Световые и звуковые способы психологического воздействия при проведении занятий по огневой подготовке
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горлов
О.
Ю. Световые и звуковые способы психологического воздействия при проведении занятий по огневой подготовке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3696–3700. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55004.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования огневой подготовки полицейских. Автор предлагает использовать в огневой подготовке метод моделирования для преодоления полицейскими чувства страха перед выстрелом.
Текст статьи
ГорловОлег Юрьевич,старший преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьoleg12.69@yandex.ru
Световые и звуковые способы психологического воздействия при проведении занятий по огневой подготовке
Аннотация.Статья посвящена проблеме совершенствования огневой подготовкиполицейских. Автор предлагаетиспользовать в огневой подготовке метод моделирования для преодоления полицейскими чувствастраха перед выстрелом.Ключевые слова:полиция,огневаяподготовка, метод моделирования, психологическая подготовка.
Условия современной службы сотрудников полициипредъявляют всевозрастающие требования к уровню их профессиональной подготовленности. Деятельность сотрудника органов внутренних делтребует от него высокого профессионального мастерства, соответствующих требованию присяги, моральноэтических качеств, строгого соблюдения правовых норм, принципов правового государства.После обучения в образовательной организации МВД России полицейский уже должен бытьтехнически и психологически подготовлен, а также обладать знаниями, умениями и навыками огневой подготовкинеобходимыми для его дальнейшей службы. Профессиональное мастерство –результат образованности сотрудника, большого и содержательного опыта практической работы, а также хорошего физическогои психологическогосостояния сотрудника на моментвыполнения задачи. Профессиональное мастерство достигается в результате профессионального обучения, в процессе непрерывной служебной подготовки. Повседневная служебная деятельность предъявляет высокие требования к нервной системе сотрудника полиции. Стрельба из боевого оружия отличается очень высокой и тонкой координацией действий и большими психическими нагрузками. Поэтому роль и значение ЦНС в данном виде деятельности чрезвычайно возрастает,и психологическая сторона мобилизационной готовности сотрудникаявляется основой построения всех учебнотренировочных занятий.Высокий уровень сформированности навыков огневой подготовкисотрудников обеспечивается в результате постоянной работы педагогов, направленной на повышение качества образовательного процесса, выявления инновационных подходов и технологий профессиональной подготовки будущих специалистов.Деятельность нервной системы носит, как правило, отражательный характер, является ответом на какоелибо раздражение, т.е. это деятельность рефлекторная. Именно рефлексы, простые и сложные, безусловные или условные, составляют основу всех процессов, совершающихся в организме сотрудника полиции. Нужно отметить, что побуждением к действию не всегда является раздражение извне. Оно может формироваться непосредственно в ЦНС благодаря внутренним мотивам, волевому усилию[1].Нередко физически одаренные сотрудникине достигали хороших результатов потому, что не проявляли в тренировке необходимых волевых качеств, не осмысливали сущности техникотактической подготовки, не умели дифференцировать и сознавать свои ощущения, восприятия. И наоборот, сотрудники «средние» по своим физическимданным и техническим способностям достигли высоких результатов, потому что глубоко осмысливали свои задачи и целеустремленнее их выполняли. На современном уровне стрельбы из боевого оружия сотрудник испытывает возрастающие нагрузки. Не в последнюю очередь они связаны с вниманием, эмоциональностью, мышлением, волевыми усилиями, памятью все эти качества позволяют полицейскомус достаточной достоверностью воспринимать окружающее, быстро ориентироваться в обстановке и своевременно принимать необходимые решения. Успех в профессиональной подготовке будущего специалиставо многом зависит от целенаправленного процесса по созданию, освоению, использованию и распространению современных инновационных педагогических теорий, методик, технологий, актуальных и адаптированных к решению образовательных задач подготовки будущих полицейских.Для повышения качества служебноприкладной огневой подготовки сотрудников, в частности, оптимизации процесса формирования навыков стрельбынеобходимо активно использовать методы проблемного обучения, творческих заданий имоделирования.Активное использование инновационных методов способствует возрастанию роли обучаемого в учебном процессе; усиление функции поддержки слушателя. В данном случае так же реализуется возможность дифференциации и индивидуализации образовательного и учебнотренировочного процесса.Для правильного формирования психики сотрудника полиции, подготовки его к особо трудным условиям несения службына занятиях необходимо регулярно применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все разделы подготовки: физическую, техникотактическую и интеллектуальную[2].Целью моральной и специальнойпсихической подготовки сотрудников является формирование у них такого психического состояния, которое сможет обеспечить постоянную готовность к применению оружия.Главная линия моральной и специальной психической подготовки выбирается с учетом индивидуальных особенностей, периода подготовки и квалификации сотрудника. В настоящее время моральную и специальную психическую подготовку делят на общую подготовку и подготовку к применению оружия в реальной обстановке. В ходе общей моральной и специальной психической подготовки решаются следующие задачи:
