек.При соблюдении всех необходимых условий предприятие под готовый проект может получить безвозвратное софинансирование государства. При этом инвестиционный проект должен пройти конкурс в Министерстве экономического развития области. В ходепроведения этого конкурсаучитывается значимость проекта для экономики региона с точки зрения финансовых параметров, социальной ответственности и социальной значимости.Таким образом, можно сделать вывод о том, правительство Пензенского региона проводит активную политику по привлечению инвестиций в регион и развитию новых направлений бизнеса с использованием внутренних финансовых ресурсов. Предприятия, развивающие новые направления деятельности и вкладывающие средства в расширенное воспроизводство,могут рассчитывать на серьезные льготы и преференции, которые позволят им максимально использовать свой инвестиционный потенциал и в кратчайшие сроки выйти на получение прибыли, которая предусмотрена инвестиционным проектом.В условиях отсутствия в Пензенской области коммерчески значимых запасов природных ресурсов и особо крупных бюджетообразующих промышленных предприятий (входящих в 200 крупнейших в России по объёму выпускаемой продукции) единственным «драйвером» долгосрочного устойчивого развития региона являются инновации [3].Данный вывод основан также на результатах дополнительного авторского исследования частных индикаторов потенциала, влияющих на инвестиционную привлекательность региона.Частные виды потенциалов были рассмотреныболее укрупнено и выделенытри вида потенциала: вещественнофинансовый, социальнотрудовой и производственноинтеллектуальный.Нами было проведено статистическое исследование тесноты корреляционной связи между рейтингами указанных видов потенциала и совокупным рейтингом инвестиционнойпривлекательности[4]. Данные представлены в таблице 1.Таблица 1Связь рейтингов частных инвестиционных потенциалов с рейтингом инвестиционной привлекательности регионаВиды инвестиционногопотенциала регионаПодвиды инвестиционного потенциала регионаКоэффициент линейной корреляции R

Среднее значение R в группеВещественнофинансовыйФинансовый0,78980,385

Инфраструктурный0,2252Природноресурсный0,1411СоциальнотрудовойТрудовой0,82360,756Потребительский0,8251Туристический0,6202ПроизводственноинтеллектуальныйПроизводственный0,77150,772

Институциональный0,7809Инновационный0,7636

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в наибольшей степени на интегральный рейтинг оказывает влияние среднеарифметический рейтинг производственноинтеллектуального потенциала, в который входит инновационный потенциал. На втором месте социальнотрудовой потенциал и на третьем –вещественнофинансовый потенциал. Поддержка производственноинтеллектуального потенциалав области представлена следующими проектами. Это,прежде всего,субсидии действующим инновационным компаниям,размер которых составляет до 15млн.руб., субсидии на реализацию инновационных проектов –победителей конкурсов и субсидии на возмещение части затрат по регистрации изобретений. Малым и средним предприятиям,осуществляющим свою деятельность на территории региона от 1 до 3 лет,предоставляются гранты до 500 000 руб. Гранты размером до 300 000 рублей предоставляются начинающим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории региона менее 1 года. Предусматриваются такжельготы по договорам лизинга, субсидии на технологическое присоединение к электросетевомухозяйству,субсидии производителям экспортной продукции для возмещения 70% затрат на уплату регистрационных сборов и аренду выставочных площадей, а также для возмещения50% затрат на получение разрешительных документов (патентов, сертификатов, лицензий) [5]. Также производится возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. На территории Пензенской области создан региональный фонд поддержки инноваций[6]. Данный фонд предназначен:

для привлечения физических и юридических лиц к проектной инновационной деятельности и инновационному предпринимательству, стимулированияизобретательской деятельности;

для выявленияинновационных проектов, которые могут вызвать коммерческий у потенциальных инвесторов и привести к значительному экономическому эффекту;

для созданияновых малых инновационных предприятий;

для оказания финансовой поддержки при создании малого инновационного предприятия и продвижении инновационного проекта.Рассмотренный комплекс мероприятий привел к тому, что Пензенская область по рейтингу инновационного потенциала сумела переместиться с 35ого места в 2005 году на 22ое место в 2013 году. В итоге для Пензенского региона рейтинг инновационного потенциала стал самым высоким среди рейтингов остальных видов инвестиционных потенциалов. Учитывая имеющийся инновационный потенциал и созданную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности, Пензенская область имеет серьезные шансы улучшить свои позиции среди других российских регионов. Для этого необходимо стать территорией,привлекательной для жизни и развития инновационного бизнеса, создающей необходимые условия для самореализации личности, безопасного и комфортного проживания населения, обеспечивающейустойчивое социальное и бизнесвзаимодействие.

Ссылки на источники1.Рейтинговое агентство «Эксперт РА». –URL: http://raexpert.ru2.Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года. Утверждена распоряжением правительства Пензенской области от21 февраля 2014 года № 83рП.–URL: http://www.innoterra.ru/normative3.ЗаконПензенскойобластиот 24 декабря 2013 года№ 2488ЗПО «ОбюджетеПензенскойобластина2014годи на плановый период 2015 и 2016 годов». –URL: http://www.zspo.ru/legislative/acts/15988/ 4.

Лосева О.В. Оценка человеческого интеллектуального капитала региона (на примере ПФО) / О.В. Лосева Пензенский гос. пед. унт им. В. Г. Белинского. Пенза, 2011.5.Финогеев Д.Г. Оценка кредитоспособности юридических лиц на примере крупнейших банков Российской Федерации / Д.Г. Финогеев, Е.М. Щербаков//Современные проблемы науки и образования. №6. 2013. URL: http://www.scienceeducation.ru.6.Портал инноваторов Пензенской области. –URL: http://www.innoterra.ru.

Olga Losevа, PhD, Head of the Department of Economics and Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, PenzaDenis Finogeev,

PhD, Associate Professor of Economics and Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, PenzaFactors increasing the investment attractiveness subsidized regionsAbstract.The article considers the rating assessment of investment attractiveness of regions, which includes an assessment of the investment potential and investment risk. Examines the impact of certain types investment potential onthe investment attractiveness of region. The necessity of development of industrial and intellectual potential of subsidized regions, and provides relevant measures taken by the Government of the Penza region.Keywords:investment attractiveness, investment potential, investment risk, innovation