Приемы борьбы лежа в физической подготовке сотрудников МВД России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Муслимов Р. А. Приемы борьбы лежа в физической подготовке сотрудников МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3671–3675. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54999.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования эффективности внедрения приемов борьбы лежа в учебно-тренировочный процесс обучения боевым приемам борьбы слушателей ТИПК МВД России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюмень892226666@mail.ru

Приемы борьбы лежа в физической подготовке сотрудников МВД России

Аннотация. В статье представлены результаты исследования эффективности внедрения приемов борьбы лежа в учебнотренировочный процесс обучения боевым приемам борьбы слушателей ТИПК МВД России.Ключевые слова: физическая подготовка полицейских, борьба лежа, болевые приемы лежа, самбо, обучение приемам борьбы лежа.

Одним из важных направлений кадровой политики МВД России является профессиональнаяподготовка сотрудников полиции.Важная роль в системе профессионального подготовкисотрудника правоохранительных органов отводится физической подготовке. Именно она способствует повышению сопротивляемости организма слушателей к воздействию неблагоприятных факторов учебнобоевой деятельности, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания работоспособности, как в процессе учебы, так и в последующем периоде службы в ОВД. Очень велико значение физической подготовки для психологическойзакалки слушателей. Уверенность в своих физических силах, высокий уровень владения двигательными навыками укрепляют психологическую готовность сотрудника правоохранительных органов к выполнению своих служебных обязанностей.

Значимымпоказателемпрофессиональной готовности сотрудников ОВД к выполнению своих профессиональных обязанностей является умение выполнять боевые приемы борьбы в критической ситуации несения службы[1]. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков применения боевых приемов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.В содержание этихзанятий включаются изучение боевых стоек, ударов и защиты от ударов, болевых приемов, бросков, удушающихприемов, освобождений от захватов и обхватов, пресечений действий с огнестрельным оружием, надеваний наручников, связываний, проведения личного досмотра, оказания помощи и взаимопомощи, действий с использованием специальных средств и автомата, а также тренировка в их выполнении.Сотрудники органов внутренних дел изучают броски, болевые и удушающие приемы в дисциплине «Физическая подготовка», в отдельной теме. Сотрудники должны владеть данными приемами для защиты от различных захватов и обхватов, удержаний;защиты от ударов вооруженного и невооруженного противника; при угрозе оружием.Среди множества изучаемыхтехникв настоящее время большой популярностью у слушателей пользуютсяприемы, использующиесяпри силовом контакте с правонарушителем в борьбележа.Действительно, значимость навыков борьбы лежа сложно переоценить. Нередки случаи противоборства сотрудника и правонарушителя в положении, когда сотрудник сбит с ног, стоит на четвереньках или лежит на земле. Владея приемами борьбы лежа, сотрудник имеет возможность, захватив противника болевым приемом,ограничить его подвижность и задержать. Обучения приемам борьбы лежа является необходимым компонентом подготовки сотрудников МВД России. Сформированные навыки грамотного, юридически обоснованного использования болевых приемов лежа с последующим задержанием правонарушителя способствуют эффективному выполнению сотрудниками органов внутренних делсвоих служебных обязанностей и требований присяги[2].Однако анализ учебнометодической литературы, посвященной вопросам физической подготовки сотрудников ОВД,выявил недостаточную разработанность данного направления. В частности, нет логического обоснования отбора приемов в соответствии с профессиональноприкладной направленностью физической подготовки сотрудников. Очевидно, например, что отличием «прикладного» варианта болевого приемам лежа от спортивного является необходимость завершения приема с переходом на загиб руки за спину и задержания правонарушителя.В настоящее время в нашей стране ведется деятельность по совершенствованию системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать, в частности, совершенствованию физической подготовленности слушателей образовательных учреждений МВД России.Преподавателями ТИПК МВД России ведется исследовательская работа по выявлению, поискуэффективных средств и методов,направленных на формирование надежных навыков борьбы лежаи использованию их в первоначальной физической подготовке сотрудников МВД России.Вэтой связи заслуживает вниманиявозможность активногоиспользования в учебной программе приемов борьбы лежа из технического арсенала борьбы самбо. Именно в этой борьбе длявыполнения болевыхприемовлежа применяетсяразнообразная техника. В самбо, в отличие от дзюдо, разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц как на руках, так и на ногах противника. Броски в самбо можно проводить с помощью рук, ног и туловища. Болевые приемы на ноги, впервые в самбо ввелродоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо ОщепковВасилий Сергеевич[3]. Владение болевыми приемами на ноги значительно расширяло арсенал приемов борьбы лежа.