формирование и совершенствование свойств личности: идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, нравственных эмоциональноволевых черт характера;
развитие психических процессов, при помощи которых успешно осуществляется деятельность сотрудника полиции. К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия (чувство времени, темпа, ритма, устойчивость...), внимание, мышление, быстрота реакции, волевые процессы и т.д., специфичные для стрельбыиз боевого и табельного оружия;
обучение современным приемам и методам, которые помогут достичь высокой психической готовности на основе моделирования реальных условий.В ходе моральной и специальной психической подготовки к применению оружия в реальной обстановке решаются следующие задачи:
создание у сотрудника полициисостояния психической готовности путем правильного определения цели, мотивов, а также установка на достижение этой цели и воспитания уверенности в этом;
совершенствование знаний, умений и навыков по сохранению психической готовности в ходе подготовки благодаря эффективности и надежности саморегуляции поведения и действия;
обеспечение постоянной физической и психической свежести.К психическим процессам, непосредственно участвующих в выполнении выстрела, относятся: внимание, память, мышление, ощущения и восприятия, а также эмоции и воля. В специальной психической подготовке сотрудниказначительное место занимает волевая подготовка. В службе под определением "воля" понимается способность человека сознательно регулировать свои действия, активно направлять их на достижение поставленной цели, преодолевая стоящие на пути к ней трудности и препятствия. Конкретное проявление воли называется волевыми качествами. К ним относятся: целеустремленность иупорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.Задачи преподавателя огневой подготовки подготовить слушателя к той стороне его будущей служебной деятельности, которая называется применение оружия. За этими, внешне простыми словами, кроется значительная смысловая нагрузка: применить оружие это означает в первую очередь стрелять в человека. Стрелять придется не в тире, а практически в любых условиях: в населенных пунктах, при скоплении людей, после физической нагрузки, в различных условиях освещения, при отсутствии времени на подготовку выстрела и, самое трудное, в условиях активного огневого противодействия противника.Созданный комплекс огневой подготовки помогает смоделировать в процессе занятий по огневой подготовке некоторые нестандартные ситуации,возникающие в ходе практического применения оружия. Применяя при выполнении упражнений подсветку целей мигающим светом или проблесковыми маячками, используя громкоговорящую установку с записями шума боя, звуков автомобильных двигателей, милицейской сирены,повседневного городского шума, создаются дополнительные нагрузки на психику слушателей. В настоящее время преподавателями отработаны и применяются на практике пять ситуаций с нарастающим уровнем сложности.1. Выполнение упражнений при освещении целей рассеянным светом в сочетании со звуком повседневного городского шума.2. Выполнение упражнений при освещении целей мигающим светом в сочетании со звуком повседневного городского шума, после физической нагрузки.3. Выполнение упражнений при освещении целей мигающим светом в сочетании со звуком повседневного городского шума и звуками сирены после физической нагрузки, в ограниченное время.4. Выполнение упражнений при освещении целей мигающим светом и проблесковыми маяками в сочетании со звуком стрельбы и звуками сирены после физической нагрузки, в ограниченное время.5. Выполнение упражнений при освещении целей проблесковыми маяками в сочетании со звуком стрельбы и звуками сирены послефизической нагрузки, в ограниченное время.Подбирая препятствия по степени трудности, по форме и содержанию, по времени и месту возникновения, преподаватель имеет возможность совершенствовать подготовкуслушателя на протяжении всего времени обучения. Необходимо отметить, что психическая подготовка не имеет такой относительной самостоятельности, как все другие виды подготовки и может быть выделена как составная часть учебного процесса лишь условно. Она выступает как определенный аспект и составная часть и технической, и физической, и тактической, и теоретической подготовки.Поэтому при моделировании ситуаций, на отдельных этапах необходимо включать препятствия, максимально приближенные по трудности к реальной действительности.
