Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусев А. А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3686–3690. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55002.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования физической подготовки полицейских. Автор предлагает использовать упражнения, развивающие скоростные и координационные способности полицейских. Использование этих упражнений также позволит полицейским совершенствовать приемы защиты от ударов правонарушителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусев Андрей Анатольевич,кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьtui_fis@mail.ru/

Совершенствование подготовки сотрудников ОВДк упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя

Аннотация.Статья посвящена проблемесовершенствованияфизической подготовкиполицейских. Автор предлагает использовать упражнения, развивающие скоростные и координационныеспособности полицейских. Использование этих упражнений так же позволит полицейским совершенствовать приемы защиты от ударов правонарушителей.Ключевые слова:полиция,физическая подготовка, боевые приемы,скоростные и координационные способности, упреждающие действия, защита от ударов.

Условия современной службы сотрудников ОВД предъявляют всевозрастающие требования к уровню их профессиональной подготовленности. В служебной деятельности сотрудников ОВД часто встречаются конфликтные ситуации, опасные для жизни обстоятельства, связанные с активным физическим сопротивлением и применением оружия профессионально подготовленных криминальных элементов.Среди основных видов деятельности полиции выделяются направления, требующие от сотрудника высокого уровня физической подготовленности и владения боевыми приемами борьбы, оружием и специальными средствами:1) «защита личности, общества, государства отпротивоправных посягательств» (пп.1 п.1 ст.2 ФЗ «О полиции»);2) «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений» (пп.2 п.1 ст.2 ФЗ «О полиции»);3) «розыск лиц» (пп.4 п.1 ст.2 ФЗ «О полиции»);4) «обеспечение правопорядка в общественных местах» (пп.6 п.1 ст.2 ФЗ «О полиции»);5) «обеспечение безопасности дорожного движения» (пп.7 п.1 ст.2 ФЗ «О полиции»);6) «охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе» (пп.10 п.1 ст.2 ФЗ «О полиции»);7) «государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц» (пп.11 п.1 ст.2 ФЗ «О полиции»).В этой связи достаточно актуальной является деятельность по совершенствованию профессиональной подготовки полицейских, в частности формирования навыков упреждающих действий при отражении нападения. Полицейский должен обладать многими необходимыми для задержания правонарушителя умениями, знаниями и навыками ударов и защит от ударов; способов освобождения от захватов и обхватов; защиты от ударов ножом, тяжелым предметом; действий при угрозе оружия, попытке обезоружить.Всестороннее исследование чрезвычайных происшествий, связанных сгибелью, ранениями сотрудников, получением ими травм различной степени тяжести в результате огневого и физического контакта с правонарушителями позволяет выявить наиболее востребованные навыки боевых приемов борьбы, актуальные для обучения сотрудников ОВД.С этой целью был проведен анализ гибели сотрудников, получения ими травм и увечий в ситуациях огневого и физического контакта с правонарушителями в период с 2007 ‬2013 гг. в Тюменской области. В результате анализа за данный период было выявлен 31 случай физического контакта с правонарушителем, в результате которого сотрудники получил травмы, различной степени тяжести. Из данного количества наибольшее число травмированных сотрудников отмечено в 2008 г. (29% от общего числа за данный период). Меньше всегослучаев получения сотрудниками травм в процессе физического контакта с правонарушителями отмечено в 2010 г. (6,4%). В 2012 г. отмечено 6 случаев получения подобных травм сотрудниками, что составляет 19,3%.Анализ видов нападения и задержания, при которых сотрудники получили травмы различной степени тяжести показал, что наиболее опасными для сотрудников являются ситуации защиты от ударов невооруженного правонарушителя. От ударов правонарушителей пострадало 15 сотрудников, что составляет 48,3 %. Не менее опасными для здоровья сотрудников являются ситуации задержания правонарушителя. Причем подавляющее число травм в этих случаях причиняют себе сотрудники в процессе преследования правонарушителя бегом, преодолевая естественные препятствия (19,3% от общего количества травм). Опасным для сотрудников является групповое нападение правонарушителей. За исследуемый период было зафиксировано 4 случая получения травм сотрудниками полиции при физическом контакте с 2 и более правонарушителями, что составляет около 13 % от всех полученных травм. За данный период было также выявлено 3 случая получения сотрудниками травм при освобождении от захватов и обхватов правонарушителей в процессе борьбы (9,7%). Использование огнестрельного и холодного оружия правонарушителями в ситуации физического контакта требуют от сотрудников высокого уровня сформированности навыков боевых приемов борьбы. За период с 2007 ‬2013 гг. было зафиксировано 2 случая причинения вреда здоровью сотруднику в результате единоборства с правонарушителем, вооруженным ножом, что составляет 6,4% от общего числа полученных травм. Так же был выявлен случай угрозы огнестрельным оружием.В результате анализа данных происшествий выявлено, что сотрудники наибольшие затруднения испытывают в приемах защиты от ударов невооруженного противника, а также при преследовании правонарушителей, преодолевая различные препятствия.