Анализ дистинктивности потребностей и поведения потребителей пожилого возраста
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Асташова
Ю.
В. Анализ дистинктивности потребностей и поведения потребителей пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3621–3625. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54988.htm.
Аннотация. В статье проведен анализ специфики потребностей и поведения потребителей старшей возрастной группы, что особенно актуально в условиях демографического старения населения. Потребности потребителей, их формирование, трансформация и актуализация рассмотрены с позиции социальных, психологических и экономических условий, сопровождающих выход потребителя на пенсию. На основе выделенных потребностей предложена рационально-компенсирующая модель поведения, которая также может быть применена для описания мотивации и действий покупателей других возрастных групп.
Ключевые слова:
поведение потребителей, маркетинг взаимодействия, модель потребностей, пожилые потребители, старение населения
Текст статьи
Асташова Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и менеджмент» ФГБОУ ВПО«ЮжноУральский государственный университет» (научноисследовательский университет), г. Челябинскjuliaa@74.ru
Анализ дистинктивности потребностей и поведения потребителей пожилого возраста
Аннотация. В статье проведен анализ специфики потребностей и поведения потребителей старшей возрастной группы, что особенно актуально в условиях демографического старения населения. Потребности потребителей, их формирование, трансформация и актуализация рассмотрены с позиции социальных, психологических и экономических условий, сопровождающих выход потребителя на пенсию. На основе выделенных потребностей предложена рациональнокомпенсирующая модель поведения, которая также может быть применена для описания мотивации и действий покупателей других возрастных групп.Ключевые слова:поведение потребителей, маркетинг взаимодействия, модель потребностей, пожилые потребители, старение населения
Старение населения,характерное для всех развитых государств мира,ставит новые задачи перед бизнесом. Уже сейчас в некоторых регионах Европейской частиРоссии доля пожилого населения составляет более 25%, в связи с чем ситуация, когда целевую аудиторию большинства компаний составляют потребители в возрасте 25–50 лет, требует пересмотра. Развитию маркетинга товаров и услуг для потребителей старшего возраста препятствуют существующие в обществе предубеждения относительно роли и положения пожилого человека в обществе[1]. В частности, пожилые люди воспринимаются как неплатежеспособная группа населения, не имеющая при этом особых потребностей. Часто в общественном сознании пожилому человекуотводится роль доживания. Модель активного старения вступаетв противоречие с распространенным представлением о старости, которое определено еще в русских половицах «И по летам, и по годам –одно место: печь», «Молод –кости гложи, стар –на печи лежи», «Молод бывал –на крыльях летал, стар стал –на печи лежу», «Молод с игрушками, стар с подушками», «Старого учить –что мертвого лечить», «Человек два раза глуп живет: стар да мал», «Старость не радость» и т.п. Однако сегодня в обществе проявляется тенденция, когда люди старшего возраста в целом не хотят и не соответствуют сложившемуся образу пожилого человека. Они в большей степени влияют на все сферы общественной жизни, имеют свой бизнес, продолжают трудовую деятельность. Современные медицинские технологии, улучшение условий жизни и,в частности, труда, позволяют продлить активный период старения, что в современных демографических условиях является актуальной государственной задачей. Снижение нагрузки на экономику за счет продления трудовой активности граждан является важным факторомсохранения систем пенсионного обеспечения.Следует заметить, что активная позиция пожилого человека распространяется не только на его занятость, но и на потребление, что определяет необходимость расширения верхних границ целевой аудитории. Это особенно актуально в условиях возрастания значимости клиента [2], а также сокращения численности населения средних возрастных групп и молодежи, прогнозируемого в России.Низкая активность бизнеса в сегменте пожилых потребителей, на наш взгляд, обусловлена, как было отмечено выше, распространенными стереотипами, которые подменяют собой отсутствие информации о сегменте,непонимание его особенностей и приемов взаимодействия с ним. По сути, в терминах стратегического менеджмента пожилые потребители представляют для бизнеса «слепую зону», что означает отсутствиеу бизнеса реалистичного представления о данной группе потребителей и желания сделать эту группу более понятной, в том числе изза устоявшихся стереотипов.Рассмотрим специфику потребителей старшей возрастной группы и их поведения.