Из сказанного следует, что преподавателю нужно быть в значительной мере психологомисследователем, обобщать свои наблюдения, уметь их систематизировать, всесторонне анализировать их и, в соответствии с этим, своевременно перестраивать условия занятий, варьировать в учебном процессе.Важно при этом определить сущность основного, ведущего раздражителя, чтобы затем избрать и целенаправленно применять средства для снижения и сглаживания высокой степени высокой степени психофизиологическихреакций сотрудникаполиции, нормализации его состояния.В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, приближенных к военным условиям, опасных для физического и психического здоровья. В различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения, для успешного достижения поставленной цели.Независимо от видаслужбы и профессиональной направленности, подразделенияОМОН, батальоныСПЕЦНАЗа, сводные отряды полиции, другие оперативные подразделения, а также и отдельные сотрудникинередко выполняют свои функции в нештатных условиях. Все они так или иначе несут повышенную меруответственности при выполнения задания, испытываютнапряжение, нуждаются в психологической устойчивости, самообладании, уверенности, вспособности к быстрой мобилизованности иумении восстанавливать затраченные силы, эффективнодоводить свои действия до необходимого результата [3].Отсюда, при проведении занятий с курсантами и слушателями, необходимо создавать такие условия, при которых у них в различной обстановкеформируются навыки умелогообращения с оружием, своевременного обнаружения опасности и развития мгновеннойреакции на нее, вырабатывается постояннаяготовность отвечать на любую неожиданность, то есть быстроотвечать на раздражитель и при этом принимать верные решения.В качестве методической основы построения учебного процесса по огневой подготовке курсантов и слушателей учебных организацийМВД России к действиям в экстремальных условиях предлагается использовать следующие методические приемы:
на первом этапе (начальный периодобучения) –использование средств и методов моделирования силы воздействия различных сбивающих факторов, обеспечивающих наилучшее проявление двигательных навыков стрельбы из табельного оружия;
на втором этапе (основной периодобучения) –использование средств иметодов моделирования воздействие различных сбивающих факторов, обеспечивающих значительное нарушение устойчивости двигательных навыков стрельбы из табельного оружия;
на третьем этапе (совершенствование приобретенных навыков) –комплексное использованиеразличных сбивающих факторов, наиболее значимых для стабильного проявления навыков стрельбы [4].При проведении занятий необходимо создавать обучаемымтакие условия, при которых у них формируются навыки умелого обращения с оружием, своевременного обнаружения опасности и развития мгновенной реакции на нее, вырабатывается постоянная готовность отвечать на любую неожиданность, то есть быстро отвечать на раздражитель и при этом принимать верные решения.Необходимо отметить, что одним из самых сильных тормозящих факторов в психологической подготовке является чувство страха перед выстрелом. Поэтому наначальном этапе обучениянеобходимопомочь курсанту (слушателю)сначала преодолеть это чувство, а затем приучать егопереносить дополнительные звуковые и световые нагрузки и раздражители. Активное использование моделирования разнообразных сбивающих факторовв служебноприкладной огневойподготовке слушателей образовательных организаций МВД России будет способствовать повышению ее качества.
Ссылки на источники
1. Мельников В.М. Психология (учебник) / В.М.Мельников М., 1987. 260с.2. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М.Вайнштейн М., 1981. 42с.3. Иткис М.А. Специальная подготовка оперативникасотрудника уголовного розыска / М.А.Иткис М., 1986.
72с.4. Блеер А.Н., Ушаков А.И., Шиян В.В., Щипин А.И. Методические основы совершенствования устойчивости двигательных навыков стрельбы из табельного оружия (учебное пособие) / М.: ЦОКР МВД России, 2006. –56с.
