Особенности совершенствования скоростно-силовых качеств в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Троян Е. И. Особенности совершенствования скоростно-силовых качеств в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3656–3660. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54995.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития физических качеств полицейских. Автор предлагает использовать упражнения с непредельными отягощениями для развития скоростно-силовых способностей сотрудников полиции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ТроянЕвгений Иванович,кандидат педагогических наук, преподавателькафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. ТюменьTroyan_evgenii@mail.ru

Особенности совершенствованияскоростносиловых качеств в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Аннотация.Статья посвященапроблемеразвития физических качеств полицейских. Автор предлагает использовать упражнения с непредельными отягощениями для развития скоростносиловых способностей сотрудников полиции.Ключевые слова:полиция,физическая подготовка, боевые приемы борьбы,развитие скоростносиловых способностей,непредельные отягощения.

Физическая подготовка полицейского –сложный и трудоемкий процессразвития профессиональнозначимых физических качеств и формирования надежных навыков боевых приемов борьбы.В настоящее время сотрудник полиции должен быть готов кситуациям, требующим применения физической силыи боевых приемов борьбы. В частности, необходимо уметь защищаться от неожиданных ударовправонарушителей. Обучение боевым приемам борьбы, в частности, приемам защиты от ударов правонарушителяорганизовано и происходит в строгом соответствии с требованиями ведомственных нормативноправовых документов в образовательных организациях и территориальных органах МВД России. Однако, умение выполнять приемы защиты от ударовеще не гарантирует надежную защиту сотрудника в критической ситуации. В данных случаях важнуюроль играет быстрота движений и скоростьперемещения, защиты инанесения ударов. Поэтому исследования, направленные на совершенствование методикиразвития скоростносиловых способностей представляются достаточно актуальными[1].В физической подготовкеполицейскихдля развития скоростносиловых способностей сотрудников традиционно используются упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и упражнения с внешним отягощением (например, метание набивного мяча)[2, 3]. Для эффективного развития скоростносиловых способностей сотрудниковтак же возможно использовать упражнения с непредельными отягощениямив процессе выполнения боевых приемов борьбы.Тренировка со средними, малыми и незначительными величинами отягощений (метод динамических усилий), выполняемая с около максимальнойи максимальной скоростью, улучшает скоростносиловые способности, а также повышает силовую и скоростную выносливость[4].

Исследуя методику развития скоростносиловых способностей возникла необходимость исследовать эффективность использования непредельных отягощений в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Предполагалось, что активное применение непредельных отягощений при совершенствовании боевых приемов борьбы будет способствовать эффективному развитию скоростносиловых способностей сотрудников полиции.

Чтобы проверить эффективность предлагаемой методики, направленнойна развитие скоростносиловыхспособностей проводился педагогический экспериментв Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в 2013г.В исследовании участвовали 16 сотрудниковв возрасте 2025 лет. Сотрудники были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную, по8 сотрудников в каждой группе.Контрольная группа занималасьпо программефизической подготовки для сотрудников полиции, предусмотренной учебным планом.Экспериментальная группа занималась по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями. В стандартную программу был включен преобразованный комплекс упражнений сиспользованием непредельных отягощений, направленныхна развитие скоростносиловыхспособностей.На первых занятиях с контрольной и экспериментальной группами было проведено тестирование с целью выявления уровня развитияих скоростносиловыхспособностей. После этого группы приступили к занятиям по своим учебным программамв течении 4 месяцев. По окончаниикурсаобучениябыло проведено повторное тестирование, используя те же, что и вначале эксперимента тесты. Результаты начального и конечного тестирования фиксировались в протоколах и далее подвергались математическому анализу.

