Использование непредельных отягощений для развития скоростно-силовых способностей сотрудников ОВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волосников И. В. Использование непредельных отягощений для развития скоростно-силовых способностей сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3056–3060. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85612.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития скоростно-силовых способностей сотрудников ОВД. Автор предлагает использовать непредельные отягощения для развития скоростно-силовых способностей сотрудников ОВД.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волосников Игорь Викторович,преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВДФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень

Использование непредельных отягощений для развития скоростносиловых способностейсотрудников ОВД

Аннотация.Статья посвящена вопросам развития скоростносиловых способностейсотрудников ОВД. Автор предлагает использовать непредельные отягощения для развития скоростносиловых способностейсотрудников ОВД.Ключевые слова:полиция, сотрудники ОВД, физическая подготовка, скоростносиловые способности, непредельные отягощения, профессиональная подготовка.

Физическая подготовка является важной частью служебнобоевой подготовки. Она обеспечивает профессиональную готовность сотрудников органов внутренних дел к действиям в критических криминальных ситуациях служебной деятельности. Физическая подготовка имеет своей целью развитие у сотрудников органов внутренних дел физических качеств, формирование профессиональнозначимых двигательных навыков, приемов самообороны и задержания.Актуальность. Физическая подготовка–это сложный и трудоемкий процесс. Она является базой достижения высокого уровня сформированности навыков приемов самозащиты и задержания. По мере роста квалификации и тренированности сотрудника физическая подготовка должна становиться более специализированной. В ситуации служебной деятельности, требующей незамедлительного использования сотрудником физической силыважнейшую роль играет быстрота движений и скорость защитных действий,и скорость выполнения приемов. Поэтому методика развития скоростных способностей сотрудниковпредставляется достаточно актуальной.

Объект исследования:учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки.Предмет исследования:средства и методы совершенствования скоростносиловых способностей слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки.Цель исследования:выявление путей оптимизации процесса совершенствования скоростносиловых способностейслушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки.Ведущей идеей исследования былопредположениео том, что для развития скоростносиловых качеств у слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки эффективными являются динамические упражнения: прыжки через предметы, выпрыгивания из приседа, выполняющиесяс небольшими отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами и др.), надевающимися на голень, бедро и руки.Задачи исследования:1. Изучение и обобщение литературных источников по проблеме развития скоростносиловых способностей;2. Разработка специального комплекса прыжковых упражнений с отягощениями для использованияв учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки;3. Тестирование уровня развития скоростносиловой подготовки слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки;