Oleg Gorlov,Senior lecturer in, Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenLight and sound methods of psychological influence during lessons on shootingAbstract.Paper is devoted to improving the training of police firing. The author suggests using a fire training simulation method to overcome fear police officers before the shot.Keywords:police, fire training, simulation method, psychological training.
Световые и звуковые способы психологического воздействия при проведении занятий по огневой подготовке
Аннотация.Статья посвящена проблеме совершенствования огневой подготовкиполицейских. Автор предлагаетиспользовать в огневой подготовке метод моделирования для преодоления полицейскими чувствастраха перед выстрелом.Ключевые слова:полиция,огневаяподготовка, метод моделирования, психологическая подготовка.
Условия современной службы сотрудников полициипредъявляют всевозрастающие требования к уровню их профессиональной подготовленности. Деятельность сотрудника органов внутренних делтребует от него высокого профессионального мастерства, соответствующих требованию присяги, моральноэтических качеств, строгого соблюдения правовых норм, принципов правового государства.После обучения в образовательной организации МВД России полицейский уже должен бытьтехнически и психологически подготовлен, а также обладать знаниями, умениями и навыками огневой подготовкинеобходимыми для его дальнейшей службы. Профессиональное мастерство –результат образованности сотрудника, большого и содержательного опыта практической работы, а также хорошего физическогои психологическогосостояния сотрудника на моментвыполнения задачи. Профессиональное мастерство достигается в результате профессионального обучения, в процессе непрерывной служебной подготовки. Повседневная служебная деятельность предъявляет высокие требования к нервной системе сотрудника полиции. Стрельба из боевого оружия отличается очень высокой и тонкой координацией действий и большими психическими нагрузками. Поэтому роль и значение ЦНС в данном виде деятельности чрезвычайно возрастает,и психологическая сторона мобилизационной готовности сотрудникаявляется основой построения всех учебнотренировочных занятий.Высокий уровень сформированности навыков огневой подготовкисотрудников обеспечивается в результате постоянной работы педагогов, направленной на повышение качества образовательного процесса, выявления инновационных подходов и технологий профессиональной подготовки будущих специалистов.Деятельность нервной системы носит, как правило, отражательный характер, является ответом на какоелибо раздражение, т.е. это деятельность рефлекторная. Именно рефлексы, простые и сложные, безусловные или условные, составляют основу всех процессов, совершающихся в организме сотрудника полиции. Нужно отметить, что побуждением к действию не всегда является раздражение извне. Оно может формироваться непосредственно в ЦНС благодаря внутренним мотивам, волевому усилию[1].Нередко физически одаренные сотрудникине достигали хороших результатов потому, что не проявляли в тренировке необходимых волевых качеств, не осмысливали сущности техникотактической подготовки, не умели дифференцировать и сознавать свои ощущения, восприятия. И наоборот, сотрудники «средние» по своим физическимданным и техническим способностям достигли высоких результатов, потому что глубоко осмысливали свои задачи и целеустремленнее их выполняли. На современном уровне стрельбы из боевого оружия сотрудник испытывает возрастающие нагрузки. Не в последнюю очередь они связаны с вниманием, эмоциональностью, мышлением, волевыми усилиями, памятью все эти качества позволяют полицейскомус достаточной достоверностью воспринимать окружающее, быстро ориентироваться в обстановке и своевременно принимать необходимые решения. Успех в профессиональной подготовке будущего специалиставо многом зависит от целенаправленного процесса по созданию, освоению, использованию и распространению современных инновационных педагогических теорий, методик, технологий, актуальных и адаптированных к решению образовательных задач подготовки будущих полицейских.Для повышения качества служебноприкладной огневой подготовки сотрудников, в частности, оптимизации процесса формирования навыков стрельбынеобходимо активно использовать методы проблемного обучения, творческих заданий имоделирования.Активное использование инновационных методов способствует возрастанию роли обучаемого в учебном процессе; усиление функции поддержки слушателя. В данном случае так же реализуется возможность дифференциации и индивидуализации образовательного и учебнотренировочного процесса.Для правильного формирования психики сотрудника полиции, подготовки его к особо трудным условиям несения службына занятиях необходимо регулярно применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все разделы подготовки: физическую, техникотактическую и интеллектуальную[2].Целью моральной и специальнойпсихической подготовки сотрудников является формирование у них такого психического состояния, которое сможет обеспечить постоянную готовность к применению оружия.Главная линия моральной и специальной психической подготовки выбирается с учетом индивидуальных особенностей, периода подготовки и квалификации сотрудника. В настоящее время моральную и специальную психическую подготовку делят на общую подготовку и подготовку к применению оружия в реальной обстановке. В ходе общей моральной и специальной психической подготовки решаются следующие задачи:
формирование и совершенствование свойств личности: идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, нравственных эмоциональноволевых черт характера;
развитие психических процессов, при помощи которых успешно осуществляется деятельность сотрудника полиции. К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия (чувство времени, темпа, ритма, устойчивость...), внимание, мышление, быстрота реакции, волевые процессы и т.д., специфичные для стрельбыиз боевого и табельного оружия;
обучение современным приемам и методам, которые помогут достичь высокой психической готовности на основе моделирования реальных условий.В ходе моральной и специальной психической подготовки к применению оружия в реальной обстановке решаются следующие задачи:
создание у сотрудника полициисостояния психической готовности путем правильного определения цели, мотивов, а также установка на достижение этой цели и воспитания уверенности в этом;
совершенствование знаний, умений и навыков по сохранению психической готовности в ходе подготовки благодаря эффективности и надежности саморегуляции поведения и действия;
обеспечение постоянной физической и психической свежести.К психическим процессам, непосредственно участвующих в выполнении выстрела, относятся: внимание, память, мышление, ощущения и восприятия, а также эмоции и воля. В специальной психической подготовке сотрудниказначительное место занимает волевая подготовка. В службе под определением "воля" понимается способность человека сознательно регулировать свои действия, активно направлять их на достижение поставленной цели, преодолевая стоящие на пути к ней трудности и препятствия. Конкретное проявление воли называется волевыми качествами. К ним относятся: целеустремленность иупорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.Задачи преподавателя огневой подготовки подготовить слушателя к той стороне его будущей служебной деятельности, которая называется применение оружия. За этими, внешне простыми словами, кроется значительная смысловая нагрузка: применить оружие это означает в первую очередь стрелять в человека. Стрелять придется не в тире, а практически в любых условиях: в населенных пунктах, при скоплении людей, после физической нагрузки, в различных условиях освещения, при отсутствии времени на подготовку выстрела и, самое трудное, в условиях активного огневого противодействия противника.Созданный комплекс огневой подготовки помогает смоделировать в процессе занятий по огневой подготовке некоторые нестандартные ситуации,возникающие в ходе практического применения оружия. Применяя при выполнении упражнений подсветку целей мигающим светом или проблесковыми маячками, используя громкоговорящую установку с записями шума боя, звуков автомобильных двигателей, милицейской сирены,повседневного городского шума, создаются дополнительные нагрузки на психику слушателей. В настоящее время преподавателями отработаны и применяются на практике пять ситуаций с нарастающим уровнем сложности.1. Выполнение упражнений при освещении целей рассеянным светом в сочетании со звуком повседневного городского шума.2. Выполнение упражнений при освещении целей мигающим светом в сочетании со звуком повседневного городского шума, после физической нагрузки.3. Выполнение упражнений при освещении целей мигающим светом в сочетании со звуком повседневного городского шума и звуками сирены после физической нагрузки, в ограниченное время.4. Выполнение упражнений при освещении целей мигающим светом и проблесковыми маяками в сочетании со звуком стрельбы и звуками сирены после физической нагрузки, в ограниченное время.5. Выполнение упражнений при освещении целей проблесковыми маяками в сочетании со звуком стрельбы и звуками сирены послефизической нагрузки, в ограниченное время.Подбирая препятствия по степени трудности, по форме и содержанию, по времени и месту возникновения, преподаватель имеет возможность совершенствовать подготовкуслушателя на протяжении всего времени обучения. Необходимо отметить, что психическая подготовка не имеет такой относительной самостоятельности, как все другие виды подготовки и может быть выделена как составная часть учебного процесса лишь условно. Она выступает как определенный аспект и составная часть и технической, и физической, и тактической, и теоретической подготовки.Поэтому при моделировании ситуаций, на отдельных этапах необходимо включать препятствия, максимально приближенные по трудности к реальной действительности.