Сотрудники,представители экспериментальнойгруппы на занятиях по физической подготовке выполняли комплекс упражнения с использованием непредельных отягощений. Представители экспериментальной группы выполняли следующие упражнения:1) Преподаватель находился перед сотрудниками. Преподаватель выполнял защитную, или атакующую комбинацию технических действий рукопашного боя. Задача сотрудников заключалась в том, чтобы по сигналу преподавателя как можно быстрее и точнее повторить данную комбинацию. Варианты комбинаций постоянно менялись. Длительность выполнения –25 мин.2) Сотрудникиучебной группы распределились по парами делились на номера: «первый» и «второй». Первый номер находился в боевой стойке. Второй номер находился сзади на расстоянии вытянутой руки. Второй номер поочередно касался плеч или ног первого номера, в зависимости от чего первый номер выполнял удары раками или ногами. Например, если партнер касался левого плеча, то первый номер выполнял удар левой рукой. Первый номер должен как можно быстрее среагировать на внешний раздражитель и выполнить удар.3) Обусловленный спарринг(без отягощений). Сотрудники учебной группы также распределились по парам и делились на номера: «первый» и «второй». Сотрудники находилисьв боевой стойке. Преподавателем заранее оговаривались условия: атакующий выполняет один из двух или трех ударов рукой или ногой; преподаватель условным сигналом подает команду к началу атаки; защищающийся выполняет ранее изученный прием защиты и контр атаки.После сигнала преподавателя,атакующий максимально быстро и сильно выполнял оду из заранее оговоренных атак.Защищающийся должен был быстро иэффективно защититься используя также заранее оговоренные приемы защиты и контр атаки.Для выявления эффективности влияния использования непредельных отягощенийна развитиескоростносиловыхспособностейсотрудников полиции исследовались изменения в уровне развитияданных качествсотрудников экспериментальной и контрольной групп за период участия в эксперименте.С целью количественного анализа педагогических явлений использовались методы математической статистики. Достоверность различий определялась по t критерию Стьюдента.Тестирование было проведено в начале и в конце эксперимента. Сопоставление всех результатов исходного тестирования экспериментальной и контрольной группы наглядно показало, что во всех тестах статистически достоверные различия отсутствуют. Уиспытуемых экспериментальной группы и контрольной группы (на момент начала эксперимента) почти в равной мере были развиты скоростносиловые способности(различия недостоверны) при этом сам уровень недостаточно высокий.Таблица 1Результаты тестирования уровня развития скоростносиловыхспособностей сотрудниковЭГ и КГ в началеэкспериментаТестыПрыжок вдлинус места (см)Прыжоквверх с места(см)Выпрыгивание вверхпосле прыжка в глубину(см)Метаниенабивногомяча (см)

ЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГ

20420644456160675673σ2,52,81,51,31,41,67,97,8M0,91,00,71,50,50,63,443,41V1,41,53,53,42,12,51,341,43t0,990,850,90,28Ро� 0,05� 0,05� 0,05� 0,05Проведя анализ среднеарифметических показателей групп, указанных в таблице 1, можно сделать вывод, что средние результаты во всех тестах в контрольной группе немного ниже, чем в экспериментальной группе. Группы по среднеарифметическим показателям всех тестов однородны (коэффициент вариации V в них меньше 10%). Для более объективной оценкисреднеарифметических показателей была выявлена достоверность различий по tкритерию Стьюдента. В первом тесте (Прыжок в длину с места) во время тестирования исходных показателей скоростносиловых качеств величина t = 0,99. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,99), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 7. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.Во втором тесте (Прыжок в верх с места) во время тестирования исходных показателей скоростносиловых качеств величина t = 0,85. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,85), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 7. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.В третьем тесте (Выпрыгивание вверх после прыжка в глубину) во время тестирования исходных показателей скоростносиловых качеств величина t = 0,9. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,9), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 7. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.В четвёртом тесте (Метание набивного мяча) во время тестирования исходных показателей скоростносиловых качеств величина t = 0,28. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,28), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 7. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте так же недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.Результаты исходного тестирования контрольной и экспериментальной групп, в начале процесса обучения (табл.1) показывают, что уровень развития скоростносиловых способностей сотрудников во всех группах примерно одинаковый, (различия недостоверны) при этом сам уровень недостаточно высокий.Таблица 2Результаты тестирования уровня развития скоростносиловых качеств у представителей экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента.ТестыПрыжок вдлинус места (см)Прыжоквверх с места(см)Выпрыгивание вверхпосле прыжка в глубину(см)Метаниенабивногомяча (см)

ЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГ

24522653,848,66562742687σ4.712,31,14,11,060,5113.16,67M1,64,30,31,40,370,184,62,3V2,15,72,18,31,70,851,80,97t2,342,32,982,96Ро0,050,050,050,05Изтаблицы 2 видно, что в ходе эксперимента скоростносиловые качества развились больше у сотрудниковэкспериментальной группы, чем у контрольной. В результате анализа полученных данных тестирования были выявлены их достоверные различия между группами.В первом тесте (Прыжок в длину с места) во время тестирования итоговыхпоказателей скоростносиловых качеств величина t = 2,34. Сравнив табличное значение с вычисленным t (2,34), можно сделать вывод, что полученное значение t больше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5%уровня значимости при числе степеней свободы f = 7 (t <0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте достоверны,и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.Во втором тесте (выпрыгивание вверх после прыжка в глубину) во время тестирования итоговыхпоказателей скоростносиловых качестввеличина t = 2,3. Сравнив табличное значение с вычисленным t (2,3), можно сделать вывод, что полученное значение t больше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 7 (t 0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы достоверны,и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.В третьем тесте (прыжок вверх с места) во время тестирования итоговыхпоказателей скоростносиловых качестввеличина t = 2,98. Сравнив табличное значение с вычисленным t (2,98), можно сделать вывод, что полученное значение t больше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 7 (t <0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы достоверны,и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.В четвёртом тесте (метание набивного мяча) во время тестирования итоговыхпоказателей скоростносиловых качестввеличина t = 2,96. Сравнив табличное значение с вычисленным t (2,96), можно сделать вывод, что полученное значение t больше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 7 (t <0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы достоверны,и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.По результатам нашего исследования мы пришли к следующим выводам:1.В результате анализа научнометодической литературы выявлено, что активное использование непредельных отягощений в учебнотренировочном процессе подготовки сотрудников при выполнении боевых приемов борьбыспособствует совершенствованию их скоростносиловых качеств.2.На основе анализа и обобщения литературных источников по физической подготовке сотрудников полиции, был разработан комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений, направленный на развитие их скоростносиловых способностей.3.Результаты тестирования подтвердили эффективность данного комплекса развития скоростносиловых качеств сотрудников. Уровень развития скоростносиловых качеств представителейэкспериментальной группы оказался достоверно выше, чем у спортсменов контрольной группы (р <0,05) в среднем на 7,4%. Это дает достаточнооснований говорить о том, что использование непредельных отягощений при выполнении боевых приемов борьбы способствует развитию скоростносиловых качеств сотрудников полиции.

Ссылки на источники1. Бакин А.В. Педагогические аспекты предварительной физической тренировки на этапе подготовки к боевым действиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №2. С. 125 –126.2. Купавцев Т.С. Педагогическое обеспечение физической подготовки курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. №1. С. 17 –18.3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. –Изд. 2е, испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –480 с.4. Троян Е.И., Катаргин С.В. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел:учебнометодическое пособие. –Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2009. –80 с.

TrojanYevgeny,Candidate of Pedagogical Sciences Lecturer of the Departmentof fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen Collegefor advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenFeatures improve speedstrength in the physical training of lawenforcement bodies of the Russian FederationAbstract.Paper is devoted to the development of physical qualities of police officers. The author suggests using exercises with burdening is for the developmentof speed and power abilities of police officers.Keywords:police, physical training, fighting techniques, the development of speed and power abilities, unsaturated weight.