Использование метода круговой тренировки для совершенствования силовой выносливости сотрудников органов внутренних дел

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сокуренко В. С. Использование метода круговой тренировки для совершенствования силовой выносливости сотрудников органов внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3666–3670. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54997.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования физической подготовки полицейских. Автор теоретически и практически обосновывает возможность использования круговой тренировки для развития силовой выносливости сотрудников полиции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сокуренко Валерий Станиславович,старший преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьsokval64@mail.ru

Использованиеметода круговой тренировкидля совершенствованиясиловой выносливостисотрудников органов внутренних дел

Аннотация.Статья посвящена вопросам совершенствования физическойподготовки полицейских.Автор теоретически и практически обосновывает возможностьиспользования круговой тренировки для развития силовой выносливостисотрудников полиции.Ключевые слова:полиция,физическая подготовка,круговая тренировка,развитие физических качеств,силовая выносливость.

В современных условиях служебной деятельности сотруднику нередко приходиться применять физическую силу. В этой связи в образовательных организациях МВД России особое внимание уделяется совершенствованию физической подготовкиполицейского.Среди профессиональнозначимых физических качеств важное значение придается развитию силовой выносливости[1].Силовая выносливость проявляется в способности сотрудникадлительное время преодолевать физическое сопротивление правонарушителя или группы правонарушителей. Поэтому исследования, направленные на совершенствование методикиразвития силовой выносливости полицейскихпредставляются достаточно актуальными.Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел проводится в строгом соответствии с требованиями нормативноправовых документов МВД России. Для оптимизации процесса развития физических качеств и формирования надежных навыков боевых приемов борьбы преподаватели используют различные методы, средства и формы организации занятий [2]

В физической подготовкеполицейскихдля развития силовой выносливостисотрудников традиционно используются упражнения с многократным и длительным преодолением веса собственного тела, например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) и сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (подтягивание)[2].Для эффективного развития силовой выносливостисотрудниковтак же возможно использовать метод круговой тренировки[3].Предполагалось, что активное применение метода круговой тренировкив физической подготовке полицейскихбудет способствовать эффективному развитию их силовой выносливости.Исследование проходило три этапа:1. Организация педагогического эксперимента, подбор контингента, разработка комплекса упражнений с использованием метода круговой тренировки.2. Проведение педагогического эксперимента.3. Анализ изменения результатов тестирования уровня развития силовой выносливости у представителей экспериментальной и контрольной групп за период участия в эксперименте.Основные методы, используемые в исследовании:1. Анализ и обобщение учебнометодической литературы и практического опыта по теме исследования.2. педагогический эксперимент.3. тестирование.4. Метод математической статистики.Чтобы проверить эффективность предлагаемой методики, направленнойна развитие силовой выносливостипроводился педагогический экспериментв Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в 2013г.в течение 4 месяцев.В исследовании участвовали 24 сотрудниковпатрульнопостовой службы, мужчинв возрасте 2025 лет. Сотрудники были разделены на 2 учебные группы: контрольную и экспериментальную, по 12 сотрудников в каждой группе.

Контрольная группа занималасьпо программефизической подготовки для сотрудников полиции, предусмотренной учебным планоминститута.Экспериментальная группа занималась по аналогичной учебной программе. Однако в эту программу были внесены некоторые изменения.Для развития силовой выносливости у слушателей преподаватели активно включали в основную часть занятия комплекс упражнений с использованием метода круговой тренировки.

При использовании метода круговой тренировки слушатели многократно выполняли заранее определенные упражнения. При этом физическая нагрузка точно дозировалась, происходило чередование выполнения упражнений и отдыха. В упражнениях также активно использовались различные непредельные отяжеления. Комплексы упражнений подбирались с учетом прохождений определенной темы. В комплексы круговой тренировки были включеныфизическиеупражнения, отобранные в соответствиис конкретными задачами учебнотренировочного занятия.Всего было разработано и использовано 7 комплексов. Для упрощения организации занятия были разработаны и использованы карточки для работы по станциям.При выборе упражнений учитывалась степеньизученности и координированной сложности упражнений.С этой целью, на первых занятиях проводилось тестирование слушателями упражнений, включаемых в комплекс круговой тренировки.В начале экспериментас контрольной и экспериментальной группами было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня развитиясиловой выносливости. После тестированиягруппы приступили к занятиям по своим учебным программам. В конце периода обучения экспертной комиссиейбыло проведено повторное тестирование, используя теже, что и вначале эксперимента тесты. Результаты начального и конечного тестирования фиксировались в протоколах и далее подвергались математическому анализу.

Сотрудникиобеих групп занимались по программе физической подготовке, предназначенной для даннойкатегории обучаемых. Представители экспериментальной группыактивно использовали комплекс упражнения с использованием метода круговой тренировки.С целью количественного анализа педагогических явлений использовались методы математической статистики. Достоверность различий определялась по t критерию Стьюдента.Для выявления эффективности влияния метода круговой тренировкина развитиесиловой выносливостисотрудников полиции исследовались изменения в уровне развитияданных качествсотрудников экспериментальной и контрольной групп за период участия в эксперименте.Тестирование было проведено в начале и в конце эксперимента. Сопоставление всех результатов исходного тестирования экспериментальной и контрольной группы наглядно показало, что во всех тестах статистически достоверные различия отсутствуют. У испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы (на момент начала эксперимента) почти в равной мере были развито физическое качество –силовая выносливость.Приэтом сам уровень развития недостаточно высокий.Таблица 1Результаты тестирования уровня развития силовой выносливостисотрудниковЭГ и КГ в началеэкспериментаТестыПодтягивание на перекладине (раз)Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(раз)Толчок (жим) двух гирь 24 кг.(раз)