С возрастом люди становятся более консервативными, что выражается в формировании устойчивых предпочтений к определенным товарам, проявлении большей приверженности знакомым брендам. Люди старшего возраста демонстрируют более высокую лояльность, менее восприимчивы к новинкамконкурентов и новым брендам. Потребители старшего возраста в меньшей степени восприимчивы к рекламному воздействию, предпочитая доверять своему потребительскому опыту, что усугубляется общим снижением эффективности традиционных инструментов рекламы[3]. В отличие от молодежной аудитории, чувствительной к имиджу и статусу товаров, потребители старшего возраста в большей степени уделяют внимание реальным характеристикам товаров и услуг. Так, например, появление на рынке новой модной модели товара не приведет к значительному увеличению спроса среди потребителей старших возрастных групп, если новинка не будет отличаться значительно улучшенной функциональностью, практичностью и т.п. Тогда как для молодежной аудитории с цельюформирования спроса на новинку иногда достаточно дизайнерских решений (в качестве примера можно привести регулярное обновление моделей сотовых телефонов).Физическое старение сопровождается ухудшением самочувствия, что обуславливает трансформацию существующих или даже формирование новых потребностей в сфере профилактики заболеваний и медицины, а также адаптации повседневной жизни к ограниченным физическим возможностям. Следует также отметить, что развитие здоровьесберегающих технологий и тенденции в изменении качества жизни приводят к тому, что многие люди пожилого возраста не испытывают существенных проблем со здоровьем, способных кардинальным образом изменить ихпотребности. Тем не менее,с возрастом и проявлением первых признаков потери здоровья люди начинают более внимательно относиться ксебе, что является предпосылками для изменения требований, например, к продуктам питания. Формируются и актуализируютсяпотребности,связанные с профилактикой заболеваний и диагностикой. Например, актуальной становится потребность приобретения тонометра идругой медицинской техники, ортопедических стелек и обуви и т.п. В целом можно отметить, что традиционные для других возрастов потребности частично трансформируются в направлении повышении комфортности товара, удобства и простоты пользования, безопасности, повышению полезности. В качестве примера можно привести крупные кнопки управления бытовой техникой и электроникой, комфортную обувь, полезные продукты питания.Не меньшее влияние на модификацию потребностей оказывают социальные и психологические проблемы,характерные для пожилого возраста. Одним из наиболее значимых в этом отношении событий является выход на пенсию или фактическое прекращение трудовой деятельности. В этом случае вне зависимости от возрастачеловек сталкивается с существенными изменениями,влияющими,в том числе,и на его поведение как потребителя. Рассмотрим их более подробно.1. Снижение уровня дохода. Для поддержания привычного уровня потребления дохода пенсионера, как правило, уже недостаточно. Немаловажное значение имеет наличие сбережений и готовностьпенсионера тратить их на повседневные нужды. Вопросы перераспределения средств на протяжении все жизни являются отдельным предметом изучения. В частности, анализу этого явления посвящены работы нобелевского лауреата в области экономики Ф.Э. Модильяни[4], который совместно с коллегами разработал модель жизненного цикла потребления. Основная идея моделизаключается в планировании потребления путем сбережения таким образом, чтобы достичь одинакового уровня потребления в периоды высоких доходов и расходования сбережений в периоды низких доходов. При этом функция сбережения заключается в сохранении устойчивого жизненного стандарта и характеризуется негативной динамикой в молодости и старости. Тем не менее, практика показывает, что пожилые люди зачастую оставляют свои сбережения нетронутыми и передают их в качестве наследства молодому поколению. Наряду с мотивом передачи наследства, сохранение сбережения может быть обусловлено ожиданиями относительно продолжительности оставшегося периода жизни. Таким образом, зачастую,даже при условии наличия сбережений, пожилой потребитель реализует стратегию экономии средств, что на фоне повышения требовательности к качественным характеристикам товаров и услуг можно охарактеризовать как рациональное поведение. 2. Потеря привычного круга общения, утрата социальной роли и статуса и соответственно появление свободного времени. Выход на пенсию сопровождается изменением привычного течения жизни. Пенсионеру необходимо адаптироваться к происходящим изменениям: заполнить пустующее время новыми занятиями и увлечениями, компенсировать дефицит общения, найти свою новую социальную роль. В процессе адаптации не последнюю роль играет потребление. Новые увлечения и наличие свободного времени формируют новые потребности втоварах и услугах, таких как путешествия, товары для хобби, образование.