4. Обоснование эффективности применения комплекса упражнений с отягощениямидля совершенствования скоростносиловых способностей у слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки.Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования:1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников;2.Педагогический эксперимент;3. Тестирование;4. Метод математическойстатистики.Метод теоретического анализа и обобщения данных научнометодической литературы использовался с целью изучения современного состояния проблем учебнотренировочного процесса подготовки сотрудников ОВД; изучения современных методик развития скоростносиловых качеств. Типичными скоростносиловыми упражнениями являются: прыжковые упражнения, ускорения с отягощениями, упражнения на тренажерах, бег на короткие дистанции, удары по мячу в спортивных играх, метания различных снарядов[4]. Известно,такжечто для совершенствования быстрой силы в боксе применяются упражнения с относительно небольшим внешним отягощением: для рук –от200 до 500 гр., для ног не более 1,5 кг. В качестве упражнений для развития быстрой силы в различных видах спорта активно используется метание теннисных мячей или камней (весом до 500 гр.) на дальность, а также на точность попадания в мишень.В настоящее время активно внедряются различные инновационные формы обучения сотрудников ОВД [1,2,3].Чтобы проверить эффективность использованиякомплекса упражнений с отягощениями для совершенствования скоростносиловых способностей у слушателей проводился пробный пилотный педагогический эксперимент. Эксперимент был организован на базе ТИПК МВД России г. Тюмень с октября 2014 года по февраль 2015года. Для воспитания скоростносиловых качеств в контрольной и экспериментальной группах использовались: ускорение выполняемых действий и непредельные отягощения. Так же применялись круговой и соревновательный методы. Экспериментальная группа занималась по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями. В стандартной программе активно использовался метод сопряженных воздействий, применялись непредельные отягощения, для чего был подготовлен специальный комплекс упражнений, направленныйна развитие скоростносиловых качеств.Тренировки, направленныена совершенствование скоростносиловых качеству слушателей, проводилисьне реже 2 раз в неделю.На первых занятиях с контрольной и экспериментальной группами было проведено тестирование с целью выявления уровня развития скоростносиловых качеств. В конце эксперимента было проведено повторное тестирование, используя те же, что и вначале эксперимента тесты. Результаты начального и конечного тестирования фиксировались в протоколах и далее подвергались математическому анализу.Среди форм проявления скоростносиловых качеств очень распространены прыжковые упражнения.Для оценки уровня развития скоростносиловых способностей использовались следующие тесты: Тест №1«Прыжок в длину с места толчком двумя ногамис взмахом рук».Испытуемый вставал на контрольную линию, справа от которой лежала измерительная лента, не заступая за нее носками. Толчком двух ног с взмахом рук испытуемый выполнял прыжок в длину, стараясь приземлиться как можно дальше. Результат измерялся (с точностью до 1 см) по ближайшему к контрольной линии следу, оставленному испытуемым. Каждым испытуемым выполнялось по 3 попытки, а засчитывалась дальняя попытка, результат которой заносился тестирующим в протоколы тестирования.Тест №2«Прыжок вверх с места толчком двумя ногами с взмахом руками». Этот тест проводился с помощью прибора конструкции В.М. Абалакова. При прыжке вверх толчком двумя ногами «экран прыгучести» позволял измерить высоту подъема общего центра тяжести тела. К вертикальной стене при помощи бесконечного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка, была установлена под углом 30 специальная лента из клеенки темного цвета. Расстояние между линиями по краю ленты 11 см 6 мм. При установке ленты по отношению к поверхности площадки —это расстояние равнялось 19 см. Линии параллельны поверхности площадки.Вначале испытуемый вставал левым (правым) боком к стене и поднимал одноименную руку вверх. Конструкция «экрана прыгучести» была подвижной, шкала измерительного устройства устанавливалась так, чтоб отметка нулевого значения была на уровне кончиков пальцев вытянутой вверх руки тестируемого. Результат прыжка от роста спортсмена не зависел. Из положения полу приседас взмахом рук испытуемый выпрыгивал как можно выше вверх и дотрагивался до шкалы измерительного устройства. В точке касания ставилась отметка, показывающая высоту подскока. Испытуемый при отталкивании и приземлении не должен был выходить за пределы квадрата 50 х 50 см. Результат подскока определялся по разности между конечным и исходным показателями с точностью до 1 см (отметка на шкале показывала количественное выражение попытки). Испытуемому из трех попыток засчитывался лучший результат, который фиксировался в протоколах тестирования.Тест№ 3 «Выпрыгивание вверх после прыжка в глубину». Испытуемый вставал на рейку гимнастической стенки (высота от пола 50 см) спиной к ней и держался руками за другую рейку. На поясе испытуемого застегивался ремень, к которому был привязан шнур, второй конец которого держал в руках тестирующий. Шнур был пропущен через блок, который неподвижно устанавливался на полу. Сначала засекалась нулевая отметка на шнуре. По команде тестирующего испытуемый спрыгивал с рейки гимнастической стенки, приземляясь на пол, на обе полусогнутые ноги, а затем производил мгновенное отталкивание двумя ногами от пола, выполняя отскок после прыжка в глубину. Результат отскока определялся по разности между конечным и исходным показателями с точностью до 1 см. Производились замеры, на какое расстояние вытянулся шнур по отношению к нулевой отметке. Из трех попыток засчитывался лучший результат, который заносился в протоколы тестирования.Результаты анализа результатов тестирования показателей развития скоростносиловых качествв ЭГ и КГ в начале и конце эксперимента по каждому тесту отдельно (рис.1, 2, 3) показали, что различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной групп в данном тесте достоверны.