КГЭГКГЭГКГЭГ

7,88,222,529,830,331,9σ1,331,354,911,43,42,7M0,380,391,63,41,010,7V17,0616,421,738,411,58,6t0,751,891,23Ро� 0,05� 0,05� 0,05Проведя анализ среднеарифметических показателей групп, указанных в таблице 1, можно сделать вывод, что средние результаты во всех тестах в контрольной группе немного ниже, чем в экспериментальной группе. Группы по среднеарифметическим показателям всех тестов однородны. Однако, для более объективной оценки уровня развития силовой выносливости был использован метод математической статистики. В частности,была выявлена достоверность различий по tкритерию Стьюдента. В первом тесте (Подтягивание на перекладине) во время тестирования исходных показателейуровня развитиясиловой выносливостибыла полученавеличина t = 0,97. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,75), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 11. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.Во втором тесте (Сгибание и разгибание рук в упоре лежа) во время тестированияисходного уровня развития силовой выносливости исходных была полученавеличина t = 0,89. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,81), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 11. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте также недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.В третьем тесте (Толчок (жим) двух гирь 24 кг) во время тестирования исходных показателейуровня развития силовой выносливости была полученавеличина t = 1,23. Сравнив табличное значение с вычисленным t (1,23), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 11. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.Анализ результатовисходного тестирования контрольной и экспериментальной групп, в начале процессаобучения (табл.1) позволяет сделать вывод,что уровень развития силовой выносливостисотрудников во всех группах примерно одинаковый, (различия недостоверны) при этом самуровень недостаточно высокий.



Таблица 2Результаты тестирования уровня развития силовой выносливостиу представителей экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента.ТестыПодтягивание на перекладине (раз)Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(раз)Толчок (жим) двух гирь 24 кг.(раз)

КГЭГКГЭГКГЭГ

10,41334,738,739,947,2σ1,671,98,711,75,87,6M0,480,552,93,51,62,21V16,0914,6625,230,314,716,2t3,50,82,6Ро0,05�0,050,05Из таблицы 2 видно, что в ходе эксперимента силовая выносливостьв целом развились больше у сотрудниковэкспериментальной группы, чем у контрольной. В результате анализа полученных данных двух из трех тестов: «Подтягивание на перекладине» и «Толчок (жим) двух гирь 24 кг.»были выявлены их достоверные различиямежду группами.В первом тесте (Подтягивание на перекладине) во время тестирования итоговыхпоказателей силовой выносливостибыла получена величина t = 3,5. Сравнив табличное значение с вычисленным t (3,5), можно сделать вывод, что полученное значение t больше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5%уровня значимости при числе степеней свободы f = 11(t0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте достоверны,и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.Во втором тесте (Сгибание и разгибание рук в упоре лежа) во время тестирования итоговыхпоказателей координационных способностейбыла полученавеличина t = 0,8. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,8), можно сделать вывод, что полученное значение t меньшеграничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 11. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы недостоверны,и разница в среднеарифметических показателях групп имеетслучайный характер.Данный факт можно объяснить тем, что это упражнений активно использовалось слушателями на занятиях обеих групп. Неудивительно, что слушатели –представители и контрольной группы и экспериментальной продемонстрировали примерно одинаковые показатели уровня развития силовой выносливости в данном тесте.В третьем тесте (Толчок (жим) двух гирь 24 кг.) во время тестирования итоговыхпоказателей силовой способностибыла полученавеличина t = 2,6. Сравнив табличное значение с вычисленным t (2,6), можно сделать вывод, что полученное значение t больше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 11(t 0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы достоверны, и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.По результатам нашего исследования мы пришли кследующим выводам:1.Врезультате анализа научнометодической литературы выявлено, что активное использование метода круговой тренировкив учебнотренировочном процессе подготовки сотрудниковспособствует совершенствованию их силовой выносливости.2.На основе анализа и обобщения литературных источников по физической подготовкесотрудников полиции, был разработан комплекс упражнений с использованием метода круговой тренировки, направленный на развитие их силовой выносливости.3.Результаты тестирования подтвердили эффективность данного метода развития силовой выносливостисотрудников. Уровень развития силовой выносливости упредставителейэкспериментальной группы оказался достоверно выше, чем у спортсменов контрольной группы (р<0,05) в среднем на 12,3%. Это дает достаточнооснований говорить о том, что использование метода круговой тренировкиспособствует развитию силовой выносливостисотрудников полиции.

Ссылки на источники1. Астафьев Н.В., Глубокий В.А. Многоуровневая система профессионального образования сотрудников, обеспечивающих служебнобоевую подготовку органов внутренних дел МВД России: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010. –

223 с.2. Троян Е.И. Структурирование программы обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки.// Психопедагогика в правоохранительных органах.№1(40). 2010. –С. 7173.3. Гуралев В.М., Сергиенко А.С. О некоторых аспектах формирования готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы междунар. науч.практ. конф. (910 июня 2011 г.). Иркутск: ВосточноСибирский инт МВД России, 2011. Т. II. С. 104110.

SokurenkoValery,Senior lecturer in, Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenUsing the method of circuit training to improve power endurance of police officersAbstract.The article is dedicated issues of improving the physical training of police. Author theoretically and practically substantiates the use of circular training for the development of power endurance police officers.Keywords:police, physical training, circuit training, development of physical qualities, power endurance.