В связи с этимпоследствия старения населения должны быть учтены при разработке маркетинговых стратегий на рынках соответствующих товаров и услуг [5–9]. Приобретение привычных товарови услуг создает ощущение стабильности, сохраняет сложившийся в допенсионныйпериод уровень и стиль жизни. Потребность в сохранении стиля жизни обуславливает компенсирующее покупательское поведение, когда товары и услуги, обеспечивающие его сохранение, рассматриваются потребителем как обладающие большей ценностью. Компенсирующими мотивами покупки можно объяснить, почему на фоне реализации стратегии экономии пенсионеры зачастую приобретают относительно дорогие товары и услуги, к которым в частности относятсятоварыдля здоровья, компенсирующие ухудшение самочувствие, а также товарыи услуги, компенсирующие изменение социального положения пенсионера (например, дорогостоящие занятия в клубах и кружках).Таким образом, можно сделать вывод, что поведение потребителей, вышедших на пенсию, может быть описано рациональнокомпенсирующей моделью, представленной в табл. 1.Таблица 1Рациональнокомпенсирующая модель поведения пожилых потребителейСфера жизниПотенциальные последствия старения и выхода на пенсиюПотребности и изменения в поведении потребителяЗдоровьеОбщееухудшение состояния здоровья (снижение слуха, зрения, нарушение сна).Медицинские препараты и оборудование.Средства профилактики (БАДы, медпрепараты, косметология).Обострение хронических заболеваний, возрастная деменция, инвалидность.Потеря способности к самообслуживанию.Повышенная утомляемость, снижение физической силы, снижение координации.Медицинские услуги (уход на дому, стационары, специализированные палаты, центры, дома, пансионаты и т.п.).Комфорт, удобство в одежде, обуви, технике и т.п.Бытовые услуги.Социальная сфераИзменение привычного круга общения (в связи с выходом на пенсию, потери близкого человека), дефицит общения, одиночество.Свободное время в связи с выходом на пенсию.Организация досуга: клубы, кружки, спортивные секции (также и для здоровья), культурные мероприятия, образование, туризм, волонтерская деятельность.Товары для хобби, творчества, досуга (садоводство, рукоделие, коллекционирование, рыболовство).Финансовая сфераСнижение уровня доходов.Чувствительность к цене, экономия, рациональное поведение при покупке.Дополнительные источники средств к существованию (договора пожизненной ренты, обратной ипотеки и т.п.).
Как показано в табл. 1, предлагаемая модель основанана специфическихпотребностяхпожилых потребителей. Тем не менее, анализ дистинктивности потребностей позволяет сделать вывод, что они могут быть актуальны и для потребителей других возрастных группприизменениижизненной ситуации, таких как,например потеря работы, отпуск по уходу за ребенком, переезд в другой регион и т.п. Также модель применима к описанию поведения потребителей в условиях экономических кризисов.
Ссылки на источники1. Багиев Г.Л., Юлдашева О.Ю., Юняева М.А. Теория и методология маркетинга в потоке времен // Известия СанктПетербургского государственного университета экономики и финансов. –СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005. –№3. –С. 8297.2. Демченко А.И. Управление взаимоотношениями с клиентами в логистических цепях // Гуманитарные научные исследования. –Март 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6045/ –[Дата обращения: 27.03.2014].3. Окольнишникова И.Ю. Методы оценки эффективности рекламной аргументации в системе комплексного рекламного продвижениябренда в сфере услуг // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012.№30. С. 153155.4. Интервью с Франко Модильяни // О чём думают экономисты. Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта. —М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. —С. 128−154.—(ISBN 9785961407938)5. Демченко А.И., Егорова К.В. Особенности формирования национальной модели инновационного развития// Торговоэкономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013.№1. С. 1216.6. Теслюк А. Н. Применение маркетинга впечатлений в образовательной сфере // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 53404. URL:http://ekoncept.ru/2013/53404.htm
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.4. –[Дата обращения: 27.03.2014].7. Братухина Е. А., Тойменцева И. А. Сегментирование рынка товаров для спорта и активного отдыха // Концепт. –2013. –№ 06 (июнь). –ART 13120.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13120.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения: 27.03.2014].8. Саркисянц А.А. Необходимость информационной поддержки государством курортных регионов (на примере кавказских минеральных вод) // Современные научные исследования и инновации. 2012.№3(11). С. 9.–[Дата обращения: 27.03.2014].9. Кузменко Ю.Г., Федорова Д.И. Современное состояние и тенденции развития рынка услуг предприятий розничной торговли // Торговоэкономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013.№1. С. 142144.
