Использование стрелкового тренажера СКАТТ на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Архипов С. Н. Использование стрелкового тренажера СКАТТ на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3711–3715. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55007.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования огневой подготовки полицейских. Автор предлагает использовать стрелковый тренажер СКАТТ для тренировки полицейских.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Архипов Сергей Николаевич,старший преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г.Тюмень

as.master13@mail.ru

Использование стрелкового тренажера СКАТТна занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений

Аннотация.Статья посвящена проблеме совершенствования огневой подготовкиполицейских. Автор предлагает использовать стрелковый тренажер СКАТТ для тренировки полицейских.Ключевые слова:полиция,огневаяподготовка, стрелковый тренажер, современные информационные технологии.

Поиск путей повышения качества образованияосуществляется по многим направлениям, среди которых важнейшее место занимает внедрение современных технических средств обучения и информационных технологий. Это связано с глобальной информатизацией всех сфер общественной жизни от промышленного производства и научных отраслей до области искусства. Современные информационные технологии и технические средства обучении (ТСО), активно внедряемые в учебный процесс имеют высокую педагогическую ценность не только с точки зрения повышения качества образовательногопроцесса, но и в связи с их возможностью изменять структуру коммуникативных процессов обучения в соответствии с требованиями общественного прогресса. Технические средства обучения –комплекс светотехнических и звуковых учебных пособий,и аппаратуры, используемых для активизации процесса обучения. Существуют оборудованные комплексами технических средств обучения автоматизированные аудитории (классы). Технические средства обучения увеличивают наглядность обучения, делают доступным восприятию материал, который при обычных методах обучения не может быть продемонстрирован, повышают темп обучения, создают условия для осуществления исследовательского метода преподавания и индивидуализации процесса обучения. Систематические занятия по огневой подготовке ставят целью, полноценное развитие и закрепление ранее изученного материала. Освоение техники стрельбы происходит в процессе овладения специальными знаниями, умениями, навыками и совершенствования их. Таким образом, обучение и тренировка составляют две стороны единого педагогического процесса. Занятие на стрелковом тренажере можно отнести к «технической» тренировке, т.е. это тренировка без патронов. Тренировка без патронов высокорезультативнаяформа подготовки, она не может быть заменена другой формой работы, в том числе и практической стрельбой. «Техническая» тренировка необходима стрелкам всех уровней подготовленности. С ее помощью решаются следующие задачи:

развитие силовой выносливости руки;

совершенствование устойчивости оружия;

развитие личного контроля;

разучивание управления спуском;

управление вниманием;

отработка согласованности действий в комплексном выполнении выстрела.Тренировка без патронов должна занимать большую часть времени на занятии. Именно при такой тренировке формируются временные нервные связи, которые в дальнейшем определяют наличие устойчивого условного рефлекса на внешние раздражители. На начальном этапе обучения тренировке без патрона следует уделять особое внимание с целью выработки правильных первичных навыков стрельбы. Однако тренировка вхолостую не теряет своего значения с ростом мастерства. Как показывает практика, стрелки более высокой квалификации большую часть времени на тренировке уделяют именно работе без патрона. В учебнотренировочном процессе необходимо учитывать общепедагогические принципы и методы присущие процессу обучения технике стрельбы.Принцип наглядности имеет непосредственное отношение к процессу обучения. Наглядность ускоряет создание представлений и тем самым облегчает процесс усвоения. Через зрительный анализатор в процессе работы на тренажёре СКАТТ, видна объективная картина качества выполнения элементов прицеливания, спуска курка и т.д.Принцип систематичности заключается в необходимости изложения материала в определенной последовательности. Бессистемное, и хаотичное преподнесение материала замедляет ход обучения и делает его малоинтересным и скучным.В обучении стрельбе из пистолета, со сложным содержанием элементов, важно построить процесс обучения таким образом,чтобы изучить элементы техники стрельбы их правильное выполнение, а потом осваивать их и совершенствовать, используя учебное оружие и тренажеры СКАТТ как на практических занятиях,так и во время самоподготовки. При этом тренажер позволяет оценить степень выполнения отдельных элементов, не только инструктору (преподавателю), но и обучаемому.Принцип непрерывности, заключается в систематическом использовании на всех занятиях по огневой подготовке полученных знаний и умений, что позволяет укрепить двигательные навыки, и мышечную память.Из многих методов, которые могут быть рекомендованы для проведения занятий по различным разделам огневой подготовки, руководитель занятий сам избирает в соответствии со своими знаниями, особенностями обучаемых и другими условиями те приемы и методы, которые смогут обеспечить наилучшую подготовку личного состава. Отдавая предпочтение тем или иным приемам, руководитель занятий должен помнить, что нет,и не может быть универсального метода обучения. Разнообразие в методах и приемах преподавания необходимое условие успешного обучения.Основным методом начального обучения является целостнораздельный. Сущность его заключается в следующем: в начале стрелок знакомиться с техникой стрельбы в целом, потом разучивает отдельные элементы техники и затем вновь изучает технику стрельбы в целом на более качественном уровне с учетом приобретённого опыта.1В обучении стрельбе из пистолета широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы), методы обеспечения наглядности (наглядные методы), практическое упражнение и тренировка.