Борьба лежа –это борьба в положении, когда один или оба самбиста касаются ковра какой либо частью тела кроме ступней ног.К техникеболевых приемов лежа относятболевые приемы на руки и болевые на ноги. Болевые приемы на руки включают в себя технику: рычаг локтя, узелруки, обратный узел, ущемление бицепса, рычаг плеча. Болевые приемы на ноги включают в себя технику: ущемление ахиллова сухожилия, рычаг колена, ущемление икроножной мышцы, рычаг бедра, узел ноги.При борьбе лежа разрешается проводить броски, перевороты, заваливания, удержания и болевые приемы[4].Владение техникой борьбы лежа значительно обогащает арсенал боевых приемов борьбы сотрудников органов внутренних дел.В этой связи необходимо отметить, что задачами обучения приемам борьбы лежаявляются:1. Овладение навыками приемов.2. Развитие профессионально значимых физических качеств и поддержание их на необходимом уровне.3. Развитие профессионально значимых личностных качеств.В результате изучения болевых приемов лежа сотрудник должен знать:–основные нормативные правовые акты, регламентирующие правомерность применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств;–порядок и основныеошибки выполнения бросков, болевых и удушающих приемовлежа,должен уметь:–анализировать нормативные правовые акты, относящиеся к правомерности применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств;–самостоятельно анализировать технику выполнения приемов, выявлять ошибки и исправлять их.должен владеть:–навыками бросков, болевых и удушающих приемовлежа;–навыками физических упражнений.Броски, болевые и удушающие приемы не раз освещались в различных учебных и методических работах.Однако, автором впервые исследуются:принципыи техника использования приемов борьбы лежа в приемах: освобождения от захватов и обхватов;защиты от атаки на сотрудника, лежащего на спине, стоящего на четвереньках. Длязадержания правонарушителя, лежащего на животе и оказывающего пассивное неповиновение, используется техникаего переворота на спину с переходом на загиб руки за спину.В исследовании проанализированыосновы методики обучения приемам, а также методические рекомендации по их самостоятельному изучению и совершенствованию.Автором были исследованы: нормативноправовые документы, учебныепрограммы, учебнометодические пособия, средства, условия и методыобучения по разделу «Боевые приемы борьбы» в процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России.С целью обучения слушателей ТИПК МВД России приемам борьбы лежа был разработан комплекс из10 приемов из арсенала самбо. При разработке комплекса приемов были учтены наиболее типичные ситуации единоборствасотрудника с правонарушителем, встречающиеся в практике его служебной деятельности. Уточнение возможных ситуаций, наиболее часто встречающихся в практике единоборств в состоянии самообороны,позволило отобрать наиболее актуальные приемы борьбы лежа: уход от удержания сбоку; защита от атаки на сотрудника, лежащего на спине; защита от атаки на сотрудника, стоящего на четвереньках. Для проверки эффективности использования комплекса приемов борьбы лежа было проведено исследование изменения в технике владения навыками боевых приемов борьбы слушателей институтаза период первоначального обучения. В исследовании участвовали слушатели двух учебных групп: группа полицейских ОВО (экспериментальная группа –ЭГ) и группа полицейскихППС(контрольная группа –КГ). Исследование проводилосьв периодс 08.10.2013 г. по 20.02.2014 г. Слушатели обеих учебных групп занимались по учебным программам, предназначенным для данных категорий обучения. В учебной программе по физической подготовке сотрудников полиции подразделений патрульнопостовой службы территориальных органов МВД России (КГ)обучение технике борьбы лежа по теме «Броски, удержания» не предусмотрено. Следовательно, данные приемы слушатели неизучали. В учебной программе по физической подготовке сотрудников полиции подразделений вневедомственной охраны(ЭГ)тематическим планом предусмотрено изучение темы «Броски, удержание. Болевые и удушающие приемы». Слушатели данной группыизучали болевые приемы лежа, в том числе в ситуациях освобождения от захватов лежа и защиты от ударов по лежащему сотруднику.Назанятиях по физической подготовке использовался методстрого регламентированного упражнения. При изучении приемов борьбы лежа строго деятельностьслушателей организовываласьс точным дозированием физической нагрузки, четким нормированием интервалов отдыха, строго заданным порядком выполнения упражнений. Методы строго регламентированного упражнения использовались в качестве методовобучениядвигательным действиям приемов борьбы лежа и методов развитияфизических качеств.