Из сказанного следует, что преподавателю нужно быть в значительной мере психологомисследователем, обобщать свои наблюдения, уметь их систематизировать, всесторонне анализировать их и, в соответствии с этим, своевременно перестраивать условия занятий, варьировать в учебном процессе.Важно при этом определить сущность основного, ведущего раздражителя, чтобы затем избрать и целенаправленно применять средства для снижения и сглаживания высокой степени высокой степени психофизиологическихреакций сотрудникаполиции, нормализации его состояния.В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, приближенных к военным условиям, опасных для физического и психического здоровья. В различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения, для успешного достижения поставленной цели.Независимо от видаслужбы и профессиональной направленности, подразделенияОМОН, батальоныСПЕЦНАЗа, сводные отряды полиции, другие оперативные подразделения, а также и отдельные сотрудникинередко выполняют свои функции в нештатных условиях. Все они так или иначе несут повышенную меруответственности при выполнения задания, испытываютнапряжение, нуждаются в психологической устойчивости, самообладании, уверенности, вспособности к быстрой мобилизованности иумении восстанавливать затраченные силы, эффективнодоводить свои действия до необходимого результата [3].Отсюда, при проведении занятий с курсантами и слушателями, необходимо создавать такие условия, при которых у них в различной обстановкеформируются навыки умелогообращения с оружием, своевременного обнаружения опасности и развития мгновеннойреакции на нее, вырабатывается постояннаяготовность отвечать на любую неожиданность, то есть быстроотвечать на раздражитель и при этом принимать верные решения.В качестве методической основы построения учебного процесса по огневой подготовке курсантов и слушателей учебных организацийМВД России к действиям в экстремальных условиях предлагается использовать следующие методические приемы:
на первом этапе (начальный периодобучения) –использование средств и методов моделирования силы воздействия различных сбивающих факторов, обеспечивающих наилучшее проявление двигательных навыков стрельбы из табельного оружия;
на втором этапе (основной периодобучения) –использование средств иметодов моделирования воздействие различных сбивающих факторов, обеспечивающих значительное нарушение устойчивости двигательных навыков стрельбы из табельного оружия;
на третьем этапе (совершенствование приобретенных навыков) –комплексное использованиеразличных сбивающих факторов, наиболее значимых для стабильного проявления навыков стрельбы [4].При проведении занятий необходимо создавать обучаемымтакие условия, при которых у них формируются навыки умелого обращения с оружием, своевременного обнаружения опасности и развития мгновенной реакции на нее, вырабатывается постоянная готовность отвечать на любую неожиданность, то есть быстро отвечать на раздражитель и при этом принимать верные решения.Необходимо отметить, что одним из самых сильных тормозящих факторов в психологической подготовке является чувство страха перед выстрелом. Поэтому наначальном этапе обучениянеобходимопомочь курсанту (слушателю)сначала преодолеть это чувство, а затем приучать егопереносить дополнительные звуковые и световые нагрузки и раздражители. Активное использование моделирования разнообразных сбивающих факторовв служебноприкладной огневойподготовке слушателей образовательных организаций МВД России будет способствовать повышению ее качества.
Ссылки на источники
1. Мельников В.М. Психология (учебник) / В.М.Мельников М., 1987. 260с.2. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М.Вайнштейн М., 1981. 42с.3. Иткис М.А. Специальная подготовка оперативникасотрудника уголовного розыска / М.А.Иткис М., 1986.
72с.4. Блеер А.Н., Ушаков А.И., Шиян В.В., Щипин А.И. Методические основы совершенствования устойчивости двигательных навыков стрельбы из табельного оружия (учебное пособие) / М.: ЦОКР МВД России, 2006. –56с.
Oleg Gorlov,Senior lecturer in, Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenLight and sound methods of psychological influence during lessons on shootingAbstract.Paper is devoted to improving the training of police firing. The author suggests using a fire training simulation method to overcome fear police officers before the shot.Keywords:police, fire training, simulation method, psychological training.