Для успешной профессиональной деятельности необходимо свободное владение профессиональными специфическими терминами и понятиями. Различные толкования одних и тех же терминов создают проблемы в общении специалистов в области физической подготовки сотрудников.В работе часто используютсятерминов: «упреждающее применение» и«боевые приемы борьбы». В толковом русском словаре Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.понятие «упреждать» определяется как «… упреждающий удар (наносимый в предупреждение)». Владимир Даль дает определяет понятия«упреждать» как «упереживать», т.е. «… упреждать, упредить кого ‬сделать что, успеть в чем или куда наперед». Боевые приемы борьбы ‬частовстречающееся в нормативноправовых документах и учебнометодических пособиях название системы приемов рукопашного боя разных стилей единоборств, необходимых для решения специальных задач сотрудников правоохранительных органов в рамках существующего законодательства; общее название приемов, используемых в физической подготовке сотрудников МВД России.В результате обучения сотрудник должен владеть боевыми приемами борьбына уровне навыка. Надежное владение навыками приемов в сложной критической ситуации позволит сохранить жизнь и здоровье сотруднику. Данное обстоятельство определяет чрезвычайную важность и актуальность обученияприемов, совершенствования их до уровня навыка[1]. Становление навыка, его упрочнение, совершенствование ‬довольно длительный процесс и во многом зависит от количества повторений двигательного действия и вариативности его исполнения.В процессе разучивания приема возникает начальная стадия его владения ‬умение его выполнять. Двигательное умение ‬одна из начальных степеней владениядвигательным действием, которая характеризуется сознательным управляемым движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью результатов его выполнения. Управление движением осуществляется при ведущей роли сознания. Сотрудник, владеющий приемом на стадии умения не может переключить внимание на объекты окружающей обстановки[2].Первоначальное умение основывается на следующих факторов: уже имеющимся двигательном опыте выполнения различных приемов; уровне развития физических качеств, особенно, координационных способностей; знания особенностей выполнения приема; уровня мотивации.Двигательное умение является переходной стадией к формированию двигательного навыка. Двигательный навык ‬это такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действие отличается высокой надежностью и помехоустойчивостью.Становление навыка, его упрочнение, совершенствование ‬довольно длительный процесс и во многом зависит от количества повторений двигательного действия, вариативности его исполнения.Становление навыка условно проходит через три стадии: период выработки; период стабилизации; автоматизации. На стадии выработки происходит: определение двигательного состава приема с учетом стиля, способа движений, индивидуальных особенностей сотрудника; ощущение движения и его сенсорная коррекция; уход коррекций, которые определились из поля контроля сознания. На стадии периода стабилизации происходит автоматизация движений; соединение новых коррекций между собой; окончательная шлифовка навыка и подгонка его до стандарта. На стадии автоматизации навык совершенствуется в условиях использования помех, сбивающих факторов, осложняющих стандартное выполнение приема.Процесс формирования навыка имеет определенные законы: изменения скорости; неравномерности развития навыка; закон «плато» в развитии навыка; переноса навыка; отсутствия предела в развитии навыка и закон угасания навыка. Навык быстрее развивается при первых повторениях, в дальнейшем скорость все более замедляется.Улучшение навыков чередуется с временными ухудшениями. Не редко наблюдаются длительные задержки в развитии навыка (закон «плато»). В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. При положительном переносе ранеесформированный навык способствует становлению нового навыка. Это происходит при наличие структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. При отрицательном переносе уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. В данном случае наоборот, наблюдается сходство в подготовительных фазах движений и отсутствие его в основном звене. Совершенствование приемов практически продолжается на протяжении всего времени занятий. При отсутствии повторений навык постепенно угасает, ноникогда не исчезает полностью.Формирование навыков упреждающих действий при защите от ударов невооруженного и вооруженного правонарушителя происходит на этапе совершенствования техники боевых приемов борьбы.Этот процесс зависит от комплексного использования средств и методов развития физических качеств и формирования навыков ударов и защиты от ударов.Наиболее востребованные физические качества для выполнения данных приемов: координационные способности и скорость одиночного движения.Для развития скоростных и координационных способностей необходимо использовать следующие упражнения:Упражнение №1.Преподаватель находится перед сотрудниками. Преподаватель выполняет защитную, или атакующую комбинацию технических действий, например, ударов и защит. Задача сотрудников заключается в том, чтобы по сигналу преподавателя как можно быстрее и точнее повторить данную комбинацию. Варианты комбинаций постоянно меняются. Длительность выполнения ‬2 ‬5 мин.Упражнение №2.