Рис. 1. Результаты теста «Прыжок в длину с места».

На рисунке 1, изображающем показатели теста «Прыжок в длину с места» заметны изменения показателей уровня развития скоростносиловых способностей представителей ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента. Наиболее значительные изменения выявлены у представителейэкспериментальной группы(ЭГ)в конце эксперимента. Результаты слушателейЭГ в данном тесте превзошли результаты КГ в конце эксперимента на 4,5%.

Рис.2. Результата теста «Прыжок вверх с места».

На рисунке 2, изображающем показатели теста «Прыжок вверх с места» так же заметны изменения показателей уровня развития скоростносиловых способностей представителей ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента. Наиболее значительные изменения выявлены у представителейэкспериментальной группы в конце эксперимента. Результаты слушателейЭГ в данном тесте превзошли результаты КГ в конце эксперимента на 6%.

Рис.3. Результаты теста «Выпрыгивание вверх после прыжка в глубину».

На рисунке 3, изображающем показатели теста «Выпрыгивание вверх после прыжка в глубину» заметны изменения показателей уровня развития скоростносиловых способностей представителей ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента. Наиболее значительные изменения выявлены также у представителейэкспериментальной группыв конце эксперимента. Результаты слушателейЭГ в данном тесте превзошли результаты КГ в конце эксперимента на 3,3%.

Показатели во всех упражнениях, использованных в тестировании (прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, выпрыгивание вверх после прыжка в глубину), у слушателейэкспериментальной группыоказались выше, чем у слушателей,занимающихся в контрольной группе. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки данных, на исходном этапе тестирования эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах.Результатытестирования показали, чтов период с октября 2014 по февраль2015гг., уровень развития скоростносиловых качеств слушателейэкспериментальной группы оказалсядостоверно выше, чем у слушателейконтрольной группы в среднем на 5%.Это дает достаточнооснований говорить о том, что использование непредельных отягощений, для развития скоростносиловых качеств, является эффективным для развитие данных физических качеств сотрудников. Данную методику можно использовать в тренировочном процессе на занятиях по физической подготовкесотрудников ОВД.Важнейшим фактором воздействия на динамику достижений сотрудников органов внутренних дел является рационально построенная система физической подготовки, основанная на эффективных средствах и методах развития физических качеств.В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:1. В результате анализа научнометодической литературы выявлено, что активное использование упражнений с отягощениями в учебнотренировочном процессе физической подготовки сотрудников органов внутренних делспособствует совершенствованию их скоростносиловых качеств.2. На основе анализа и обобщения литературных источников по проблеме физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, был разработан комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений, направленный на развитие их скоростносиловых способностей.3. Результаты тестирования подтвердили эффективность данного комплекса развития скоростносиловых качеств сотрудников органов внутренних дел. Уровень развития скоростносиловых качеств представителейэкспериментальной группы оказался достоверно выше, чем у представителейконтрольной группы (р ,05) в среднем на 6%. Это дает достаточно оснований говорить о том, что использование непредельных отягощений для развития скоростносиловых качеств, по результатам итогового тестирования слушателей ТИПК МВД Россииоказалась эффективнее общепринятой методики по развитию данных качеств.

Ссылки на источники1. Гусев А.А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 55002. URL: http://ekoncept.ru/2014/55002.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.2. Дикарев В.Г. Инновационные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. №2 (20). С. 106111.3. Троян Е.И. Особенности совершенствования скоростносиловых качеств в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 54995. –URL: http://ekoncept.ru/2014/54995.htm.–Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2001. 480 с.