Вогневой подготовкеприменяются следующие словесные методы: 1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала вповествовательной форме. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например,понятий, правил мер безопасности и т.д. Разбор форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения 1КорхА.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. М.: ФиС, 1986 С.63 какоголибо двигательного задания, где намечаются пути дальнейшей работы по устранению выявленных ошибок, и совершенствованию достигнутого.2.Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у обучаемых правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений инструктором (преподавателем) всегда должен сочетаться с методами использования слова.3.Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.4.Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:1)направляющая помощь преподавателя при выполнениидвигательного действия с оружием;2)медленное и быстрое выполнение элемента в целом и по частям с использованием оружия, а также упражнений для проверки правильного его выполнения;3)фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия с оружием;8. Практическое упражнение

это многократное сознательное выполнение обучаемыми приема (действия) с оружием. Особым видом метода практического упражнения является тренировка.Тренировка применяется уже после освоения обучаемыми практического приема (действия) с целью доведения выполнения приема до автоматизма и выработки у обучаемых практических навыков2.

Выполнение меткого выстрела требует от стрелка строго определённых действий. Все эти действия: изготовка; прицеливание; задержкадыхания; нажатие на спусковой крючок, составляют основу техники стрельбы, являются обязательными элементами и находятся в тесной взаимосвязи.При изучении отдельного элемента техники выстрела должна соблюдаться определенная последовательность: ознакомление, практическое разучивание, закрепление и совершенствование элемента.В обучении технике стрельбы из пистолета можно выделить три этапа: Первый этап –изучениехватки пистолетаотдельно от изготовки,изготовкидля стрельбы, управления дыханием, собственно прицеливание (совмещение прицельных приспособлений), и последующее наведение и удержание оружия на мишени. Второй этап обучение управлению спуском отдельно от изготовки, а затем одновременно с ней.Третий этап –освоение прицеливания и управления спуском, т.е. обучение технике выполнения прицельного выстрела в целом.Естественно, что начинающий стрелок на первых занятиях и стрельбах допускает значительное количество ошибок, и если их вовремя не исправить, они будут повторяться и могут превратиться во вредные навыки, от которых в дальнейшем трудно будет избавиться. С чем мы и столкнулись при проведении занятий с сотрудниками, прибывающими на повышение квалификации. Поэтому особое внимание следует обратить на начальную подготовку стрелка (с использованием стрелковых тренажёров «СКАТТ»), которая включает в себя навыкиправильного удержания оружия т.е., хватки,изготовки, прицеливания, обработки 2Щипин А.И., Ковшов Н.В., Шестопалова Е.В., Дьяков Е.Ю. Огневая подготовка в органах внутренних дел: Учебнометодическое пособие. М., 2005. 28 с.спуска без ограничения времени. Являясь основой меткой стрельбы, правильно выполняемые эти элементы, дают базу для совершенствования скоростной стрельбы во всех ее вариантах.Применение стрелкового тренажера «СКАТТ» в обучении точной стрельбе, без ограничения времени на выстрел, это то,что помогает освоить технику стрельбы сисключением ошибок допускаемых при стрельбе боевыми патронами, и рассчитана надва этапа:

Первый этап. Работа с оружием без патронов или с учебным оружием:

обучение различным способам удержания пистолета одной и двумя руками;

обучение различным изготовкам для стрельбы;

обучение правильному спуску курка с боевого взвода (далее спуску);

обучение прицеливанию.Первый этап обучения состоит из трех занятий. На первом занятии обучаемые должны понять, что означает правильное прицеливание, обработка спуска, а также уяснить какие способы изготовок и хваток существуют. Поэтому перед началом выполнения упражнений преподаватель демонстрирует выстрел с одной и двух рук в целом. Дает понятие«выстрела выполненного технически правильно», а затем подробно, раздельно по элементам, рассматривает выстрел: 1)«хватки» (способы удержания оружия одной рукой и двумя руками; 2) изготовки для стрельбы из положения стоя, сопровождая свои действия рассказом и объясняя в какой ситуации предпочтительнее пользоваться той или иной хваткой и изготовкой;3) принцип правильного прицеливания и демонстрирует его;4) спуск курка с боевого взвода (т.е. показывает положение пальца на спусковом крючке в зависимости от индивидуальных особенностей стрелка, и работу указательного пальца при нажатии на спусковой крючок). При этом рассказ должен быть понятным для обучаемых, а показ действий правильным. На втором и третьем занятии обучаемые с помощью учебного оружия и тренажера «СКАТТ» формируют и развивают целостное представление о двигательных действиях по производству выстрела. На втором этапе обучаемые развивают умение производить правильный выстрел с помощью тренажера по условиям подготовительных упражнений (закрепляют полученные навыки на практических занятиях стрельбой боевыми патронами). Второй этап.Выполнение подготовительных упражнений с боевым оружием и патронами.В дальнейшем используя стрелковый тренажёр СКАТТ, наряду с отработкой отдельных элементов совершенствуется техника стрельбы в целом, с одновременным развитием необходимых стрелку физических и психических качеств.Упражнения отрабатываются до автоматизма и только в том случае, когда значительное количество холостых выстрелов перейдет в определенное качество, есть смысл переходить к стрельбе с патроном. Если же приступить к стрельбе после короткого объяснения, как зачастую бывает при большой группе обучаемых и дефиците времени, то эффект от таких занятий будет минимальным, а затраты на обучение не будут оправданы. Тренировка без патронов призвана выработать «чувство оружия» и твердые навыки приведения в действие всех частей и механизмов.Поэтому,прежде чем приступать к стрельбе и новички, и опытные стрелки проходят через стрелковые тренажеры. Обучаемый сам контролирует свои действия. Руководитель стрельб также может в любой момент проконтролировать выполнение упражнения и вовремя исправить допущенные ошибки. Использование стрелковоготренажера делает тренировку без патронов наглядной, понятной, интересной и результативной.

Ссылки на источники1. Огневая подготовка: Учебник –М.: ЦОКР МВД России, 2008. –669с.2. Архипов С. Н. Основы обучения стрельбе из пистолета сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие для образ. учрежд. МВД РФ/ С. Н. Архипов; под. ред. А. И. Числова. 2е изд. стереотип. Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2009. 167 с.3. ДворякИ.А. Огневая (стрелковая) подготовка работников органов внутренних дел: учебник / И.А. Дворяк. М.: ЦОКР МВД России, 2005. 328 с.4. Щипин А.И. Огневая подготовка в органах внутренних дел: учеб.метод. пособие / А.И. Щипин, Н.В. Ковшов и др., изд.2е испр. и допол.М.: Московский университет МВД России, Издательство «ЩитМ», 2005.238 с.

SergeyArkhipov,Senior lecturer in, Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenUsing small arms SCATT exerciser on employment on fire training with Special ForcesAbstract.Paper is devoted to improving the training of police firing. The author suggests using firearms training SCATT to train police officers.Keywords:police, fire training, weapons simulator, modern information technology.