Сотрудники распределяются по парам. Первый номернаходится в боевой стойке. Второй номер находится сзади на расстоянии вытянутой руки. Второй номер поочередно касается плеч или ног первого номера, в зависимости от чего первый номер выполняет удары раками или ногами. Например, если партнер касается левого плеча, то первый номер выполняет удар левой рукой. Первый номер должен как можно быстрее среагировать на внешний раздражитель и выполнить удар.Точность движений в этих упражнениях определяется степенью развития кинестезической чувствительности, т.е. совокупной деятельностью двигательного и тактильного анализаторов. При определении дозировки упражнений принималось во внимание, что они требуют не только физических, но и нервных напряжений. Представленные упражнения специфичны для отработки защиты, в том числе и упреждающих действийот ударов невооруженного правонарушителя, так и правонарушителя, вооруженным ножом или тяжелым предметом. Эти упражненияспособствуют развитию способности к точности воспроизведения; быстрому реагированию; быстрой перестройки двигательной деятельности.Упражнения направленны на сокращение времени ответной реакции на внешний раздражитель путем стимулирования двигательного ответа на внезапный сигнал. Данные упражнения способствуют совершенствованию координационных способностей, следовательно, совершенствованию навыков владения техникой ударов и защиты от ударов.Среди методов совершенствования ударов и защит от ударов наиболее актуальными и востребованными для формирования именно навыков упреждающих действий являются игровой и соревновательный методы. Соревновательный метод реализуется в спортивном поединке ‬спарринге.Однако,к практике спортивных поединков необходимо подходить постепенно, в соответствии с принципом обучения «системности и последовательности». В спортивном поединке (спарринге) условия схватки сведены к минимуму. Слушатели выполняют большое количество ударов, защит, перемещений. В процессе поединка они сами принимают решение: в какой момент атаковать и каким ударом.Для постепенной подготовки к спортивному поединку используют игровой метод. Данный метод реализуется в упражнениях: «Обусловленный спарринг» и «Полу ‬обусловленный спарринг». Сущность данных упражнений заключается в том, что преподаватель постепенно убирает условия выполнения приемов, постепенно подбираяськ ситуации спортивного поединка.Упражнение «Обусловленный спарринг». Преподаватель подает условные сигналы голосом, в зависимости от чего атакующий выполняет заранее оговоренную атаку. Защищающийся должен как можно быстрее и точнее выполнить защиту. Например, преподаватель говорит: «Раз!». Это означает, что атакующий выполняет прямой удар рукой в голову. Защищающийся должен упредить удар и опередить его прямым ударом ногой в живот. Если преподаватель говорит: «Два!», то атакующий выполняет прямой удар ногой в живот, а защищающийся должен упредить удар и опередить его прямым ударом рукой в живот или в голову. В дальнейшем может быть выбор из 3 или 4 атакующих ударов.Условия спарринга: атака начинается только по сигналу преподавателя; атакующий выполняет удар в соответствии с условными сигналами.Упражнение «Полу ‬обусловленный спарринг». Преподаватель подает сигнал к началу атаки. Атакующий сам выбирает и выполняет одну из двух или трех заранее оговоренных атак. Защищающийся должен как можно быстрее и точнее выполнить защиту.Условия спарринга: атака начинается только по сигналу преподавателя; атакующий выполняет удар по своему выбору, но из ранее оговоренного перечня.В дальнейшем условия выполнения спарринга можно еще более усложнять. Можно, например, увеличивать перечень разрешенных для выполнения приемов.Для развития координационных способностей также возможно активно использовать непредельные отягощения, выполняемыев двигательной структуре техники ударных и защитных движений. Использование непредельных отягощенийспособствуетэффективному обучению полицейскихударам руками и ногами[3]. Анализ учебнометодической литературы и практического опыта по данной теме исследования установлено, что для успешного и эффективного формирования навыков упреждающих действий сотрудников при отражении нападения необходимо на этапе совершенствования техники боевых приемов борьбы уделять большое внимание совершенствованию профессиональнозначимых физических качеств, таких как: скоростносиловые качества и координационные способности. Разработка средств и методов развития этих качеств будет способствовать оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.

Ссылки на источники1.Троян Е.И., Катаргин С.В. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел: учеб.метод. пособие. Тюмень: Тюменский юрид. инт МВД России, 2009. ‬80 с.2.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. идоп. М.: Академия, 2001.‬480 с.3. Троян Е.И., Борисов А.А. Развитие специальных координационных способностей курсантов в процессе обучения боевым приёмам борьбы // Психопедагогика в правоохранительных органах. №3 (46). 2011. ‬С. 7174.

Andrey Gusev,CandidateofPedagogicalSciencesDeputyHeadofChairoffire, physical, tacticalandspecialtrainingandoperational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairsof the Russian Federation, TyumenImproved training of law enforcement officers to preemptive action for protection against bumps of the offenderAbstract.Paper is devoted to improving the physical fitness of police officers. The author suggests using exercises that develop speed and coordination abilities of police officers. Using these, exercises also allow police officers to improve methods of protection from bumps offenders.Keywords:police, physical fitness, martial arts techniques, speed and coordination abilities, preemptive action protection against shocks.