Для изучения приемов борьбы лежа преподаватель использовалцелостный и расчлененноконструктивный методы. При использовании целостного метода техника двигательного действия приема борьбы лежа разучиваласьс самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. При использовании расчлененноконструктивногометода слушатели поочередно разучивали отдельные фазы приема. Фазы приема в дальнейшем объединялись и прием выполнялся в целом. Этот метод использовался преподавателем для изучения приема со сложной структурой. В дальнейшем, для совершенствования уже изученных приемов борьбы лежа преподаватель активно использовал соревновательный метод.Целью тренировочных занятий по данной теме было формирование надежного двигательного навыка выполнения приемов борьбы лежа. Как известно, становление навыка, его упрочнение, совершенствование –довольно длительный процесс и во многом зависитот количества повторений двигательного действия, вариативности его исполнения.Становление навыка условно проходит через три стадии: выработки; стабилизации; автоматизации. На стадии выработки происходит определение двигательного состава приема с учетом стиля, способа движений, индивидуальных особенностей сотрудника; ощущение движения и его сенсорная коррекция; уход коррекций, которые определились из поля контроля сознания. На стадии периода стабилизации происходит автоматизация движений; соединение новых коррекций между собой; окончательная шлифовка навыка и подгонка его до стандарта. На стадии автоматизации навык совершенствуется в условиях использования помех, сбивающих факторов, осложняющих стандартное выполнение приема.Процесс формирования навыка имеет определенные законы: изменения скорости; неравномерности развития навыка; закон «плато» в развитии навыка; переноса навыка; отсутствия предела в развитии навыка и закон угасания навыка. Навык быстрее развиваетсяпри первых повторениях, в дальнейшем скорость все более замедляется. Улучшение навыков чередуется с временными ухудшениями. Не редко наблюдаются длительные задержки в развитии навыка (закон «плато»). В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. При положительном переносе ранее сформированный навык способствует становлению нового навыка. Это происходит при наличии структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. При отрицательном переносе уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. В данном случае, наоборот, наблюдается сходство в подготовительных фазах движений и отсутствие его в основном звене. Совершенствование приемов практически продолжается на протяжении всего времени занятий. При отсутствии повторений навык постепенно угасает, но никогда не исчезает полностью.После прохождения программы обучения со слушателями обеих групп было проведено тестирование уровня владения навыками боевых приемов борьбы. В данном тестировании слушателидолжны были продемонстрировать свои навыкибоевых приемов борьбыв ситуациях борьбы лежа. Вкаждой группе для тестирования было задействовано по 16 слушателей, такжебыла сформирована экспертная комиссия из числа преподавателей кафедры. Суть тестирования заключалась в необходимости практического решения одного задания, размещенного на отдельном билете. Всего было разработано 16 билетов. По условию тестирования слушатель, находясь в положении лежа или на четвереньках должен освободиться от захвата, защититься от ударов и задержать ассистента одним из ранее изученных приемов.В группе полицейских ОВО (ЭГ) 14слушателейвыполнили задания тестана«удовлетворительно»(87,5%), 2 слушателя–«неудовлетворительно». Из слушателей группы полицейских ППСиз 16 человек 3 слушателя выполнили задание на «удовлетворительно» (18,7%), 13 слушателей –«неудовлетворительно». В результате тестирования более высокиерезультаты были выявлены у слушателейгруппыполицейских ОВО (ЭГ).Таким образом, анализ результатовтестированияпоказалэффективностьиспользования техники борьбы лежа для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России.

Ссылки на источники1. Лупырь В.Г., Литвин Д.В. Междисциплинарная интеграция в служебнобоевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1. С. 6568.2. Троян Е.И., Катаргин С.В. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел: учеб. метод. пособие. Тюмень: Тюменский юрид. инт МВД России, 2009. –80 с.3. Вольф Х. Дзюдо. Техника самообороны / пер. с нем. Г. Товкая. М.: ФАИРПРЕСС, 2002. –2008 с. 4. Тадески М. Искусство захватов / пер. с англ. Ю. Бондарева. М.: ФАИРПРЕСС, 2005. 248 с.: ил. (Боевые искусства).

Ruslan Muslumov,Lecturer of the Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenFighting techniques lying down in the physical training of the Russian Ministry of Internal AffairsAbstract. The article considers the effectiveness of introducing the wrestling in the lying position holds into the physical training process of the trainees of the Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia. It also provides the results of the conducted research.Key words: physical training of law enforcement officers, wrestling in the lying position, painful holds in the lying position, sambo, wrestling in the lying position training.