AstashovaJulia,Сandidate of Economic Sciences, associate professor at the chair of marketing and management South Ural State University (national research university), Chelyabinsk.Analysis of distinctive needsand consumer behavior of advanced ageAbstract.In article the analysis of specifics of requirements and consumer behavior of the older age group that is especially actual in the conditions of demographic aging of the population is carried out. Needs of consumers, their forming, transformation and updating are considered from a line item of the social, psychological and economic conditions accompanying an exit of the consumer on pension. On the basis of the allocated requirements the rational compensating model of behavior which also can be applied to the description of motivation and actions of buyers of other age groups is offered.Keywords:consumer behavior, interaction marketing, model of requirements, elderly consumers, population aging.
Анализ дистинктивности потребностей и поведения потребителей пожилого возраста
Аннотация. В статье проведен анализ специфики потребностей и поведения потребителей старшей возрастной группы, что особенно актуально в условиях демографического старения населения. Потребности потребителей, их формирование, трансформация и актуализация рассмотрены с позиции социальных, психологических и экономических условий, сопровождающих выход потребителя на пенсию. На основе выделенных потребностей предложена рациональнокомпенсирующая модель поведения, которая также может быть применена для описания мотивации и действий покупателей других возрастных групп.Ключевые слова:поведение потребителей, маркетинг взаимодействия, модель потребностей, пожилые потребители, старение населения
Старение населения,характерное для всех развитых государств мира,ставит новые задачи перед бизнесом. Уже сейчас в некоторых регионах Европейской частиРоссии доля пожилого населения составляет более 25%, в связи с чем ситуация, когда целевую аудиторию большинства компаний составляют потребители в возрасте 25–50 лет, требует пересмотра. Развитию маркетинга товаров и услуг для потребителей старшего возраста препятствуют существующие в обществе предубеждения относительно роли и положения пожилого человека в обществе[1]. В частности, пожилые люди воспринимаются как неплатежеспособная группа населения, не имеющая при этом особых потребностей. Часто в общественном сознании пожилому человекуотводится роль доживания. Модель активного старения вступаетв противоречие с распространенным представлением о старости, которое определено еще в русских половицах «И по летам, и по годам –одно место: печь», «Молод –кости гложи, стар –на печи лежи», «Молод бывал –на крыльях летал, стар стал –на печи лежу», «Молод с игрушками, стар с подушками», «Старого учить –что мертвого лечить», «Человек два раза глуп живет: стар да мал», «Старость не радость» и т.п. Однако сегодня в обществе проявляется тенденция, когда люди старшего возраста в целом не хотят и не соответствуют сложившемуся образу пожилого человека. Они в большей степени влияют на все сферы общественной жизни, имеют свой бизнес, продолжают трудовую деятельность. Современные медицинские технологии, улучшение условий жизни и,в частности, труда, позволяют продлить активный период старения, что в современных демографических условиях является актуальной государственной задачей. Снижение нагрузки на экономику за счет продления трудовой активности граждан является важным факторомсохранения систем пенсионного обеспечения.Следует заметить, что активная позиция пожилого человека распространяется не только на его занятость, но и на потребление, что определяет необходимость расширения верхних границ целевой аудитории. Это особенно актуально в условиях возрастания значимости клиента [2], а также сокращения численности населения средних возрастных групп и молодежи, прогнозируемого в России.Низкая активность бизнеса в сегменте пожилых потребителей, на наш взгляд, обусловлена, как было отмечено выше, распространенными стереотипами, которые подменяют собой отсутствие информации о сегменте,непонимание его особенностей и приемов взаимодействия с ним. По сути, в терминах стратегического менеджмента пожилые потребители представляют для бизнеса «слепую зону», что означает отсутствиеу бизнеса реалистичного представления о данной группе потребителей и желания сделать эту группу более понятной, в том числе изза устоявшихся стереотипов.Рассмотрим специфику потребителей старшей возрастной группы и их поведения.С возрастом люди становятся более консервативными, что выражается в формировании устойчивых предпочтений к определенным товарам, проявлении большей приверженности знакомым брендам. Люди старшего возраста демонстрируют более высокую лояльность, менее восприимчивы к новинкамконкурентов и новым брендам. Потребители старшего возраста в меньшей степени восприимчивы к рекламному воздействию, предпочитая доверять своему потребительскому опыту, что усугубляется общим снижением эффективности традиционных инструментов рекламы[3]. В отличие от молодежной аудитории, чувствительной к имиджу и статусу товаров, потребители старшего возраста в большей степени уделяют внимание реальным характеристикам товаров и услуг. Так, например, появление на рынке новой модной модели товара не приведет к значительному увеличению спроса среди потребителей старших возрастных групп, если новинка не будет отличаться значительно улучшенной функциональностью, практичностью и т.п. Тогда как для молодежной аудитории с цельюформирования спроса на новинку иногда достаточно дизайнерских решений (в качестве примера можно привести регулярное обновление моделей сотовых телефонов).Физическое старение сопровождается ухудшением самочувствия, что обуславливает трансформацию существующих или даже формирование новых потребностей в сфере профилактики заболеваний и медицины, а также адаптации повседневной жизни к ограниченным физическим возможностям. Следует также отметить, что развитие здоровьесберегающих технологий и тенденции в изменении качества жизни приводят к тому, что многие люди пожилого возраста не испытывают существенных проблем со здоровьем, способных кардинальным образом изменить ихпотребности. Тем не менее,с возрастом и проявлением первых признаков потери здоровья люди начинают более внимательно относиться ксебе, что является предпосылками для изменения требований, например, к продуктам питания. Формируются и актуализируютсяпотребности,связанные с профилактикой заболеваний и диагностикой. Например, актуальной становится потребность приобретения тонометра идругой медицинской техники, ортопедических стелек и обуви и т.п. В целом можно отметить, что традиционные для других возрастов потребности частично трансформируются в направлении повышении комфортности товара, удобства и простоты пользования, безопасности, повышению полезности. В качестве примера можно привести крупные кнопки управления бытовой техникой и электроникой, комфортную обувь, полезные продукты питания.Не меньшее влияние на модификацию потребностей оказывают социальные и психологические проблемы,характерные для пожилого возраста. Одним из наиболее значимых в этом отношении событий является выход на пенсию или фактическое прекращение трудовой деятельности. В этом случае вне зависимости от возрастачеловек сталкивается с существенными изменениями,влияющими,в том числе,и на его поведение как потребителя. Рассмотрим их более подробно.1. Снижение уровня дохода. Для поддержания привычного уровня потребления дохода пенсионера, как правило, уже недостаточно. Немаловажное значение имеет наличие сбережений и готовностьпенсионера тратить их на повседневные нужды. Вопросы перераспределения средств на протяжении все жизни являются отдельным предметом изучения. В частности, анализу этого явления посвящены работы нобелевского лауреата в области экономики Ф.Э. Модильяни[4], который совместно с коллегами разработал модель жизненного цикла потребления. Основная идея моделизаключается в планировании потребления путем сбережения таким образом, чтобы достичь одинакового уровня потребления в периоды высоких доходов и расходования сбережений в периоды низких доходов. При этом функция сбережения заключается в сохранении устойчивого жизненного стандарта и характеризуется негативной динамикой в молодости и старости. Тем не менее, практика показывает, что пожилые люди зачастую оставляют свои сбережения нетронутыми и передают их в качестве наследства молодому поколению. Наряду с мотивом передачи наследства, сохранение сбережения может быть обусловлено ожиданиями относительно продолжительности оставшегося периода жизни. Таким образом, зачастую,даже при условии наличия сбережений, пожилой потребитель реализует стратегию экономии средств, что на фоне повышения требовательности к качественным характеристикам товаров и услуг можно охарактеризовать как рациональное поведение. 2. Потеря привычного круга общения, утрата социальной роли и статуса и соответственно появление свободного времени. Выход на пенсию сопровождается изменением привычного течения жизни. Пенсионеру необходимо адаптироваться к происходящим изменениям: заполнить пустующее время новыми занятиями и увлечениями, компенсировать дефицит общения, найти свою новую социальную роль. В процессе адаптации не последнюю роль играет потребление. Новые увлечения и наличие свободного времени формируют новые потребности втоварах и услугах, таких как путешествия, товары для хобби, образование.В связи с этимпоследствия старения населения должны быть учтены при разработке маркетинговых стратегий на рынках соответствующих товаров и услуг [5–9]. Приобретение привычных товарови услуг создает ощущение стабильности, сохраняет сложившийся в допенсионныйпериод уровень и стиль жизни. Потребность в сохранении стиля жизни обуславливает компенсирующее покупательское поведение, когда товары и услуги, обеспечивающие его сохранение, рассматриваются потребителем как обладающие большей ценностью. Компенсирующими мотивами покупки можно объяснить, почему на фоне реализации стратегии экономии пенсионеры зачастую приобретают относительно дорогие товары и услуги, к которым в частности относятсятоварыдля здоровья, компенсирующие ухудшение самочувствие, а также товарыи услуги, компенсирующие изменение социального положения пенсионера (например, дорогостоящие занятия в клубах и кружках).Таким образом, можно сделать вывод, что поведение потребителей, вышедших на пенсию, может быть описано рациональнокомпенсирующей моделью, представленной в табл. 1.Таблица 1Рациональнокомпенсирующая модель поведения пожилых потребителейСфера жизниПотенциальные последствия старения и выхода на пенсиюПотребности и изменения в поведении потребителяЗдоровьеОбщееухудшение состояния здоровья (снижение слуха, зрения, нарушение сна).Медицинские препараты и оборудование.Средства профилактики (БАДы, медпрепараты, косметология).Обострение хронических заболеваний, возрастная деменция, инвалидность.Потеря способности к самообслуживанию.Повышенная утомляемость, снижение физической силы, снижение координации.Медицинские услуги (уход на дому, стационары, специализированные палаты, центры, дома, пансионаты и т.п.).Комфорт, удобство в одежде, обуви, технике и т.п.Бытовые услуги.Социальная сфераИзменение привычного круга общения (в связи с выходом на пенсию, потери близкого человека), дефицит общения, одиночество.Свободное время в связи с выходом на пенсию.Организация досуга: клубы, кружки, спортивные секции (также и для здоровья), культурные мероприятия, образование, туризм, волонтерская деятельность.Товары для хобби, творчества, досуга (садоводство, рукоделие, коллекционирование, рыболовство).Финансовая сфераСнижение уровня доходов.Чувствительность к цене, экономия, рациональное поведение при покупке.Дополнительные источники средств к существованию (договора пожизненной ренты, обратной ипотеки и т.п.).
Как показано в табл. 1, предлагаемая модель основанана специфическихпотребностяхпожилых потребителей. Тем не менее, анализ дистинктивности потребностей позволяет сделать вывод, что они могут быть актуальны и для потребителей других возрастных группприизменениижизненной ситуации, таких как,например потеря работы, отпуск по уходу за ребенком, переезд в другой регион и т.п. Также модель применима к описанию поведения потребителей в условиях экономических кризисов.
Ссылки на источники1. Багиев Г.Л., Юлдашева О.Ю., Юняева М.А. Теория и методология маркетинга в потоке времен // Известия СанктПетербургского государственного университета экономики и финансов. –СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005. –№3. –С. 8297.2. Демченко А.И. Управление взаимоотношениями с клиентами в логистических цепях // Гуманитарные научные исследования. –Март 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6045/ –[Дата обращения: 27.03.2014].3. Окольнишникова И.Ю. Методы оценки эффективности рекламной аргументации в системе комплексного рекламного продвижениябренда в сфере услуг // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012.№30. С. 153155.4. Интервью с Франко Модильяни // О чём думают экономисты. Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта. —М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. —С. 128−154.—(ISBN 9785961407938)5. Демченко А.И., Егорова К.В. Особенности формирования национальной модели инновационного развития// Торговоэкономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013.№1. С. 1216.6. Теслюк А. Н. Применение маркетинга впечатлений в образовательной сфере // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 53404. URL:http://ekoncept.ru/2013/53404.htm
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.4. –[Дата обращения: 27.03.2014].7. Братухина Е. А., Тойменцева И. А. Сегментирование рынка товаров для спорта и активного отдыха // Концепт. –2013. –№ 06 (июнь). –ART 13120.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13120.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения: 27.03.2014].8. Саркисянц А.А. Необходимость информационной поддержки государством курортных регионов (на примере кавказских минеральных вод) // Современные научные исследования и инновации. 2012.№3(11). С. 9.–[Дата обращения: 27.03.2014].9. Кузменко Ю.Г., Федорова Д.И. Современное состояние и тенденции развития рынка услуг предприятий розничной торговли // Торговоэкономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013.№1. С. 142144.
AstashovaJulia,Сandidate of Economic Sciences, associate professor at the chair of marketing and management South Ural State University (national research university), Chelyabinsk.Analysis of distinctive needsand consumer behavior of advanced ageAbstract.In article the analysis of specifics of requirements and consumer behavior of the older age group that is especially actual in the conditions of demographic aging of the population is carried out. Needs of consumers, their forming, transformation and updating are considered from a line item of the social, psychological and economic conditions accompanying an exit of the consumer on pension. On the basis of the allocated requirements the rational compensating model of behavior which also can be applied to the description of motivation and actions of buyers of other age groups is offered.Keywords:consumer behavior, interaction marketing, model of requirements, elderly consumers, population aging.